УДК 81 Бейсултанова А.З., Алиев З.Г.
Бейсултанова А.З.
студентка 3 курса Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)
Алиев З.Г.
старший преподаватель кафедры английского языка Дагестанский государственный университет (г. Махачкала, Россия)
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: в статье рассматривается использование специализированных интернет-ресурсов как средства обучения фонетике на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Автор анализирует основные типы онлайн-ресурсов, включая сайты с аудиоматериалами, приложения для тренировки произношения и платформы с технологиями распознавания речи. Подчеркивается важность использования этих ресурсов для развития слухового восприятия и улучшения артикуляции сложных звуков, отсутствующих в родных языках учащихся. Также рассматривается их роль в индивидуализации обучения, позволяя каждому ученику работать в своем темпе. В статье приведены примеры популярных платформ, таких как BBC Learning English и Speechling, которые способствуют развитию фонетических навыков. Особое внимание уделяется возможности использования интернет-ресурсов для самообучения и коррекции ошибок в произношении. Заключается, что специализированные интернет-ресурсы являются важным инструментом для повышения эффективности преподавания фонетики в школьном обучении.
Ключевые слова: интернет-ресурсы, фонетика, обучение, произношение, распознавание речи, английский язык, общеобразовательное учреждение.
В последние годы использование Интернет-ресурсов стало неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в контексте обучения иностранным языкам. Специализированные Интернет-ресурсы, ориентированные на обучение фонетике, оказывают огромное влияние на начальный этап обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях. Фонетика представляет собой один из самых сложных аспектов изучения языка, поскольку она включает в себя звуки, произношение, интонацию и акценты, которые могут значительно отличаться от родного языка учащегося.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся на начальном этапе изучения английского языка, заключается в сложности восприятия и воспроизведения звуков, которых нет в их родном языке. Например, звуки английского языка, такие как /0/ (в словах like, think) или /б/ (в словах this, mother), могут быть совершенно новыми и трудными для восприятия. Специализированные Интернет-ресурсы, предоставляющие интерактивные упражнения и практические задания, позволяют учащимся развивать слуховое восприятие, а также дают возможность моделировать и тренировать артикуляцию этих сложных звуков [1, с. 268].
Одним из примеров таких Интернет-ресурсов является сайт BBC Learning English, который предлагает разделы, посвященные правильному произношению и тренировке фонетических навыков. На этом сайте представлены не только аудиофайлы с примерами произношения, но и видеоуроки, в которых носители языка демонстрируют правильную артикуляцию различных звуков. В частности, можно найти материалы, которые объясняют, как правильно произносить звуки /J7 и /3/ (например, в словах ship и pleasure), которые являются трудными для студентов, говорящих на языках, не имеющих аналогичных звуков. Эти ресурсы позволяют учащимся не только слышать правильное произношение, но и видеть, как должны двигаться их губы и язык при произнесении этих звуков.
Другим примером является платформа Forvo, на которой учащиеся могут услышать произношение слов носителями языка из разных уголков мира. Это позволяет не только улучшить восприятие звуков, но и ознакомиться с различиями в акцентах, что важно для более глубокого понимания английского языка как глобального средства общения. На Forvo учащиеся могут прослушать произношение слов, таких как /'k^t/ (cat), /d3Ast/ (just), и сравнить их с произношением носителей языка из разных стран, что позволяет развивать слуховую восприимчивость и интонационные навыки.
Технология распознавания речи, интегрированная в ряд Интернет-ресурсов, является еще одним важным инструментом для обучения фонетике. Программы, такие как Speechling, предлагают студентам возможность произносить слова или фразы, а затем получать обратную связь от системы, которая оценивает точность произношения и дает рекомендации по исправлению ошибок. Например, система может подсказать, если студент неправильно произнес звук /г/ в слове "right" или /1/ в слове "light", что позволяет быстро корректировать ошибки и улучшать произношение. Использование таких программ особенно эффективно на начальном этапе, когда учащиеся только начинают осваивать особенности произношения и артикуляции звуков [2, с. 51].
Кроме того, специализированные Интернет-ресурсы предлагают ряд интерактивных упражнений, которые помогают учащимся развить навыки фонетического анализа и восприятия. Например, сайты такие как EnglishCentral предлагают ученикам тренироваться в распознавании и воспроизведении различных звуков с помощью видеоуроков, где они могут повторять за носителями языка и фиксировать свои ошибки. После выполнения задания система предоставляет оценку и может предложить повторить упражнение до достижения нужного уровня точности. Такие методы помогают учащимся не только лучше понимать, как нужно произносить слова, но и закреплять знания через повторение, что особенно важно на начальном этапе.
Интересным инструментом для обучения фонетике являются приложения, которые используют технологии дополненной реальности. Программные продукты, такие как ELSA Speak, предоставляют пользователям возможность тренировать произношение с помощью смартфона, где технология распознавания речи анализирует произнесенные слова и предлагает исправления в реальном времени. Это позволяет учащимся получать более точную информацию о своих ошибках и следовать рекомендациям на практике. Приложения позволяют студентам работать в удобное время, не ограничивая их временными рамками традиционного учебного процесса, что особенно важно для учеников, которые хотят улучшить свой уровень фонетической грамотности вне школьных занятий.
Использование специализированных Интернет-ресурсов также способствует формированию у учащихся уверенности в себе. На начальном этапе обучения язык может показаться слишком сложным, и многие студенты испытывают трудности с произношением. Однако, благодаря доступности онлайн-платформ и возможностям для повторной практики, ученики могут развить уверенность в своих силах, зная, что они могут получить обратную связь в любое время и в удобном для себя формате. Таким образом, Интернет-ресурсы предоставляют учащимся необходимые условия для индивидуального прогресса, что способствует их мотивации и успешному овладению английским произношением [3, c. 35].
Помимо этого, использование Интернет-ресурсов позволяет педагогам применять дифференцированный подход к обучению. Учащиеся могут работать с материалами, которые соответствуют их уровню знаний, что позволяет сократить разрыв между учащимися с разным уровнем подготовки. Например, в некоторых онлайн-ресурсах есть возможность выбрать уровень сложности упражнений, что помогает каждому студенту развивать свои навыки на подходящем уровне.
Таким образом, специализированные Интернет-ресурсы оказывают значительное влияние на обучение фонетике на начальном этапе изучения
английского языка. Их преимущества включают доступность, интерактивность, дифференцированный подход и возможность для учащихся развивать уверенность в своих силах. Кроме того, объективность оценки, проводимой машиной, позволяет избежать субъективного фактора, характерного для человеческой оценки, хотя в этом случае отсутствует эмоциональная составляющая, которая могла бы быть полезной в процессе обучения. Несмотря на отдельные ограничения, Интернет-ресурсы становятся важным элементом современной образовательной среды, повышая эффективность обучения и предоставляя ученикам и преподавателям новые возможности для достижения высоких результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анисимова, О.В. Youtube ресурсы в обучении фонетике английского языка // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы школы-конференции, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017. - С. 268-270;
2. Грабилова, Е.Ю. Современные методы обучения фонетике английского языка в средней школе // Лучшие научные исследования 2023: сборник конкурса, Наука и Просвещение, 2023. - С. 51-54;
3. Кузякин, А.С. Использование видеоматериалов при обучении английскому языку в техническом вузе // Филологический аспект. - 2023. - № 85(22). - С. 35-41;
4. Облецова, Е.В. Принципы обучения фонетике английского языка в начальной школе // Иностранные языки: лингвистические и лингводидактические аспекты: Материалы конференции Иркутск: Аспринт, 2022. - С. 174-178
Beysultanova A.Z., Aliyev Z. G.
Beysultanova A.Z.
Dagestan State University (Makhachkala, Russia)
Aliyev Z.G.
Dagestan State University (Makhachkala, Russia)
SPECIALIZED INTERNET RESOURCES AS MEANS OF TEACHING PHONETICS AT INITIAL STAGE IN GENERAL EDUCATION INSTITUTION
Abstract: the article discusses the use of specialized Internet resources as a means of teaching phonetics at the initial stage in general education institutions. The author analyzes the main types of online resources, including sites with audio materials, pronunciation training applications and platforms with speech recognition technologies. The importance of using these resources for the development of auditory perception and improvement of articulation of complex sounds that are absent in the native languages of students is emphasized. Their role in individualizing learning is also considered, allowing each student to work at their own pace. The article provides examples of popular platforms such as BBC Learning English and Speechling that promote the development of phonetic skills. Special attention is paid to the possibility of using Internet resources for self-study and correction of pronunciation errors. It is concluded that specialized Internet resources are an important tool for improving the effectiveness of teaching phonetics in school education.
Keywords: Internet resources, phonetics, education, pronunciation, speech recognition, English, educational institution.