6. Moiseenko, S.A. (2006), Improvement of the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes of professional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.
7. Campos, G.E., Luecke, T.J., Wendeln, H.K., Toma, K., Hagerman, F.C., Murray, T.F., Ragg, K.E., Ratamess, N.A., Kraemer, W.J., and Staron R.S. (2002), "Muscular adaptations in response to three different resistance training regimens: Specificity of repetition maximum training zones", Eur J Appl Physiol, Vol. 88, pp. 50-60.
8. Petina, E.Sh. (2015), "Physical and sports interests and motor aspiration of medical students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.
9. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.
10. Schoenfeld, B.J., Ogborn, D. and Krieger, J.W. (2016), "Effects of resistance training frequency on measures of muscle hypertrophy: a systematic review and meta-analysis", Sports Med, Vol. 46, No.11, pp. 1689-1697.
11. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.
12. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A., and Dorontsev, A.V. (2018), "Assessment of the impact of occupations adaptive sports on reserve indicators of warmly vascular system at patients with neurotouch relative deafness of the I-II degree", Human. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 4, pp. 117-122.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2019
УДК 796.011
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЙ
Максим Анатольевич Ефремов, кандидат технических наук, старший преподаватель, Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний; Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Анатолий Карпович Ефремов, доцент, Алла
Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования резервных возможностей организма сотрудников уголовно-исполнительной системы России. Рассматривается проблема совершенствование содержания и организации специальной физической подготовки курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России, на основе экспериментальной программы специальной физической подготовки. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия при использовании средств рукопашного боя для адаптации курсантов к физическим нагрузкам, а также повышение специальной работоспособности и функциональной подготовленности спортсменов.
Ключевые слова: адаптация, функциональные резервы, подготовленность, упражнения, тактические ситуации, реакции, противник, функциональное состояние.
SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF CADETS AT VORONEZH INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA
Maxim Anatolyevich Efremov, the candidate of technical sciences, senior teacher, Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service; 1апа Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimirovna Ilicheva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka; Anatoly
Karpovich Efremov, the senior lecturer, Alla Vitalievna Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education
Annotation
The article is devoted to the question of finding the new ways to use the reserve capabilities of the body of the employees of the Russian penitentiary system. The problem of improving the contents and organization of the special physical training of the cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, on the basis of an experimental program of special physical training, is considered. The expediency of the use of directional pedagogical influence when using the means of hand-to-hand combat to adapt cadets to physical loads, as well as increasing the special performance and functional preparedness of athletes is identified and justified.
Keywords: adaptation, functional reserves, preparedness, exercises, tactical situations, reactions, adversary, functional state.
ВВЕДЕНИЕ
Работа сотрудников органов уголовно-исполнительной системы направлена на определенный объект (предмет) деятельности и заключается в выполнении определенных функций. Она связана с конкретной системой деятельности и реализуется с помощью системы средств этой деятельности [1].
Система физической подготовки - это совокупность компонентов, составляющих процесс физического совершенствования личного состава, что обеспечивает его функционирование в соответствии с требованиями, предъявляемыми к физической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Такими компонентами являются общая физическая подготовка, профессионально-прикладная, специальная, методическая, теоретическая и спортивная подготовки [3].
В современных условиях работа сотрудников уголовно-исполнительной системы не исключает деятельности, связанной с силовым задержанием правонарушителей. Это предполагает от офицеров наличия надлежащего уровня специальной физической подготовки. При данных условиях доминирующим в системе физической подготовки является формирование способности специалиста на основе соответствующего образования перестроить систему собственной профессиональной подготовки с учетом личностного уровня, функционального состояния и нормативных ограничений - т.е. формирование личностных характеристик будущего специалиста. Способом формирования личности при этом являются средства, формы и методы специальной физической подготовки [1].
Недостаточный уровень физического развития, слабая физическая и психологическая подготовленность контингента, поступающего в вузы, существенно осложняют процесс овладения профессионально-служебными навыками, снижают эффективность формирования и развития психофизиологических механизмов, обеспечивающих успешную адаптацию к факторам внешней среды и служебно-профессиональных условий [2].
Несмотря на возрастающее количество материала о процессе физического воспитания в вузах, на сегодняшний день отсутствует комплексный анализ содержания специальной физической подготовки с учетом последних изменений в ее развитии.
Цель исследования - совершенствование содержания и организации специальной физической подготовки курсантов высших учебных заведений ФСИН России.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На всех этапах исследовательской работы достаточно широко использовался метод педагогических наблюдений. Объектом этих наблюдений явились учебные и учебно-тренировочные занятия с курсантами. При этом особое внимание обращалось на содержание занятий, подбор и использование различных средств физической подготовки, комплекси-рование упражнений по их направленности, формы организации занятий и методика проведения учебных и учебно-тренировочных занятий.
Экспериментальные исследования по цели были формирующими, по условиям проведения - естественными, по своей направленности - сравнительными, а по логической схеме - параллельными и прямыми.
Формирующий педагогический эксперимент был направлен на поиск оптимальных соотношений общефизической и специальной физической подготовки курсантов, а также на поиск и выработку эффективных технологий тренировки в процессе освоения дисциплины «Специальная физическая подготовка».
В эксперименте приняли участие 40 курсантов ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, обучающиеся по направлению 40.03.01 Юриспруденция (уголовно-правовая направленность), 3 курса 19-20 лет - юноши, которые были распределены в две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 20 курсантов в каждой.
Комплектование экспериментальной и контрольной групп осуществлялось с учетом предыдущего оценивания уровня физического развития, физического состояния и физической подготовленности курсантов. Это позволило сформировать однородные по исследуемым параметрам группы. Для определения эффективности исследуемых подходов использовались результаты сравнительной оценки морфофункциональных показателей, двигательных, психомоторных возможностей курсантов, уровню физической подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.
Педагогический эксперимент продолжительностью 11 месяцев длился с сентября по июль 2018-2019 учебного года.
Занятия мерами физического воздействия проводились с целью формирования навыков самозащиты, обезоруживания и задержания лиц, которые нарушают общественный порядок, угрожают личной безопасности граждан и сотрудников ФСИН России.
Содержание рукопашного боя включало изучение приемов из разных видов спортивных единоборств. Предложены следующие наиболее простые и достаточно эффективные технико-тактические действия из бокса: прямой удар левой в туловище и прямой удар правой в голову; прямой удар левой в голову и прямой удар правой в голову; прямой удар правой в голову и левой сбоку; два прямых удара левой в голову и правой в туловище; два прямых удара левой в туловище и правой сбоку; удар левой сбоку и правой снизу; защита от прямого удара правой подставкой правой и встречный прямой скрестно левой в голову; защита от прямого удара наклоном вправо со встречным ударом левой в туловище; защита от бокового удара нырком влево с последующим прямым ударом в голову.
Из кикбоксинга: прямой удар ногой в туловище и двойной удар левой и правой руками в голову; прямой удар левой рукой в голову и правой в голову сбоку; левый лоу-кик, захват, бросок через бедро; прямой удар левой рукой в голову и правой ногой по бедру впереди ноги противника, который стоит.
Спортивная борьба (самбо, дзюдо): бросок через бедро, бросок с увлечением ног спереди, бросок с захватом ног сзади, бросок через голову, броски с подсечкой.
Когда все отмеченные приемы изучены отдельно, совершенствовали их последовательно.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Разработка новых стандартов высшего образования требуют необходимости исследования соответствия содержания специальной физической подготовки нормативно-законодательным документам, определения существующих проблем и путей их решения. Так, в сфере специальной физической подготовки основными путями развития процесса организации и проведения занятий по дисциплине являются:
- постоянное обновление содержания дисциплины с целью более полного обеспечения потребностей специалистов, в том числе и будущих;
- формирование у курсантов профессиональных и социально-личностных качеств с помощью использования спортивных технологий, которые позволили бы им полностью
реализовать свой потенциал;
- усиление связи учебных заведений с заказчиками специалистов.
Уникальность практики рукопашного боя, как и любых боевых искусств (независимо от их специфики), заключается еще и в том, что в процессе занятий создаются стойкие связи в психике обучаемых, развиваются важнейшие качества для офицера уголовно-исполнительной системы, такие, как смелость, уверенность в собственных силах при сближении с противником, психическая стойкость в стрессовых ситуациях, связанных с риском для жизни, настойчивость в достижении цели, решимость в действиях, желание атаковать и победить. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что рукопашный бой будет занимать важное место в специальной физической подготовке курсантов органов уголовно-исполнительной системы.
Программа формирования наиболее рационального содержания программы «Специальная (профессионально-прикладная) физическая подготовка» должна учитывать закономерности массового обучения сложным двигательным действиям в краткое время, использование содержательного и методического арсенала различных единоборств при обучении курсантов рукопашному бою; выбор оптимальной базовой техники; алгоритмизацию тактических ситуаций, которые отрабатываются в обусловленных стычках; обоснование необходимых периодических затрат времени на овладение программным материалом.
Экспериментальная программа за время эксперимента позволила достоверно улучшить все исследуемые показатели: жизненный индекс в ЭГ достоверно увеличится на 13,8% (р<0,01), в контрольной - на 2,4% (р>0,05); ЧСС достоверно уменьшилось в экспериментальной группе на 31,2% (р<0,01), в контрольной - на 3,3% (р>0,05); сила кисти увеличилась в экспериментальной группе на 21,8% (р<0,01), в контрольной - на 7% (р>0,05); длина прыжка с места увеличилась в экспериментальной группе на 14,5% (р<0,01), в контрольной - на 4,2% (р>0,05); количество подтягиваний увеличилось в экспериментальной группе на 21,7% (р<0,01), в контрольной - на 13,4 (р<0,05), различия между группами статистически достоверны (р<0,01); в тесте «подъем туловища за 1 мин» прирост в экспериментальной группе составил 18,3% (р<0,01), в контрольной - 4% (р>0,05); в тесте «подъем ног к перекладине» прирост в экспериментальной группе составил 31,6% (р<0,01), в контрольной - 15% (р<0,05); в беге 100 м результат в экспериментальной группе улучшился на 13,5% (р<0,01), в контрольной - на 2,4% (р>0,05); в беге 3000 м экспериментальная группа улучшила результат на 14,1% (р<0,05), в контрольной - на 4,3% (р>0,05); величина мощности (") работы в экспериментальной группе увеличилась - на 23,8% (р<0,01), индекс физического состояния (ИФС) - на 16,7% (р<0,01). в контрольной группе - на 11,1% (р>0,05) и 1,9% (р>0,05); в тесте «ориентировка в пространстве», результат улучшился в экспериментальной группе на 18,8% (р<0,01), в контрольной - на 1,2% (р>0,05); ошибка воспроизведения силы руки уменьшилась в экспериментальной группе на 62,9% (р<0,01), в контрольной - на 5,7% (р>0,05); ошибка воспроизведения 5 с отрезка времени уменьшилась в экспериментальной группе на 43,2% (р<0,01), в контрольной - на 5,6% (р>0,05); ошибка прыжка с места уменьшилась в экспериментальной группе на 46,7% (р<0,01), в контрольной - на 0,3% (р>0,05); быстрота двигательной реакции улучшилась в экспериментальной группе на 19,4% (р<0,01), в контрольной - на 2% (р>0,05); в челночном беге прирост в экспериментальной группе составил 7,9% (р>0,05), в контрольной - 0,3% (р>0,05).
Рассмотренные подходы по формированию содержания дисциплины дают возможность качественнее организовать подготовку специалистов уголовно-исполнительной системы соответственно Закону Российской Федерации «О высшем образовании». Разработанная программно-учебная документация используется при подготовке курсантов и слушателей к государственным экзаменам в системе профессиональной подготовки офицеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что предложенная программа способна решить задачу достижения у курсантов необходимых функциональных показателей, физической подготовленности, психомоторных и психофизиологических возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еремин, Р.В. Физическая подготовка как фактор, определяющий качество профессиональной деятельности и развития личности / Р.В. Еремин // Наука и практика. - 2014. - № 2 (59). - С. 167-170.
2. Кодзоков, А.Х. Характеристика физической подготовки как целостной системы обучения / А.Х. Кодзоков // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики : сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2017. - С. 78-83.
3. Линниченко, А.Н. Боевая подготовка работников служб безопасности / А. Н. Линни-ченко, О. Ю. Захаров. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 349 с.
REFERENCES
1. Eremin, R.V. (2014), "Physical training as a factor determining the quality of professional activity and personal development", Science and Practice, No. 2 (59), pp. 167-170.
2. Kodzokov, A.H. (2017), "Characteristics of physical training as an integral system of training", Physical education and sport: actual problems of theory and practice. Collection of scientific works of the participants of the all-Russian scientific-practical conference, Moscow, pp. 78-83.
3. Linnichenko, A.N. and Zakharov O.Y. (2009), Military training security services, AST, Astrel. Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.07.2019
УДК 796.894.2
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ АТАКУЮЩЕГО СУПИНАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ АРМРЕСТЛЕРОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ, доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Сергей Александрович Блохин, доцент, Заслуженный мастер спорта РФ по армрестлингу, Заслуженный тренер РФ по армрестлингу, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева; Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Заур Нуруллович Саитов, мастер спорта международного класса, студент, Тюменский государственный университет
Аннотация
На этапе начальной спортивной специализации спортсменов армрестлеров одним из основополагающих вопросов является включение в процесс борьбы всех групп мышц синергистов плеча и предплечья, что позволит обеспечить перспективу формирования устойчивого нейромышечного координационного движения в выбранном направлении.
Ключевые слова: начальная спортивная специализация, группы мышц плеча и предплечья, перспектива развития супинационного движения, рабочие углы, изометрические нагрузки, синергетическое включение, давление мощности.