Научная статья на тему 'Спам как одна из разновидностей жанра электронного письма'

Спам как одна из разновидностей жанра электронного письма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4539
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ЖАНР / ЭЛЕКТРОННОЕ ПИСЬМО / СПАМ / VIRTUAL DISCOURSE / GENRE / E-MAIL / SPAM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лутовинова О. В.

Статья рассматривает спам как одну из разновидностей жанра электронного письма, определяя его как анонимную массовую рассылку корреспонденции адресатам, не желающим ее получать. Спам не предполагает вербальной реакции адресата, имея своей целью рекламу тех или иных товаров или услуг, проверку валидности адреса, распространение вирусов и т.п. Спам характеризуется высокой степенью динамизма и креативности, является отрицательно маркированным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spam as a variety of e-mail genre

The article discusses spam as a variety of e-mail genre and defines it as an anonymous mass correspondence delivery to addressees who don't want to get it. Spam doesn't presuppose an addressee's verbal reaction having an advertising of some goods or services, checking the address validity, delivering viruses, etc. as its aim. Spam is characterized by a high degree of dynamism and creativity and is negatively marked.

Текст научной работы на тему «Спам как одна из разновидностей жанра электронного письма»

ставляет наибольшие трудности, касающиеся репрезентации и осмысления экспертных знаний, поскольку содержит научную информацию из различных областей экономики. Например:

(4) The world’s foreign exchange markets keep track of the values of all of the major currencies. As some increase in value, others decline. When a French franc goes up against the US dollar, the dollar must go down against the French franc [12].

Понимание подобных текстов напрямую зависит от уровня научных экономических знаний адресата, от его способности активизировать, извлекать и интерпретировать эти знания.

В результате проведенного исследования, становится очевидным, что научная информация, хранящаяся в сознании человека и передаваемая экономическими текстами, имеет матричный формат. Соответственно прецедентные феномены в научных экономических текстах могут получать многоаспектное осмысление.

1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2002.

2. Дроздова Т.В. Проблемы понимания научного текста (англоязычные экономические тексты). М., 2003.

3. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультур-ной коммуникации. М., 2003.

4. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лин-гвокультурология. М., 2002.

5. Минский М. // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. Вып. XXII. С. 281-310.

6. Erdman Paul What’s Next? How to Prepare yourself for the Crash of ’89 and Profit in the 1990s. Toronto; N. Y.; L.; Sydney; Auckland, 1988.

7. Большой экономический словарь / под ред А.Н. Азрилияна. М., 2002.

8. Болдырев Н.Н. // Филология и культура: материалы VI Междунар. науч. конф. 17-19 окт. 2007 года. Тамбов, 2007. С. 27-32.

9. Болдырев Н.Н., Куликов В.Г. // Изв. РАН. Сер. Лит-ра и языка. 2006. Т. 65. № 3. С. 3-13.

10. The Economist. Oct. 27th. 2001. Р. 35.

11. The Economist Dec. 1st. 2001. Р. 52.

12. Epping Randy Charles A Beginner’s Guide to the World Economy: Seventy-one Basic Economic Concepts that Will Change the Way you See the World. N. Y., 1992.

Поступила в редакцию 7.11.2007 г.

Timofeeva T.N. Рrecedent situation as a knowledge structure represented in English scholar economic texts. This article is devoted to description of two cognitive structures (the frame and the matrix) which organize the knowledge of precedent situations represented in English scholar economic texts.

Key words: precedent situation, scholar economic text, cognitive structure, frame, stereotype knowledge, scholar, expert knowledge, cognitive matrix, cognitive domain.

СПАМ КАК ОДНА ИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЖАНРА ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА

О.В. Лутовинова

Статья рассматривает спам как одну из разновидностей жанра электронного письма, определяя его как анонимную массовую рассылку корреспонденции адресатам, не желающим ее получать. Спам не предполагает вербальной реакции адресата, имея своей целью рекламу тех или иных товаров или услуг, проверку валидности адреса, распространение вирусов и т.п. Спам характеризуется высокой степенью динамизма и креативности, является отрицательно маркированным.

Ключевые слова: виртуальный дискурс, жанр, электронное письмо, спам.

Интенсивное освоение в конце XX - начале XXI в. нового коммуникативного пространства, возникшего благодаря скоротечному развитию новых информационных технологий, привело к увеличению исследовательского интереса в области виртуального

общения. В настоящее время уже бесспорным является тот факт, что Интернет представляет собой не только новый, заметно отличающийся от существовавших до этого канал связи, но и новую социокультурную среду. В этой среде люди совершают покуп-

ки, работают, становятся известными, знакомятся, ищут спутника жизни и т. д. Такая большая вовлеченность человека в мир сетевого общения приводит к тому, что те или иные проблемы, казалось бы, уже основательно изученные, снова оказываются в центре внимания.

Так, например, по мнению ученых, активно занимающихся исследованием речевых жанров, «изучение речевых жанров, в котором часто видели важнейшую часть общего изучения речи в России, <...> сейчас переживает не лучшие времена» [2], ив этой области «наметился определенный застой» [3]. Сложившаяся ситуация обусловливается тем, что в настоящее время, по сравнению со значительными достижениями в области жанроведения, имевшими место во второй половине девяностых годов прошлого столетия, наблюдается некоторый спад интереса к изучению жанров. Как справедливо отмечает Т.В. Шмелева, «открытия» наиболее эффектных жанров состоялись, на создание же энциклопедии жанров пока никто не решается» [3]. Однако для процесса виртуальной коммуникации изучение речевых жанров является не просто необходимым, а представляет собой одну из первостепенных задач. Несмотря на большое количество исследований, связанных с виртуальной коммуникативной и социокультурной средой, многое остается неизученным именно в жанроведче-ском направлении. Прежде всего, на наш взгляд, особого внимания заслуживает сам процесс выделения жанров в виртуальном дискурсе, поскольку, описывая те или иные жанры, выделяя их основные характеристики, исследователи зачастую не рассматривают те критерии, параметры, на основе которых происходит группировка жанров.

В самом деле, жанры виртуального дискурса очень разнообразны в силу многомерности данного образования, и поэтому при выделении их признаков следует исходить из того, что как любое сложное многомерное образование виртуальный дискурс неоднороден и предполагает неоднородность критериев, используемых для выделения того или иного конститутивного признака.

Учитывая, что дискурс представляет собой текст, погруженный в ситуацию общения, мы предлагаем рассматривать жанры виртуального дискурса, во-первых, на основе

структурности, композиционности его текста. Исчисление жанров дискурса на основе данного критерия происходит на основании реально существующих естественно сложившихся форм общения, для которых можно выделить канонические (прототипные) единицы, и жанры дискурса, выделяемые на этой основе можно назвать дискурсообразующими. Во-вторых, принимая во внимание интенциональное разнообразие высказываний дискурса, мы можем производить исчисление жанров по использованию относительно устойчивых типов высказываний в тех или иных ситуациях, как вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей. Такие жанры виртуального дискурса мы предлагаем назвать дискурсоприобретенными, поскольку использование относительно устойчивых типов высказываний происходит уже в сложившихся формах общения, жестко обусловленных в виртуальной среде определенными техническими параметрами. К дискурсообразующим жанрам виртуального дискурса мы относим электронное письмо (e-mail), чат, форум, гостевую книгу, мгновенные сообщения (ICQ и др.), блог, представляющий собой дневник или новостную ленту с возможностью комментариев, ролевую онлайновую игру, SMS. Дискурсоприобретенными жанрами виртуального дискурса являются флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, флуд, послание и креатифф. Данные дискурсоприобретенные жанры представляют собой свободные речевые жанры, по классификации М.М. Бахтина, т. е. жанры, включающие в себя более мелкие, стандартные жанры. К стандартным жанрам относятся приветствие, поздравление, объявление и др. Стандартные речевые жанры виртуального дискурса практически не отличаются от одноименных жанров в реальном дискурсе, в то время как свободные речевые жанры, построенные на основе свободнотворческого переоформления первых, приобретают ряд специфических черт, характерных именно для виртуального дискурса.

Целью данной статьи является рассмотрение спама как одной из разновидностей жанра электронного письма. Несмотря на то, что в Интернете спам является массовым явлением, специальных лингвистических исследований этого феномена, по нашим данным, не проводилось.

Спам представляет собой специфическую форму электронного письма, интересную как в социолингвистическом, так и лингвокультурном отношении. История термина, как отмечается в свободной электронной энциклопедии Википедии [1], восходит к английскому комедийному телесериалу 70-х гг. XX в. «Летающий цирк Монти Пайтона» («Monty Python’s Flying Circus»), в котором в одной из сцен действие происходило в маленьком ресторанчике, где всем посетителям предлагали меню, содержащее чрезмерное количество консервированной ветчины «спэм» (spam - от Hormel’s Spiced Ham), а хор викингов в рогатых шлемах постоянно пел рекламные песни типа «Спэм! Спэм! Спэм! Любимый спэм!», вследствие чего за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рассылок. На различных ресурсах Рунета можно найти множество попыток пользователей определить, что такое спам, и эти определения очень различны. В нашем исследовании под спамом мы понимаем анонимную массовую рассылку корреспонденции адресатам, не желающим ее получать. Мы сознательно не вводим в определение слова «коммерческий», поскольку существуют такие виды спама, которые не направлены адресантом на извлечение коммерческой выгоды, например, так называемые «письма счастья». Включение в определение понятия анонимности адресанта (а спам - это автоматическая рассылка со скрытым или фальсифицированным обратным адресом) позволяет не причислить к спаму, например, неожиданную рассылку руководителя своим подчиненным или отправку менеджером по продажам информации о новинках кому-то из клиентов, с которым он ранее заключал договоры и т. п., а понятия нежелательности данной корреспонденции исключает получение рассылки с какого-либо сайта, если адресат на нее подписался. Следует отметить, что спам распространяется не только посредством электронной почты, в настоящее время для этого могут также использоваться жанр мгновенных сообщений, SMS и т. п., но именно самый большой поток спама идет посредством электронных писем и в общем трафике электронной почты составляет по разным оценкам от 85 до 95 % [1].

Мы считаем возможным выделить следующие наиболее часто встречающиеся виды спама: 1) спам, преследующий коммерческие цели (письма рекламного характера о каких-либо товарах и услугах, содержащие ссылки на сайты для дополнительной информации, контактные телефоны и адреса); 2) спам, преследующий мошеннические цели (письма различного содержания, направленные на выманивание у адресата денег, номеров кредитных карт, паролей для доступа к онлайновым финансовым операциям и т. п.); 3) спам, направленный на раскрутку сайта (письма, которые содержат ссылку на какой-то сетевой ресурс, предлагающий «нечто» очень хорошее и бесплатное, но ссылка в таких письмах ведет на сайт, совершенно не связанный с тем, что заявлено, таким образом, повышая рейтинг сайта (количество посещений) путем его просмотра обманутыми пользователями); 4) спам, направленный на сбор данных (письма, в которых под видом опроса или оформления заказа на бесплатный образец чего-либо просят указать те или иные данные); 5) спам, направленный на проверку валидности почтового ящика (письма, целью которых является вызвать обязательный ответ адресата для того, чтобы выяснить, активен ли адрес, имеющийся в рассылочной базе, а затем регулярно использовать его для постоянных рассылок); 6) спам религиозного характера (письма, содержащие размышления о порочности жизни современного человека и уверения, что только вера в Иисуса, который уже среди нас, может спасти мир и т. п.); 7) спам, содержащий «письма счастья» или «святые письма», в которых путем тех или иных примеров адресата убеждают в необходимости дальнейшей рассылки полученного письма для получения какой-то неожиданной выгоды и избегания больших несчастий; 8) спам, содержащий вирусы или трояны (письма, чаще всего с вложениями или ссылками, в которых может быть текст развлекательного характера, картинки, привлекающие внимание пользователя, вызывающие желание открыть прикрепленный файл или скачать его, зайти по данной ссылке и т. п., тем самым дав доступ вирусам на свой компьютер и т.д.).

В связи с тем, что спам вызывает у пользователей сильное раздражение и желание удалить полученное письмо, не открывая его,

субъект, занимающийся рассылкой спама, применяет различные тактические ходы, направленные на введение пользователя в заблуждение путем «завуалированной» формулировки темы или текста письма. Так, Б. Шмюкле и Т. Хи в своей монографии [4] отмечают, что треть распространяемого спама составляет личностно-ориентированный спам, который складывается из «личного» спама и псевдоличного спама. «Личный» спам составляется таким образом, что упоминается имя получателя и делается вид, что адресант знаком с адресатом. Такие письма содержат формулы приветствия и прощания, намеки на то, что отправитель связан с получателем посредством каких-то дел и т. п. В псевдоличном спаме также содержатся формулы приветствия и прощания, однако имитация знакомства менее искусна. Так, например, приветствие может включать обращение по первой части адреса «Hello, con!» (для адреса con_amore@mail.ru).

Материал русскоязычного спама также показывает, что в последнее время лица, рассылающие спам, все чаще прибегают к различного рода тактикам, помогающим замаскировать спам и тем самым заставить адресата просмотреть его. Как показало наше исследование, практически все данные тактики в своей основе содержат, прежде всего, расчет на простое человеческое любопытство, которое и заставляет адресата открывать полученное письмо или отвечать на него. Приведем некоторые из наиболее часто встречающихся способов:

1. В тему письма перед основной фразой вставляется «Re:», означающее, что присланное письмо является ответом на какое-то из писем получателя, которое было написано им раньше. При этом в строке «От кого» ставится какое-то имя. Например, от отправителя «Мария» может прийти письмо со следующей темой - «Re: небольшой вопрос». Данный ход рассчитан на то, что адресат постарается вспомнить, кто такая Мария, приславшая данное сообщение, и когда и что он мог у нее спрашивать, а за невозможностью сделать это, откроет письмо, в котором может содержаться самая обычная реклама каких-либо товаров.

2. В поле отправителя значится «Mail Delivery System», то есть служба отправки почты, и тема письма содержит стандартную

в случаях сбоя в доставке корреспонденции фразу - «Mail delivery failed: returning mes-sage». Разумеется, получателю подобного сообщения хочется знать, кому и по какой причине не было доставлено его отправление, однако, открыв полученное письмо, он обнаруживает рекламу.

3. Тема письма звучит как «Вам пришла персональная открытка». Открытка, действительно, может присутствовать, но ее содержание далеко от ожидаемого адресатом и также содержит рекламу какого-либо характера. Следует отметить, что открытка может быть и нормального содержания, например, представлять собой изображение песика с грустными глазами и подпись «Я по тебе скучаю». Однако, открыв такую открытку по ссылке из своего ящика, адресат либо подтверждает, что ящик действует, и вследствие этого становится получателем еще большего количества спама, или же способствует раскрутке какого-то сайта, добавив к общей статистике еще один просмотр и, следовательно, повысив рейтинг ресурса.

4. Тема письма указывает обобщенного адресата, как, например, «Начальникам малых предприятий», «Главным бухгалтерам», «Изучающим английский язык» и т. п. В качестве отправителя очень часто фигурирует название какой-либо организации. Если получатель письма попадает в указанную в теме группу представителей, то подобное письмо воспринимается как нечто потенциально полезное, поскольку избранная отправителем формулировка темы как бы сужает аудиторию и дает возможность предположить, что информация, присланная в письме, исходит от какой-либо организации, имеющей представление о характере деятельности адресата и т. п. В теле письма такого рода содержится, как правило, реклама, которая может иметь как непосредственное, так и отдаленное отношение к тому, что заявляется. Например, в письме с темой «Секретарям генеральных директоров» вполне может содержаться реклама косметических средств, предваряемая словами о том, что секретарь -это лицо фирмы, которое должно выглядеть соответствующим образом.

5. Тема письма содержит какую-либо фразу интригующего характера, как, например, «Вы выиграли 1000000$», «Зая! Он не дал мне денег...», «Он опять мне изменил»,

«Не пойду никуда», «А ты знаешь, от кого беременна Светка?!», «Вот такая ситуация», «Я тебя видела сегодня», «Стоило мне только уехать, и он уже с ней!!!», «Не много же ты стоишь, если смог так поступить со мной», «Твоя судьба», «Мне не хватает романтики», «Открой, там тебя ждет сюрприз!» и т. п. В строке отправителя стоит какое-нибудь личное имя. Письма с подобными темами могут содержать какую-либо рекламу, как связанную каким-то образом с темой письма, так и не связанную (например, в письме с темой «Никуда не хочу» может содержаться реклама следующего содержания: «Привeт Виктор! да нормально вcе, только выматались сегодня на рaботe, админы чо-та с компом натворили, кое-как твой адрeс нашeлcя... (( никуда идти не хочется, вик-трыч сайт подкинул c прикольной парнуш-кой http://***)) глянь, как тебе?.. буду как-нить так вечер коротать») [орфография и пунктуация письма сохранены, а часть ссылки заменена звездочками, поскольку данная ссылка ведет на порнографический сайт], а так же сообщения, которые имеют явно не рекламный характер, и при чтении которых кажется, что отправитель просто перепутал адрес. Последние нацелены на то, что адресат ответит на подобные письма, объясняя, что он не тот, к кому было обращено письмо, что, вероятно, произошла ошибка, и тем самым покажет, что его электронный адрес не просто существует, но и используется. Как следствие, данный адрес будет добавлен в последующие рассылки спама, поскольку ответ на письмо сигнализирует о том, что письма, приходящие в данный ящик, читаются его владельцем. Примером такого вида спама может служить письмо следующего содержания: «Привет. В Питер я уезжаю 25, приезжаю 28. зачем там задерживаться? Я бы не хотел, чтобы в дни дежурств, как только я ухожу из дома, ты сразу приезжала к коту, он и так избалованный. По поводу свободного времени в Петербурге: не уверен, что оно вообще будет, Сергеев сказал, что мы туда едем не развлекаться, а работать, и что мое место всегда быть рядом с ним. Так что не знаю, что вообще получится, но список твой я, конечно, возьму с собой. Пока».

Следует отметить, что, несмотря на то, что использование данных тактик повторяется во многих письмах, и адресат догадывает-

ся о пришедшем спаме уже по названию письма, подобные письма все равно просматриваются получателем: «Смотрю те, где пишут, что почта не дошла. И, вроде, знаю, что ничего не писал, а все равно смотрю - а вдруг», «Я так много пишу, что всегда есть шанс, что мне действительно кто-то ответил или что мое письмо не дошло до адресата, поэтому такие письма всегда открываю», «Когда видел уже ни одно письмо с притягивающим названием, уже по виду понимаешь, где спам, но все равно так интересно, какая это Танюха и с кем она провела ночь или почему какой-то котик бросил свою киску» [из ответов опрошенных нами респондентов].

Вследствие того, что спам создает дополнительную нагрузку на серверы, вызывает негативное отношение пользователей, а компании, специализирующиеся на выпуске антиспамного программного обеспечения, ведут постоянное усовершенствование программ фильтрации почты, спам вынужден эволюционировать. Для того чтобы обойти все возможные фильтры, попасть в ящик пользователя и произвести на адресата необходимое воздействие, спам постоянно меняется, что говорит о высокой степени его динамизма.

Таким образом, спам представляет собой разновидность дискурсообразующего жанра электронного письма и заключается в анонимной массовой рассылке корреспонденции адресатам, не желающим ее получать. Спам не предполагает вербальной реакции адресата, имея своей целью рекламу тех или иных товаров или услуг, проверку валидности адреса, распространение вирусов и т. п. Спам характеризуется высокой степенью динамизма и креативности, является отрицательно маркированным.

1. Википедия: свободная электронная энциклопедия: на русском языке. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. Загл. с экрана.

2. Дементьев В.В., Фенина В.В. // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов, 2005. Вып. 4. С. 5-34.

3. Шмелева Т.В. // Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2004. Режим доступа: www.philol.msu.ru/~rlc2004/files/sec/ 91.doc. Загл. с экрана.

4. Schmuckle B., Chi T. // Networx. 2004. № 39. Режим доступа: http://www.mediensprache.net/ de/networx/networx-39.pdf. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 26.11.2007 г.

Loutovinova O.V. Spam as a variety of e-mail genre. The article discusses spam as a variety of e-mail genre and

defines it as an anonymous mass correspondence delivery to addressees who don’t want to get it. Spam doesn’t presuppose an addressee’s verbal reaction having an advertising of some goods or services, checking the address validity, delivering viruses, etc. as its aim. Spam is characterized by a high degree of dynamism and creativity and is negatively marked.

Key-words: virtual discourse, genre, e-mail, spam.

КОСВЕННООЦЕНОЧНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ В НЕОФИЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ

Е.С. Мезенева

Неофициальная сфера общения предлагает лингвистике широкие возможности для изучения косвенных речевых актов вследствие импликационной тенденции к формальной недосказанности. Известные лингвистике направления в теории косвенных речевых актов успешно дополняют друг друга в рамках одной концепции: роль умозаключения обратно пропорциональна степени конвенционали-зации высказывания. Традиционные подходы к явлению косвенности не утрачивают актуальность в отношении оценочных высказываний, но требуют значительных уточнений в плане оппозиции оценка буквальная vs небуквальная.

Ключевые слова: косвенные речевые акты, оценка, прагматика.

Проблемы косвенности выражения языковых значений интересуют лингвистов давно. Явление косвенности в языке связано со способностью языковой системы к полисемии и синонимии, т. е. с гибкостью языка, его многофункциональностью. В лингвистической науке активно разрабатываются вопросы непрямой и косвенной номинации, исследуются тропы и фигуры речи. Однако на уровне высказывания косвенность не получила достаточного освещения.

Значительный вклад в разработку вопроса косвенности языковых выражений был осуществлен в рамках теории речевых актов. Зарубежные и отечественные лингвисты рассматривают косвенное высказывание с трех основных позиций [1]: как разновидность полисемии (И.Р. Гальперин, Е.И. Шендельс и др.), как результат умозаключения, логический вывод из буквального смысла выражения (Дж. Серль), как устойчивое смыслооб-разование, буквальное значение языковой формы которого совершенно утрачено. Неоднозначность трактовки явления косвенности служит подтверждением актуальности дальнейшего изучения феномена косвенных речевых актов.

Сказанное правомерно для косвенного высказывания оценочной направленности. Основные лингвистические работы аксиологической тематики (Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф и др.) определяют возможность рассмотрения оценочности высказывания как особой иллокутивной силы [2; 3]. Косвенность оценочных выражений до сих пор исследовалась на уровне слова и словосочетания, т. е. на лексическом уровне [4]. Представляет несомненный интерес рассмотреть явление косвенной оценки на уровне структуры языковых выражений. Действительно, косвенная оценка на уровне структуры практически не исследована: неясно, существует ли в языке оценка как конструкция, без опоры на лексические средства; открыт вопрос об оценочном потенциале высказываний, узуально оценочными не являющихся ни в структур -ном отношении, ни в плане лексического наполнения.

Неофициальная сфера общения предлагает исследователю богатый материал для выявления лингвистических особенностей косвеннооценочных выражений. Как известно, неофициальность общения, характеризуемая минимальным вниманием говорящего к стилю изложения, является главным при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.