Научная статья на тему 'Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура'

Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СТОЯНИЕ НА РЕКЕ УГРЕ" / КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ВОРОТЫНСКИЙ / СПАСА-ВОРОТЫНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ШАТРОВЫЕ ХРАМЫ / ПР. НИКИФОР КАЛУЖСКИЙ? ВВЕДЕНСКИЙ ТРАПЕЗНЫЙ ХРАМ / ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР / "STANDING ON THE UGRA RIVER" / PRINCE DMITRY VOROTYNSKI / THE SAVIOR VOROTYNSKY MONASTERY / STEEPLE CHURCHES / ETC. NICEPHORUS KALUGA? INTRODUCED-SKI REFECTORY CHURCH / TRANSFIGURATION CATHEDRAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соловьев К. А.

В статье кандидата культурологии Соловьева Кирилла Алексеевича идёт речь об одной малоизвестной обители Калужского края основание которой связано со знаменательным событием русской истории конца XV века «Стоянием на реке Угре 1480 года», когда русское государство окончательно освободилось от власти Золотой Орды.Впервые монастырь упоминается между 1495 и 1511 годами в личных документах, и это упоминание связано с представителем одной из древних русских княжеских фамилий князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским. В статье идёт речь об исторических преданиях, связанных с основанием монастыря. Даётся обширный архитектурный анализ памятников обители. В статье особо отмечается уникальность архитектурного ансамбля Спаса-Воротынского монастыря, который включает сразу два шатровых храма. Один из них имеет двух шатровое завершение. В статье использованы фотографии автора 2015 года, ранее нигде не публиковавшиеся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPASSKY MONASTERY ON THE UGRA RIVER - HISTORICAL LORE AND ARCHITECTURAL TEXTURE

In the article of candidate of Culturology Solovyov Kirill Alexeeva-cha, refers to a little-known monastery in Kaluga region to the base of which is connected with a significant event in Russian history of the end of XV century ";Standing on the Ugra river in 1480", when the Russian government finally freed himself from the power of the Golden Horde. The monastery was first mentioned between the years 1495 and 1511 in personal documents, and this mention is connected with the representative of one of the ancient Russian princely family is Prince Dmitri Fyodorovich Vorotynskiy. The article deals with the historical legends about the Foundation of the monastery. Provides an extensive analysis of the architectural monuments of the monastery. The article stresses the uniqueness of the architectural ensemble of the Saviour vorotynsky monastery, which includes two Sacra-o temple. One of them has two-hipped end. In the article the use intended of the author's photo 2015, are previously unpublished.

Текст научной работы на тему «Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура»

11.Dafoe, J.W. Clifford Siffton in Relation to his Times Toronto: The Macmillan Company of Canada Limited, at St. Martin's House 1931. 552 p.

12. Cook, T. Our first duty is to win, at any cost" Sir Robert Borden during the Great War // Journal of Military and Strategic vol. 13, issue 3, Spring, 2011. pp.1-24.

13.Dafoe, J.W. Laurier: A Study in Canadian Politics Toronto: Thomas Allen Publisher, 1922. 197 p/

14.Reasons by the Rt. Hon. R. L. Borden, M.P. In Favour of a Canadian Naval Service and Against a Contribution / Issued by the Central information office of the Canadian Party Ottawa: Lowe-Martin Co. Limited, Printers, Pamphlet № 10, 1913. 8.р.

15. Соков И.А. Американские теории происхождения и эволюции канадской политической культуры: критический анализ. Культурно-исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы: материалы III Все-рос. науч.-методолог. семинара (Самара, 26-27 октября 2015 г.) / М-во культуры РФ, СГИК. Самара: ООО «Книга», 2015. 636 с.

Об авторе

Соков И.А. - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета, isokov@mail. ru

УДК 07.00.00

СПАССКИЙ НА УГРЕ МОНАСТЫРЬ - ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ И АРХИТЕКТУРА

К.А. Соловьев

В статье кандидата культурологии Соловьева Кирилла Алексеевича идёт речь об одной малоизвестной обители Калужского края основание которой связано со знаменательным событием русской истории конца XV века - «Стоянием на реке Угре 1480 года», когда русское государство окончательно освободилось от власти Золотой Орды.Впервые монастырь упоминается между 1495 и 1511 годами в личных документах, и это упоминание связано с представителем одной из древних русских княжеских фамилий - князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским. В статье идёт речь об исторических преданиях, связанных с основанием монастыря. Даётся обширный архитектурный анализ памятников обители. В статье особо отмечается уникальность архитектурного ансамбля Спаса-Воротынского монастыря, который включает сразу два шатровых храма. Один из них имеет двух шатровое завершение. В статье использованы фотографии автора 2015 года, ранее нигде не публиковавшиеся. Ключевые слова: «Стояние на реке Угре», князь Дмитрий Воротынский, Спаса-Воротынский монастырь, шатровые храмы, Пр. Никифор Калужский? Введенский трапезный храм, Преображенский собор.

В Российском государстве множество интересных, уникальных исторических и архитектурных памятников, которые, к сожалению, малоизвестны широкому кругу людей, интересующихся историей, культурой, архитектурой, да и серьёзным исследователям. Часть из них были подробно исследованы в дореволюционной литературе, но не столь заметны в настоящее время. К их числу можно отнести и древний Спасский монастырь на реке Угре, который, по имени князей, которые благоволили обители, часто именуется Спаса-Воротынской обителью.

Расположен он недалеко от древнего русского города Воротынска нынешней Калужской области при впадении реки Оки в реку Угру. Предание связывает основание этой обители с именем^ проповедью и мученической кончиной Св. Пр. Кукши Печерского, который в XII веке проходя через калужские земли, проповедовал местным язычникам славянам, мери * и голяди. *

Впервые монастырь упоминается между 1495 и 1511 годами в личных документах, и это упоминание связано с представителем одной из древних русских княжеских фамилий - князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским.

Если следовать историческим преданиям, то в первой половине XII столетия инок Киево-Печерского монастыря Кукша просвещал миссионерской проповедью Вятичскую землю и проповедовал в современных Брянской, Орловской и Калужской областях. В 1113, по иным сведениям в 1114 году, а по сообщению игумена Арсения, в 1110 году инок Кукша был убит язычниками. Происходил он из рода племенных вятичских князей или старейшин и именно поэтому вместе со своим учеником Никоном проповедовал в родных местах. Известный русский историк и краевед В. М. Каш-каров, занимавшийся в XIX веке биографическими исследованиями о Пр. Кукше Печерском считал, что «.. .епископ-Феоктист позаботился доставить в Киево-Печерский монастырь тело убитого мученика». [1 к стр. 2]

Рис. 1. Общий вид храмов Спаса-Воротынского монастыря

Погребён Кукша был в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. Современные исследователи, предположительно, называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области), — но, скорее всего потому, что этот город, несомненно, находился на пути проповедников и, к тому же, хорошо исследован археологами; обнаружены на Серенском городище и явные следы христианской проповеди — в частности, нательные крестики, в числе которых—крестик с выемчатой эмалью XI—XII веков, имеющий, вероятно, киевское происхождение.Однако есть исторические предания о том, что Кукша был первоначально погребён на высоком холме, на берегу реки Серпейки - малого притока реки Угры. Проповедуя в родных местах, Кукша вполне мог возводить первые деревянные рубленые христианские храмы или часовни в родных местах, там, где ранее были языческие капища. Об этом, в частности, говорят археологические исследования Серенского городища.Ме-сто, где находится Спасский монастырь, это мощный мыс при впадении реки Угры в Оку. Рядом расположено село Городище, что наводит на мысль о существовании в XI веке на этом месте укреплённого поселения. В XI столетии на этом высоком холме возвышался древнерусский город: археологи находили массу крайне интересных находок: от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас — более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в начале XV века второго «нового» городища Во-ротынск, которому «подарили» имя (в 5 км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских: древнего княжеского рода «от третьего сына князя Михаила Черниговского». Предание также гласит, что монастырь был основан на месте церкви и погоста. Погостами в Древнерусском государстве Киевская Русь именовали «... административные единицы - места, где заезжие купцы вели торг с местным населением, а князья использовали погосты в качестве временного своего пребывания, когда выезжали за данями в полюдье *. В таких погостах были и перевозные языческие кумирни». [2 к стр. 2] Это вполне согласуется с мнением, что на том месте, где был основан монастырь, мог находиться древнерусский город .Также мы можем говорить о том, что сам по себе мыс, на котором был основан монастырь, был естественным языческим святилищем, связанным с мерянским культом священной воды и священных камней. В окрестностях современного Воротынска до сих пор можно встретить подобные поклонные камни, например, Гром-камень, Гремяч-камень.

Однако первые сведения об этой обители мы встречаем только вначале XVI веке и связаны они с родом князей Воротынских. Монастырское предание гласит, что «.будто - бы князь Воротынский узнав о чуде исцеления боярина Карташа перед образом Преображения Господня, повелел на месте древнего храма и погоста воздвигнуть обитель нарекаемою Спаса-Преображения.». [3 к стр.3] Именно это известие даёт нам право говорить о том, что этот монастырь был основан не на пустом месте, а в месте более ранней христианской пропо-веди.Сам род князей Воротынских происходит от удельных князей Новосильских, отрасли Великих князей Черниговских - потомков Св. Мученика князя Михаила Черниговского. Воротынский удел был ликвидирован одним из последних в России, уже в царствование Ивана Грозного. В силу этого Воротынские считались одним из знатнейших родов Российского Государства. Последний князь Иван Алексеевич Воротынский приходился царю Алексею Михайловичу двоюродным братом (их матери были сёстрами). Троюродная племянница Царя княжна Наталья Ивановна Воротынская (+1691 год) была супругой князя Петра Алексеевича Голицына, род которого

существует и ныне. Воротынские были в родстве с такими известными родами, как: Куракины, Стрешневы, Захарьины, Шастуновы, Шестовы, Сицкие, Поляниновы.

Воротынские служили верой и правдой Великим князьям Литовским. Река Угра, являясь в XV столетии пограничной между Московской Русью и Великим княжеством Литовским Жмудским и Русским, разделяла по сути один единокровный и единоверный народ. Долгое время даже не был ясен исторический спор между Москвой и Вильно кто сможет объединить русские земли в единое государство. Однако, принятие в 1377 году Литвой католической веры, когда католическая экспансия охватила и русские территории Великого княжества Литовского, многие русские князья, до того времени верно служившие Великим литовским князьям, стали переходить в подданство Великих князей Московских. Это стремление усилилось после 1480 года, когда Московское Государство освободилось от вассальной зависимости от Золотой Орды и возвратило себе в 1497 году историческое имя Российского Государства.В первой Софийской летописи под 6998 годом читаем: «В лето 6998 года (1490 г.) приехал служити на Москву от короля Казимира к Великому князю Ивану Васильевичу Всеа Русии князь Дмитрей Феодорович княжь Воротынской...» [4 к стр. 3].

Действительно, князь Дмитрий Фёдорович Воротынский перешёл в русское подданство вместе со своим уделом и боярами, а также захватив насильно земли своего брата Семёна Воротынского, который до самой смерти короля Казимира в июне 1492 года сохранял ему свою верность.Большинство дореволюционных историков и краеведов считали, что князь Дмитрий Фёдорович Воротынский основал Спасский на Угре монастырь именно в память того, что он благополучно стал подданным Великого князя Иоанна III (1440 - 1505 гг.). Также основание монастыря связывают со знаменательным событием конца XV века - «Стоянием на реке Угре в 1480 году», когда бескровно завершилось освобождение Русских земель от вассальной зависимости Золотой Орде.

Самое первое же упоминание об обители в государственных документах относится к 1511 году, когда она была упомянута в жалованной грамоте Великого князя Василия III - отца Ивана Грозного. [5 к стр. 4] Вторично обитель была упомянута в октябре 1626 года в несудимой грамоте Царя Михаила Фёдоровича игумену Спасского Воротынского монастыря на «... монастырские владения в Воротынском, Калужском и Козельском уездах, и на перевоз через р. Оку при усть реки Угры». [6 к стр. 4]

Долгое время монастырь пользовался поддержкой и покровительством Великих князей Московских, а затем и Русских Царей, как важная порубежная крепость. Недаром реку Угру наши предки именовали «Поясом Пресвятой Богородицы». Это была пограничная река, где высились не только порубежные города, но и духовные крепости, монастыри - сторожи.

Однако с течением времени границы России стали отходить на Запад и, в частности, Спаса-Воротынский монастырь становится всё менее и менее известен. Он упоминается в 1626 году в Писцовых книгах и в сборнике «Книга, глаголемая большой чертёж» - который был приложением к первому в истории России географическому атласу. В нём есть запись: «.... А на усть Угры, на Оке монастырь Спасской...». [7 к стр. 4] Отдельные краткие сведения об этой обители мы находим в деле о приезде в Россию Антиохийского Патриарха Макария. Из этого дела следует, что «... владыка Патриарх ночевал в Спасской обители и отдал в обитель своих коней на сохранение, затем Патриарх ехал до Москвы водою, а лошади его из обители исчезли.». Также существует опись монастыря, датированная 1627 годом. [8 к стр. 4]

Это сообщение о монастыре ставит под сомнение сообщение М. Попроцкого о том, что Спасский монастырь мог быть упразднён около 1680 года. «Спасский на Угре монастырь Боровского уезда. Время его основания неизвестно, упразднён в 1680 году». [9 к стр. 4]

Видимо говоря об упразднении монастыря в 1680 году, Попроцкий имел в виду сообщения о том, что в 1665 году Спасский монастырь был приписан к Крутицкому Архиерейскому Дому. Окончательно монастырь был упразднён после 1725 года, но до известных реформ Императрицы Екатерины II, которая в 1764 году издала знаменитый Указ о секуляризации монастырских имуществ.Это можно косвенно подтвердить тем, что до 1725 года монастырь регулярно упоминается в документах Крутицкого архиерейского дома, позднее мы практически не находим подобных грамот и документов. Видимо уже к 1763 году монастырь был закрыт и храмы его обращены в приходские церкви. В 1763 году в Ведомости «учиненной в силу именного Ея Императорского Величества указу сего 1763 г. о Спасском монастыре, что в Воротынском уезде на устье р. Угры» читаем: «Оный Спасский монастырь при каком государе, и по каким грамотам или повелениям, и в каком году построен за неимением при оном монастыре власти и монашествующих подлинного известия потребовать не от кого. В оном монастыре церквей каменных 2, в них престолов 2. Первая настоящая во имя Преображения Господня, на ней глава одна, обита зеленою и желтою черепицею. Крест железный. Крыша тесовая.Вторая — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при ней трапеза. На ней глав две, обиты черепицей зеленою и желтою. Кресты железные. Крыша тоншее, токмо оная крыша весьма ветха.». [10 к стр. 5]

Однако этот монастырь интересен не только своими историческими преданиями, но и литературными источниками, и интересными архитектурными памятниками.Так в 1693 году иеромонахом Авраамием в монастыре был составлен уникальный Синодик, который включает в себя не только поминания князей Воротынских и Хо-тетовских, но и поминальные записи бояр Тургеневых, Майковых, Соковниных, Морозовых, князей Урусовых. В этом синодике зафиксированы имена многих настоятелей этой обители, а также имена 6 старцев Спаса - Воротынского монастыря которые подвизались там, в разное время и чьи имена до сих пор не прославлены в сонме

местночтимых святых Калужской епархии.Имя первого строителя обители также неизвестно. Считается, что им был ученик Св. Пр. Тихона Калужского, местночтимый святой Пр. Никифор Медынский и Калужский, хотя это предположение основано на более поздних преданиях (примечание автора).Полностью Синодик Спаса-Воротынского монастыря 1693 года был опубликован в Трудах Общества Истории и Древностей Российских.

Известный дореволюционный историк М. Т. Преображенский считал, что «.обширные подцерковья, подвалы и подклеты монастырского храма Введения, а также подклеты под трапезной палатой храма наводят на мысль, что трапезный храм мог строиться как усыпальница древнего и знатного рода...». [11 к стр. 5]

Рис. 2. Спаса-Преображенский собор Спаса-Воротынского монастыря

В архитектурном отношении Спасский монастырь сохранил два интересных и, можно сказать, уникальных памятника. Прежде всего, это соборный храм Спаса-Преображения столпообразной шатровой формы. По-процкий отмечает, что по способу кладки его стен сразу же можно говорить о редком памятнике начала XVI века. Видимо этот храм был возведён на месте деревянного после 1511 года, когда впервые монастырь упоминался в княжеских грамотах Великого князя Василия Ивановича. Археолог Л. А. Беляев, исследовавший Спасский монастырь в 80-х гг. прошлого века, справедливо замечает: «Итак, несомненно, существование на месте Спасского монастыря более древнего, чем Преображенский собор, некрополя, который мог образоваться только у предшествовавшего (деревянного) неизвестного нам храма. Ясно, что монастырь древнее его первой каменной постройки». [12 к стр. 6] Одновременно с Преображенским собором строится палатка, примыкающая к храму с южной стороны. Остатки её были обнаружены при археологических работах Леонидом Андреевичем Беляевым в 70-х годах прошлого века. Как пишет Леонид Андреевич, это квадратная в плане, трехстенная палатка, возведенная в перевязку с южной стеной храма. Вход располагался в западной стене.

Над палаткой, перекрытой Коробовым сводом, помещалась маленькая главка, крытая черепицей. Почти всю небольшую площадь палатки занимал высокий кирпичный постамент, вытянутый с запада на восток. Можно предположить, что здесь было захоронение почитаемого ктитора, но раскопки этого не подтвердили -ни склепа, ни личного погребения, сколько-нибудь строго лежащего, под постаментом не оказалось. Собор Преображения строился сразу с палаткой и с намерением устроить в диаконнике придел. Похоже, что это свидетельство мемориального, поминального характера постройки. Возможно, в палатке почивали святые мощи какого-то неизвестного нам подвижника. Может быть, это было место, где находилась рака с мощами строителя монастыря преподобного Никифора Медынского и Калужского? Как бы то ни было, в описи 1627 года есть упоминание о приделе: «а в пределе двери Царские, сень и столбцы на празелени.», [13 к стр.6] но уже нет описания палатки. Её уже не было. Она могла быть разрушена в Смутное время, когда монастырь был полностью разорен,

а мощи, если они там почивали, монахи предусмотрительно спрятали под спудом. Л. А. Беляев пишет: «Археология, строительные и архитектурные особенности собора монастыря пока заставляют датировать его в пределах 1550—1590-х гг., но наиболее вероятная дата — 1558—1562 гг.». [14 к стр.6]

Известный дореволюционный историк М. Т. Преображенский так пишет об этом храме: «Соборная церковь Преображения Господня - одно престольный, холодный (летний) каменный храм. Его можно отнести к уникальным храмам второй половины XVI столетия». [15 к стр. 6] Таким образом, дореволюционные исследователи также не могли точно прийти к единому мнению относительно датировки храма. В архитектурном отношении низ храма имеет форму куба и, непосредственно из крутой четырёхскатной крыши, выходит шатровый восьмигранный верх. Основной несущий объем собора, кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Северная и южная сторона храма делится пилястрами на три части. В средней части входные, боковые порталы и двери, над ними окно с прямой перемычкой без наличника, двери храма низкие. С западной стороны к храму был пристроен небольшой деревянный притвор, а с восточной стороны низкая каменная палатка для алтаря. Как отмечает архимандритЛеонид (Кавелин) «... церковь сия не имеет себе подобия в калужской губернии и походит обликом на церковь, находящуюся в Микулином городище московской губернии. Построение ея можно отнести к началу основания обители, то есть к концу XV столетия...». [16 к стр. 7]

Рис. 3. Трапезная церковь Введения Во Храм Пресвятой Богородицы

Второй храм этого монастыря - трапезная церковь Введения Во Храм Пресвятой Богородицы. Можно более подробно говорить об этом храме и, в частности, можно примерно установить время освящения этого храма. «Пол притвора храма составлен из надгробных плит с истёртыми надписями. На одной можно разобрать: 7115 (1607) года преставися инок Евфимий. Сохранилась опись 1800 года и в ней упоминается, что старый антиминс этого храма был, священнодействовал преосвященным епископом Алексием Сарским и Подонским в 1718 году. ». [17 к стр.7]

Таким образом, можно говорить о том, что Введенский трапезный храм возводился до 1607 года, но фактически перестраивался и переосвещался не позднее 1718 года. Уже одно упоминание об освящении антиминса для монастырского трапезного храма опровергает сообщения о том, что монастырь мог быть упразднён после 1680 года.Введенская церковь имеет интересную особенность. Хотя она была возведена около 1607 года и представляет собой редкий тип двух шатрового храма не понятно, почему в 1700 - тые годы ведомство Крутитских митрополитов перестраивая храм в приписном монастыре, не лишила его шатрового завершения?Ведь с середины XVII века Указом Патриарха Никона было запрещено возведение шатровых столпообразных церквей.Введенский храм каменный двухъярусный.Храм в честь введения Во Храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

Видимо в нижнем ярусе тоже был освящён храм, так как там сохраняется абсида. С западной стороны в

XIX веке была пристроена колокольня. Для её возведения была снесена ограда монастырского некрополя. Из церковной описи 1800 года видно, что последний раз после ремонта в церкви антиминс был священнодействован в 1784 году преосвященным Амвросием (Зертис-Каменским) Архиепископом Крутицким и Можайским.

Возникает вопрос: почему во время перестроек 1718 и 1784 годов этот храм не менял своего архитектурного облика. Ведь в истории встречаются примеры того как храмы меняли свой облик. Например, можно вспомнить судьбу Спасского собора Московского Спасо-Андронникова монастыря, которому удалось вернуть его исторический облик лишь при реставрации 1960-1961 годов. Скорее всего, прав был М. Т. Преображенский, который считал, что трапезная Введенская церковь Спасского монастыря могла быть усыпальницей древнего и знатного рода не принимавших Никсоновскую реформу. Таких семей было много в Калужском крае. Например, Адрес-календарь Калужской губернии за 1841 год сообщает: «...в окрестностях Воротынска владения господ Соковниных, да в их владении душ хрестиянских 75 -ть...». [18 к стр.8] Из рода Соковниных происходят виднейшие деятельницы раскола - боярыня Морозова и её сестра княгиня Урусова. Обе знатные раскольницы погребены недалеко от этих мест в городе Боровске. Так что вполне допустимо, что кто-либо из дворян Соковниных мог давать деньги на перестройку и ремонт Введенской церкви в 1718 году, также они могли устроить в этом монастырском храме свой фамильный некрополь. Помимо этого, сохранение шатрового типа этого храма могло быть своеобразной прихотью заказчиков, которые таким образом могли увековечить память о своих погибших родственницах. Вряд ли в 1718 году, в эпоху Петровских реформ, ведомство Крутицкого митрополита финансируя ремонтные работы в приписном монастыре, сохранило бы полностью неприкосновенным шатровый облик храма, не внеся в него поправки в соответствии с общим духом времени. Скорее всего, храм находился на содержании знатной дворянской семьи, чьи взгляды оставались достаточно консервативными. Между тем право на существование имеет, и та точка зрения, что в далёкой от Москвы и Петербурга провинции России мог иметь место некий архитектурный рецидив при реконструкции древнего храма XVII века, и он был сохранён в древних архитектурных формах.

В советское время Спаса-Воротынский монастырь исследовался очень мало. Можно вспомнить всего две работы, где она была упомянута - это, прежде всего сборник «Калуга - Боровск» из знаменитой «белой серии» выпущенной в середине 70 - х годови сборник «По Калужской земле» М. 1980 год из знаменитой «жёлтой серии» - «Дороги к прекрасному». Однако авторы-составители не ставили своей целью составлять подробное историческое исследование об этой обители, а ограничились кратким изложением уже известных фактов. Также в эпоху СССР не переиздавались многие материалы по истории Спаса-Воротынского монастыря, которые были опубликованы ранее в дореволюционные годы.В 1990 - тые годы монастырь стал возрождаться, но уже как жен-ский.Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются в настоящее время сестры калужского Казанского Девичьего монастыря. С 2002 г. в обители восстановлено почитание её предполагаемого строителя, местночтимого святого, преподобного Никифора Калужского и Медынского. [19 к стр.9]

Сам город Воротынск также переживает ренессанс интереса к эпохе существования независимого Воротынского удельного княжества. Так в городе поставлен памятник выдающемуся русскому военачальнику, герою штурма Казани и автору знаменитой победы 1572 года - битвы при Молодях (29 июля - 2 августа 1572 года) * князю Михаилу Ивановичу Воротынскому (родился между 1516 и 1519; скончался. 1573). Надо также отметить, что род князей Воротынских был достаточно благочестив, так как есть исторические сведения о том, что ещё два монастыря в Калужском уезде были основаны на средства Воротынских князей Владимира Ивановича и Ивана Михайловича. Это Троицкий Лютиков мужской монастырь и Одоевский Анастасиев женский монастырь.

Хотелось бы данной статьёй привлечь внимание всех, кто интересуется русской историей этого периода, а также историков архитектуры и реставраторов к проблемам возрождения и восстановления древних русских монастырей, и памятников архитектуры, память о которых часто, в настоящее время, пребывает под спудом.

In the article of candidate of Culturology Solovyov Kirill Alexeeva-cha, refers to a little-known monastery in Kaluga region to the base of which is connected with a significant event in Russian history of the end of XV century - "Standing on the Ugra river in 1480", when the Russian government finally freed himself from the power of the Golden Horde. The monastery was first mentioned between the years 1495 and 1511 in personal documents, and this mention is connected with the representative of one of the ancient Russian princely family is Prince Dmitri Fyodorovich Vorotynskiy. The article deals with the historical legends about the Foundation of the monastery. Provides an extensive analysis of the architectural monuments of the monastery. The article stresses the uniqueness of the architectural ensemble of the Saviour vorotynsky monastery, which includes two Sacra-o temple. One of them has two-hipped end. In the article the use intended of the author's photo 2015, are previously unpublished.

Keywords: "Standing on the Ugra river", Prince Dmitry Vorotynski, the Savior Vorotynsky monastery, steeple churches, Etc. Ni-cephorus Kaluga? Introduced-ski refectory Church, Transfiguration Cathedral.

Список литературы

1. Леонид (Кавелин), архим. Церковно-историческое исследование о древней области вятичей // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. 1862. Кн. 2. М. 1862. С. 8.

2. «Известия Калужской архивной Комиссии». Калуга. 1898. Вып. III. С. 26-30.

3. «Калужская Старина». Калуга. 1902. Т. III. С. 12.

4. «Акты относящиеся к истории Западной России». СПб. 1869. Т. Х, № 48.

5. Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М. Мысль. 1972. 452 с.

6. «Книга Глаголемая Большой Чертёж. М. 1627.

7. Книга Большому Чертежу// Под редакцией Сербиной К. Н. М - Л. Издательство АН СССР. 1950. С. 150.

8. Калуга - опыт исторического путеводителя по Калуге и губернии. Калуга. 1812. С. 25.

9. Попроцкий М. Ф.Материалы для географии и статистики России. СПб. Издание Генерального штаба Российской Империи. Т. 9. Часть 1. 1864. 54 с.

10.РГАДА. Ф.280, Коллегия экономии. Оп. 3. Ед.хр.478.

11. Преображенский М. Т. Памятники Древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб. 1891. С. 13-37.

12. Князья Воротынские и монастыри Калужской земли (Электронный ресурс - дата обращения 5 января 2016 г.)http://spasnaugre.ru/index.php/9-istoriya/33-knyazya-vorotynskie-i-monastyri-kaluzhskoj-zemli

13.Там -же.

14.Там -же.

15. Преображенский М. Т. Памятники Древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб. 1891. С. 37.

16. Леонид (Кавелин), архим. Историко-статистическое описание о упразднённых монастырях в Калужской епархии//ЧОиДР. СПб. 1862. Т. II. Отд. 1. С. 101 - 102.

17. Там -же

18. «Адрес - календарь Калужской губернии за 1841 год». Калуга. 1841. С. 42.

19. Соловьёв К. А. Формирование культурной среды города и городского ландшафта, смысловое и композиционное значение монастырей в русском городе//Сборник «Городская культура и город в культуре». Материалы Всероссийской научно-практической конференции 21-22 мая 2012 г. Самара. Ч. 1. 2012. С. 413-423.

* Голядь (др.-рус. Голждь) — балтоязычное племя, обитавшее, согласно древнерусским письменным источникам XI—XII веков, в верховьях реки Протвы (на территории современных Московской, Смоленской и Калужской областей), между землями вятичей и кривичей. Археологически соотносятся мощинской культуре.

* Меря, меряне — древнее финно-угорское племя, проживавшее в Верхнем Поволжье на территории современных Ярославской, Ивановской, Владимирской, восточной части Московской и западной части Костромской областей России . Некоторые исследователи используют этноним «меря» для общего названия славянского и финского населения (мерянская культура), проживавшего на этой территории во второй половине I тысячелетия н. э

* Молодинская битва — крупное сражение, произошедшее между 29 июля и 2 августа 1572 года в 50 верстах южнее Москвы, в котором сошлись в бою русские войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая помимо собственно крымских войск турецкие и ногайские отряды. Несмотря на значительное численное превосходство, крымско-турецкая армия была обращена в бегство и почти полностью перебита. Геополитическое значение победы при Молодях в условиях Ливонской войны и разорений прошлогоднего крымско-татарского набега на Москву было колоссальным. Отражение крупного крымско-турецкого похода, целью которого было возобновление подчинения ослабленного Русского государства по образцу золотоордынского ига, позволило России отстоять все поставленные под вопрос достижения предыдущих ста лет: независимость, единство, а также контроль над Казанским и Астраханским ханствами. С 2009 года на месте событий проводится реконструкторский фестиваль, приуроченный к годовщине сражения. (Прим. Автора).

* Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Характерной чертой полюдья был его ненормированный характер. При этом племенная политика использовалась княжеской властью для организации сбора дани. Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века. (Прим. Автора).

Об авторе

Соловьев К.А. - кандидат культурологии, доцент кафедры Архитектура гражданских и промышленных зданий Национального Исследовательского Университета Московский Государственный строительный университет, solovyev. cyrШ@yandex. т

УДК 327

ВОПРОС О РАСШИРЕНИИ НАТО НА ВОСТОК В АМЕРИКАНО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Ю.А. Тарасова, Р.В. Лурда, И.А. Ясеницкий, Ю.В. Войнаровская

Статья посвящена вопросу влияния трансформации НАТО в постсоветскую эпоху на развитие американо-российских отношений в 90-е годы XX века. Авторы рассматривают проблемы выбора пути развития блока, выявляют позиции российской и американской политических элит по вопросу о роли НАТО в новом мировом порядке и ее отношениям с Россией. Делается вывод о крайне негативном влиянии расширения НАТО на развитие американо-российских отношений в этот период. Ключевые слова: НАТО, расширение на Восток, американо-российские отношения, внешняя политика.

Организация Североатлантического договора или НАТО (NorthAtlanticTreatyOrgaшzatюn), была образована в 1949 году. Как утверждали учредители, целью создания военно-политического блока во главе с США, было сдерживание угрозы с Востока, в частности со стороны Советского Союза. Последний стал инициатором создания в 1955 году Организации Варшавского Договора (ОВД) для сдерживания новой угрозы с Запада. Существование двух военно-политических блоков было объяснимо и частично оправдано в период конфронтации двух сверхдержав, кардинально отличавшихся политическим режимом и экономическим укладом.

Но с окончанием холодной войны, распадом Советского Союза и началом в России глубоких экономических и политических преобразований, существование НАТО перестало быть острой необходимостью. 1 июля 1991 года государства-участники ОВД подписали протокол о полном прекращении действия Договора. Таким образом, основной гипотетический противник НАТО ушел с мировой арены. Логичным ответом на это был бы самороспуск Североатлантического альянса.

Но в 1991 году члены Альянса приняли «Новую стратегическую концепцию»,в которой говорилось, что главы государств и правительств стран НАТО согласились с необходимостью трансформировать союз с учетом новой, более многообещающей эры в Европе. Однако декларировалось сохранение тех принципов и целей Альянса, на которых он основывался. В качестве «природы Альянса», то есть непосредственно смысла его создания, говорилось, что «НАТО воплощает трансатлантическую связь, которой безопасность Северной Америки постоянно связана с безопасностью Европы. Это практическое выражение эффективного коллективного усилия среди его участников в поддержку их общих интересов».1 Основной целью НАТО оставалась защита территорий и суверенности стран-членов. В качестве новых угроз перечислялись глобальные проблемы - такие как распространение оружия массового поражения, международный терроризм и разрушение жизненно важных ресурсов в результате террористических действий или саботажа. Ответы на такие риски предполагалось вырабатывать путем консультаций союзников. Эти направления деятельности дублировали функции уже существующих международных организаций, однако, именно НАТО отводилась ведущая роль.

Кроме окончания холодной войны, трансформации Альянса должно было способствовать развитие отношений между странами Запада, в первую очередь, США и Российской Федерацией. В ситуации отсутствия политического и идеологического конфликта между государствами, руководством США и России было принято решение развивать отношения партнерства. Это решение было зафиксировано в двусторонних документах, таких как Кэмп-Дэвидская декларация (1 февраля 1992), Хартия американо-российского партнерства и дружбы (17 июня 1992), Ванкуверская Декларации президентов США У.Дж. Клинтона и РФ Б.Н. Ельцина (4 апреля 1993). В «Кэмп-Дэвид-ской декларации президента России Б.Н. Ельцина и президента США Дж. Буша о новых отношениях» заявлялось, что «Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанным на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе». В названии двустороннего документа, подписанного главами государств во время второго официального визита российского президента Б.Н.Ельцина в Вашингтон 17 июня 1992 года, также закладывалось определение формирующейся системы американо-российских отношений как отношений партнерства и дружбы. Президент Ельцин обещал согражданам участие России в Североатлантическом совете по сотрудничеству и даже высказал предположение, что России может со временем вступить в НАТО.

Партнерство с США, поддержка со стороны Западной Европы, были остро необходимы правительству Б.Н. Ельцина по ряду причин. Экономические реформы, проводившиеся в России под руководством западных специалистов,Джеффри Сакса, Андерса Аслунда и Дэвида Липтона, быстро привели к резкому падению уровня жизни основной части населения. Либерализация внешней торговли открыла российский рынок для товаров иностранного производства, поставив отечественную индустрию и сельское хозяйство в невыгодные условия конкуренции. В результате была дискредитирована и сама идея экономических реформ, и силы, стоящие за ними - правительство Б.Н.Ельцина, западные партнеры. Отдельными силами в России политика США по отношению к экономическим и политическим преобразованиям в стране рассматривалась как намеренная, заранее спланированная стратегия уничтожения оставшегося у России потенциала роста и действия на мировой арене.

'The Alliance's New Strategic Concept, agreed by the Heads of State and Government participating in the Meeting of the North Atlantic Council, 07-08 November 1991 // North Atlantic Treaty Organization Site. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_23847.htm (01.10.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.