СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 72(470+571)
А. В. Леготина
аспирант, Государственный институт искусствознания E-mail: [email protected]
СПЕЦИАЛИСТЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ГУБЕРНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЮЖНОУРАЛЬСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НАЧАЛА ХХ В.
Центрами формирования новаторских идей в русском зодчестве второй половины XIX в. стали столичный Санкт-Петербург, Москва и Рига. Именно в этих городах существовали учебные заведения, в которых студенты осваивали строительные науки. После окончания выпускники назначались в регионы Российской империи, питая в дальнейшем своими полученными умениями губернскую архитектуру, что видится особенно ценным. Их вклад в развитие строительного искусства в провинции, в силу отсутствия местных школ, грандиозен, но вместе с тем оценить его в полной мере на сегодняшний день очень сложно. В данной статье осуществлена попытка выявить некоторые частные закономерности, влияющие на формирование уникального художественного языка архитектуры Оренбургской губернии. Основная проблема исследования заключается в разрозненном характере биографических материалов и отсутствии точных данных о частных заказах архитекторов и инженеров. Это не позволяет провести полноценный анализ их практической деятельности, однако общая тенденция развития губернского зодчества становится более очевидной вместе с установлением традиции, которой придерживались назначенные в регион специалисты. Это в свою очередь было обусловлено направленностью образования, полученного ими, традициями того или иного учебного заведения. Главными местами назначения столичных зодчих стали Строительное отделение губернского правления и Городские управы. Причем основные решения по вопросам архитектуры и градостроительства в Оренбургской губернии приходились на долю Строительного отделения при губернском правлении. Изучению фактов профессиональной биографии инженеров и архитекторов именно этого ведомства и будет посвящена данная статья.
Ключевые слова: региональное зодчество, дореволюционная архитектура, южноуральская архитектура, Строительный устав, Городовое положение, губернский инженер, строительное образование
Для цитирования: Леготина, А. В. Специалисты Строительного отделения Оренбургского губернского правления и их роль в развитии южноуральской архитектуры начала ХХ в. / А. В. Леготина // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 4 (52). - С. 167-172.
Одной из важнейших проблем при изучении зодчества Оренбургской губернии оказалась невозможность полной атрибуции памятников, в частности установления автора и датировки объекта. Это особенно удивительно при изучении архитектуры начала ХХ в., поскольку именно в указанный период на Южном Урале наблюдается приток квалифицированных кадров и последовавшее за этим появление стилевой архитектуры. Установлению круга авторов, служащих в Строительном отделении при Оренбургском губернском правлении и непосредственно участвующих в оформлении архитектурного облика городов региона, и будет посвящена данная статья.
Во второй половине XIX в. в градостроительном законодательстве Российской империи произошли серьезные перемены, повлекшие за собой формирование качественно иного подхода к архитектуре. Наряду с ключевыми нормативными документами эпохи - Строительным уставом и Городовым положением - был издан ряд дополнений, уточняющих характер деятельности и круг обязанностей специалистов, служащих в государственных ведомствах (например, изданное в 1864 г. положение «О преобразовании гражданской строительной и дорожной части»). Согласно новым правилам, заведывание строительной частью возлагалось
167
на губернское правление, ставшее одним из «проводников» профессионального мастерства в регионах [7, с. 208-209]. Во главе этого ведомства находился губернский инженер, под началом которого служил губернский архитектор, способный при необходимости заменить своего руководителя, и каждому из них полагался помощник - младший губернский инженер и младший губернский архитектор, кроме того, здесь же была сформирована губернская чертежная. Ввиду отсутствия на местах учебных заведений, специализирующихся в области строительства, ключевым звеном в цепи событий, вскоре приведших к изменениям, стала система назначения выпускников, окончивших вузы и училища Санкт-Петербурга, Москвы и Риги. Анализ архитектурной практики Оренбургской губернии второй половины XIX в. заставляет признать, что эта местность не обладала особенной привлекательностью для столичных зодчих, но вместе с изменением законодательства и градостроительной политики, к началу XX в. данная традиция была нарушена. В результате южноуральские города получили в свое распоряжение первоклассных инженеров и архитекторов, сформировавших уникальную профессиональную среду, благодаря которой происходило дальнейшее развитие строительного искусства. Главными источниками кадров для Оренбургской губернии в этот период стали Институт гражданских инженеров (И. Г. Невинский, И. Ф. Нейман, М. И. Баллог, И. Э.-Э. Шнейдер, И. Н. Раевский), Московское училище живописи, ваяния и зодчества (С. Д. Лазарев, В. И. Шреттер, И. И. Зенкевич), Императорская Академия художеств (Н. Е. Горлов, В. И. Кокорев) и Рижский политехнический институт (С. Ф.-К. Садовский).
В самом начале ХХ столетия должность губернского инженера при правлении исполнял Иван Генрихович Невинский (1846-?), окончивший Строительное училище в 1870 г.1 и тут же причисленный к Техническо-строительному
1 В 1882 г. Строительное училище было приравнено к высшим учебным заведениям и переименовано в Институт гражданских инженеров [1, с. 84].
комитету с получением чина губернского секретаря. В 1871 г. он был командирован в распоряжение начальника правительственных изысканий линии железной дороги от Ростова-на-Дону до Владикавказа, затем от Петровска до Баку, с 1873 г. служил при правлении общества земской Орлово-Витебской ветки. В 1874 г. он получил звание архитектора и был назначен младшим инженером, а вскоре губернским архитектором в Казанской губернии (с 1887 г.). В Оренбурге он был на должности губернского инженера, но исполнял ее весьма недолго (1899-1900), уже в 1901 г. уступив пост Иосифу Фридриховичу Нейману (1843-?). В отличие от Невинского, Нейман практически сразу после окончания Строительного училища (1876-1878) занялся гражданской архитектурой: он служил при Нижегородском губернском правлении младшим инженером (1878), затем младшим архитектором (с 1879), а с 1883 по 1900 г. его судьба была связана с Полтавской губернией, где инженер исполнял должность губернского и епархиального архитектора, являлся гласным думы и директором Полтавского губернского попечительного о тюрьмах комитета. В Оренбурге он возглавлял Строительное отделение с 1901 по 1902 г. Вслед за Нейманом пост занял дворянин Мацей Иосифович Баллог (1854-?), оказавшийся последним служащим в этой должности специалистом императорский России. Мацей Иосифович обучался в Житомирской гимназии, затем - в Строительном училище (1877-1883), после окончания которого получил звание гражданского инженера с чином X класса и был причислен к техническо-строительному отделению Министерства внутренних дел [9, с. 19]. Вскоре Баллога назначили на должность городского архитектора Каменец-Подольска Подольской губернии, где он пробыл как минимум до 1 июня 1898 г. [10, л. 2]. В 1903 г., получив должность губернского инженера2, Мацей Иосифович на долгий срок
2 Одной из вероятных причин переезда М. И. Баллога на Южный Урал может являться личное обстоятельство. Инженер состоял в браке и имел от законной жены двух сыновей - Виктора (род. в 1894 г.) и Иосифа (род. в 1897 г.). Мацей Иосифович и Мария Александровна являлись первобрачными и были
168
поселился в Оренбурге на Чернореченской
улице1.
Губернским архитектором в этот период значился Иван Николаевич Раевский (1865?). В 1877 г. он также окончил Строительное училище, после чего был определен сверхштатным техником Строительного отделения Санкт-Петербургского губернского правления, затем утвержден на должность младшего, а вскоре и губернского архитектора (1892) при управлении Иркутского генерал-губернатора, с 1898 по 1901 г. он состоял в этой же должности в Оренбурге. Окончание срока его службы, возможно, было связано с весьма дерзкой частной инициативой. 1 сентября 1901 г. в Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел было направлено отношение от оренбургского губернатора «относительно открытия самовольно Техниче-ско-строительной конторы под наименованием "Оренбургская"» [3, л. 5]. Эта инициатива трактовалась местной властью как желание «сосредоточить у себя почти все встречающиеся частныя техническо-строительные работы» [Там же, л. 6]. Губернатор, вполне закономерно, счел открытие и дальнейшее существование этой конторы в Оренбурге «совершенно не определенным и во всех отношениях крайне ненормальным», вследствие чего настаивал на ее закрытии2.
На смену Раевскому пришел некогда выпускник Императорской академии художеств Василий Ильич Кокорев (1844-?), происхо-
зарегистрированы в Каменец-Подольске. Но известно, что еще в 1889 г. в Оренбурге был рожден Владимир Мацеевич Баллог, однако в это время факты биографии инженера связывают его с Подольской губернией.
1 Впоследствии по стопам отца пошел Виктор, окончив Среднее строительно-техническое училище в Москве (1917), а затем поступив в Рижский политехнический институт [10, с. 5-6]. Судьба других сыновей будет переплетена с Первой мировой войной и революцией: Владимир и Иосиф будут числиться на службе в белых войсках Восточного фронта, только первый после революции эмигрирует в Китай, а второй попадет в плен, а затем - на особый учет в Семипалатинском ГВК.
2 Инициаторами открытия конторы выступали «И. Н. Раевский, состоящий на должности оренбургского губернского архитектора, Н. П. Наранович, состоящий на государственной службе в должности Тургайского областного инженера, В. Н. Чаплиц, состоящий Тургайским областным архитектором и в то же время архитектором Оренбургского учебного округа, А. И. Савинич, состоящий по найму Оренбургским городским архитектором» [3, л. 6].
дивший из семьи царскосельских Кокоревых. С 1864 по 1874 г. он обучался в академии, окончил курс с двумя серебряными медалями и на следующий год получил звание классного художника 3 степени, затем некоторое время работал в Гатчине [8, с. 342]. Архитектором Строительного отделения Оренбургского губернского правления Василий Ильич числился с 1902 по 1905 г.
После Кокорева вплоть до 1909 г. эта должность была вакантной, пока пост не занял Мстислав Николаевич Петриченко, о фактах профессиональной деятельности или образовании которого известно немного. При Строительном отделении он начал служить еще раньше, занимая пост младшего архитектора (1904-1908). А в 1911 г. его карьера в Оренбурге и вовсе оказалась законченной, потому что «коллежский асессор Петриченко был причислен к министерству юстиции и откомандирован для наблюдения за постройкой Нижегородской тюрьмы» [4, л. 7]. Свою должность он передал преемнику - Вандали-ну Игнатьевичу Шреттеру, получавшему образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1886 по 1889 г. [2]. В Оренбург он был назначен в 1909 г. на должность младшего архитектора при правлении, а с 1911 по 1916 г. - губернского.
Вакансия младших инженера и архитектора оставалась незакрытой с конца XIX в., а с 1903 по 1911 г. специалисты на эти посты хоть и назначались, но задерживались там недолго. В разное время здесь числились Павел Васильевич Гофман, прослуживший младшим губернским архитектором один год (1903), и отчасти повторивший его профессиональную судьбу на Южном Урале Иосиф Эмиль-Эмильевич Шнейдер (1911), а также Петр Ипполитович Овчаренко (1905-1908, 1910) и Семен Дмитриевич Лазарев (1909, 1911), несколько раз сменившие друг друга в должности младшего губернского инженера.
Относительная стабильность в работе Губернского правления наблюдается с 1912 по 1916 г., когда в Строительном отделении сложилась команда, работа которой привела
169
к устойчивому развитию строительного дела в регионе. Помимо Мацея Иосифовича Баллога, давно стоящего во главе Строительного отделения, и Вандалина Игнатьевича Шретте-ра, занявшего пост губернского архитектора в 1911 г., в 1912 г. в Оренбург прибыли молодые специалисты - Сигизмунд Францевич-Ксавьеревич Садовский и Иосиф Иосифович Зенкевич.
Дворянин Сигизмунд Францевич-Ксавье-ревич Садовский (1887-?) исполнял должность младшего губернского инженера с 1912 г. вплоть до революции. Окончив Строительное отделение Рижского политехнического института в 1911 г., свое первое назначение он получил на Южный Урал [5, л. 2]. Молодой специалист со званием «инженер-архитектор» переехал в Оренбург 11 октября 1912 г., и вся его дальнейшая профессиональная судьба оказалась тесно связанной с этим регионом. В 1915 г. инженера приняли на военную службу, вскоре он был переведен в Оренбургский отдел по квартирному довольствию войск, но в 1916 г. все еще оставался в должности младшего губернского инженера.
Иосиф Иосифович Зенкевич (18791917) поселился в Оренбурге в 1908 г.1, но должность младшего губернского архитектора получил лишь в 1912, исполняя ее до 29 апреля 1917 г.2. С 1890 по 1895 г. он обучался в Витебской гимназии, откуда был уволен «по прошению матери», в связи со смертью отца -дворянина Иосифа Казимировича Зенкевича, но уже на следующий год, Иосиф Иосифович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1896-1907). Во время своего обучения он проходил практику на втором пути Риго-Орловской железной дороги (1898) и на постройке железнодорожной линии Бологое-Полоцк (1904), что позволило ему впоследствии получить работу в правлении службы пути и зданий на Ташкентской (1909-1912)
1 24 июля 1908 г. в Оренбург было отослано свидетельство призывного участка с надписью об отсрочках («Оренбург [ул.] Орская [д.] Крючкова Зенкевичу»).
2 Его профессиональная карьера была прозаично прервана распространенным в начале ХХ в. туберкулезом, из-за которого он также был освобожден от военной службы.
и Туапсе-Армавирской (1912) железных дорогах. 28 мая 1912 г. Зенкевичем было подано прошение о предоставлении должности архитектора при Оренбургском Строительном отделении и 20 июня его назначили на желаемую должность [6, л. 3].
На сегодняшний день мы имеем практически полные данные об образовании зодчих, служащих при Оренбургском губернском правлении. И это дает возможность проследить некую преемственность архитектурных традиций, обусловленных характером и направленностью обучения их альма-матер. Например, в стенах Института гражданских инженеров были впервые сформированы принципы рациональной архитектуры, направленной в том числе на отказ от «украшательства», тогда как в Императорской академии художеств или Московском училище живописи, ваяния и зодчества, напротив, особое внимание уделялось образности произведения и, как следствие, системе фасадного декора. На Южном Урале всегда отмечался достаточно прагматичный подход к строительству, благодаря чему идеи Института гражданских инженеров активно внедрялись в местную архитектуру (выпускников именно этого вуза наблюдалось более прочих). Однако безусловна недостаточность биографических сведений о специалистах, работающих в этом регионе, что может быть объяснено многими факторами. С одной стороны, широкой географией профессиональной деятельности и недостаточно изученными архивами других губерний Российской империи, а с другой - несколько зависимым характером творчества архитекторов и инженеров, находившихся на государственной службе и не имевших возможности вести частную практику. Кроме того, исследование осложнилось переломным характером самой эпохи, поскольку революционные события привели не только к эмиграции большого количества технической и художественной интеллигенции, но и к уничтожению памяти об имперском прошлом страны.
170
1. Богданова, О. В. К истории развития Строительного училища / О. В. Богданова // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 337. - С. 82-86
2. РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 732.
3. РГИА. Ф. 1293. Оп. 97. Д. 261.
4. РГИА. Ф. 1293. Оп. 143. Д. 18.
5. РГИА. Ф. 1293. Оп. 144. Д. 71.
6. РГИА. Ф. 1293. Оп. 144. Д. 73.
7. Устав строительный (Св. зак. т. 12, ч. 1, изд. 1900 г.) : с разъяснениями по решениям Правительствующего Сената и циркулярям Министерства внутренних дел, и извлечениями из других частей Свода законов и с приложением алфавитного указателя : издание неофициальное / сост. О. П. Бертинский. - Санкт-Петербург : Издательство Я. А. Канторовича, 1902.
8. Юбилейный справочник Императорской академии художеств (1764-1914). Ч. 2: Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской академии художеств / сост. С. Н. Кондаков. - Санкт-Петербург : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. - 454 с. : портр.
9. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842-1892 / сост. Г. В. Барановский. - Санкт-Петербург : Издание Института гражданских инженеров, 1893. - 413 с.
10. LVVA [Latvian State Historical Archives]. F. 7175. A. 1. L. 436.
Получено 12.10.2017
A. Legotina
post-graduate student, State Institute for Art Studies E-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE ORENBURG PROVINCIAL GOVERNMENT CONSTRUCTION DEPARTMENT EXPERTS IN SOUTH URAL ARCHITECTURE DEVELOPMENT AT THE BEGINNING OF 20th CENTURY
Abstract. The centers of pioneering ideas shaping in Russian architecture of the second part of 20th century were capital St. Petersburg, Moscow and Riga. The educational institutions in these cities gave the students the opportunity to study architectural science. Graduate students were sent to the regions of the Russian Empire, so they nourished regional architecture with their skills. Absence of local academies made them one and only source of high professionalism. Their contribution to development of provincial architecture is colossal, but at the same time it is a quite difficult to estimate it nowadays. In this article we try to find particular regularities that have impacted on shaping a unique art language of the region, especially in the Orenburg province. The main difficulty of the work is diverse facts of biography and incomplete information about private commissions of architects and engineers. Thus we cannot completely analyze their practical activity, but we can learn regional tendency as well as the established tradition, followed by the experts sent to the region. It was fueled by the direction of their education and the traditions of their alma maters. The main places where architects were sent to work included the Construction Department of the provincial government and City Halls. What is more, the general architectural decisions were accepted in Construction Department of the provincial government. The article is devoted to the studies of the facts ofprofessional biography of architects and engineers of this department.
171
Keywords: Regional architecture, prerevolutionary architecture, South Ural architecture, Building code, Municipal statutes, gubernial engineer, construction education
For citing: Legotina А. 2017. The role of the Orenburg provincial government construction department in South Ural architecture development at the beginning of 20h century. Culture and Arts Herald. No 4 (52) : 167-172.
References
1. Bogdanova O. 2010. To the history of development of the Buildings School. Tomsk State Universitety Journal. No 337 : 82-86. (In Russ.).
2. RGALI. F. 680. Op. 2. D. 732. (In Russ.).
3. RGIA. F. 1293. Op. 97. D. 261. (In Russ.).
4. RGIA. F. 1293. Op. 143. D. 18. (In Russ.).
5. RGIA. F. 1293. Op. 144. D. 71. (In Russ.).
6. RGIA. F. 1293. Op. 144. D. 73. (In Russ.).
7. Ustav stroitel'nyy [Construction charter]. 1902. Comp. Bertinskiy O. St. Petersburg : Izd. IA. Kantorovicha. P. 208-242. (In Russ.).
8. Yubileynyy spravochnik Imperatorskoy akademii khudozhestv (1764-1914). Ch. 2: Spisok russkikh khudozhnikov k Yubileynomu spravochniku Imperatorskoy akademii khudozhestv [Anniversary reference book of Imperial academy of Arts (1764-1914). Part 2: The list of the Russian artists to the Anniversary reference book of Imperial academy of Arts]. 1915. Comp. Kondakov S. St. Petersburg : Association R. Golike and A. Vil'borg. 454 p. (In Russ.).
9. Yubileynyy sbornik svedeniy o deyatel'nosti byvshikh vospitannikov Instituta grazhdanskikh inzhenerov (Stroitel'nogo uchilishcha). 1842-1892 [Anniversary collection of data on activity of the former pupils of Institute of civil engineers (Construction school). 1842-1892]. 1893. Comp. Baranovskiy G. St. Petersburg : Izdanie Instituta grazhdanskikh inzhenerov. 413 p. (In Russ.).
10. LVVA. F. 7175. A. 1. L. 436. (In Russ.).
Received 12.10.2017
172