Рустамов Н. Э.
СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УБИЙСТВ ПО ЭКСТРЕМИСТСКИМ МОТИВАМ
3.8. СПЕЦИАЛЬНОКРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УБИЙСТВ ПО ЭКСТРЕМИСТСКИМ МОТИВАМ
Рустамов Нофель Эльдар оглы, аспирант кафедры уголовного права и процесса
Место учебы: Российский Университет Дружбы Народов.
nofalrustamov@gmail.com
Аннотация: Автором статьи подробно исследуются меры специально-криминологического предупреждения убийств по экстремистским мотивам. Выделяется восемь групп мер, которые в комплексе должны нейтрализовать данную проблему
Ключевые слова: убийство, экстремизм, меры предупреждения, профилактика, криминология, мотив
SPECIALLY-CRIMINOLOGICAL PREVENTION KILLINGS EXTREMIST MOTIVES
Rustamov Nofal E., postgraduate student at criminal law and procedure chair
Study place: Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR)
nofalrustamov@gmail. com
Annotation: The author has examined in detail the measures specifically criminological-prevention killings extremist motives. Released eight groups of measures which together must neutralize the problem
Keywords: murder, extremism, prevention measure, prevention, criminology, purpose
Традиционно предупреждение преступности рассматривается на общесоциальном, специальнокриминологическом и индивидуальном уровнях [2, с. 88].
Обращаясь к мерам специально-криминологического предупреждения убийств, совершенных по экстремистским мотивам, полагаем, что следует обратить внимание на несколько основных групп мер:
1. Правовые. Думается, что комплекс данных мер должен быть, прежде всего, связан с усилением уголовной ответственности с одной стороны за убийства, с другой стороны за преступления экстремистской направленности.
Криминологический рецидив в целом свойственен убийствам, совершенным по экстремистским мотивам. При этом уголовно-правового значения такой рецидив не имеет. Исследование показало, что в 50 % случаев преступление, которое предшествует убийству, также является преступлением экстремистской направленности. Представляется, что, исходя из этого, следует поставить вопрос об уточнении уголовно-правовых критериев признания рецидива (сегодня рецидив не образуют судимости за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет). У лица, совершающего преступление экстремистской направленности, формируется четкая антиобщественная установка, что говорит о повышенной общественной опасности такой личности. Совершение преступления экстремистской направленности этим лицом повторно, уже по достижению совершеннолетия, по-видимому свидетельствует о
неэффективности примененных в отношении такого лица мер уголовно-правового воздействия. Следовательно, в случае повторного совершения преступления таким лицом, уголовное наказание в отношении такого лица должно быть более строгим.
В недостаточной степени реализуется превентивная цель уголовного наказания и к иным преступлениям экстремистской направленности. Исследование показало, что 60% лиц совершавших убийства по экстремистским мотивам, ранее совершали иное преступление экстремисткой направленности либо хулиганство, связанное с экстремистскими мотивами. В теории криминологии справедливо отмечается, что на эффективность предупреждения убийств экстремистской направленности существенное влияние оказывает применение антиэкстремистских уголовно-правовых норм с двойной превенцией, а именно ст. 280 УК РФ, ст. 282 УК РФ, ст. 282.1 УК РФ и ст. 282.2 УК РФ. Для того чтобы они стали высокоэффективным средством противодействия насильственным преступлениям экстремистской направленности, в том числе и убийствам, представляется необходимым нейтрализовать факторы, снижающие их эффективность [3, с. 9].
Таким образом, следует признать, что на данный момент уголовно-правовые нормы, направленные на противодействие преступлениям экстремисткой направленности, не достаточно эффективно выполняют превентивную роль, реализуемую посредством назначения наказания за совершенное деяние. Исходя из сказанного, на наш взгляд, также необходимо усиление уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности, что позволит повысить эффективность предупреждения рассматриваемой группы преступлений.
2. Ограничение оборота газового и травматического оружия. Достаточно часто при совершении насильственных преступлений экстремистской направленности виновными использовалось газовое либо травматическое оружие. Такое же положение вещей характерно и для иных видов убийств. Потенциально такое оружие может причинить существенный вред здоровью потерпевшего, а при выстреле с близкого расстояния велика вероятность причинения смерти потерпевшему. Проблема осложняется тем, что фактически доступ к травматическому оружию может получить значительное число граждан России.
Исходя из этого, на наш взгляд, напрашивается необходимость усложнение процедуры получения права на владение травматическим и газовым оружием.
3. Профилактика негативного влияния на личность со стороны малых социальных групп.
Данная мера имеет важное значение, как с точки зрения противодействия убийствам в целом, так и убийствам по экстремистским мотивам, в частности. Для рассматриваемых составов преступлений при формировании причин преступного поведения весьма важной является роль малых социальных групп (таких как школа, семья, ближайшее окружение). Это приобретает особую актуальность в виду того, что криминологические исследования показывают, что практически все экстремистских молодежные группировки носят неформальный характер, зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и
95
Бизнес в законе
5’2014
другие аксессуары, участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное время провождение в кругу сверстников [1, с. 57].
В этой связи следует повысить эффективность мер профилактики именно в таких группах. К конкретным мерам могут относиться: особый контроль за неблагополучными семьями и семьями, в которых есть ранее судимые; психологическая работа в школах с учениками, склонными нарушать установленные правила поведения; выявление мест концентрации активистов и членов неформальных молодежных группировки; выявление на ранней стадии и контроль за неформальными объединениями молодежи.
4. Повышение эффективности социального контроля за несовершеннолетними, ранее привлеченными к уголовной или административной ответственности за совершение деяний экстремистской направленности.
Исследование показало, что несовершеннолетние, совершающие тяжкие и особо тяжкие преступления против личности экстремистской направленности, как правило, ранее совершали менее тяжкие преступления по этим же либо по хулиганским мотивам. В этой связи следует особое внимание уделять таким лицам, проводить с ними воспитательную работу, обращать внимание на их положение в семье, в школе или трудовом коллективе.
5. Активизация работы по выявлению менее тяжких, чем убийство, преступлений экстремисткой направленности, в том числе на стадиях приготовления и покушения.
Лица, совершающие убийства по экстремистским мотивам, ранее привлекались к уголовной ответственности за совершение менее тяжких преступлений экстремисткой направленности, либо за иные насильственные преступления (хулиганство, причинение вреда здоровью, побои, истязания). В этой связи важным шагом в сфере предупреждения убийств, совершенных по экстремистским мотивам, является выявление таких менее тяжких преступлений, что позволит установить круг лиц, которым свойственно подобное поведение и применять в отношении них комплекс мер непосредственной профилактики рецидива. Следует заметить, что на практике менее тяжкие преступления насильственного характера (побои, истязания, хулиганство) зачастую остаются не выявленными, либо нераскрытыми, что укрепляет уверенность лица в своей безнаказанности с одной стороны, а с другой - позволяет переступить следующую черту при совершении нового преступления.
6. Для жертв убийств по мотивам национальности и религиозной принадлежности характерен географический признак. Изучение судебной практики, опрос сотрудников Следственного комитета РФ и судей показали, что в 90% случаев жертва преступления находилась в том регионе РФ, в котором его национальность или религия не являлись наиболее распространенными. В этой связи с точки зрения профилактики рассматриваемого вида убийств, положительное значение может иметь развитие региональных программ, связанных с уменьшением социально-психологической напряженности, создаваемой за счет внутрироссийской миграции. Особое внимание нужно уделить миграционным связям между регионами и соответственно в зависимости от особенностей конкретного региона выработать комплекс направленных на снятие напряженности, базирующейся на факторах религии, национальности, принадлежности к социальной груп-
пе. Следует отметить, что такой опыт распространен в зарубежных государствах. В частности, в ФРГ наиболее проблемной в плане экстремизма является земля Северный Рейн-Весифалия, в которой преступления экстремистской направленности в 2008 г. составили 20,8% от общего числа всех преступлений совершаемых в данной земле. В ответ на это были широко внедрены региональные программы противодействия таким преступлениям [5, с. 3]. Думается, что имеющейся зарубежный опыт в рассматриваемой сфере мог бы оказаться полезным при формировании российских программ.
7. Причины убийств по экстремистским мотивам в современном обществе связанны в том числе и с глобализацией, и, как следствие с внешней миграцией населения. В этой связи большое значение с точки зрения противодействия рассматриваемым преступлением имеют меры, направленные на устранение негативных факторов, связанных с внешней миграцией. В частности, к ним можно отнести проблемы социальной адаптации мигрантов и проблемы их внедрения в российское общество и т.д. Полагаем, необходимы следующие специальные предупредительные меры, направленные на устранение названных причин:
- обязательное изучение русского языка и возможность доступа к определенным видам работы только при наличии определенного уровня знаний русского языка;
- борьба с незаконной миграцией;
- противодействие возникновению «гетто» по национальному, расовому или религиозному признаку.
8. Виктимологическая профилактика. Эффективной превентивной мерой в отношении экстремистски-мотивированных убийств может стать деятельность правоохранительных органов, которые могут проводить разъяснительную работу с потенциальными жертвами, находится с ними на связи, устанавливать доверительные отношения с такими лицами, предупреждать об опасностях нахождения в определенных местах и т.д. Заметим, что виктимологическая профилактики признается одной из наиболее эффективных мер противодействия «преступлениям ненависти» в современных США [4, с. 36l].
Таким образом, специально-криминологическое предупреждение убийств по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы включает в себя систему специальных мер, такие как:
- усиление уголовной ответственности за убийства и за преступления экстремистской направленности;
- ограничение оборота газового и травматического оружия;
- профилактика негативного влияния на личность со стороны малых социальных групп;
- повышение эффективности социального контроля за несовершеннолетними, ранее привлеченными к уголовной или административной ответственности за совершение деяний экстремистской направленности;
- активизация работы по выявлению менее тяжких, чем убийство преступлений экстремисткой направленности, в том числе на стадиях приготовления и покушения;
- развитие региональных программ, связанных с уменьшением социально-психологической напряженности, создаваемой за счет внутрироссийской миграции;
- меры, направленные на устранение негативных факторов, связанных с внешней миграцией, виктимологическая профилактика убийств.
96
Рустамов Н. Э.
СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УБИЙСТВ ПО ЭКСТРЕМИСТСКИМ МОТИВАМ
Список литературы:
1. Зарубин А. В., Сумачев А. В. Уголовно-правовая характеристика преступлений экстремистской направленности. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. 86 с.
2. Криминология: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: Проспккт, 2006. 328 с.
3. Панасенко С. Н. Уголовная ответственность за убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 25 с.
4. Larry. J. Seagal. Criminology. Ed. 11-th. Lowel: University of Massachusetts, 2011.752 p.
5. Jager R. Bericht der Landesregierung uber Malinahmen zur Prevention des Extremismus in Nordrhein-Westfalen. Dussel-dorf, 2010. 22 s.
Reference list:
1. Larry. J. Seagal. Criminology. Ed. 11-th. Lowel: University of Massachusetts, 2011.752 p.
2. Jager R. Bericht der Landesregierung uber Malinahmen zur Prevention des Extremismus in Nordrhein-Westfalen. Dusseldorf, 2010. 22 s.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта кафедры уголовного права и процесса юридического факультета РУДН Рустамова Нофеля Эльдар оглы «Специально-криминологическое предупреждение убийств по экстремистским мотивам».
Экстремизм как прямая угроза основам конституционного строя за сравнительно небольшой период превратился в одну из острых проблем нашей страны. Его проявления достаточно разнообразны - от распространения экстремистских материалов до попыток насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации. Адекватное государственное реагирование за данные общественно опасные формы преступности, безусловно, необходимо. Несмотря на то, что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых мер, направленных на противодействие экстремизму, количество преступлений, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается. В связи с этим особую актуальность приобретают меры специально-криминологического предупреждения убийств по экстремистским мотивам, исследование которых проведено в данной работе.
В рамках статьи Н. Э. Рустамов смог выделить криминологические особенности, которые в целом позволяют раскрыть антигосударственный и антиконституционный характер современного российского экстремизма.
На наш взгляд, автором сделан правильный вывод, о том, что на эффективность предупреждения убийств экстремистской направленности существенное влияние оказывает применение антиэкстремистских уголовно-правовых норм с двойной превенцией, а именно ст. 280 УК РФ, ст. 282 УК РФ, ст. 282.1 Ук РФ и ст. 282.2 УК РФ. Для того чтобы они стали высокоэффективным средством противодействия насильственным преступлениям экстремистской направленности, в том числе и убийствам, представляется необходимым нейтрализовать факторы, снижающие их эффективность.
В целом, статья может оказаться полезной как практическим работникам, так и исследователям, работающим над данной проблематикой.
Д.ю.н., профессор
заведующий кафедрой уголовного права и процесса РУДН
Л.А.Букалерова
97