Научная статья на тему 'Специалист в условиях информационного общества'

Специалист в условиях информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
453
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пищулина Татьяна Валерьевна

Выявляются особенности информационного общества, специфики его российского варианта; обосновывается важность подготовки специалистов, способных полноценно жить и трудится в ситуациях нестабильности и неопределенности; анализируются потенциальные возможности образования начала XXI века в аспекте организации их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специалист в условиях информационного общества»

ББК 4481.2 + 423

СПЕЦИАЛИСТ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Т.В. Пищулина

Троицкий филиал Челябинского государственного университета г. Троицк

Выявляются особенности информационного общества, специфики его российского варианта; обосновывается важность подготовки специалистов, способных полноценно жить и трудится в ситуациях нестабильности и неопределенности; анализируются потенциальные возможности образования начала XXI века в аспекте организации их подготовки.

Ключевые слова: информационное общество, информационная среда, мировоззрение специалиста.

Россия стремительно вступает в информационную эпоху, где в качестве стратегических ресурсов, фактов развития общества, предметов и результатов труда будут выступать информация и научные знания. С использованием информации ученые связывают свои надежды на решение глобальных энергетических и экологических проблем развития науки, культуры, надежды на достижение нового уровня интеллектуального и духовного развития человека и общества, его переход на путь безопасного и устойчивого развития. Понятно, что столь оптимистический прогноз невозможно осуществить без высококвалифицированных специалистов, способных не только продуктивно работать в условиях зарождающего общества, но и продуцировать новые, «прорывные» идеи, брать на себя ответственность за судьбу общества.

В связи с этим представляется важным изучение проблемы соответствия образования не только современным, но и опережающим требованиям нового общества. Такое исследование было бы неполным без рассмотрения сущностных характеристик этого общества и его перспектив.

Анализ литературы в рассматриваемой области [2, 4, 5 и др.], позволил нам выделить особенности информационного общества (как позитивные, так и вызывающие тревогу), характерные для большинства стран, которые являются значимыми в свете нашего исследования:

• информационное общество является социальной формой, определившейся в ходе эволюции и преобразования индустриального общества;

• информационное общество несет в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сложных услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию;

• главным условием благополучия каждого человека и каждого государства в информационном обществе становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

• с большой долей вероятности в будущем будет существовать несколько типов информационного общества, оцениваемых по степени обеспеченности равенства прав граждан на доступ к основному ресурсу - информации, по степени участия в жизни общества и самореализации людей;

• информационное общество, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации;

• информационное общество коренным образом преобразует систему образования: все большее число людей использует возможности дистанционного обучения, начинает активно реализовываться принцип пожизненного повышения квалификации;

• в условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых,

появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей и пр.;

• информационные потоки большой интенсивности создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы: по мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка;

• ужесточение требований к уровню образованности каждого конкретного работника, научно-технического и культурного его развития, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как необходимых характеристик рядового специалиста;

• развитие информационного общества влечет за собой изменение профессиональной структуры общества, связанной как с отмиранием старых и появлением новых профессий, так и с изменением соотношения количества работников в них, а значит, повышает требования к уровню профессиональной мобильности (психологической и инструментальной), требует специальной подготовки и переподготовки кадров.

Как было сказано выше, последствия информатизации общества, как и последствия предшествовавших великих социальных и технологических революций, будут различными для разных регионов, стран и народов. Поэтому нам кажется важным выделить ряд особенностей, характерных для становления информационного общества в России:

• информационная среда в нашей стране развивается достаточно динамично, и сегодня отечественные информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются не только наиболее перспективным сектором рынка, но и тем уникальной, способной вернуть России достойное место в числе лидеров мировой экономики;

• необходима разработка и реализация Национальной стратегии и программы развития России, в рамках которой должны быть сформулированы общенациональные приоритеты и направления развития информационной среды, определены все имеющиеся в распоряжении государства экономические, правовые и административные рычаги для построения в стране информационного общест-

ва с учётом национальной безопасности в информационной сфере. Эта стратегия должна обеспечить механизмы выхода России в условиях жёсткой конкуренции на ведущие позиции на европейском, американском и собственном, российском, информационном рынках, а также в условиях перехода к глобальному информационному обществу и формировании экономики, основанной на знаниях;

• малая доступность ИКТ для широких слоев населения в связи с их низкой материальной обеспеченностью. Данная проблема существенно тормозит развитие национальной информационной инфраструктуры и средств коммуникации, препятствует формированию единого информационного пространства;

• недостаточное развитие научно-произ-водственной сферы, которое должно способствовать поддержке отечественной науки в области ИКТ, созданию конкурентоспособной импортозамещающей продукции высоких технологий и специализированной инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг. В этой сфере Россия существенно отстает от развитых стран и не имеет пока достаточных собственных ресурсов для быстрого преодоления этого отставания;

• наличие у россиян социокультурных особенностей, способствующих вхождению в информационное общество (отсутствие жесткой привязки к месту и времени, способность переключаться и быстро осваивать новое, высокий творческий потенциал и др.);

• наличие в стране высококвалифицированного персонала и, прежде всего, в области, программного обеспечения. Наш интеллектуальный, прежде всего, кадровый потенциал и сегодня остается огромным, несмотря на постоянную утечку специалистов за рубеж и быстрый рост количества профессионалов, работающих на зарубежные фирмы внутри страны. Национальная стратегия должна предложить механизмы использования этого интеллектуального потенциала и сокращения существующего разрыва между фундаментальными исследованиями и внедрением технологий в практику.

Путь к раскрытию богатого потенциала России лежит через образование. Создание развитой информационной среды и переход к информационному обществу невозможны без целенаправленной подготовки населения к жизни и работе в условиях массового применения информационных и телекоммуникаци-

Специалист в условиях информационного общества

онных технологий, без формирования психологической и инструментальной готовности к социальной и профессиональной мобильности.

К сожалению, анализ специальной литературы и обобщение педагогического опыта приводит к заключению о несоответствии образования начала XXI века (и, прежде всего, высшего профессионального образования) современным требованиям общества. В этой связи можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы обновления знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях знаниевое научение стало утрачивать смысл. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем студент окончит высшее учебное заведение, уже невозможно «втиснуть» в программы. Обучение «вечным истинам», разумеется, необходимо, но без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта студент не может считаться подготовленным к жизни.

Другая причина кризиса знаниевой парадигмы видится в том, что отпадает необходимость перегружать память знаниями «про запас», ибо существуют хранилища информации иной природы. Надо только научить будущих специалистов пользоваться ими. Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектноконструктивным и духовноличностным опытом. Структура же знаниевого образования «не настроена» на эту функцию. В соответствии с социальным законом особенно актуален деятельно-творческий аспект образованности, тогда как существующее знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реализацию ориентировочного компонента творческой активности.

Попытки выйти за рамки знаниевой парадигмы, то есть расширить содержание образования не в количественном, а в качественном отношении и активизировать структуры личности, отвечающие за саморазвитие и самореализацию путём отхода от «традиционной системы» обучения, предпринимались уже сравнительно давно. Этот факт находит своё отражение в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия.

Интересно видение образовательных перспектив академиком А. Урсулом [7]. Он считает, что развитие «педагогики будущего» должно осуществлять по ноосферно-транс-формационному пути. Предлагаемая им модель опережающего образования выходит за рамки традиционных педагогических дисциплин и направлений научного поиска и находится на стыке педагогики и многих других научных дисциплин. Ясно, что разработка такой модели - это дело будущего, для этого потребуется обратиться, в частности к философии и методологии образования. Можно также предположить, что на границе взаимодействия ноосферологии и педагогики появится ноосферная педагогика, предметом которой и станет новая модель образовательной системы XXI в.

Напротив, В.И. Буданов [3] считает, что методология Нового образования уже достаточно развита и указывает на опыт междисциплинарных направлений в науке, объединенных в рамках синергетики. Такого же мнения придерживается С.С. Шевелева [8]. Она подчеркивает, что подходы в образовании могут быть эффективными, если будут рассматриваться в рамках развития представлений о биосфере как единой, самоорганизующейся системе, включающей в себя жизнедеятельность человека и человечества, всю живую природу и среду обитания.

Достаточно нестандартен подход к построению образования в информационном обществе, предлагаемый К.В. Судаковым [6]. Ученый предлагает использовать при изучении и объяснении как процессов познания, так и всей жизни общества так называемый «голографический подход». Суть его сводится к следующему.

Голографический принцип, обнаружен в оптике Д. Табором, был использован при построении голограмм на физико-химической основе фотоматериала, которые являются информационным (идеальным) отражением дей-

ствительности. Знаменательно, что любая малая часть голограммы содержит информацию обо всем объекте оригинала и, следовательно, может восстановить его. К.В. Судаков предлагает по аналогии с физической голограммой обобщенные потребности функциональных саморазвивающихся систем общества, общественные идеи рассматривать в качестве опорной информационной голографической волны. Процессы, связанные с удовлетворением общечеловеческих и индивидуальных потребностей, и, в частности информация об этих процессах составляют предметную волну.

Общие потребности человеческих сообществ формируют информационный голографический экран сообщества. Роль голографического информационного экрана выполняют отдельные государственные и общественные органы, средства массовой информации, общественное мнение, исторический опыт и культурные ценности, индивидуальные и общественные знания, накопленные человечеством и хранящиеся в музеях, книгах и библиотеках, законы, мораль и этика. Получение информации личностью, в соответствии с голо-графическим принципом, осуществляется, когда индивидуальный опыт позволяет каждой личности под влиянием доминирующей мотивации (опорной волны) выделять разнообразные особенно значимые предметы и сведения из окружающей среды. В результате каждая личность извлекает из общего объема поступающей информации (предметной волны) лишь определенную, значимую для удовлетворения ее ведущих в данный момент потребностей информацию. Следует заменить, что данная теория в настоящий момент находится на стадии философских идей и пока не получила психологического и педагогического развития. Однако в аспекте данного исследования она кажется нам достаточно перспективной, так как позволяет по-новому посмотреть на проблему формирования «базовой культуры личности» как стратегического ориентира образования в России. Именно базовая культура может стать для каждой конкретной личности тем самым информационным экраном, который позволит сориентироваться в информационном поле и обрести динамическую стабильность в условиях неопределенности и непредсказуемости современного трудового рынка.

И все-таки, несмотря на достаточное количество свежих и оригинальных идей построения системы современного образования,

нам кажется крайне важным обращение к опыту классических университетов с их базовыми принципами: относительной автономией; академическими свободами; единством образовательной и исследовательской деятельности; активным включением в общественную жизнь. Так как именно традиции классического университета, перенесенные на современную почву информационного общества, позволят, на наш взгляд, реализовать идею воспитания широко образованного, мобильного специалиста, обладающей способностью принимать решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них, способного к саморазвитию и самосовершенствованию.

Кроме того, необходимо обратить внимание еще на один аспект строящегося образования. Как показывают психолого-педагоги-ческие и социальные исследования, далеко не каждый специалист, обладающий необходимыми широкими профессиональными знаниями, профессионально важными качествами, способный к эффективному восприятию и переработке информации может с успехом реализовать себя на современном рынке труда. Информационное общество, характеризующееся быстрым темпом жизни, ценностной дезориентацией, нестабильностью человеческих отношений, неминуемо порождает проблему самоидентификации, личностной категоризации образа Я, т.е. осмысления диады «Я-Я».

Особенно актуальна эта проблема в странах бывшего социалистического лагеря, где многие психотерапевтические функции в свое время (при отказе от религии) взяло на себя государство. Оно готово было преподнести ответы на все вопросы, избавить от неопределенности в сложных жизненных ситуациях, вселить уверенность в завтрашний день. Мы как-то привыкли к тому, что с возрастом человек должен «определиться», отбросить «лишние» интересы, отказаться от нереализованных вариантов развития. Такой стереотип поведения позволял сконцентрировать деловую активность и творческую изобретательность на определенной проблеме и достичь при её решении оптимального результата, однако лишал возможности «гибкого» отношения к жизни, профессиональной и социальной мобильности.

В настоящее время, согласно данным социологических и психолого-педагогических исследований, каждые пять-семь лет сознание

Специалист в условиях информационного общества

человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться. Человек вынужден постоянно находиться в состоянии неопределенности, поиска, необходимости систематического самообразования, самосовершенствования. Люди, «не успевшие перестроиться», как правило, оказываются на обочине жизни и государство (увы!) не в состоянии им помочь.

Обеспечение устойчивости функционирования и развития человека в современной обстановке возможно лишь при формировании у него такой «картины мира, в которой попадание человека в ситуацию неопределенности отсутствия ответов на многие вопросы - норма, а не аномалия социальной жизни» [1, с. 3]. Именно такое восприятие жизни поможет ему в новых условиях сохранить себя как личность, отыскать в себе резервы самообладания и саморегуляции, быть конкурентоспособным на рынке труда.

Таким образом, уже сегодня могут быть определены основные положения образования, соответствующего потребностям информационного общества:

• формирование у людей нового научного миропонимания и ноосферного мировоззрения, высокой личной ответственности каждого человека за происходящее на планете;

• ориентация на инновационный тип развития общества на основе эффективного использования научных знаний и новых «прорывных» информационных технологий, которые дадут возможность сократить ресурсопотребление и уменьшить антропологическую нагрузку на планету до уровня, обеспечивающего устойчивое развитие цивилизации;

• реализация концепции опережающего образования для того, чтобы успеть своевременно подготовить миллионы людей к полноценной жизни и профессиональной деятельности в новом обществе, в котором состояние

нестабильности и неопределенности является нормой, а не исключением из правил;

• опора на синергетический и культурологический подходы в педагогике, что позволит организовать непрерывное образование на основе принципов целостности, междисциплинарности, мировоззренческого и методологического плюрализма, открытости процесса познания и интеграции различного рода информации.

Литература

1. Асмолов, А. Образование в России: от культуры полезности - к культуре достоинства /А. Асмолов //Воспитание школьника. -1995.-№ 5.-С. 2-5.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования/Д. Белл. - М.: Просвещение, 1999. - 720 с.

3. Буданов, В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эво-люционно-синергетический подход / В.Г. Буданов // Высшее образование в России. - 1994. -№ 4. - С. 16-21.

4. Колин, К.К. Человек и будущее: динамический вызов / К.К. Колин // Alma mater. -1999.-№ 10.-С. 3-10.

5. Коротков, А.В. О Национальной стратегии «Россия в информационном веке» / А.В. Коротков // Информационное общество. -2002. -№ 1. - С. 12-15.

6. Судаков, К.В. Динамические стереотипы, или информационные отпечатки действительности/КВ. Судаков. - М.: ПЕРСЭ. 2002. -128 с.

7. Урсул, АД. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия / АД. Урсул. - М.: Ноосфера, 1998. -270 с.

8. Шевелева, С. С. Открытая модель образования / С.С. Шевелева. - М.: Магистр, 1997.-48 с.

Поступила в редакцию 23 апреля 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.