Научная статья на тему 'Специально-криминологическое предотвращение преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел Украины'

Специально-криминологическое предотвращение преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS / SPECIAL CRIMINOLOGICAL PREVENTION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладкова Е. А.

Статья посвящена проблемам специально-криминологического предотвращения преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CRIMINOLOGICAL PREVENTION OF CRIMES COMMITTED AGAINST OFFICERS OF INTERNAL AFFAIRS OF UKRAINE

This article is devoted to problems of special criminological prevention of crimes against officers of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Специально-криминологическое предотвращение преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел Украины»

специально-криминологическое предотвращение преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел украины

special criminological prevention of crimes committed against officers of internal affairs

of ukraine

УДК 343.9(477)

Е.А. ГЛАДКОВА

(Харьковский национальный университет внутренних дел, Украина)

E.A. GLADKOVA

(Kharkov National University of Internal Affairs, Ukraine)

Аннотация: статья посвящена проблемам специально-криминологического предотвращения преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, специально-криминологическое предотвращение преступлений.

Abstract: this article is devoted to problems of special criminological prevention of crimes against officers of Internal Affairs.

Keywords: officers of Internal Affairs, special criminological prevention of crimes.

На современном этапе создания государства в Украине значительное общественное внимание уделяется вопросам, связанным с криминогенной ситуацией в государстве, состоянию противодействия преступности, предотвращению криминализации общества, нейтрализации негативных тенденций этого процесса. Речь идет, прежде всего, о проблемах экстраординарного плана, которые прямо соотносятся с вопросами национальной безопасности Украины, безопасности ее граждан, защиты конституционных прав и свобод человека, законности и правопорядка в государстве. В этом контексте особую остроту приобретает проблема предупредительной деятельности, которая сегодня находится в состоянии сложных, противоречивых по своему содержанию, неоднозначных по результатам процессов организационного реформирования, коренного изменения общественных отношений, которые ее составляют. Поэтому обеспечение внутренней стабильности, правопорядка и законности в системе и

механизме ее функционирования приобрело судьбоносное значение, потому что на этом и основывается национальная безопасность [1, с. 111-112].

Задачей государства является удержание уровня преступности на минимальном уровне, а также противостояние ее росту. А для этого наряду с наказанием преступников и их ресоциализацией большое значение имеет система криминологической профилактики, противодействия и предотвращения, состоящая из мероприятий, осуществляемых с целью устранить, нейтрализовать, или, по возможности, уменьшить негативное влияние условий, способствующих преступности [2, с. 59].

На данный момент государственная политика предотвращения и противодействия преступности в Украине находится на низком уровне. Настройка дееспособных отношений и связей в определенной системе способствует улучшению результатов ее функционирования [3].

Определяющим фактором в данной сфере

выступает разработка и реализация правовых, организационно-управленческих мер по предотвращению преступлений, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение социально приемлемого уровня преступности, минимизацию последствий совершения преступлений [4].

Проблема предупреждения преступности постоянно привлекает внимание цивилизованного общества. Интегративная система организованного противодействия преступности, предупреждения преступности включает в себя разнообразные меры разных областей знаний. Но сегодня уровень работы правоохранительных структур, центральных, местных органов власти и местного самоуправления по предотвращению преступности низок, правоохранительная деятельность преимущественно ориентирована на раскрытие и расследование уже совершенных преступлений, а не на их предотвращение через воздействие на причины и условия преступлений.

Проблемам предотвращения и противодействия преступности значительное внимание уделяют в своих работах Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин, В.В. Голино, Л.М. Давыденко, И.М. Даньшин, О.М. Джужа, А.Е. Жалинский,

A.П. Закалюк, А.Г. Кальман, О.М. Костенко,

B.М. Кудрявцев, А.Н. Литвак, А.Н. Литвинов, Ф.А. Лопушанский, В.В. Лунеев, О.Б. Сахаров, В.М. Сомин и другие ученые. Существует определенный ряд принципиальных вопросов, требующих специального исследования. Вопросы предотвращения преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел так и остались вне поля зрения исследователей, хотя от безопасности сотрудников органов внутренних дел зависит и безопасность всего населения нашего государства.

Противодействие преступности - это системная деятельность, целью которой является устранение вероятности совершения преступлений и которая выступает в нескольких взаимосвязанных аспектах:

- как средство социального регулирования наиболее значимых общественных отношений;

- как комплекс мер правового, воспитательного, специально-криминологического характера;

- как система различных уровней предупреждения и превенции преступности, лежащей в основе деятельности различных субъектов.

Для предупреждения преступлений необходима коррекция личности, что влечет за собой изменения его поведения от антиобщественного к лояльному, которое одобряет общество. Достижение этой цели требует решения конкретных задач:

- выявление лиц, чье поведение свидетельствует о реальной возможности совершения преступлений;

- изучение социально-психологических особенностей этих лиц, а также внешних источников негативного воздействия на них;

- прогнозирование вероятности совершения лицами различного рода антиобщественных и противоправных действий;

- планирование с учетом общественной опасности личности мер индивидуальной профилактики;

- применение позитивных мер воздействия и коррекции [3].

Специально-криминологическое предупреждение преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел направлено на выявление и устранение либо ослабление действия факторов, детерминирующих преступность в целом, отдельные виды и группы преступлений, причины и условия конкретных преступлений [5, с. 4-7, 6, с. 25-26].

Специально криминологический вектор в предотвращении преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел должен, в первую очередь, основываться на научных исследованиях факторов риска. Одним из таких факторов, как известно, выступает агрессивное поведение в различных ее формах и проявлениях. Первоочередной задачей предотвращения на данном уровне становятся проблемы воспитания, перевоспитания, формирования личности, обеспечение психологической поддержки и помощи в кризисных ситуациях.

Важнейшими профилактическими комплексами являются: вмешательство в кризисные ситуации, уменьшение практических возможностей совершения насильственных преступлений; воспитательная и информационная работа среди населения, привлечение общественности к предотвращению преступлений в отношении сотрудников органов внутренних дел, предоставление помощи жертвам этих преступлений.

Проведенное нами исследование свидетельствует, что подавляющее большинство сотрудников органов внутренних дел, непосредственно выполняя свои служебные обязанности, недостаточно внимания уделяют

выполнению мероприятий по предотвращению преступлений против собственной жизни и здоровья. Это обусловлено тем, что на сегодня нет весомых научно обоснованных и практически направленных методических разработок по организации тактики предупреждения преступлений исследуемой категории. Учитывая специфичность, значительную сложность выявления, раскрытия, расследования, считаем необходимым подробно остановиться на исследовании вопросов, касающихся отдельных аспектов ее предотвращения.

Действует общепризнанная теоретическая мысль и законодательная позиция о том, что преступления против жизни и здоровья сотрудника правоохранительного органа характеризуются исключительно высоким правовым цинизмом.

Сотрудники органов внутренних дел являются наиболее активными участниками борьбы с преступностью, также в круг их деятельности входят функции предупреждения, предотвращения, а соответственно, профессиональные осложнения и реальная опасность такой деятельности определяют высокий уровень общественной опасности посягательств на жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел. Проблемным является изучение криминологических аспектов общественной опасности тех или иных посягательств на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников органов внутренних дел на комплексном уровне, с учетом многих специфических конкретных составов преступлений.

Если предупредительная сила уголовного закона прежде всего в его моральном и социальном смысле, то этот морально-правовой и предупредительный статус закона автоматически еще больше повышается, когда речь идет о борьбе с преступными посягательствами на жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел. Отсюда следует очень важная задача законодателя: обеспечить соответствие уголовно-правовых норм нормам морали, нравственным основам жизни современного общества. Без такого соотношения нет смысла и думать об эффективности уголовно-правовых норм [7, с. 22; 8, с. 281].

Слабые социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел, правовые коллизии, которые встречаются в ведомственных нормативно-правовых актах, довольно часто провоцируют проблему, которая заключается в том, что сотрудники часто лишаются

возможности инициативно, решительно, с учетом экстремальных условий осуществлять возложенные на них функции и задачи. Нередко они фактически становятся заложниками внешних обстоятельств и собственной нерешительности. Ситуация, при которой работа сотрудников органов внутренних дел лишена стимулирования (а иногда и просто блокируется), объясняется правовой незащищенностью этой категории лиц. Как результат - их опасения рисковать ради государственных интересов, прибегать к двойному перестрахованию (а это благоприятная почва для роста бюрократического механизма), слабое противодействие росту преступности и другие негативные последствия [9, с. 198].

Сотрудники органов внутренних дел Украины с начала службы в соответствующих подразделениях должны осознавать, что их работа напрямую связана с профессиональным риском, что государство позволяет рисковать во имя обеспечения интересов Украины. Но, к сожалению, именно абстрактным определением и декларированием все ограничивается, так как до сих пор ни в одном нормативно-правовом акте нет соответствующей нормы о квалификации профессионального риска. На практике мы убеждаемся, что из-за такой законодательной неурегулированности и неопределенности уже сейчас страдают сотрудники органов внутренних дел [9, с. 197-198].

Безопасность и охрана жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел - многоаспектная проблема, которая начинается с самозащиты и государственной защиты, т.е. профессионально-физической подготовки.

Для обеспечения безопасности сотрудников органов внутренних дел необходимо решить следующие задачи:

- выявление намерений криминалитета противодействовать оперативно-служебным и служебно-боевым мероприятиям органов внутренних дел, осуществлять посягательства на сотрудников, их близких и других лиц, содействующих этим мероприятиям;

- реализация мероприятий по защите сотрудников органов внутренних дел, спецап-парата органов внутренних дел, участников уголовного судопроизводства, а также их близких от преступных посягательств;

- раскрытие, расследование преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов внутренних дел, и лиц, способствующих им в выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач, их близких,

справедливое наказание виновных;

- предупреждение и пресечение проникновения представителей организованных преступных групп, других правонарушителей и лиц, имеющих ориентации, противоречащие интересам правоохранительной государственной службы, в кадры, спецаппарат органов внутренних дел и общественные помощники;

- недопустимость приема на службу лиц, которые по своим деловым морально-волевыми характеристикам не соответствуют требованиям правоохранительных органов;

- функционирование системы непрерывной качественной профессиональной подготовки;

- выявление, предупреждение, пресечение и наказание противоправной деятельности отдельных занимающих штатные должности, нештатных и негласных сотрудников, а также общественных помощников, ангажированных криминалитетом или инициативно осуществляющих служебную и гражданскую измену, получающих взятки и иным образом злоупотребляющих должностным положением;

- обеспечение сохранности, прекращения несанкционированного доступа к секретной и другой служебной информации, характеризующей деятельность органов внутренних дел;

- обеспечение конспирации в оперативно-розыскной деятельности, служебной тайны в административно-юрисдикционной и профилактической, тайны следствия - в процессуальной деятельности;

- обеспечение физической и технической охраны помещений, зданий, оружия, боевой, специальной и организационной техники, транспортных средств, территорий, используемых органами внутренних дел [10, с. 34-35].

В условиях стабильного развития государства и его населения, а значит, и повышения уровня и усложнения структуры преступности в Украине проблема предотвращения правонарушений и преступности приобретает масштабное значение в условиях, где на первых рубежах охраны правопорядка увеличивается количество пострадавших среди сотрудников органов внутренних дел. В связи с этим следует подчеркнуть, что и общесоциальная, и специально-криминологическая эффективность предотвращения преступлений зависит не только от качественного уровня подготовленности сотрудников органов внутренних дел выполнять свои профессиональные обязанности в экстремальных условиях, но и от эффективности реализации своей безопасности и достоинства.

Литература:

1. Литвинов О.М. Загальносоціальний вектор у механізмі протидії злочинності та фактори, що його зумовлюють // Вісник Харківського національного університету внутрішніх справ. 2008. № 41. С. 111-112.

2. Литвак О. Про причини зростання злочинності та умови, що цьому сприяють // Віче. 1997. № 11. С. 57-65.

3. Литвинов О.М. Тактика запобігання злочинам [Електронний ресурс] - Режим доступу до сайта : http://www. nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pib/2011_1/PB-1/PB-1_27.pdf.

4. Черкасов О.М. Поняття і структура механізму запобігання злочинам [Електронний ресурс] - Режим доступу до сайта : http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2009-3/09hommzz.pdf.

5. Голина В.В. Криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. - Киев, 1989. С. 4-7.

6. Алексеев А.И, Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: монография. - М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 25-26.

7. Кудрявцев В.Н. Криминологическое значение конкретной жизненной ситуации: механизм преступного поведения. - М.: Наука, 1981. С. 87-95.

8. Алимов С.Б., Антонян Ю.М., Бузынова С.П. и др. Криминология: учебник для юрид. вузов / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 1995. 511 с.

9. Кисіль З.Р. Професійний ризик у діяльності працівників органів внутрішніх справ України // наук. вісн. Львів. Держ. ун. в. с. 2008. Вип.1. С. 195-203.

10. Сафонов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: монография. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2003. 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.