Научная статья на тему 'Строительное отделение Тобольского губернского управления в лицах'

Строительное отделение Тобольского губернского управления в лицах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
578
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / СТРОИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ГУБЕРНСКИЙ ИНЖЕНЕР / ГУБЕРНСКИЙ АРХИТЕКТОР / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Загороднюк Надежда Ивановна

Статья посвящена истории строительного отделения Тобольского губернского управления. Приведены биографии губернских инженеров и архитекторов, их вклад в развитие градостроительства в Тобольской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Persons of Tobolsk Provincial Building Department

The article deals with history of Tobolsk Provincial Building Department. Biographies of provincial engineers and architects, workers of the Deparment are given. The author notes their contribution to urban development of Tobolsk province.

Текст научной работы на тему «Строительное отделение Тобольского губернского управления в лицах»

6. Руководящий материал о работе музеев и переписка о деятельности музея (январь 1923 — ноябрь 1930 г.) // ТОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 24.

7. Сенюкова Н.Л., Яковлев Я.А. Об охране историко-культурного наследия в Томской губернии в 1919 — 1924 гг. // Кузнецкая старина. — Новокузнецк, 1999. — Вып. 4. — С. 122.

8. Требовательные ведомости и списки служащих подотдела музеев и охраны памятников старины и искусства. Переписка по финансовым вопросам (1920-1921 гг.) // ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 151. Л. 50.

9. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. — Т. 1. — Томск, 1927. — С. 4.

УДК: 69.007-05 (571.12)

ББК: 38.65.240 (253.3)

Н.И. Загороднюк, г. Тобольск Строительное отделение Тобольского губернского управления в лицах

Аннотация

Статья посвящена истории строительного отделения Тобольского губернского управления. Приведены биографии губернских инженеров и архитекторов, их вклад в развитие градостроительства в Тобольской губернии.

Ключевые слова: строительная комиссия, строительное отделение, губернский инженер, губернский архитектор, Тобольская губерния.

«Жемчужина Сибири» — город Тобольск — обладает уникальным архитектурным наследием. В связи с этим интерес к российским и зарубежным архитекторам, которые на протяжении веков внесли лепту в формирование облика города, является не праздным. Город гордится по праву своим земляком, архитектором Тобольского Кремля, С.У. Ремезовым. Тобольск является родиной известных в России и за рубежом архитекторов А.Ф. Кокоринова, Н.В. Никитина.

В современной историографии имеются отдельные работы, посвященные истории строительного дела в Западной Сибири, формированию учреждений, занимавшихся вопросами строи-тельства в губерниях. Отдельно следует выделить пласт работ, посвященных отдельным личностям — инженерам, архитекторам прошлого. Так, в работе А.Н. Гуменюк и И.В. Ляликова приводятся частичные сведения о трех губернских инженерах Тобольского строительного отделения [8]. О.В. Богданова проделала кропотливую работу, выявляя сведения о зодчих, выпускниках Строительного училища (с 1882 г. — Института гражданских инженеров), работавших в Тобольске в XIX — начале ХХ в. Интерес представляют приведенные ею факты биографии губернского архитектора Ф.Д. Маркелова [4; 5]. Отсутствие специальных работ, посвященных комплексному исследованию обозначенной проблемы, обуславливает цель данной статьи — восполнить частично пробелы в истории строительного дела в Тобольской губернии конца XIX — начала ХХ в.

В основу данной работы положены как опубликованные, так и неопубликованные источники. Впервые в научный оборот введены документы фонда И353 «Строительное отделение Тобольского губернского управления (1885-1917 гг.), касающиеся основной деятельности уч-

208

реждения, а также формулярные списки чиновников, в том числе и фонда И152 «Тобольское губернское управление», хранящиеся в Государственном архиве в г. Тобольске. Временные рамки деятельности отделения, обозначенные в названии фонда, лишь условно определяют период функционирования учреждения: реорганизация строительной комиссии в строительное отделение произошла осенью 1886 г., а последним годом работы следует считать 1918 г., по наличию основных документов (журналов заседаний отделения и отдельных дел по производству работ на объектах) [7, оп. 1, д. 1202-1210].

Подготовка и проведение реформы в области строительного дела в Западной Сибири были длительным процессом в два десятилетия, впрочем, как и другие реформы 1860-1870-х гг. На основании «Положения об управлении строительной и дорожной частями и штата сего правления в Западной Сибири» от 20 октября 1859 г. в Тобольской и Томской губерниях в 1860 г. были учреждены строительные комиссии. В 1864 г. в Европейской части России строительные комиссии были преобразованы в строительные отделения и переданы в ведение МВД. Уже в 1866 г., после ревизии строительных комиссий, функционировавших на окраинах Российской империи, их работа была признана, по мнению министра внутренних дел, «неудовлетворительной и совершенно не соответствующей своему назначению».

Именно тогда, в 1866 г., генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель, по согла-со-ванию с тобольским и томским губернаторами, возбудил ходатайство перед Министерством внутренних дел о преобразовании управления строительной и дорожной частями во вверенном ему крае. При этом он полагал учредить строительные отделения не при губернских правлениях, а при общих губернских управлениях, мотивируя это тем, что таким образом отделения будут находиться в непосредственном подчинении губернатору. По проекту А.О. Дюгамеля управление строительными отделениями, как и в европейской России, должны осуществлять губернские инженеры, с правом голоса в работе губернских советов по вопросам, касающимся строительной части; их помощниками должны быть губернские архитекторы, причем с правом голоса в работе советов, но лишь «только тогда, когда мнение их признано будет необходимым». В строительных отделениях предполагалось учредить два стола: по искусственной и счетной части. Первым должны были заведовать секретари, а другим — бухгалтеры.

По проекту в штаты будущих строительных отделений Тобольской и Томской губерний на 1866 г. предлагалось включить: должности губернского инженера (из штаб-офицеров Корпуса путей сообщения), по два обер-офицера Корпуса путей сообщения в должности младших инженеров, одного архитектора, двух помощников архитектора, а также секретаря, бухгалтера, двух чертежников. А.О. Дюгамель выступил против сокращения числа технических работников, мотивируя тем, что в Западной Сибири отсутствовали земские учреждения, которые должны были выполнять часть функций этих учреждений. Должность непременного члена комиссии предлагалось упразднить. И еще немаловажное условие — строительные отделения должны были размещаться в зданиях присутственных мест. По проекту сметы на 1866 г. содержание строительных отделений обоих губерний должно было обходиться государственной казне в 12100 руб., по 6050 руб. на губернское отделение, причем предполагалось, что содержание чинов Корпуса путей сообщения (губернского и младших инженеров) производилось «из особых сумм» [6, оп. 33, д. 601, л. 3-5].

Только в 1874 г. проект реорганизации строительных комиссий Западной Сибири был положительно рассмотрен министром финансов, но Министерство внутренних дел предложило распространить данные преобразования и на строительные комиссии Восточной Сибири. В 1877 г. по данному запросу Министерство финансов пришло к следующему заключению: «...ввиду затруднительного положения государственного казначейства ... полагалось бы вве-

209

дение проектируемой реформы отложить до более благоприятного времени» [6, оп. 33, д. 601, л. 6].

В 1881 г. МВД вновь вернулось к этому вопросу, предложив бывшему генерал-губернатору Западной Сибири, а также сибирским губернаторам внести свои предложения, направленные в первую очередь на экономию бюджетных средств. По мнению тобольского губернатора В.А. Лысогорского, следовало сократить бюджетные финансирования за счет «пяти лишних должностей»: одного младшего инженера, одного младшего архитектора, бухгалтера и двух чертежников, причем последних предлагалось нанимать, используя средства, отведенные на канцелярские расходы. В целом, по мнению Лысогорского, предложенное к обсуждению штатное расписание применительно к 1866 г., неприемлемо спустя 15 лет. Им был предложен состав строительного комитета из 5 человек с годовым содержанием 6850 руб. Томский губернатор предложил оставить строительную комиссию в прежнем составе, преобразовав в отделение, со штатом 10 чел. и годовым содержанием 8300 руб., но с пересмотром размера жалованья — уве-личения отдельным чинам.

Изложенные предложения губернаторов были рассмотрены Советом Главного управления Западной Сибири для внесения изменения в штатные расписания «впредь до преобразования управления строительными и дорожными частями в Европейской России» [6, оп. 33, д. 601, л. 10]. Совет признал «представленный тобольским губернатором проект штата строительного отделения при общем губернском управлении признать соответствующим как для Тобольской, так и для Томской губерний...». Но и на этот раз проект преобразования строительной части западносибирских губерний не был осуществлен, так как было упразднено ЗападноСибирское ге-нерал-губернаторство.

В 1883 г. тобольский губернатор В.А. Лысогорский вновь вышел в министерство с этим вопросом. Его поддержал томский губернатор И.И. Красовский. В итоге в 24 февраля 1886 г. было утверждено мнение Государственного совета об упразднении строительных комиссий в Тобольской и Томской губерниях и учреждении в них строительных отделений, причисленных к составу общих губернских управлений.

По новому штатному расписанию отделение возглавлял губернский инженер; в него входили губернский архитектор, младший инженер и архитектор, делопроизводитель. Деятельность западносибирских строительных отделений была подчинена правилам, установленным для строительных отделений внутренних губерний империи, утвержденным в 1877 г. Учитывая особые условия, а также пожелания губернаторов и в целом Министерства внутренних дел, были разработаны некоторые поправки, суть которых сводилась к следующему:

— на строительные отделения возлагались обязанности, определенные для строительных комиссий «как по строительной части, так равно по устройству и содержанию дорог с состоящими на них мостами и переправами»;

— дела, подлежащие рассмотрению общим присутствием, должны выноситься на губернский совет;

— при рассмотрении на губернском совете дел, касающихся строительной части, губернский инженер имеет равное с другими членами право голоса, губернский архитектор - с правом голоса, причем на последнего возлагалась обязанность делать доклад на совете. Те чиновники, которые не войдут в штаты вновь созданных строительных отделений, предлагалось «оставить за штатом, на общем основании» [6, оп. 33, д. 601, д. 26-31].

4 сентября 1886 г. в Тобольское губернское строительное отделение приступило к работе. Возглавил его коллежский советник Петр Семенович Эрбер, исполнявший должность губернского архитектора в строительной комиссии. Губернским архитектором был назначен надворный советник архитектор Петр Никифорович Макаров, младшим инженером — титулярный

210

советник Андроник Павлович Пылков, младшим архитектором — коллежский асессор Иван Андреевич Гартунг [7, оп. 2, д. 212, л. 433]. Надо сказать, что перестановки были незначительные: губернский архитектор строительной комиссии И.К. Кржевский в 1885 г. выехал за пределы Тобольской губернии, получив назначение на должность орловского губернского инженера. Сохранилась и должность губернского механика — 20 лет, до 1906 г. ее исправно исполнял Павел Степанович Голышев.

С 1886 по 1918 г. возглавляли строительное отделение и исполняли должности губернских архитекторов строительного отделения Тобольского губернского управления следующие чиновники: П.П. Эрбер, К.Д. Гордеев, Д.В. Знобишин, Ф.М. Маркелов, А.А. Даугель, А.И. Шош-кин, Л.И. Шокальский, Л.Ю. Андржеевский, П.Н. Макаров, К.К. Васильев, С.С. Гендель, А.В. Радецкий-Микулич, Ф.Э. Кокотт. Личность каждого чиновника представляет особый интерес не только как руководителей учреждения, осуществлявшего функционирование строительного дела в Тобольской губернии, но значимость их деятельности в формировании социокультурного пространства региона. Их имена, несомненно, войдут в «Энциклопедию Тобольска».

О них и пойдет речь ниже.

Андржеевский Лев Юльевич родился 10 апреля 1881 г. в дворянской семье. В 1908 г. окончил Рижский политехнический институт в звании инженера-техника. Был определен на службу младшим инженером строительного отделения Тобольского губернского управления. На период отпуска коллег исполнял обязанности механика, губернского архитектора. В 1913 г. награжден медалью св. Станислава 3 ст. С 1915 г. исполнял обязанности губернского инженера. Занимался проектировкой зданий школ, больниц, мостов, зернохранилищ. Участвовал в строительстве здания Мариинской женской гимназии. В 1917-1918 гг. — заведующий строительным отделом тобольского губернского земства. В 1918-1919 гг. — техник губернского отряда Комитета государственных сооружений РСФСР (Комгоссоора). С 1920 г. работал в строительном подотделе Енисейского губкомгосоора [1, с. 160; 6, оп. 30, д. 221, 225].

Васильев Константин Константинович родился 15 июня 1870 г. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Окончил курс в Институте гражданских инженеров со званием гражданского инженера и правом на чин Х класса. Приказом по Министерству путей сообщения от 5 августа 1895 г. был определен штатным инженером IX класса и начальником дистанции 2-го разряда по постройке Пермь-Котласской дороги. В 1898 г. переведен в Министерство внутренних дел. 2 июля 1901 г. назначен исправляющим должность губернского архитектора строительного отделения Тобольского губернского управления. Согласно постановлению совета Мариинской женской школы от 8 февраля 1902 г., назначен архитектором школы с оставлением в прежней должности. В декабре 1902 г. награжден орденом Св. Станислава. 10 октября 1903 г. утвержден в должности губернского архитектора. 30 июня 1904 г. уволен, согласно прошению, поступил в распоряжение Министерства внутренних дел [6, оп. 34, д. 763].

Гендель Станислав Адольф Станиславович родился 9 августа 1851 г. В 1873 г. окончил полный курс наук в Институте путей сообщения со званием гражданского инженера и правом производства строительных работ. В том же году определен по Министерству путей сообщения сверхштатным инженером. В 1875-1889 гг. служит инженером в Обществе Уральской горнозаводской дороги. В 1879 г. он сконструировал однопутный плуговой снегоочиститель [15]. В сентябре 1881 г. «за найденное господином министром путей сообщения примерное состояние Уральской горнозаводской дороги» пожалован орденом Св. Станислава 3 ст.

211

В 1886 г. был избран действительным членом Уральского отделения любителей естествознания (УОЛЕ) [12]. В июне 1889 г. уволен в распоряжение Пермской губернской земской управы, где прослужил до 1892 г. В 1900 г. перешел на государственную службу — был назначен начальником партии по производству изыскания направления железнодорожных линий по южному склону Уральского хребта. В связи с окончанием работ в апреле 1901 г. был уволен, прикомандирован к Управлению по сооружению железных дорог без содержания. В августе того же года назначен начальником партии в экспедиции по производству изысканий проведения ж.д. линии Бологое — Полоцк.

С началом строительства железной дороги Бологое — Полоцк — Седлец в 1902 г. назначен штатным начальником четвертого участка будущей дороги от Великих Лук до Невеля. Сохранился отчет инженера-изыскателя Генделя. Факты, изложенные в нем, не только характеризуют условия работы и предъявляемые к ней требования, но и характер инженера. 3 сентября 1902 г. он докладывал начальнику работ А.Н. Рыжову: «...сообщаю еще два доказательства против расположения станции на низменности... Тревогу вызывает слабый грунт. По этой причине рухнула труба у Главных ремонтных мастерских, сложенная фирмой на свайном основании. Во-вторых, жилые дома и пассажирское здание поражены грибком настолько, что балки вскрытых полов отваливаются кусками от одного прикосновения руки. Явление не единичное... Прошу заменить дерево на камень. Проект на станционное здание будет готов к 10 сентября 1902 года. Станция будет расположена на возвышенном месте в 100 саженях от городской черты. В означенном проекте будет соблюдена общность станции. Это позволит выходить на проектируемую станцию поездов, не меняя головы их» [цит. по: 13]. В июле 1903 г. был освобожден от занимаемой должности по прошению. В сентябре 1904 г. был назначен исполняющим должность губернского архитектора в Тобольске. В 1908 г. подал прошение об увольнении [6, оп. 30, д. 213. Л. 152-157].

Гордеев Константин Дмитриевич. Родился в 1840 г. в семье чиновника. Выпускник Санкт-Петербургского строительного училища 1881 г., был назначен сверхштатным техником Сара-тов-ского губернского правления, а в сентябре 1882 г. — самарским городским архитектором (1882-1888). К его работам относятся торговые ряды и баня купца А. Чаковского. Он занимался рекон-струкцией здания реального училища, осуществлял надзор за строительством городского театра. С октября 1888 г. — младший архитектор тобольского строительного отделения. С октября 1889 г. исправлял должность губернского архитектора. В переписке тобольского губернатора с председателем техническо-строительного комитета МВД от 24 октября 1889 г. дается нелестная оценка работы строительного комитета в целом, «за исключением гражданского инженера Гор-деева». В декабре 1890 г. «за особые труды по тюремной части» он был награжден орденом Св. Станислава 3 ст., а в январе 1891 г. утвержден директором Тобольского тюремного комитета общества попечительного о тюрьмах. В ноябре 1896 г. перешел на службу в Министерство путей сообщения начальником 6-го (Сувалкского) участка шоссе Варшавского округа. В 1897 г. был награжден серебряной медалью в память об императоре Александре III на Александровской ленте [1, с. 86; 6, оп. 37, д. 64].

Даугель Альфред Иосиф Петр Августович родился в Санкт-Петербурге 2 (3) марта 1864 г. в семье художника. Его отец, Август Иоанн (Август Иванович) (1830-1899), был родом из остзейских немцев, в истории отечественного искусства известен как художник-гравер. Альфред Даугель получил начальное образование в реальном училище Св. Петра. В 1884 г. он поступил на архитектурное отделение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Во время обучения в академии показал себя талантливым учеником: в 1888 г. был награжден

212

2-й сереб-ряной медалью за проект богадельни для провинции, а в 1890 г. 1-й серебряной медалью за проект художественно-промышленного музея со школой для губернского города. Его дипломной работой стал проект главной железнодорожной станции в столичном городе.

Окончив курс наук в звании классного художника архитектуры 2-й степени и получив право на чин XII класса, приказом по Министерству внутренних дел от 13 июля 1893 г. был определен на службу с назначением «младшим инженером строительного отделения при Тобольском губернском совете с 1893 г., июня».

Из формулярного списка узнаем, что указом Сената от 22 ноября 1893 г. он был утвержден в чине губернского секретаря с 18 июня того же года и только спустя два года, с 1 ноября 1895 г., был назначен исполняющим должность младшего инженера строительного отделения Тобольского губернского управления. А проблема в том, что приказ о назначении был отправлен губернатору Подольской губернии, а не Тобольской. В 1896 г. Даугель был переведен на должность губернского архитектора. Помимо того, на период отпуска губернского инженера он возглавлял строительное отделение. А в 1900 г. он был назначен губернским инженером. Принимал участие в строительстве зданий тюремного ведомства, ремонте зданий губернского архива и губернского управления, Прямского взвоза, каменной мостовой в г. Тобольске, а в 1902-1903 гг. — сельской лечебницы в с. Обдорском Березовского уезда.

Награжден серебряной медалью в память Императора Александра III на Александровской ленте (7 апреля 1898 г.), орденом Св. Станислава 3 степени (3 декабря 1901 г.), Св. Анны 3 степени (1 января 1905 г.) Во многих источниках указано, что Альфред Даугель работал в экспедиции заготовления государственных бумаг Императорской публичной библиотеки младшим помощником заведующего отделением с 1895 г. до конца своей жизни. Данные формулярного списка опровергают этот факт. В период русско-японской войны 1904-1905 гг. Альфред Авгу-стович был призван в качестве ратника государственного ополчения в русскую армию. В 1906 г. был уволен по прошению.

1 мая 1909 г. был назначен архитектором Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Здесь он осуществлял «технический надзор при ремонте зданий библиотеки, составил смету на переустройство старого читального зала под книгохранилище и на сооружение пристройки для расширения помещений канцелярии». К 1917 г. имел чин надворного советника. Предпо-ложи-тельно, ушел в отставку в 1918 г. В советское время работал в Экспедиции заготовления госу-дарственных бумаг. Сведений о жизни и деятельности после 1925 г. не установлено [6, оп. 30, д. 213, л. 108-112; 8-11].

Знобишин Дмитрий Валерианович. Родился 10 августа 1844 г. По окончании курса наук во 2-й Санкт-Петербургской гимназии в 1863 г. поступил в строительное училище, которое окончил в 1868 г. с чином XII класса с правом занятия должности архитекторского помощника. В тот же год был причислен к министерству внутренних дел, откомандирован для занятий к Главному обществу российских железных дорог, назначен помощником начальника 4-го участка Николаевской железной дороги. В 1871 г. был удостоен звания инженера-архитектора за представленные в совет училища работы. В том же году был переведен в центральное управление Общества контролером по службе ремонта пути и зданий николаевской, варшавской и нижегородской линий, где состоял девять лет. В апреле того же года перешел на государственную службу — занял должность младшего архитектора Воронежского губернского правления, в 1884 г. был переведен в Минское губернское правление на такую же должность. Исполнял обязанности директора Минского губернского попечительного о тюрьмах комитета, почетного члена Минского губернского попечительства о детских приютах. С 1893 по 1897 г. — губернский архитектор в Тобольской губернии, позднее — омский губернский ар-

213

хитектор. Умер в Омске в 1914 г. [2; 6, оп. 34, д. 314].

Кокотт Федор Эдуардович родился в 1873 г. в г. Киеве, в семье мещан. В 1898-1899 гг. в Красном Селе Санкт-Петербургской губернии по его проектам были построены казарма, цех и здание Красносельских боен при военном мясном складе Авангардного лагеря. В годы первой русской революции (1905-1907 гг.) жил в Калуге. По его проекту в соавторстве с архитектором А.Д. Кавелиным был построен Калужский драматический театр. В Тобольской губернии служил губернским архитектором 3 года (1911-1913 гг.). В 1913 г. исполнял обязанности губернского инженера. В документах фонда строительного отделения Тобольского архива имеются заключения о разрешении строительства частных предприятий, подписанные Ф.Э. Кокоттом. Жизнь Ф.Э. Кокотта оборвалась 29 декабря 1937 г. В то время он проживал в г. Ногинске Московской области, работал начальником строительного отдела Ново-Ногинской фабрики. Комиссией НКВД и Прокуратуры за «активное участие в контрреволюционной группе, вредительской диверсионной работе, антисоветской систематической агитации пораженческого характера» был приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован посмертно 30 сентября 1989 г. [6, оп. 36, д. 203; 16].

Радецкий-Микулич Александр Владиславович родился 5 июня 1872 г. в семье дворян Минской губернии. Окончил курс наук в Институте гражданский инженеров. В июне 1901 г. определен на службу младшим архитектором строительного отделения Подольского губернского правления. В октябре того же года назначен исполнять должность младшего инженера по дорожной части при Подольском губернском распорядительном комитете. В январе 1908 г. уволен от службы по прошению. В ноябре того же года определен на службу губернским архитектором строительного отделения Тобольского губернского правления. В октябре 1910 г. подал прошение о разрешении выехать из Тобольской губернии по состоянию здоровья. В декабре того же года был уволен. Тяжело заболел, находился на лечении в Санкт-Петербурге [6, оп. 36, д. 225].

Шокальский (Шакальский) Болеслав-Леопольд Янушевич родился 10 ноября 1871 г. в семье провизора. Окончил полный курс наук Института гражданских инженеров. Приказом по Министерству внутренних дел от 20 ноября 1906 г. был определен на службу младшим инженером строительного отделения Тобольского губернского правления. В феврале 1911 г. назначен ис-полняющим обязанности губернского архитектора. В 1916 г. назначен почетным мировым судьей окружного суда. Награжден орденами Св. Станислава 3 ст., Св. Анны, бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. В 1918 г., с ликвидацией губернского управления, оказался за штатом [6, оп. 36, д. 203; 8].

Эрбер Петр Семенович родился в 1831 г. в лютеранской семье. Обучение и воспитание получил в кондукторских ротах Учебного морского экипажа (позднее переименованного в инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства). Выдержав экзамен с производством в прапорщики, в июне 1853 г. вступил в службу в Корпус инженеров военных поселений. В 1858 г. зачислен в Санкт-Петербургскую инженерную команду, чертежную инженерного департамента. В 1860 г. был назначен помощником смотрителя зданий Главного штаба Его Императорского Величества. В 1861 г. вернулся в чертежную инженерного департамента. В отставке в чине штабс-капитана находился с 1864 по 1866 г. В 1866 г. МВД был назначен техником при Тобольской губернской строительной и дорожной комиссии. В 1866-1867, 1870, 1875-1876 гг. исполнял обязанности губернского архитектора, а с 1885 г. был назначен

214

губернским архитектором. В 1867-1868 гг. был производителем работ в гор. Петропавловске при постройке каменного тюремного замка — «сдал его в казну в исправном и весьма хорошем состоянии»; в 1870 г. — производителем работ при здании Тобольского временного каторжного отделения; 1875 г. — порохового склада в г. Тобольске, который был сдан Артиллерийскому ведомству в «весьма хорошем виде»; 1875-1876 гг. — руководил работами по постройке здания для тобольского каторжного отделения; в 1875-1880 гг. — за неимением в губернии инженера-механика занимался испытанием паровых котлов на пароходах и па-родействующих заведениях. В 1874 г. участвовал в комиссии по исследованию реки Тобола от границы Оренбургской губернии до г. Ялуторовска. В 1886-1889 гг. исполнял должность губернского инженера. Осуществлял проектирование и строительство Тюкалинского тюремного замка, больницы при Тобольской каторжной тюрьме, этапных зданий и др. Член Тобольского временного военно-тюремного комитета, в 1885 г. — директор губернского тюремного комитета. В 1884 г. — член присутствия губернской строительной комиссии. Награжден орденами: Св. Владимира 4 ст. (1885 г.), Св. Анны 3 ст. (1881 г.), Св. Станислава 3 ст. (1874 г.), бронзовой медалью на Андреевской ленте в память войны 1853-1856 гг. [8, с. 143; 6, оп. 33, д. 552].

Приведенные выше сведения призваны расширить информацию о губернских инженерах и архитекторах и деятельности строительного комитета Тобольского губернского управления.

Список использованных источников

1. Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года. Биографический словарь. Том. 1. «А» / под науч. рук. А.Ф. Крашенинникова. — М.: Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2006. — 288 с.

2. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров (строительного училища), 1842-1892. — Спб.: Типо-ли-тограф. К.Л. Пентковского, 1892. — 400 с.

3. Басс Н. Самара, губерния и ее архитекторы. «Городовые» архитекторы // Самара и губерния [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sgubem.ru/joumal/artide.php?AID=2758. http://www.sgubem.ru/joumal/article.php?AID=2758&sphrase_id=130225 (дата обращения: 12.12.2014).

4. Богданова О.В. Зодчие города Тобольска // Проектирование и строительство в Сибири.

— 2007. — №1 (37). — С. 45-49.

5. Богданова О.В. К вопросу о кадровом составе западносибирских зодчих в период с 1860-х по 1880-е гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — №3 (59).

— Т. 2. — С. 141-144.

6. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. И152.

7. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. И353.

8. Гуменюк А.Н., Ляликов И.В. Зодчие малых городов Западной Сибири XVIII — начала ХХ в. К словарю архитекторов и инженеров Тобольской и Томской губерний // Омский научный вестник. — 2014. — №3(129). — С. 226-234.

9. Даугель Август Иванович // АРТХИВ [Электронный ресурс]. — URL: http://artchive.ru/ artists/avgust_ivanovich_daugel (дата обращения: 14.04.2013).

10. Даугель Петр Августович (Альфред Иосиф) // Российская национальная библиотека.

— [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=1378 (дата об-ращения: 15.04.2013).

11. Денисова Е.И., Загороднюк Н.И. Губернский архитектор Альфред Даугель // Православие и российская культура: прошлое и современность: материалы VII Междунар. научн. конф. — В 2 ч. — Ч. 2. — Тюмень-Тобольск, 2014. — С. 81-83.

12. История Нижнего Тагила от основания до наших дней [Электронный ресурс]. — URL: http://history.ntagil.ru/6_1_07.htm (дата обращения: 03.04.2013).

13. Казюлин Н. Самовар в упряжке ходит. — Великие Луки, 2002 [Электронный ресурс]. — URL: http://pskovrail.narod.ru/main141.htlm (дата обращения: 05.04.2013).

14. Козлова-Афонасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. — Тюмень, 2008. — 486 с.

15. Сайт о механических экскаваторах, старой строительной, авто- и железнодорожной технике [Электронный ресурс]. — URL: http://www.techstory.ru/lokomo.htm (дата обращения: 02.04.2013).

16. Свод репрессированных // Богородское краеведение [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/29_rasstrel_nr_ozr.html (дата обращения: 01.04.2013).

УДК: 72.035/036

ББК: 85.113 (2)

В.Г. Залесов, г. Томск

Императорский Томский университет: проект архитектора Э.И. Эзета 1876 г.

Аннотация

В статье рассматривается первый проект Императорского Томского университета, который был составлен омским архитектором Э.И. Эзетом в 1876 г. Проект был рассмотрен экспертами специальной комиссии Министерства народного просвещения как первая попытка предполагаемого учебного заведения. Положительные и отрицательные отзывы о проекте легли в основу технического задания на рабочее проектирование и способствовали выработке рационального архитектурно-планировочного решения университетского комплекса. Выполнена графическая реконструкция проектных чертежей.

Ключевые слова: архитектура, градостроительство, университет в Томске, архитектор Э.И. Эзет, XIX в.

История создания Императорского Томского университета имеет три архитектурно-планировочных проекта, которые, по аналогии с конкурсными архитектурными программами, альтернативно конкурировали друг с другом на разных стадиях проектирования. Первый из них был инициирован генерал-губернатором Западной Сибири Н.Г. Казнаковым, который в 1876 г. поручил городскому архитектору Омска Э.И. Эзету составить подробный проект предполагаемого учебного заведения для Томска (для размещения университета ранее рассматривались Тобольск и Омск). Проектное решение было необходимо для того, чтобы предварительно обозначить размещение корпусов университета на территории, выделенной городом, понять функциональное насыщение этих зданий, представить их планировочное и архитектурно-художественное решение. Словом, был нужен проект, который бы обозначил первое видение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.