Научная статья на тему 'СПЕКТАКЛЬ Н. П. АКИМОВА «ТЕРЕНТИЙ ИВАНОВИЧ» (1937): ОПЫТ ПОСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА КОМЕДИИ'

СПЕКТАКЛЬ Н. П. АКИМОВА «ТЕРЕНТИЙ ИВАНОВИЧ» (1937): ОПЫТ ПОСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА КОМЕДИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авантюрная комедия / Н.П. Акимов / героическая комедия / Ю.М. Свирин / сценическая легенда / Театр Комедии / «Терентий Иванович» / сценическая легенда / Comedy Theater / N.P. Akimov / “Terenty Ivanovich” / Yu. M. Svirin / adventurous comedy / heroic comedy / stage legend

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А Ю. Ряпосов

Статья посвящена изучению спектакля Н.П. Акимова «Терентий Иванович» (Театр Комедии, 1937) по пьесе Ю.М. Свирина, показывающей один из эпизодов героической партизанской войны в Забайкалье в годы Гражданской войны. Постановка, приуроченная к 20-летию Великой Октябрьской революции, была осуществлена в жанре, представляющем собой по технике строения действия авантюрную комедию, а по характеру сюжета – героическую комедию. Театр Комедии показал сценическую легенду, пронизанную оптимизмом и безоговорочной верой народных героев в победу дела революции и основанную на народности характеров партизан, которым была присуща храбрость на грани с бесшабашностью; богатырская удаль и сила; острый ум, смекалка и находчивость; здоровый юмор; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE BY N.P. AKIMOV “TERENTY IVANOVICH” (1937): EXPERIENCE OF STAGING A MODERN SOVIET HEROIC COMEDY ON THE STAGE OF THE COMEDY THEATER

The article is devoted to the study of N.P. Akimov’s play “Terenty Ivanovich” (Comedy Theater, 1937) by Yu. M. Svirin, showing one of the episodes of the heroic partisan war in Transbaikalia during the Civil War. The production, dedicated to the 20th anniversary of the Great October Revolution, was carried out in a genre that is an adventurous comedy in terms of the technique of action structure, and a heroic comedy in terms of the nature of the plot. The Comedy Theater showed a stage legend, imbued with optimism and unconditional faith of the people’s heroes in the victory of the cause of the revolution and based on the national character of the partisans, who were characterized by courage on the verge of recklessness; heroic prowess and strength; sharp mind, ingenuity and resourcefulness; healthy humor; and others.

Текст научной работы на тему «СПЕКТАКЛЬ Н. П. АКИМОВА «ТЕРЕНТИЙ ИВАНОВИЧ» (1937): ОПЫТ ПОСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА КОМЕДИИ»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 792.07 DOI 10.53115/19975996_2024_03_074_080

ББК 85.334

А.Ю. Ряпосов

СПЕКТАКЛЬ Н. П. АКИМОВА «ТЕРЕНТИЙ ИВАНОВИЧ» (1937): ОПЫТ ПОСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ СОВЕТСКОЙ ГЕРОИЧЕСКОЙ КОМЕДИИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА КОМЕДИИ

Статья посвящена изучению спектакля Н.П. Акимова «Терентий Иванович» (Театр Комедии, 1937) по пьесе Ю.М. Свирина, показывающей один из эпизодов героической партизанской войны в Забайкалье в годы Гражданской войны. Постановка, приуроченная к 20-летию Великой Октябрьской революции, была осуществлена в жанре, представляющем собой по технике строения действия авантюрную комедию, а по характеру сюжета - героическую комедию. Театр Комедии показал сценическую легенду, пронизанную оптимизмом и безоговорочной верой народных героев в победу дела революции и основанную на народности характеров партизан, которым была присуща храбрость на грани с бесшабашностью; богатырская удаль и сила; острый ум, смекалка и находчивость; здоровый юмор; и др.

Ключевые слова:

авантюрная комедия, Н.П. Акимов, героическая комедия, Ю.М. Свирин, сценическая легенда, Театр Комедии, «Терентий Иванович», сценическая легенда.

Ряпосов А.Ю. Спектакль Н. П. Акимова «Терентий Иванович» (1937): опыт постановки современной советской героической комедии на сцене Театра Комедии // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 74 - 80. - DOI 10.53115/19975996_2024_03_074 _080 © Ряпосов Александр Юрьевич - доктор искусствоведения, старший научный сотрудник, заведующий сектором источниковедения, Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

см со

О

Николай Павлович Акимов (1901-1968) во второй половине 1930-х годов позиционировал Ленинградский государственный театр Комедии как единственный стационарный театр в СССР, который ограничивает свой репертуар рамками комедийного жанра (см., напр.: [2, с. 5]). В 1935-1939 годы, в первые годы своей работы в должности главного режиссера Театра Комедии, Акимов сосредоточил свое внимание и все свои усилия на переформировании труппы театра и на пополнении ее высококвалифицированными опытными актерами и актрисами, а также талантливой артистической молодежью. Планка требуемого качества для постановок театра задавалась в эти годы комедийными спектаклями Акимова по классике - это были постановки «Собака на сене» по Лопе де Вега (1936), «Школа злословия» по Р.-Б.Шеридану (1937), «Двенадцатая ночь» по У Шекспиру (1938) и «Ва-ленсианская вдова» по Лопе де Вега (1939). Вместе с тем, партийно-правительственная политика 1930-х годов в сфере сценическо-

го искусства требовала от Театра Комедии насыщения его репертуара постановками по современной советской пьесе, поскольку считалось, что только такая драматургия позволит театру сценически отразить современную советскую жизнь.

В.М. Миронова в статье «Комедийный театр Н. Акимова (1930-е годы)» справедливо отметила, что вторая половина 1930-х была временем, не способствующим разностороннему развитию современной советской комедии. После Первого съезда Союза писателей СССР 1934 года, утвердившего метод социалистического реализма как единственный возможный творческий метод литературы и искусства в СССР, поддержку и одобрение партийных структур и официальных органов культуры заслужила «комедия положительных героев» (определение В.М. Киршо-на), в которой доминировала не насмешка над героем и, тем более, не сатирическое его осмеяние, а радость за него. Авторами таких пьес выступали В.М. Киршон (1902-1938), Н.Ф. Погодин (1900-1962), К.Я. Финн (1904-

1975), А.Д. Симуков (1904-1995) и др. Комедийная драматургия, основанная на ином мироощущении и миропонимании или на других эстетических принципах - либо с большим трудом пробивалась на советскую сцену, либо - не попадала на нее вовсе (в качестве примера автор статьи «Комедийный театр Н. Акимова (1930-е годы)» приводит комедии В.В. Маяковского, Н.Р. Эрдмана и М.А. Булгакова) (см.: [4, с. 78]).

Кроме того, советская комедия по большей части являлась комедией бытовой, что вовсе не подходило для театра Акимова. Невозможно не согласиться с И.В. Роди-оновой, исследовательницей акимовской театральной режиссуры, которая в книге «Акимов работает» утверждает: «Акимов -принципиальный противник театра бытового правдоподобия или, как он чаще называет его - натуралистического театра, который стремится убедить зрителя, что на сцене все как в жизни; такой театр соответственно пользуется приемами натуралистического подражания жизни, фотографического копирования ее (курсив мой - А.Р.)» [5, с. 14].

В плане всего сказанного важнейшее значение в Театре Комедии придавалось постановке Акимовым пьесы Юрия Михайловича Свирина (1900-1986) «Терентий Иванович», которая была решена в жанре героической комедии, посвящена партизанской войне на Дальнем Востоке в 1919 году и приурочена к важнейшей для СССР юбилейной дате - к 20-летию Великой Октябрьской революции (см.: [2, с. 27-28]).

Каждый театр Советского Союза должен был приготовить к 7 ноября 1937 года юбилейный спектакль, и ошибиться в этом деле было смерти подобно почти в буквальном смысле этого слова. В качестве примера можно привести В.Э. Мейерхольда, который, казалось бы, сделал для юбилейного спектакля Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ) беспроигрышный выбор литературного материала - роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Но спектакль «Одна жизнь» (Е.И. Габрилович написал пьесу с таким названием по мотивам романа Н.А. Островского, художник постановки -В.А. Стенберг, композитор - Г.Н. Попов) получился слишком мейерхольдовским, наполненным трагическим содержанием, ведь в постановке роковой силой по отношению к Павке Корчагину выступила его собственная физическая природа, которая за годы революционных сражений выработала свой жизненный ресурс. После

просмотра прогона постановки 5 ноября

1937 года приемной комиссией Всесоюзного комитета по делам искусств (ВКИ) при Совнаркоме СССР «Одна жизнь» к праздничному показу не была допущена как спектакль непраздничный. Повторный просмотр комиссией ВКИ прогона постановки 19 ноября привел, в конечном счете, к запрету спектакля 14 декабря и к появлению 17 декабря 1937 года в газете «Правда» статьи председателя ВКИ П.М. Керженцева «Чужой театр». ГосТИМ был закрыт как «чужой театр» приказом ВКИ 7 января

1938 года.

Значимость спектакля «Терентий Иванович» для Ленинградского театра Комедии подчеркивалась тем, что за постановку пьесы Ю.М. Свирина взялся сам Акимов и осуществил ее единолично, не привлекая сопостановщиков, как он это делал, когда, например, совместно с П.М. Сухановым воплощал на сцене собственного театра написанную В. Шквар-киным (1894-1967) в 1939 году комедию «Страшный суд».

Между тем сценическая работа главного режиссера Театра Комедии над комедией Ю.М. Свирина крайне мало изучена. В статье В.М. Мироновой «Комедийный театр Н. Акимова (1930-е годы)» характеристике спектакля «Терентий Иванович» посвящено буквально одно предложение (см.: [4, с. 88]). Чуть более развернуто, на четырех абзацах текста, акимовская постановка по пьесе Ю.М. Свирина была проанализирована в книге М.О. Янковского «Ленинградский театр Комедии» (см.: [10, с. 41-42]). Представленная здесь статья специально посвящена реконструкции и анализу акимовского спектакля «Терентий Иванович».

Ю.М. Свирин утверждал, что идея написать пьесу «Терентий Иванович» была рождена его поездками в Забайкалье и впечатлениями от личных встреч с пограничниками и с военнослужащими Особой Краснознаменной Дальневосточной армии РККА, а также - с непосредственными участниками партизанского движения на Дальнем Востоке во время Гражданской войны. Свирин констатировал: «Передо мной развертывалась картина гражданской войны и интервенции японцев в Забайкалье в период 1918-1921 гг. Зверства и дикий разгул белогвардейцев, беспардонное хозяйничание японской военщины, ставленником которой был атаман Семенов, и в противовес этому - мужественная, героическая борьба партизанских отрядов»

[7, с. 37-38].

см со

О

Ю.М. Свирин начал писать пьесу «Терентий Иванович» в 1936 году, опираясь на личные впечатления от встреч с участниками событий партизанской борьбы в Забайкалье, на воспоминания участников Гражданской войны и на архивные документы. Драматург подчеркивал, что ему хотелось написать произведение для театра об одном из событий партизанской войны в Забайкалье таким образом, чтобы пьеса воспринималась публикой как современная. И для этого были все основания, ведь предчувствия новой большой войны на Дальнем Востоке носились в воздухе. И эти предчувствия, в конечном счете, нашли подтверждение в реалиях 19381939 годов, когда произошли военные столкновения Особой Краснознаменной Дальневосточной армии РККА с частями японской Квантунской армии на озере Ха-сан и на Халкин-Голе.

Ю.М. Свирин утверждал, что пьеса «Терентий Иванович» была написана в жанре героической комедии, потому что драматургу хотелось не только продемонстрировать героизм участников Гражданской войны, но и показать здоровую жизнеутверждающую психику партизан, их оптимизм, чувство юмора, цельность и силу характера (см.: [7, с. 42-44]).

Б.М. Тенин, который в спектакле «Терентий Иванович» играл роль командира партизанского отряда Сухарева, в своих воспоминаниях «Фургон комедианта» заметил: «Насколько я знаю, Акимов впервые ставил советскую пьесу (курсив мой - А. Р.)» [8, с. 185]. Это не так, в 1935 году Акимов на сцене Ленинградского государственного академического театра драмы (Госдрамы, бывшего Александринского театра) поставил пьесу А.Е. Корнейчука «Гибель эскадры» в стилистике спектакля большого стиля, решенного в жанре героической драмы (см.: [6]). Теперь перед лидером Ленинградского театра Комедии стояла совсем иная задача.

Б.М. Тенин так характеризовал пьесу «Терентий Иванович»: «Прекрасно зная театр, сам будучи хорошим характерным актером, Ю. Свирин придумал увлекательную приключенческую фабулу с запутанными сюжетными ходами, переодеваниями, эффектными развязками, комедийными поворотами. Заинтриговывал сам образ Терентия Ивановича - руководителя партизанского движения края. Ни другие персонажи, ни зрители не знали его в лицо почти до конца спектакля. Не знали, где он находится и откуда руководит. Знакомы были с ним лишь заочно. Потом оказыва-

лось, Терентий Иванович давно на сцене, более того, благополучно скрывается в штабе под маской офицера Есаулова (курсив мой -А.Р)» [8, с. 185].

Таким образом, по способу строения действия пьеса Ю.М. Свирина представляла собой авантюрную комедию, и по технике компоновки интриги пьеса «Терентий Иванович» мало чем отличалась от комедийных интриг классических произведений Лопе де Вега, Шеридана и Шекспира, на постановках которых был сосредоточен Акимов в 1936-1939 годы.

Партизаны в пьесе Свирина попадали в самые опасные обстоятельства, из которых они ловко выпутывались. Б.М. Тенин приводил такой пример. До партизанского отряда дошел слух, что руководитель всего партизанского движения в Забайкалье Терентий Иванович попал в плен к белым, и Сухарев, переодевшись офицером, являлся в штаб белых, где был сразу же разоблачен и доставлен на допрос к капитану Есаулова. Только здесь, наконец, Сухарев (а вместе с ним и зрители) знакомился с Терентием Ивановичем, который как разведчик-нелегал работал под легендой офицера Есаулова и которому удалось спасти излишне горячего и склонного к необдуманным поступкам Сухарева от расстрела (см.: [8, с. 185]).

Акимов представил труппе театра подробную экспозицию будущего спектакля, и основным предлагаемым режиссером постановочным принципом стал отказ от психологической проработки поступков персонажей. Реальные события Гражданской войны, показанные в пьесе Свирина, необходимо было рассматривать словно бы сквозь дымку радостных воспоминаний о прошлом. Акимов говорил: «Перед нами немножко сказка, народное предание о том, как это было. Ведь то, что Терентий Иванович руководит партизанами прямо из белого штаба, уже немного легенда. Главное же в спектакле - народность характеров, как народны герои сказок. Храбрость, сметка, юмор, удаль, а иногда и бесшабашность, как у Сухарева и других, - вот чем мы можем оправдать все поступки героев пьесы. В этом же ключ к комедийному решению спектакля (курсив мой - А.Р.)» [8, с. 186].

Акимов старался на репетициях добиться трансформации текста пьесы в обозначенном направлении при активном участии драматурга и исполнителей ролей. Ю.М. Свирин написал об этом следующее: «В течении 1936/37 годов я много работал над пьесой с Театром Комедии. Я неоднократно читал пьесу активу театра. В спорах,

возникавших по поводу отдельных положений пьесы, трактовки образов, работники театра выдвигали свои решения, подчас убедительные, что необычайно способствовало правдивому росту пьесы» [7, с. 44].

Таким образом, Акимов стремился к сценическому воплощению пьесы Свирина в том же жанровом решении, что и А.Я. Таиров при постановке на сцене Московского Камерного театра пьесы «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского в 1933 году, а именно - в жанре сценической легенды, изображающей события Гражданской войны давностью менее чем в два десятилетия так, словно бы они были увидены сквозь призму дистанции в тысячу лет. Строго говоря, жанр спектакля Таирова по пьесе Вишневского представлял собой героическую драму, жанровое определение «оптимистическая трагедия» более чем на полвека задало жанровый канон для советских пьес. Специфика драматических произведений, решенных в жанре «оптимистическая трагедия», определялась тем, что вопреки гибели части героев драмы борьба за дело революции продолжалась («Отряд не заметил / Потери бойца / И "Яблочко"-песню / Допел до конца. / <...> / Новые песни / Придумала жизнь.» М. Светлов, стихотворение «Гренада», 1926 г.). Разница между Таировым и Акимовым была в том, что лидеру Камерного театра нужен был пафос героической драмы (оптимистической трагедии), а лидеру Театра Комедии - пафос героической комедии (гибель героев в этом случае не предполагалась).

Стоит повторить, что Ю.М. Свирин подчеркивал: «Пьеса написана в жанре героической комедии. Не только выбор сюжетных ходов, но, главным образом, жизнеутверждающая психика героев, их оптимизм и бесконечная вера в победу обусловили жанр пьесы (курсив мой -А.Р)» [7, с. 43-44]. Иными словами, с точки зрения драматургической техники пьеса Свирина - авантюрная комедия, а с точки зрения сюжетной - комедия героическая.

В воспоминаниях Б.М. Тенина «Фургон комедианта» о сценографии постановки «Терентий Иванович» сказано следующее: «Оформил Акимов спектакль в реалистической манере. Тайга, начинавшаяся на сцене, бескрайним зеленым морем переходила на задник, сливаясь с ним. Окраина деревни, пригорок в лесу - все было по-а-кимовски ярко и изобретательно (курсив мой - А.Р.)» [8, с. 186]. Если обратиться к фотоизображениям макета для 1-й картины комедии (см.: [2, с. 34, 41]) и эскиза декорации для последней картины (см.: фотов-

клейка; [10, с. 16-17]), то на переднем плане и в той, и в другой сценической картине представлены фрагменты деревень, расположенных на склонах сопок, здесь даются строенные декорации деревенских изб и однокупольной деревянной церкви; на задниках изображены - справа склон высокой сопки, слева и в центре - делающая поворот и уходящая вдаль могучая сибирская река и непроходимая тайга по обоим ее берегам. Рецензент А.А. Дорохов в своем критическом отзыве на спектакль «Терентий Иванович» отметил, что Акимов «<...> создал на маленькой сцене (Театра Комедии - А.Р.) сибирские дали, тайгу, заливные луга Приамурья, прекрасные дикие пейзажи Дальнего Востока» [1].

Б.М. Тенин в своих воспоминаниях о постановке «Терентий Иванович» свидетельствовал: «В целом критика хорошо приняла спектакль» [8, с. 186]. Вот, например, фрагмент рецензии А.А. Дорохова: «С первой картины спектакля зритель захвачен действием и до самого финала с напряжением ждет развязки. Даже в антрактах вспыхивают споры: кто же он, этот неуловимый Терентий Иванович - руководитель большевистской организации, о котором все время говорят, руководящую роль которого все ощущают, но которого никто не видел? <...> Эту занимательную приключенческую историю с переодеваниями, разоблачениями и погонями драматург строит на героическом материале боевых дней гражданской войны на Дальнем Востоке <...>. Вся советская тайга поднимается против японских захватчиков и продавшихся им белых генералов. <...> Очень трудно такую большую и важную тему <.> разрешить в комедийной форме, не снижая ее героического значения. И нужно отдать должное автору Юрию Свирину, постановщику Н.П. Акимову и всему коллективу театра, что этот спектакль поставлен с большим тактом (курсив мой - А.Р.)» [1].

Много внимания критика уделила исполнению ролей в постановке, где, по воспоминаниям Б.М. Тенина, царила эксцентрика, особенно в исполнении самого Тенина и молодого С.Н. Филиппова (1912-1990), перешедшего в Театр Комедии из Ленинградского Мюзик-холла и сыгравшего в «Терентии Ивановиче» роль одного из партизан (см.: [8, с. 186, 188]).

Подлинным героем спектакля критика признала Сухарева в острохарактерном исполнении Б.М.Тенина. Актер играл человека, который еще вчера был обыкновенным темным и робким мужиком, но, оказавшись на гребне револю-

см со

О

ционной борьбы, вдруг ощутил в себе богатырскую силу, которой не научился еще в полной мере управлять. Сухарев в исполнении Тенина был импульсивен, горяч, стремителен и весел - настоящий рубаха-парень, обладающий, при этом, острым природным умом, смекалкой и находчивостью. Его несдержанность и неумение должным образом владеть собой чуть не сорвали подготовленное крестьянское восстание в тылу белых, но своевременное вмешательство в ход событий Терентия Ивановича позволило направить кипучую энергию Сухарева в нужное для дела революции русло (см., напр.: [9, с. 41-42]). А.А. Дорохов о Тенине в роли Сухарева написал так: «Он создает теплый образ командира, боевого парня и лихого бойца, смелого и отважного, которому не хватает лишь революционной выдержки и большевистского опыта (курсив мой - А.Р.)» [1]. Дополнительные краски, использованные Тениным при исполнении роли Сухарева, приведены в рецензии Е.М. Мина: «В трактовке Б. Тенина это - человек, у которого революционная отвага и доблесть преобладают над рассудком и логикой. Сухарев способен порывом излишней поспешности погубить сложные расчеты Терентия Ивановича. Конспирация Сухарева наивна. Переодетый офицером, он тщетно стремится скрыть свои чувства и мысли, попадает в сложные комедийные положения, которые актерски искусно развивает Б. Тенин (курсив мой - А.Р.)» [3].

Вторая по значимости роль в спектакле - образ руководителя партизанского движения Забайкалья, о сценическом воплощении которого актером А.М. Бонди Тенин высказался так: «Терентия Ивановича играл Алексей Бонди - великолепный комедийный артист» [8, с. 186]. Рецензент спектакля А.А. Дорохов отмечал: «Артист Бонди умно и тактично проводит сложную роль капитана Есаулова, умело обходя скрытые в роли опасности и мастерски показывая двойственную сущность своего героя» [1]. Е.М. Мин в своем критическом отзыве свидетельствовал: «А. Бонди тонко и умно играет роль Терентия Ивановича -мнимого капитана Есаулова. И когда в последнем акте раскрывается его инкогнито, зрители невольно досадуют на свою недогадливость и аплодируют герою» [3].

Меньшего внимания удостоились исполнители других ролей. Тенин вспоминал: «Хвалили Зарубину - она играла солдатку Ольгу» [8, с. 186]. А.А. Дорохов в своей рецензии давал более развернутую характеристику игре И.П. Зарубиной:

«Сколько гневной силы во взгляде ее широко раскрытых глаз, когда она смотрит навстречу врагу! И какой неожиданной преданностью и нежностью звучит ее голос, когда она обращается к найденному, наконец, Терентию Ивановичу» [1]. Совсем вскользь упомянул Тенин работу А.В. Савостьянова над образом партизана Конона Архипыча: «Алексей Савостьянов играл одного из крестьянских вожаков, Конона» (см.: [8, с. 186]. О.Б. По-рудолинская была отмечена в рецензии Е.М. Мина: «Артистка О. Порудолинская в маленькой эпизодической роли Не-федьевны создает яркий характерный образ крестьянки, наделенной народной смекалкой и юмором и горячо любящей свою родину» [3]. Тенин положительно отозвался об игре В.П. Киселева в роли партизана (см.: [8, с. 186]); А.А. Дорохов в своей рецензии свидетельствовал: «Образ трубача отряда, Крашенко, шутника и балагура, храброго толстяка, этакого сибирского Санчо-Пансо с успехом создает артист Киселев» [1]. Нельзя не отметить и такой лирический момент в воспоминаниях Тенина: «В "Терентии Ивановиче" я встретился с Лидией Павловной Сухаревской (ставшей женой Тенина - А.Р.). Она играла небольшую эпизодическую роль молодой крестьянки Нюшки Седых. Играла темпераментно, очень достоверно» (см.: [8, с. 187].

Критика спектакля специальное внимание уделила образам врагов. Тенин в своих воспоминаниях так характеризовал игру Н.А. Волкова: «Одна из наибольших удач спектакля - Николай Волков в роли японского офицера. Эту маленькую роль отметили все рецензенты. Николай сделал себе вставную верхнюю челюсть, отчего его лицо приобрело высокомерную самурайскую надменность» (см.: [8, с. 186-187]. А.А. Дорохов утверждал: «Прекрасно играет молодой актер Волков. Скупыми, но четкими и выразительными штрихами рисует он маску врага - японского капитана, командующего отрядом интервентов и распоряжающегося белыми генералами. Его японец страшен в своей звериной злобности, холодной жестокости, бешенстве, скрываемом под любезной улыбкой каменного лица» [1]. Е.М. Мин свидетельствовал: «Разнообразно показаны в спектакле враги. Артист Волков обличает под маской изысканного и учтивого японского офицера - капитана армии интервентов -циничного наемника, лощеного убийцу. Жалким, беспомощным, омерзительным

в своей ничтожности, но опасным предстает поручик Постников в изображении артиста Суханова. Портрет тонко маскирующегося коварного предателя рисует артист Музалев в роли Рубцова. Все эти актеры не только правильно истолковывают драматурга, но как бы дописывают за него роли, договаривают недосказанное им» [3].

Впрочем, рецензентами были высказаны и претензии к игре артистов. Так, например, А.А. Дорохов о проблемах сценического воплощения ролей написал следующее: «<...> следует отметить, что ряд актеров выпадает из общего ансамбля гротесковым стилем своей игры, - например артист Зилоти, исполняющий роль ротмистра Латынина, и артист Шмидт-гоф в роли полковника Ослябя. Невыразительна и партизанская масса (курсив мой - А.Р.)» [1]. Недоволен игрой А.В. Зило-ти и Н.М. Шмидтгофа остался и Е.М. Мин: «Карикатурен Латынин в изображении Зилоти. Артист исходит не от существа явления, а от костюма и грима опереточного злодея. Шмидтгоф изображает полковника Ослябю в манере схематичного плаката. Артист никак не использовал блестящего комедийного материала, имевшегося в его распоряжении» [3].

Но, в целом, критика действительно встретила выход в свет постановки «Терентий Иванович» с одобрением. А.А. Дорохов завершал свою рецензию так: «Новый спектакль Театра Комедии, приготовленный к XX годовщине Октября, говорит о продолжающемся творческом росте этого коллектива» [1]. Похожим был и финал критического отзыва Е.М. Мина: «<...> спектакль "Терентий Иванович" - бесспорная удача театра» [3].

Подводя итоги исследования, можно сформулировать следующие выводы:

1. Акимов-режиссер в плане репертуарных предпочтений был западником, то есть ориентировался на западноевропейскую комедию - классическую и современную.

2. Акимов как один из представителей петербургской-петроградской-ленинградской режиссерской школы 1910-х - 1930-х годов являлся адептом условного театра и крайне негативно относился и к театру бытовому, и к театру психологического реализма - будь то исполнительное искусство русского актерского театра рубежа Х1Х-ХХ веков, представленное артистами Александринского и Московского Малого театров, или актерская техника, разрабатываемая в рамках системы К.С. Станиславского.

3. Акимов как главный режиссер Ленинградского государственного театра Комедии в первые годы своей работы сосредоточил свои усилия над качественным изменением состава артистической труппы театра и повышением художественного уровня спектаклей, выпускаемых на публику. Такими программными постановками театра стали акимовские спектакли по классическим комедиям -«Собака на сене» (1936) и «Школа злословия» (1937).

4. Акимов как главный режиссер Театра Комедии обязан был к 7 ноября 1937 года поставить юбилейный спектакль, посвященный 20-летию Великой Октябрьской революции.

5. Пьеса Ю.М. Свирина «Терентий Иванович» по технике компоновки интриги представляла собой приключенческую, авантюрную комедию и по архитектонике действия мало чем отличалась от классических образцов западноевропейской комедии, которые стали основой по проводимой Акимовым художественной реорганизации Театра Комедии. Вместе с тем, пьеса Свирина опиралась на события Гражданской войны и ставила задачу показать героизм партизанской войны в Забайкалье, то есть в плане сюжетном являлась героической комедией.

6. Акимов ставил спектакль «Терентий Иванович» как сценическую легенду о событиях Гражданской войны, где партизаны Дальнего Востока представали своего рода новыми былинными богатырями с присущими им народными характерами. Именно в этом направлении пьеса дорабатывалась самим драматургом в ходе репетиций в Театре Комедии по замечаниям режиссера-постановщика и исполнителей ролей.

7. Спектакль «Терентий Иванович» продолжил сценическую традицию, заложенную спектаклем А.Я. Таирова «Оптимистическая трагедия» (Камерный театр, 1933). Героическая драма, поставленная Таировым по пьесе Вс. Вишневского, показала сценическую легенду о событиях Гражданской войны, которые были увидены словно бы с дистанции в тысячу лет. Оптимизм изображаемых событий определялся тем, что несмотря на гибель части героев борьба за дело революции продолжалась. Поставленная Акимовым героическая комедия «Терентий Иванович» гибели героев не содержала.

8. В актерской технике исполнителей ролей акимовского спектакля «Терентий Иванович» доминировали эксцентрика и острая характерность.

80 Список литературы:

[1] Дорохов А. (Дорохов А.А.). «Терентий Иванович». Театр Комедии // Смена. - 1937, 22 нояб.

[2] Ленинградский государственный театр Комедии. 1937 г. Терентий Иванович. Героическая комедия в 3 действиях Ю.М. Свирина. К постановке пьесы Ю. М. Свирина в Ленинградском театре Комедии. - Л.: Издание Ленинградского государственного театра Комедии, 1937. - 46 с.

[3] Мин. Евг. (Мин Е.М.). «Терентий Иванович». Юбилейный спектакль в театре Комедии // Красная газета. - 1937, 17 нояб.

[4] Миронова В. (Миронова В.М.) Комедийный театр Н. Акимова (1930-е годы) // Режиссура. Взгляд из конца века: сборник научных статей. - СПб.: РИИИ, 2005. - С. 76-93.

[5] Родионова И.В. Акимов работает. - М.: Искусство, 1974. - 120 с.

[6] Ряпосов А.Ю. Спектакль «Гибель эскадры» (Госдрама, 1935): режиссерский дебют Н.П. Акимова на академической сцене в жанре героической драмы // Общество. Среда. Развитие. - 2024, №1. -С. 96-100.

[7] Свирин Ю.М. Мое знакомство с «Терентием Ивановичем» // Ленинградский государственный театр Комедии. 1937 г. Терентий Иванович. Героическая комедия в 3 действиях Ю.М. Свирина. К постановке пьесы Ю. М. Свирина в Ленинградском театре Комедии. - Л.: Издание Ленинградского государственного театра Комедии, 1937. - С. 32-44.

[8] Тенин Б.М. В Ленинградском театре Комедии // Тенин Б.М. Фургон комедианта: Из воспоминаний. - М.: Искусство, 1987. - С. 184-189.

[9] Шахов Г.А. Борис Тенин. - М.: Искусство, 1973. - 144 с.

[10] Янковский М.О. Ленинградский театр Комедии. - Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1968. - 178 с.

см со

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.