Научная статья на тему 'Опыт решения проблемы инклюзивного образования в региональном вузе'

Опыт решения проблемы инклюзивного образования в региональном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О А. Денисова, О Л. Леханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт решения проблемы инклюзивного образования в региональном вузе»

О. А. Денисова, О. Л. Леханова

Опыт решения проблемы инклюзивного образования

в региональном вузе

Решение проблемы создания условий для инклюзивного образования в вузе предполагает ответ на два вопроса. Первый - это вопрос о том, что именно ждут федеральные власти от университетов в плане реализации прав студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на инклюзивное или включённое образование. Второй вопрос связан с определением готовности самого вуза к реализации государственных инициатив.

Отвечая на первый вопрос, можно сослаться на то, что в последние годы достаточно много говорится и делается для формирования законодательной и нормативной базы, обеспечивающей реализацию права студентов с ОВЗ и инвалидностью на образование. Законодательное обеспечение прав на инклюзивное образование в настоящее время обеспечено рядом документов, в том числе:

• федеральные требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе к оснащению образовательного процесса (Министерство образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 2013 г., №06-2412ВН);

• методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (Министерство образования и науки РФ от 08.04.2014 г., № 1АК-44/05ВН);

• ФГОС ВО (3+, 4 поколения).

Из перечисленных документов наиболее значимыми в практической плоскости являются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения, в которых прописаны требования к созданию условий обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе. Именно они гарантируют студентам с ОВЗ и инвалидностью право на обучение в условиях совместного образования, в них же определена сущность специальных условий для высшего инклюзивного образования.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере высшего инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» стало создание в 2013 г. по инициативе кафедры дефектологического образования Ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц. Центр функционально объ-

33

единяет специалистов по работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью и управленческие структуры вуза (управление по воспитательной работе, по стратегическому развитию, учебно-методическое управление, управление информационных технологий, административнохозяйственного развития и приёмную комиссию). Определяя роль Ресурсного центра поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц в создании условий для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, отметим наиболее значимые задачи, которые решает ресурсный центр ЧГУ.

1. Обеспечение координации взаимодействия ЧГУ со службами различной ведомственной принадлежности, участвующими в системе комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью (образовательной, социальной, медицинской).

2. Разработка и реализация программы организационнометодического сопровождения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью (обучающие семинары, КПК, консультации, вебинары, открытые лекции, мастер-классы, методические рекомендации и т. п.).

3. Обобщение передового опыта по обучению лиц ОВЗ и инвалидностью, осуществление научно-методического сопровождения деятельности по реализации инклюзивного образования.

4. Осуществление и анализ результатов мониторинга психофизического здоровья и академической успешности лиц с ОВЗ и инвалидностью.

5. Экспертная оценка (консалтинговые услуги) образовательных программ коррекционного (специального) и инклюзивного дошкольного, общего и профессионального образования.

За прошедший год ресурсным центром ЧГУ удалось реализовать ряд мероприятий, способствующих достижению выделенных задач. Так, усилиями Центра разработана и принята Целевая программа формирования в ЧГУ универсальной среды (на 2013-15 гг.), благодаря чему в университете реализуется адаптированные для целей формирования в вузе инклюзивной культуры программы личностного и профессионального развития, способствующие адаптации первокурсников, формированию в студенческой среде толерантности и готовности к совместному обучению здоровых студентов и студентов с ОВЗ. В вузе ведётся факультатив «Технология карьеры», способствующий трудоустройству выпускников, создана база вакансий для выпускников с инвалидностью. Важно и то, что для студентов с инвалидностью и ОВЗ проводятся занятия адаптивной физической культурой. В вузе активно развивается студенческое волонтёрское движение, создана сеть студенческих волонтёрских отрядов, что позволило обеспечить волонтёрское сопровождение эстафеты паралимпийского огня в Череповце, проведение спортивных праздников и социокультурных мероприятий в

34

инклюзивных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях города и области. В текущем году обеспечено участие вуза в работе методического совета инклюзивного образования Вологодской области, координационного совета по делам инвалидов мэрии г. Череповца, что способствовало всестороннему и профессиональному обсуждению стратегических целей и тактических задач развития специального и инклюзивного образования в регионе. Налаживается сеть межведомственного сотрудничества вуза с учреждениями культуры искусства, здравоохранения, физкультуры и спорта, соцзащиты, а также с региональными и городскими общественными организациями и объединениями инвалидов и их родственников. Это позволило организовать и провести в городе Региональное эхо международного кинофестиваля «Кино без барьеров», региональные мероприятия «Международного дня голоса» и «Дня инвалидов», содействовать широкому обсуждению проблем образования и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью. Также такое сотрудничество дало возможность обеспечить перекрёстное использование ресурсов учреждений в достижении целей интеграции и инклюзии инвалидов лиц с ОВЗ.

Несмотря на определённые успехи в плане участия высшего образования в целом и регионального вуза в частности в создании условий для инклюзивного образования, нельзя не отметить ряд проблем, связанных с тем, что в настоящее время:

• в индивидуальных программах реабилитации инвалидов не отражён и практически не учитывается реабилитационный потенциал образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование;

• инклюзивное образование рассматривается преимущественно применительно к школьному звену образования, дошкольное и вузовское инклюзивное образование нередко остаётся за рамками и обсуждения, и финансирования;

• в реабилитационных программах для инвалидов слабо используется ресурс межведомственного взаимодействия между учреждениями и организациями здравоохранения, образования, социальной защиты;

• ресурсы и опыт специального образования и специальные (коррекционные) образовательные учреждения редко становятся базой для работы инклюзивных образовательных организаций;

• законодательно и нормативно не определен статус лиц с ОВЗ, достигших 18-летнего возраста, что затрудняет создание для них специальных образовательных условий на этапе профессиональной подготовки.

Выделенные проблемы по большей части требуют широкого межведомственного обсуждения и привлечения к их решению не

35

только региональных, но и федеральных властей. В целом же имеющийся опыт и его анализ позволяет утверждать, что высшее образование обладает значительным потенциалом для совершенствования региональных систем оказания помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Е. А. Стребелева

Ранний возраст: педагогические условия для предупреждения и коррекции отклонений в психофизическом развитии детей с умственной недостаточностью

Современный этап исследований в области коррекционной педагогики направлен на поиск новых форм, содержания, методов и приемов для оказания эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Из них большую часть (около 70 %) составляют дети с умственной недостаточностью (задержкой психического развития, нарушением интеллекта) вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Коррекционная помощь детям с ОВЗ, в том числе и детям с умственной недостаточностью, оказывается в дошкольных образовательных организациях, а также в центрах психолого-медикопедагогического сопровождения в группах кратковременного пребывания.

Проведение мониторинга эффективности результатов коррекционной помощи детям раннего возраста с умственной недостаточностью показывает, что многие проблемы в их развитии оказываются не только не скорригированными, но становятся более выраженными к дошкольному возрасту. Так, у этих детей не сформирована потребность во взаимодействии с новым взрослым, отсутствует интерес к сверстникам, отмечаются трудности в поведении: очевидны проявления негативизма, агрессивности в детском коллективе. Анализ данных мониторинга о результатах коррекционного воздействия на развитие детей раннего возраста с умственной недостаточностью свидетельствует о том, что во многих случаях руководители и специалисты недостаточно уделяют внимание созданию основных педагогических условий для коррекции отклонений в развитии детей указанной категории.

В целях оказания эффективного воздействия на коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста с умственной недостаточностью необходимо создавать и реализовывать специальные

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.