СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ В СИЛОВОМ ТРЕНИНГЕ
Алёхин Михаил Николаевич магистрант
Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел, Россия
SPECIAL PERFORMANCE IN STRENGTH TRAINING
Alekhin Mikhail Nikolaevich Undergraduate Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia
Аннотация. В статье дается определение такого термина, как специальная работоспособность атлета. Дается короткая характеристика со ссылками на методистов советской школы. Рассматривается роль и взаимосвязь специальной физической подготовки (СФП) и общей физической подготовки (ОФП).
Annotation. The article gives a definition of such a term as a special performance of the athlete. Given a short description with references to the Methodists of the Soviet school. Examines the role and relationship of special physical preparation (CFP) and General physical preparation (ОFP).
Ключевые слова. Тренинг, работоспособность, пауэрлифтинг, возможности, спортсмен, атлет, упражнения.
Keywords. Training, health, powerlifting, possible, athletic, athlete, exercise.
Силовой тренинг, как и любая другая спортивная дисциплина, предъявляет большое количество требований к подготовке атлетов. Чтобы быть успешным и эффективно реализовывать свой потенциал спортсмен должен постоянно работать над совершенствованием физических качеств: силы, быстроты и выносливости; улучшать гибкость, ловкость и координацию движений. В таких условиях тренировочный процесс становится многогранным, гибким, предполагает использование большого количества методов.
Многие методисты и тренеры однозначно определяют, что успех в той или иной спортивной дисциплине зависит от уровня специальной подготовленности спортсмена. Специальная подготовленность или специальная работоспособность — основной фактор спортивного мастерства, то есть чем она выше, тем выше и уровень атлета и наоборот. Ю. В. Верхошанский в одной из своих книг дает детализированное определение специальной работоспособности спортсмена.
Под специальной работоспособностью понимаются реальные функциональные возможности организма человека к эффективному выполнению конкретной мышечной деятельности. В спорте это означает такое относительно устойчивое функциональное состояние организма, которое позволяет с высокой эффективностью решать возникшие сегодня конкретные тренировочные и соревновательные задачи [1].
Действительно, практически все спортивные дисциплины предполагают некий уровень функциональных возможностей организма человека. Сюда, безусловно,
можно отнести уровень развития физических качеств, а также технику. За счет этих функциональных возможностей человек и совершает с определенной степенью успешности конкретную мышечную деятельность, иными словами занимается спортом. Таким образом, функциональные возможности человека позволяют решать возникающие сегодня (в краткосрочной перспективе) тренировочные и соревновательные задачи.
Нужно отметить, что использование слова «сегодня» в указанном выше контексте предполагает соответствующее деление тренировочного процесса на фазы или периоды. Таким образом, тренировочные задачи отдельных фаз отличаются и не всегда тесно связаны с соревновательной деятельностью. Однако, в конечном счете, специальная работоспособность всегда связана с реализацией атлета на соревнованиях, которые являются конечным показателем успешности всей подготовки, как совокупности отдельных периодов.
В основе приобретения и повышения специальной работоспособности лежит механизм долговременной адаптации организма спортсмена к условиям тренировочной и соревновательной деятельности, что внешне выражается в его морфофункциональной специализации (МФС). Последняя понимается как избирательное приспособительное совершенствование тех функциональных возможностей организма, которые имеют преимущественное значение для данной спортивной деятельности, и развитие таких морфологических перестроек, которые выступают в качестве материальной основы специализированной гиперфункции.
Долговременные адаптационные перестройки в организме — ключевой фактор формирования спортивного мастерства. Однако сами адаптационные процессы, наряду с некоторой общностью, обладают в тоже время специальными характеристиками, из которых вытекает морфофункциональная специализация. Так в ходе спортивных тренировок происходит совершенствование конкретных физических качеств, связанных с конкретными двигательными актами, которые в свою очередь связаны непосредственно со спортивной дисциплиной. Чем выше уровень атлета, тем выше уровень его специальной работоспособности и тем сильней выражается избирательность приспособительных реакций.
Можно рассмотреть следующий пример. В ходе тренировки приседаний со штангой спортсмен может выполнять непосредственно приседания, кроме того, различные вариации данного движения. Помимо этого, может выполнять и другие упражнения, нацеленные на повышение результатов: разгибания и сгибания ног в тренажере и другие движения. Можно дополнить тренировку упражнениями для совершенствования быстроты — включить в комплекс взрывные выпрыгивания, бег на короткие дистанции. Можно прибегнуть также к совершенствованию физического качества выносливость: выполнять большие по объему нагрузки, добавить бег на длинные дистанции. Мерилом конечной эффективности всех этих приемов будет итоговый результат — повышение веса отягощения в разовом подъеме соревновательных приседаний. При этом полностью очевидно, что указанные методы тренировок не будут одинаково эффективными: наибольшую прибавку дадут прежде всего те методы, которые по своим двигательным характеристикам и степенью использования физических качеств максимально схожи с основным движением. Таковыми будут приседания и их вариации, выполняемые в силовом стиле — именно эти движения являются основными в вопросе повышения специальной работоспособности в процессе тренировки приседаний. Менее эффективными, соответственно, будут упражнения силового характера для ног, выполняемые в иной биомеханике, например, разгибания и сгибания ног.
Скоростные движения окажут еще меньшее воздействие, а бег на длинные дистанции и упражнения на выносливость окажутся наименее эффективными.
Можно провести также и обратное рассуждение. Если атлет обладает высокой специальной работоспособностью в приседаниях, то он сможет эффективно выполнять вариации приседаний, будет уверенно справляться с силовыми задачами в тренировке, так как физическое качество — сила развито у него в достаточной степени. Меньшую эффективность атлет сможет демонстрировать, когда речь пойдет о реализации физических качеств быстроты и выносливости с сохранением двигательной структуры упражнения. Ну и наименьшие показатели будут в тех движениях, которые сильно отличаются от приседаний и требуют максимальной реализации выносливости.
Такие рассуждения наглядно показывают нам сущность специальной работоспособности и последствия долговременной адаптации к определенным раздражителям.
Силовой тренинг, как известно, характеризуется тем, что в качестве измерителя успешности атлета или его уровня спортивного мастерства, применяются различные упражнения. В пауэрлифтинге, например, — это упражнения силового троеборья: приседания со штангой, жим лежа и становая тяга. В отличие от пауэрлифтинга, армрестлинг, к примеру, уже не может предоставить универсального измерителя — здесь необходимо иметь достаточный уровень техники борьбы и такое сочетание физических качеств, которое позволит успешно бороться с широким кругом соперников. Тем не менее, даже армрестлингу присущи упражнения с отягощениями, прямо влияющие на успешность борьбы теми или иными стилями, что и определяет специальную работоспособность. Таким образом, становится понятно, что выполнение тренировочных упражнений — главное средство повышения специальной работоспособности в силовом тренинге.
В основе классификации упражнений лежит первоначальное деление на непосредственно главные измерители силы, применительно к течению силового тренинга, и вспомогательные упражнения. Аркадий Воробьев в своей книге «Тяжелая атлетика» утверждает, что в тяжелой атлетике различают две основные группы упражнений — классические упражнения и вспомогательные. К классическим относятся рывок и толчок штанги (они входят в программу соревнований), вспомогательные в зависимости от их назначения делят на специальные и общеразвивающие. Специальные служат средством совершенствования элементов техники классических упражнений, а также развития физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Общеразвивающие используются для повышения уровня общей физической подготовленности тяжелоатлета, развития его волевых качеств, для повышения эмоциональности занятий и др. [2].
Указанное разделение упражнений справедливо для всех течений силового тренинга. В жиме лежа, например, в роли основных движений выступит непосредственно жим штанги лежа в соревновательном стиле. Специальными упражнениями можно будет назвать жим с бруса, жим в силовой раме, жим на наклонной, жим средним хватом и другие виды жимов лежа, которые по биомеханике непосредственно схожи с соревновательным движением. Основная черта специальных вспомогательных упражнений — высокая степень корреляции с основным движением. Так, например, увеличение результатов в жиме на наклонной скамье непременно скажется и на жиме лежа. То же самое можно сказать и про улучшение в жиме с паузой или скоростном жиме. Все эти движения прямо влияют на уровень специальной работоспособности атлета. Наряду с этим они могут
эффективно применяться для совершенствования элементов техники основного движения (жим с паузой на груди, жим с остановками), а также улучшения специальных физических качеств: силы (жим с бруса, жим в силовой раме), быстроты (скоростной жим) и так далее.
Специальные вспомогательные упражнения названы специальными, так как оказывают непосредственное влияние на специальную работоспособность спортсмена.
Что же касается общеразвивающих движений, то они не могут прямо влиять на результат. Их влияние либо вовсе сходит на нет — это упражнения, касающиеся тех граней повышения общей физической подготовленности, которые никак не связаны с результатом в соревновательном движении. Например, добавление в комплекс бега на длинные дистанции хоть и способно оказывать общеукрепляющее, тонизирующее действие, повышение общей выносливости, тем не менее слабо влияет на результаты в жиме лежа. Другие общеразвивающие упражнения влияют на основное движение лишь косвенно — это те упражнения, которые непосредственно повышают общий тонус и затрагивают мышечные группы, задействованные в основном движении. Например, выполнение разгибаний с гантелью или кроссовера в тренажере прямо не скажется на жиме лежа, однако в том случае, если атлет имеет недостаточный тонус трицепсов в первом случае или грудных мышц — во втором, данные движения окажут воздействие на основное движение за счет устранения такого отставания.
Несмотря на то, что, основные движения, а также специальные вспомогательные упражнения, влияют наибольшим образом на конечный результат, тем не менее, в комплексе всегда, за редким исключением, должны быть и общеразвивающие упражнения (ОФП). Повышение общей физической подготовленности спортсмена — важная, хоть и не всегда приоритетная часть тренировочного процесса. Кроме того, постоянное использование основных и специальных вспомогательных упражнений делает тренировочный процесс однообразным и монотонными, приводит к психологическому переутомлению. Это делает общефизическую подготовку (ОФП) важной и неотъемлемой частью тренировочного процесса.
С ростом уровня атлета все уже становится его специализация. Спортсмены уровня МСМК и выше вынуждены решать несколько отличный круг целей, чем те, которые решают атлеты среднего и начального уровней. Это частично определяет особенности их подготовки. Так, с ростом уровня спортсмена увеличивается удельный вес специальных вспомогательных упражнений — только такая мера дает возможность продолжать прогрессировать и не сбавлять темпы прогресса. Такая закономерность связана прежде всего с тем, что чем выше уровень результатов, тем меньшее влияние способны оказать общеразвивающие упражнения на специальную работоспособность.
На начальном этапе атлет, как правило, обладает недостатком мышечной массы, имеет относительно низкую степень координации движений и гибкости. В таких условиях базовая дозированная нагрузка, которую атлет получает в общеразвивающих упражнениях, хорошо сказывается и на спортивном результате, то есть на специальной работоспособности. Так, например, при начальном уровне троеборцев, допускается работа в основных движениях - приседе, жиме и тяге — на сниженных показателях интенсивности, а главный акцент делается на освоении техники. В то же время, некоторый недобор нагрузки может быть восполнен из общеразвивающих упражнений, провоцируя не только совершенствование
технического мастерства, но и быстрое улучшение общефизической подготовки, а через нее косвенно и специальных физических качеств. Р. А. Роман в своей книге «Тренировка тяжелоатлета» утверждает, что у начинающих спортсменов эффективными для развития силы являются даже минимальные отягощения. У спортсменов младших разрядов сила может развиваться при использовании малых и средних отягощений [3].
Такая закономерность определяет достаточный объем основных и специальных вспомогательных упражнений для совершенствования технического мастерства, и улучшения специальной работоспособности, а также необходимый объем общеразвивающих упражнений, обеспечивающих поднятие общего тонуса, набор мышечной массы и другие цели.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что специальная работоспособность атлета — это главный фактор формирования спортивного мастерства. Тем не менее, наряду с методами специальной физической подготовки существуют и методы ОФП, которые, комбинируемые в достаточной степени, приносят высокий конечный результат. Вопрос такого разумного комбинирования — одна из первоочередных задач атлета и тренера на этапе составления тренировочного плана. От точности и правильности ее решения во многом будет зависеть итог текущего этапа и подготовки в целом.
Список литературы
1. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов : учебник /Ю. В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2. Воробьев, А. Н. Тяжелая атлетика : учебник для ИФК / А. Н. Воробьева - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 290 с.
3. Роман, Р. А. Тренировка тяжелоатлета : учебник / Р. А. Роман. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 341 с.
References
1. Verkhoshansky Y. V. Osnovi spesialnoi fiziheskoi podgotovki sportsmenov [Fundamentals of special physical preparation of athletes]. Moscow, Physical education and sport Pub. 1988. 331 p.
2. Vorob'ev A. N. Tyazhelay atletika [Weightlifting]. Moscow, Fizkul'tura i sport Pub. 1981. 290p.
3. Roman R. A. Trenirovka tyazheloatleta [Training of the weight lifter]. Moscow, Fizkul'tura i sport Pub. 1986. 341 p.