Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
470
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонетика и фонология / коммуникативная компетенция / упражнения / интерференция / восприятие / звуки / фонемы. / phonetics and phonology / communicative competence / exercises / interference / perception / sounds / phonemes.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Инамова, Гуллола Ахмад Қизи

Фонетика и фонология являются неотъемлемой частью английского языка. Эффективная коммуникация — это насущная потребность каждого человека. Произношение в английском языке играет одну из важнейших ролей, но, к сожалению, правильное английское произношение встречается очень редко даже у преподавателей иностранного языка. Многие люди не ставят за основу и не понимают всю важность произношения, они отдают предпочтение грамматико-переводной системе, которая заключается в механическом заучивании слов и изучении правил. На самом деле тренировать английское произношение необходимо с самого начала изучения иностранного языка. В противном случае, исправлять закрепившиеся ошибки будет достаточно сложно. Коммуникативные упражнения для повышения их произношение и общение, фонетика и фонология для обучения эффективность языка, важность фонетики, которая повысит их способность коммуникативной деятельности, а также повысить их уверенность в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS IN FORMING PHONETIC SKILLS OF THE ENGLISH LANGUAGE

Phonetics and phonology are integral to the English language. Effective communication is every person's immediate need. Pronunciation in English plays one of the most important roles, but, unfortunately, correct English pronunciation is very rare even among teachers of a foreign language. Many people do not base and do not understand the importance of pronunciation, they prefer a grammar-translation system, which consists in mechanical memorization of words and the study of rules. In fact, it is necessary to train English pronunciation from the very beginning of learning a foreign language. Otherwise, improving fixed errors will be quite difficult. Communicative exercises to increase their pronunciation and communication, phonetics and phonology to teach the effectiveness of the language, and the importance of phonetics that will increase their ability to communicate as well as increase their self-confidence.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(5), May, 2023

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Инамова Гуллола Ахмад кизи

Доктор педагогических наук (PhD), Узбекский государственный университет мировых языков gullolainamova@gmail. com

АННОТАЦИЯ

Фонетика и фонология являются неотъемлемой частью английского языка. Эффективная коммуникация — это насущная потребность каждого человека. Произношение в английском языке играет одну из важнейших ролей, но, к сожалению, правильное английское произношение встречается очень редко даже у преподавателей иностранного языка. Многие люди не ставят за основу и не понимают всю важность произношения, они отдают предпочтение грамматико-переводной системе, которая заключается в механическом заучивании слов и изучении правил. На самом деле тренировать английское произношение необходимо с самого начала изучения иностранного языка. В противном случае, исправлять закрепившиеся ошибки будет достаточно сложно. Коммуникативные упражнения для повышения их произношение и общение, фонетика и фонология для обучения эффективность языка, важность фонетики, которая повысит их способность коммуникативной деятельности, а также повысить их уверенность в себе.

Ключевые слова: фонетика и фонология, коммуникативная компетенция, упражнения, интерференция, восприятие, звуки, фонемы.

ABSTRACT

Phonetics and phonology are integral to the English language. Effective communication is every person's immediate need. Pronunciation in English plays one of the most important roles, but, unfortunately, correct English pronunciation is very rare even among teachers of a foreign language. Many people do not base and do not understand the importance of pronunciation, they prefer a grammar-translation system, which consists in mechanical memorization of words and the study of rules. In fact, it is necessary to train English pronunciation from the very beginning of learning a foreign language. Otherwise, improving fixed errors will be quite difficult. Communicative exercises to increase their pronunciation and communication, phonetics and phonology to teach the effectiveness of the language, and the importance of phonetics that will increase their ability to communicate as well as increase their self-confidence.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

Key words: phonetics and phonology, communicative competence, exercises, interference, perception, sounds, phonemes.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема формирования иноязычной фонетической компетенции остается актуальной, поскольку она требует рассмотрения в контексте компетентностного подхода, что позволит согласовать ее формирования с другими языковыми компетенциями - составляющими иноязычной коммуникативной компетенции, формирование которой является целью обучения и изучения иностранных языков в общеобразовательных учебных заведениях. Приступать к формированию фонетических навыков целесообразнее на начальной стадии обучения, потому что речь учащегося, их произношение формируется в младшем школьном возрасте. Сформированность произносительных навыков учащихся напрямую влияет на быстроту и прочность усвоения получаемого материала, а также способствует выработке устной речи, чтения и письма. По мнению методистов, к условиям, оказывающим большое влияние на успешное обучение фонетической стороне языка, относится определение трудностей воспроизведения и восприятия звуков, обнаружение зон положительного переноса и интерференции, сформированность речевого слуха. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что обучение фонетическим навыкам не представляется самоцелью, а формируется в тесной взаимосвязи с остальными навыками и речевыми умениями. Проблемами обучения фонетике на раннем этапе занимались такие методисты как Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим и другие исследователи.

Фонетика — это раздел лингвистики, языкознания, который включает в себя изучение звуков человеческой речи, то есть исполнение. Он подходит, например, к различным акцентам и вариации формы узора. Фонология занимается абстрактной грамматической характеристикой систем звуков или знаков. В нем анализируются паттерновые формы фонем - единиц звука. Артикулирование различных и сложных звуков в классе вместе с другими L2 учащиеся обеспечивают им слуховое восприятие различных звуков. Эти звуки позже сопровождается значениями с помощью картинок. Хотя язык субъективно изученный, бессознательное осознание различения звуков приобретается учащимся L2. Для упрощения использования наряду с субъективным обучением ученики могут быть протестированы учителями для улучшения их эффективность и способность к спонтанному

Методика преподавания фонетики и фонологии

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

общению. Сеансы опроса после каждого уроки английского языка должны быть регулярными. Индивидуальная концентрация для слабых студентов, которым не хватает способность слушать и различать новые слова можно развивать время от времени. Ученики, которые очень спокойны во время любых классных часов, время от времени должны находиться под наблюдением, они могут испытывать стресс всякий раз, когда на уроке появляется новое слово. Они мысленно закрываются их слуховой нерв и избегают прослушивания класса. Это одна из основных проблем в изучении второго языка, учебная среда. Эти учащиеся на самом деле не слабые, но с ними нужно обращаться осторожно. Такой способ, как их слуховое восприятие, действительно чувствителен. Когда замеченные эти учащиеся имеют с ними нужно обращаться таким образом, чтобы они не подвергались дальнейшему стрессу внутри класса.

Фонетика и фонология преподавались всем изучающим второй язык отдельно, разделение в рамках лингвистики, но учащиеся, как правило, осознают его важность только тогда, когда в этом есть необходимость. Упражнения по произношению включают в себя повторение (попугайство), мимику, подражание, ролевые игры и т.д., Когда мальчика или девочку учат сильно произносимому новому слову. Учитель должен вызвать его или ее поток сознания, чтобы он или она сохранили слово вместе с картинкой в своем или ее память. Когда вышеупомянутые действия выполняются регулярно, обучение становится один без сознания. Ошибки в произношении должны быть обработаны таким образом, чтобы они повысить интеллект учащегося не только путем исправления, но и будущих корректирующих мер.

Зигмунд Фрейд говорит: 'Голос интеллекта мягок, но он не успокоится, пока не добился слушания. ' Действия, включающие карточки с буквами и примеры слов с их относительными произношение должно быть распространено на весь класс, чтобы процесс обучения превратился выполнил одно из них. Учеников, которые действительно умны, следует поощрять, но в то же время они должны быть сохранены таким образом, чтобы они не влияли на процесс обучения слабых.

В своей книге "Практическое изучение языков", опубликованной в 1899 году, Генри Свит подчеркивает важность фонетики. Он говорит: "Главная аксиома живой филологии заключается в том, что все изучение языка должно основываться на фонетике".

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

Лингвисты рассматривают фонетику как базовый компонент человеческого произношения и сердца о языке. Органы, участвующие в разговоре, нуждаются в надлежащей тренировке, чтобы адаптироваться сами произносят определенные произношения. Разделы фонетики и фонологии должны преподаваться практически путем объяснения происхождение нескольких произношений. Очень важно прояснить свои сомнения по поводу индийского образа произнесение нескольких слов из-за влияния их родного языка.

У узбекских студентов есть свой родной язык, но они изучают английский не меньше, чем иностранцы, чей родной язык - английский. При обучении студентов следует проявлять определенную осторожность вступления к фонетике, очень легко проявить страх, что фонетика английского языка не понятная. Решение: в первые дни начните занятие с введения одного сложного звука и двух простых звучит с примерами. Например, научите произносить гласные звук А. Это прояснит их сомнения в словах, их написании и произношении. Учащиеся испытывают определенные трудности при использовании языка для общения из-за его грамматики. Они могут подумать, что фонетика также является частью грамматики, и это может снизить их концентрацию.

Решение: проясните сомнения относительно фонетики и грамматики на вводном занятии. Затем объясните основные понятия и важность фонетики.

Фонетические символы могут немного оттолкнуть, так как в них есть включения странно выглядящих символов. Некоторые символы могут лишить мотивации учащегося, поэтому вместо того, чтобы вводить символы в первое занятие, решение: мотивируйте учащихся произносить определенные слова, которые действительно интересны и имеют различия, произносимые разными людьми. Затем дайте им стандартный произношение слова, использование его в предложениях, объясните им причину, по которой фонетика необходимо для стандартного использования языка. В процессе развития методики обучения фонетике иностранного языка можно выделить несколько подходов, актуальных для разных ее этапов. Согласно Е.Н. Солововой, известны следующие подходы:

Артикуляторный или артикуляционный подход

Разработан И.А. Грузинской и К.М. Колосовым. В основе данного подхода лежит сопоставительное изучение фонетического состава русского и английского языков. Выделяются три основные типологические группы фонем: 1) совпадающие в обои языках; 2) несовпадающие; 3) частично совпадающие.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

Наиболее трудными для усвоения в рамках данного подхода И.А. Грузинской и К.М. Колосовым признаются последние две группы, тем не менее мнения ученых не всегда совпадают по данному вопросу - так, Л.В. Щерба считал, что самым сложными звуками иноязычной речи для воспроизведения являются именно те, которые существуют в родном языке обучающегося, так как «при наличии сходства с фонемами родного языка увеличивается возможность межъязыковой интерференции». Основные положения артикуляторного подхода сформулированы следующим образом: - начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков; - каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности; - для чистоты произношения надо изучить работу органов артикуляции; - формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно. Заслугой данного подхода можно считать прочность фонетического навыка на уровне отработки артикуляции каждого звука. Тем не менее, обучение произношению в отрыве от слуховых/аудитивных навыков является недостатком. Согласно Н.Д. Гальсковой, успешность обучения произношению зависит от развитости речевого слуха, включающего в себя фонетическую, фонологическую и интонационную разновидности. Фонетический слух определяется как способность правильно воспринимать и воспроизводить фонетические свойства речи, фонематический слух определяется как способность воспринимать и воспроизводить смыслоразличительные свойства фонем, а в компетенцию интонационного слуха входит способность различать интонационную структуру фразы.

Акустический или имитативный подход

В данном подходе делается акцент не на сознательном усвоении особенностей артикуляции, а на слуховом восприятии речи и ее имитации. Усвоение звуков происходит не изолировано, а в речевом потоке, структурах и моделях. В основе упражнений находится повторение за речью носителей языка. Тем не менее, данный подход к обучению фонетике 1) не гарантирует чистоту фонетического навыка, так как построен на автоматическом повторении за диктором без знаний особенностей артикуляции; 2) не учитывает принцип учета родного языка. Н.Д. Гальскова утверждает, что сторонники имитативного подхода (Н.И. Жинкин, Л.С. Выгодский) видят главную причину фонетических ошибок в неправильном восприятии, то есть смешивании звуков родного языка и изучаемого, что может быть исправлено посредством звукового восприятия речи и ее имитации без опоры на родной язык. Создание слух артикуляционной базы, полагают они, позволит обучающемуся услышать свои ошибки, сравнивая свое произношение с предложенным в

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

аудиоматериалах. Однако, наличие рецептивных навыков не означает умение правильно произносить. Кроме того, успешность имитации зависит от развитости речевого слуха и качества аудиоматериала.

Дифференцированный или аналитико-имитационный подход

В рамках этого подхода, с одной стороны, большое внимание уделяется аудированию (как и в акустическом подходе), однако основанному не только на аутентичных аудиоматериалах, но и на адаптированных, дидактических аудиозаписях речи дикторов и преподавателя. С другой стороны, данный подход предполагает изучение основ артикуляции, слогового и фразового ударения, интонации и т.д., а также предоставляет возможность объяснить правила артикуляции доступным для учащихся языком. Безусловно, рациональное сочетание положений акустического и артикуляторного подходов обеспечили дифференцированному подходу широкое применение в разных учебных заведениях. Сегодня преподавание фонетики в языковом вузе основано на дифференцированном подходе к обучению фонетики, тем не менее артикуляторный и акустический подходы продолжают использоваться в частных случаях (преподавание на дошкольном и начальном этапах обучения иностранному языку, обучение техническому языку или языку для специальных целей). Руководствуясь принципом профессиональной направленности в обучении фонетике, мы полагаем, что теоретическую базу разрабатываемой нами модели обучения практической фонетике английского языка должен составить дифференцированный подход, так как именно этот метод позволит студентам языковых вузов: систематизировать знания о фонетической системе языка, которые они приобрели на школьном этапе обучения; своевременно предупредить негативную межъязыковую интерференцию посредством сравнительного обучения особенностям артикуляции родного и изучаемого языков; совершенствовать устно произносительные навыки в условиях рационального использования аудио- и видеоматериалов; познакомиться на уровне рецепции с разными акцентами и нормами изучаемого языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя традиционные подходы к обучению практической фонетике в отечественной методике, мы также ставили задачей изучить содержательный аспект существующих отечественных учебных пособий по данному предмету. Отметим, что отечественная учебная литература представлена в широком ассортименте, что, с одной стороны, облегчает труд педагога, предлагая современные учебные пособия и разработки в области обучения иностранным

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(5), May, 2023

языкам, с другой стороны, ставит его перед непростым выбором тех учебных пособий, которые отвечали бы практической цели обучения фонетике -развитию устно произносительных навыков и речевых умений, а также реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку, как того требуют образовательные стандарты нового поколения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2003. — 192 с.32

2. Гальскова, Н.Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006.

3. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Ленинград. Наука, 1974. - С.6.

4. Щерба, Л. В. [Из лекций по фонетике]/Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Аспект Пресс, 2007.

5. Palmer, Н. Colloquial English, 100 Substitution Tables. London. 1916.

6. Roach, P. Phonetics. Oxford: Oxford University Press. 2001.

7. Smith, L. E. Familiar issues from a World Englishes perspective // Культурно языковые контакты / Под ред. З.Г. Прошиной. Вып. 10. Владивосток, 2008.

8. Walker, R. Teaching the Pronunciation of English as a Lingua Franca. Oxford.

9. Колесникова, А. Н. Преподавание фонетики в языковом вузе на современном этапе// Россия-Запад: Диалог культур. Сборник научных трудов конф. М.: 2014.

2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.