Научная статья на тему 'Особенности применения физической нагрузки для молодых атлетов 15-17 лет в пауэрлифтинге'

Особенности применения физической нагрузки для молодых атлетов 15-17 лет в пауэрлифтинге Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / POWER ABILITIES / POWER ADROITNESS / SPEED POWER ABILITIES / POWER OF ENDURANCE / PROPER POWER ABILITIES / МЫШЕЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / MUSCULAR TENSION / СТАТИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ СИЛА / STATISTICAL AND DYNAMIC STRENGTH / СИЛОВАЯ ЛОВКОСТЬ / СОБСТВЕННО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Швалева Т.А.

В статье раскрывается содержание тренировочного процесса, в котором наибольшее значение имеют средства и методы обучения технике соревновательных движений и тактические замыслы, методике развития двигательных способностей, особенности планирования тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо отметить, что научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в пауэрлифтинге остается недостаточно разработанным. Осуществление процесса тренировки молодых спортсменов требует рассмотрения вопроса об особенностях применения физических нагрузок для начинающих атлетов, адаптационных перестройках происходящих в организме под действием вариативности физических нагрузок, особенностей развития силовых способностей и режима работы мышечного напряжения, конечной целью которых является достижение спортивных успехов и совершенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF USAGE OF PHYSICAL WORKING LOAD FOR YOUNG ATHLETES OF 15-17 IN POWER LIFTING

The article describes the contents of the training process where means and methods of teaching the technics of competitive movements and tactical plans, methods of the development of moving abilities and peculiarities of planning of training and competitive working load have very important meaning. It is necessary to mark that scientific and methodical supply of the training process is not enough worked out. The realization of the training process of young sportsmen demands the examination of the question about the specifics of the usage of physical working load for beginning athletes, adapting re-organizations that take place in organism under the influence of variant of physical working loads, peculiarities of the development of power abilities and the regime of work of muscular tension, the final aim of which is the achievement of sport success and perfection.

Текст научной работы на тему «Особенности применения физической нагрузки для молодых атлетов 15-17 лет в пауэрлифтинге»

цесс сопровождения, сделает его более дифференцированным и гибким с учетом склонностей и предпочтений каждого ребёнка. Анализ исследований показывает, что проблема организа-

Библиографический список

ции психолого-педагогического сопровождения одаренных детей находится в стадии научного и практического поиска и ее изучение актуально и своевременно.

1. Лосева А.А., Матюшкин А.М., Волков А.С. Психологическая диагностика одаренности. Москва, 2004.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва: Школьная Пресса, 2000.

3. Емельянова И.Е. Диалектика развития одаренности детей дошкольного возраста. Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных обучающихся: материалы Международной научно-практической конференции. Челяб. институт перепод. и пов. квал. работников образования Челябинск, 2011.

4. Кулемзина A.B. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. Москва, 2004.

5. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности в образовательном пространстве школы. Известия ДГПУ, 2010; 3: 38 - 42.

6. Климонтова Т.А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Иркутск, 2003.

7. Щебланова Е.И. Психологическая оценка детей как необходимый компонент обучения. Одаренный ребенок: особенности обучения. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Москва, 2006.

8. Савенков А.И. Психология детской одарённости. Москва, 2010.

9. Концепция одаренности Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одарённости. 2-е изд., расш. и перераб. Москва, 2003.

10. Юркевич В.С. Одарённый ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. Москва, 1996.

11. Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения. Составители И.А. Боброва, О.В. Чурсинова. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.

References

1. Loseva A.A., Matyushkin A.M., Volkov A.S. Psihologicheskaya diagnostika odarennosti. Moskva, 2004.

2. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoj real'nosti v ontogeneze. Moskva: Shkol'naya Pressa, 2000.

3. Emel'yanova I.E. Dialektika razvitiya odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta. Regional'nye modelisoprovozhdeniya ipodderzhkiodarennyh i perspektivnyh obuchayuschihsya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyab. institut perepod. i pov. kval. rabotnikov obrazovaniya Chelyabinsk, 2011.

4. Kulemzina A.B. Odarennyjrebenok kak cennost'sovremennojpedagogiki. Moskva, 2004.

5. Chekunova E.A. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detskoj odarennosti v obrazovatel'nom prostranstve shkoly. Izvestiya DGPU, 2010; 3: 38 - 42.

6. Klimontova T.A. Samootnoshenie i ego vliyanie na polozhenie intellektual'no odarennyh podrostkov v uchebnoj gruppe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Irkutsk, 2003.

7. Scheblanova E.I. Psihologicheskaya ocenka detej kak neobhodimyj komponent obucheniya. Odarennyj rebenok: osobennosti obucheniya. Pod redakciej N.B. Shumakovoj. Moskva, 2006.

8. Savenkov A.I. Psihologiya detskoj odarennosti. Moskva, 2010.

9. Koncepciya odarennosti Bogoyavlenskaya D.B., Shadrikov V.D. Rabochaya koncepciya odarennosti. 2-e izd., rassh. i pererab. Moskva, 2003.

10. Yurkevich V.S. Odarennyj rebenok: illyuzii i real'nost': kniga dlya uchitelej i roditelej. Moskva, 1996.

11. Sistema raboty s obuchayuschimisya s povyshennym urovnem intellektual'nogo razvitiya v usloviyah sovremennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Sostaviteli I.A. Bobrova, O.V. Chursinova. Stavropol': SKIRO PK i PRO, 2012.

Статья поступила в редакцию 11.09.17

УДК 159

Shvalyova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State

University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: shvaleva-t@mail.ru

SPECIFICS OF USAGE OF PHYSICAL WORKING LOAD FOR YOUNG ATHLETES OF 15-17 IN POWER LIFTING. The article describes the contents of the training process where means and methods of teaching the technics of competitive movements and tactical plans, methods of the development of moving abilities and peculiarities of planning of training and competitive working load have very important meaning. It is necessary to mark that scientific and methodical supply of the training process is not enough worked out. The realization of the training process of young sportsmen demands the examination of the question about the specifics of the usage of physical working load for beginning athletes, adapting re-organizations that take place in organism under the influence of variant of physical working loads, peculiarities of the development of power abilities and the regime of work of muscular tension, the final aim of which is the achievement of sport success and perfection.

Key words: power abilities, power adroitness, speed power abilities, power of endurance, proper power abilities, muscular tension, statistical and dynamic strength.

Т.А. Швалева, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: shvaleva-t@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ МОЛОДЫХ АТЛЕТОВ 15-17 ЛЕТ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

В статье раскрывается содержание тренировочного процесса, в котором наибольшее значение имеют средства и методы обучения технике соревновательных движений и тактические замыслы, методике развития двигательных способностей, особенности планирования тренировочных и соревновательных нагрузок. Необходимо отметить, что научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в пауэрлифтинге остается недостаточно разработанным. Осуществление процесса тренировки молодых спортсменов требует рассмотрения вопроса об особенностях применения физических нагрузок для начинающих атлетов, адаптационных перестройках происходящих в организме под действием вариативности физических нагрузок, особенностей развития силовых способностей и режима работы мышечного напряжения, конечной целью которых является достижение спортивных успехов и совершенства.

Ключевые слова: силовые способности, силовая ловкость, скоростно-силовые способности, силовая выносливость, собственно-силовые способности, мышечные напряжения, статическая и динамическая сила.

Целью нашей работы является изучение особенностей применения физической нагрузки для начинающих атлетов 16-17 лет в пауэрлифтинге. По данным научно-методической литературы мы отмечаем, что проведено много исследовательских работ по развитию силовых способностей в различных видах спорта. Исследовательские работы Ю.В. Верхошанского, А.Н. Воробьева, А.Н. Медведева посвящены методике развития силовых способностей в тяжелой атлетике [1; 2; 3]. Научные исследования П. Полетаева представляют возрастные показатели физического и спортивного развития сильнейших тяжелоатлетов в юношеском и юниорском возрасте. Исследователь Л.С. Дворкин изучает особенности начальной подготовки юных тяжелоатлетов [4]. Научные работы таких авторов, как М.Д. Старова М.Д. и И.В. Сухоц-кова, дополняют научно-теоретические положения по методике тренировки в пауэрлифтинге. Представляет большой интерес и работы Б.И. Шейко о подготовке спортсменов в пауэрлифтинге, начиная от новичка к большому спорту с использованием различных видов подготовки и технико-тактических действий [5].

В научных работах А.И. Стеценко показаны теоретические и методические основы подготовки в пауэрлифтинге. Данные исследования дают возможность более широкое представление о тренировочном процессе в пауэрлифтинге, о методах развития силовых способностей. Как утверждают исследователи Н.Е. Введенский (1885), О.А. Суханов (1968), РН. Болховских(1982), когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения двигательной деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Как доказывает Б.М. Теплов (1961), что достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились. По исследованиям В.И. Лях (1996), доказано, что у того или иного человека двигательные способности развиты по-своему, в основе их лежит иерархия разных врождённых анатомо-физио-логических задатков.

Ж.К. Холодов утверждает, что собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышечного волокна и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата [6].

По данным А.С. Медведева, Л.С. Дворкина, А.Н. Воробьева, В.Н. Пономарева, Ю.А. Богащенко и других авторов, тренировки со штангой весом в 80-95% эффективно развивают скорост-но-силовые качества, 50-80% - скоростные, а более 95% - силовые. В тренировке атлетов, как ни в каком другом виде спорта, четко прослеживается проявление различных мышечных напряжений: динамических, статических и уступающих. [2; 3; 4; 7].

Силовые способности представляют широкие возможности для определения дозирования физической нагрузки на занимающихся. От правильного планирования и применения физических нагрузок зависят результаты занятий. Под физической нагрузкой мы подразумеваем объем физических упражнений на одной тренировке, в неделю, месяц и т. д. Нагрузка подразумевает общее выполнение упражнений на протяжении всего тренировочного занятия. Упражнения выполняются с предметами, со снарядами, на снарядах, на тренажерах, с весом, с отягощениями. В общий объём входит и комплекс общеразвиваю-щих упражнений, который применяется для разминки, а также упражнения, которые применяются в заключительной части на расслабление, на растягивание, релаксация или идеомоторные упражнения. Интенсивность-это объем работы, выполненный в единицу времени. Она может быть малая, большая, средняя, субмаксимальная и т. д. Поэтому мы распределяли нагрузку в тренировочном процессе в зависимости от возраста, опыта тренировки, развития физических качеств и функциональных возможностей организма. Постепенность в увеличении нагрузки - основа тренировок в атлетизме. Резкое же увеличение нагрузки приводит к переутомлению организма, а также мышц и болезненным ощущениям. Последовательное возрастание нагрузки на мышцы позволит увеличить её объем и силу. Поэтому мы подбирали отдельно для каждого упражнения такой вес снаряда, чтобы возможно без нарушения техники выполнить вначале не более 8 повторений, а в последующие занятия по 9. Когда атлет в трех подходах одолевал этот вес по 10 раз, то мы увеличивали его на 1 - 2 кг и снова начинали повторять начиная с 8 повторений.

Мы придерживаемся мнения ведущих учёных (Ю.В. Вер-хошанского, А.Н. Медведева, А.Н. Воробьева, Л.С. Дворкина, Б.И. Шейко и др.), которые утверждают, что в тренировочном процессе нужно учитывать не только возраст юношей, но и следующие особенности: адаптация и вариативность нагрузки, интервалы отдыха между подходами, порядок и очередность выполнения упражнений, количество выполнение упражнений в занятии, чередование силовых упражнений на различные группы мышц, режимы работы мышц, продолжительность занятия, количество занятий в неделю.

Адаптация и вариативность нагрузки. Все физиологические и биологические системы и органы приспосабливаются к условиям тренировочного процесса - это общая закономерность всего живого человека. Изменение условий - температурного режима, двигательной активности, вес предметов - немедленно влечёт за собой изменение работы функций, а затем если физические упражнения применять далее, меняя объем и интенсивность, всё это действует в живой системе, адаптация происходит уже в структурах - тканях, клетках, ферментной активности. Следует обратить внимание на то, что адаптация организма является одновременно и результатом, и процессом. Поэтому мы применяли изучаемые упражнения в вариативных условиях. Выполняя силовые упражнения, которые уже освоенные, то им меняли исходные положения (жим лёжа и жим стоя, жим сидя), выполнение упражнение с остановкой, с различным мышечным напряжением, на скорость, до утомления). В этом случае организм тем лучше адаптирован к тренировочной нагрузке, чем экономичнее движения, больше объём выполняемой работы и меньше изменения происходят со стороны функциональных систем: со стороны системы кровообращения, дыхания и других функций. Для повышения силовых способностей в годичном тренировочном процессе мы увеличивали объём физической нагрузки, как микроциклах, так и в мезоциклах в зависимости от функциональных перестроек в организме на фоне адаптации.

Проведённые за молодыми атлетами наблюдения и исследования в практике занятий пауэрлифтингом показывают, что новички, впервые приступившие к занятиям с отягощениями, за год способны увеличить спортивные достижения на 30%; на следующий год прирост спортивных результатов будет уже меньше и далее с каждым годом отмечается тенденция к его снижению. Для повышения спортивного мастерства с начинающими атлетами мы варьировали нагрузку, ее объем, интенсивность, а также характер упражнений, их последовательность, учитывали количество упражнений в занятии, темп выполнения, интервалы отдыха между подходами.

Большое значение имели и интервалы отдыха между подъемами тяжести. Основываясь на закономерности формирования двигательных умений и навыков и воспитания физических качеств, мы соблюдали определённые интервалы отдыха между подходами и подъемами снаряда. Они влияли на восстановительные процессы, происходящими между подходами и интенсивность выполнения упражнения, которые непосредственно влияют на эффективность развития силы мышц. Изучая специальные исследования по интервалам отдыха, мы не нашли точных и стабильных величин времени отдыха между силовыми подходами. Многие авторы считают, что оно довольно вариативно от 2 до 5 минут. Пауза отдыха - это важнейший фактор восстановительного процесса многих функций после нагрузки, предотвращения неудачи в упражнениях, требующих проявления сложного навыка и предупреждение нарастающего утомления. В нашем исследовании мы использовали интервалы отдыха между подходами в рывке примерно - 3 минуты, в толчке - 4 минуты. Несмотря на то, что адаптационные возможности у начинающих атлетов большие, прежде всего, учитывали возрастные особенности, чтобы не перегрузить молодых атлетов и увеличивали продолжительность времени на восстановление организма. Кроме того, мы рекомендовали своим воспитанникам развивать волевые усилия и воспитывать психологическую готовность организма к следующим подходам.

Частота тренировочных занятий имеет существенное значение для развития и сохранения определенного уровня силы мышц. Однако, если тренировка проводится чаще 5 - 6 раз в неделю, то у начинающих атлетов существенного преимущества в развитии силы не отмечается. Поэтому мы придерживаемся мнения о том, что начинающим атлетам достаточно тренировок 3 - 4 раза в неделю. Увеличение тренировочных занятий связано с повышением тренированности спортсмена и выполнением разрядных нормативов.

Количество упражнений, применяемых для развития силы, в практике установлено эмпирическим путем. В результате обобщённого опыта тренировки начинающих спортсменов, мы считаем целесообразным включение в тренировку по 9 - 10 упражнений разной трудности для различных мышечных групп и технических упражнений (жим, толчок, приседание, тяга). Если включить в занятие большое число упражнений, объем нагрузки резко возрастет, что снизит эффект тренировки. Таким образом, количество применяемых в тренировках упражнений и число повторений мы ограничивали в строго определённых границах для каждого спортсмена, так как функциональные процессы у каждого спортсмена происходят по-разному. Мы считаем, что более оптимальные нагрузки и количество упражнений в занятии - по 9 - 10 упражнений в 60% случаев тренировки атлетов. Ограниченное число упражнений используем только в последних пяти тренировках перед соревнованиями. В месячном цикле перед соревнованиями мы включали пять упражнений.

Очерёдность выполнения упражнений. В тренировочном процессе мы соблюдали определенную очередность выполнения силовых упражнений, которые оказывали существенную роль на прирост силы и результат соревновательной деятельности. Начало тренировки начинали с разминки: (беговые, прыжковые, с заданием для рук и ног, с поворотами, с изменением направления движения и др. общеразвивающие упражнения), затем выполнение упражнений скоростного характера (напрыгивание на предметы, прыжки в глубину с выпрыгиванием вверх, скручивание туловища, жим лёжа, стоя, сидя с о средними весами на время, приседание с весом). Далее, в основной части занятия выполняли упражнения на развитие силы (с преодолевающем и уступающем режимах: специальные, подводящие и соревновательные упражнения: жим, рывок, толчок, тяга, приседание). Упражнения на развитие выносливости включали после силовых упражнений (многократное выполнение упражнения силового характера до утомления). Такая последовательность нагрузок способствовала наиболее эффективному их воздействию на функции вегетативных органов и функциональных систем. Мы установили следующий порядок выполнения упражнений в тренировке: вначале скоростное движение, затем какое-либо классическое упражнение, в котором атлет поднимает значительный вес, а в конце - приседания с весом на плечах, тяги. Упражнения относительно медленного характера, направленного на выработку силовой выносливости и упражнения преимущественно локального воздействия выполняются в конце тренировки. В конце тренировки планировали и упражнения статического характера для воспитания статической силы, упражнения на расслабление и растягивание. Такая последовательность использования упражнений в тренировке атлетов диктуется и порядком выполнения

Библиографический список

упражнений на соревнованиях. Мы считаем, что целесообразность такой очередности в упражнениях очевидна. Упражнения «взрывного» характера планировали на начало основной части в тренировке, так как в это время работоспособность спортсмена высокая, чем в конце, пока не наступило утомление. Необходимо отметить, что периодически включали силовые упражнения, связанные с силовой выносливостью в конце тренировки, когда работали над совершенствованием технических упражнений на фоне утомления. Таким образом, вырабатывалась специальная выносливость.

Объём нагрузки построен по принципу «пирамида» и этот вариант вполне подходит ко всем атлетам разного возраста. В процессе тренировок мы последовательно наращивали объём и интенсивность выполненной работы, что является обязательным условием в работе с новичками. Контроль осуществляли по реакции атлета на физическую нагрузку. О реакции организма на нагрузку судят по внешнему виду (с желанием выполняет упражнение, с хорошим настроением, недомогание), качеству выполнения физических упражнений (освоение технических упражнений или их элементы) и поведению спортсмена. Если физическая нагрузка соответствует возрасту и физической подготовленности занимающихся, то реакция организма на эту нагрузку будет адекватная, а если наблюдается непосильная физическая нагрузка, то реакцию организма можно определить по внешним признакам: по одышке спортсмена при выполнении упражнений, лицо бледнеет или краснеет, со лба струится обильный пот, возникают ошибки при выполнении упражнений, нарушается координация движений, появляется вялость, пропадает желание выполнять упражнение. Чтобы получить хороший эффект от занятий мы старались правильно дозировать физическую нагрузку и не допускать перетренированности атлета. Если ребёнок устал, то он прекратит занятие, а взрослый человек может выполнять физическую нагрузку на пределе своих функциональных возможностей, иногда это кончается обмороком, потерей сознания. Зная все нюансы в тренировочном процессе нельзя допускать перетренировки атлета.

Все выше перечисленные особенности сыграли большую роль в достижении повышения силовых качеств и проявления спортивных показателей в соревновательной деятельности.

Итогом экспериментальной работы (1,5 года) явилось выступление атлетов на соревнованиях различного уровня. Так, в экспериментальной группе из 10 атлетов, 5 человек выполнили 2 разряд, и 5 - 3-ий. Итак, сравнивая показатели итогового тестирования между группами, можно утверждать, что атлеты экспериментальной группы показали более лучшие результаты, чем атлеты контрольной группы на уровне значимости от (р< 0,01 до р<0,001).

1. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. Теория и практика физической культуры. 1993; 11-12: 21 - 24.

2. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика: учебник для институтов физической культуры. Изд-во ФиС, 1988.

3. Воробьев А.Н., Медведев А.С. Методика тренировки тяжелоатлета. Тяжелая атлетика. Москва: Физкультура и спорт, 1972: 160 - 221.

4. Дворкин Л.С, Воробьев С.В. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12 - 13 лет. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997; 4 33 - 40.

5. Шейко Б.И. ОТ новичка до мастера спорта. Москва: Медиа «Актиформула», 2013.

6. Холодов Ж.К., .Кузнецов. В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник для институтов физической культуры. Москва: «Академа», 2003.

7. Пономарев В.Н., Богащенко Ю.А. Атлетизм. Красноярск, 1991.

References

1. Verhoshanskij Yu.V. Aktual'nye problemy sovremennoj teorii i metodiki sportivnoj trenirovki. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1993; 11-12: 21 - 24.

2. Vorob'ev A.N. Tyazhelaya atletika: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Izd-vo FiS, 1988.

3. Vorob'ev A.N., Medvedev A.S. Metodika trenirovki tyazheloatleta. Tyazhelaya atletika. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1972: 160 - 221.

4. Dvorkin L.S, Vorob'ev S.V. Osobennosti intensivnoj silovoj podgotovki yunyh atletov 12 - 13 let. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1997; 4 33 - 40.

5. Shejko B.I. OTnovichka do mastera sporta. Moskva: Media «Aktiformula», 2013.

6. Holodov Zh.K., .Kuznecov. V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta. Uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Moskva: «Akadema», 2003.

7. Ponomarev V.N., Bogaschenko Yu.A. Atletizm. Krasnoyarsk, 1991.

Статья поступила в редакцию 05.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.