ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
©Аракелова А. О., 2012
СПЕКТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье на основе сопоставления содержания государственных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений показано, что в области музыкального искусства наряду с введением в практику образовательных программ двухуровневой подготовки сохранилась и моноуровневая подготовка специалистов. При этом значительно расширилась направленность образовательных программ за счет разработки новых профилей подготовки.
Ключевые слова: образовательная программа, высшее музыкальное образование, бакалавриат, магистратура.
Несмотря на многочисленные законодательно-нормативные и социально-экономические проблемы в сложный для отечественной системы музыкального образования период конца ХХ — начала XXI века, система не только сохранилась, но и продолжала накапливать ресурсы для своего дальнейшего функционирования.
Основной ресурс, содержательный, был заложен в перечне направлений подготовки (специальностей) и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области музыкального искусства третьего поколения. С большим трудом, не взирая на нежелание ряда чиновников учесть ту или иную специфику образовательных программ в области искусства и необходимость внедрения в общероссийскую систему образования двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура), в области музыкального искусства удалось не только сохранить весь спектр образовательных программ музыкального образования (и в рамках двухуровневой модели и моноуровневой подготовки), но и утвердить новые.
Можно с уверенностью констатировать, что образовательные программы высшего профессионального образования в области музыкального искусства на настоящий исторический период охватывают всю палитру возможных областей применения профессиональных кадров, дают разнообразные варианты их освоения. Ни одна из групп направлений подготовки (специальностей), в том числе и в области других видов искусств, не отличается таким разнообразием.
ГОС ВПО 2003 ФГОС ВПО 2011
Код Наименование специальностей Квалификация по специальности Код Наименование направлений подготовки Код Наименование специальностей
0500 «Культура и искусство» 070000 «Культура и искусство»
050000 Музыкальное искусство - бакалавриат, магистратура
050900 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепиано, орган; концертный исполнитель, артист камерного 073100 (бакалавриат, магистрату-ра) Музыкально-инструментальное искусство (профили подготовки: фортепиано, орган, оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), оркестровые духовые и 073201 Искусство концертного исполнительства (со специализациями: фортепиано, концертный исторический клавир, (орган, клавесин), концертные струнные инструменты (скрипка,
ансамбля, ударные инструменты альт, виолончель,
концерт- (флейта, гобой, клар- контрабас, арфа);
мейстер, нет, фагот, труба, вал- концертные духо-
преподава- торна, тромбон, туба, вые и ударные ин-
тель; саксофон, ударные ин- струменты (флейта,
струменты), баян, ак- кларнет, фагот, го-
кордеон и струнные бой, труба, тромбон,
оркестровые концертный щипковые инструмен- валторна, туба,
струнные ин- исполни- ты (домра, балалайка, ударные инстру-
струменты; тель, артист гитара, гусли), нацио- менты); концертные
оркестровые оркестра, нальные инструменты народные инстру-
духовые и артист ан- народов России) менты (домра, бала-
ударные ин- самбля, лайка, гусли, баян,
струменты; преподава- аккордеон, гитара))
оркестровые тель
народные ин-
струменты)
051000 Вокальное Оперный 073400 Вокальное искусство 070201 Музыкально-
искусство певец, кон- (бака- (по профилям подго- театральное искус-
(специализа- цертно- лавриат, товки: академическое ство (со специали-
ции: академи- камерный маги- пение; театр оперетты) зациями: искусство
ческое пение, певец, пре- страту- оперного пения,
народное пе- подаватель; ра) вокальное искус-
ние) исполни- ство в оперетте)
тель народ-
ных песен,
преподава-
тель
051100 Дирижирова- 073500 Дирижирование (по 073301 Художественное
ние (по видам (бака- профилям подготовки: руководство опер-
исполнитель- лавриат, дирижирование акаде- но-симфоническим
ских коллек- маги- мическим хором, ди- оркестром и ака-
тивов: страту- рижирование оркест- демическим хором
ра) ром народных инстру- (со специализация-
дирижирование дирижер ментов, дирижирование ми: художественное
оперно- оперно- оркестром духовых руководство опер-
симфониче- симфони- инструментов, дири- но-симфоническим
ским оркест- ческого жирование оперно- оркестром; художе-
ром; оркестра; симфоническим ор- ственное руковод-
кестром, певческое ство академическим
дирижирование дирижер, хоровое искусство) хором
академическим хормейстер
хором; академиче-
ского хора,
преподава-
тель;
дирижирование художе-
народным хо- ственный
ром; руководи-
тель народ-
но-
певческого
коллектива,
хормейстер,
преподава-
тель;
дирижирование дирижер
военно- военно-
духовым ор- духового
кестром) оркестра
051400 Музыковеде- музыковед, 073000 Музыкознание и му- 072901 Музыковедение
ние преподаватель; музыковед, руководитель древнерусского пения, преподаватель (бакалавриат, магистрату-ра) зыкально-прикладное искусство (по профилям подготовки: музыковедение, музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ, этному-зыкология, древнерусское певческое искусство, музыкальная педагогика, компьютерная музыка и аранжировка, менеджмент музыкального искусства, музыкальная реклама)
051300 Музыкальное концертный 071600 Музыкальное искус-
искусство эст- исполни- (бака- ство эстрады (по про-
рады (по ви- тель, артист лавриат) филям подготовки: ин-
дам эстрадного оркестра, струменты эстрадного
искусства: ин- артист ан- оркестра (по видам
струменты эст- самбля, инструментов - форте-
радного ор- преподава- пиано, скрипка, альт,
кестра, эстрад- тель; кон- виолончель, контрабас,
но-джазовое цертный гитара, бас-гитара,
пение) певец, солист ансамбля, преподаватель ударные инструменты, саксофон, труба, тромбон); эстрадно-джазовое пение; мюзикл, шоу-программы
073700 (бака- Искусство народного пения (по профилям
лавриат, подготовки: хоровое
маги- народное пение; соль-
страту- ное народное пение)
ра)
051500 Музыкальная звукорежиссу-ра звукорежиссер - 070702 Музыкальная зву-корежиссура
051200 Композиция композитор, преподаватель - 072801 Композиция
054000 Этномузыко-логия этномузы-колог, преподаватель - -
070100 Искусство
(маги-
страту-
ра)
Как видно из представленной таблицы в области музыкального искусства сохранилась моноуровневая подготовка специалистов (6 специальностей), а также введена в практику развитая сеть образовательных программ двухуровневой подготовки; при этом значительно расширилась направленность образовательных программ за счет разработки новых профилей подготовки. Решение о внедрении двухуровневой модели и сохранении моноуровне-вой подготовки принималось Учебно-методическим объединением музыкальных вузов в 2009 году, которое основывалось на понимании необходимости подготовки, например, в рамках специалитета концертных исполнителей, музыковедов-исследователей и подготовку по двухуровневым программам значительного круга музыкантов, обеспечивающих потреб-
ности отрасли культуры — артистов оркестров, хоровых коллективов, концертмейстеров, руководителей творческих коллективов, в том числе дирижеров духовых и народных оркестров, преподавателей, работников СМИ, аранжировщиков, переводчиков, менеджеров и др.
Необходимость расширения спектра образовательных программ в области музыкального искусства возникла еще в начале 90-х годов XX века. Ю. Н. Холопов отмечал: «Один из недостатков нашей системы — ее единообразность и универсальность... Обучение в специальных классах, работа над дипломной темой многое исправляет, однако же отнюдь не все. Отсюда необходимость усиления прикладных специализаций с тем, чтобы воспитывать не только музыковеда вообще, но также специалиста с уклоном в какую-то специфическую область..., например в области терминологии, древнеарабской теории музыки или компьютерной техники» [1,с. 13].
Сегодня становится возможным решение ряда кадровых проблем на основе стандартов третьего поколения. Так, ФГОС ВПО «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» помимо академической трактовки (профиль подготовки «музыковедение») содержит ряд профилей, позволяющих решить обозначенную Ю. Холоповым проблему (профили: Эт-номузыкология, Музыкальная реклама, Компьютерная музыка и аранжировка). Одним из востребованных профилей подготовки, как показал прием 2011 года, стал профиль Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ.
Одним из новых профилей направления подготовки в ФГОС «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» является «музыкальная педагогика». Все новое — это хорошо забытое старое. Вспомним, что когда-то в Московской консерватории функционировал музыкально-педагогический факультет, РАМ им. Гнесиных (так же как и Ростовская консерватория) создавалась как Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, как музыкально-педагогические институты создавались и существуют вузы в Тамбове (ТГМПИ им. С. В. Рахманинова), и Москве (ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова).
В результате освоения этого профиля подготовки выпускник должен уметь преподавать дисциплины профильной направленности, планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методики обучения, используя традиционные и современные технологии и методики образования в области музыкального искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства.
Непосредственно прикладными направлениями для классического музыковедения стали такие новые направления, как менеджмент музыкального искусства и музыкальная реклама. Потребность времени определила данный заказ на таких специалистов. Советская система Госконцерта, с ее плановым распределением гастрольной деятельности и рекламой музыкантов, осталась в истории. Средства массовой информации большей частью ориентированы на массовую культуру, за которой стоит и массовый потребитель. Специалистов, умеющих преподнести классическую музыку и средствам массовой информации, и массовому потребителю, в стране практически нет. В рамках этих двух профилей подготовки музыкальное искусство должно приобрести специалистов, знающих специфику музыкального искусства, владеющих профессиональными навыками в области музыкального исполнительства — это с одной стороны, а с другой — способных осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации с целью пропаганды музыкального искусства и культуры, участвовать в формировании репертуара и гастрольной деятельности для артистов и творческих коллективов, выполнять переводы профессиональной литературы с иностранных языков, в том числе рекламного характера, составлять на иностранных языках музыкально-рекламные материалы, осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры (театрах, филармониях, концертных организациях) и т.д.
ФГОС ВПО «Дирижирование» позволит своими скорее не новыми, а забытыми ста-
рыми профилями (Дирижирование оркестром духовых инструментов, Дирижирование оркестром народных инструментов) способствовать созданию новых оркестров, развитию коллективного творчества, в том числе и детского. Весьма важно, что подготовка таких специалистов будет осуществляться в рамках академической музыкальной образовательной программы, в которой сохранен весь традиционный комплекс предметов, заложены необходимые компетенции выпускника.
Новым вектором в музыкальном образовании предстает и профиль подготовки «певческое хоровое искусство» в рамках направления «Дирижирование», направленный на подготовку регентов. Возрождение культовых учреждений, духовно-религиозной составляющей в нашем обществе привело к потребности в музыкантах, имеющих знания и владеющих навыками как в области академического хорового искусства, так и культовой музыки, канонов и традиций. Возрождение церковной жизни в России способствует подготовке специалистов в рамках государственного задания именно в области церковно-певческого исполнительства и образования.
С 1992 года законодательной проблемой стало получение второго высшего образования на бесплатной основе. Законодательство Российской Федерации в области образования стало предусматривать возможность получения среднего или высшего профессионального образования бесплатно только впервые. Однако в области музыкального искусства исторически сложились такие специальности, которые осваивали одаренные люди, уже имеющие высшее образование. Среди них специальности в области вокального искусства, оперной режиссуры, симфонического дирижирования, музыкальной композиции, требующие от обучающихся не только наличие творческих способностей, но и сформированного мировоззрения, достаточно большого кругозора и жизненного опыта. Поскольку внести в законодательство об образовании возможность бесплатного получения второго высшего образования по ряду творческих специальностей так и не удалось, решением этой многолетней проблемы явилась разработка и утверждение направления подготовки магистратуры «Искусство» с нетиповым, трехлетним сроком обучения. В условиях действующего законодательства обучение в магистратуре возможно бесплатно и при наличии диплома специалиста. Однако последний год общественность широко обсуждает проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который не предусматривает возможность при наличии высшего образования бесплатного обучения в магистратуре. Скорее всего, решение этой проблемы будет возможным через предоставление наиболее талантливым молодым музыкантам специальных образовательных грантов, позволяющих компенсировать затраты на получение второго высшего образования.
Литература
1. Холопов Ю. Музыкально-теоретическое образование: современные задачи // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии. Научно-практическая конференция: 17-21 ноября 1992 г./Ред.-сост.Л.С.Дьячкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. С.11-24.