Научная статья на тему 'Специальная оценка условий труда: проблемы и перспективы'

Специальная оценка условий труда: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана труда / условия труда / вредность / опасность / тяжесть / работник / работодатель / health and safety / working conditions / harmful / danger / heaviness / worker / employer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрон Павел Яковлевич

Статья посвящена исследованию специальной оценки условий труда на рабочих местах по действующему законодательству РФ. Анализируется законодательство и литература по данному вопросу, проводится сопоставление с ранее применявшейся процедурой аттестации рабочих мест. Исследованы порядок, особенности и этапы проведения процедуры оценки, идентификации вредных и опасных производственных факторов. Проведена сравнительная характеристика перечня вредных и опасных производственных факторов, выявляемых при специальной оценке условий труда, с перечнем факторов, ранее выявлявшихся при аттестации рабочих мест. Охарактеризованы гарантии и компенсации, предоставляемые за работу во вредных или опасных условиях в зависимости от класса и подкласса условий труда. Исследована методика проведения специальной оценки условий труда, выделены ее преимущества и недостатки. Дана характеристика ответственности за непроведение или нарушение процедуры проведения специальной оценки. Описаны особенности работы экспертов и экспертных организаций при проведении специальной оценки. Обнаружены противоречия между интересами работников и работодателей при проведении процедуры специальной оценки условий труда, в том числе на стадии идентификации вредных и опасных производственных факторов. Выявлены достоинства и недостатки процедуры специальной оценки условий труда в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS: PROBLEMS AND PROSPECTS

Тhe article investigates the special assessment of conditions in the workplace under the current legislation of the Russian Federation. Analyzes legislation and literature on the subject, a comparative analysis with the previously used procedure of certification of workplaces. Identified advantages and disadvantages of the procedure specific assessment of working conditions in modern conditions. The article investigates the special assessment of conditions in the workplace under the current legislation of the Russian Federation. Analyzes legislation and literature on the subject, a comparative analysis with the previously used procedure of certification of workplaces. Investigated the procedure, features and stages of the assessment procedure, the identification of harmful and hazardous working environments. The comparative characteristic of the list of harmful and hazardous working environments, detected by a special assessment of working conditions with a list of the factors previously revealed by the certification of workplaces. Characterized guarantees and compensation provided for work in hazardous or dangerous conditions, depending on the class and subclass of working conditions. Studied technique of the special assessment of working conditions, highlighted its advantages and disadvantages. The characteristic of the responsibility for the failure or violation of procedure of the special assessment. The features of the work of experts and expert organizations during a special assessment. Found contradictions between the interests of workers and employers during the procedure a special assessment of working conditions, including at the stage of identifying harmful and hazardous working environments. Identified advantages and disadvantages of the procedure specific assessment of working conditions in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Специальная оценка условий труда: проблемы и перспективы»

П. Я. Дрон*

Специальная оценка условий труда: проблемы и перспективы

Статья посвящена исследованию специальной оценки условий труда на рабочих местах по действующему законодательству РФ. Анализируется законодательство и литература по данному вопросу, проводится сопоставление с ранее применявшейся процедурой аттестации рабочих мест. Исследованы порядок, особенности и этапы проведения процедуры оценки, идентификации вредных и опасных производственных факторов. Проведена сравнительная характеристика перечня вредных и опасных производственных факторов, выявляемых при специальной оценке условий труда, с перечнем факторов, ранее выявлявшихся при аттестации рабочих мест. Охарактеризованы гарантии и компенсации, предоставляемые за работу во вредных или опасных условиях в зависимости от класса и подкласса условий труда. Исследована методика проведения специальной оценки условий труда, выделены ее преимущества и недостатки. Дана характеристика ответственности за непроведение или нарушение процедуры проведения специальной оценки. Описаны особенности работы экспертов и экспертных организаций при проведении специальной оценки. Обнаружены противоречия между интересами работников и работодателей при проведении процедуры специальной оценки условий труда, в том числе на стадии идентификации вредных и опасных производственных факторов. Выявлены достоинства и недостатки процедуры специальной оценки условий труда в современных условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: охрана труда, условия труда, вредность, опасность, тяжесть, работник, работодатель.

DRON P. Y SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS: PROBLEMS AND PROSPECTS

ТЬю article investigates the special assessment of conditions in the workplace under the current legislation of the Russian Federation. Analyzes legislation and literature on the subject, a comparative analysis with the previously used procedure of certification of workplaces. Identified advantages and disadvantages of the procedure specific assessment of working conditions in modern conditions. The article investigates the special assessment of conditions in the workplace under the current legislation of the Russian Federation. Analyzes legislation and literature on the subject, a comparative analysis with the previously used procedure of certification of workplaces. Investigated the procedure,

* Дрон Павел Яковлевич — преподаватель юридического факультета Якутского экономико-правового института (филиала) Академии труда и социальных отношений, 677018, Россия, г Якутск, ул. Дежнева, д. 16 (dronpavel@rambler.ru).

Dron Pavel Yakovlevich — Law Faculty,Yakut Economics and Law Institute (branch) of Academy of Labour and Social Affairs, 16, Dezhneva street,Yakutsk, Russia, 677018 (dronpavel@rambler.ru).

features and stages of the assessment procedure, the identification of harmful and hazardous working environments. The comparative characteristic of the list of harmful and hazardous working environments, detected by a special assessment of working conditions with a list of the factors previously revealed by the certification of workplaces. Characterized guarantees and compensation provided for work in hazardous or dangerous conditions, depending on the class and subclass of working conditions. Studied technique of the special assessment of working conditions, highlighted its advantages and disadvantages. The characteristic of the responsibility for the failure or violation of procedure of the special assessment. The features of the work of experts and expert organizations during a special assessment. Found contradictions between the interests of workers and employers during the procedure a special assessment of working conditions, including at the stage of identifying harmful and hazardous working environments. Identified advantages and disadvantages of the procedure specific assessment of working conditions in modern conditions.

KEYWORDS: health and safety, working conditions, harmful, danger, heaviness, worker, employer.

В начале 2014 г были внесены значительные изменения в Трудовой кодекс РФ, поскольку с 1 января 2014 г вступили в силу два Федеральных закона (от 28 декабря 2013 г № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»1 и от 28 декабря 2013 г № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"»2), касающиеся регулирования некоторых вопросов охраны труда, а также предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях. Так, была упразднена процедура аттестации рабочих мест по условиям труда, а вместо нее введена процедура специальной оценки условий труда, которая призвана обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, какие компенсации могут быть установлены работникам за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов и должны ли они вообще быть установлены. Кроме того, указанная процедура призвана стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.

Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) — это единый комплекс последовательно выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды на здоровье работников. Во многом СОУТ сохранила правила и порядок, применявшиеся при проведении аттестации рабочих мест; например, организация и финансирование этой работы по-прежнему являются обязанностью работодателя и должны проводиться не реже одного раза в пять лет совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией. Законом определены права и обязанности всех участников СОУТ.

1 СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6991; 2014. № 26 (ч. 1). Ст. 3366.

2 СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 6986.

СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением мест надомников и дистанционных работников. Порядок проведения СОУТ во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (принятие решения работодателями о ее проведении; выбор организации, проводящей оценку; создание комиссии; определение графика работ; составление перечня рабочих мест, подлежащих оценке; последующий анализ состояния условий труда на рабочих местах; установление класса условий труда; составление отчета о результатах; передача итоговых сведений в контрольно-надзорные органы и др.).

Однако существуют и различия в порядке проведения, одним из которых является введение этапа идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов. Она проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах, за исключением тех, которые по результатам аттестации были признаны вредными или опасными, а также в отношении рабочих мест, входящих в списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, дополнительные отпуска и сокращенный рабочий день. Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры.

Преимуществом идентификации является то, что в случае признания экспертом рабочего места соответствующим государственным нормам последующие инструментальные замеры на нем не проводятся, а работодатель может оформить и подать декларацию о соответствии в региональную Гострудинспек-цию. Декларирование соответствия условий труда — еще одно нововведение. Декларация действительна в течение пяти лет; если в этот период на рабочих местах не происходят несчастные случаи и у работников не выявлены профзаболевания, ее действие продлевается на тот же срок. В ином случае действие декларации прекращается, а в отношении рабочих мест проводится внеплановая оценка.

Процедура СОУТ исключает тотальное проведение измерений вредных и опасных факторов на рабочих местах и оптимизирует объемы лабораторных исследований, что позволяет существенно сокращать расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, которые по степени вредности и/или опасности по-прежнему классифицируются на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4 классы соответственно). Эти результаты могут учитываться в том числе для предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу в неудовлетворительных условиях труда.

Теперь в соответствии с нормами ТК (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421 -ФЗ) компенсации за вредные и опасные условия труда в отличие от ранее действовавшего законодательства будут предоставляться дифференцированно. В целях защиты прав работников предусмотрены минимальные гарантированные размеры компенсаций в тех же пределах, какие предоставлялись до введения в действие нового законодательства.

Новым законодательством предусматривается сохранение досрочного пенсионного обеспечения в рамках системы обязательного пенсионного страхования, но с введением нового дополнительного условия: досрочная пенсия

должна предоставляться тем работникам из числа указанных в списках, на чьих рабочих местах по результатам СОУТ будет подтверждено наличие вредных и/или опасных условий труда. В ином случае страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии таким работникам, замораживается на пять лет до момента проведения последующей оценки.

Процедура оценки проводится в соответствии со специальной Методикой.3 Постепенно принимаются и другие нормативные правовые акты, непосредственно разработанные для введения в действие механизма специальной оценки условий труда, в том числе порядка проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, процедура которой будет осуществляться по-прежнему Министерством труда.4 Теперь она является платной услугой. Учитывая, что результаты специальной оценки тесно увязаны с пенсионными правами работников, Министерство труда усилит внимание к качеству работ, представляемых на экспертизу.

Федеральный закон о СОУТ содержит ряд переходных положений, в соответствии с которыми сохраняется возможность применять результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда. Если до дня вступления в силу данного Федерального закона рабочие места прошли процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, то в отношении таких рабочих мест СОУТ может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты аттестации рабочих мест в течение указанного периода применяются в тех же целях, что и результаты СОУТ.

Новый Закон регламентирует дифференцированный подход к оценке условий труда как на разных производствах, так и на одном предприятии, т. е. восстановлен статус справедливости для тех, кто действительно испытывает воздействие вредных для здоровья факторов, а кто — нет.5

Основная задача Закона — реально заинтересовать работодателей в улучшении условий труда на рабочих местах, в том числе путем модернизации производства. Отчисления по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд РФ теперь зависят от реального состояния условий труда на рабочих местах. Для страхователей, которые пройдут СОУТ, предусмотрена градация дополнительных взносов в зависимости от установленных в ходе оценки класса и степени вредности условий труда. Для опасных условий труда тариф составит 8 %, для вредных — от 2 % до 7 %, для допустимых и оптимальных — 0 % (см. табл. 1).

3 Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 31689 «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и/или опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» // Российская газета. 2014. 28 марта.

4 Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» // Российская газета. 2014. 14 нояб.

5 Гребенщикова Т. Н. Специальная оценка условий труда // http://expert.pravokonst. ru/articles/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda.

Таблица 1

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный 4 8,0 %

Вредный 3.4 7,0 %

3.3 6,0 %

3.2 4,0 %

3.1 2,0 %

Допустимый 2 0,0 %

Оптимальный 1 0,0 %

В результате применения СОУТ отменен такой фактор, как травмоопас-ность. Следовательно, и здесь работодатель имеет существенную возможность экономии финансовых средств, к сожалению, в ущерб интересам работников.

Практически упразднен фактор микроклимата. Раньше (при проведении аттестации рабочих мест) микроклимат замерялся в теплое и холодное время года на всех без исключения рабочих местах. Сейчас появилось такое понятие, как нагревающие и охлаждающие установки (элементы) на рабочих местах. Причем климатические установки (кондиционеры и различного рода обогреватели) в расчет не принимаются, т. е. если сотрудник непосредственно работает, например, в помещениях, оборудованных промышленными холодильниками, или в котельной, где имеется оборудование, постоянно выделяющее тепло, то на таких рабочих местах проводятся инструментальные замеры с последующим оформлением протоколов. На всех остальных рабочих местах проводить измерения микроклимата не требуется.

Появилось значительное послабление работодателям в части компьютеров и офисной техники. В соответствии с Методикой компьютеры и офисное оборудование не считаются оборудованием, непосредственно участвующем в производственном процессе. Следовательно, отпала необходимость проведения инструментальных замеров электромагнитных излучений, а это касается большинства так называемых офисных рабочих мест. Иными словами, в соответствии с Методикой проведения СОУТ на офисных рабочих местах замеряется только освещенность, что почти гарантированно означает попадание таких рабочих мест в разряд оптимальных и допустимых условий труда.

Приведено к единому значению в 80 дБа показание шума для всех рабочих мест. Это достаточно высокий показатель; например, шум, который издает работающий пылесос, оценивается в среднем как 75 дБа, а 80 дБа — это средний шум работающего мотоцикла. Кроме того, итоговая оценка по показателю шума сильно зависит от продолжительности воздействия на сотрудника. Теперь по шуму многие рабочие места также попадают в нормальные и оптимальные условия труда.

Таким образом, новая Методика проведения СОУТ будет способствовать увеличению количества рабочих мест, отнесенных теперь к рабочим местам с оптимальными и допустимыми условиями труда. С одной стороны, это приведет к большей объективности при оценке условий труда на рабочем месте,

экономии средств работодателя, что немаловажно в условиях экономического кризиса, с другой — вероятно, произойдет уменьшение числа рабочих мест, отнесенных к рабочим местам с вредными и опасными условиями труда, и, следовательно, уменьшение числа работников, пользующихся правом на досрочную пенсию и льготные отпуска. Однако это необходимый процесс в современных условиях, когда оборудование и технологии шагнули далеко вперед по сравнению с советским временем принятия постановлений об утверждении списков профессий и должностей с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с новой Методикой в оценке условий труда принимает участие эксперт — сотрудник аттестующей организации (центров СОУТ), который непосредственно идентифицирует (определяет) вредные и/или опасные факторы, имеющиеся на рабочих местах и воздействующие на сотрудников, проводит инструментальные замеры, оценивает совокупность вредных и опасных факторов на рабочих местах и дает заключение о классе (подклассе) вредности на рабочих места. Кстати, теперь сотрудники аттестующих организаций не входят в комиссию, которую создает работодатель на своем предприятии для проведения СОУТ.

По итогам проведения СОУТ работодатель подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в региональные инспектирующие органы, в частности в инспекции по труду. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет.

Результаты проведения СОУТ работодатель использует при:

— установлении дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

— расчете скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обосновании финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— подготовке статистической отчетности об условиях труда.

Результаты СОУТ для работодателя особенно актуальны при расчете дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и расчете скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование. Чем меньше рабочих мест будут иметь вредные и опасные классы (3.1-3.4 или 4), тем меньше финансовых средств работодатель будет отчислять в вышеуказанные фонды. Многие работодатели это уже поняли и даже, несмотря на то что совсем недавно проводили аттестацию рабочих мест, вновь проводят СОУТ.

В связи с принятием Федерального закона № 421-ФЗ стали разделять гарантии и компенсации в зависимости от подклассов: сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда 3.3-3.4 или классу 4; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда 3.2-3.4 либо классу 4; повышенная оплата труда — не менее четырех процентов тарифной ставки

(оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда 3.1-3.4 или классу 4. Перечисленные гарантии и компенсации полагаются всем, кто занят на работах с вредными и опасными условиями, независимо от того, включены ли их профессии, должности или виды работ в списки, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».6 Главное, чтобы работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов подтверждали результаты аттестации или специальной оценки условий труда.

Таким образом, Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» вводит в область охраны труда несколько новых моментов. Основные из них — это новые возможности:

1) идентификации наличия или отсутствия вредных производственных факторов на основе экспертных оценок без проведения специальных измерений уровней вредных производственных факторов;

2) привлечения к процессу СОУТ лабораторий производственного контроля с их арсеналом средств измерения и результатами длительного мониторинга производственной среды;

3) снижения тарифов страховых взносов, если установлены допустимые условия труда, зависимость структуры и размеров компенсаций от определенного в процессе СОУТ уровня производственных вредностей.

Эти новшества направлены на вытеснение имитации оценки условий труда, при которой аттестующие организации работают не там, где они всего нужней (добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности, сельское хозяйство и т. п.), а там, где аттестацию провести легче (офисы, учебные заведения, торговля и пр.). Для рабочих мест с заведомо допустимыми условиями труда вводится процедура декларирования на основании экспертных оценок.

Вместе с тем возрастает спрос на проведение СОУТ на рабочих местах с реально вредными условиями труда, если работодатель априорно считает принятые уровни вредных производственных факторов на этих рабочих местах завышенными или после проведения мероприятий по улучшению условий труда на предприятии. Понимая, что существующая система аттестующих организаций не в состоянии обеспечить СОУТ на значительной части промышленных предприятий, законодатель допустил участие лабораторий производственного контроля в процессе СОУТ. Заметим, что эти лаборатории могут быть как собственными лабораториями предприятий, так и привлекаемыми со стороны, например, на основании аутсорсинга. Важно только, чтобы они были аккредитованы на проведение измерений/исследований в области, соответствующей требованиям СОУТ именно для обследуемого предприятия.

Таким образом, новый Закон содержит основания для создания новой структуры контроля за условиями труда; в эту структуру входят:

— эксперты в области СОУТ; они проводят предварительную идентификацию наличия вредных производственных факторов на рабочих местах, формируют

6 Документ не публиковался, доступен в СПС «КонсультантПлюс».

их перечень либо констатируют их отсутствие. Основанием для экспертного заключения могут быть как результаты мониторинга вредных производственных факторов в ходе рутинного производственного контроля, так и (что менее надежно) результаты изучения технической документации на сырье и материалы, технологические процессы и производственное оборудование. Эксперт становится ключевой фигурой в системе управления охраной труда. Помимо планирования исследований вредных производственных факторов эксперт должен проводить анализ полученных результатов, оценку условий труда на рабочих местах и давать адекватные рекомендации для принятия управленческих решений. Если в процессе идентификации вредных производственных факторов эксперт констатирует их отсутствие, то на основании его заключения работодатель декларирует безопасность условий труда на обследуемом предприятии (или в его подразделениях);

— исследовательские лаборатории, обеспечивающие инструментальный контроль параметров производственной среды; они проводят исследования/ измерения уровней вредных производственных факторов на рабочих местах согласно перечню вредных производственных факторов, составленному экспертами. Лаборатории должны быть аккредитованы на проведение измерений, в частности, иметь контрольно-измерительную аппаратуру и необходимый набор нормативных правовых актов в соответствии с заявленной областью аккредитации. Лаборатории могут либо принадлежать обследуемому предприятию (выполнять на нем работы по производственному контролю), либо входить в состав аттестующей организации. Ничто, однако, не препятствует исследовательской лаборатории быть независимой организацией и оказывать предприятиям услуги по проведению производственного контроля на принципах аутсорсинга, а также проводить их по договору исследования условий труда в интересах СОУТ для аттестующих организаций;

— (возможно, но не обязательно) объединение экспертов и исследовательской лаборатории в одну организацию, специализирующуюся на СОУТ; это объединение может иметь как плюсы, так и минусы, не всегда видные заранее. Обстоятельства складываются так, что деятельность экспертов в ближайшем будущем представляется более рискованной, чем деятельность исследовательских лабораторий. Причина очевидна: неразработанность методик вынесения заключений об отсутствии либо наличии вредных производственных факторов на рабочих местах и формирования (в последнем случае) перечня этих вредных производственных факторов.7

В настоящее время в действующей Методике, прилагаемой к Федеральному закону о специальной оценке условий труда в качестве подзаконного акта, существует достаточно много спорных моментов, препятствующих ее эффективному использованию в качестве документа, регламентирующего деятельность экспертов по СОУТ, в том числе и по предварительной идентификации наличия вредных производственных факторов на рабочих местах и формированию их перечня. Расплывчатость формулировок, неопределенность критериев, отсутствие конкретных алгоритмов вынесения суждений — все это делает

7 Федорович Г. Перспективы специальной оценки условий труда // www.ntm.ru/ news/53/8202.

небесспорным любое заключение эксперта. Любая из сторон СОУТ (и работники, и работодатели) может опровергнуть заключения эксперта на любом этапе оценки условий труда. Если это произойдет, эксперт может подвергнуться серьезному наказанию (штраф, ликвидация аттестата), предусмотренному тем же законом, который лишил его всяких оснований к вынесению заключений.

Нормальную методику составлять должны не чиновники, а ученые — гигиенисты, профпатологи, профэпидемиологи. Именно гигиеническая оценка (характеристика изменений в организме работников) факторов рабочей среды и трудового процесса указывается в Законе в качестве оснований для классификации условий труда. Например, оптимальные и допустимые условия труда (классы 1 и 2) определяются как условия, при которых сохраняется здоровье работников. Вредные условия труда (класс 3) — это условия, которые оказывают неблагоприятное действие на организм работника — от функциональных изменений (класс 3.1) до тяжелых форм профессиональных заболеваний (класс 3.4). Опасные условия труда (класс 4) создают угрозу для жизни и обусловливают высокий риск развития острых профессиональных заболеваний. Во всем мире специалисты в области медицины труда работают над проблемами ранней диагностики профессиональных заболеваний, которая может в том числе служить индикатором неблагополучия с производственной средой. В этой области получены результаты, которые можно использовать и для идентификации вредных производственных факторов, однако они находятся вне поля зрения чиновников, входящих в многочисленные рабочие группы министерств, ведомств, Госдумы.

Определенные подвижки существуют лишь в очевидных ситуациях, когда можно указать главный фактор, приводящий к основному профессиональному заболеванию (горнорабочие, литейные и химические производства). Современная промышленность, не в последнюю очередь из-за успехов профэпиде-миологии, характеризуется низкими уровнями воздействующих факторов, комплексным и комбинированным характером воздействия. Отсюда особенности формирования профессиональной и непрофессиональной патологии с преобладанием общих и неспецифических реакций. Сложность диагностики и дифференциальной диагностики профессиональных заболеваний обусловлена тем, что чаще всего наблюдается стертость специфических и неспецифических клинических синдромов патологии, что приводит к трансформации клинических проявлений и патоморфоза заболеваний профессиональной и непрофессиональной этиологии. Признавая сложность проблемы, нельзя отвергать сам подход к ней. Отбрасывание уже наработанных концепций и результатов в области новых критериев диагностики с применением современных инновационных технологий в профпатологии ведет к маргинализации всей деятельности по охране труда.

Организация оценки условий труда в том виде, в котором она существует в настоящее время, вряд ли сможет выдержать грядущий напор перекрестных судебных исков со стороны как работодателей (недовольных якобы завышенной оценкой класса условий труда), так работников (за, возможно, неверную идентификацию вредных производственных факторов на рабочих местах). Тем не менее она востребована как со стороны работодателей, так и со стороны работников. Первые будут стремиться снизить повышенные тарифы страховых

выплат, вторые — требовать от работодателей выплаты компенсаций за работу во вредных условиях и для улучшения этих условий.

В переходный период опережающими темпами будет расти спрос на услуги испытательных лабораторий для мониторинга условий труда. Не в последнюю очередь работодателей будет принуждать к этому усиливающийся кадровый голод. Если еще недавно практиковалось увольнение работника или перевод его на другую работу при первых признаках профессионального заболевания, то сейчас растет понимание необходимости профилактики профессиональных заболеваний. Сохранение жизни и здоровья означает сохранение самого важного фонда: квалифицированные работники, достигшие зрелого возраста, способны дать больше, нежели любой, самый прибыльный капитал.

Рано или поздно все стороны СОУТ (работники, работодатели, госструктуры) придут к убеждению, что для эффективной деятельности в этой области необходимы полноценные нормативные правовые акты (методики, классификаторы, руководства). Возможно, будет использован уникальный отечественный опыт проведения инструментальных измерений факторов производственной среды, отработаны методики измерений, сформировано профессиональное сообщество квалифицированных экспертов. В общем виде гигиеническая классификация условий труда является в настоящий момент наиболее адекватным инструментом ранжирования опасностей, генерируемых вредными и опасными производственными факторами.

Однако это остается делом будущего, а пока работодателям необходимо учитывать, что с 1 января 2015 г. ужесточена ответственность за нарушение установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или за ее непроведение. С указанной даты КоАП РФ дополнен новой ст. 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», согласно которой на должностных лиц будет накладываться штраф от 5000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 руб. Если нарушение будет совершено повторно, размер санкции увеличится и составит для должностных лиц от 30 000 до 40 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность организаций приостановить на срок до 90 суток.8

Подводя итог, отметим, что замена аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда, несмотря на некоторое несовершенство методики ее проведения, будет способствовать дифференциации труда работников, установлению им гарантий и компенсаций в зависимости от реальных условий труда, а не от принадлежности профессии к условным спискам, что, безусловно, соответствует правовому принципу справедливости. Также законодателем проявлено стремление поощрить добросовестных работодателей к улучшению условий труда в целях снижения страховых тарифов, что также, на наш взгляд, является правильным подходом к проблеме применения дифференциации.

8 Дополнения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г № 421-ФЗ. 418 ЕЖЕГОДНИКИ ПРАВА (www.LAW-MEDIA.org)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.