Научная статья на тему 'Специализация фармацевтического знания как фактор модификации фармацевтического образования'

Специализация фармацевтического знания как фактор модификации фармацевтического образования Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
508
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ФАРМАЦИИ / SYSTEM OF PHARMACEUTICAL EDUCATION / PHARMACY SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Мошкова Людмила Васильевна, Коржавых Элеонора Александровна

Обсуждены факторы, обусловливающие необходимость и целесообразность приведения системы российского фармацевтического образования в соответствие с существующими областями фармацевтической науки и практики. Охарактеризована предложенная авторами концепция специализации фармации и подготовки специалистов нового профиля в рамках дои последипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALISATION OF PHARMACEUTICAL KNOWLEDGE AS PHARMACEUTICAL EDUCATION MODIFICATION FACTOR

The factors for necessity and expediency of Russian pharmaceutical education coordination with current spheres of pharmaceutical science and practice are discussed here. The author's concept for pharmacy specialization and new specialists` type preparation in preand post-diploma education is characterized.

Текст научной работы на тему «Специализация фармацевтического знания как фактор модификации фармацевтического образования»

№ 3 - 2010 г.

15.00.00 фармацевтические науки

УДК 615.1:378.147

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК ФАКТОР МОДИФИКАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.В. Мошкова, Э.А. Коржавых

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

Обсуждены факторы, обусловливающие необходимость и целесообразность приведения системы российского фармацевтического образования в соответствие с существующими областями фармацевтической науки и практики. Охарактеризована предложенная авторами концепция специализации фармации и подготовки специалистов нового профиля в рамках до- и последипломного образования.

Ключевые слова: система фармацевтического образования, специализация

фармации

Мошкова Людмила Васильевна - доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов, е-mail: Lmoshkova@yandex.ru

Коржавых Элеонора Александровна - доктор фармацевтических наук, профессор кафедры управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов, е-mail: р kea@mail.ru

К началу нового века фармация в глобальном масштабе стала во многом иной по сравнению с фармацией конца XIX - начала XX века. В произошедших изменениях большую роль сыграли два главных фактора - переход к промышленному производству лекарственных препаратов и становление научных, прежде всего, фундаментальных теоретических основ фармацевтического знания. Наряду с этими факторами влияние на трансформацию фармации оказали достижения в области медицинской науки, динамика и тенденции развития здравоохранения в целом, изменение потребностей здравоохранения в объеме и сферах приложения профессиональной фармацевтической деятельности.

За последние десятилетия увеличилось число областей, в которых востребованы и заняты специалисты с фармацевтическим образованием - и в России, и в других странах мира. Среди этих областей деятельности упоминают общественную (коммунальную) и больничную фармацию, фармацевтическую промышленность, систему профессионального образования; органы управления здравоохранением, научные исследования и разработки, менеджмент качества; регистрацию лекарственных средств (ЛС); маркетинг и продажи; фармацевтическую экономику; ценообразование в области ЛС и возмещение стоимости; политику в здравоохранении; вооруженные силы и др. Интенсивно развиваются такие новые направления фармацевтической деятельности, как фармация, основанная на доказательствах («доказательная фармация»), изучение потребностей пациентов, помощь пациентам с хроническими заболеваниями (ВИЧ/СПИД), самопомощь, в том числе самолечение, фармаконадзор (мониторинг безопасности ЛС), обеспечение качества услуги «фармацевтическая помощь», собственно фармацевтическая помощь, подразделяемая на индивидуальную и популяционную [2, 4].

Как показало изучение отечественной и зарубежной профессиональной литературы, система фармацевтического образования в разных странах мира с разной степенью оперативности и в разной форме реагирует на изменение роли фармацевта в здравоохранении и обществе, на трансформацию фармацевтической практики. Однако при этом неизменными остаются виды деятельности, связанные с ЛС [1, 3]. Этот факт подтверждает значение ЛС как главного, системообразующего фактора фармации.

Неслучайно именно перечисленные выше виды деятельности закреплены в российском законодательстве в области ЛС - Федеральном законе «О лекарственных средствах» № 86-ФЗ (1998) и вступающем в силу с 1 сентября 2010 года новом Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ (2010). Новый закон подразумевает, что обращение ЛС - это «разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение ЛС».

Из вышеизложенного следует, что в процессе непрерывного профессионального образования фармацевтический специалист должен приобрести знания, умения и навыки, которые позволят ему в дальнейшем эффективно заниматься любой деятельностью в сфере обращения ЛС. Мировой опыт показывает, что по мере расширения сферы фармацевтической деятельности фармацевтическое образование все чаще ориентируется не только на ключевые дисциплинарные знания, но и на те социально-экономические области, в которых будут трудиться молодые специалисты, на те деловые качества и многочисленные компетенции, которыми должен обладать специалист узкогофармацевтического профиля.

Наряду с традиционными фармацевтическими дисциплинами (фармацевтическая химия, фармацевтическая технология и др.) преподаются основы фармацевтической практики в коммунальных и больничных аптеках, в промышленности и системе образования; клиническая биология и введение в соответствующие аспекты социальных и поведенческих наук, направленные на компетенции в предоставлении помощи пациенту.

Логическое обобщение накопленных в мировой фармации научно-практических решений позволяет сделать следующий вывод: в течение 1980-1990-х годов фактически произошла специализация фармацевтического знания и фармации в целом (рис. 1).

С учетом приведенных выше данных фармацевтическое знание можно представить как систему, включающую ряд уровней-подсистем:

• базовые (фундаментальные) знания, получаемые в процессе базового фармацевтического образования всеми студентами;

• специализированные знания (новое знание - за последние 15-20 лет), получаемые в рамках профессионального образования (специальности) частью студентов;

• специализированные знания, получаемые в рамках последипломного образования отдельными специалистами (новейшее знание - за последние 5-10 лет).

Структуру базового фармацевтического знания образуют комплекс общеобразовательных дисциплин и фармацевтические дисциплины: история и

организация фармации, фармацевтическое право, фармацевтическая экономика и менеджмент, фармацевтическая информатика и др., т. е. такие дисциплины, знание которых требуется во всех областях деятельности специалиста с фармацевтическим образованием. Базовое образование позволяет подготовить фармацевтического специалиста общего (широкого) профиля, который потенциально сможет трудиться в любой из функциональных областей фармации, однако стать эффективным в избранной области он сможет либо по мере накопления опыта работы, либо продолжив свое образование на уровне 2, т. е. получив специализацию.

Специфика фармацевтического знания о ЛС, являющемся ключевым понятием фармации, требует его дифференциации с более узкими медицинскими представлениями о ЛС как об одном из многих инструментов для лечения болезней, а также организации учебного знания в возможной последовательности: человек (комплекс дисциплин: биология, физиология, анатомия, психология и др.) и ЛС - ЛС-вещество (источники, химия) ^ ЛС-препарат (технологии) ^ ЛС-продукт (производство) ^ ЛС-товар

(экономика), ^ ЛС-лечебное средство (медицина, социум), т. е. с учетом различных форм и стадий жизни ЛС, а также его внешней среды (рис. 2).

Формы жизни ЛС (вещество, препарат, продукт, товар, лечебное средство) представляют собой объекты фармации и объекты изучения в соответствующих учебных дисциплинах. Стадии жизни ЛС (= сфера обращения ЛС) - это предметы фармации, которые в рамках фармацевтической практики становятся функциональными областями фармацевтической деятельности.

Специализация фармации как раз и является следствием сложившихся функциональных областей фармацевтической деятельности, в основном соответствующих законодательно установленным этапам обращения ЛС. К числу новых специализированных областей фармации относятся общественная и госпитальная (больничная) фармация; промышленная, инновационная, лабораторная, административная, социальная и клиническая фармация; фармацевтическая информация. Необходимость новой специализации фармации продиктована потребностями фармацевтической практики в кадрах, обладающих более глубокими знаниями в том секторе сферы обращения ЛС, где предстоит работать современным выпускникам фармацевтических вузов. Исходя из этого, основная цель фармацевтического образования

- подготовка специалистов, способных эффективно работать в определенной функциональной области ЛС, т. е. специалистов в сфере распределения ЛС (аптеки и оптовые организации), в сфере производства ЛС, их стандартизации и контроля, государственной регистрации и т. д.

Наряду с функциональными областями фармацевтической деятельности, которые приобрели законченный вид только в 1998 году с введением в действие Закона РФ «О лекарственных средствах», в процессе развития российской фармации естественным образом сформировались и другие научно-практические области. Они ориентированы или на преимущественный тип ЛС, или на работу в системах иных, чем здравоохранение,

министерств и ведомств, или на определенный тип потребителей фармацевтических товаров и услуг. Несмотря на некоторую обособленность от основной тенденции в специализации фармации по функциональным областям, эти другие направления фармации также тесно связаны со сферой обращения ЛС.

С учетом вышеизложенного можно заключить, что систему специализированного фармацевтического знания образуют четыре подсистемы, выделенные на основе одного из следующих признаков: функциональная область фармацевтической деятельности

(общественная, госпитальная, промышленная, инновационная, административная, лабораторная фармация), тип ЛС (гомеопатическая, ветеринарная фармация, фитофармация), тип потребителей фармацевтических товаров и услуг (гериатрическая, педиатрическая фармация), фармацевтическая деятельность вне системы здравоохранения (академическая, военная, экстремальная - при чрезвычайных ситуациях - фармация).

Три специальности, выделенные по функциональному признаку (социальная и клиническая фармация, фармацевтическая информация) обладают элементами универсальности. Специалисты в этих областях знания будут полезными в общественной, госпитальной (социальная и клиническая фармация), а также административной (социальная фармация), инновационной и лабораторной (клиническая фармация) областях. Ввиду того, что процессы информации и коммуникации связывают между собой все функциональные области фармацевтической деятельности, специалисты, владеющие знаниями и методами фармацевтической информации, необходимы во всех этих областях.

Таким образом, инновации в современном фармацевтическом образовании должны, по мнению авторов, носить не только технический (ступени бакалавриата и магистратуры) и технологический (внедрение современных информационных технологий) характер. Важнейший этап в инновационном развитии системы вузовской и последипломной подготовки фармацевтов - это постепенный переход от подготовки специалиста широкого профиля (как правило, это специалист для аптечной практики) к формированию специалиста нового поколения, способного эффективно использовать полученные знания и компетенции в одной из множества сфер обращения ЛС.

Список литературы

1. Парновский Б. Л. Развитие и специализация фармацевтической науки на примере организации и экономики фармации / Б. Л. Парновский, О. Н. Залиская // Провизор (Харьков). - 2005. - № 1 (Электронный ресурс : http://www.provisor.com.ua/).

2. Developing pharmacy practice. A focus on patient care / K. Wiedenmayer, R. S. Summers, C. A. Mackie [et al.]. - Geneva : WHO; Hague: FIP, 2006. - 97 p.

3. FIP Statement of policy on Good Pharmacy Education Practice. - The Hague, 2000. -

8 p.

4. Pharmazeutische Tatigkeitsfelder ausserhalb der Apotheke / Red. Dr. Christiane Steiger. - Frankfurt am Main, 2005. - 43 s.

SPECIALISATION OF PHARMACEUTICAL KNOWLEDGE AS PHARMACEUTICAL EDUCATION MODIFICATION FACTOR

L.V. Moshkova, E.A. Korzhavykh

Russian University of International Friendship (c.Moscow)

The factors for necessity and expediency of Russian pharmaceutical education coordination with current spheres of pharmaceutical science and practice are discussed here. The author’s concept for pharmacy specialization and new specialists' type preparation in pre- and post-diploma education is characterized.

Keywords: system of pharmaceutical education, pharmacy specialization

About authors:

Moshkova Lyudmila Vasilievna - doctor of pharmaceutical sciences, professor, head of pharmacy management and economy department, medical workers qualification improvement faculty of Russian University of International Friendship, e-mail: Lmoshkova@yandex.ru

Korzhavykh Eleonora Alexandrovna - doctor of pharmaceutical sciences, professor of pharmacy management and economy department, medical workers qualification improvement faculty of Russian University of International Friendship, e-mail: o kea@mail.ru

List of the Literature:

1. Parnovskiy B.L. Pharmaceutical science development and specialization on the pharmacy organization and economy example / B.L. Parnovskiy, O.N. Zaliskaya // Pharmacist (Kharkov). - 2005. - №1. (Electronic recourse): http://www.provisor.com.ua/).

2. Developing pharmacy practice. A focus on patient care / K. Wiedenmayer, R. S. Summers, C. A. Mackie [et al.]. - Geneva : WHO; Hague: FIP, 2006. - 97 p.

3. FIP Statement of policy on Good Pharmacy Education Practice. - The Hague, 2000. - 8 p.

4. Pharmazeutische Tatigkeitsfelder ausserhalb der Apotheke / Red. Dr. Christiane Steiger.

- Frankfurt am Main, 2005. - 43 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.