возможно, российские производители продуктов питания в скором времени будут вынуждены отказаться от своих маркетинговых трюков с нанесением на продукцию маркировки «органический», «био» и «эко» без особого на то основания. в осеннюю сессию на рассмотрение в госдуму поступит законопроект об органическом земледелии, который призван отрегулировать отрасль. от того, каким получится это регулирование, зависит, насколько успешно российское село сможет реализовать свой «органический» шанс — как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Разобраться с ходу в различиях между «органикой», «био» и «эко» не так просто. Тем более что разница эта продиктована в основном географией распространения терминов: в англоязычных странах обычно используют название «organic», в Германии и Скандинавии — «bio», а во Франции — «eco». Терминология в органическом сельском хозяйстве — едва ли не самая запутанная составляющая. Лингвистическую иронию наверняка оценил бы автор «Скотного двора» Джордж Оруэлл. То, что мы сегодня называем «традиционным сельским хозяйством», предполагает производство продуктов питания с использованием гербицидов, пестицидов, гормонов, стимуляторов роста и ГМО. В то время как органическое земледелие, которое потребитель воспринимает как нечто инновационное и передовое, — на самом деле совокупность методов, которые аграрии использовали испокон веку: ротация культур на полях, беспахотная обработка почвы, применение естественных удобрений... Уж куда традиционнее!
Долгое время споры велись не только по вопросам понятийного аппарата, но и относительно общей философии органического фермерства: то ли это движение, призванное наносить минимальный вред природе, то ли ответ частных хозяйств крупным агроконцернам, то ли прихоть обеспеченных людей, желающих платить больше, чтобы получать эксклюзивный продукт (ведь цены на товары с биосертификатом выше обычных на 20-200%).
-. . :.
Между тем на заре органического хозяйства все было куда понятнее. Зародилось оно в 1940-е годы в сельских областях Великобритании как альтернатива повсеместному использованию синтетических удобрений: часть консервативных фермеров попросту отказалась признавать прогрессивные технологии. Свой отказ они мотивировали заботой о почве, тем более что результаты долговременного воздействия на нее пестицидов и гербицидов еще толком не были изучены. Идеологом движения стал британский ботаник Альберт Ховард, подсмотревший основные технологии обработки земли у индийских крестьян. Через десять лет идеи экологичного фермерства распространились по Европе и перекочевали в США, где прижились в основном среди хиппи-коммун и религиозных сектантов. В 1972 году во Франции возникла первая организация, призванная консолидировать и регулировать отрасль, — Международная федерация движения экологического сельского хозяйства (№ОАМ). Она прописала базовые стандарты производства и переработки биопродуктов, а со временем учредила организацию, которая проводит аккредитацию экопроизводителей по сертификатам 1БОАМ.
органическое производство продуктов питания может послужить хорошей основой для развития небольших фермерских хозяйств в депрессивных сельских районах. Правда, для этого нужна национальная система сертификации. с ее принятием россия уже изрядно задержалась — в сравнении даже со многими развивающимися странами
ЗРИ В КОРЕНЬ
Бум на рынке органических продуктов случился только в начале 2000-х. К этому времени в одной лишь Северной Америке число фермерских хозяйств, функционирующих по принципам экологичного земледелия и животноводства, перевалило за восемь тысяч, а рынок сбыта ежегодно прибавлял в росте 13-18%. В 2002 году Министерство сельского хозяйства США приняло Национальный органический стандарт: пометка «органический продукт» отныне давала гарантии, что продукция выращена без применения синтетических удобрений, гормонов роста, антибиотиков и вмешательства биоинженеров.
Документ прописал строгие требования к процессу производства. Экофермеры должны полагаться
Шаг в кластер
С подачи губернатора Сергея Морозова Ульяновская область может стать главной «всероссийской органической житницей». Здесь не стали дожидаться, пока правила игры на рынке установят на федеральном уровне, и 27 июня приняли собственный закон «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов». Руководство намерено создать в регионе свой кластер экологичного агробизнеса. Исходные данные неплохие: в области существует обширный резерв залежных земель, длительный период не бывавших в обработке. «Для инвесторов, готовых вкладываться в производство органических продуктов питания, мы можем предложить более 300 тысяч га подходящих по стандартам отрасли сельхозугодий», — говорит директор Агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области Руслан Кантемиров. Взамен инвесторам компенсируют половину затрат на сертификацию продукции. Хозяйствам, которым будет присвоен статус «органик-производитель», дадут налоговые послабления — в частности избавят от налога на имущество организаций.
Курс на то, чтобы стать регионом номер один в производстве органических продуктов, Ульяновская область взяла после прихода крупного американского инвестора Moloko Holdings, дочки корпорации Aurora Organic Dairy. В следующем году иностранцы начнут строить в области экоферму на пять тысяч дойных коров и перерабатывающий завод органического молока общей стоимостью 6 млрд рублей. Тем временем в отрасль подтягиваются производства поменьше: общественная организация органических производителей меда «Симбирская пасека» уже сняла в этом сезоне 25 тонн меда. «Процесс создания кластера органического производства весьма длителен, — отмечает Кантемиров. — Однако в перспективе до 2020 года мы настроены вовлечь в органические методы производства не менее ста товаропроизводителей и довести соответствующие площади до 100 тысяч га (это 5% региональной площади)».
Ульяновский НИИ сельского хозяйства уже закладывает первые делянки: он станет базовым научным учреждением региона по органическим методам земледелия. Одной наукой, впрочем, не обойтись. Властям придется провести серьезную просветительскую работу как среди производителей, так и среди потребителей: в провинции слова «органика» до сих пор немного чураются.
на возобновляемые источники энергии, минимизировать расход воды, восстанавливать деградированные сельскохозяйственные угодья — словом, готовить лучший мир для следующих поколений. И производители, и компании по переработке биопродуктов инспектируются и сертифицируются специальными агентствами, которые прошли аккредитацию при Министерстве сельского хозяйства. В 2001 году подобная программа появилась в Японии, в 2005-м — в Китае, в 2009-м — в Канаде. Евросоюз принял регулирующее законодательство в этой сфере еще в 1992 году, а в 2002-м обзавелся единым для всей территории содружества маркером органической продукции, который три года назад стал обязательным к использованию.
Органическое земледелие часто считают уделом богатых стран, где аграрии могут позволить себе обильно инвестировать в улучшение почвы (органические удобрения значительно дороже синтетических), платить за ручной труд и производить продукцию с высокой себестоимостью. Однако это не совсем верно: основной массив сельскохозяйственных угодий, на которых никогда не применялись химикаты, расположен, наоборот, в беднейших и малоразвитых странах. От развития органического земледелия выигрывают территории, которые ранее считались зонами отсталого сельского хозяйства.
Так, одним из лидеров по распространению беспахотного метода возделывания земли в последние годы становится Венесуэла. Беспахотное земледелие — это способ, при котором плуг практически не используется, а качество почвы повышается благодаря высаживанию специальных культур. Например, клевер и бобовые улавливают азот из воздуха и накапливают его в корневой системе, а в дальнейшем азотные соединения служат естественными удобрениями. Мелкие фермы Ганы и Индии тоже охотно используют такой метод культивации — просто потому, что покупать топливо для тракторов и химикаты слишком дорого. За последние пять лет количество земель, обрабатываемых с минимальной эрозией почвы, выросло в Индии в десять раз.
До сих пор не существует статистически приемлемых научных исследований, подтверждающих, что вкус органических продуктов лучше, чем у полученных от традиционного агрокомплекса, — как и то, что они полезнее для здоровья. Зато ряд исследований, заказанных Министерством сельского хозяйства Великобритании, подтвердил, что экоземли обладают лучшим составом почвы и большим видовым разнообразием птиц и насекомых. Впрочем, ученые никак не могут прийти к консенсусу по самому важному вопросу: является ли органическое земледелие менее урожайным, чем интенсивное, то есть неорганическое. Авторитетный Институт Родейла в Пенсильвании два года назад опубликовал результаты тридцатилетнего сравнения эффективности органического и интенсивного хозяйства.
Выяснилось, что урожайность кукурузы, сои и пшеницы примерно одинакова при обоих типах земледелия. А в засушливые годы органические фермы дают на 30% больше зерна, притом что затраты ресурсов на них меньше. «Интенсивное хозяйство способно кормить мир ближайшие пятьдесят лет, но если мы говорим о ближайшем тысячелетии, однозначно надо переключаться на органику», — утверждает исполнительный директор института Марк Смолвуд.
Параллельно американцам швейцарские ученые из Исследовательского института органического сельского хозяйства в Цюрихе провели собственное 21-летнее исследование на землях Центральной Европы. Они зафиксировали обратные результаты: интенсивное земледелие обеспечивает на 20% больше урожая. А группа биологов из канадского Университета Макгилла и вовсе пришла к неоднозначным выводам. Проанализировав 66 исследований по 34 культурам, ученые в недавней публикации в журнале Nature заявили, что в случае овощей и зерна эффективность органического сельского хозяйства в целом на 34% ниже, зато фрукты и ягоды отлично приживаются в экологичном земледелии, давая всего на 3% меньше продукции. Это объясняется тем, что овощи нуждаются в большом количестве азотных удобрений, которые с трудом вписываются в экостандарты.
ОГРАНИЧЕННО ОРГАНИЧЕСКИЕ
Для России современные методы ведения органического сельского хозяйства почти наверняка окажутся инновационными и смогут обеспечить куда большую урожайность, чем нынешнее отечественное интенсивное земледелие, уверен Яков Любоведский, исполнительный директор Союза органического земледелия (СОЗ). Союз был создан минувшей весной для того, чтобы объединить средних и крупных производителей органической продукции и представлять их интересы в законотворческих инстанциях. В него вошли фермерские хозяйства «Эконива» (Калужская область), «Назарьевская слобода» (Рязанская область), «Чистая еда» (Краснодарский край) и пара десятков других производителей.
— Экономическая эффективность органики налицо, — считает Любоведский. — По нашим подсчетам, она позволяет увеличивать доходы сельхозпроизводителей пятикратно. Самое важное то, что все эти доходы идут не переработчикам и перекупщикам, а производителю на земле. Все условия для производства органической продукции у нас имеются: в России не используется более 40 млн га сельхозугодий, есть огромные запасы пресной воды, богатые гумусом черноземы.
Сейчас российское органическое хозяйство все еще находится в зачаточном состоянии. Число
мелких и средних ферм, претендующих на звание «органических», по оценкам игроков рынка, не превышает нескольких сотен. Производителей, сертифицировавших продукцию по международному регламенту (за неимением национального), и того меньше: в СОЗ утверждают, что их не больше нескольких десятков. Для сравнения — в Уганде их 188 тысяч, в Турции — 44 тысячи, в Индии — 548 тысяч. Да и российский потребитель пока не готов серьезно наращивать спрос. Реальный объем рынка экопродуктов в России в 2012 году составил, по данным Минсельхоза США (показательно, что соответствующей российской статистики в открытом доступе нет), $148 млн — меньше процента еже-
органическое земледелие, которое потребитель воспринимает как нечто инновационное и передовое, на самом деле — совокупность методов, использовавшихся аграриями испокон веку: ротация культур, беспахотная обработка почвы, естественные удобрения
годного объема продаж всех продуктов питания. В основном это импорт: отечественные фермеры поставляют скромную десятую долю биопродукции, которая потребляется в стране.
Для того чтобы фермер массово пошел в органику, нужно создать нормативно-правовую базу, защищающую производителя, а также соответствующую инфраструктуру — от системы сертификации до образовательных центров. Подвижки в этом направлении уже есть: прошлой осенью на рассмотрение в Госдуму РФ был внесен проект Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Тогда законопроект отправили на доработку; в июле на портале Министерства сельского хозяйства появилась вторая редакция, вызвавшая волну замечаний экспертов. По мнению аграриев, в новой версии законопроект не корреспондирует с международными нормами ведения органического сельского хозяйства — а значит, фактически закрывает фермерам путь на экспортный рынок. Кроме этого, единоличный контроль над всеми процессами производства в нем предлагается закрепить за неназванным федеральным органом исполнительной
5 ^
ш
е!
Ш
Ш
РО
ш
§
и
ш У 5 X
¡5
а
о
«
власти. На практике это может обернуться «узким входом» в отрасль, бюрократией и взятками. СОЗ отреагировал на законопроект публикацией открытого письма в Минсельхоз и Минэкономразвития. Официального ответа пока нет.
— Во властных структурах идет противостояние двух мнений — за и против органического земледелия, — утверждает Яков Любоведский. — Лобби против — весьма сильное, так как за ним стоит большой бизнес. Органика лишает прибыли производителей химикатов, антибиотиков, комбикормов, гормонов роста, ГМО. К тому же рано или поздно биопродукты составят серьезную конкуренцию влиятельным пищевым концернам. Осень будет определяющей: либо появится политическая воля и органическому хозяйству дадут «зеленый свет», либо в России так и не будет налажено массовое производство экологически чистой продукции. Все ждут единых правил игры: во многих местах уже достаточно наработок для запуска региональных программ, только все они без единой централизованной политики не столь эффективны.
Многие земли сельхозназначения в России уже достаточное время отдыхали» (некоторые — с начала 1990-х годов), а значит в них давно не осталось и следа гербицидов, пестицидов и синтетических удобрений. Хороший задел для органического фермерства!
По мнению исполнительного директора СОЗ, первое, что нужно сделать, — создать на государственном уровне единый понятийный аппарат. Добиться этой цели можно уже этой осенью, если постановлением президента или главы правительства будет принят национальный стандарт. А еще лучше принять сразу технический регламент для органической сельскохозяйственной продукции. «Но это уже уровень федерального закона, его придется согласовывать через Таможенный союз, — поясняет Любоведский. — На это уйдет минимум два года».
Недовольство законом разделяют не все игроки. Заместитель генерального директора агро-холдинга «АгриВолга» Максим Огладков считает, что волнения фермеров насчет еще не принятого закона возникли от неправильного его толкования: «Отдельные фермеры почему-то думают,
что как только закон выйдет, то их сразу же потеснят. А чего, собственно говоря, бояться, если ты в своем хозяйстве все делаешь правильно?» Компания «АгриВолга», на балансе у которой более 40 тыс. га сельхозугодий и сеть магазинов «УглечеПоле. Органик Маркет», входит в группу компаний «Агранта». Этой весной, вскоре после создания СОЗ, «Агранта» создала совместно с ритейлером «Азбука Вкуса» и двумя другими крупными игроками («Ариверой» и корпорацией «Органик») собственную общественную организацию — Национальный органический союз (НОС). Цели ее в целом не слишком отличаются от продекларированных СОЗ. Однако никакой публичной реакции на появление новой редакции законопроекта от этой структуры не поступало: видимо, крупных игроков в ней все устраивает.
Несмотря на явное противостояние на рынке, существует общая проблема для всех его участников — и крупных корпораций, и мелких фермеров. Отсутствие закона ставит в неравное положение тех, кто действительно производит органику, и тех, кто лишь зарабатывает деньги на модном движении. По мнению предпринимателя Александра Коновалова, владельца подмосковной экологической фермы «Коновалово» и основателя профессионального объединения производителей и поставщиков экологической продукции «Экокластер», проблема и в отсутствии информационной политики со стороны государства. «Многие игроки, зашевелившиеся на рынке в последние годы, даже не могут четко ответить на вопрос о том, что такое экологически безопасный продукт, — рассказывает Коновалов. — У них нет ни культуры, ни понимания сути органического хозяйства. В Европе субсидии фермерам за ведение органического хозяйства достигают 900 евро за гектар. По телевизору крутят социальную рекламу о важности органических продуктов. У человека вырастают крылья, ему хочется заниматься любимым делом. У нас ситуация прямо противоположная: нет ни мотивации, ни финансового стимулирования, ни помощи в построении системы конечной реализации продукции».
ЗАВТРАК ТУРИСТА
Интересно, что российский экофермер денег у государства не просит. Союз органического земледелия прямо подчеркивает, что специализированная финансовая поддержка на федеральном уровне в данный момент неприоритетна. Средств, которые направлены на село по существующим программам, в целом достаточно и для органического сельхозпроизводителя. «Если правительство примет федеральный закон, направленный на рост и развитие органического сельского хозяйства, то, по экспертным оценкам, в данный сектор уже в первые пять
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ
Форум и Выставка
31.10.13-02.11.13
МОСКВА, МВЦ «КРОКУС экспо»
www.forinnovations.ru
• Ведущая глобальная дискуссионная площадка в сфере технологических инноваций
• Прогнозы и анализ развития технологических трендов
• Демонстрация новейших разработок и уникальных стартапов
• Поиск инвесторов под конкретные задачи бизнеса
• Отбор новых бизнес-проектов для российских регионов
Программа
«Международное инновационное партнерство»
Более
V
350 спикеров из ДО стран
1000 новейших разработок 4000 лиц, принимающих решения
700 представителей СМИ
ли V
Страна-партнер Финляндия
Страна-партнер Франция
Организаторы
VPBK
Sk
4
ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ
4JT
ВНЕШЭКОНОМБАНК РОСНАНО
АГЕНТСТВО
СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ИНИЦИАТИВ
Интеллектуальный Генеральный продюсер спонсор
мгт
Technology Review
рт
Официальный партнер
Официальный партнер
Специальный спонсор
СБЕРБАНК
iiMMopoli«
Специальный спонсор
ЕУ
Совершенствуя бизнес.
Спонсор секции
Генеральные информационные партнеры Международные информационные партнеры
Коммерсантъ ^ПЛАНОВОСТИ ГЩШЕЯ Коммерсантъ™ В РБК ГЧ _ М
""«■па.™ радио новостей ТЕЛЕКАНАЛ ЯииВ ■
2 лет придет примерно 100 млрд рублей частных ин-
рп вестиций, — уверен Яков Любоведский. — Поверьте,
q эти инвестиции для развития российского села
^ будут более эффективны, чем, например, субсидии
ш процентных ставок на такую же сумму».
S Ожидая законодательных перемен, органи-
ке ческое сельское хозяйство успешно доказывает,
^ что может функционировать и в условиях само-
О контроля. Объединение «Экокластер» Александра
— Коновалова — живой тому пример: оно вооружилось
собственными нормами, которые, по признанию основателя, кое в чем жестче стандартов IFOAM. Справедливости ради стоит добавить, что мировой рынок, как правило, руководствуется национальными стандартами, и сертификаты IFOAM еще не гарантируют возможности работать на экспорт.
«Экокластер» заключает договоры на реализацию биопродуктов с производителями и поставщиками продукции по всей России. В розницу продукты попадают под единым брендом через сеть фирменных магазинов и онлайн-продажи. «Ежедневно я получаю десятки звонков с предложе-
экономия на химикатах в биофермерстве с лихвой съедается за счет того, что приходится использовать много ручного труда. зато потребитель готов платить за органическую продукцию гораздо больше — иногда в разы
ниями совместной работы, — говорит Коновалов. — Но для того, чтобы стать нашим партнером, нужно доказать свою состоятельность. Во-первых, бизнес должен быть полностью прозрачным: мы контролируем весь цикл производства, от закупки сырья до продажи конечному потребителю. Не все соглашаются работать согласно нашим строгим внутренним стандартам качества. Во-вторых, даже если производитель в настоящий момент не имеет органического сертификата, он должен понимать, что это непременный следующий логический шаг».
Александр Коновалов, друг и бывший партнер пионера российского предпринимательства Владимира Довганя, в аграрный бизнес пришел из компании «Эдельстар», занимавшейся сетевым маркетингом косметики. В 2009 году он принялся строить в Подмосковье первую в России экофер-му — хозяйство с коровами, огородом и гостиницей. Новый для рынка агротуристический формат
оправдал себя быстро: вложив $1 млн собственных средств, фермер вывел хозяйство на безубыточность уже через полгода. Общий срок возврата инвестиций Коновалов оценивает в пять с половиной лет. Постепенно удалось освоить и особенности работы с животными, и технологию молочного производства (ряженку и творог на ферме готовят по народным старорусским рецептам), и прочие премудрости «органической хореки».
В «Коновалово» съезжаются не только ради бани и парного молока, но и за свежими впечатлениями. Гостей водят в соседний лес по грибы, для них проводят кулинарные мастер-классы на натуральных продуктах, организуют экскурсии в коровник, где буренки смотрят специально установленные телевизоры, транслирующие виды альпийских лугов. Сейчас агротуризм в общей структуре доходов фермера занимает около 30%, остальное — выручка от продажи органических продуктов. Когда Коновалов понял, что спрос на продукты явно превосходит его возможности, он стал привлекать в помощники соседей, а затем и фермеров из других регионов. В ассортименте «Экокластера» овощи, орехи, грибы, ягоды, мясо, бакалея, детское питание — все в разы дороже, чем «неорганические» аналоги в розничных сетях, однако потребитель охотно голосует за натурпродукт рублем. Совокупный оборот от фермерской деятельности за прошлый год Коновалов оценивает в 48 млн рублей в год, причем в этом году он ожидает роста на 10-12%.
Предприниматель рассказывает, что быстро уперся в потолок: число партнеров «Экокластера» приблизилось к сотне, магазин приносил максимально возможные продажи, а расширять хозяйство стало некуда — появились бюрократические проблемы по переоформлению категории земель. Толчок к дальнейшему развитию дал исполняющий обязанности губернатора Московской области Андрей Воробьев: после личного визита на экоферму он пообещал Коновалову свое содействие. «Я одним из первых подписал инвестиционное соглашение в своем районе на строительство нового агротуристическо-го комплекса, — говорит фермер. — Но реальной помощи так и не дождался — до вмешательства первого лица. У агротуризма огромный потенциал: в Европе он по популярности бьет все рекорды. А у нас Министерство туризма, куда мы пару месяцев назад написали письмо, видимо, занято решением других задач. Ни ответа от них, ни привета».
Сейчас Коновалов весь в делах — строит ферму «Коновалово-2». В проекте предусмотрен новый отель на 36 человек с конференц-залом, теннисный корт, вертолетная площадка. На этом предприниматель не остановится. Он готовится тиражировать свое ноу-хау и разрабатывает франчайзинговое предложение на открытие экофермы для партнеров. Предметные переговоры уже ведутся с Санкт-
XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ САММИТ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
1т1Тш?т1 шш [Л ш
RETAIL BUSINESS RUSSIA 2013
сделано в BBCG
1000 ПЕРВЫХ
ВМЕСТЕ!
НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ПОКУПАТЕЛЯ
В стране, которая стремится к новому качеству жизни!
26-27 сентября, Центр Международной Торговли
Спикеры: 150+ экспертов в ритейле
Участники: 1300+ делегатов
г пленарных Э сессий 30+ рабочих групп
аналитика по рынку
стратегии конкуренции
форматы и к мультиканальность
• инвестиции
управление людьми
новые
технологии и
^ \ оборудование
7
отраслевых конференций
продовольственный ритейл товары для дома и ремонта одежда и обувь
электроника и мобильная связь косметика и лекарства детский ритейл ювелирный ритейл
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:
AKMI'T
Скачать мобильное приложение
Петербургом, Воронежем, Самарой, Нарьян-Маром, Новосибирском. С пробелом государства по части профессионального специализированного образования фермер тоже планирует справляться своими силами: следующим шагом станет открытие учебного центра, в котором преподавать тонкости организации органического агробизнеса будут непосредственно «на натуре».
Независимые объединения поставщиков и производителей, подобные «Экокластеру», могут стать действенным выходом для новичков в аграрном бизнесе, которых в органике особенно много. «В США и Европе по подобной схеме работает огромное количество мощных кооперативов с миллионными оборотами», — утверждает Коновалов. С ним соглашается Яков Любоведский: «Стандарты органического сельского хозяйства удобнее всего выдерживать на средних и мелких сельхозпредприятиях. Скорее всего, в России в этом секторе будут преобладать именно крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, объединенные в кооперативы, товарищества, партнерства — для получения преимуществ, которые обычно имеют крупные игроки. Для отрасли это только на пользу, ведь кооперативы — это объединение труда, а не капиталов, как в акционерных обществах». Развитие кооперативного движения, кстати, может в определенном смысле защитить рынок от «интервенции» со стороны западных агропромышленных холдингов: скупать тысячи локальных сельхозпроизводителей, в отличие от крупных компаний, весьма затруднительно.
В светлом будущем российского села Александр Коновалов не сомневается: «Я абсолютно уверен, что если появится законодательный регламент по работе с органическим хозяйством, то Россия уже к 2020 году может выйти в мировые лидеры по производству органической продукции». Почему именно к 2020-му? Арифметика простая: если в ближайшее время фермеры смогут подать заявки на международные сертификаты, то получат они их спустя два-три года: столько занимает стандартный конверсионный период, процесс перехода от интенсивных технологий агропроиз-
водства к органическому земледелию. Плюс срок на «раскачку»: запуск производства, маркетинг, завоевание доли рынка. Учитывая, что объем мирового рынка органики в 2020 году приблизится к $200-250 млрд, бороться есть за что. По данным ВНИИ «Агроэкоинформ», потенциал рынка органической продукции в России к этому времени составит 300-400 млрд рублей. Еще столько же при благоприятных условиях может уходить на экспорт. В общей сложности это почти 10% мирового рынка органической промышленности.
ГОНКИ ПО ВЕРТИКАЛИ
Подобно экофермам, ярославская «АгриВолга» тоже строит вертикально интегрированное производство, но масштабы работы здесь совсем другие. «Мы исходим из того, что гарантированно качественный продукт можно получить только тогда, когда все производственные мощности находятся в нашей собственности», — говорит заместитель генерального директора Максим Огладков. В сегменте мясной продукции у «АгриВолги» есть хозяйство для выращивания животных, собственные комбикормовый и мясоперерабатывающий заводы. Далее по налаженной логистической цепочке мясные и молочные продукты под фирменным брендом в сжатые сроки попадают на полки магазинов. В собственности у компании крупнейшие фермерские хозяйства Ярославского региона, где сейчас осуществляется племенное и товарное разведение уникальных пород крупного рогатого скота и овец. В перспективе планируется разводить птицу и в полную силу заняться выращиванием овощей.
В органическом пищепроме логистика решает все. «Если продукт со сроком годности пять суток попадает на полки магазина с остаточным сроком трое суток, то он уже мало кому интересен, — объясняет тонкости бизнеса Огладков. — Крупные сетевые игроки, оговаривая условия сотрудничества, сразу предупреждают: остаточный срок годности должен составлять не менее 80-90%». В Центральном регионе с непростой задачей пока справляться удается, но, очевидно, чем дальше от главного рынка сбыта органической продукции (а это традиционно Москва и Санкт-Петербург), тем сложнее. Именно поэтому, отмечает Яков Любоведский, наибольший потенциал для развития экологичного сельского хозяйства имеют территории на удалении 100-300 километров от городов-миллионников. У «АгриВолги» есть небольшая, из трех точек, сеть собственных магазинов органической продукции, но ее развитие требует солидных инвестиций. На данном этапе компания развивает два канала — собственную розницу и дистрибуцию, делая главный акцент на продажах в премиальных супермаркетах — «Глобус Гурме», «Бахетле», «Холдинг-Центр».
На Западе дорога мелким фермерам в большую розницу открыта: если у производителя на руках есть сертификат для подтверждения его органического статуса, он может спокойно реализовывать продук-
цию в большинстве супермаркетов. Американская сеть супермаркетов здорового питания WholeFoods работает на рынке с 1980 года и сейчас насчитывает 355 магазинов в США и Европе. Каждый магазин в сети в обязательном порядке налаживает прямые поставки из локальных хозяйств. Кроме этого, с началом органического бума специальные отделы для фермерских продуктов открываются в каждом уважающем себя супермаркете. Многочисленные органические рестораны тоже обеспечивают изрядный спрос на продукцию мелких фермеров. Другой популярный сценарий реализации продукции — фермерские рынки выходного дня и традиционные крупные ярмарки округов и штатов, куда, как правило, свободно съезжаются хозяйственники всего региона.
— У нас рынок для сельхозпроизводителя — это система оптовых закупщиков, переработчиков и продавцов, — описывает российскую ситуацию Юрий Зубов, руководитель аграрных проектов сети супермаркетов «Азбука вкуса». — Выстроена она участниками исключительно в своих интересах. Все взаимоотношения с конечным потребителем ограничиваются постулатом «Ешь, чего дают», а с производителем — «Давай много, дешево, технологично». Мелкий и средний производитель этой системе неинтересен. Но именно он в состоянии удовлетворить растущий спрос на качественное здоровое питание. Речь не только об органик-продуктах: покупатель сейчас ищет просто натуральную, свежую, вкусную еду. Этот спрос несомненен: как на дрожжах в городах растут интернет-магазины, «фермерские» магазинчики и прилавки, но и в них цепочка происхождения товара для покупателя неочевидна.
«Азбука Вкуса» нашла способ организовать сотрудничество с экологичными фермерскими хозяйствами на взаимовыгодных условиях. Она создает собственные «вертикальные» товарищества, обеспечивая полный замкнутый цикл переработки, производства и реализации. Основную часть прибыли получает фермер: ее он может направить на развитие хозяйства. Ритейлер при этом по договору прописывает возможность участвовать в разработке технологий и осуществлять контроль над всем жизненным циклом производства продукции.
— Важно понимать, что каждой отдельно взятой розничной компании не интересно выстраивать централизованный агрохолдинг: слишком широк востребованный ассортимент, да и непрофильное это занятие, — объяснил Зубов в выступлении на Всероссийской интернет-конференции органических сельхозпроизводителей (она состоялась в августе при содействии Союза органического земледелия). — Оптимальный путь — собрать производителей, объединив их общей задачей, планом, гарантией сбыта, прозрачным распределением дохода
на всех этапах. В таком кооперативе появляется распределение ролей: кто-то занимается техникой, кто-то — заготовкой кормов, кто-то — животноводством.
Одним из первых проектов «Азбуки Вкуса» стало товарищество «Наша ферма», реализованное совместно с предпринимателем Александром Саяпиным. Он, в свою очередь, знаменит страстью к роботизации сельского хозяйства. Коровы у него живут на воле, а когда приходит время дойки, животные самостоятельно заходят в полностью автоматизированные доильные станции, напичканные детекторами движения и системами распознавания вымени. Сотрудничество с ритейлером вылилось в приобретение собственных земель, кормозагото-
распространенный миф: органическое земледелие гораздо менее урожайно, чем традиционное. Многолетние наблюдения ученых позволяют утверждать, что не всегда, не везде и не по всем культурам. В ряде случаев даже наблюдалась обратная картина
вительной техники, импортного поголовья коров, доильных роботов, завода по переработке молока, логистики. Общие инвестиции составили 65 млн рублей — зато сейчас торговая сеть получает высочайшего качества молочные продукты с розничным годовым доходом 90 млн. Другой проект связан с мясным скотоводством: в Калужской области «Азбука Вкуса» собрала шесть локальных фермеров и организовала на равноправных основаниях производство мраморной говядины мощностью 10 тонн в год. Пример для российского рынка уникальный: говядину высшего качества поставляют почти исключительно импортную. Стоимость проекта оценивается в 150 млн рублей.
Опыт «Азбуки Вкуса» лишний раз доказывает простую истину: система взаимодействия фермеров с розничными операторами может регулироваться и без вмешательства государства. Органический рынок готов перевернуть мир, дайте ему лишь отсутствующую точку опоры — одобренную профессиональным сообществом законодательную базу.
В подготовке публикации принимала участие Яна Аржанова