Педагогические науки
УДК 373.3/.5.048:331.548](091)(410)"192"
СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ В СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ АНГЛИИ9
М.Н. Тименко, Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (Киев, Украина), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются функции и роль специалистов по профориентации и карьерному развитию в среднеобразовательных школах Англии. Также описываются необходимые профессиональные и личные качества, которыми должен обладать специалист по профориентации и карьерному обучению, работающий с учащимися в среднеобразовательной школе Англии.
Ключевые слова: профориентация, карьерное развитие, средняя школа, Англия, специалист, профконсультант.
EXPERTS IN CAREER EDUCATION AND GUIDANCE IN SECONDARY SCHOOLS IN ENGLAND
M.N. Timenko, The Institute of Pedagogy of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine (Kiev, Ukraine).
Abstract. The author describes possible positions of career education and guidance experts and different education background. The article also tells about peculiarities of career education and guidance experts work in the secondary schools of England.
9 Статью представила кандидат психологических наук В.П. Чудакова (Киев, Украина). Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Г.П. Пустовит (Киев, Украина).
Keywords: secondary school, career education and guidance,
career teacher, career development, England, qualification, labour market.
Актуальность. Интеграция страны в международное содружество возможно при условии высокой конкурентной способности национальной экономики, осуществление которой можно достичь благодаря эффективному использованию всех имеющихся ресурсов, и прежде всего человеческих. Эффективность использования человеческих ресурсов определяется уровнем реализации творческого и профессионально-трудового потенциала каждого гражданина страны, что в значительной мере зависит от осознанного выбора профессионального развития. Помощь в выборе профессии и дальнейшего карьерного развития, достижении конкурентоспособности и профессионально-квалификационного роста учащейся молодежи должно обеспечиваться по средствам эффективной профориентационной работы специалистов в области профориентации, карьерного развития, а также профконсультирования. И именно опыт Англии в развитии эффективной системы профориентационной деятельности в среднеобразовательных школах является ценным, так как благодаря эффективной системе профориентации и карьерного развития в школах Англии, не только удовлетворяется потребность государства в высококвалифицированных работниках разных сфер деятельности, но и повышаются социально-экономические показатели развития страны в целом.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследования по теме профориентационной деятельности специалистов в среднеобразовательных школах, а также подготовки кадров для проведения профориентационной деятельности в школах рассматриваются в работах украинских ученых, таких как: К. Бондарчук, Л. Дворниченко, Т. Пазюченко, М. Фицула, Н. Отрощенко, О. Витковская, G. Вирна, Т. Становская, В. Люлька, О. Мельник, Н. Побирченко, I. Чорна, Г. ШЫхта, В. Харламенко, Л. Тимчук и др. Профессиональные стремления учащейся молодежи рассматриваются в непосредственном взаимодействии с внутренними механизмами (самопознания, самооценки, самоусовершенствования) активизации профессионального самоопределения личности и изучаются в плоскости построения программы вхождения молодежи в определенную социально-профессиональную среду. Среди английских ученых,
занимающихся исследованием тем профориентационной деятельности специалистов по профориентации и карьерного развития в среднеобразовательных школах, можно выделить: Д. Эндрюз, С. Швард, Э. Барнз, Б. Бэссот (D. Andrews, S. Sheward, А. Barnes, B. Bassot)
Таким образом, целью нашей роботы является рассмотрение опыта профориентационной деятельности специалистов по профориентации в среднеобразовательных школах Англии.
Изложение основного материала. Ориентация на определенный вид деятельности, осознанный выбор своего жизненного пути является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школах Англии, так как выбирается не просто профессия, а вместе с этим и определенный стиль жизни. В Англии профориентация рассматривается в более широком понятии и называется «профориентация и карьерное развитие», что включает в себя не только выбор определенной профессии, но и преодоление переходных этапов жизни связанных с карьерой [1]
В Англии система профориентации и карьерного развития хорошо развита, как в образовательных учреждениях, так и государственных, и частных агентствах. Система профориентации и карьерного развития является частью системы регулирования ринка труда.[2].
Особенность профориентационной деятельности в стране связана с распределением основных акцентов на образовательную ориентацию (выбор дальнейшего образования) и ориентацию в сфере профессионального и карьерного развития вместе с социальным и личностным развитием. Система профориентации и карьерного развития в Англии уравновешивает две особенности: помощь в выборе профессионального и дальнейшего карьерного развития личности [3].
Должность специалиста по профориентации и карьерного развития является штатной, утвержденной законодательством, так как согласно Национальному курикулуму и указом Министерства образования, все ученики среднеобразовательных учреждений Великой Британии должны иметь возможность получать услуги по профориентации и карьерному обучению. Все школы обязаны включить в школьный курикулум для учеников средних образовательных учреждений программу по профориентационному и карьерному обучению, а способы реализации программы могут варьироваться в зависимости от финансирования, типа
школы и руководства учреждения [5].
Обучение в Англии длится 12 лет и на каждом ключевом этапе с учащимися работают профконсультанты. Английская система профориентации во многом зависит от местных органов образования. Ее финансирование определяется на местах: чем больше бюджет школы, тем большее количество профконсультантов она может принять в штат. В процессе обучения в разных типах школ, работа профконсультанта предусматривает разную образовательную ориентацию учащихся и помогает выбрать будущую профессию [2].
На должность специалиста по профориентации и карьерному обучению может быть назначен человек только с академическим образованием. Чаще всего специальность в сфере профориентации и развития карьеры является второй профессиональной квалификацией, которую получают на основе первой психологического, педагогического или даже экономического образования. [4] В основном в школах Англии обязанности специалиста по профориентации и карьерного обучения исполняет преподаватель модуля «Личностно-социальное образование, образование про здоровья и экономику» (PSHE Education). Программа этого модуля включает спланированный комплекс обучения, направленный на личностное, социальное, моральное развитие личности. Обязанности по чтению этого модуля делятся между несколькими преподавателями (от 2-ух до 7-ми специалистов). [7] Такой преподаватель обычно имеет высшее образование и сертификат, который дает право преподавать этот модуль, который входит в программу Национального курикулума. Такой специалист так же может быть и координатором по профориентации и карьерному обучению, при условии, что он (она) регулярно принимает участие в семинарах и конференциях по профориентации и карьерному развитии, которые устраивают местные органы образования совместно со службами профориентации и развития карьеры. Специалисты по профориентации и карьерного развития имеют разную квалификацию и разный уровень подготовки, а так же членство в ассоциациях, содружествах в сфере профориентации и развития карьеры. Все специалисты, кроме преподавателей модуля «Личностно-социальное образование, образование про здоровья и экономику», которые работают в среднеобразовательных учреждениях в сфере профориентации и развития карьеры, имеют
квалификационный диплом по профориентации и карьерному обучению, а также являются членами Института профориентации и развития карьеры и Ассоциации профориентации и профконсультаций. В большинстве среднеобразовательных учреждений основные обязанности, которые относятся к профориентационной деятельности, исполняет один человек, который может занимать должность учителя-предметника модуля «Личностно-социальное образование, образование про здоровья и экономику», профориентатора, координатора по профориентации, а также профконсультанта. [8;10].
Профессиональная компетентность специалиста по профориентации и карьерному обучению предусматривает: знания законодательной базы, нормативно-правовой документацией, правилами и нормами охраны труда, социальной психологии, знания в области возрастной психологии, физиологии труда и сферы управления, рынка труда, знания в области карьерного развития, психологического консультирования, знания по современной классификации профессий и специальностей. Достаточно важным в работе специалиста по профориентации и карьерного обучения являются его личностные качества. Настоящий профессионал по профориентации и карьерному обучению любит детей, интересуется их проблемами, интересами, идеями, небезразлично относится к выбору учеников относительно дальнейшего обучения, выбора будущей профессии и карьерного пути. Также он справедливый и внимательный, придерживается конфиденциальности, имеет уважение к личности ученика, уделяет внимание всем ученикам в процессе профориентационной работы и т.д. [8; 9].
Специалист по профориентации и карьерному развитию также должен владеть знаниями в сфере современных компьютерных и информационных технологий, которые широко используются во всех среднеобразовательных учреждениях Англии. Особенно это касается компьютерного программного обеспечения школ с целью психодиагностики и профессионального диагностирования учеников. Каждая школа имеет лицензионную программу разных видов диагностики, которая проводится для всех учеников старших классов. Ответственным за реализацию диагностик, а также интерпретацию результатов являются специалисты по профориентации и карьерному развитию [5].
Выводы. Роль специалистов по профориентации и карьерному обучению в среднеобразовательных учреждениях Англии является ключевой для эффективной работы всей профориентационной системы страны, так как именно они несут ответственность за качественный исходный результат предоставления услуг по профориентации и карьерного развития в средне-образовательных учреждениях Англии.
Литература:
1. Тименко М.М. Особливост оргаызаци профорieнтацiйноí роботи у школах Велико' Британи // Вюник Прикарпатського Уыверситету. 1вано-Франмвськ. 2013. С. 36-40
2. Тименко М.М. «Форми та методи профорieнтацiйного та кар'ерного навчання учыв середых навчальних закг^в Англи» // Журнал «Проблеми Ыженерно-педагопчно!' освiти». №3. Видання укра|'нсько'| Ыженерно-педагогiчноí академií. м. Харюв». 2015.
3. Тименко М.М. Management and models of careers education and guidance in secondary schools of England // Духовнють особистостк методолопя, теорiя i практика: збiрник наукових праць. - Северодонецьк: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2015. - Вип.5 (68). - С. 190-200.
4. Barnes А. Careers education information advice and guidance in secondary schools // National College for Leadership of schools and children's Services, 2010.
5. Barnes А. Career Development of Careers Co-ordinators // Career Development Institute Journal. 2011. №11. p.22-25.
6. Andrews D. Directory of professional qualifications for careers education and guidance in England // The Association for Careers Education and Guidance (ACEG) and the Institute of Career Guidance (ICG). 2013. 20p.
7. Hazel Reid. Introduction to Career counselling and coaching. Sage Publications Ltd, 2015. 304p
8. McLeod J. Introduction to counselling. Open University Press. 2013. 340-455 pp.
9. K. Inkson. Understanding careers. Sage publications Ltd., 2014. p.p.200-255
10. Sheward S., Branch R. Motivational career counselling and
coaching:cognitive and behavioural approaches. Sage Publications Ltd., 2012. 224p.
References:
1. Timenko M.M. Osoblivosti organizacii proforientacijnoi roboti u shkolah Velikoi Britanii // Visnik Prikarpats'kogo Universitetu. Ivano-Frankivs'k. 2013. S. 36-40
2. Timenko M.M. «Formi ta metodi proforientacijnogo ta kar'ernogo navchannja uchniv serednih navchal'nih zakladiv Anglii» // Zhurnal «Problemi inzhenerno-pedagogichnoi osviti». №3. Vidannja ukrains'koi inzhenerno-pedagogichnoi akademii. m. Harkiv». 2015.
3. Timenko M.M. Management and models of careers education and guidance in secondary schools of England // Duhovnist' osobistosti: metodologija, teorija i praktika: zbirnik naukovih prac'. - Severodonec'k: Vid-vo SNU im. V. Dalja, 2015. - Vip.5 (68). - S. 190-200.
4. Barnes A. Careers education information advice and guidance in secondary schools // National College for Leadership of schools and children's Services, 2010.
5. Barnes A. Career Development of Careers Co-ordinators // Career Development Institute Journal. 2011. №11. p.22-25.
6. Andrews D. Directory of professional qualifications for careers education and guidance in England // The Association for Careers Education and Guidance (ACEG) and the Institute of Career Guidance (ICG). 2013. 20p.
7. Hazel Reid. Introduction to Career counselling and coaching. Sage Publications Ltd, 2015. 304p
8. McLeod J. Introduction to counselling. Open University Press. 2013. 340-455 pp.
9. K. Inkson. Understanding careers. Sage publications Ltd., 2014. p.p.200-255
10. Sheward S., Branch R. Motivational career counselling and coaching:cognitive and behavioural approaches. Sage Publications Ltd., 2012. 224p.
— • —
— • —
Сведения об авторе
Ф Мария Николаевна Тименко, младший научный сотрудник, отделения сравнительной педагогики, Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (Киев, Украина)