Научная статья на тему 'СПЕКТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

СПЕКТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аракелова Александра Олеговна

В статье на основе сопоставления содержания государственных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений показано, что в области музыкального искусства наряду с введением в практику образовательных программ двухуровневой подготовки сохранилась и моноуровневая подготовка специалистов. При этом значительно расширилась направленность образовательных программ за счет разработки новых профилей подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RANGE OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE SPHERE OF HIGHER MUSICAL EDUCATION IN THE MODERN PERIOD

Range of educational programs in the sphere of higher musical education in the modern period (by Arakelova A. O.) shows comparing contents of state standards of higher professional education of the third and the second generations that in musical art multi-level training has been preserved alongside with introduction in the practice of educational programs two level training of specialists. At the same time orientation of educational programs has been considerably broadened thanks to new training specializations development.

Текст научной работы на тему «СПЕКТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

©Аракелова А. О., 2012

СПЕКТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье на основе сопоставления содержания государственных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений показано, что в области музыкального искусства наряду с введением в практику образовательных программ двухуровневой подготовки сохранилась и моноуровневая подготовка специалистов. При этом значительно расширилась направленность образовательных программ за счет разработки новых профилей подготовки.

Ключевые слова: образовательная программа, высшее музыкальное образование, бакалавриат, магистратура.

Несмотря на многочисленные законодательно-нормативные и социально-экономические проблемы в сложный для отечественной системы музыкального образования период конца ХХ — начала XXI века, система не только сохранилась, но и продолжала накапливать ресурсы для своего дальнейшего функционирования.

Основной ресурс, содержательный, был заложен в перечне направлений подготовки (специальностей) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области музыкального искусства третьего поколения. С большим трудом, не взирая на нежелание ряда чиновников учесть ту или иную специфику образовательных программ в области искусства и необходимость внедрения в общероссийскую систему образования двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура), в области музыкального искусства удалось не только сохранить весь спектр образовательных программ музыкального образования (и в рамках двухуровневой модели и моноуровневой подготовки), но и утвердить новые.

Можно с уверенностью констатировать, что образовательные программы высшего профессионального образования в области музыкального искусства на настоящий исторический период охватывают всю палитру возможных областей применения профессиональных кадров, дают разнообразные варианты их освоения. Ни одна из групп направлений подготовки (специальностей), в том числе и в области других видов искусств, не отличается таким разнообразием.

ГОС ВПО 2003 ФГОС ВПО 2011

Код Наименование специальностей Квалификация по специальности Код Наименование направлений подготовки Код Наименование специальностей

0500 «Культура и искусство» 070000 «Культура и искусство»

050000 Музыкальное искусство - бакалавриат, магистратура

050900 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепиано, орган; концертный исполнитель, артист камерного 073100 (бакалавриат, магистрату-ра) Музыкально-инструментальное искусство (профили подготовки: фортепиано, орган, оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), оркестровые духовые и 073201 Искусство концертного исполнительства (со специализациями: фортепиано, концертный исторический клавир, (орган, клавесин), концертные струнные инструменты (скрипка,

ансамбля, ударные инструменты альт, виолончель,

концерт- (флейта, гобой, клар- контрабас, арфа);

мейстер, нет, фагот, труба, вал- концертные духо-

преподава- торна, тромбон, туба, вые и ударные ин-

тель; саксофон, ударные ин- струменты (флейта,

струменты), баян, ак- кларнет, фагот, го-

кордеон и струнные бой, труба, тромбон,

оркестровые концертный щипковые инструмен- валторна, туба,

струнные ин- исполни- ты (домра, балалайка, ударные инстру-

струменты; тель, артист гитара, гусли), нацио- менты); концертные

оркестровые оркестра, нальные инструменты народные инстру-

духовые и артист ан- народов России) менты (домра, бала-

ударные ин- самбля, лайка, гусли, баян,

струменты; преподава- аккордеон, гитара))

оркестровые тель

народные ин-

струменты)

051000 Вокальное Оперный 073400 Вокальное искусство 070201 Музыкально-

искусство певец, кон- (бака- (по профилям подго- театральное искус-

(специализа- цертно- лавриат, товки: академическое ство (со специали-

ции: академи- камерный маги- пение; театр оперетты) зациями: искусство

ческое пение, певец, пре- страту- оперного пения,

народное пе- подаватель; ра) вокальное искус-

ние) исполни- ство в оперетте)

тель народ-

ных песен,

преподава-

тель

051100 Дирижирова- 073500 Дирижирование (по 073301 Художественное

ние (по видам (бака- профилям подготовки: руководство опер-

исполнитель- лавриат, дирижирование акаде- но-симфоническим

ских коллек- маги- мическим хором, ди- оркестром и ака-

тивов: страту- рижирование оркест- демическим хором

ра) ром народных инстру- (со специализация-

дирижирование дирижер ментов, дирижирование ми: художественное

оперно- оперно- оркестром духовых руководство опер-

симфониче- симфони- инструментов, дири- но-симфоническим

ским оркест- ческого жирование оперно- оркестром; художе-

ром; оркестра; симфоническим ор- ственное руковод-

кестром, певческое ство академическим

дирижирование дирижер, хоровое искусство) хором

академическим хормейстер

хором; академиче-

ского хора,

преподава-

тель;

дирижирование художе-

народным хо- ственный

ром; руководи-

тель народ-

но-

певческого

коллектива,

хормейстер,

преподава-

тель;

дирижирование дирижер

военно- военно-

духовым ор- духового

кестром) оркестра

051400 Музыковеде- музыковед, 073000 Музыкознание и му- 072901 Музыковедение

ние преподаватель; музыковед, руководитель древнерусского пения, преподаватель (бакалавриат, магистрату-ра) зыкально-прикладное искусство (по профилям подготовки: музыковедение, музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ, этному-зыкология, древнерусское певческое искусство, музыкальная педагогика, компьютерная музыка и аранжировка, менеджмент музыкального искусства, музыкальная реклама)

051300 Музыкальное концертный 071600 Музыкальное искус-

искусство эст- исполни- (бака- ство эстрады (по про-

рады (по ви- тель, артист лавриат) филям подготовки: ин-

дам эстрадного оркестра, струменты эстрадного

искусства: ин- артист ан- оркестра (по видам

струменты эст- самбля, инструментов - форте-

радного ор- преподава- пиано, скрипка, альт,

кестра, эстрад- тель; кон- виолончель, контрабас,

но-джазовое цертный гитара, бас-гитара,

пение) певец, солист ансамбля, преподаватель ударные инструменты, саксофон, труба, тромбон); эстрадно-джазовое пение; мюзикл, шоу-программы

073700 (бака- Искусство народного пения (по профилям

лавриат, подготовки: хоровое

маги- народное пение; соль-

страту- ное народное пение)

ра)

051500 Музыкальная звукорежиссу-ра звукорежиссер - 070702 Музыкальная зву-корежиссура

051200 Композиция композитор, преподаватель - 072801 Композиция

054000 Этномузыко-логия этномузы-колог, преподаватель - -

070100 Искусство

(маги-

страту-

ра)

Как видно из представленной таблицы в области музыкального искусства сохранилась моноуровневая подготовка специалистов (6 специальностей), а также введена в практику развитая сеть образовательных программ двухуровневой подготовки; при этом значительно расширилась направленность образовательных программ за счет разработки новых профилей подготовки. Решение о внедрении двухуровневой модели и сохранении моноуровне-вой подготовки принималось Учебно-методическим объединением музыкальных вузов в 2009 году, которое основывалось на понимании необходимости подготовки, например, в рамках специалитета концертных исполнителей, музыковедов-исследователей и подготовку по двухуровневым программам значительного круга музыкантов, обеспечивающих потреб-

ности отрасли культуры — артистов оркестров, хоровых коллективов, концертмейстеров, руководителей творческих коллективов, в том числе дирижеров духовых и народных оркестров, преподавателей, работников СМИ, аранжировщиков, переводчиков, менеджеров и др.

Необходимость расширения спектра образовательных программ в области музыкального искусства возникла еще в начале 90-х годов XX века. Ю. Н. Холопов отмечал: «Один из недостатков нашей системы — ее единообразность и универсальность... Обучение в специальных классах, работа над дипломной темой многое исправляет, однако же отнюдь не все. Отсюда необходимость усиления прикладных специализаций с тем, чтобы воспитывать не только музыковеда вообще, но также специалиста с уклоном в какую-то специфическую область..., например в области терминологии, древнеарабской теории музыки или компьютерной техники» [1,с. 13].

Сегодня становится возможным решение ряда кадровых проблем на основе стандартов третьего поколения. Так, ФГОС ВПО «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» помимо академической трактовки (профиль подготовки «музыковедение») содержит ряд профилей, позволяющих решить обозначенную Ю. Холоповым проблему (профили: Эт-номузыкология, Музыкальная реклама, Компьютерная музыка и аранжировка). Одним из востребованных профилей подготовки, как показал прием 2011 года, стал профиль Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из новых профилей направления подготовки в ФГОС «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» является «музыкальная педагогика». Все новое — это хорошо забытое старое. Вспомним, что когда-то в Московской консерватории функционировал музыкально-педагогический факультет, РАМ им. Гнесиных (так же как и Ростовская консерватория) создавалась как Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, как музыкально-педагогические институты создавались и существуют вузы в Тамбове (ТГМПИ им. С. В. Рахманинова), и Москве (ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова).

В результате освоения этого профиля подготовки выпускник должен уметь преподавать дисциплины профильной направленности, планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства.

Непосредственно прикладными направлениями для классического музыковедения стали такие новые направления, как менеджмент музыкального искусства и музыкальная реклама. Потребность времени определила данный заказ на таких специалистов. Советская система Госконцерта, с ее плановым распределением гастрольной деятельности и рекламой музыкантов, осталась в истории. Средства массовой информации большей частью ориентированы на массовую культуру, за которой стоит и массовый потребитель. Специалистов, умеющих преподнести классическую музыку и средствам массовой информации, и массовому потребителю, в стране практически нет. В рамках этих двух профилей подготовки музыкальное искусство должно приобрести специалистов, знающих специфику музыкального искусства, владеющих профессиональными навыками в области музыкального исполнительства — это с одной стороны, а с другой — способных осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации с целью пропаганды музыкального искусства и культуры, участвовать в формировании репертуара и гастрольной деятельности для артистов и творческих коллективов, выполнять переводы профессиональной литературы с иностранных языков, в том числе рекламного характера, составлять на иностранных языках музыкально-рекламные материалы, осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры (театрах, филармониях, концертных организациях) и т.д.

ФГОС ВПО «Дирижирование» позволит своими скорее не новыми, а забытыми ста-

рыми профилями (Дирижирование оркестром духовых инструментов, Дирижирование оркестром народных инструментов) способствовать созданию новых оркестров, развитию коллективного творчества, в том числе и детского. Весьма важно, что подготовка таких специалистов будет осуществляться в рамках академической музыкальной образовательной программы, в которой сохранен весь традиционный комплекс предметов, заложены необходимые компетенции выпускника.

Новым вектором в музыкальном образовании предстает и профиль подготовки «певческое хоровое искусство» в рамках направления «Дирижирование», направленный на подготовку регентов. Возрождение культовых учреждений, духовно-религиозной составляющей в нашем обществе привело к потребности в музыкантах, имеющих знания и владеющих навыками как в области академического хорового искусства, так и культовой музыки, канонов и традиций. Возрождение церковной жизни в России способствует подготовке специалистов в рамках государственного задания именно в области церковно-певческого исполнительства и образования.

С 1992 года законодательной проблемой стало получение второго высшего образования на бесплатной основе. Законодательство Российской Федерации в области образования стало предусматривать возможность получения среднего или высшего профессионального образования бесплатно только впервые. Однако в области музыкального искусства исторически сложились такие специальности, которые осваивали одаренные люди, уже имеющие высшее образование. Среди них специальности в области вокального искусства, оперной режиссуры, симфонического дирижирования, музыкальной композиции, требующие от обучающихся не только наличие творческих способностей, но и сформированного мировоззрения, достаточно большого кругозора и жизненного опыта. Поскольку внести в законодательство об образовании возможность бесплатного получения второго высшего образования по ряду творческих специальностей так и не удалось, решением этой многолетней проблемы явилась разработка и утверждение направления подготовки магистратуры «Искусство» с нетиповым, трехлетним сроком обучения. В условиях действующего законодательства обучение в магистратуре возможно бесплатно и при наличии диплома специалиста. Однако последний год общественность широко обсуждает проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который не предусматривает возможность при наличии высшего образования бесплатного обучения в магистратуре. Скорее всего, решение этой проблемы будет возможным через предоставление наиболее талантливым молодым музыкантам специальных образовательных грантов, позволяющих компенсировать затраты на получение второго высшего образования.

Литература

1. Холопов Ю. Музыкально-теоретическое образование: современные задачи // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Научно-практическая конференция: 17-21 ноября 1992 г./Ред.-сост.Л.С.Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. С.11-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.