Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФШОР / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕОПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терехова Валентина Владимировна

Актуальность. Реализация законодательной инициативы по изменению административного, налогового и правового режима отдельных территорий Российской Федерации актуализирует предметную область научных исследований данной проблематики. Актуальность данного исследования обусловлена новизной эмпирического опыта по изменению территориально-правового пространства подобного типа в Российской Федерации. Объект исследования. Специальные административные районы как новый элемент правовой системы Российской Федерации. Предмет исследования. Финансово-правовой аспект деятельности российских и зарубежных инвесторов в специальных административных районах. Цель исследования. Осуществить детекцию содержания финансово-правового обеспечения деятельности российских и зарубежных инвесторов в специальных административных районах. Задачи исследования. Заключаются в дескриптивном изложении элементов правового и финансового пространства, появление которых обусловлено изменением статуса территорий. Методология исследования. Использован формально-юридический метод экстраспективного характера, обусловленный феноменологическими и системными принципами исследования. Результаты исследования. Заключаются в детекции правового положения российских и зарубежных инвесторов в специальных административных районах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Терехова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF INVESTORS IN SPECIAL ADMINISTRATIVE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Relevance.The implementation of the legislative initiative to change the administrative, tax and legal regime of certain territories of the Russian Federation actualizes the subject area of scientific research on this issue. The relevance of this study is due to the novelty of empirical experience in changing the territorial and legal space of this type in the Russian Federation. The object of the study. Special administrative regions as a new element of the legal system of the Russian Federation. The subject of the study. Financial and legal aspects of the activities of Russian and foreign investors in special administrative regions. The purpose of the study. To detect the content of financial and legal support for the activities of Russian and foreign investors in special administrative regions. Research objectives. They consist in a descriptive description of the elements of the legal and financial space, the appearance of which is due to the change in the status of the territories. Research methodology. A formal legal method of an extraspectual nature, conditioned by the phenomenological and systemic principles of the study, is used. The results of the study. They consist in detecting the legal status of Russian and foreign investors in the special administrative regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ В СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

DOI 10.23672/z9518-2701 -1711-h

Терехова Валентина Владимировна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры финансового права, Российский государственный гуманитарный университет wsamoilova@mail.ru

Valentina V. Terekhova

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of Financial Law,

Russian State

University of Humanities

wsamoilova@mail.ru

Правовое положение

инвесторов в специальных административных районах российской федерации

Legal status of investors

in special administrative regions of the russian federation

Аннотация. Актуальность. Реализация законодательной инициативы по изменению административного, налогового и правового режима отдельных территорий Российской Федерации актуализирует предметную область научных исследований данной проблематики. Актуальность данного исследования обусловлена новизной эмпирического опыта по изменению территориально-правового пространства подобного типа в Российской Федерации. Объект исследования. Специальные административные районы как новый элемент правовой системы Российской Федерации. Предмет исследования. Финансово-правовой аспект деятельности российских и зарубежных инвесторов в специальных административных районах. Цель исследования. Осуществить детекцию содержания финансово-правового обеспечения деятельности российских и зарубежных инвесторов в специальных административных районах. Задачи исследования. Заключаются в дескриптивном изложении элементов правового и финансового пространства, появление которых обусловлено изменением статуса территорий. Методология исследования. Использован формально-юридический метод экстраспективного характера, обусловленный феноменологическими и системными принципами исследования. Результаты исследования. Заключаются в детекции правового положения российских и зарубежных инвесторов в специальных административных районах Российской Федерации.

Ключевые слова: офшор, социально-экономическое развитие, геополитика, налоговый режим, инвестиционная среда.

Annotation. Relevance.The implementation of the legislative initiative to change the administrative, tax and legal regime of certain territories of the Russian Federation actualizes the subject area of scientific research on this issue. The relevance of this study is due to the novelty of empirical experience in changing the territorial and legal space of this type in the Russian Federation. The object of the study. Special administrative regions as a new element of the legal system of the Russian Federation. The subject of the study. Financial and legal aspects of the activities of Russian and foreign investors in special administrative regions. The purpose of the study. To detect the content of financial and legal support for the activities of Russian and foreign investors in special administrative regions. Research objectives. They consist in a descriptive description of the elements of the legal and financial space, the appearance of which is due to the change in the status of the territories. Research methodology. A formal legal method of an extraspectual nature, conditioned by the phenome-nological and systemic principles of the study, is used. The results of the study. They consist in detecting the legal status of Russian and foreign investors in the special administrative regions of the Russian Federation.

Keywords: offshore, socio-economic development, geopolitics, tax regime, investment environment.

О

сновная часть.

Специальные административные районы (САР) как новый элемент валютного и налогового регулирования представляет научно-прикладной интерес для исследования форм и методов правового обеспечения деятельности будущих резидентов территорий (инвесторов).

Основное и главное отличие от сходных правовых и территориальных образований:территория опережающего социально-экономического развития [4], свободная экономическая зона [2], специальный инвестиционный контракт [3], заключается в ингерентном признаке редомиляции (в таблице 1 мы представили сравнительную характеристику особых правовых и территориальных

образований в Российской Федерации). То есть, в правовом отношении специальный административный район, это не привлечение инвестиций и развитие территории притяжения с целью максимизации дохода и получения социальных выгод, а редомиляция хозяйствующего субъекта с целью оптимизации налогового режима и защиты от недружественной санкционной политики. Фактически, САР, это оффшор с отдельным льготным правовым регулированием для участников САР. При этом участником САР может стать только иностранное юридическое лицо (поэтому мы говорим об ингерентном признаке редомиляции), но бенефициарами могут выступать, как российские, так и зарубежные инвесторы. Какие возможности представляет САР для инвесторов, ст. 5,6 [1]:

1. Нулевая величина налога на прибыль компаний под контролем международной холдинговой компании, при этом величина налога на доходы физических лиц не определена.

2. 15 процентов ставка налогообложения на доходы в виде дивидендов в случае участия в деятельности международной холдинговой компании не менее чем 15-ти процентной доли.

3. 5 процентов ставка налогообложения на доходы иностранных инвесторов, полученных в виде дивидендов.

4. 0 процентов ставка налогообложения на доходы от реализации акций компании (мажоритарных долей).

Таблица 1

Сравнительная характеристика особых правовых и территориальных образований в Российской Федерации (составлено автором)

Характеристики/ Образование Особая экономическая зона (ОЭЗ) Территория опережающего экономического развития (ТОСЭР) Специальный инвестиционный контракт (СИК) Специальный административный район (САР)

Цели образования 1. Развития сектора обработки и высоких технологий; 2. Импортозамеще-ние стратегической продукции; 3. Создание транспортной инфраструктуры; 4. Въездной туризм и развитие санаторно-курортного сектора; 5. Развитие портовой инфраструктуры и морских путей сообщения Социально-экономическое развитие территорий притяжения, повышение социального комфорта и уровня жизни граждан с развитием промышленной инфраструктуры Сопутствующий фактор ускорения реализации стратегических задач и государственных программ по достижению целевых показателей (национальные цели) Привлечение инвестиционного капитала российских и зарубежных инвесторов, участвующих в капитале международных компаний, антисанкци-онный инструмент

Продолжительность ведения 49 лет 70 лет (с пролонгацией) 10 лет не регламентирован

Объём инвестиций (минимальный) 120 млн руб. (регулируется) 50 млн руб. от 100 млн руб. (регион) и 750 млн руб. (федерация) 50 млн руб.

Территория притяжения Вне городской среды, индустриальная или прилегающая территория к городской среде В городской среде или вне нее, возможность пользоваться действующей инфраструктурой Реализация возможна, как на действующих производствах, так и на вновь созданных производствах О. Русский (г. Владивосток) О. Октябрьский (Калининградская область)

Правовой режим - таможенные (льготы по уплате пошлин); - налоговые (регулирование налоговых отчислений); - административные (регулирование процедур регистрации и ведения бизнеса); - финансовые (льготное кредитование, субсидирование, регулирование арендных ставок) - налоговые (снижен налог на землю, налог на имущество, налог на прибыль); - социальные (снижение социальных отчислений до 7,6 % взамен 30 %); - административные (регулирование процедур регистрации и ведения бизнеса); - финансовые (льготное кредитование, субсидирование, регулирование арендных ставок) - налоговые (снижен налог на землю, налог на имущество (только регион), налог на прибыль); - таможенные (льготы по уплате пошлин); - административные (регулирование процедур регистрации и ведения бизнеса); - коммерческие (упрощение процедуры государственных закупок) - валютные (валютное регулирование); - налоговые (0 % по налогу на прибыль, 5 % по доходу в виде дивидендов)

При этом до приобретения статуса участника САР следует оперировать термином «Международная холдинговая компания» [1], которая для целей налогового регулирования в РФ соот-

несена отдельным законопроектом. Основные требования получения статуса международной холдинговой компании, следующие:

- ведение хозяйственной деятельности по территориальному признаку в разных государственных юрисдикциях;

- принятие на себя безусловных обязательств в виде реализации инвестиций на территории Российской Федерации не менее 50 млн руб.

Если рассматривать САР в контексте образования ТОСЭР и ОЭЗ (табл. 1), то в большей степени необходимость САР обусловлена, на наш взгляд, редомиляцией юридических лиц с целью нивелирования и возможных угроз западной санкцион-ной политики. В целом, САР можно рассматривать как возможность легализации средств инвесторов, которые ранее выводили свои капиталы из России по разным причинам. Также, САР предоставляет возможность российским компаниям домицилированным не на территории РФ избежать угроз и последствий зарубежных санкций.

Выводы.

На наш взгляд, каких-либо существенных правовых, экономических преференций аналогичных

Литература:

1. Федеральный закон «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» от 03.08.2018 № 291 -ФЗ (последняя редакция). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_304082/ (дата обращения 08.06.2021).

2. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (последняя редакция). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_do c_LAW_54599 (дата обращения 08.06.2021).

3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL : https://base.garant.ru/70833138/7a58 987b486424ad79b62aa427dab1df (дата обращения 08.06.2021).

4. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ (последняя редакция). URL : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_172962 (дата обращения 08.06.2021).

правовых и территориальных образований за переделами РФ международным компаниям с участием исключительно иностранного капитала не наблюдается. При этом экономическая выгода достаточно сомнительна, так, на 2021 год совокупные вложения в инфраструктуру о. Русский и о. Октябрьский составили более 50 млрд руб. (в рамках государственного финансирования) [1]. При этом достаточно просто подсчитать, что экономическая выгода территорий от участников САР должна быть обеспечена более чем 100 потенциальными резидентамиСАР, что в современных международных условиях, нам представляется слабо реализуемым1. При этом следует отметить, что российские компании, домицилированные в зарубежных юрисдикциях при отсутствии геополитических рисков, могут воспользоваться правовым элементом нового регулирования СИК, который фактически является одним из правовых инструментов освоения требуемых инвестиций для участия в САР. При этом объём инвестиций по федеральной компоненте составляет 750 млн руб, по региональной 100 млн руб. [3].

Literature:

1. Federal Law «On Special Administrative Areas in the Territories of the Kalinin-Grad Region and Pri-morsky Territory» of 03.08.2018 № 291-FZ (latest version). URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304082 (date of application 08.06.2021).

2. Federal Law «On Special Economic Zones in the Russian Federation» of 22.07.2005 № 116-FZ (latest version). URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_54599 (date of application 08.06. 2021).

3. Federal Law № 488-FZ of December 31, 2014 «On Industrial Policy in the Russian Federation « (as amended). URL : https://base.garant.ru/70833138/ 7a58987b486424ad79b62aa427dab1df (date of application 08.06.2021).

4. Federal Law «On Territories of Advanced SocioEconomic Development in the Russian Federation» of 29.12.2014 № 473-FZ (latest version). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 172962/ (date of application 08.06.2021).

1 На момент написания исследования зарегистрирован всего один участник САР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.