Научная статья на тему 'Созвездие талантов - ключевой фактор формирования университетов мирового класса: российский и зарубежный опыт'

Созвездие талантов - ключевой фактор формирования университетов мирового класса: российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА / WORLD-CLASS UNIVERSITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / COMPETITIVE UNIVERSITIES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / АСПИРАНТЫ / ПРОФЕССОРА / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ ПРОФЕССОРА / ACADEMIC CONTRACTS PROFESSORS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ / UNIVERSITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Халин Владимир Георгиевич, Фокина Вероника Викторовна

Материал в статье рассматривается с точки зрения стратегических целей, которые были изложены в Указе Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Особое внимание уделено описанию систем управления в ведущих университетах США и России в контексте обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Халин Владимир Георгиевич, Фокина Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constellation of Talents - a Key Factor of Formation of Universities of a World Class: Russian and Foreign Experience

In article materials are analyzed in respect of strategic aims which are contained in the Presidential Decree of Russian Federation number 599 of May 7, 2012 “on measures to realize state policy in the field of education and science”. Special attention is paid to description of systems of management in leading universities of USA and Russian Federation in the context of guarantee of their competitiveness on the global education market.

Текст научной работы на тему «Созвездие талантов - ключевой фактор формирования университетов мирового класса: российский и зарубежный опыт»

^ Косов Ю. В., Халин В. Г., Фокина В. В.

§ Созвездие талантов — ключевой фактор " формирования университетов мирового класса:

WW ^ W

с) российский и зарубежный опыт

о

- Косов Юрий Васильевич

ш Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) О Заместитель директора

Член Академии политической науки

Профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Доктор философских наук, профессор kosov@szags.ru

Халин Владимир Георгиевич

Санкт-Петербургский государственный университет Заведующий кафедрой информационных систем в экономике Доктор экономических наук, профессор vhalin@yandex.ru

Фокина Вероника Викторовна

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Доцент кафедры социально-политических технологий Кандидат политических наук vvf.spb@mail .ru

РЕФЕРАТ

Материал в статье рассматривается с точки зрения стратегических целей, которые были изложены в Указе Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Особое внимание уделено описанию систем управления в ведущих университетах США и России в контексте обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

университет мирового класса, конкурентоспособность университетов, учебный процесс, научная работа, студенты, аспиранты, профессора, исследователи, академический контракт профессора, модернизация высшей школы, управление университетом

Kosov Yu. V., Halin V. G., Fokina V. V.

Constellation of Talents — a Key Factor of Formation of Universities of a World Class: Russian and Foreign Experience

Kosov Yury Vasilyevich

North West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Vice-director

The member of Academy of Political Science

Professor of the Chair of American researches of the International Relations Faculty of the Saint-Petersburg State University

Doctor of Science (Philosophy), Professor kosov@szags.ru

Halin Vladimir Georgievich

Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Faculty of Economy

Head of the Chair of Information Systems in Economy Doctor of Science (Economic), Professor vhalin@yandex.ru

Fokina Veronica Viktorovna -q

Saint-Petersburg State Polytechnical University (Saint-Petersburg,Russian Federation) cl

Associate Professor of the Chair of Social and Political Technologies O

PhD in Political Science ©

vvf.spb@mail.ru cl

ABSTRACT

In article materials are analyzed in respect of strategic aims which are contained in the Presidential ™

Decree of Russian Federation number 599 of May 7, 2012 "On measures to realize state policy in ^

the field of education and science". Special attention is paid to description of systems of manage- 3

m

ment in leading universities of USA and Russian Federation competitiveness on the global education market.

KEYWORDS

World-Class University, competitive universities, Academic contracts professors, modernization of higher education in Russia, university management

Введение

Ключевыми ресурсами современного развития общества являются знания, информация и образование. Именно исследовательские университеты специалисты относят к числу основных учреждений экономики знаний XXI в. [3, с. 2]. В день своей инаугурации 7 мая 2012 г. Президент России подписал Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором, в частности, предписывается Правительству РФ разработать и утвердить план мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, а также обеспечение «вхождения к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Представляется, что поставленные в данном указе задачи для Правительства РФ являются достаточно сложными и трудновыполнимыми, поскольку в настоящее время позиции российских университетов в мировых рейтингах выглядят достаточно скромными. Так, например, в Шанхайский рейтинг 500 лучших университетов мира (ARWU) с момента его создания до настоящего времени наша страна представлена лишь двумя российскими университетами (МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ), в то время как в 2013 г. в этот рейтинг входили 150 университетов из США, 42 — из Китая, 37 — из Германии, 11 — из Швеции и 5 — из Финляндии. При этом настораживает динамика присутствия российских университетов в данном рейтинге: только два российских университета присутствовали и присутствуют в нем, причем МГУ им. М. В. Ломоносова, как правило, входил и входит в первую сотню лучших университетов мира (Топ 100), а СПбГУ, к сожалению, ни разу не входил в Топ 300 и занимает места только в четвертой или пятой сотне. В то же время Китай, например, в 2003 г. в Шанхайском рейтинге был представлен 14 университетами, а через 10 лет — уже 42 университетами, что в 3 раза больше, чем в 2003 г. Такого прогресса нет ни у одной из стран мира1.

Во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599, на основании постановления Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» и в соответствии с решением специального совета от 6 июля

1 Academic Ranking of World Universities: [Электронный ресурс]. URL: http://www.shanghai-ranking.com/ (дата обращения: 19.12.2013).

з 2013 г. 15 российских вузов1 были признаны победителями открытого конкурса на право получения специальных государственных субсидий на реализацию меропри-^ ятий, которые будут способствовать их продвижению в международных рейтингах. £ Общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию ^ данного проекта по повышению конкурентоспособности ведущих университетов ° России запланирован в размере 44 млрд руб., при этом 9 млрд руб. в 2013 г., £ 10,5 млрд руб. в 2014 г., 12 млрд руб. в 2015 г., 12,5 млрд руб. в 2016 г.2.

Трехфакторная модель Джамила Салми создания университетов мирового ш класса. С начала реформ в российской высшей школе были разработаны несколько подходов и моделей, которые имели своей целью повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке образовательных услуг [1, с. 63-87; 2; 4, с. 289-304; 5, с. 13-30; 6; 8; 10, с. 216-230 ]. На основании соответствующих федеральных законов, указов Президента России и специальных постановлений Правительства РФ в нашей стране сформирован особый кластер системообразующих вузов, к которому относятся, например, следующие 40 вузов: два ведущих университета — МГУ им. М. В. Ломоносова и СПбГУ, 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов, которые получили специальный статус, значительную государственную финансовую поддержку и их стратегические программы развития утверждены правительством страны [11].

Однако на сегодняшний день, как нам представляется, оптимального решения задачи повышения конкурентоспособности российской высшей школы так и не найдено. В частности, отсутствует научно обоснованная и общепризнанная стратегия развития российской системы высшего образования, которая предусматривала бы повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, а также создание в нашей стране достаточного числа университетов мирового класса. На состоянии и развитии российской высшей школы в настоящее время реально сказывается не только нехватка государственных ресурсов, но и острейший дефицит профессиональных управленческих решений, принимаемых на государственном уровне и направленных на достижение стратегических целей модернизации российской системы высшего образования [9]. В этих условиях для каждого российского вуза и всей высшей школы в целом особую важность приобретает вопрос о выборе пути своего развития и поиске механизмов повышения своей конкурентоспособности и построения университета мирового класса. В своих исследованиях известный экономист, специализирующийся в области образования, эксперт Всемирного банка Джамил Салми показал, что ключевыми факторами, которые определяют условия создания университетов мирового класса, являются

1 Список вузов-победителей: 1. Дальневосточный федеральный университет. 2. Казанский (Приволжский) федеральный университет. 3. Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт (государственный университет)». 4. Национальный исследовательский технический университет «МИСиС». 5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 6. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». 7. Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». 8. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. 9. Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет). 10. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. 11. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). 12. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. 13. Национальный исследовательский Томский государственный университет. 14. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 15. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

2 Министерство образования и науки Российской Федерации: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. 11Я_: М1р://минобрнауки.рф/новости/3503 (дата обращения: 13.03.2014).

концентрация талантов (профессорско-преподавательский состав, ученые, студен- з ты, интернационализация), благоприятная система управления (поддерживающая cl нормативно-правовая база, академическая свобода, команда руководителей, стра- § тегическое видение, культура академического мастерства) и обильное финансиро- £ вание (государственные источники финансирования, эндаумент, плата за обучение, s гранты на исследования) [7, с. 7-9]. Представляется, что этим трем условиям ° в полной мере отвечает Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA), о который был образован в 1919 г. как один из старейших 10 кампусов Калифорний- g ского университета (второй, после кампуса в Беркли). В UCLA реализуется более ш 300 образовательных программ, на которых обучается в настоящее время около О 40 000 студентов (из них 28 000 бакалавров и 12 000 магистрантов и аспирантов). UCLA является одним из самых популярных университетов в США, в структуру которого входят колледж (College of Letters and Science), семь профессиональных школ и пять медицинских научно-практических школ. Государственная финансовая поддержка университета осуществляется за счет бюджета штата Калифорния и государственных научных фондов. В Шанхайском рейтинге лучших университетов мира в 2013 г. UCLA занимает 12-е место1.

В данной статье2 проведен анализ некоторых методов обеспечения конкурентоспособности ведущих университетов США и России по формированию «созвездия талантов» и благоприятной системы управления на примере Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в контексте трехфакторной модели Дж. Салми, Указа Президента России В. В. Путина от 7 мая 2012 г. № 599, доклада ректора СПбГУ Н. М. Кропачева на заседании Ученого совета университета 24 декабря 2012 г. «Путь в конкуренцию. О задачах Программы развития СПбГУ»3 и доклада ректора НИУ ВШЭ Я. И. Кузьминова 25 октября 2013 г. на заседании совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров4.

Лучшие студенты хотят поступать в лучшие университеты и учиться у лучших профессоров. UCLA реализует данную концепцию, поскольку является флагманским исследовательским университетом, в котором работают выдающиеся ученые-звезды и признанные лидеры мирового уровня в различных областях научных исследований. Это подтверждается не только высокими показателями в общепризнанных мировых рейтингах, но и тем, что в университете осуществляются прорывные научные исследования, имеющие международное признание (например, именно UCLA является местом рождения Интернета5, местом, где осуществляется разработка суперкомпьютеров и проектирование американских космических кораблей Shuttle). Согласно отчету национального фонда научных исследований (National Science Foundation) UCLA в 2011 г. занял восьмое место среди всех исследова-

1 Сайт Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ucla.edu/.

2 Данная работа выполнена в рамках прикладного НИР СПбГУ № 13.329.2014.

3 Путь в конкуренцию. О задачах Программы развития СПбГУ: Доклад ректора СПбГУ на заседании Ученого совета университета 24 декабря 2012 г.: [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/news-spsu/18034-itogi-zasedaniya-uchenogo-soveta-spbgu-24-dekabrya-2012g (дата обращения: 10.01.2013).

4 Roadmap To World-Class University, Yaroslav Kouzminov, Rector October 25.2013: [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3726 (дата обращения: 24.02.2014).

5 2 сентября 1969 г. инженеры UCLA запустили первый сервер сети ARPANET, a 26 октября этого же года был осуществлен первый сеанс передачи информации из UCLA в SRI в Сан-Франциско.

з тельских университетов США по объему финансирования научно-исследовательских о_ грантов, равному 982 млн долл. США, что составило 18% от всех доходов универ-0 ситета1. Естественно, что этот высочайший уровень и объем исследовательской £ работы, проводимой в UCLA, обеспечивается соответствующим профессиональным ^ уровнем профессоров и исследователей, что, безусловно, позволяет относить их ° к наивысшей категории «лучших профессоров». Среди преподавателей, исследо-о вателей и выпускников UCLA 12 лауреатов Нобелевской премии, один лауреат g медали Филдса2 и два победителя премии Тьюринга.

ш Санкт-Петербургский государственный университет, основанный в 1724 г., в настоящее время представляет собой крупный центр отечественной науки, образования и культуры с высоким международным авторитетом. Научные открытия и достижения профессоров и выпускников университета, семь из которых — лауреаты Нобелевской премии, — в области физиологии и медицины И. П. Павлов (1904) и И. И. Мечников (1908); в области химии Н. Н. Семенов (1956); в области физики Л. Д. Ландау (1962) и А. М. Прохоров (1964); в области экономики В. В. Леонтьев (1973) и Л. В. Канторович (1975) — вошли в историю мировой и отечественной науки и техники. В соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» СПбГУ присвоен особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества»3.

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 г. № 917 первоначально как центр подготовки магистров. В настоящее время в НИУ ВШЭ действуют 107 научно-исследовательских институтов и центров, 32 научно-учебных и проектно-учебных лаборатории, 16 международных лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых. 6 июля 2013 г. НИУ ВШЭ вошел в число 15 победителей конкурсного отбора вузов на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах4.

Обучение в UCLA имеет ряд особенностей, которые способствуют подготовке высококвалифицированных кадров и позволяют академическому персоналу университета эффективно раскрывать индивидуальные способности и таланты обучающихся. Более подробно рассмотрим основные идеи, технологии и методы реализации стратегии формирования «концентрации талантов» в UCLA, прежде всего в контексте студентов, магистрантов и аспирантов. Существенными конкурентными преимуществами UCLA являются равный доступ к качественному высшему образованию абитуриентов независимо от уровня их материального обеспечения, принцип меритократичности5 при приеме и зачислении студентов в UCLA, академическая открытость и широкая интернационализация обучения, которые реализуются через такие механизмы, как:

1 University of California Budget News: [Электронный ресурс]. URL: http://budget.universityof-california.edu/files/2011/11/2012-13_budget.pdf (дата обращения: 23.01.2014).

2 Сведения о лекционной и научной активности профессора Tao Terence, лауреата медали Филдса (Fields Medal, 2006), размещена на сайте математического факультета UCLA: [Электронный ресурс]. URL: http://www.math.ucla.edu/~tao/ (дата обращения: 23.12.2013).

3 Санкт-Петербургский государственный университет: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/about/un-today (дата обращения: 17.01.2014).

4 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики: Официальный сайт: [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/org/hse/info/ (дата обращения: 17.01.2014).

5 Меритократичность, т. е. ориентация на поощрение достижений и эффективности.

• возможность самому университету самостоятельно проводить процедуру отбора з абитуриентов, студентов и аспирантов с самыми высокими академическими по- cl казателями (например, показателями теста SAT). В Калифорнийском универси- § тете обучается одна восьмая часть лучших выпускников школ штата Калифорния £ и более одной пятой студентов университета являются иностранцами, при этом s достаточно высокий процент аспирантов, которые не только учатся, но и при- ° влечены к реальной исследовательской деятельности [3, с. 23-26]; о

• одинаковая плата за обучение в UCLA по всем образовательным программам од- g ного уровня независимо от профиля, направления или специальности, которая, ш однако, дифференцирована по отношению к резидентам или нерезидентам штата Калифорния. Обучение в UCLA всех студентов и аспирантов осуществляется на платной основе, а государственное финансирование обучения осуществляется из бюджета штата Калифорния. При этом плата за обучение в год, например в 2012 г.,

для бакалавров — резидентов штата Калифорния составила 13 181 долл. США, а для бакалавров-нерезидентов — 36 059 долл. США; а плата за обучение аспирантов и магистров составила 12 796 долл. США для резидентов и 27 900 долл. США для нерезидентов1. В смете доходов Калифорнийского университета плата за обучение (Tuition and fees) в 2012/13 учебном году составила 13% всех доходов. При этом государство (бюджет штата Калифорния) тратит на обучение одного студента в год около 10 000 долл. США, в то время как в СПбГУ государство (федеральный бюджет) тратит около 414 000 руб. в год на одного студента, т. е. около 14 000 долл. США2;

• разветвленная система компенсаций, скидок и льгот, действующая в UCLA, направлена на реальное снижение размера платы за обучение различным категориям обучающихся. Так, около трети всех средств, полученных от платы за обучение, Калифорнийский университет направляет на снижение оплаты обучения нуждающимся студентам и аспирантам.

Перечисленные выше механизмы конкурсного отбора абитуриентов, поддержки и стимулирования хороших результатов обучения обеспечивают UCLA приток и концентрацию в университете лучших студентов, магистрантов и аспирантов.

Лучшие студенты хотят поступать в лучшие университеты и учиться в лучших условиях. UCLA предоставляет высококачественные условия и эффективную инфраструктуру для осуществления академической и исследовательской деятельности как для преподавателей, так и для студентов. В частности, максимальное время для перехода из одной учебной аудитории в другую по всем зданиям кампуса UCLA составляет не более 15 минут. Все преподаватели и исследователи университета имеют специально оборудованные офисы для индивидуальной и групповой работы. Для примера, сравнивая аналогичные позиции в СПбГУ, можно заметить, что в настоящее время университет размещается более чем в 400 зданиях, которые расположены на значительном расстоянии друг от друга (Васильевский остров, Петергоф и другие районы Санкт-Петербурга). При этом время перехода из одной учебной аудитории в другую кампуса СПбГУ может составлять несколько часов. Менее 10% преподавателей СПбГУ имеют индивидуальные офисы или кабинеты для учебной и научной работы. Дополнительно отметим следующее — в дорожной карте НИУ ВШЭ признается, что серьезным препятствием для обеспечения международной конкурентоспособности университета являются отсутствие едино-

1 University of California Budget News: [Электронный ресурс]. URL: http://budget.university-ofcalifornia.edu/files/2011/11/2012-13_budget.pdf (дата обращения: 23.01.2014).

2 Путь в конкуренцию. О задачах Программы развития СПбГУ: Доклад ректора СПбГУ на заседании Ученого совета университета 24 декабря 2012 г.: [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/news-spsu/18034-itogi-zasedaniya-uchenogo-soveta-spbgu-24-dekabrya-2012g (дата обращения: 10.01.2013).

з го кампуса, территориальная разобщенность учебных корпусов и их отдаленность о_ от общежитий, отсутствие спортивных и социально-культурных объектов, дефицит 0 учебно-лабораторных площадей. Для исправления данной ситуации к 2020 г. в НИУ £ ВШЭ предполагается осуществить серьезные качественные изменения инфраструк-^ туры, которые, в частности, позволят сократить затраты времени на перемещения ° между учебными корпусами до 30 минут, до общежитий — до 45 минут; обеспечить о индивидуализацию образовательных траекторий и единство научно-образователь-g ного процесса (в частности, предоставить студентам возможность свободного ш выбора курсов на других факультетах и участия в научных семинарах); создать О условия для самостоятельной работы студентов; обеспечить значительную часть преподавателей индивидуальными кабинетами (повысив долю научно-педагогических работников, имеющих персональные рабочие места в помещениях университета, с 5% в 2013 г. до 80% в 2020 г.)1.

Перечисленные выше конкурентные преимущества, связанные с особенностями инфраструктуры кампуса UCLA, позволяют, в частности:

• проводить зачисление абитуриентов в UCLA просто на первый курс без указания конкретной образовательной программы (специальности, направления или профиля). При этом предоставлять широкие возможности самим студентам формировать свои образовательные траектории исходя из их индивидуальных способностей, навыков и талантов;

• основываясь на общих университетских требованиях к конкретным образовательным программам, студенты самостоятельно могут формировать набор дисциплин для своей образовательной траектории, что позволяет им безболезненно и практически в любой момент уточнять и изменять профиль (majors) своей образовательной программы. Например, особо хорошо успевающие студенты за время обучения в бакалавриате за счет дополнительного выбора учебных дисциплин повышенного уровня могут вместо диплома бакалавра получить диплом магистра. Как правило, в UCLA 1-2% выпускников программ бакалавриата сразу получают диплом магистра;

• эффективно использовать временные ресурсы академического персонала и обучающихся для проведения учебных занятий и научных исследований;

• профессорам и исследователям в UCLA эффективно проводить в комфортных условиях индивидуальные учебные и научные консультации со студентами и аспирантами, а также успешно осуществлять свою научную работу и подготовку к учебным занятиям и лекциям.

Создание хороших условий не только для получения студентами профессиональных знаний, но и для формирования и гармонического развития личности каждого из них способствует привлечению в UCLA талантливой молодежи и тем самым способствует повышению его конкурентоспособности и привлекательности.

Лучшие студенты хотят учиться в лучших университетах с благоприятной и эффективной организацией учебного процесса, которая способствует созданию творческой атмосферы; реализации результативного обучения; поддержке духа состязательности и конкуренции; формированию научной пытливости и критического мышления; полному раскрытию человеческого потенциала. В UCLA реализуются следующие инновационные образовательные технологии в учебном процессе.

• Все образовательные программы структурированы по двум уровням (степеням) обучения: Undergraduate Students (бакалавриат) и Graduate Academic Students (аспирантура, магистратура, программы МБА и др.). При этом длительность об-

1 Roadmap To World-Class University, Yaroslav Kouzminov, Rector October 25.2013: [Электронный ресурс]. URL: ЬЛТр://минобрнауки.рф/новости/3726 (дата обращения: 24.02.2014).

1 В летнее время студенты, которым не удалось набрать необходимое число зачетных единиц или которые не сдали обязательный курс, могут, заплатив за дополнительный 4-й семестр плату, равную 1/3 от общей платы за год, прослушать недостающие классы и сдать дополнительные экзамены.

2 Adjunct — временный — не более 2 лет для всех, а для профессора — не более 3 лет и не может перейти в постоянную должность.

3 Если у курса предусмотрено 2 часа семинарских занятий в неделю, а в противном случае проверку домашних заданий осуществляет ассистент лектора.

о

о

учения, как правило, составляет по программам бакалавриата — 4 года, магистратуры — 2 года и аспирантуры — 5 лет.

Учебный год начинается в конце сентября или начале октября и состоит из трех учебных семестров, которые называются (quarter) четвертями1. Длительность каждой четверти — 10 недель. Каждый курс (класс, дисциплина) имеет стандартную длительность — 10 недель. В каждую неделю предусмотрены три лекции по 50 минут (один академический час), которые проходят, как правило, в понедельник, среду и пятницу, а также еще одно или два семинарских занятия g (discussion section) длительностью по 50 минут (один академический час). Эти семинарские занятия проходят, как правило, по вторникам и четвергам в тех же аудиториях и в то же время, что и лекции по данному курсу. На этих занятиях преподаватель разбирает лекционный материал и разъясняет, как выполнять домашнее задание.

В университете действует разветвленная система чтения нескольких курсов по одной и той же дисциплине, как правило, разными преподавателями и отличающихся по уровню и глубине изложения учебного материала, так называемые продвинутые курсы (honors). Это позволяет студентам самостоятельно и без предварительного тестирования осознанно выбирать курсы с учетом уровня своей подготовки и желания получать более углубленные знания по конкретным предметам.

Лекции в UCLA имеют право читать только те преподаватели, которые имеют степень PhD и занимающие должности Professor, Associate Professor, Assistant Professor, Adjunct2 Professor, Associate Adjunct Professor, Assistant Adjunct Professor, Lecturer. После каждой лекции, в тот же день в течение одного часа, в заранее известное время студенты могут подойти к лектору в его персональный офис для консультации. Семинарские занятия (discussion section) ведут аспиранты (graduates academic students), которые для этого оформляются на временные должности ассистента лектора (Teaching Assistant). В этом случае таким аспирантам университет полностью компенсирует плату за их обучение и еще выплачивает денежное вознаграждение в размере 2000-3000 долл. США в месяц. Ассистент лектора в день проведения семинарского занятия в заранее установленное время в своем офисе в течение одного академического часа консультирует студентов по материалам лекций и семинарских занятий. Магистры не могут работать ассистентом лектора и получать скидку по оплате своего обучения.

Раз в неделю лектор сообщает студентам домашнее задание, которое студент обязан сдать до заранее установленного срока (чаще всего, не позднее чем через 1-1,5 недели). Результаты выполнения домашних заданий, как правило, учитываются лектором при выставлении финальной оценки за курс. Студенты обязаны самостоятельно выполнить домашнее задание и сдать его на проверку. Проверку домашних заданий может осуществлять ассистент лектора или контролер (Reader)3. Ими могут быть хорошо успевающие студенты старших курсов за денежное вознаграждение, которое зависит от числа проверенных домашних работ студентов. Контролер сообщает лектору и студентам в Интернете на специальной страничке, к которой имеет доступ профессор и все студенты данно-

з го курса, а также все, кому профессор даст соответствующий доступ, в установок ленное время результаты проверки домашних работ.

0 • Студенты, испытывающие затруднение при освоении учебного материала, могут £ обратиться к тьютору (Tutor)1, который не ведет занятия и не участвует в учебном ^ процессе, но может и готов (на условиях денежного вознаграждения) оказывать 2 студентам персональную консультационную помощь. Тьюторами, как правило, о работают аспиранты и хорошо успевающие студенты старших курсов. Информация g о тьюторах размещена на сайте университета.

ш •По окончании каждого учебного семестра студентам дается одна неделя для сдачи экзаменов (экзаменационная сессия) и одна каникулярная неделя для отдыха. Во время экзаменационных сессий студенты, как правило, сдают три-четыре финальных экзамена по выбранным ранее курсам (классам). Даты и время проведения экзаменов по каждому курсу определены заранее и известны студентам еще до начала занятий, когда они выбирают этот курс2. Все экзамены проводятся в письменной форме. Время, отводимое на проведение финального экзамена, составляет 3 часа. Экзамены могут проводиться в строго установленные временные интервалы. Именно с 8.00 до 11.00, с 11.30 до 14.30 и с 15.00 до 18.00. Перед экзаменами не предусмотрены консультации преподавателя. Нет запрета на то, чтобы студент сдавал один, два или даже три экзамена по разным дисциплинам в один и тот же день. Результаты экзаменов преподаватель обязан сообщить студентам (внося их в специализированную информационную систему UCLA при помощи Интернета) не позднее последнего дня каникул. Экзамены не пересдаются. Студенты, которые не сдали экзамен по конкретной дисциплине, могут повторно за плату записаться на этот курс или выбрать другой курс. Если студент получил за выбранный им курс неудовлетворительную оценку, и даже если он этот курс повторно выберет и сдаст на положительную оценку позже, то у него эта ситуация будет зафиксирована в его «вкладыше» к диплому. Именно будет зафиксирован факт получения за данный курс оценки «неудовлетворительно» в таком-то году и факт получения положительной оценки тогда-то. Более того, если студент по истечении 2 недель с момента начала курса, на который он записался, вдруг от него «откажется» (drop a course), то об этом факте также будет записано в его «вкладыше» к диплому. Эта информация, например, учитывается при поступлении в аспирантуру.

• До проведения экзамена за конкретный курс администрация факультета проводит с использованием интернет-технологий анонимное анкетирование студентов, выбравших этот курс. Каждому студенту предлагают ответить на три следующих вопроса и оценить свой ответ по десятибалльной шкале (от 0 до 9 баллов): 1) «Как Вы оцениваете конкретного профессора, который читал Вам данный курс?»; 2) «Как Вы оцениваете доступность конкретного профессора?» (т. е. работу профессора в часы консультаций); 3) «Как Вы оцениваете сам курс (с точки зрения профессионального интереса)?»3. При проведении очередного переизбрания (перехода по карьерной лестнице) лектора на следующий профессиональный уровень администрация факультета представляет в конкурсную комиссию результаты всех анонимных опросов студентов по всем курсам, которые читал данный лектор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 UCLA Department of Mathematics: [Электронный ресурс]. URL: http://papyrus.math.ucla. edu/grad/tutors/index.shtml.

2 UCLA Registrar's office: [Электронный ресурс]. URL: http://www.registrar.ucla.edu/schedule/ subdet.aspx?srs=262395200&term=13S&session.

3 Помимо выставления баллов за каждый вопрос студент может писать развернутый комментарий. Лектор знакомится с результатами анонимного анкетирования своих студентов только после выставления оценок за финальный экзамен.

• Обязательные для данной образовательной программы курсы обычно оценива- з ются в 4 или 5 зачетных единиц (unit) в зависимости от числа учебных часов cl занятий в неделю1. По результатам экзаменов за конкретную четверть студент § обязан набрать от 12 до 16 зачетных единиц. £

• Для получения диплома бакалавра и магистра не требуется защиты выпускной ква- s лификационной работы (ВКР), а достаточно лишь успешно сдать экзамены по теку- ° щим дисциплинам учебного плана. Для получения диплома PhD необходимо успеш- о но сдать три специальных экзамена и защитить соответствующую диссертацию.

• В UCLA прием в аспирантуру и магистратуру (на программы Graduate Academic ш Students) осуществляется на основе конкурса документов, рекомендательных писем и с учетом сертификата специального экзамена бакалаврского уровня, который называется GRE (Graduate Record Examination). Он является аналогом российского ЕГЭ, но для бакалавров. Этот экзамен состоит из общей и специальной частей, его проводит независимая от университетов организация за отдельную плату. Стоимость сдачи такого экзамена для поступающего в аспирантуру составляет порядка 150-200 долл. США2. Именно сертификат этого экзамена и представляется соискателем в университет, куда он хочет поступать

в аспирантуру. Помимо этого экзамена абитуриент еще обязан представить диплом бакалавра (с вкладышем), а для абитуриентов — иностранцев еще и сертификат на знание английского языка (Toefull3). Документы поступающих рассматриваются комиссией университета, а затем претендентам высылаются в апреле-мае приглашения учиться в университете и после подтверждения от соискателя, абитуриента зачисляют в аспирантуру UCLA.

• Документы и стоимость обучения для магистров и аспирантов в UCLA одинаковые. Аспиранты обязаны за первые 2 года сдать три сложных профессиональных экзамена, затем находят себе научного руководителя и пишут диссертацию (еще 3 года). Первый экзамен (базовый курс по предметной области — basic exam) совпадает с итоговым экзаменом магистра (по соответствующей предметной области) и его обычно сдают аспиранты довольно легко. При этом уже в августе месяце, до начала занятий, университет организует чтение специальных лекций для подготовки к этому первому (Basic) экзамену, и многие аспиранты уже в начале первого семестра сдают данный экзамен. Далее аспиранты должны еще сдать два более продвинутых и специальных экзамена из двух близких профессиональных областей. Каждый из данных экзаменов достаточно сложный и требует серьезной подготовки. Для этих целей аспирантам читаются специальные достаточно серьезные курсы целый учебный год (в течение 3 семестров, 3 часа лекций + 1 час семинарских занятий (discussion section)). Обычно аспирант «записывается на два таких курса лекций по подготовке к сдаче этих обязательных двух экзаменов. Даты этих экзаменов определены заранее (обычно в середине сентября выделяется одна неделя на сдачу всех этих специальных экзаменов)». Длительность экзамена составляет 4 часа. Экзаменационный билет содержит 10-12 заданий (как правило, на доказательство или на серьезное понимание дисциплинарной области). Экзамен принимает комиссия из трех профессоров (двое из которых заранее составляют перечень заданий, а третий играет роль внешнего эксперта и высказывает свои пожелания по сложности и сбалансиро-

1 1 unit равен часу занятий в неделю (при 10-недельной неделе).

2 Информация о порядке проведения и требованиях к содержанию данного экзамена размещена по следующим ссылкам: http://www.takethegre.com/gre-question-types, http://www. takethegre.com/gre-subject-tests, http://www.masterstudies.com/GRE/Russia/St.-Petersburg/ (дата обращения: 23.02.2014).

3 Это требование на знание английского языка обусловлено тем, что большая часть аспирантов работают Teaching Assistant и ведут занятия со студентами.

з ванности заданий). После проверки экзаменационных заданий комиссия ранжи-о_ рует аспирантов по результатам их ответа, а далее, уже на уровне всего факуль-0 тета, другая комиссия принимает решение о том, кому из аспирантов поставить £ по данному экзамену «достаточно» или «недостаточно».

^ • Обучение в аспирантуре является самым насыщенным и интенсивным как по ° числу специальных курсов, которые читаются аспирантам, так и по объему вы-о полняемых научных исследований. Аспиранты, как правило, являются основными исполнителями по научным грантам, которые получает профессор в UCLA. ш Каждый аспирант, сдавший первый обязательный профессиональный экзамен (basic exam) из трех, без защиты диссертации, может прекратить свое обучение в аспирантуре и получить диплом магистра. С точки зрения UCLA магистры — это аспиранты, которым не удалось защитить диссертацию и получить степень PhD, или наоборот — очень успешные бакалавры.

Анализ особенностей обучения и организации учебного процесса в UCLA позволяет сделать следующие выводы.

1. Четкое структурирование регламентов учебной работы в UCLA (график учебных занятий, расписание занятий и экзаменов, длительность учебных курсов, экзаменов и консультаций, правил выбора студентами курсов и правил формирования своих образовательных траекторий и т. д.), а также зачисление всех абитуриентов на первый курс университета без фиксации профиля, специальности или направления подготовки позволяет студентам осознанно выбирать и формировать свою образовательную траекторию; получать знания по широкому спектру университетских дисциплин; выбирать продвинутые курсы по той же образовательной программе и максимально использовать свой интеллектуальный потенциал; реально пользоваться механизмом мобильности; воспитывать в себе ответственность за принимаемые решения; развивать свой талант, лидерские и исследовательские качества.

2. Организация учебного процесса в UCLA направлена на создание благоприятных условий для обучающихся в раскрытии их потенциальных возможностей и таланта, а также на формирование и подготовку будущих исследователей и профессионалов.

3. Реальное участие обучающихся в сопровождении учебного процесса (в качестве Teaching Assistant, Reader или Tutor) существенно влияет на качество учебного процесса, позволяет экономить университетские ресурсы на выполнении отдельных, не ключевых видах учебной работы, создает благоприятные и доверительные отношения у обучающихся с академическим персоналом, повышает мотивацию тех обучающихся, кто намерен связать свою карьеру с творческим трудом в академической сфере.

Заключение

Существенным направлением обеспечения конкурентоспособности любого университета в мире является формирование на его уровне созвездия талантов — профессоров, исследователей, обучающихся и управленцев. Проведенный выше анализ этого направления обеспечения конкурентоспособности ведущих университетов США и России показал, что во всех программах повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов — победителей конкурса, проводимого в рамках постановления Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 211, крайне мало уделено внимания такому ключевому фактору, как формирование благоприятной системы управления университетом, что представляет собой серьезную как теоретическую, так и практическую проблему для российской системы высшего образования, без решения которой невозможно построение в России университетов мирового класса

и выполнение задач, сформулированных в Указе Президента России от 7 мая 2012 г. -q

№ 599. (Продолжение в следующем номере). cl

о

Литература ^

1. Беляков С. А., Беляков Н. С., Клячко Т. Л. Анализ и оценка экономической устойчивости ° вузов. М.: Макс Пресс, 2008. (Управление. Финансы. Образование). 193 с. ^

2. Грудзинский А. О., Бедный А. Б. Концепция конкурентоспособного университета: модель ш тетраэдра // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 29-36.

3. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов / о Под ред. Дж. Альтбаха, Д. Салми; Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2012. 381 с.

4. Как платят профессорам? Глобальные сравнения систем вознаграждения и контрактов / Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко; НИУ-ВШЭ. М., 2012. 439 с.

5. Контракты в академическом мире / Сост. и науч. ред. М. М. Юдкевич; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Издат. дом ВШЭ, 2011. 392 с.

6. Кубышкин А. И. Российский и американский университеты: опыт взаимопонимания и институт взаимоизучения // Americana. Вып. 8: Россия и США: опыт политического, экономического и культурного взаимодействия: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию создания Центра американских исследований Волг. ГУ «Американа». (Волгоград, 2123 апреля 2006 г.). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. С. 6-13.

7. Создание университетов мирового класса / Дж. Салми; Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.

8. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 37-38.

9. Халин В. Г. Модель формирования управленческих решений в национальной системе высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5: Экономика. 2008. Вып. 2. С. 115-124.

10. Халин В. Г. Модернизация национальной системы высшего образования в контексте выбора управленческих решений: Науч. изд-е. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 264 с.

11. Халин В. Г. Финансовое обеспечение государственных образовательных услуг в российской

высшей школе в условиях инновационной экономики // Вестник СПбГУ. Сер. 5: Экономика. 2012. Вып. 4. С. 94-114.

Reeferences

1. Belyakov S. A., Belyakov N. S., Klyachko T. L. Analysis and assessment of economic stability of higher education institutions [Analiz i otsenka ekonomicheskoi ustoichivosti vuzov]. M.: Max Press [MAKS Press], 2008. (Management. Finance. Education) [seriya «Upravlenie. Finansy. Obrazovanie»]. 193 p.

2. Grudzinsky A. O., Bedniy A. B. Concept of competitive university: tetrahedron model [Kontseptsiya konkurentosposobnogo universiteta: model' tetraedra] // The higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2012. N 12. P. 29-36.

3. Road to the academic perfection: Formation of research universities [Doroga k akademiches-komu sovershenstvu: Stanovlenie issledovatel'skikh universitetov] / Under edition of P. G. Altbakh, J. Salmi; Transl. from English. M.: Whole world publishing house [Izdatel'stvo «Ves' Mir»], 2012. 381 p.

4. How pay to professors? Global comparisons of systems of remuneration and contracts [Kak platyat professoram? Global'nye sravneniya sistem voznagrazhdeniya i kontraktov] / Under the editorship of P. G. Altbakh, L. Raysberg, M. Yudkevich, G. Andrushchak, I. Pacheko, M.: Publishing House NRU HSE [Izd. Dom VShE], 2012. 439 p.

5. Contracts in the academic world [Kontrakty v akademicheskom mire] / Collection and edition M. M. Yudkevich: NRU HSE. M.: Publishing House NRU HSE [Izd. Dom VShE], 2011. 392 p.

6. Kubyshkin A. I. Russian and American Universities: experience of mutual understanding and mutually studying institute [Rossiiskii i Amerikanskii universitety: opyt vzaimoponimaniya i institut vzaimoizucheniya] // Americana. Vol. 8: Russia and USA: experience of political, economic and cultural interaction [Rossiya i SShA: opyt politicheskogo, ekonomicheskogo i kul'turnogo vzaimode-istviya]: Materials of scientific and practical conference to the 10th anniversary of creation of the

-0 Center of the American researches of VGU «Americana». (Volgograd, 21-23 Apr. 2006). Volgograd:

J Publishing house VOLGA [Izd-vo VolGU], 2006. P. 6-13.

o 7. Creation of universities world class [Sozdanie universitetov mirovogo klassa] / J. Salmi; Translation S from English. M.: Publishing house «Whole world» [Izdatel'stvo «Ves' Mir»], 2009. 132 p.

8. Fatkhutdinov R. A. Management of competitiveness of higher education institution [Upravlenie konkurentosposobnost'yu vuza] // Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2 2006. N 9. P. 37-38.

o 9. Halin V. G. Model of formation of administrative decisions in national system of the higher ^ education [Model' formirovaniya upravlencheskikh reshenii v natsional'noi sisteme vysshego

lq obrazovaniya] // Vestnik of Saint-Petersburg State University [Vestn. S.-Peterb. un-ta]. Vol. 5:

o Economy. 2008. V. 2. P. 115-124.

10. Halin V. G. Modernization of national system of the higher education in a context of a choice of administrative decisions [Modernizatsiya natsional'noi sistemy vysshego obrazovaniya v kontekste vybora upravlencheskikh reshenii]: Scientific edition. SPb.: Publishing house of SPbSU [Izd-vo S.-Peterb. un-ta], 2008. 264 p.

11. Halin V. G. Financial security of the state educational services at the Russian higher school in the

conditions of innovative economy [Finansovoe obespechenie gosudarstvennykh obrazovatel'nykh uslug v rossiiskoi vysshei shkole v usloviyakh innovatsionnoi ekonomiki] // Vestnik of Saint-Petersburg State University [Vestn. S.-Peterb. un-ta]. Vol. 5: Economy. 2012. V. 4. P. 94-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.