Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / МАКРОЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТЫ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлова Валентина Владимировна

Изучение зарубежного опыта применения специальных административных районов выявило ряд причин, вследствие которых специальные административные районы развивались и функционировали неэффективно.Исследование нацелено на решение задач, связанных с эффективным формированием и функционированием специальных административных районов в Российской Федерации, как одних из основных направлений деятельности государственной поддержке бизнеса.В процессе исследования применялась общенаучная методология с использованием системного подхода к поставленным задачам, институционального подхода к рассмотрению категории «специальный административный район», общенаучные методы системно-функционального, историко-логического, сравнительного анализа, а также математические методы обработки информации.Несмотря на существующие исследования развития специальных административных районов, сохраняется необходимость анализа этапов функционирования районов в исторической ретроспективе их становления, что может сформировать действенный механизм их функционирования в условиях кризиса, вызванного санкциями. Анализ специальных административных районов в контексте предлагаемых льгот и налоговых послаблений, представленный в статье, дает четкое представление о деятельности районов, их эффективности, необходимости создания и перспективах применения.Проведенное исследование, представленное в настоящей статье, основано на подходах и концепциях зарубежного и отечественного опыта рационального формирования и эффективного функционирования территории с особым хозяйственным режимом, совершенствования системы регулирования и хозяйственного механизма специальных административных районов.Автор приходит к выводу, что Российская Федерация в ответ на санкции смогла создать самостоятельный проект специальных административных районов, способных оказать действенную помощь отечественному предпринимательству. Путем издания и редактирования новых и действующих нормативных актов в настоящее время происходит совершенствование механизма деятельности подобных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ADMINISTRATIVE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FINANCIAL AND LEGAL INSTRUMENT FOR THE IMPLEMENTATION OF ENTREPRENEURSHIP SUPPORT MEASURES

The study of the Russian experience in the use of special administrative regions revealed a number of reasons due to which special administrative regions developed and functioned inefficiently.The study is aimed at solving problems related to the effective formation and functioning of special administrative regions, as one of the main areas of activity for state support of business.In the course of the study, a general scientific methodology was applied using a systematic approach to the tasks set, an institutional approach to considering the category of “special administrative region”, general scientific methods of system-functional, historical-logical, comparative analysis, as well as economic-economic and mathematical methods of information processing.Despite the existing research on the development of special administrative regions, there is still a need to analyze the stages of functioning of regions in a historical retrospective, which can form an effective mechanism for their creation and operation in the context of the recent crisis in the national economy. Such a classification of special administrative regions and the proposed benefits and tax breaks presented in the article give a clear idea of the activities of the regions, their effectiveness, the need for creation and prospects for application.The study presented in this article is based on the approaches and concepts of foreign and domestic experience, reflected in scientific works aimed at studying the issues of rational formation and effective functioning of a territory with a special economic regime, improving the regulatory system and the economic mechanism of special administrative regions.The Russian Federation, in response to the sanctions, was able to create an original and independent project of special administrative regions. By issuing and editing new and existing regulations, the mechanism for the activity of such territories is being improved.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАЙОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Специальные административные районы Российской Федерации как финансово-правовой инструмент реализации мер поддержки предпринимательства

Самойлова Валентина Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, Институт экономики, управления и права, кафедра финансового права, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)

E-mail: wsamoilova@mail.ru

Изучение зарубежного опыта применения специальных административных районов выявило ряд причин, вследствие которых специальные административные районы развивались и функционировали неэффективно.

Исследование нацелено на решение задач, связанных с эффективным формированием и функционированием специальных административных районов в Российской Федерации, как одних из основных направлений деятельности государственной поддержке бизнеса.

В процессе исследования применялась общенаучная методология с использованием системного подхода к поставленным задачам, институционального подхода к рассмотрению категории «специальный административный район», общенаучные методы системно-функционального, историко-логического, сравнительного анализа, а также математические методы обработки информации.

Несмотря на существующие исследования развития специальных административных районов, сохраняется необходимость анализа этапов функционирования районов в исторической ретроспективе их становления, что может сформировать действенный механизм их функционирования в условиях кризиса, вызванного санкциями. Анализ специальных административных районов в контексте предлагаемых льгот и налоговых послаблений, представленный в статье, дает четкое представление о деятельности районов, их эффективности, необходимости создания и перспективах применения. Проведенное исследование, представленное в настоящей статье, основано на подходах и концепциях зарубежного и отечественного опыта рационального формирования и эффективного функционирования территории с особым хозяйственным режимом, совершенствования системы регулирования и хозяйственного механизма специальных административных районов.

Автор приходит к выводу, что Российская Федерация в ответ на санкции смогла создать самостоятельный проект специальных административных районов, способных оказать действенную помощь отечественному предпринимательству. Путем издания и редактирования новых и действующих нормативных актов в настоящее время происходит совершенствование механизма деятельности подобных территорий.

Ключевые слова: специальный административный район, особые экономические зоны, Российская Федерация, макроэкономика, предпринимательство, государственная поддержка, льготы, юридические лица.

см о см

Специальный административный район (далее - САР) можно считать одной из основных составляющих экономических отношений в современной национальной экономике. В мегаэкономи-ческих связях САР признаются средством ускорения роста за счет интенсификации и расширения товарооборота, активизации инвестиционной деятельности, осуществления интеграционных процессов.

Целесообразно классифицировать этапы становления САР в народном хозяйстве на четыре временных интервала, которые характеризуются самостоятельной эндогенной логикой развития (эволюция из специальных экономических зон в формат специального административного района) и имеют определенные сходства и исключения.

Первый временной интервал характеризуется формированием и постановкой задачи о необходимости создания особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и датированные 80-90-ми годами ХХ века. Особенность периода заключалась в том, что в Советском Союзе появилась возможность для иностранных инвестиций. Это способствовало привлечению новых источников финансирования народного хозяйства. На решение о создании экономических зон в значительной степени повлиял положительный опыт Китая, который был взят за основу при формировании первых зон. В целях повышения эффективности деятельности особых экономических зон в СССР были созданы определенные условия [4].

Второй этап формирования экономических зон охватывает период с 1995 по 2005 годы. В этот период были приняты два основных нормативных акта: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-Ф3 «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В период деятельности экономических зон в национальной и региональной экономике наблюдались положительные тенденции, в частности, увеличение валового регионального продукта, снижение уровня безработицы. Стоит отметить, что на этом этапе произошло переосмысление целей, задач и функций особых экономических зон - из инструмента, обеспечивающего доступ иностранных инвесторов в национальную экономику, они превратились в драйвер экономического развития регионов. Специалисты не пришли к единому мнению в оценке эффективности деятельности ОЭЗ, однако следует от-

метить, что применение экономических зон стало мощным импульсом для территориального развития национальной экономики. Развитие зон имеет ориентацию на внутренний рынок, ориентация на их адаптацию к новым экономическим условиям [2].

Третий этап функционирования экономических зон начинается с 2005 года с формирования законодательства об особых зонах. На данном этапе были разработаны различные аспекты деятельности экономических зон, в частности, принят Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», приняты основные нормативные положения и принципы функционирования ОЭЗ. На основании настоящего Федерального закона был принят ряд постановлений Правительства о создании экономические зоны в разных регионах [5].

Четвертый этап заключается в создании специального административного района как ответ на санкционный пакет коллективного запада. Ключевыми законами выступают федеральные законы от 3 августа 2018 г. № 290-ФЗ «О международных компаниях» и № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», устанавливающие прямую связь между получением статуса международной компании и вхождением в правовой режим САР [8].

Однако экономические оценки эффективности функционирования САР как эволюционного элемента ОЭЗ целесообразно проводить анализируя прежде всего эффективность деятельности малого и среднего бизнеса на данной территории [1]. Так как в 2018 году САР создали в первую очередь именно для правления капитал зарубежных компаний россиян. По сути, предприниматели могут вывести бизнес из-за границы, зарегистрировав его в «русских офшорах», после чего пользоваться налоговыми бонусами, как если бы они работали в реальных офшорах [7].

По состоянию на 2021 год в России действуют два САР - на острове Русский в Приморском крае и на острове Октябрьский в Калининградской области.

Специально для САР, как и в государствах-офшорах, создали управляющие компании, которые руководят процессом регистрации и помогают тем, кто решил уйти в «российские офшоры». Например, на острове Русском этим занимается «Корпорация развития Дальнего востока и Арктики», а на остове Октябрьском - «Корпорация развития Калининградской области» [3].

Создание САР и цели их функционирования основаны на уровне организации социального и экономического развития, а также на стратегии развития национальной экономики. В связи с этим цели и причины создания САР могут быть различными. Например, в Китае специальные административные районы создаются с целью активизации международных экономических связей соотечественников, реализации задач региональ-

ной политики, направленной на поддержку малого и среднего бизнеса в районах с депрессивной экономикой, противовес различий между регионами. В целях реализации вышеуказанных целей хозяйствующие субъекты в районах функционирования САР получили больше свободы выбора, чем бизнес-субъекты других сфер [1].

За счет средств федерального бюджета в САР создаются специальные условия для внедрения новых технологий и совершенствования принципов и методов системы менеджмента качества, в частности, всего комплекса объектов инфраструктуры, а также для информационного обеспечения всех субъектов предпринимательства.

Переход в САР даёт предпринимателям целый комплекс привилегий. Так к примеру, зарегистрированная в специальном административном районе организация не является валютным резидентом, то есть она может переводить валюту с территории России и на ее территорию без открытия счетов в банках, также может проводить наличные расчёты.

Существуют и административные бонусы - помощь в выборе места регистрации, юридические и бухгалтерские услуги, режим одного окна для инвестора, возможность строить объекты инфраструктуры [10].

Также компания, которая ведёт работу в САР, может получить статус международной холдинговой компании (далее - МХК), что даёт существенные налоговые льготы. К примеру, дивиденды в пользу МХК равны 0%, а дивиденды иностранным лицам от МХК составляют 5%. Также им разрешено скрывать информацию о своих бенефициарах, не платить налог с прибыли от продажи активов.

Международной компанией, работающей в САР, может стать только иностранное юрлицо, которое решило сменить юрисдикцию. Чтобы начать работу в САР, есть несколько условий [6]:

• компания начала работать в нескольких странах, включая Россию, ещё до 1 января 2018 года и продолжает это делать;

• компания должна вложить 50 млн рублей в инфраструктуру России в течение следующих 6 месяцев (либо вложив их в уставной капитал другого юрлица);

• фирма должна быть зарегистрированной в стране, входящей в группу финансовой борьбы с отмыванием денег или Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег [9].

Не могут стать резидентами САР:

• кредитные организации;

• некредитные финансовые организации;

• операторы платежных систем;

• операторы услуг платежной инфраструктуры. Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать, что начав с успешно реализованного опыта Китая, Российская Федерация смогла создать оригинальный и самостоятельный проект САР. Путем издания и редактиро-

5 -о

сз

<

вания новых и действующих нормативных актов происходит совершенствование механизма деятельности особых экономических зон и образования специальных административных районов. Проведенный анализ развития САР на мегаэконо-мическом уровне, а также на уровне национальной экономики позволяет сделать вывод о существовании четырех основных этапов развития экономической мысли становления САР, характеризующихся расширением форм взаимодействия и механизмов международного сотрудничества в условиях санкций.

Литература

1. Специальные административные районы // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/investicionnaya_deyatelnost/special-nye_administrativnye_rayony/ (дата обращения: 22 марта 2022).

2. Зименков Р.И. Свободные экономическиезо-ны/ ЮНИТИ, - М. 2020.

3. Крикалев Р.С., Востриков А.У. Положение САР в современном регионоведение // Молодой ученый. - 2021. - № 8 - С. 218-223.

4. Леваева С.А. Территорий инновационного развития сквозь призму времени // ЮРАЙТ. -2018. - № 6. - С. 219-228.

5. Балаш И.И. Как стать резидентом ОЭЗ // Социальные технологии. 2020. № 3. - С. 58-66.

6. Газманян С.В. Современные инструменты ан-тисанкционной политики // Экономика и право. 2021. № 2. - С. 162-172.

7. Гаусская И.А. Государственная поддержка бизнеса: специальные экономические зоны / И.А. Гаусская. - Вестник СПбГУ, 2020. - 113 с.

8. Коганов Э.З. Международный бизнес: учебное пособие / Э.З. Коганов. - М.: Арив, 2019. -314 с.

9. Терентьева Ю.Г., Белинская И.В., Яно-ва Е.А. Совершенствование методологических подходов стратегического планирования социально-экономического развития региона // Дискуссия. 2020. № 5 (102). С. 45-48.

10. Фуман М.А., Певзнер И.Р. Особые экономические зоны и специальные административные районы: опыт и перспективы / М.А. Фуман, И.Р. Певзнер - М.: Вымпел, 2020. - 214 с.

SPECIAL ADMINISTRATIVE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FINANCIAL AND LEGAL INSTRUMENT FOR THE IMPLEMENTATION OF ENTREPRENEURSHIP SUPPORT MEASURES

Samoylova V.V.

Russian State University for the Humanities (RSUH),

The study of the Russian experience in the use of special administrative regions revealed a number of reasons due to which special administrative regions developed and functioned inefficiently. The study is aimed at solving problems related to the effective formation and functioning of special administrative regions, as one of the main areas of activity for state support of business. In the course of the study, a general scientific methodology was applied using a systematic approach to the tasks set, an institutional approach to considering the category of "special administrative region", general scientific methods of system-functional, historical-logical, comparative analysis, as well as economic-economic and mathematical methods of information processing. Despite the existing research on the development of special administrative regions, there is still a need to analyze the stages of functioning of regions in a historical retrospective, which can form an effective mechanism for their creation and operation in the context of the recent crisis in the national economy. Such a classification of special administrative regions and the proposed benefits and tax breaks presented in the article give a clear idea of the activities of the regions, their effectiveness, the need for creation and prospects for application.

The study presented in this article is based on the approaches and concepts of foreign and domestic experience, reflected in scientific works aimed at studying the issues of rational formation and effective functioning of a territory with a special economic regime, improving the regulatory system and the economic mechanism of special administrative regions.

The Russian Federation, in response to the sanctions, was able to create an original and independent project of special administrative regions. By issuing and editing new and existing regulations, the mechanism for the activity of such territories is being improved.

Keywords: special administrative region, special economic zones, Russian Federation, macroeconomics, entrepreneurship, state support, benefits, legal entities.

References

1. Special administrative districts // Official website of the Ministry of Economic Development of Russia. URL: https://www.econo-my.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/spe-cialnye_administrativnye_rayony / (accessed: March 22, 2022).

2. Zimenkov R.I. Free economic seasons/ UNITY, - M. 2020.

3. Krikalev R.S., Vostrikov A.U. The position of the SAR in modern regional studies // Young Scientist. - 2021. - No.8 - pp. 218223.

4. Levaeva S.A. Territories of innovative development through the prism of time // YURAYT. - 2018. - No. 6. - pp.219-228.

5. Balash I.I. How to become a SEZ resident // Social technologies. 2020. No. 3. - pp. 58-66.

6. Gazmanyan S.V. Modern tools of anti-sanctions policy // Economics and law. 2021. No. 2. - pp. 162-172.

7. Gausskaya I.A. State support of business: special economic zones / I.A. Gausskaya. - Bulletin of St. Petersburg State University, 2020. - 113 p.

8. Kogan E.Z. International business: textbook / E.Z. Kogan. - M.: Ariv, 2019. - 314 p.

9. Terentyeva Yu.G., Belinskaya I.V., Yanova E.A. Improvement of methodological approaches to strategic planning of socioeconomic development of the region // Discussion. 2020. No. 5 (102). pp. 45-48.

10. Fuman M.A., Pevsner I.R. Special economic zones and special administrative regions: experience and prospects / M.A. Fuman, I.R. Pevsner - M.: Vimpel, 2020. - 214 p.

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.