УДК 792. 07 DOI 10.53115/19975996_2023_03_093-096
ББК 85. 334
А.Ю. Ряпосов
«СОБАКА НА СЕНЕ» (1936): СПЕКТАКЛЬ-ПРОГРАММА Н.П. АКИМОВА В ЛЕНИНГРАДСКОМ ТЕАТРЕ КОМЕДИИ
Статья посвящена спектаклю Н.П. Акимова «Собака на сене» по одноименной комедии Лопе де Веги - классической комедии «плаща и шпаги» испанского театра Золотого века. Акимовская «Собака на сене» стала спектаклем-программой Ленинградского Театра Комедии, обозначив стремление Акимова создать целую галерею спектаклей по классическим комедиям Испании и Англии. Методологическим ключом к изучению режиссерской методологии Акимова выступает концепция «изобразительной режиссуры» М.З. Левина.
Ключевые слова:
Н.П. Акимов, изобразительная режиссура, М.З. Левин, Лопе де Вега, «Собака на сене», Театр Комедии.
Ряпосов А.Ю. «Собака на сене» (1936): спектакль-программа Н.П. Акимова в Ленинградском Театре Комедии // Общество. Среда. Развитие. -2023, № 3. - С. 93-96. - DOI 10.53115/19975996_2023_03_093-096
© Ряпосов Александр Юрьевич - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, заведующий сектором источниковедения, Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Николай Павлович Акимов (1901-1968), возглавив в 1936 году Ленинградский Театр Комедии, не спешил представить на новой сценической площадке собственную режиссерскую работу, потому что такая постановка должна была стать своего рода творческим манифестом режиссера и сценографа, представить художественную программу нового лидера Театра Комедии. Таким спектаклем стала постановка классической комедии «плаща и шпаги» испанского театра Золотого века - «Собака на сене» Лопе де Вега в новом стихотворном переводе М.Л. Лозинского. Впоследствии Акимовым будут поставлены еще два спектакля «испанского цикла»: «Валенсианская вдова» (Лопе де Вега, 1939) и «С юбовью не шутят» (П. Кальдерон, 1948).
Казалось бы, творчество Акимова хорошо изучено: изданы работы самого лидера Театра Комедии (см., напр.: [1-3]); режиссуре и сценическим постановкам Акимова посвящен целый ряд исследований (см., напр.: [8-11; 14-16; 19; 21] и др.). Между тем интерес к творчеству лидера Театра Комедии не ослабевает, появляются новые исследования, посвященные его спектаклям (см.: [4]). При многочисленных публикациях на сегодняшний день не существует обобщающего научного труда, целостно представляющего режиссерскую методологию Акимова и его творческий путь в качестве театрального режиссера.
Методологической основой такого исследования может стать идея «изобразительной режиссуры», которая была предложена М.З. Левиным (см.: [12]). Художник, по мнению Левина, «<...> требовал, чтобы
его понимание спектакля, его мысли, воплощенные на бумаге, проникали дальше монтировочной мастерской, доходили до самой сердцевины актерского творчества. <...> Создание такой сценической площадки, которая, будучи эмоционально и образно насыщена, определяла бы действие актера и восприятие зрителя, и работа над актерским образом, над изобразительным представлением сути и форм этого образа, - вот краеугольные камни, на которых покоится искусство изобразительной режиссуры» [12, с. 19]. Подобная установка, будучи последовательно воплощенной на практике, неизбежно вела художников-сценографов к режиссуре, что произошло и с самим Левиным, и с Акимовым.
Премьера спектакля «Собака на сене» состоялась 5 июня 1936 года. Акимов выступил как режиссер-постановщик и сценограф, музыку к спектаклю написал Л.А. Энтелис, дирижировал Л.В. Песков. Актуальность акимовской постановки существенно способствовал повышенный интерес к Испании в связи с военным мятежом 16 и 18 июля в Испанском Марокко и в самой Испании, послуживший началом Гражданской войны в Испании 19361939 годов [4, с. 366].
В 1938 году Театр Комедии выпустил книгу «Собака на сене: комедия в 3 д. Лопе де Вега: к постановке пьесы в Ленинградском государственном театре Комедии», обильно снабженную эскизами Акимова к постановке, фотографиями от- ° дельных сцен спектакля и фотографиями о исполнителей ведущих ролей в образах =? соответствующих персонажей (см.: [20]). о
Во вступительной статье «От театра» Акимов утверждал, что установкой Театра Комедии является работа над классикой, накопление от сезона к сезону фонда классических спектаклей. Особое внимание Акимов делал на стихотворном характере постановки, подчеркивая, что перевод М. Л. Лозинского - образец высокой поэзии. От театра требовалось избежать двух крайностей: в погоне за реалистичностью (а спектакль в 1930-е годы не мог не быть реалистическим) не превратить стихи в прозу, но и не трансформировать драматическую игру в чтение стихов со сцены. Специфика стихотворного текста должна была учтена в строении спектакля и в его ритмах, в сочетаниях слова и движения, в трактовке образов героев (см.: [20, с. 3-4, 6]).
В.М. Миронова отмечала, что спектакль Театра комедии начинался еще на улице, с акимовской афиши-плаката, которая стала своеобразным графическим девизом постановки. Вместо сухой и прагматичной информации о спектакле афиша изображала устремленную вперед стройную женскую фигуру в сопровождении собаки на фоне распахнутого морского горизонта (см.: [15, с. 81]).
Классическая испанская комедия «плаща и шпаги» конструктивно опиралась на интригу, основанную на неожиданных поворотах и узнаваниях. «Собака на сене» не являлась исключением, комедия Лопе де Вега представляла собой хитросплетения любовной интриги, основанной на том, что молодая вдова, благородная и прекрасная графиня Диана де Бельфор была увлечена своим секретарем Теодоро; сословные предубеждения не позволяли этой гордой носительнице имени божественной покровительницы охоты открыть свои чувства подчиненному недворянского происхождения, но и уступить Теодоро своей служанке Марселе Диана никак не могла.
Советское искусство 1930-х годов не только должно было быть реалистичным, но и обязательно социальным. Между тем акимовская версия «Собаки на сене» проигнорировала оба из указанных требований, в центре внимания театра оказались сугубо любовные коллизии. В.М. Миронова заметила: «Акимов оставил без внимания как мотив социального неравенства Дианы и Теодоро, так и разоблачение Теодоро, с легкостью меняющего служанку на госпожу. Его спектакль был о другом - об изменчивости любви, о причудах человеческого сердца, о капризах очаровательной женщины» [15, с. 81].
Установка режиссера и сценографа на театральность была отмечена рецензентами спектакля и удостоилась их упреков (см., напр.: [6; 17; 18]), но Акимов погрузился в создание нарядного, веселого, жизнерадостного зрелища, изобилующего эффектными положениями, неожиданными поворотами, в основе которых лежали прихоти любящего сердца, игры случая, приемы переодевания и т.д.
М.О. Янковский утверждал: «Буффонада комедии Лопе де Вега в значительной мере вытекает из сценических обстоятельств и обусловлена характеристиками героев. Актерам дан толчок для вольной разработки буффонных положений, а сам спектакль приобретает подчеркнуто театральные черты. Господство увлекательной театральности, представляющей в данном случае обновление традиционных приемов "плаща и шпаги", привело к спектаклю нарядному, насыщенному свежей выдумкой, отмеченному изощренным вкусом постановщика-художника (курсив мой - А.Р.)» [21, с. 25].
Акимов-художник создал архитектурную декорацию с фасадами домов слева и справа и морским пейзажем на заднем фоне или декорацию в виде балюстрады; фотографии отдельных сцен спектакля позволяют сделать вывод, что действие сосредотачивалось преимущественно на переднем плане сцены. Эскизы костюмов носили испанский колорит, хотя отдельные детали (особенно женские головные уборы) имели элементы восточного колорита, что неудивительно для Испании с ее многовековыми столкновениями с арабскими завоевателями и последующей Реконкистой. Использование лестниц и балконов наряду с планшетом сцены, как справедливо заметила А.Б. Арефьева, давало постановщику большую свободу мизансценирования и одновременно создавало необходимый южный колорит (см.: [4, с. 371]).
М.О. Янковский отмечал: «Каждой из эпизодических фигур Акимов дал впечатляющие личные приметы, благодаря чему они обрели живую жизнь не только в прихотливом сюжете, но и как запоминающиеся индивидуальные характеры. Маркиз Рикардо предстал непроходимым глупцом, помешанным на аристократическом этикете, поклонах, внешней импозантности. Граф Лудовико оказался подагриком, и его больная нога пришлась как нельзя кстати для буффонных мизансцен. А граф Федорико - субъектом до последней степени нервным, склонным каждое
мгновение забиться в лихорадочном припадке» [21, с. 25].
Но, конечно, центром спектакля выступала Диана, разрываемая борьбой между аристократическим высокомерием, внешней неприступностью, напускной холодностью - и влечением пылкого сердца. В.М. Миронова утверждала, что исполнительница роли Дианы И.П. Го-шева, «<...> не обладала темпераментом, режиссер и не требовал этого. Ее изящно-стильная, капризная, переменчивая по настроению Диана отлично смотрелась рядом с грубовато-мужественным и динамичным Теодоро - И.А. Ханзелем» [15, с. 81-82]. М. О. Янковский выделял еще роль Тристана в исполнении В. П. Киселева, вносившего в акимовский спектакль своими выдумками динамику действия и искрящийся юмор (см.: [21, с. 26]).
На основе драматургической интриги комедии Лопе де Вега Акимов выстроил в спектакле действенную структуру, архитектоника которой не зависела от конкретных актеров и актрис, исполнявших основные роли, - ни от их артистических индивидуальностей, ни от трактовок ими соответствующих ролей.
Рецензент «Красной газеты» Б.Л. Бро-дянский свидетельствовал: «Наибольший интерес аудитории вызвал образ Дианы, мягко обрисованный артисткой Гошевой. Отлично удались молодой исполнительнице бурные переходы роли, переходы Дианы от деспотизма, сомнений, ревности, своеобразной строптивости к трогательной лирике (курсив мой - А.Р.)» [5]. Или, в несколько другой формулировке: «Артистка Гошева мастерски воплощает и бурную смену настроений, и внутреннюю борьбу Дианы - борьбу сословных предрассудков с чувством, и, наконец, тот поединок с Те-одоро, который постоянно ведет Диана под влиянием этой борьбы (курсив мой -А.Р.)» [6]. Исполнительницей роли Дианы во втором составе стала Е.В. Юнгер, которая, по свидетельству Я. Л. Варшавского, представала прежде всего графиней де Бельфор, чье происхождение и воспитание проявлялось в большей сдержанности, не допускавшей открытого
Список литературы:
проявления чувств; ее партнер Ж.Н. Лец-кий в роли Теодоро также играл более сдержанно, чем это делал И.А. Ханзель (см.: [7, с. 155-156]). Е. М. Мин отмечал: «Он (Лецкий - А.Р.) не вдается в изящную декламацию, не рисуется на сцене. Ему удалось найти искреннюю простоту исполнения, оттенить трогательную наивность героя, его излишнюю доверчивость и прямодушие» [13]. А.Г. Мовше-сон обращал внимание на превосходную дикцию и красивый рисунок Ханзеля-Теодоро (см.: [17, с. 20-21]). А.И. Пиотровский увидел Ханзеля-Теодоро искренне увлекающимся и страдающим (см.: [18]).
Гротеск, шарж, разные приемы преувеличения более всего проявлялись при исполнении ролей второго плана - маркиза Риккардо (А.В. Савостьянов), графа Федерико (Н. А.Волков), старого графа Лудовико (А.Л. Бонди) и слуги Теодоро - Тристана (В.П. Киселев) (см., напр.: [6]).
Е.М. Мин свидетельствовал, что старый граф Лудовико в исполнении С.Н. Филиппова был решен средствами чистой эксцентрики, при воплощении той же роли А.Л. Бонди не менее смешон, хотя и более сдержан в плане использования эксцентрики (см.: [13]).
В.П. Киселев в роли Тристана проявил себя, как считал Е.М. Мин, острохарактерным актером, первое впечатление о слуге Теодоро как о существе сонном и ленивом - обманчиво, Тристан Киселева по ходу действия обнаруживает себя умным, проницательным и решительным человеком, обеспечившим счастливую развязку интриги (см.: [13]).
А.И. Пиотровский особенно подчеркивал, что акимовский спектакль по классической комедии Лопе де Вега продемонстрировал высокий культурный и профессиональный уровень пришедшей в Театр Комедии артистической молодежи (см.: [18]).
Спектакль имел счастливую сценическую судьбу и на момент 1938 года прошел более 250 раз (см.: [20, с. 6]); в феврале 1939 года «Собака на сене» была сыграна в 300-й раз, а в мае 1952 года - в 500-й раз (см.: [4, с. 374]).
[1] Акимов Н.П. О театре. - Л.-М.: Искусство, 1962. - 350 с.
[2] Акимов Н.П. Не только о театре. Л.-М.: Искусство, 1966. - 426 с.
[3] Акимов Н.П. Театральное наследие. В 2 т. - Л.: Искусство, 1978.
[4] Арефьева А.Б. «Заговор чувств». Испанский цикл Николая Акимова // Вопросы театра. Proscaenшm. -2022, № 3-4. - М.: ГИИ. - С. 364-385.
[5] Б.Б. (Бродянский Б.Л.). В театре «Комедии» // Красная газета. - 1936, 26 авг.
[6] Бродянский Бор. (Бродянский Б.Л.). «Собака на сене» в театре «Комедия» (Второй состав исполнителей) // Красная газета. - 1936, 29 окт.
3
ю О
[7] Варшавский Я. (Варшавский Я.Л.). Тема и стиль. Два спектакля ленинградского театра «Комедии» // Театр. - 1938, № 9. - С. 153-156.
[8] Головашенко Ю.А. Акимов и поиски комедии // Головашенко Ю.А. Многообразие реализма: сборник статей. - М.: Искусство, 1973. - С. 170-184.
[9] Жележенко М. Акимов // Портреты режиссеров. - М.: Искусство, 1972, вып. 1. - С. 55-96.
[10] Жележенко М.Л. Комедийная режиссура Н.П. Акимова // Из опыта советской режиссуры 1930-х годов: сборник научных трудов. - Л.: ЛГИТМиК, 1989. - С. 93-110.
[11] Жележенко М.Л. Николай Акимов в Новом театре // Режиссер и время: сборник научных трудов. -Л.: ЛГИТМиК, 1990. - С. 63-78.
[12] Левин М. Изобразительная режиссура // Театр и драматургия. - 1935, № 10. - С. 17-19.
[13] Мин Евг. (Мин Е.М.). Премьера старого спектакля // Рабочий и театр. - 1936, ноябрь, № 21. - С. 16.
[14] Миронова В. «Гамлет» по-акимовски // В спорах о театре: сборник научных трудов. - СПб.: РИИИ, 1992. - С. 6-21.
[15] Миронова В. Комедийный театр Н. Акимова (1930-е годы) // Режиссура: взгляд из конца века: сборник научных статей. - СПб.: РИИИ, 2005. - С. 76-93.
[16] Миронова В. Художник Н.П. Акимов: Начало // Имена. События. Школы: Страницы художественной жизни 1920-х годов: сборник статей. - СПб.: РИИИ, 2007. - С. 136-150.
[17] Мовшенсон А. (Мовшенсон А.Г.). Две премьеры в театре Комедии. «Лестница славы» и «Собака на сене» // Рабочий и театр. - 1936, июнь, № 12. - С. 20-21.
[18] Пиотровский Адр. (Пиотровский А.И.). «Собака на сене». Премьера в театре «Комедии» // Красная газета. - 1936, 8 июня.
[19] Родионова И.В. Акимов работает. - Л.: Искусство, 1974. - 117 с.
[20] Собака на сене: комедия в 3 д. Лопе де Вега: к постановке пьесы в Ленинградском государственном театре Комедии. - Л.: Издание Ленингрск. гос. театра Комедии, 1938. - 93 с.
[21] Янковский М. Ленинградский театр Комедии. - Л.: Искусство, 1968. - 178 с.
см со
О
3
ю О