28. Khronograf Kuzbassa. 2019 god [Kuzbass Chronograph. 2019]. Kemerovo, 2018. 104 p. (In Russ.). Available at: http://arhiv42.ru/pictures/20181214102519hronos2019.pdf (accessed 18.05.2020).
29. Cherkaeva O.E. Voprosy terminologii: "muzeynaya set'" i "muzeynyy landshaft" [Questions of terminology: "Museum network" and "Museum landscape"]. Vestnik SPbGIK [Bulletin of SPbGIK], 2018, no. 3 (36). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-terminologii-muzeynaya-set-i-muzeynyy-landshaft (accessed 18.05.2020).
30. Shmit F.I. Muzeynoe delo: voprosy ekspozitsii [Mimosine case: issues of exposure]. Leningrad, Academia Publ., 1929. 245 p. (In Russ.).
УДК 069; 792.9
СПЕКТАКЛЬ КАК ФОРМА МУЗЕЙНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Малеев Виталий Сергеевич, аспирант кафедры культурологии факультета государственной культурной политики, Московский государственный институт культуры (г. Химки, РФ). E-mail: maleev. vital@gmail.com
Актуальность статьи связана с необходимостью осмысления опыта становления новых синтетических музейно-театральных форм, в частности в условиях туриндустрии, которая имеет противоречивый характер. В ходе рассмотрения вопроса применялись исторический подход, компаративный анализ, включённое наблюдение для сбора эмпирического материала. Автор анализирует перспективы использования в современном музее театрального искусства с целью воссоздания и сохранения нематериального культурного наследия. В статье показаны этапы вхождения театрализации в музейное пространство - от «оживления» музейной экспозиции до «документального театра». Выявляются проблемы процесса формирования новых музейно-театральных форм, препятствующие адекватности перевода исторических документов на язык драматургии. Указаны границы творческой интерпретации со стороны создателей синтетических музейно-театральных форм, когда музейность подчиняется театральной зрелищности. Сделан вывод о том, что только соблюдение гармонии между музейным и театральным началами может быть основанием синтеза музея с театром, претендующего на формирование национальных ценностных ориентиров. Указанный синтез театрального и музейного должен находиться кураторами, режиссерами и актерами каждый раз заново применительно к целям и особенностям решаемой задачи. Универсальность такого рода задач должна учитываться при подготовке соответствующих кадров вузами культуры.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, документальный театр, спектакль в музее, синтетическая музейно-театральная форма.
THE SHOW AS A FORM OF MUSEUM NARRATIVE IN THE CONTEXT OF THE PRESERVATION OF THE INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE
Maleev Vitaliy Sergeevich, Postgraduate of Department of Culturology, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russian Federation). E-mail: maleev.vital@gmail.com
The relevance of the article is related to the need to understand the experience of the formation of new synthetic museum-theatrical forms, in particular in the conditions of the travel industry, which has a
contradictory character. During the consideration of the issue, a historical approach was applied, comparative analysis, included observation to collect empirical material. The author analyzes the prospects for the use of theatrical art in a modern museum in order to recreate and preserve the intangible cultural heritage. The article shows the stages of theatricalization entering the museum space from the "revival" of the museum exposition to the "documentary theater." The problems of the process of forming the new museum and theater forms that impede the adequacy of the translation of historical documents into the language of drama are revealed. The boundaries of creative interpretation by the creators of synthetic museum-theatrical forms are indicated, when the museum is a subject to theatrical entertainment. It is concluded that only maintaining the harmony between a museum and theatrical principles can be the basis for the synthesis of a museum with a theater, which claims to form national value guidelines. The specified synthesis of theatrical and museum should be found by curators, directors and actors each time anew as applied to the goals and features of the problem being solved. The universality of such tasks should be taken into account in the preparation of the appropriate personnel by universities of culture.
Keywords: intangible cultural heritage, documentary theater, a show at the museum, synthetic museum-theatrical form.
Doi: 10.31773/2078-1768-2020-52-102-107
В основе музея как института памяти в его существенных и даже случайных проявлениях прослеживается принцип консерватизма. И тем не менее в современную эпоху идет поиск новых форм музейной деятельности. При этом современное музейное пространство способно актуализировать не только материальное, но и нематериальное культурное наследие. Музейное проектирование создаёт новые формы, способные соединять научные знания об отдельных предметах и явлениях с их творческой интерпретацией. Инновационные форматы интерпретации личных историй или архивных документов вносят новую грань в работу музея. Один из развивающихся форматов музейного повествования - спектакль в музее. В настоящей статье мы проанализируем возможности театрального направления в рамках современной музейной деятельности применительно к социально ориентированному туризму и рассмотрим проблемы, возникающие при реализации этой практики.
Театр в музее: история вопроса
Взаимодействие музея с театром дает новые возможности для сохранения нематериального культурного наследия. В рамках турбизнеса указанное взаимодействие связано с синтетическими музейно-театральными формами культуры, которые по-новому раскрывают темы музейного исследования. Положительный опыт подобно-
го синтеза подтверждают удачно реализованные проекты.
Очевидная тенденция современного музея, как и театра, - развитие интерактивности. Если до этого момента музей и театр были трансляторами информации, смыслов и идей, то теперь они вступают в равноправный диалог с публикой. «Применительно к постмузею меняет смысл само понятие "коммуникация", теперь оно, скорее, означает общение зрителей между собой и приобретение ими мультипространственного опыта, то есть получение не сведений, а впечатлений» [2, с. 190]. Например, спектакль «Записки русского путешественника» московского театра «Школа современной пьесы» строится на постоянных провокациях зрителя, которые становятся частью представления. Музей также трансформирует роль посетителя из наблюдателя в непосредственного участника «событий», созданных музеем.
В реализации этой тенденции современный музей и театр обращаются к опыту античного форума. Особенно в этом смысле продвигаются вперед музеи современно искусства, практикующие перформативные акты искусства со зрителем. «Музеи современного искусства стали чем-то большим, нежели художественным музеем в привычном нам понимании - из музейного пространства они превратились в место <...> которое по своей общественной значимости можно описать словом "форум"» [9, с. 199]. Музей становится
местом решения общественно значимых проблем через личное участие. «Когда пьеса закончена, может начаться обсуждение с аудиторией, но вскоре актёры снова начинают играть, и на этот раз любой зритель-актёр может крикнуть "Стоп!" и заменить актёра» [5, с. 225]. Также решение вопроса, поставленного художником в музее, может происходить не только через дискуссию или мастер-класс, но и через непосредственное физическое участие посетителей в художественном произведении, перформансе или инсталляции.
В этой связи в наши дни пересматривается весь конструктив музейного и театрального пространства. «Современный музей реализует модернистскую мечту о театре, в котором нет четкого разделения между сценой и зрительным залом -как будто посетителей театра попросили выйти на сцену и включиться в действие» [3, с. 41]. Процесс стирания границ между зрелищем и публикой приводит к дематерилизации экспозиции и сцены, отказу от витрин и занавеса. В какой-то мере происходит возврат к ритуально-мифологической форме с возобновлением зрительского участия.
Тенденция к интерактивности и глубокие изменения в музейном и театральном пространстве определяют возврат к синкретическим формам взаимодействия музея с театром. Но в наши дни место ранних синкретических форм занимают синтетические формы, изучение которых является стимулом к их развитию. Культурные практики музея и театра становятся настолько широки, что нуждаются в межинституциональном рассмотрении, чтобы избежать одностороннего взгляда.
На начальном этапе музей использует средства театрализации для оживления темы экспозиции или выставки. Данный этап и его положительные результаты достаточно подробно рассмотрены в диссертационном исследовании И. А. Щепетковой [10]. На данной стадии взаимодействие заключается в проведении на базе музея перформативных тематических событий. Это исполнение музыкальных произведений, чтение литературных произведений, показ спектаклей. Подобное взаимодействие характерно для мемориальных музеев композиторов, писателей и других деятелей культуры. Характерный пример - сценическое воплощение произведений А. С. Пушкина в Мемориальном музее-квартире
поэта. В подобном случае для музея создаются творческие акты.
На следующем этапе театрализация приобретает еще больший объём, и при этом предпринимается попытка полностью восстановить историческое событие. Примером может служить опыт реконструкторов, которые делают попытку адекватно воспроизвести рыцарский турнир в старинном замке или бал в историческом месте. Однако в данном случае театрализация не допускает свободной интерпретации, поскольку основана на документах и подлинных источниках. Ее смысл заключается в полной достоверности исторической реконструкции по отношению к историко-культурному явлению. Самый яркий пример подобного события - ежегодный фестиваль «Куликово поле». Выбор музея-заповедника как базы для проведения подобных театрализованных событий свидетельствует о желании более глубокого изучения конкретных культурных ценностей.
Но сотрудничество музея и театра возможно и в других формах, когда баланс смещается в сторону театра, театрализация доминирует и может в перспективе поглотить музейную сферу. На этом этапе не только допускается, но даже доминирует творческая интерпретация. Происходит это на фоне развития массового туризма и включения музеев в эту сферу. Именно на этом этапе создаются мастерские народных промыслов на показ, посетителей интересует «кухня» процессов, которую создают с помощью театрализации. «Популярными достопримечательностями оказываются профессии - потому, наверное, что центральное место в них занимает человек» [6, с. 98]. Проблемой данного этапа в развитии музеев становится как раз господство театрализации, при котором музей оказывается только средством и формой, а воссоздание прошлого часто теряет «музейный» смысл, переходя в зону развлечений.
В этой ситуации сохранить «музейную» составляющую позволяет грамотно подготовленный драматургический материал. На наш взгляд, форма документального театра способна усилить музейную составляющую в современных синтетических музейно-театральных формах на базе социально ориентированного туризма. Документальный спектакль - та синтетическая форма, которая придаст новый импульс развитию музеев в новых условиях.
Перевод музейных материалов на язык драматургии
Истоки документальной драматургии следует искать в эпических формах литературы, которые были средством сохранения истории. «В эпоху Возрождения эпическая драма приняла более очевидный исторический облик в истории, хронике или пьесах (например, созданные Шекспиром серии пьес)» [5, с. 77]. Введение реальных исторических персонажей в структуру драматических произведений использовалось для интерпретации происходивших событий.
Становление современной документальной драмы происходит в XX веке, этапы её формирования подробно рассматривает С. М. Болгова [1]. Развитие современной документальной драматургии она связывает со стремлением «показать человеческую жизнь в условиях своего времени как можно точнее, реалистичнее и правдоподобнее» [1, с. 389]. Развитие документального направления рождало новые художественные формы. В России после революции 1917 года «живые газеты» стали доступной формой донесения рабочим и крестьянам последних новостей и объяснения политических событий.
В наше время документальный театр активно развивается на базе «ТеатраЛОС». «Документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, является особым жанром, существующим на стыке искусства и злободневного социального анализа» [8]. Социальные возможности такого вида театра до конца не исчерпаны и могут с успехом применятся в пространстве музея. Главный принцип подготовки спектакля в рамках музейного повествования - обращение к «музейности» на всех этапах подготовки. Сценарий, костюм, логика повествования, темпоритм действия выстраиваются на документальной основе. Прямая работа с документом позволяет сохранить достоверность спектакля. Театрализация используется в музее для того, чтобы показать и сохранить истории, скрытые за музейными предметами.
Приведем ряд примеров исследовательской работы музея, представленной в форме спектакля и других театральных формах. На базе Мышкин-ского народного музея функционирует краеведческий театр «Столбовский двор», в котором были
поставлены пьесы, написанные на основе архивных материалов краеведом В. А. Гречухиным. Заметки старинных газет или судебные дела становятся фабулой пьесы. Из этих спектаклей можно увидеть и узнать, как и чем жил провинциальный купеческий город в XIX веке. Спектакли разыгрываются в доме купца Столбова. Это направление работы Мышкинского народного музея одновременно сохраняет феномен домашнего театра и знакомит с историей города в лицах и нравах ушедших веков.
Архитектурно-этнографический музей Се-мёнково Вологодской области в рамках авторского проекта «Право на судьбу» проводит исследование на местном материале, чтобы выяснить роль простого человека в истории деревни. В рамках проекта организована Школа музейной интерпретации, которая позволяет участникам проекта органично вжиться в роль крестьян Вологодской губернии. «Одним из путей расширения и углубления тематики может быть обращение к личным крестьянским историям, основанным на архивных документах» [7, с. 35]. По архивным документам о конфликте в семье Дудниковых из деревни Торшеево поставлен антропологический спектакль «Родная мать». Он представляет собой синтез научного и художественного высказывания и приглашает зрителей к дискуссии.
Музей истории Екатеринбурга представляет нам нематериальное культурное наследие города сразу в нескольких театральных формах: традиционные, променадные, радиоспектакли и иммер-сивные представления. В основе спектакля «Урал-маш GO» лежат интервью с коренными жителями района Уралмаш. Спектакль «Бабушкин дом» создан на основе дневниковых записей семейного архива. «Для Музея истории Екатеринбурга данные проекты - это, прежде всего, осмысление и репрезентация нематериального наследия города, а именно собранных музеем коллекций интервью с горожанами» [4, с. 12]. Такие спектакли открывают новое направление в деятельности музея, ещё один способ работы с городским наследием. С 2018 года Музей истории Екатеринбурга имеет собственную афишу и театрального режиссера в штате сотрудников.
Итак, задача сохранения нематериального культурного наследия дает больший простор для
театрализации в рамках музейной формы. Понятно, что перед работниками такого музея встает вопрос о границах допустимой интерпретации в документальном театре, поскольку пространство музея должно диктовать спектаклю статус исторической достоверности, что в целом ограничивает режиссерскую свободу и границы творческой фантазии. Но нужно достичь баланса и гармонии музейного и театрального культурных начал в рамках новых форм, не впадая в крайности, которые уже демонстрирует практика, прежде всего, в туриндустрии. Зрелищность, увлечённость театральной формой не должны быть выше исторического содержания. В каком-то смысле музейный материал здесь важнее актерского состава. Изобретательность режиссера должна приветствоваться только в связи с поиском новых форм освоения музейного языка.
Следующая трудность связана с нахождением адекватного места и роли спектакля в музее. В крупном городе музею проще и легче обеспечить себя зрителями и окупить затраты на постановку. Музеям малых городов спектакли могут оказаться не под силу. Таким образом, возникает проблема подготовки универсальных кадров, которые могут работать с музейным материалом и
его театральным воплощением одновременно. Синтез языков определяет специфику работы, заключённую в художественном выражении исто-рико-научного материала. Необходимость решения таких универсальных задач применительно к турбизнесу малых городов России, на наш взгляд, должна учитываться при подготовке кадров вузами культуры.
* * *
Адекватное решение проблем, встающих перед создателями современных синтетических музейно-театральных форм, зависит от множества факторов. Но с самого начала кураторам, работникам музея, режиссерам, актёрам необходимо понимать цель вхождения театрализации в пространство музея. Грамотная работа на всех этапах создания и воплощения музейного спектакля сохранит статус музея как хранителя культуры и истории при пристальном внимании общества к сохранению нематериального культурного наследия. Только соблюдение гармонии между музейным и театральным может быть основанием культурного института, претендующего на формирование национальных ценностных ориентиров.
Литература
1. Болгова С. М. Современная документальная драма: к истории вопроса // Изв. Самар. науч. центра РАН. -2014. - Т. 16, № 2 (2). - С. 386-389.
2. Бонами З. А. Как читать и понимать музей. Философия музея. - М.: АСТ, 2008. - 224 с.: ил.
3. Гройс Б. Почему музей? // Художественный журнал. - 2012. - № 88. - C. 41.
4. Каменский С. Документальные театральные проекты как способ работы с наследием Екатеринбурга // Интерпретация наследия: сила повествования в музее: сб. мат-лов Междунар. конф. - СПб., 2019. - 47 с.
5. Лич Роберт. Театр. Теория и практика / пер. с англ. Е. А. Кривошея. - Харьков: Гуманитарный центр, 2015. -244 с.
6. Макканелл Дин. Турист. Новая теория праздного класса. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 280 с.
7. Мухин Д. А. Музейный театр как форма сторителлинга // Инновационные направления деятельности музеев под открытым небом: сб. мат-лов Всерос. конф. - Шушенское, 2019. - 80 с.
8. Театр документальной пьесы «ТЕАТРЛОС» [Электронный ресурс]. - URL: teatrdoc.ru/statphp?page=verbatim (дата обращения: 14.03.2020).
9. Шалина Н. С. Музей современного искусства: функция форума // Тр. ист. фак. С.-Петерб. ун-та. - 2015. -№ 22. - С. 199-208.
10. Щепеткова И. А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: автореф. дис. ... канд. культурологии. - СПб., 2006. - 23 с.
References
1. Bolgova S.M. Sovremennaya dokumental'naya drama: k istorii voprosa [Contemporary Documentary Drama: On the Background]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2014, vol. 16, no. 2 (2), pp. 386-389. (In Russ.).
2. Bonami Z.A. Kak chitat' i ponimat' muzey. Filosofiya muzeya [How to read and understand the museum. Museum Philosophy]. Moscow, AST Publ., 2008. 224 p.: il. (In Russ.).
3. Grays B. Pochemu muzey? [Why a museum?]. Khudozhestvennyy zhurnal [Moscow art magazine], 2012, no. 88, p. 41. (In Russ.).
4. Kamenskiy S. Dokumental'nye teatral'nye proekty kak sposob raboty s naslediem Ekaterinburga [Documentary theater projects as a way to work with the heritage of Yekaterinburg]. Interpretatsiya naslediya: silapovestvovaniya v muzee: sbornik materialov mezhdunarodnoy konferentsii [Interpretation of Heritage: The Power of Narration in the Museum. Collection of materials of the international conference]. St. Petersburg, 2019. 47 p. (In Russ.).
5. Lich Robert Teatr. Teoriya i praktika [Theater. Theory and Practice]. Translated from English E.A. Krivosheya. Kharkov, Gumanitarnyy Tsentr Publ., 2015. 244 p. (In Russ.).
6. Makkanell Din. Turist. Novaya teoriya prazdnogo klassa [Tourist. The new theory of the idle class]. Moscow, Ad Marginem Press, 2016. 280 p. (In Russ.).
7. Mukhin D.A. Muzeynyy teatr kak forma storitellinga [Museum Theater as a form of storytelling]. Innovatsionnye napravleniya deyatel'nosti muzeev pod otkrytym nebom: sbornik materialov Vserossiyskoy konferentsii [Innovative Directions of Museums in the Open Air. Collection of materials of the All-Russian Conference]. Shushenskoe, 2019. 80 p. (In Russ.).
8. Teatr dokumental'noy p'esy "TEATR.DOC" [Theatre of the documentary play "TEATR.DOC"]. (In Russ.). Available at: teatrdoc.ru/stat.php?page=verbatim (accessed: 14.03.2020).
9. Shalina N.S. Muzey sovremennogo iskusstva: funktsiya foruma [Museum of modern art: function of the forum]. Trudy ist. fakul'teta S.-Peterb. un-ta [Proceedings of the Faculty of History of St. Petersburg University], 2015, no. 22, pp. 199-208. (In Russ.).
10. Shchepetkova I.A. Teatralizatsiya muzeynogo prostranstva kak forma vzaimodeystviya s posetitelyami: avtoreferat dis. ... kandidata kul'turologii [Theatricalization of museum space as a form of interaction with visitors. Author's abstract of the Diss. of PhD of Culturology]. St. Petersburg, 2006. 23 p. (In Russ.).
УДК 069.158:746.344:281.96(571.150)=161.1
РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ АЛТАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Ларина Татьяна Юрьевна, аспирант кафедры музеологии и документоведения, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: tatyana.larina.15@mail.ru
В статье представлены результаты исследования народной вышивки в полиэтническом пространстве Алтая с момента его заселения русскими и до наших дней. Автором рассмотрено развитие вышивки на пяти этапах заселения региона в соответствии с «волнами» переселения различных этнических групп: появление на Алтае первопоселенцев-«старожилов» (до 1860 года); заселение «рассейскими» (1865-1905 годы); миграции, вызванные столыпинскими реформами (1905-1920 годы); переселения, связанные с репрессиями и депортациями (1920-1940 годы); этнические миграции в постсоветский период (после 1990-х годов). В работе выявляется влияние этнических факторов (состав переселенцев и мигрантов, места исхода, расселение на территории Алтая и др.) на изменения, происходившие в народной вышивке Алтая; прослеживается трансформация вышитых изделий в процессе аккультурации по таким критериям, как материал изготовления, форма, технология, композиция, колорит, орнамент; анализируется культурное многообразие внутри этнических социумов и его влияние на вышивку как историко-культурное наследие народов Алтая. Исследование основано на анализе научных трудов ученых-этнографов и коллекций вышитых этнографических образцов музеев Алтайского края. Данные, полученные в ходе исследования, впервые позволили представить общую картину развития вышивки региона на протяжении более трех столетий.
Ключевые слова: этнос, миграция, переселенцы, полиэтническое пространство, аккультурация, культурное наследие, вышивка, техника, орнамент.