Научная статья на тему 'Специальные экономические зоны Китая как важная часть экономического роста'

Специальные экономические зоны Китая как важная часть экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6657
968
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / СЭЗ / КИТАЙ / ОПЫТ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тер-акопов С. Г.

Успех китайских специальных экономических зон (СЭЗ) привлекает пристальное внимание всего мира. Все больше стран перенимают опыт развития китайских СЭЗ, которые, по сути, являются испытательной базой экономических реформ Китая и находятся в авангарде гармоничного сочетания социалистического строя и рыночной экономики. В статье обобщается опыт развития китайских СЭЗ и их основные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные экономические зоны Китая как важная часть экономического роста»

Зарубежный опыт

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

С. Г. ТЕР-АКОПОВ, бакалавр экономических наук, студент кафедры финансов и кредита Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

Успех китайских специальных экономических зон (далее - СЭЗ) привлекает пристальное внимание всего мира, поскольку они являются испытательной базой экономических реформ Китая и находятся в авангарде гармоничного сочетания социалистического строя и рыночной экономики.

Развитие интеграционных процессов мировой экономики является ключевым условием оптимизации производственной и финансовой деятельности экономически развитых стран. Задачи перспективного экономического развития ведущих стран мира базируются на организации структурных преобразований в экономике, способствующих развитию научно-технического, технологического и социального потенциалов страны. В данном случае влияние внешних факторов на формирование структуры рыночных элементов хозяйствования является ведущим на современном этапе. Одним из инструментов привлечения новых технических, технологических и инновационных ресурсов в страну и является создание СЭЗ.

В настоящее время количество СЭЗ в мире составляет более 1 200 и согласно статистике эта цифра ежегодно увеличивается на 7 %. В США, Японии, государствах - членах Европейского союза, Южной Корее и других странах с развитой рыночной экономикой также появилась мощная тенденция под названием «открытие особого административного района».

Реформирование системы внешних связей Китая основывается на:

- усовершенствовании управления на всех уровнях;

- оптимизации структуры экспортной продукции;

- привлечении иностранных инвестиций, в том числе внешних займов;

- развитии совместных форм хозяйственной деятельности, частно-партнерского и научно-технического сотрудничества.

Комплексная перестройка внешнеэкономической политики на принципах интеграции в мировом экономическом пространстве является мощнейшим стимулом развития внешней торговли КНР.

Основным принципом развития внешнеэкономических отношений КНР является политика открытости. Перспективным направлением привлечения инвестиций в экономику Китая выступает привлечение капитала через выход СЭЗ на международный уровень.

В настоящее время в КНР действуют шесть крупнейших СЭЗ: ^ Шэньчжэньская; ^ Чжухайская; ^ Шаньтоуская; ^ Сямэньская; ^ Хайнаньская; ^ Кашгарская.

Несмотря на то, что созданию и развитию китайских СЭЗ исполнилось всего 32 года, их появление послужило стимулом для быстрого экономического развития, стремительного изменения облика городов и деревень, самого значительного роста благосостояния населения в истории Китая.

В 2011 г. общая площадь шести крупнейших СЭЗ Китая составила 154 000 км2, валовый внутренний продукт (ВВП) был равен 1,8545 трлн юаней, общий доход в бюджет составил 611 млрд юаней, общий объем импорта и экспорта - 565,8 млрд юаней. Таким образом, занимая всего 0,62 % от общей площади КНР, эти шесть СЭЗ произвели 6,04 % ВВП страны, а также составили 7 % доходов бюджета и 18,57 % объема импорта и экспорта всего государства.

Предприятия - резиденты СЭЗ имеют право на льготную ставку налога на прибыль и частичное снятие налогов в течение пяти лет осуществления своей экономической деятельности. Лояльное налоговое законодательство СЭЗ КНР представлено следующим образом: деятельность резидентов в течение двух лет налогом не облагается. Налогообложение следующих трех лет составляет 50 % от ставки налога. До 2008 г. льготная ставка налога в СЭЗ составляла 15 %, вне зоны СЭЗ - 33 %. Согласно уведомлению Государственного совета КНР от 26.12.2007 № 39 «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» с 1 января 2008 г. для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории СЭЗ, введены новые ставки льготного налога:

1) в 2008 г. - 18 %;

2) в 2009 г. - 20 %;

3) в 2010 г. - 22 %;

4) в 2011 г. - 24 %;

5) в 2012 г. - 25 %.

Льготное налогообложение применяется только к резидентам СЭЗ, которые осуществляли свою деятельность до 15 марта 2007 г. Новые резиденты СЭЗ облагаются налогом на прибыль в размере 25 %.

Все специальные экономические зоны Китая организуют свою деятельность в соответствии с законодательными актами правительства, регулирование которых направлено на принятие основных положений, инструкций, правил, которые могут применяться местными властями.

Иностранный инвестор, планирующий инвестирование в СЭЗ, должен следовать положениям «Каталога отраслей - руководства для иностран-

ных инвестиций» (Guidance of Foreign Investment Industries-Catalogue of Industries) по вопросам соответствия деятельности условиям СЭЗ. В информационных изданиях, в том числе и электронных, опубликованы основные принципы организации деятельности в СЭЗ, а также условия иностранного присутствия, законодательного оформления компаний с иностранным капиталом, информация о документах, необходимых для регистрации, системе налогообложения, таможенных платежах и т. д.

Мировое сообщество положительно оценивает строительство и развитие СЭЗ. Считается, что они являются символом политики реформ и открытости КНР, имеют огромное значение для Китая, обладая колоссальной движущей силой для других стран, и особенно соседних государств. Рассмотрим подробно развитие Шэньчжэньской СЭЗ.

С 1980 по 2012 гг. ВВП Шэньчжэньской СЭЗ увеличился с 270 млн до 1 031 млрд юаней. Ежегодный прирост составил 37,14 %. ВВП на душу населения вырос с 835 до 98 тыс. юаней. Ежегодный прирост составил 47,35 %. Товарооборот импорта и экспорта увеличился с 18 млн до 402,523 млрд юаней. Ежегодный прирост составил 31,16 %. Доходы в местный бюджет выросли с 30 млн юаней до 124,011 млрд. Ежегодный прирост составил 27,36 %. Основные статистические данные экономического роста Шэньчжэньской СЭЗ приведены в таблице [1, с. 51-56].

Шэньчжэньская СЭЗ создала огромное количество материальных ценностей. Благодаря влиянию смешанной экономики г. Шэньчжэнь сумел войти в число крупнейших городов Китая и превратиться в важнейший региональный экономический центр. Заслуга г. Шэньчжэнь не только в его стремительном развитии и наращивании экономической мощи, еще более важным является значительный вклад в разработку экономических механизмов и моделей, обеспечивших всю страну ценным опытом. Приведенная система стимулов для привлечения иностранных инвесторов действует только в пределах СЭЗ.

Функционирование СЭЗ КНР и их выход на мировой уровень дали высокие экономические результаты. К основным достижениям деятельности СЭЗ относятся:

- обеспечение высокого экономического роста КНР;

- большое количество привлеченного иностранного капитала в экономику страны;

- рост производительности труда;

- повышение общего благосостояния и социального обеспечения населения.

Рост основных экономических показателей Шэньчжэньской специальной экономической зоны в период 1980 - 2012 гг. *

Валовый внутренний Валовый внутренний Валовый Объем внешней Доход

Год продукт, млрд продукт на душу промышленный торговли, млрд в бюджет,

юаней населения, юаней доход, млрд юаней долл. США млрд юаней

1980 0,27 835 0,106 0,018 0,030

1981 0,498 1 417 0,267 0,028 0,088

1982 0,826 2 023 0,388 0,025 0,092

1983 1,312 2 512 0,760 0,786 0,156

1984 2,342 3 504 1,721 1,073 0,294

1985 3,902 4 809 2,467 1,306 0,629

1986 4,165 4 548 3,402 1,85 0,742

1987 5,590 5 349 5,583 2,56 0,857

1988 8,698 6 477 10,127 3,44 1,465

1989 11,566 6 710 14,775 3,75 2,287

1990 17,167 8 724 22,022 15,70 2,170

1991 23,666 10 746 31,540 19,48 2,733

1992 31,732 12 707 43,470 23,58 4,296

1993 45,315 15 005 68,970 28,204 6,725

1994 63,467 16 954 110,141 34,983 7,440

1995 84,248 19 550 129,221 38,770 8,802

1996 104,844 22 498 153,060 39,053 13,118

1997 129,742 25 675 181,757 45,009 14,477

1998 153,475 27 701 215,738 45,274 16,449

1999 180,402 29 747 244,359 50,428 18,479

2000 218,745 32 800 307,153 63,940 22,192

2001 248,249 34 822 374,767 68,611 26,249

2002 296,952 40 396 468,236 82,732 26,593

2003 358,572 47 029 679,765 117,399 29,084

2004 428,214 54 236 858,883 147,282 32,147

2005 492,690 60 801 1 017,454 182,860 41,238

2006 568,439 69 450 1 227,848 237,411 50,088

2007 680,157 79 645 1 436,478 287,533 65,806

2008 778,68 89 814 1 586,011 299,970 80,036

2009 820,13 92 100 1 548,408 270,050 88,100

2010 951,09 91 893 1 821,175 346,749 110,682

2011 952,16 91 651 1 828,012 384,657 117,378

2012 1 031,25 98 712 1 904,421 402,523 124,011

* Данные приведены за каждый год.

Источник. Шэньчжэньский статистический ежегодник // статистическое управление г. Шэньчжэнь. Китайское статистическое издательство. Данные за последние два года приведены на основании информации, полученной из статистических бюллетеней, а также соответствующих интернет-порталов г. Шэньчжэнь. ВВП на душу населения рассчитан в соответствии с количеством жителей, проживающих в г. Шэньчжэнь.

Специальные экономические зоны Китая осуществляют свою деятельность на базе государственной собственности, что значительно препятствует дальнейшему их развитию. Однако переход к рыночному регулированию СЭЗ должен осуществляться постепенно (поэтапно), без проведения «шоковых» перемен для жителей и экономики страны в целом.

Особенностью деятельности СЭЗ КНР являются организации по привлечению иностранного капитала и оптимизации работы субъектов хозяйствования Китая, а также развитию технологичес-

кого, экономического и социального потенциала страны.

Между созданием СЭЗ в КНР и других государствах существуют значительные различия, которые, как правило, заключаются в том, что в китайских СЭЗ кроме акцента на развитие местной экономики большая роль отводится экспериментированию и показательным примерам.

Китайские СЭЗ, по сути, смогли достичь цели по продвижению региональной национальной экономики благодаря принятию особых мер, в частности благодаря освобождению от ряда таможенных пошлин,

применению льготной политики, созданию благоприятной инвестиционной среды, с помощью которой поощряется привлечение иностранных инвестиций и передовых технологий, управлению производством на научной основе. Основной опыт развития китайских СЭЗ заключается в следующем.

Во-первых, рыночное регулирование под управлением государственного плана является первостепенным в механизме функционирования экономики. Исполнение плановой экономики гармонично сочетается с рыночной экономикой, причем здесь подразумевается не сочетание двух систем, а сочетание двух способов управления. Это означает, что и рыночная, и плановая экономика не являются совершенными. У них есть свои достоинства и недостатки. По этой причине у каждой из этих систем были заимствованы только полезные методы управления, которые взаимно компенсировали их же слабые места. Дэн Сяопин говорил, что политика реформ и открытости останется неизменной в течение 100 лет. Верный путь - это развитие, а не пустая болтовня. У рыночной экономики есть множество преимуществ, и мы должны им учиться. На протяжении 32 лет экономических реформ социалистическая рыночная экономика Китая постепенно совершенствовалась. Это и есть «социализм с китайской спецификой».

Во-вторых, наблюдаются улучшение инвестиционного климата, политика открытых дверей во внешнеэкономической деятельности, снижение таможенных пошлин, привлечение иностранных инвестиций, предоставление иностранным инвесторам ставки корпоративного подоходного налога и освобождение от подоходного налога на импорт производственного оборудования, сырья, комплектующих и экспорт продукции, предоставление льготных условий в осуществлении валютных расчетов, переводе прибыли, землепользовании. Кроме этого, иностранным предпринимателям и членам их семей предоставляются льготные условия в процедуре прохождения границы и проживании за границей.

В-третьих, активно развивается высокотехнологичное производство, использование международного рынка, ориентация на экспорт, массовое внедрение и крупномасштабный экспорт обрабатывающей промышленности.

Обрабатывающая промышленность - это экономическая основа СЭЗ, которая представляет собой энергично развивающуюся высокотехнологичную отрасль. К примеру, высокотехнологичное произ-

водство является первичным сектором экономики Шэньчжэньской СЭЗ. В настоящее время добавленная стоимость высокотехнологичного производства Шэньчжэньской СЭЗ составляет 35 % ВВП. В Шэнь-чжэньской СЭЗ уже сформировалась целая группа высокотехнологичных предприятий, появился ряд инновационных предприятий, имеющих влияние за рубежом.

В-четвертых, уделяется должное внимание как внешнему, так и внутреннему рынкам. Китайские СЭЗ являются экспортно ориентированными, но в то же время освоению внутреннего рынка придается немалое значение. Население КНР составляет более 1,3 млрд чел. и само по себе является огромным рынком сбыта. Когда экономика в своем развитии достигает определенной точки, освоение внутреннего рынка становится еще более важной задачей, чем освоение внешнего рынка.

В-пятых, происходит одновременное развитие урбанизации, индустриализации и модернизации. Специальные экономические зоны - это самые быстроразвивающиеся районы китайских городов. В процессе урбанизации СЭЗ городские границы не расширяются вслепую, приводя к расточительству земли, а в комплексе нацелены на индустриализацию и модернизацию. Благодаря этому одновременно осуществляется урбанизация, индустриализация и модернизация.

В-шестых, гармонично сочетаются рядовые и высокотехнологичные производства. В связи с относительно низкой отправной точкой развития изначально СЭЗ могли перенять лишь опыт обрабатывающей промышленности развитых стран и регионов. Однако одновременно с этим активно развивалось и высокотехнологичное производство. США, Япония, Гонконг, Тайвань и другие страны и регионы при перемещении производства в основном сохранили лишь высокотехнологичную промышленность. Поскольку высокотехнологичное производство является трудоемким, оно хорошо вписывается в экономику многонаселенного Китая, позволяя разрешить массовую проблему трудоустройства. К тому же развитие высокотехнологичного производства позволяет Китаю выйти на более высокий уровень на мировой арене.

В-седьмых, происходит ускорение развития третьей индустрии, в особенности современной сферы услуг, ускорение развития финансовой, информационной, логистической сфер, сферы научно-технических исследований и разработок, культурной, образовательной, консалтинговой сфер,

сферы туризма и здравоохранения, непрерывное повышение вклада третьей индустрии в рост ВВП и ее доли в ВВП, разработка плана по максимально быстрому достижению третьей индустрией удельного веса в добавленной стоимости ВВП в размере 70 %.

В-восьмых, всесторонне расширяются возможности самостоятельной инновации. В основе экономических преобразований Китая лежит экономический рост. Это достигается посредством увеличения потребления материальных ресурсов, опираясь на научно-технический прогресс, а также повышение мастерства рабочих и инноваций в управлении. В этом и заключается всестороннее расширение возможностей самостоятельной инновации. Только полное освобождение от внешней технологической зависимости и выведение на передовой уровень ключевых технологий важнейших отраслей производства позволят стабильно двигаться вперед в условиях жесткой конкуренции глобальной экономики [10, с. 2-7].

Влияние специальных экономических зон на рост общего благосостояния жителей КНР основывается на факторах иностранного финансирования общих проектов. Дополнительное финансирование из-за рубежа способствует активизации деятельности малого и среднего бизнеса, что позволяет обеспечить рост доходов жителей со среднестатистическим уровнем жизни.

Степень влияния СЭЗ на развитие других территорий КНР достаточно ограничена. Особенно хорошо это видно на примере опыта развитых стран, где деятельность на территории СЭЗ направлена на оптимизацию экономической деятельности внутри зоны. Выход СЭЗ Китая на международный уровень не является основным ключевым фактором решения вопросов по совершению социально-экономических процессов отдельных регионов КНР.

Специальные экономические зоны играют огромную роль в формировании ВВП страны и рациональном перераспределении финансовых средств. Для Китая интеграция СЭЗ в мировое пространство способствует интеграции торгово-экономического, технологического, технического, инновационного потенциала страны. На базе свободных экономических зон оптимизируется модель свободного регулирования экономики, разрабатываются основные инструменты, способствующие интеграции в мировое хозяйство.

Специальные экономические зоны в Китае отличаются от СЭЗ остальных стран мира тем,

что, по сути, являются испытательной базой экономических реформ Китая и находятся в авангарде гармоничного сочетания социалистического строя и рыночной экономики. Это смелые инновации в экономической системе и ее механизмах, помогающие стране встать на путь политики реформ и открытости.

Создание СЭЗ в КНР способствовало глубокой модификации китайской экономической системы, стимулировало ее стремительный подъем, позволило Китаю занять ведущее место в мировой экономике. Конечно, с процессом развития китайских СЭЗ наметилось немало проблем, в частности:

- загрязнение окружающей среды;

- перерасход ресурсов;

- отсутствие порядка в денежном обращении;

- несовершенство системы налогообложения и законодательной системы и т. д.

Специальные экономические зоны Китая должны:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- твердо придерживаться стратегической ориентации на высокий уровень развития;

- идти по пути индустриализации нового типа;

- активно содействовать интеграции, индустриализации и прогрессу информационных технологий;

- развивать современную индустрию услуг и передовые производственные отрасли;

- способствовать стратегическому развитию новых отраслей;

- формировать современную производственную систему с высокоуровневой производственной структурой, агломерацией промышленного развития, здоровой конкуренцией предприятий.

Таким образом, китайские СЭЗ смогут отвечать тенденциям экономического развития Китая и всего мира, что позволит им в еще более выгодном свете позиционировать себя на мировой арене.

В настоящее время китайские СЭЗ распространяются по всему миру. Все больше стран перенимают их опыт развития, что позволяет им выйти за пределы Китая и занять достойное место в мире. Для достижения этой цели необходимо:

- во-первых, действовать в соответствии с международной практикой, уделяя особое внимание соблюдению правил Всемирной торговой организации;

- во-вторых, нужно руководствоваться стратегическим планированием и макроэкономическими идеями.

Список литературы

1. Вэнь Фу Дэ. Индия и ускорение политики принятой специальной экономической зоны // Сы-чуаньский университет философии и социальных наук [Китай]. 2006. № 4. С. 7.

2. Вэнь Цзя Бао. Доклад о работе правительства в 2012 г. // Официальный сайт Центрального народного правительства КНР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gov. cn/ test/2012-02/15/ content_2067314.htm. Дата доступа: 01.12.2012.

3. Го Лянь Чэн. Анализ китайско-русского регионального экономического сотрудничества // Форум Северо-Восточной Азии [Китай]. 2007. № 3. С. 4, 5.

4. Го Цзян. Китайская модель имеет определенную универсальность // Академия журнала [Китай]. 2010. № 4. С. 2-7.

5. Дин Вэнь Энь. Сравнение китайско-вьетнамских экономических реформ // Азиатско-Тихоокеанская экономика [Китай]. 2008. № 1. С. 5, 6, 7-9.

6. Китайские экономически чистые специальные экономические зоны: исторический статус и смысл. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://news.china.com.cn/rollnews/2010-09/10/ content_4239349.html. Дата доступа: 01.12.2012.

7. Мэн Юн. Особенности и опыт экономики Китая // Исследование экономики [Китай]. 2008. С. 2-7.

8. Су Дун Бин. История специальных экономических зон Китая / Дун Бинь Су // Гуандун Экономическая пресса [Китай]. 2001. С. 51-56.

9. Сюй Сянь Чунь. Особенности почти десятилетнего экономического роста в Китае // Фондовый рынок. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. capitalweek. com. cn/ article_9382.html. Дата доступа: 01.12.2012.

10. Хань Ли Хуа. Широкие перспективы торгово-экономических отношений между Китаем и Россией // Научное принятие решений [Китай]. 2007. № 10. С. 2, 3.

11. Чан Шао Шунь. Характеристики системы социальных тенденций модернизации Китая // Наука о системах [Китай]. 2010. № 3. С. 3-5.

12. Чжан Лэй. Анализ специальной экономической зоны в Индии // Южно-Азиатские исследования [Китай]. 2011. № 3. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.