Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ООРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИХ ВЛАДЕНИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ООРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИХ ВЛАДЕНИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ОВД) / ПОЛИЦИЯ / НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ / ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носов Станислав Андреевич, Уварова Карина Андреевна, Тодрик Вадим Николаевич

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме применения сотрудниками органов внутренних дел специальных средств. Предлагается к ознакомлению, на примере статистики, практическое подтверждение вывода по описываемой проблеме. Рассматривается действующее законодательство в области применения сотрудниками органов внутренних дел специальных средств и огнестрельного оружия, а также факторы, влияющие на готовность сотрудников применить специальные средства в возможных ситуациях, связанных со служебной деятельностью. В статье также отражена проблема психологической подготовленности к применению и знание нормативной базы для полной и точной оценки обстановки и возможных последствий. Для наглядности в работе представлено деление специальных средств на соответствующие виды. Заключающая часть статьи отведена роли преподавателей в формировании навыков будущих и действующих сотрудников с целью полной готовности к возможным жизненным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Носов Станислав Андреевич, Уварова Карина Андреевна, Тодрик Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL MEANS OF ATS AND THE IMPORTANCE OF TEACHING THEIR MASTERY IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

The article is devoted to the current problem of the use of special means by employees of the internal affairs bodies. It is proposed for acquaintance, on the example of statistics, practical confirmation of the conclusion on the described problem. The current legislation in the field of the use of special means and firearms by employees of the internal affairs bodies, as well as factors affecting the willingness of employees to use special means in possible situations related to official activities, is considered. The article also reflects the problem of psychological readiness for application and knowledge of the regulatory framework for a complete and accurate assessment of the situation and possible consequences. For clarity, the paper presents the division of special means into the corresponding types. The final part of the article is devoted to the role of teachers in shaping the skills of future and current employees in order to be fully prepared for possible life situations.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ООРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИХ ВЛАДЕНИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ООРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИХ ВЛАДЕНИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

SPECIAL MEANS OF ATS AND THE IMPORTANCE OF TEACHING THEIR MASTERY

IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

Носов Станислав Андреевич

преподаватель кафедра физической подготовки Воронежский институт Министерства внутренних дел России

г. Воронеж, Россия Nosov Stanislav Andreevich lecturer

department of physical training Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Voronezh, Russia

Уварова Карина Андреевна

слушатель юридический факультет Воронежский институт Министерства внутренних дел России

г. Воронеж, Россия Uvarova Karina Andreevna student faculty of law

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Voronezh, Russia

Тодрик Вадим Николаевич

заместитель начальника отдел профессиональной подготовки Управление по работе с личным составом Министерства внутренних дел России

по Орловской области г. Орел, Россия Todrik Vadim Nikolaevich deputy head

department of the vocational training Department for work with personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia

in the Orel region Orel, Russia

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме приме -нения сотрудниками органов внутренних дел специальных средств. Предлагается к ознакомлению, на примере статистики, практическое подтверждение вывода по опи-сываемой проблеме. Рассматривается действующее законодательство в области при -менения сотрудниками органов внутренних дел специальных средств и огнестрельного оружия, а также факторы, влияющие на готовность сотрудников применить специ-

альные средства в возможных ситуациях, связанных со служебной деятельностью. В статье также отражена проблема психологической подготовленности к примене-нию и знание нормативной базы для полной и точной оценки обстановки и возможных последствий. Для наглядности в работе представлено деление специальных средств на соответствующие виды. Заключающая часть статьи отведена роли преподавателей в формировании навыков будущих и действующих сотрудников с целью полной готовности к возможным жизненным ситуациям.

Abstract. The article is devoted to the current problem of the use of special means by employees of the internal affairs bodies. It is proposed for acquaintance, on the example of statistics, practical confirmation of the conclusion on the described problem. The current legislation in the field of the use of special means and firearms by employees of the internal affairs bodies, as well as factors affecting the willingness of employees to use special means in possible situations related to official activities, is considered. The article also reflects the problem of psychological readiness for application and knowledge of the regulatory framework for a complete and accurate assessment of the situation and possible consequences. For clarity, the paper presents the division of special means into the corresponding types. The final part of the article is devoted to the role of teachers in shaping the skills of future and current employees in order to be fully prepared for possible life situations.

Ключевые слова: специальные средства; органы внутренних дел (ОВД); полиция; нормативно-правовая база; физическая подготовка; практический опыт; оценка обстановки; возможные последствия.

Keywords: special means; police department; police; regulatory framework; physical training; practical experience; assessment of the situation; possible consequences.

Статья 1 федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ говорит о том, что предназначение полиции заключается, в первую очередь, в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, в противодействии преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности. Также следует обратить внимание на то, что полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств. Это прямо закреплено в федеральном законе, и является основной обязанностью сотрудников полиции. Из этого можно сделать вывод, что основной задачей сотрудников ОВД является защита жизни, здоровья, прав, свобод человека независимо от его принадлежности к какому-либо из государств.

Сотрудник полиции всегда должен быть готов защищать не только граждан, но и себя самого, и его деятельность по защите от противоправных посягательств напрямую зависит от его физических способностей, навыков и умений, что характеризует его общую физическую подготовку. Также стоит обратить внимание и на нормативно-правовую базу сотрудника, определяющую порядок и способы применения специальных средств. Этой подготовке отводится особое место в системе образовательных учреждений Министерства внутренних дел (МВД) России. Формирование необходимых навыков происходит в период обучения, что способствует их постепенному развитию и более четкому наблюдению со стороны преподавателя. Основными дисциплинами, на которых курсанты и слушатели осваивают навыки применения специальных средств, являются занятия по физической и тактико-

специальной подготовке. Таким образом, взаимодействие преподавателя с обучающимися предполагает строгое и точное соблюдение установленных правил, что способствует более грамотному подходу к обучению, предполагающему применение специальных средств. Такой подход определенно является одним из действенных, так как неоднократное повторение одного и того же упражнения позволяет усовершенствовать их выполнение курсантом или слушателем. Эта подготовка определенно позволяет курсантам и слушателям получать опыт обращения со специальными средствами и дает положительный результат, что сказывается на последующие действия в ситуациях, применение специальных средств, в которых является необходимым [1, с. 415].

В своей научной статье я попытаюсь описать важность обучения владением специальных средств и важность знания нормативно-правовой основы их применения. Опираясь на статистику зарегистрированных преступлений особой тяжести, стоит отметить, что в последнее время (2019-2021 г.) замечен рост совершения подобных преступлений. К преступлениям особой тяжести принято относить те, совершение которых сопровождается применением насильственных действий. Это указывает на необходимость умения использовать специальные средства органов внутренних дел, а иногда и огнестрельное оружие, принятое на вооружение, с целью отражения нападений на граждан.

Стоит отметить, что по данным Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России, число нападений на сотрудников полиции за последние полгода превысило двенадцать тысяч, из которых во время несения службы нападений насчитывается около десяти тысяч. Это говорит о том, что жизнь и здоровье сотрудников также находится под угрозой. Данный факт в большей степени подтверждает необходимость совершенствования навыков обращения с специальными средствами. Нередки случаи использования специальных средств по основаниям, установленным Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», при индивидуальном несении службы сотрудником или в составе наряда. Сотрудники полиции, согласно закону, обязаны соблюдать ограничения, связанные с использованием специальных средств [2, с. 222]. Очевидно, это налагает особые условия к развитию навыка обращения с ними в течение всего обучения.

Прежде, чем перейти к главной сути, необходимо понять, что же такое специальные средства - это совокупность технических устройств, приспособлений и материалов, предназначение которых заключается в обеспечении активной защиты личного состава органов внутренних дел, а также в принудительно-силовом воздействии на биологические и небиологические материальные объекты с целью обеспечения специальных операций, а также правовых и организационно-тактических основ их использования сотрудниками органов внутренних дел.

В настоящее время в органах внутренних дел применяются специальные средства, определенные ФЗ от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (рис. 1.).

Виды специальных средств, определённые ФЗ от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» и Постановлением Правительства Российской Федерации:

1) Палки специальные;

2) Специальные газовые средства;

3) Средства ограничения подвижности;

4) Специальные окрашивающие и маркирующие средства;

5) Электрошоковые устройства;

6) Светошоковые устройства;

7) Служебные животные;

8) Световые и акустические специальные средства;

9) Средства принудительной остановки транспорта;

10) Средства сковывания движения;

11)Водомёты;

12) Бронемашины;

13) Средства защиты охраняемых объектов (территорий);

14) Средства разрушения преград

Рис. 1. Виды специальных средств

Важно знать, что каждое специальное средство имеет свое нормативно-правовое регулирование, закрепленное законодательно и регламентирующее их применение. Говоря о нормативно-правовых актах в области применения и использования специальных средств, выделяют следующие (рис. 2.):

1. Конституция РФ.

2. Федеральные законы, кодексы.

3. Подзаконные акты.

Рис. 2. Нормативно-правовые акты в области применения специальных средств

Применяя одно или несколько специальных средств, сотрудник полиции должен руководствоваться приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», который регламентирует не только порядок, но и способы применения и использования специальных средств. Безусловно, это способствует пониманию и правильному применению сотрудниками специальных средств в возможных типичных ситуациях.

Необходимо отметить, что деятельность преподавателя, направленная на получение обучающимися необходимого опыта, зачастую сталкивается с проблемой низкого уровня физической подготовки курсантов и слушателей. Основными факторами такого уровня у сотрудников правоохранительных органов в целом может являться как неполное соответствие научно-методического обеспечения процесса обучения современным потребностям практики, недостаточное количество часов, затраченных на общую и специальную физическую подготовку, так и отсутствие необходимой материальной базы [3, с. 214].

Преподаватели по физической подготовке в целях повышения данного уровня, обращают внимание на следующие факторы:

- -формирование навыков сохранения и укрепления психофизического здоровья, повышение и поддержание работоспособности, коррекция неблагоприятных влияний условий службы и профилактика профессиональных заболеваний;

- -более активное использование высокого эмоционального фона выполнения упражнений, особенно в форме соревнований, развивающих склонности не только к сопереживанию, взаимопомощи, но и к взаимной ответственности за достижение общих целей [4, с. 253].

Наиболее оптимальное усвоение знаний, умений, навыков достигается с помощью методов, соответствующих принципам активизации, интенсификации, максимальному приближению учебной деятельности к будущей профессии [5, с. 247]. Необходимость увеличения заинтересованности курсантов в повышении опыта работы со специальными средствами, становится одной из главных задач Для стимулирования заинтересованности курсантов к овладению навыками применения и использования специальных средств, стоящих на вооружении полиции, на практических занятиях необходимо создать условия для активизации деятельности обучающегося за счет внедрения в педагогический процесс дополнительных средств обеспечения интенсификации (специального тренировочного оборудования, инвентаря и защитного снаряжения) при полном вовлечении в имитируемую среду.

Соответственно, нельзя не отметить роль преподавателей физической подготовки, так как на их примере происходит постановка четкого выполнения приемов самообороны. Преподаватель в своей деятельности должен уделять особое внимание каждому из обучаемых на каждом этапе выполнения приема. Тут можно увидеть всю тяжесть и значимость выполняемой ими работы. Чтобы отработать определенный механизм работы с специальными средствам, на помощь к преподавателям приходит такой метод, как моделирование ситуаций, в которых необходимо их применение. Это помогает наиболее эффективно проработать упражнения, чтобы в дальнейшей деятельности сотрудника полиции затрачивалось минимум времени

на принятие решений использования того или иного специального средства [6, с. 185].

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время тема физической подготовки курсантов и слушателей, развивающей грамотное применение специальных средств в деятельности сотрудников полиции, занимает одно из основных и важных тем на данный момент. Метод моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности полиции помогает оптимизировать учебный процесс и позволяет наиболее четко разбирать стандартные ситуации для правильного с точки зрения законодательства применения специальных средств. Данный метод также эффективен для развития коллективного взаимодействия, так как он способствует повышению результативности от занятий по физической подготовке, а также является стимулятором выработки профессиональных умений и навыков, необходимых в деятельности правоохранительных органов.

Литература

1. Войнов П. Н. Особенности подготовки сотрудников полиции к тактическим действиям с использованием палки специальной. // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 19. С. 414-416.

2. Родин В. Ф. Стимулирование познавательного интереса у курсантов образова-тельных учреждений МВД России к овладению навыками применения палки специальной (организационно-методический аспект) // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5. С. 221-224.

3. Исаев Р. А. Технические средства обучения профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел России. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 12. С. 212-216.

4. Земляной А. И. Опыт эффективной тренировки боевых приемов борьбы у кур -сантов и слушателей системы МВД. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 72-4. С. 250-256.

5. Кодзоков А. Х. Специфика организации учебно-воспитательного процесса по физической подготовке в образовательных организациях МВД России. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 3. С. 247-248.

6. Чехранов Ю. В. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений. // Вестник Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России. 2018. № 4. С. 183-187.

References

1. Voynov P. N. Osobennosti podgotovki sotrudnikov politsii k takticheskim deystviyam s ispol'zovaniem palki spetsial'noy [Features of training police officers for tactical actions using a special stick]. Problemy pravookhranitel'noy deyatel'nosti - Problems of law enforcement, 2016, no. 19, pp. 414-416.

2. Rodin V. F. Stimulirovanie poznavatel'nogo interesa u kursantov obrazova-tel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii k ovladeniyu navykami primeneniya palki spetsial'noy (organizatsionno-metodicheskiy aspekt) [Stimulation of cognitive interest among cadets of edu-

cational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia to master the skills of using a special stick (organizational and methodological aspect)]. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti - Bulletin of economic security, 2020, no. 5, pp. 221-224.

3. Isaev R. A. Tekhnicheskie sredstva obucheniya professional'no-prikladnoy fizi-cheskoy podgotovki kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy Minis-terstva vnutrennikh del Rossii [Technical means of teaching professional-applied physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft, 2020, no. 12, pp. 212-216.

4. Zemlyanoy A. I. Opyt effektivnoy trenirovki boevykh priemov bor'by u kur-santov i slushateley sistemy MVD [Experience of effective training of combat techniques of wrestling among cadets and students of the MIA system]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 72-4, pp. 250-256.

5. Kodzokov A. Kh. Spetsifika organizatsii uchebno-vospitatel'nogo protsessa po fi-zicheskoy podgotovke v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii [The specifics of the organization of the educational process for physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. Yuridicheskiy zhurnal - Gaps in Russian legislation. Legal Journal, 2018, no. 3, pp. 247-248.

6. Chekhranov Yu. V. Formirovanie u kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy vysshego obrazovaniya MVD Rossii kompetentsiy po silovomu presecheniyu pravonarusheniy [Formation of competencies in the forceful suppression of offenses among cadets of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Ministerstva vnutrennikh del Rossii - Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 4, pp. 183-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.