Научная статья на тему 'Специальные налоговые режимы. Особенности их применения'

Специальные налоговые режимы. Особенности их применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3583
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / СТАВКИ / SPECIAL TAX REGIMES / TAXPAYERS RATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодимова Т.Ю., Терентьева Г.А.

В данной статье рассматриваются наиболее востребованные специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации, и отдельные особенности их применения. Анализируются основные моменты, на которые стоит обратить внимание налогоплательщику, прежде чем выбрать для применения тот или иной режим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TAX REGIMES. FEATURES OF THEIR APPLICATION

This article discusses the most popular special tax treatment under the tax laws of the Russian Federation, and some features of their application. Analyzes the main points that you should pay attention to the taxpayer before choosing to apply one or the other mode.

Текст научной работы на тему «Специальные налоговые режимы. Особенности их применения»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 336.221.4

Т.Ю. Солодимова

ст. преподаватель, кафедра налогов и налогообложения, ФГБОУДПО «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы»,

г. Нижний Новгород

Г.А. Терентьева

ст. преподаватель, кафедра налогов и налогообложения, ФГБОУ ДПО «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы»,

г. Нижний Новгород

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются наиболее востребованные специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации, и отдельные особенности их применения. Анализируются основные моменты, на которые стоит обратить внимание налогоплательщику, прежде чем выбрать для применения тот или иной режим.

Ключевые слова: специальные налоговые режимы, налогоплательщики, ставки.

T.Yu. Solodimova, Institute for Advanced Studies Volga Federal Tax Service of Russia, Nizhny Novgorod

G.A. Terentyeva, Institute for Advanced Studies Volga Federal Tax Service of Russia, Nizhni Novgorod

SPECIAL TAX REGIMES. FEATURES OF THEIR APPLICATION

Abstract. This article discusses the most popular special tax treatment under the tax laws of the Russian Federation, and some features of their application. Analyzes the main points that you should pay attention to the taxpayer before choosing to apply one or the other mode.

Keywords: special tax regimes, taxpayers rates.

В настоящее время налоговая политика нашего государства направлена на развитие малого бизнеса. Поэтому в целях стимулирования роста малого бизнеса, снижения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства [1], упрощения налогового учета налоговым законодательством были предусмотрены такие налоговые режимы, которые позволяют отдельным категориям плательщиков заменить уплату основных налогов (НДС, прибыль, НДФЛ, налог на имущество) уплатой одного налога (в связи с выбранной системой налогообложения). Остановимся на этом подробнее.

Статьей 18 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) определены 5 специальных налоговых режимов [2]:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для от-

70

№ 4 (44) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

дельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

В рамках настоящей статьи будут рассмотрены режимы, получившие у налогоплательщиков наибольшее распространение.

Сразу следует отметить, что система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (далее - ЕСХН) и упрощенная система налогообложения (далее - УСН) устанавливаются и вводятся в действие Федеральным законом, т.е. НК РФ (гл. 26.1 и 26.2 НК РФ соответственно). Никаких дополнительных нормативных актов на местах здесь не требуется.

Патентная система налогообложения (далее - ПСН) устанавливается НК РФ (гл. 26.5 НК РФ) и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичная ситуация и для введения единого налога на вмененный налог (далее - ЕНВД). Данный налог устанавливается гл. 26.3 НК РФ и вводится в действие нормативными актами городских округов, муниципальных образований или законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и с 01.01.2015 Севастополя. При этом следует помнить, что согласно Федеральному закону от 29.06.2012 № 97-ФЗ действие главы 26.3 НК РФ, прекращается с 01.01.2018 [3].

Что же должен знать налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий деятельность?

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что с 1.01.2013 переход на любой из специальных налоговых режимов осуществляется в добровольном порядке.

До 01.01.2013 применение такой системы, как ЕНВД, являлось обязательным для налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, определенные в статье 346.26 НК РФ. Например, такие как, розничная торговля, общепит или грузо- и пассажироперевозки. И если вид деятельности плательщика попадал в перечень, установленный п. 2 ст. 346.26 НК РФ, то плательщик в обязательном порядке уплачивал ЕНВД по данному виду деятельности.

Еще один немаловажный фактор для налогоплательщика, желающего перейти на какой-либо из специальных налоговых режимов, заключается в том, что он самостоятельно может проанализировать все имеющиеся режимы налогообложения (в т.ч. и общепринятый (основной)) и, в зависимости от осуществляемого вида деятельности, определить наиболее удобный (выгодный) режим, о чем должен своевременно уведомить налоговые органы.

Переход на тот или иной специальный налоговый режим осуществляется либо на основании уведомления, как это предусмотрено для плательщиков ЕСХН и УСН, либо по заявлению - для плательщиков ЕНВД и ПСН. Причем формы уведомлений (заявлений), а также сроки их подачи для каждого специального налогового режима определены соответствующими главами НК РФ.

Так, в соответствии со ст. 346.3 НК РФ и 346.13 НК РФ для налогоплательщиков, желающих перейти на ЕСХН или УСН с начала нового налогового периода (ка-

№ 4 (44) - 2015

71

Проблемы экономики и менеджмента

лендарного года), срок подачи уведомления установлен не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на выбранную систему. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели (далее - ИП) вправе уведомить о переходе на ЕСХН и УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Причем организации и ИП, не уведомившие налоговые органы о переходе на ЕСХН (УСН) в установленные сроки, не признаются плательщиками по выбранной системе [2].

Уведомления о переходе подаются налогоплательщиками по месту нахождения организации либо по месту жительства ИП [2].

Теперь давайте рассмотрим сроки представления заявлений о переходе на ЕНВД и на получение патента.

В соответствии со ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, изъявившие желание перейти на ЕНВД, подают в налоговые органы заявление в течение пяти дней со дня начала применения указанной системы налогообложения.

Отличительной особенностью ЕНВД является то, что заявление о постановке на учет в качестве плательщика этой системы подается в налоговый орган по месту осуществления деятельности. Только осуществляя виды деятельности, связанные с грузо-и пассажироперевозками, размещением рекламы на транспорте и розничной развозной или разносной торговлей, налогоплательщики подают заявления стандартным образом, т.е. по месту нахождения организации и по месту жительства ИП.

Отличительной особенностью ПСН является то, что возможность применять данную систему предоставлена только ИП. При этом ИП, изъявившие желание взять патент по какому-либо виду деятельности, заявляют об этом в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения указанного режима.

Физическое лицо, только начинающее свою деятельность, имеет право подать заявление на получение патента одновременно с документами на регистрацию в качестве ИП [2].

Еще один важный момент, который следует учесть налогоплательщику: если ИП собирается осуществлять деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, где он не зарегистрирован по месту жительства или как налогоплательщик, применяющий ПСН, то он вправе подать заявление в любую налоговую инспекцию данного субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим преимущества, которые предоставляются налоговым законодательством для налогоплательщиков, желающих применять тот или иной специальный налоговый режим.

Во-первых, переход на какой-либо из специальных налоговых режимов, освобождает налогоплательщика от обязанности уплачивать такие основные налоги как НДС, НДФЛ (для ИП), налог на прибыль (для организаций) и налог на имущество за некоторым исключением.

Так, согласно Федеральному закону от 02.04.2014 № 52-ФЗ с 01.01.2015 органи-

72

№ 4 (44) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

зации, применяющие УСН, будут признаваться плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (например, административные и торговые центры) [4].

Этим же законом вводится обязанность по уплате налога на имущество организаций и для плательщиков ЕНВД, но не с 01.01.2015, а с 3 квартала 2014 года [5].

Подобное изменение налогового законодательства в части уплаты налога на имущество коснулось и ИП, применяющих УСН, ЕНВД и ПСН.

Так, в соответствии с изменениями, которые были внесены в НК РФ Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, ИП с 01.01.2015 будут признаваться плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении имущества, перечень которого (например, административные, деловые, офисные центры) определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ [6].

Организаций и ИП, уплачивающих сельхозналог, подобные изменения не коснулись и они, по-прежнему, освобождены от уплаты налога на имущество, которое используется в их деятельности.

Во-вторых, применяя специальные налоговые режимы, налогоплательщик представляет в налоговые органы минимум отчетности.

Так для плательщиков ЕСХН и УСН, налоговая декларация представляется один раз по итогам налогового периода, т.е. за календарный год.

При этом срок представления деклараций для плательщиков ЕСХН, установленный статьей 346.10 НК РФ, не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для плательщиков УСН срок сдачи отчетности зависит от его статуса. Так, в соответствие со статьей 346.23 НК РФ для организаций срок представления декларации установлен не позднее 31 марта, а для ИП - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если говорить о предпринимателях, применяющих ПСН, то для них представление декларации вовсе не предусмотрено.

Плательщикам ЕНВД повезло чуть меньше. Учитывая, что налоговым периодом признается квартал, то и декларации представляются ежеквартально, т.е. 4 раза в год не - позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода, что определено статьей 346.32 НК РФ.

В-третьих, для всех налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, налогообложение осуществляется по одной ставке, значение которой либо 6% либо 15%.

Так, например, для плательщиков ЕСХН ст. 346.8 НК РФ предусмотрена ставка 6%, объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для плательщиков УСН ст. 346.20 НК РФ предусмотрены две ставки налогообложения в зависимости от объекта налогообложения, который налогоплательщик определяет самостоятельно:

№ 4 (44) - 2015

73

Проблемы экономики и менеджмента

- если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбирает «доходы», то для него расчет налога производится по ставке 6%;

- если в качестве объекта налогообложения плательщик выбирает «доходы уменьшенные на величину расходов», то налог рассчитывается по ставке 15%. Указанная ставка установлена НК РФ, но законодатели субъектов Российской Федерации по своему усмотрению имеют право для отдельных видов деятельности эту ставку изменять от 5 до 15%.

Если говорить об ИП, применяющих ПСН, то для них ст. 346.50 НК РФ определена ставка в размере 6%. При этом в качестве объекта налогообложения установлен потенциально возможный к получению годовой доход, размеры которого определяются по каждому виду деятельности законами субъектов Российской Федерации и должны соответствовать установленным требованиям Федерального законодательства.

Для плательщиков ЕНВД ст. 346.31 НК РФ установлена ставка 15%, а объектом налогообложения - вмененный доход, который определяется расчетным путем.

При этом следует отметить, что налогоплательщик до начала осуществления предпринимательской деятельности может самостоятельно рассчитать, как стоимость патента, так и сумму ЕНВД к уплате.

Существует еще один немаловажный фактор, который следует учитывать при выборе системы налогообложения индивидуальным предпринимателям.

Федеральным законом от 29.12.2014. № 477-ФЗ в ст. 346.20 и 346.50 НК РФ внесены изменения, которые позволяют законодателям субъектов Российской Федерации в течение 2015-2021 годов определять конкретные виды предпринимательской деятельности в производственной, научной и социальной сферах, в отношении которых может применяться льготная ставка в размере 0% [7]. При этом следует учитывать, что нулевая ставка предусмотрена только для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН или ПСН, и применяется в течение двух лет с года регистрации плательщика.

Это внедрение в жизнь, так называемых «налоговых каникул» для отдельных категорий налогоплательщиков.

Подводя итоги некоторым особенностям налогообложения при применении специальных налоговых режимов необходимо отметить следующее.

Добровольный переход на какой-либо из специальных налоговых режимов обязывает налогоплательщика четко соблюдать установленные налоговым законодательством условия применения. И если плательщик в течение осуществления деятельности нарушает установленные требования применения той или иной системы, то он теряет право применять выбранный специальный налоговый режим и принудительно переводится на общую систему налогообложения, а значит вновь становиться плательщиком всех основных налогов, от которых хотел освободиться.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2 в ред. от 29.12.2014).

74

№ 4 (44) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

3. Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»».

4. Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Письмо Минфина России от 02.06.2014 № 03-05-05-01/26195.

6. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

№ 4 (44) - 2015

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.