Научная статья на тему '«Спартак» — чемпион'

«Спартак» — чемпион Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Спартак» — чемпион»

Виктория

костоева

«Спартак»

«Популярность На самом востоке Московской области, в Шатурском рай-

экопродук- оне, что в 180 км от столицы, на 1,5 тыс. га раскинулось

ции в России экологическое хозяйство «Спартак». Его животное насе-

пока невелика, ление — 900 голов, включая 450 дойных коров, телочек

спрос носит и нетелей. Шатурский район — это самое большое количе-

скорее экспе- ство в Подмосковье природных заказников, каскад озер

риментальный для любителей порыбачить на леща, язя и судака, ягодные

характер, и грибные леса. В таких условиях и производят первое

весьма далекий в России органическое молоко, сметану, сливки, кефир

от массового или и творог. В общей сложности «Спартак» выпускает более

нишевого». 2 тыс. т молока в год, подсчитали эксперты рынка.

Собственные стандарты

В 2006 году в стратегическом партнерстве с финансовой корпорацией «УралСиб» была основана корпорация «Органик», которая должна была заняться развитием производства и торговли органическими продуктами. В том же году на базе самого обычного одноименного СПК (сельский производственный кооператив) в селе Середникове Шатурского района и было основано экологическое хозяйство «Спартак». По информации в прессе, общий объем инвестиций в него составил тогда около 90 млн рублей.

Органическое земледелие намного дороже традиционного, ведение которого облегчают достижения химиков. В органическом сельском хозяйстве каждую весну землю боронят, не внося в нее ни грамма минеральных и химических удобрений. С сорняками можно бороться только при помощи агротехники и севооборота. Поэтому каждый год поля засеивают разными культурами — это и обеспечивает севооборот. За переходом земли из обычной категории в органическую (процесс называется конверсией) строго и непредвзято наблюдали швейцарские инспекторы. В органическом Они приезжали в хозяйство, где тщательно осматривали сельскомхозяй- поля, детально проверяли документацию, разговаривали стве каждую с сотрудниками и жителями села: а вдруг все же случилось весну землю бо- на полях что-то неорганическое? А вдруг были куплены ронят, не внося и внесены удобрения? И так каждый год. На конверсию зев нее ни грамма мель и получение швейцарского сертификата ушло четыре минеральных года. Авторитетный швейцарский сертификат Вю^пэрейа и химических «Спартак» получил в 2010 году, в этом же году начался вы-удобрений. пуск молочной продукции.

«Молочный завод не возводили с нуля, проводили реконструкцию уже существующего производства, от которого остались только стены», — рассказал исполнительный директор по развитию сельхозпредприятий корпорации «Органик» Геннадий Федоров.

Развитием производства занимается уже новый директор «Спартака» — уроженец Московской области Вячеслав Семиков. А его предшественник, Геннадий Федоров, отвечает за «конверсию» земель корпорации, на сей раз — Рузского и Волоколамского районов Московской области. Сегодня и эти территории получили статус органических. Однако переработка молочной продукции пока есть только в Шатурском районе.

Млечный путь

Прошедшая зима выдалась длинной, суровой и снежной: дома в селе Середниково заметало по окна, а коровники соединяли узкие тропинки, проложенные между белоснежными сугробами. Затяжной зимой коров, живущих в обычных хозяйствах, потчуют комбикормами. Использовать их в органическом хозяйстве запрещено, а в России органические корма не продают. Поскольку везти из-за рубежа их слишком дорого, в «Спартаке» коровам дают только то, что выращено на своих полях: пшеницу, рожь, люцерну, ячмень, клевер. Летом на полях работают современные трактора, способные на большой скорости собирать траву, упаковывая ее в огромные рулоны, обернутые плотной пленкой. Таким образом, трава превращается в сенаж — долго хранящийся питательный корм.

«Спартаковские» коровы живут насыщенной жизнью: летом в любой момент они могут выйти на свежий воздух, а нагулявшись, зайти в специальное помещение с гигантской вращающейся щеткой ярко-желтого цвета для массажа спины. Коровам — приятно, а человеку — польза, ведь после массажа надои заметно растут. Доят буренок, используя шведские доильные аппараты фирмы Ре1_ауа!. Они максимально приближены к ручному доению: чем слабее струи молока, тем меньше уровень вакуума доильного аппарата. В год одна «спартаковская» корова дает 4-6 тыс. л молока. После розлива молоко перерабатывают без использования консервантов и сразу отправляют в московские магазины: срок хранения

48 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (134) 2013

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

Экологическое хозяйство «Спартак» показало, что в нашей стране можно производить настоящие органические продукты.

Экологическое хозяйство «Спартак» было основано в 2006 году в Шатурском районе Московской области на базе бывшего советского одноименного совхоза, затем сельскохозяйственного производственного кооператива. Входит в состав корпорации « (гендиректор Алексей Сорокин), созданной в том же году с целью развития в России рынка органических товаров. В состав корпорации помимо «Спартака» входят розничный и интернет-магазин «Био-Маркет» и торговый дом «Экопродукт». Молочная прод укция реализуется под брендом «ЭтоЛето».

продукции не превышает пяти дней, у кефира этот период на пять дней больше. Из оставшегося пастеризованного молока делают сливки, готовят творог и сметану.

Расширение продуктовой линейки не планируется, говорит Геннадий Федоров: «Ощущается дефицит производственных площадей. Предполагается расширить ассортимент за счет строительства нового завода по переработке молока на территории Рузского района».

Все, что производится в «Спартаке», реализуют через собственную розничную сеть «Био-Маркет» и более 400 других торговых точек Москвы и области. Помимо молочной продукции можно купить сезонные овощи и гречневую крупу собственного производства. Пока доля овощей в общем объеме производства — не более 1%, но планируется активно ее наращивать. Первый шаг к этому — работа по формированию заказов торговых сетей для реализации органических овощей, говорит Геннадий Федоров.

Эксперимент по возрождению

Стадо в «Спартаке» в основном состоит из холмогорских коров, улучшенных семенем быков голштинской породы. Эти коровы продуктивней исконно русской ярославской породы. Ярославские буренки были выведены методом народной селекции, но в продуктивности проигрывают холмогорским, давая молока на 30% меньше. Однако в «Спартаке» мечтают сохранить именно ярославскую породу.

«Тем более что, потеряв в продуктивности, возможен выигрыш по другим критериям, — объясняет Геннадий Федоров. — В этом молоке может содержаться больше белка, оно может быть пригодным для производства сыра». В 2012 году «Спартак» приобрел 25 голов нетелей ярославской породы. Они отелились, и все новорожденные телочки были оставлены в хозяйстве для выращивания. За всеми животными в «Спартаке» ухаживают 36 специалистов-технологов. Большая часть работ механизирована. Так, кормлением, навозоудалением, поением, работой доильных установок и подстилкой соломы на импортном погрузчике ведает лишь один сотрудник — 46-летний Николай Чумичев. В соседней ферме работает выпускник детского дома — 24-летний Дмитрий Петерс. Очень сложную работу осеменатора выполняет 28-летняя Мария Бредихина.

Органическая недостаточность

Лидер по производству органических продуктов в Европе — Германия, чему способствовало принятие соответствующего законодательства. В России же пока нет необходимой поддержки государства. «Нет описанных технологий выращивания и содержания животных, немногие специалисты имеют знания и навыки работы в органическом хозяйстве, — говорит Геннадий Федоров. — Соответственно, не сформирован не только рынок готовых органических продуктов, но и сегмент органических семян, кормов, животных, что существенно осложняет развитие органического сельского хозяйства».

По данным исследования Russian Organic Market Taking Root, с 2002 года продажи органических продуктов в России выросли с 380 тыс. до 7,4 млрд руб. в 2012 году. До европейского уровня российским фермерам далеко: ценовая разница между импортными органическими продуктами и аналогичными продуктами массового производства в российском ретейле доходит до 100-200%, тогда как в Западной Европе этот показатель составляет 10-20%. Международная федерация движений за экологическое сельское хозяйство IFOAM оценивает рынок биопродукции в России в 2012 году всего в $110 млн — 0,4% общего объема продуктового рынка. В Европе этот показатель достигает 3-5%. Российский крупный бизнес знаком с этими цифрами и не торопится инвестировать в органическое сельское хозяйство.

«Популярность экопродукции в России пока невелика, спрос носит скорее экспериментальный характер, весьма далекий от массового или нишевого, — считает гендиректор ГК «Черкизово» Сергей Михайлов. — Мне кажется, проблема не столько в наличии у потребителей осознания и готовности, сколько в возможности тратить на продукты соответствующие средства».

Но в корпорации «Органик» проповедуют иные ценности.

В Швейцарии, технологии которой дали жизнь «Спартаку», производство органики из прибыльного бизнеса давно превратилось в образ жизни. Геннадий Федоров говорит, что ему близок именно этот, швейцарский, путь. Именно потому, что ведет он не только к деньгам, но и к здоровью.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 6 (134) 2013 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.