6. Руководящий материал о работе музеев и переписка о деятельности музея (январь 1923 — ноябрь 1930 г.) // ТОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 24.
7. Сенюкова Н.Л., Яковлев Я.А. Об охране историко-культурного наследия в Томской губернии в 1919 — 1924 гг. // Кузнецкая старина. — Новокузнецк, 1999. — Вып. 4. — С. 122.
8. Требовательные ведомости и списки служащих подотдела музеев и охраны памятников старины и искусства. Переписка по финансовым вопросам (1920-1921 гг.) // ТОКМ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 151. Л. 50.
9. Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. — Т. 1. — Томск, 1927. — С. 4.
УДК: 69.007-05 (571.12)
ББК: 38.65.240 (253.3)
Н.И. Загороднюк, г. Тобольск Строительное отделение Тобольского губернского управления в лицах
Аннотация
Статья посвящена истории строительного отделения Тобольского губернского управления. Приведены биографии губернских инженеров и архитекторов, их вклад в развитие градостроительства в Тобольской губернии.
Ключевые слова: строительная комиссия, строительное отделение, губернский инженер, губернский архитектор, Тобольская губерния.
«Жемчужина Сибири» — город Тобольск — обладает уникальным архитектурным наследием. В связи с этим интерес к российским и зарубежным архитекторам, которые на протяжении веков внесли лепту в формирование облика города, является не праздным. Город гордится по праву своим земляком, архитектором Тобольского Кремля, С.У. Ремезовым. Тобольск является родиной известных в России и за рубежом архитекторов А.Ф. Кокоринова, Н.В. Никитина.
В современной историографии имеются отдельные работы, посвященные истории строительного дела в Западной Сибири, формированию учреждений, занимавшихся вопросами строи-тельства в губерниях. Отдельно следует выделить пласт работ, посвященных отдельным личностям — инженерам, архитекторам прошлого. Так, в работе А.Н. Гуменюк и И.В. Ляликова приводятся частичные сведения о трех губернских инженерах Тобольского строительного отделения [8]. О.В. Богданова проделала кропотливую работу, выявляя сведения о зодчих, выпускниках Строительного училища (с 1882 г. — Института гражданских инженеров), работавших в Тобольске в XIX — начале ХХ в. Интерес представляют приведенные ею факты биографии губернского архитектора Ф.Д. Маркелова [4; 5]. Отсутствие специальных работ, посвященных комплексному исследованию обозначенной проблемы, обуславливает цель данной статьи — восполнить частично пробелы в истории строительного дела в Тобольской губернии конца XIX — начала ХХ в.
В основу данной работы положены как опубликованные, так и неопубликованные источники. Впервые в научный оборот введены документы фонда И353 «Строительное отделение Тобольского губернского управления (1885-1917 гг.), касающиеся основной деятельности уч-
208
реждения, а также формулярные списки чиновников, в том числе и фонда И152 «Тобольское губернское управление», хранящиеся в Государственном архиве в г. Тобольске. Временные рамки деятельности отделения, обозначенные в названии фонда, лишь условно определяют период функционирования учреждения: реорганизация строительной комиссии в строительное отделение произошла осенью 1886 г., а последним годом работы следует считать 1918 г., по наличию основных документов (журналов заседаний отделения и отдельных дел по производству работ на объектах) [7, оп. 1, д. 1202-1210].
Подготовка и проведение реформы в области строительного дела в Западной Сибири были длительным процессом в два десятилетия, впрочем, как и другие реформы 1860-1870-х гг. На основании «Положения об управлении строительной и дорожной частями и штата сего правления в Западной Сибири» от 20 октября 1859 г. в Тобольской и Томской губерниях в 1860 г. были учреждены строительные комиссии. В 1864 г. в Европейской части России строительные комиссии были преобразованы в строительные отделения и переданы в ведение МВД. Уже в 1866 г., после ревизии строительных комиссий, функционировавших на окраинах Российской империи, их работа была признана, по мнению министра внутренних дел, «неудовлетворительной и совершенно не соответствующей своему назначению».
Именно тогда, в 1866 г., генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель, по согла-со-ванию с тобольским и томским губернаторами, возбудил ходатайство перед Министерством внутренних дел о преобразовании управления строительной и дорожной частями во вверенном ему крае. При этом он полагал учредить строительные отделения не при губернских правлениях, а при общих губернских управлениях, мотивируя это тем, что таким образом отделения будут находиться в непосредственном подчинении губернатору. По проекту А.О. Дюгамеля управление строительными отделениями, как и в европейской России, должны осуществлять губернские инженеры, с правом голоса в работе губернских советов по вопросам, касающимся строительной части; их помощниками должны быть губернские архитекторы, причем с правом голоса в работе советов, но лишь «только тогда, когда мнение их признано будет необходимым». В строительных отделениях предполагалось учредить два стола: по искусственной и счетной части. Первым должны были заведовать секретари, а другим — бухгалтеры.
По проекту в штаты будущих строительных отделений Тобольской и Томской губерний на 1866 г. предлагалось включить: должности губернского инженера (из штаб-офицеров Корпуса путей сообщения), по два обер-офицера Корпуса путей сообщения в должности младших инженеров, одного архитектора, двух помощников архитектора, а также секретаря, бухгалтера, двух чертежников. А.О. Дюгамель выступил против сокращения числа технических работников, мотивируя тем, что в Западной Сибири отсутствовали земские учреждения, которые должны были выполнять часть функций этих учреждений. Должность непременного члена комиссии предлагалось упразднить. И еще немаловажное условие — строительные отделения должны были размещаться в зданиях присутственных мест. По проекту сметы на 1866 г. содержание строительных отделений обоих губерний должно было обходиться государственной казне в 12100 руб., по 6050 руб. на губернское отделение, причем предполагалось, что содержание чинов Корпуса путей сообщения (губернского и младших инженеров) производилось «из особых сумм» [6, оп. 33, д. 601, л. 3-5].
Только в 1874 г. проект реорганизации строительных комиссий Западной Сибири был положительно рассмотрен министром финансов, но Министерство внутренних дел предложило распространить данные преобразования и на строительные комиссии Восточной Сибири. В 1877 г. по данному запросу Министерство финансов пришло к следующему заключению: «...ввиду затруднительного положения государственного казначейства ... полагалось бы вве-
209
дение проектируемой реформы отложить до более благоприятного времени» [6, оп. 33, д. 601, л. 6].
В 1881 г. МВД вновь вернулось к этому вопросу, предложив бывшему генерал-губернатору Западной Сибири, а также сибирским губернаторам внести свои предложения, направленные в первую очередь на экономию бюджетных средств. По мнению тобольского губернатора В.А. Лысогорского, следовало сократить бюджетные финансирования за счет «пяти лишних должностей»: одного младшего инженера, одного младшего архитектора, бухгалтера и двух чертежников, причем последних предлагалось нанимать, используя средства, отведенные на канцелярские расходы. В целом, по мнению Лысогорского, предложенное к обсуждению штатное расписание применительно к 1866 г., неприемлемо спустя 15 лет. Им был предложен состав строительного комитета из 5 человек с годовым содержанием 6850 руб. Томский губернатор предложил оставить строительную комиссию в прежнем составе, преобразовав в отделение, со штатом 10 чел. и годовым содержанием 8300 руб., но с пересмотром размера жалованья — уве-личения отдельным чинам.
Изложенные предложения губернаторов были рассмотрены Советом Главного управления Западной Сибири для внесения изменения в штатные расписания «впредь до преобразования управления строительными и дорожными частями в Европейской России» [6, оп. 33, д. 601, л. 10]. Совет признал «представленный тобольским губернатором проект штата строительного отделения при общем губернском управлении признать соответствующим как для Тобольской, так и для Томской губерний...». Но и на этот раз проект преобразования строительной части западносибирских губерний не был осуществлен, так как было упразднено ЗападноСибирское ге-нерал-губернаторство.
В 1883 г. тобольский губернатор В.А. Лысогорский вновь вышел в министерство с этим вопросом. Его поддержал томский губернатор И.И. Красовский. В итоге в 24 февраля 1886 г. было утверждено мнение Государственного совета об упразднении строительных комиссий в Тобольской и Томской губерниях и учреждении в них строительных отделений, причисленных к составу общих губернских управлений.
По новому штатному расписанию отделение возглавлял губернский инженер; в него входили губернский архитектор, младший инженер и архитектор, делопроизводитель. Деятельность западносибирских строительных отделений была подчинена правилам, установленным для строительных отделений внутренних губерний империи, утвержденным в 1877 г. Учитывая особые условия, а также пожелания губернаторов и в целом Министерства внутренних дел, были разработаны некоторые поправки, суть которых сводилась к следующему:
— на строительные отделения возлагались обязанности, определенные для строительных комиссий «как по строительной части, так равно по устройству и содержанию дорог с состоящими на них мостами и переправами»;
— дела, подлежащие рассмотрению общим присутствием, должны выноситься на губернский совет;
— при рассмотрении на губернском совете дел, касающихся строительной части, губернский инженер имеет равное с другими членами право голоса, губернский архитектор - с правом голоса, причем на последнего возлагалась обязанность делать доклад на совете. Те чиновники, которые не войдут в штаты вновь созданных строительных отделений, предлагалось «оставить за штатом, на общем основании» [6, оп. 33, д. 601, д. 26-31].
4 сентября 1886 г. в Тобольское губернское строительное отделение приступило к работе. Возглавил его коллежский советник Петр Семенович Эрбер, исполнявший должность губернского архитектора в строительной комиссии. Губернским архитектором был назначен надворный советник архитектор Петр Никифорович Макаров, младшим инженером — титулярный
210
советник Андроник Павлович Пылков, младшим архитектором — коллежский асессор Иван Андреевич Гартунг [7, оп. 2, д. 212, л. 433]. Надо сказать, что перестановки были незначительные: губернский архитектор строительной комиссии И.К. Кржевский в 1885 г. выехал за пределы Тобольской губернии, получив назначение на должность орловского губернского инженера. Сохранилась и должность губернского механика — 20 лет, до 1906 г. ее исправно исполнял Павел Степанович Голышев.
С 1886 по 1918 г. возглавляли строительное отделение и исполняли должности губернских архитекторов строительного отделения Тобольского губернского управления следующие чиновники: П.П. Эрбер, К.Д. Гордеев, Д.В. Знобишин, Ф.М. Маркелов, А.А. Даугель, А.И. Шош-кин, Л.И. Шокальский, Л.Ю. Андржеевский, П.Н. Макаров, К.К. Васильев, С.С. Гендель, А.В. Радецкий-Микулич, Ф.Э. Кокотт. Личность каждого чиновника представляет особый интерес не только как руководителей учреждения, осуществлявшего функционирование строительного дела в Тобольской губернии, но значимость их деятельности в формировании социокультурного пространства региона. Их имена, несомненно, войдут в «Энциклопедию Тобольска».
О них и пойдет речь ниже.
Андржеевский Лев Юльевич родился 10 апреля 1881 г. в дворянской семье. В 1908 г. окончил Рижский политехнический институт в звании инженера-техника. Был определен на службу младшим инженером строительного отделения Тобольского губернского управления. На период отпуска коллег исполнял обязанности механика, губернского архитектора. В 1913 г. награжден медалью св. Станислава 3 ст. С 1915 г. исполнял обязанности губернского инженера. Занимался проектировкой зданий школ, больниц, мостов, зернохранилищ. Участвовал в строительстве здания Мариинской женской гимназии. В 1917-1918 гг. — заведующий строительным отделом тобольского губернского земства. В 1918-1919 гг. — техник губернского отряда Комитета государственных сооружений РСФСР (Комгоссоора). С 1920 г. работал в строительном подотделе Енисейского губкомгосоора [1, с. 160; 6, оп. 30, д. 221, 225].
Васильев Константин Константинович родился 15 июня 1870 г. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Окончил курс в Институте гражданских инженеров со званием гражданского инженера и правом на чин Х класса. Приказом по Министерству путей сообщения от 5 августа 1895 г. был определен штатным инженером IX класса и начальником дистанции 2-го разряда по постройке Пермь-Котласской дороги. В 1898 г. переведен в Министерство внутренних дел. 2 июля 1901 г. назначен исправляющим должность губернского архитектора строительного отделения Тобольского губернского управления. Согласно постановлению совета Мариинской женской школы от 8 февраля 1902 г., назначен архитектором школы с оставлением в прежней должности. В декабре 1902 г. награжден орденом Св. Станислава. 10 октября 1903 г. утвержден в должности губернского архитектора. 30 июня 1904 г. уволен, согласно прошению, поступил в распоряжение Министерства внутренних дел [6, оп. 34, д. 763].
Гендель Станислав Адольф Станиславович родился 9 августа 1851 г. В 1873 г. окончил полный курс наук в Институте путей сообщения со званием гражданского инженера и правом производства строительных работ. В том же году определен по Министерству путей сообщения сверхштатным инженером. В 1875-1889 гг. служит инженером в Обществе Уральской горнозаводской дороги. В 1879 г. он сконструировал однопутный плуговой снегоочиститель [15]. В сентябре 1881 г. «за найденное господином министром путей сообщения примерное состояние Уральской горнозаводской дороги» пожалован орденом Св. Станислава 3 ст.
211
В 1886 г. был избран действительным членом Уральского отделения любителей естествознания (УОЛЕ) [12]. В июне 1889 г. уволен в распоряжение Пермской губернской земской управы, где прослужил до 1892 г. В 1900 г. перешел на государственную службу — был назначен начальником партии по производству изыскания направления железнодорожных линий по южному склону Уральского хребта. В связи с окончанием работ в апреле 1901 г. был уволен, прикомандирован к Управлению по сооружению железных дорог без содержания. В августе того же года назначен начальником партии в экспедиции по производству изысканий проведения ж.д. линии Бологое — Полоцк.
С началом строительства железной дороги Бологое — Полоцк — Седлец в 1902 г. назначен штатным начальником четвертого участка будущей дороги от Великих Лук до Невеля. Сохранился отчет инженера-изыскателя Генделя. Факты, изложенные в нем, не только характеризуют условия работы и предъявляемые к ней требования, но и характер инженера. 3 сентября 1902 г. он докладывал начальнику работ А.Н. Рыжову: «...сообщаю еще два доказательства против расположения станции на низменности... Тревогу вызывает слабый грунт. По этой причине рухнула труба у Главных ремонтных мастерских, сложенная фирмой на свайном основании. Во-вторых, жилые дома и пассажирское здание поражены грибком настолько, что балки вскрытых полов отваливаются кусками от одного прикосновения руки. Явление не единичное... Прошу заменить дерево на камень. Проект на станционное здание будет готов к 10 сентября 1902 года. Станция будет расположена на возвышенном месте в 100 саженях от городской черты. В означенном проекте будет соблюдена общность станции. Это позволит выходить на проектируемую станцию поездов, не меняя головы их» [цит. по: 13]. В июле 1903 г. был освобожден от занимаемой должности по прошению. В сентябре 1904 г. был назначен исполняющим должность губернского архитектора в Тобольске. В 1908 г. подал прошение об увольнении [6, оп. 30, д. 213. Л. 152-157].
Гордеев Константин Дмитриевич. Родился в 1840 г. в семье чиновника. Выпускник Санкт-Петербургского строительного училища 1881 г., был назначен сверхштатным техником Сара-тов-ского губернского правления, а в сентябре 1882 г. — самарским городским архитектором (1882-1888). К его работам относятся торговые ряды и баня купца А. Чаковского. Он занимался рекон-струкцией здания реального училища, осуществлял надзор за строительством городского театра. С октября 1888 г. — младший архитектор тобольского строительного отделения. С октября 1889 г. исправлял должность губернского архитектора. В переписке тобольского губернатора с председателем техническо-строительного комитета МВД от 24 октября 1889 г. дается нелестная оценка работы строительного комитета в целом, «за исключением гражданского инженера Гор-деева». В декабре 1890 г. «за особые труды по тюремной части» он был награжден орденом Св. Станислава 3 ст., а в январе 1891 г. утвержден директором Тобольского тюремного комитета общества попечительного о тюрьмах. В ноябре 1896 г. перешел на службу в Министерство путей сообщения начальником 6-го (Сувалкского) участка шоссе Варшавского округа. В 1897 г. был награжден серебряной медалью в память об императоре Александре III на Александровской ленте [1, с. 86; 6, оп. 37, д. 64].
Даугель Альфред Иосиф Петр Августович родился в Санкт-Петербурге 2 (3) марта 1864 г. в семье художника. Его отец, Август Иоанн (Август Иванович) (1830-1899), был родом из остзейских немцев, в истории отечественного искусства известен как художник-гравер. Альфред Даугель получил начальное образование в реальном училище Св. Петра. В 1884 г. он поступил на архитектурное отделение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Во время обучения в академии показал себя талантливым учеником: в 1888 г. был награжден
212
2-й сереб-ряной медалью за проект богадельни для провинции, а в 1890 г. 1-й серебряной медалью за проект художественно-промышленного музея со школой для губернского города. Его дипломной работой стал проект главной железнодорожной станции в столичном городе.
Окончив курс наук в звании классного художника архитектуры 2-й степени и получив право на чин XII класса, приказом по Министерству внутренних дел от 13 июля 1893 г. был определен на службу с назначением «младшим инженером строительного отделения при Тобольском губернском совете с 1893 г., июня».
Из формулярного списка узнаем, что указом Сената от 22 ноября 1893 г. он был утвержден в чине губернского секретаря с 18 июня того же года и только спустя два года, с 1 ноября 1895 г., был назначен исполняющим должность младшего инженера строительного отделения Тобольского губернского управления. А проблема в том, что приказ о назначении был отправлен губернатору Подольской губернии, а не Тобольской. В 1896 г. Даугель был переведен на должность губернского архитектора. Помимо того, на период отпуска губернского инженера он возглавлял строительное отделение. А в 1900 г. он был назначен губернским инженером. Принимал участие в строительстве зданий тюремного ведомства, ремонте зданий губернского архива и губернского управления, Прямского взвоза, каменной мостовой в г. Тобольске, а в 1902-1903 гг. — сельской лечебницы в с. Обдорском Березовского уезда.
Награжден серебряной медалью в память Императора Александра III на Александровской ленте (7 апреля 1898 г.), орденом Св. Станислава 3 степени (3 декабря 1901 г.), Св. Анны 3 степени (1 января 1905 г.) Во многих источниках указано, что Альфред Даугель работал в экспедиции заготовления государственных бумаг Императорской публичной библиотеки младшим помощником заведующего отделением с 1895 г. до конца своей жизни. Данные формулярного списка опровергают этот факт. В период русско-японской войны 1904-1905 гг. Альфред Авгу-стович был призван в качестве ратника государственного ополчения в русскую армию. В 1906 г. был уволен по прошению.
1 мая 1909 г. был назначен архитектором Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Здесь он осуществлял «технический надзор при ремонте зданий библиотеки, составил смету на переустройство старого читального зала под книгохранилище и на сооружение пристройки для расширения помещений канцелярии». К 1917 г. имел чин надворного советника. Предпо-ложи-тельно, ушел в отставку в 1918 г. В советское время работал в Экспедиции заготовления госу-дарственных бумаг. Сведений о жизни и деятельности после 1925 г. не установлено [6, оп. 30, д. 213, л. 108-112; 8-11].
Знобишин Дмитрий Валерианович. Родился 10 августа 1844 г. По окончании курса наук во 2-й Санкт-Петербургской гимназии в 1863 г. поступил в строительное училище, которое окончил в 1868 г. с чином XII класса с правом занятия должности архитекторского помощника. В тот же год был причислен к министерству внутренних дел, откомандирован для занятий к Главному обществу российских железных дорог, назначен помощником начальника 4-го участка Николаевской железной дороги. В 1871 г. был удостоен звания инженера-архитектора за представленные в совет училища работы. В том же году был переведен в центральное управление Общества контролером по службе ремонта пути и зданий николаевской, варшавской и нижегородской линий, где состоял девять лет. В апреле того же года перешел на государственную службу — занял должность младшего архитектора Воронежского губернского правления, в 1884 г. был переведен в Минское губернское правление на такую же должность. Исполнял обязанности директора Минского губернского попечительного о тюрьмах комитета, почетного члена Минского губернского попечительства о детских приютах. С 1893 по 1897 г. — губернский архитектор в Тобольской губернии, позднее — омский губернский ар-
213
хитектор. Умер в Омске в 1914 г. [2; 6, оп. 34, д. 314].
Кокотт Федор Эдуардович родился в 1873 г. в г. Киеве, в семье мещан. В 1898-1899 гг. в Красном Селе Санкт-Петербургской губернии по его проектам были построены казарма, цех и здание Красносельских боен при военном мясном складе Авангардного лагеря. В годы первой русской революции (1905-1907 гг.) жил в Калуге. По его проекту в соавторстве с архитектором А.Д. Кавелиным был построен Калужский драматический театр. В Тобольской губернии служил губернским архитектором 3 года (1911-1913 гг.). В 1913 г. исполнял обязанности губернского инженера. В документах фонда строительного отделения Тобольского архива имеются заключения о разрешении строительства частных предприятий, подписанные Ф.Э. Кокоттом. Жизнь Ф.Э. Кокотта оборвалась 29 декабря 1937 г. В то время он проживал в г. Ногинске Московской области, работал начальником строительного отдела Ново-Ногинской фабрики. Комиссией НКВД и Прокуратуры за «активное участие в контрреволюционной группе, вредительской диверсионной работе, антисоветской систематической агитации пораженческого характера» был приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован посмертно 30 сентября 1989 г. [6, оп. 36, д. 203; 16].
Радецкий-Микулич Александр Владиславович родился 5 июня 1872 г. в семье дворян Минской губернии. Окончил курс наук в Институте гражданский инженеров. В июне 1901 г. определен на службу младшим архитектором строительного отделения Подольского губернского правления. В октябре того же года назначен исполнять должность младшего инженера по дорожной части при Подольском губернском распорядительном комитете. В январе 1908 г. уволен от службы по прошению. В ноябре того же года определен на службу губернским архитектором строительного отделения Тобольского губернского правления. В октябре 1910 г. подал прошение о разрешении выехать из Тобольской губернии по состоянию здоровья. В декабре того же года был уволен. Тяжело заболел, находился на лечении в Санкт-Петербурге [6, оп. 36, д. 225].
Шокальский (Шакальский) Болеслав-Леопольд Янушевич родился 10 ноября 1871 г. в семье провизора. Окончил полный курс наук Института гражданских инженеров. Приказом по Министерству внутренних дел от 20 ноября 1906 г. был определен на службу младшим инженером строительного отделения Тобольского губернского правления. В феврале 1911 г. назначен ис-полняющим обязанности губернского архитектора. В 1916 г. назначен почетным мировым судьей окружного суда. Награжден орденами Св. Станислава 3 ст., Св. Анны, бронзовой медалью в память 300-летия царствования Дома Романовых. В 1918 г., с ликвидацией губернского управления, оказался за штатом [6, оп. 36, д. 203; 8].
Эрбер Петр Семенович родился в 1831 г. в лютеранской семье. Обучение и воспитание получил в кондукторских ротах Учебного морского экипажа (позднее переименованного в инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства). Выдержав экзамен с производством в прапорщики, в июне 1853 г. вступил в службу в Корпус инженеров военных поселений. В 1858 г. зачислен в Санкт-Петербургскую инженерную команду, чертежную инженерного департамента. В 1860 г. был назначен помощником смотрителя зданий Главного штаба Его Императорского Величества. В 1861 г. вернулся в чертежную инженерного департамента. В отставке в чине штабс-капитана находился с 1864 по 1866 г. В 1866 г. МВД был назначен техником при Тобольской губернской строительной и дорожной комиссии. В 1866-1867, 1870, 1875-1876 гг. исполнял обязанности губернского архитектора, а с 1885 г. был назначен
214
губернским архитектором. В 1867-1868 гг. был производителем работ в гор. Петропавловске при постройке каменного тюремного замка — «сдал его в казну в исправном и весьма хорошем состоянии»; в 1870 г. — производителем работ при здании Тобольского временного каторжного отделения; 1875 г. — порохового склада в г. Тобольске, который был сдан Артиллерийскому ведомству в «весьма хорошем виде»; 1875-1876 гг. — руководил работами по постройке здания для тобольского каторжного отделения; в 1875-1880 гг. — за неимением в губернии инженера-механика занимался испытанием паровых котлов на пароходах и па-родействующих заведениях. В 1874 г. участвовал в комиссии по исследованию реки Тобола от границы Оренбургской губернии до г. Ялуторовска. В 1886-1889 гг. исполнял должность губернского инженера. Осуществлял проектирование и строительство Тюкалинского тюремного замка, больницы при Тобольской каторжной тюрьме, этапных зданий и др. Член Тобольского временного военно-тюремного комитета, в 1885 г. — директор губернского тюремного комитета. В 1884 г. — член присутствия губернской строительной комиссии. Награжден орденами: Св. Владимира 4 ст. (1885 г.), Св. Анны 3 ст. (1881 г.), Св. Станислава 3 ст. (1874 г.), бронзовой медалью на Андреевской ленте в память войны 1853-1856 гг. [8, с. 143; 6, оп. 33, д. 552].
Приведенные выше сведения призваны расширить информацию о губернских инженерах и архитекторах и деятельности строительного комитета Тобольского губернского управления.
Список использованных источников
1. Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года. Биографический словарь. Том. 1. «А» / под науч. рук. А.Ф. Крашенинникова. — М.: Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2006. — 288 с.
2. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров (строительного училища), 1842-1892. — Спб.: Типо-ли-тограф. К.Л. Пентковского, 1892. — 400 с.
3. Басс Н. Самара, губерния и ее архитекторы. «Городовые» архитекторы // Самара и губерния [Электронный ресурс]. — URL: http://www.sgubem.ru/joumal/artide.php?AID=2758. http://www.sgubem.ru/joumal/article.php?AID=2758&sphrase_id=130225 (дата обращения: 12.12.2014).
4. Богданова О.В. Зодчие города Тобольска // Проектирование и строительство в Сибири.
— 2007. — №1 (37). — С. 45-49.
5. Богданова О.В. К вопросу о кадровом составе западносибирских зодчих в период с 1860-х по 1880-е гг. // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — №3 (59).
— Т. 2. — С. 141-144.
6. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. И152.
7. ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. И353.
8. Гуменюк А.Н., Ляликов И.В. Зодчие малых городов Западной Сибири XVIII — начала ХХ в. К словарю архитекторов и инженеров Тобольской и Томской губерний // Омский научный вестник. — 2014. — №3(129). — С. 226-234.
9. Даугель Август Иванович // АРТХИВ [Электронный ресурс]. — URL: http://artchive.ru/ artists/avgust_ivanovich_daugel (дата обращения: 14.04.2013).
10. Даугель Петр Августович (Альфред Иосиф) // Российская национальная библиотека.
— [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=1378 (дата об-ращения: 15.04.2013).
11. Денисова Е.И., Загороднюк Н.И. Губернский архитектор Альфред Даугель // Православие и российская культура: прошлое и современность: материалы VII Междунар. научн. конф. — В 2 ч. — Ч. 2. — Тюмень-Тобольск, 2014. — С. 81-83.
12. История Нижнего Тагила от основания до наших дней [Электронный ресурс]. — URL: http://history.ntagil.ru/6_1_07.htm (дата обращения: 03.04.2013).
13. Казюлин Н. Самовар в упряжке ходит. — Великие Луки, 2002 [Электронный ресурс]. — URL: http://pskovrail.narod.ru/main141.htlm (дата обращения: 05.04.2013).
14. Козлова-Афонасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. — Тюмень, 2008. — 486 с.
15. Сайт о механических экскаваторах, старой строительной, авто- и железнодорожной технике [Электронный ресурс]. — URL: http://www.techstory.ru/lokomo.htm (дата обращения: 02.04.2013).
16. Свод репрессированных // Богородское краеведение [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/29_rasstrel_nr_ozr.html (дата обращения: 01.04.2013).
УДК: 72.035/036
ББК: 85.113 (2)
В.Г. Залесов, г. Томск
Императорский Томский университет: проект архитектора Э.И. Эзета 1876 г.
Аннотация
В статье рассматривается первый проект Императорского Томского университета, который был составлен омским архитектором Э.И. Эзетом в 1876 г. Проект был рассмотрен экспертами специальной комиссии Министерства народного просвещения как первая попытка предполагаемого учебного заведения. Положительные и отрицательные отзывы о проекте легли в основу технического задания на рабочее проектирование и способствовали выработке рационального архитектурно-планировочного решения университетского комплекса. Выполнена графическая реконструкция проектных чертежей.
Ключевые слова: архитектура, градостроительство, университет в Томске, архитектор Э.И. Эзет, XIX в.
История создания Императорского Томского университета имеет три архитектурно-планировочных проекта, которые, по аналогии с конкурсными архитектурными программами, альтернативно конкурировали друг с другом на разных стадиях проектирования. Первый из них был инициирован генерал-губернатором Западной Сибири Н.Г. Казнаковым, который в 1876 г. поручил городскому архитектору Омска Э.И. Эзету составить подробный проект предполагаемого учебного заведения для Томска (для размещения университета ранее рассматривались Тобольск и Омск). Проектное решение было необходимо для того, чтобы предварительно обозначить размещение корпусов университета на территории, выделенной городом, понять функциональное насыщение этих зданий, представить их планировочное и архитектурно-художественное решение. Словом, был нужен проект, который бы обозначил первое видение