ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 910.3:378.1(73) Р.А. Дохов1
ВЫСШЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА
Рассмотрены история и современное состояние высшего географического образования в США, его внутренние территориальная и организационная структуры и место в мировой образовательной системе. Кратко охарактеризованы основные этапы институциональной истории географии в американских университетах, показаны основные факторы, повлиявшие на нынешний ренессанс популярности географического образования. Проанализирован отраслевой состав географических образовательных программ во всех университетах США, показано доминирование общественно-географических дисциплин. Отмечены особенности размещения разных ступеней географического образования, выделены ведущие центры географического образования.
Ключевые слова: высшее географическое образование, образование в США, американские университеты, география образования, география сферы услуг.
Введение. Система профессиональной подготовки географов в Соединенных Штатах может быть признана самой выдающейся в мире. По масштабу - около 100 географических факультетов, более 400 географических образовательных программ, тысячи студентов. По качеству: каждый пятый университет в рейтинге QS американский; пожалуй, только британские географические факультеты стоят чуть выше [Алексеева, Климанова, Наумов, 2015]. Система высшего географического образования в США переживала мощные взлеты и резкие падения. Зародившись еще в начале XX века, географическое образование пережило период упадка в 1960-1980-е годы, но к началу нового века на волне геоинформационной революции и «пространственного поворота» вновь заняло передовые позиции, так что Министерство труда США включило геотехнологии в список трех наиболее перспективных отраслей трудоустройства. В настоящей статье дана характеристика американского географического образования, его внутренней организационной и пространственной структуры.
Постановка проблемы. Цель работы - определить современную организационную структуру географического образования в США, выявить пространственные особенности его структуры и размещения ведущих центров, объяснить сложившуюся картину исходя из особенностей возникновения и развития системы географического образования в стране.
Материалы и методы исследования. Основным источником данных о современном состоянии послужили публикации Ассоциации американских географов (AAG). Использовались материалы меж-
дународных и американских рейтингов университетов, а также широкий корпус литературных источников. В работе применены исторический, описательный, картографический и сравнительно-географический методы.
Результаты исследований и их обсуждение. Генезис и развитие высшего географического образования в США. География оформилась как университетский предмет с самостоятельным институциональным положением в высших учебных заведениях США на заре XX века, когда складывалась современная структура научных дисциплин [Джеймс и Мартин, 1988]. В течение первой половины XX века позиции географии в американских колледжах и университетах постоянно усиливались: так исследователи [Brubacher, Rudy, 1968] отмечают, что в период с 1900 по 1948 гг. количество студентов, изучавших географию в колледжах, выросло в 10 раз, в то время как общее количество обучавшихся в колледжах студентов - лишь в 2 раза. Престиж географического образования также сильно вырос в годы Второй мировой войны, когда множество географов работало в аналитических подразделениях военных структур США, а интерес к зарубежному миру в стране многократно усилился.
Однако вместе с таким впечатляющим количественным ростом, исследователи [Dunbar, 1996] отмечают институциональную слабость географии, которая к середине 1970-х годов утратила самостоятельные профильные подразделения почти во всех ведущих исследовательских университетах страны2. Начало этому ослаблению было положено в 1948 г., когда ведущий университет США -
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, аспирант; e-mail: [email protected]
2 Обычно индикатором такого высокого статуса является членство в Ассоциации американских университетов (англ. Association of American Universities, AAU). Ныне в ней состоит 64 университета.
Гарвардский - задал новую тенденцию, объявив о закрытии географического факультета [Smith, 1987].
Причины сокращения числа географических факультетов были таковы:
1. Изоляционистские настроения, охватившие Америку в начале XX века [Murphy, 2007].
2. Возникновение идеи глобализации, основанной на том, что распространение американского капитализма способно нивелировать политико-экономические различия между странами и регионами мира, а значит, самые различия не стоят отдельного изучения [Smith, 2003].
3. Растущий престиж социальных наук, рассматривавших различия, проистекавшие из свойств мест, как незначимый «шум» в своих моделях.
4. Прогрессировавшее размежевание естественных и общественных наук в американских университетах, не оставлявшее места предмету, основанному на синтезе этих направлений.
5. Маргинализация географии в средней и старшей школе, ставшая следствием внедрения истори-коцентричных концепций преподавания [Schulten, 2001].
6. Распространенное убеждение в идиографи-ческом, а не научном (номотетическом) характере географических исследований.
Последняя причина говорит о том, что само географическое сообщество не предпринимало достаточных усилий к тому, чтобы уберечь свою науку от маргинализации. Доминирование в географическом сообществе взглядов, основывавшихся на вульгарном географическом детерминизме и эн-циклопедичности знания, позволило президенту Гарвардского университета Джеймсу Конату на исходе 1940-х годов объявить географию неуниверситетской дисциплиной [Smith, 1987].
Отметим, что к тому моменту география представляла собой нечто гораздо большее, нежели представлялось Конату (революционные идеи Карла За-уэра, опубликованные им в 1940-х годах, моделирование климатических изменений, подходы к осмыслению причин и последствий пространственной структуры земной поверхности и т. д.) [National Research Council, 1997]. Парадоксальным образом престиж географического образования и его место в организационной структуре университетов оказались под ударом в тот самый момент, когда потребность послевоенного общества в географических знаниях нарастала.
Несмотря на слабость позиций географии в университетах США в середине XX века и начавшийся институциональный крах в ведущих учебных заведениях страны, охват студентов географическим образованием продолжил расти в 1960-х на волне растущего количества студентов поколения послевоенного беби-бума, так по данным министерства образования США в период с 1960 по 1970 годы их общее количество увеличилось с 336,5 тыс. до 763 тыс., то есть практически в 2 раза [Hill, La Prairie, 1989], открывались факультеты в университетах, прежде не имевших геогра-
фических программ. Этот тренд не только был связан с общими процессами расширения охвата населения США высшим образованием, но и, по распространенному мнению, свидетельствовал об укреплении географии как таковой благодаря количественной революции [Marcus, 1979].
Райт и Натали [Wright, Natalie, 2008] отмечают невысокое «качество» зафиксированного в 1960-е роста: большая часть новых географических факультетов открывалась в больших публичных колледжах и университетах, в то время как «тень захлопнувшихся дверей» географического факультета Гарварда продолжала лежать пятном на дисциплине, препятствуя ее институционализации в небольших публичных и частных университетах и колледжах, составлявших лучшую часть американского образования. Ситуацию усугубил «эффект домино» -закрытие географических факультетов вслед за Гарвардом в трех других ведущих университетах страны: Пенсильванском (1963), Стэнфордском (1964) и Йельском (1967).
Американскую университетскую географию накануне этих событий застал Ю.Г. Саушкин во время своей поездки по университетам Северо-Запада США, результатом которой стала серия описаний географических факультетов страны [Саушкин, 1961, 1962]. Автор обращает особое внимание на малочисленность преподавательского состава факультетов ведущих университетов, их приверженность устаревшим хорологическим концепциям и отторжение зарождавшейся волны применения количественных методов. Ю.Г. Саушкин особо отмечал роль, отводимую изучению географии СССР в американских университетах: «В университетах США созданы «русские программы», идет достаточно серьезное изучение географии СССР. Наше же американове-дение значительно слабее. Необходимо создать в Московском и Ленинградском университетах кабинеты, а затем и кафедры по географии США, хорошо оборудовать их американскими книгами, атласами, картами, развернуть семинары аспирантов, специализирующихся по географии США. Мы должны знать США не хуже, чем американские географы - СССР, а для этого надо сделать немало» [Са-ушкин, 1962]. Спустя 50 лет остается констатировать, что актуальность этого призыва не уменьшилась.
На неспособность американской университетской географии удержать позиции, завоеванные в годы беби-бума, повлиял и экономический кризис, поразивший экономику страны в 1970-х. Стесненные обстоятельствами, университеты закрывали географические программы (Финк [Fink, 1979] указал на закрытие 32 географических подразделений с 1970 по 1976 годы). Практически все новые программы в 1970-х открывались на Юге и Западе США, следуя, тем самым, за миграционными сдвигами населения. Ситуация продолжила ухудшаться в 1980-х, когда были закрыты такие ранее престижные географические факультеты, как в Мичиганском (1982), Колумбийском (1986), Северо-Западном (1986) и Чикагском (1987) университетах. Это ста-
ло нижней точкой пике американской университетской географии. Следующие 25 лет были временем постепенного возрождения интереса к предмету.
Эксперты [Murphy, 2007] указывают на следующие внутренние изменения в методах работы американских университетских географических подразделений, повлекшие за собой положительные сдвиги: усиленное внимание к бакалавриату, развитие институтов кураторства и помощи студентам, тесное сотрудничество с администрацией университетов, создание и продвижение веб-сайтов, активная работа факультетов в университетских кампусах и сотрудничество с другими подразделениями университетов в смежных областях. Многие указывают на положительную роль активизировавшейся после коллапса середины 1980-х Ассоциации американских географов3 в налаживании межуниверситетской коммуникации.
Итак, выделим основные факторы, повлиявшие на ренессанс географии в американских университетах в 1990-е годы:
1. Растущая интеграция географии и других наук, признание и востребованность географических знаний и методов науками-смежниками.
2. Растущий интерес к ГИС-технологиям и геоинформатике.
3. Увеличивающийся спрос на пространственную аналитику на рынке труда.
4. Внедрение аналитических и номотетических подходов к географии в старшей и средней школе, что увеличило заинтересованность учащихся предметом.
5. Изменения в политике внутри факультетов, направленные на более тесную работу со студентами, ориентацию на их запросы к образованию.
6. Востребованность географов в современном общественном дискурсе, растущая экспертная роль географического сообщества.
При всех обозначенных позитивных тенденциях последних 25 лет, необходимо помнить, что американская география начала восстанавливаться после очень сильного упадка, а значит, имеет место эффект низкой базы. Так, оценивая появление географических подразделений в университетах -само по себе положительное событие - нужно понимать, что профильные факультеты других отраслей знания давно завоевали себе устойчивое место под солнцем, в то время как позиции географии остаются не слишком устойчивыми [Downs, 1994].
Общая характеристика высшего образования в США. Академическое сообщество уделяет большое внимание преподаванию географии в системе довузовского образования, так называемого K-124. Так, начиная с середины 1980-х годов Ас-
социация американских географов и Национальное географическое общество выпускают серию методических материалов для учителей географии (англ. Guidelines for geography education), с помощью которых осуществляется коммуникация с базовым образованием и корректировка преподаваемого в школах материала в соответствии с развивающимися представлениями «большой науки». Проводятся регулярные региональные летние школы-семинары для учителей с приглашением экспертов из высших учебных заведений. Университеты издают серии наглядных материалов и пособий для K-12, регулярно актуализируя их [Bednarz, 2002].
Учреждения высшего образования представлены колледжами, университетами и институтами, которых всего в стране насчитывается порядка 4,5 тысяч. В отличие от большинства стран мира ни одно американское высшее учебное заведение не финансируется федеральным правительством.
Высшие учебные заведения в США делятся на публичные5 и частные. Ни частным, ни публичным университетам не требуется каких-либо специальных аккредитаций или иных разрешений на ведение образовательной деятельности. Географическое образование в стране представлено преимущественно в публичных университетах, хотя есть и специализированные департаменты в частных. Все высшее образование в США платное, но существует развитая система стипендий для особо отличившихся студентов, а также для нуждающихся. Плата за обучение в частных университетах существенно выше, нежели в публичных. Развита система образовательных кредитов с отсрочкой погашения на срок обучения.
Детализированная характеристика ступеней высшего образования в США дана специализированной в главе недавней монографии, посвященной состоянию географического образования в разных странах мира [Дохов, Наумов, Смирнягин, 2016].
Кейс: география в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Разберем типичную структуру подготовки американских географов на примере бакалаврской и магистерской программ географического образования (2015-2016 учебный год) Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) - одного из ведущих в стране и входящего в top-10 географических факультетов мира по версии QS. Стоимость обучения в бакалавриате составляет ок. $31,5 тыс. (для жителей Калифорнии $16,3 тыс.), то есть примерно 1,8 млн руб. в год.
Поступив в университет, студент имеет возможность посещать курсы, читаемые на любом факультете. Списка обязательных курсов (англ. curriculum) нет вообще, за исключением двухтриместрового
3 The Association of American Geographers (AAG), с 2016 г. переименована в American Association of Geographers, - некоммерческая научная и образовательная организация профессиональных географов, созданная в США в 1904 г.
4 K-12 - образовательный стандарт в США, включающий начальное и среднее образование.
5 Финансируются из бюджета штата, в котором находятся, и входят в систему университетов штата, что маркируется наличием в названии университета слова «state» (в русскоязычной традиции принято переводить «Пенсильванский университет» применительно к частным университетам, а для публичных университетов использовать вариант «Университет штата Пенсильвания»).
курса письма (общего и академического), однако от студентов требуется прослушать некоторое количество курсов из всех областей знания для обеспечения широты мышления [UCLA Campuswide ...]. Так, студенты, желающие специализироваться в области фундаментальных и гуманитарных наук, должны освоить три курса из области основ гуманитарных наук (причем из разных разделов: культурологии, философии и визуального искусства) общей «стоимостью» не менее 15 кредитов, не менее трех курсов из области социальных наук (не менее 15 кредитов) и не менее 4 курсов из области фундаментальных наук (по два из наук о жизни и физических дисциплин), общей стоимостью не менее 18 кредитов. Итого, сформулированный таким образом общий базис не может быть меньше 10 курсов стоимостью 48 кредитов.
Географический департамент предлагает студентам-бакалаврам 2 программы основной специализации («мейджор», англ. major) - по географии и смешанную программу «География/Науки об окружающей среде» - а также 3 программы дополнительной специализации («майнор», англ. minor), к указанным добавляется специализация в сфере ГИС. Объявить мейджор, то есть начать специализацию, необходимо не позже третьего курса, но можно и раньше. Для этого до момента выбора необходимо пройти несколько обязательных курсов, для географического мейджора это 3 курса общей стоимостью 15 кредитов: физическая география или биогеография, культурная география или глобалистика или региональная география мира и статистика. При желании студент может объявить более одного мей-джора или мейджор и несколько майноров.
После объявления специализации необходимо [UCLA Geography Major ..., 2015-2016] сдать на оценку не ниже проходного балла не менее 11 географических курсов общей стоимостью не менее 44 кредитов, причем выбирать можно любые курсы из приблизительно 50 предлагаемых бакалаврам. Для выбора некоторых курсов требуется предварительное освоение подстилающего курса на оценку не ниже проходной. Обычно, студенты выбирают существенно больше необходимого минимума, чтобы подстраховаться от риска не сдать экзамен на необходимый балл (в таком случае курс не засчи-тывается). Среди бакалаврских курсов преобладают общественно-географические дисциплины (от «Экономической географии» до «Городов Европы» и «Агломерации Лос-Анджелеса»), среди физико-географических дисциплин сильно преобладает биогеография. За время обучения студент должен пройти не менее одного курса самостоятельной исследовательской работы и защитить его результат. Набор курсов меняется каждый год в зависимости от предложения преподавателей и популярности курса среди студентов. Непопулярные курсы снимаются из расписания.
Обучение в магистратуре подразумевает начало узкой специализации [Department of Geography Graduate ..., 2016-2017]. Для поступления требуют-
ся, помимо сдачи общего экзамена, письменные рекомендации и пример выполненного исследования. В ходе обучения в магистратуре студент должен освоить не менее девяти курсов, в том числе обязательные общегеографические лекционный и семинарский курсы, а также не менее одного методического (количественные или качественные методы исследований). Из остальных не менее пяти курсов должны быть повышенной сложности. Очень большое внимание уделяется самостоятельной работе над исследованием под руководством наставника, именно исследовательской работе посвящается большая часть времени в магистратуре. После прохождения минимального набора курсов студент имеет право в начале любого семестра подать заявку на статус кандидата. Получение такого статуса означает, что студент берет обязательство закончить все необходимые для получения степени курсы и представить выпускную работу в течение года. Обычно к началу четвертого семестра студент представляет комиссии по допуску тезисы планируемой работы, объемом около 10 страниц. Просрочка срока негативно влияет на последующую возможность быть зачисленным в аспирантуру. В случае утверждения предлагаемых тезисов студент начинает писать саму работу (около 20 тыс. слов). В конце каждого семестра имеются «дедлайны», к которым студент должен добавить в электронную систему материалы в соответствии с разработанным ранее в тезисах планом. Работа защищается перед комиссией из 7-10 человек, в том числе не менее трех профессоров факультета и трех профессоров из других кампусов Калифорнийского университета.
Меняющая идентичность географов. В разгар кризиса американской университетской географии 1980-х годов Дейвсон и Эбден [Dawson, Hebden, 1984] сформулировали важнейший тезис: «публичное лицо географии является важнейшим фактором ее выживания в долгосрочной перспективе». Они также отмечали, что образ географии весьма слаб в глазах широких масс. Через 20 лет де Ближ [De Blij, 2005] констатировал, что за пределами географического сообщества существует массовое непонимание того, что такое география, и чем занимаются географы. Последствия этой ситуации плачевны для привлечения талантливых студентов, финансирования и административной поддержки географов в университетах.
На протяжении 2010-х годов наблюдается резкий рост количества изменений названий географических подразделений американских университетов. Если в 1980-х переименовывались всего 2 факультета, в 1990 и 2000-х - по десять, то за первую пятилетку 2010-х - 20 [Frazier, Wikle, 2016]. Чаще всего к названию, содержащему слово «география», добавляют «окружающая среда» - двадцать факультетов сменили название с «географии» на «географии и наук об окружающей среде».
Наиболее прискорбна тенденция к исчезновению слова «география» из названий. Часто его заменяют на «наук о Земле и окружающей среде», а
там, где география стояла в ряду других дисциплин, - на обобщающие термины («географии, истории и политологии» на «общественных наук»), также распространены замена на «геопространственных исследований», «глобальных исследований».
Среди причин переименований чаще всего выделяют стремление к повышению престижности внутри университета (43%), к увеличению количества студентов-бакалавров (38%), объединение с другим подразделением (30%), изменения в исследовательских интересах сотрудников (23%) [Frazier, Wikle, 2016].
Размывание идентичности географии как сообщества ученых выражается в отказе от именования себя географами из-за негативных коннотаций (старомодная, устаревшая, непонятная). Вместе с тем эти изменения направлены на преодоление когнитивного барьера в головах абитуриентов, которые, придя на иначе называющийся факультет, смогут наконец разобраться в том, чем на самом деле занимается география [Frazier, Wikle, 2016]. Рост количества магистрантов и аспирантов свидетельствует, что эта цель достигается.
Отраслевой состав географического образования. На рис. 1 и далее в тексте нами выделено 6 типов специализаций географических программ:
1.Экономическая география: география сельского хозяйства, общая экономическая география, экономическое развитие, теория размещения, региональное планирование, транспорт и коммуникации, геоурбанистика.
2.Социальная география: культурная география, культурная экология, гендерная география, политическая география, география населения, рекреация и туризм, география сельской местности, социальная география.
3. Физическая (природная) география: биогеография; сохранение наследия и управление природными ресурсами; экология, геоморфология, опасные явления, медицинская география, физическая география.
4. Гидрометеорология6: климатология, водные ресурсы.
5. Картография и прикладные методы: прикладная география, картография, ГИС, численные методы, дистанционное зондирование.
6. Общая география: географическое образование, географическое мышление, историческая география, страноведение (региональная география).
Для американского высшего географического образования в целом характерно сильное преобладание общественной географии: в большинстве штатов программы социально- и экономико-географической направленности составляют по данным на 2011-2012 учебный год более половины всех программ, а в целом по стране 38,5%7 всех программ (18,6 и 19,8% соответственно), что отражает общую ситуацию в географической науке в США, где преобладает
общественная география. Специализация в области физической географии охватывает 23,7% программ, в области картографии и прикладных методов - 19,7%, общие дисциплины - 11%, а редуцированная до климатологии и водных ресурсов гидрометеорология - 7,2%. Специализации в области природной географии чаще встречаются в крупных университетах с мощными географическими подразделениями, в то время как в небольших (по количеству специализаций) университетах шире представлены общегеографические предметы, в основном за счет географического образования.
Территориальные особенности размещения высшего географического образования. Географическое образование разных уровней распределено по территории США неравномерно. При этом необходимо сразу отметить высокую степень децентрализации географического образования, имеющего место в большинстве штатов.
Бакалаврские программы со специализацией в области географии (рис. 2) представлены в 45 штатах и округе Колумбия, то есть практически повсеместно. При этом наиболее значительные ареалы концентрации совпадают с крупнейшими штатами США по числу студентов и по числу населения вообще, это штаты Приозерья (Миннесота, Висконсин, Иллинойс, Мичиган, Огайо), а также Нью-Йорк, Пенсильвания, Калифорния и Техас, при этом в Пенсильвании и Калифорнии более десяти университетов предоставляют возможность получить географическую специализацию.
Как в бакалавриате, так и в магистратуре учебные планы подразумевают очень высокую степень свободы студента при выборе предметов. В список обязательных обычно входит 3-6 курсов общего теоретико-методологического плана и курсы иностранного языка (древнего или современного) за все время обучения. Основная специализация в области определенного предметного поля географии также может подразумевать какое-то количество обязательных курсов. Также для некоторых курсов продвинутой степени сложности необходимо освоение подстилающих курсов. Большинство университетов поддерживает полевые изыскания студентов как с помощью учебных практик (способы организации, методы и характер проведения сильно разнятся), так и с помощью широко распространенной специальной системы тревел-8 и исследовательских грантов, подразумевающих проведение полевых исследований как в США, так и за пределами страны.
Географические магистерские образовательные программы не коррелируют прямо в своем распределении по территории страны с бакалаврскими. Так, анализ карты на рис. 2 показывает, что распространенность географического образования в университетах Приозерья носит весьма поверхност-
6 Название дано в соответствии с русскоязычной традицией, в США метеорология существует отдельно от климатологии как часть физики атмосферы на физических факультетах, океанология также рассматривается как физическая дисциплина.
7 Здесь и далее в этом разделе расчеты автора на основе [AAG Guide to Geography Programs in the Americas, 2011-2012].
8 Тревел-грант - грант, выдающийся на покрытие расходов, связанных с участием в конференциях или семинарах, работой в архивах и библиотеках в другом городе или стране, а также для сбора полевых материалов для научного исследования.
Рис. 1. Специализация высшего географического образования в США. Составлено автором по данным AAG на 2011-2012
учебный год
Fig. 1. Specialization of the higher geographical education in the USA. Compiled by the author after the AAG data of 2011-2012
academic year
ный характер, в большинстве из них есть лишь 12 крупных центра, где студент может продолжить получать специализированное образование. По количеству магистерских программ лидируют Калифорния (10 программ) и Техас (5), также крупными центрами являются штаты Иллинойс и Огайо. В то же время, хотя бы одна магистерская программа по географии есть в абсолютном большинстве штатов -лишь в семи образование ограничено бакалавриатом.
Наконец, центры географической аспирантуры показывают действительные места концентрации географического образования высокого качества. Это 4 крупных штата: Калифорния, Техас, Огайо и Флорида, в каждом из которых более четырех университетов имеют географические образовательные программы самой высокой ступени. В то же время, даже на этом уровне образования оно очень децентрализовано, лишь в 13 из 50 штатов отсутствует географическая аспирантура.
Такое распределение образования по территории США отражает специфику всего американского образования, являющегося прерогативой штатов, а не федерального правительства, что приводит к возникновению систем высшего образования в каждом
штате и высокой конкурентности рынка образовательных услуг. В то же время вытеснение географии из ведущих университетов Лиги Плюща9, имевшее место в середине XX века, привело к тому, что наиболее крупные, комплексные центры географического образования приурочены к самым сильным университетам, не входящим в Лигу, таким как системы Калифорнийского, Техасского, Висконсинского и Ил-линойсского университетов, различные университетские системы штатов Огайо, Флорида, Аризона, Канзас и Индиана. Следует отметить, что абсолютное большинство таких центров приурочено к системам публичных университетов штатов.
Ведущие центры американского географического образования. Качество образования не коррелирует в США с количеством студентов в учебном заведении или с количеством образовательных программ в нем. Так, такие мощные университетские географические центры, как Техас, Огайо и Флорида не оказались в списке штатов, имеющих университеты, входящие в список ведущих в мировых и национальных рейтингах. Для составления карты (рис. 3) использовались 3 известных рейтинга, отражающих академическое качество и востребован-
9 Лига Плюща - ассоциация 8 престижных частных университетов Северо-Востока США.
Рис. 2. Ступени высшего географического образования по штатам США. Составлено автором по данным AAG на 2011-2012
учебный год
Fig. 2. Levels of higher geographical education over the states of the USA. Compiled by the author after the AAG data of 2011-2012
academic year
ность географических образовательных программ: мировой рейтинг университетов в сфере географических и пространственных наук Quacquarelli Symonds (QS) [QS World University Rankings, 2014], аналогичный национальный рейтинг, составляемый Национальным исследовательским советом [National Research Council, 2010] и рейтинг магистерских и аспирантских программ, составляемый ежегодно экспертом в области географического образования Джа-стином Холманом [Holman, 2013]. При этом, следует отметить высокую степень представленности американского образования в мировом рейтинге QS: 11 (!) университетов вошли в список пятидесяти лучших в мире, 18 - в сотню, 37 - в top-200. Это второй показатель в мире после Великобритании. Отчасти, такое доминирование англо-саксонского образования связано с учетом индекса цитируемости преимущественно англоязычных публикаций, но рейтинги составляются комплексным образом и в целом отражают текущую мировую ситуацию. Для составления карты ведущих центров географического обраования использовались списки top-20 рейтинга QS, топ-15 национальных рейтингов, при этом учитывались только университеты, попавшие в число лучших как минимум в двух рейтингах. Карта показывает, что наибо-
лее качественное географическое образование предоставляет система Калифорнийского университета, сразу 3 (!) университета которой (Беркли, Лос-Анджелес, Санта-Барбара) попали в этот пул лучших из лучших, по два университета есть в штатах Массачусетс и Аризона, что также говорит о весьма высоком качестве образования в них. Наконец, в число лидеров попали Университет Колорадо в Боулдере, Висконсинский университет в Мадисоне, Иллинойс-кий университет в Эрбане-Шампейне, Орегонский университет и Университет штата Пенсильвания. Только оба массачусетских университета (Бостонский и Кларка) из этого списка являются частными, все остальные университеты публичные.
Выводы:
- в качественном отношении сегодня географическое образование в США является одним из лучших в мире, множество американских университетов входят в списки лучших в области географии, в то же время внутри США престиж географического образования остается не слишком высоким, но начавшаяся реинституционализация географии в ведущих университетах страны дает поводы к сдержанному оптимизму в отношении перспектив продолжения текущих положительных тенденций. Укреп-
Рис. 3. Ведущие центры географического образования в США. Составлено автором по данным QS, National Research Council
и Джастина Холмана на 2011-2012 учебный год
Fig. 3. Leading centers of geographical education in the USA. Compiled by the author after the QS, National Research Council and Justin
Holman's data of2011-2012 academic year
лению позиций географии на рынке высшего образования способствовали отказ от идиографизма школьных курсов географии, развитие межфакультетских связей и междисциплинарной интеграции, окончательный отказ от жесткого учебного плана и индивидуализация работы со студентами, растущий спрос на ГИС-технологии и пространственную аналитику;
- в отраслевом отношении внутри географического образования преобладают специализации, связанные с общественной географией, в то время как дисциплины физико-географического крыла науки представлены реже. В последние годы на волне информатизации растет популярность прикладных географических методов;
- географические образовательные программы очнь пластичны, в список обязательных
предметов обычно входит 3-6 курсов за все время обучения, остальные курсы необходимо выбирать таким образом, чтобы заполнить определенное число кредитов. За счет такой системы каждый студент получает возможность сформировать индивидуальный учебный план, что увеличивает вариативность подготовки выпускников. На второй и третьей ступени образования очень большое внимание уделяется индивидуальной работе студента и руководителя над исследовательским проектом;
- географическое образование весьма распространено в пространственном отношении, в то же время лучшие университеты сконцентрированы в Калифорнии, Аризоне, Массачусетсе, Иллинойсе, Висконсине, Колорадо, Пенсильвании и Орегоне.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Русского географического общества (грант № 21/2013-Н3 от ^05.06.2013 г. «Университетская география в современном мире»). Автор выражает благодарность проф. Л.В. Смирнягину за экспертные консультации в ходе работы над статьей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева Н.Н., Климанова О.А., НаумовА.С. Сравнительный анализ высшего географического и эколого-географичес-кого образования в России и странах Зарубежной Европы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2015. № 1. С. 3-11.
Дохов Р.А., Наумов А.С., Смирнягин Л.В. США // Университетская география в современном мире / Под ред. А.С. Наумова. М.: ООО «Буки-Веди», 2016.
Джеймс П., Мартин Д. Все возможные миры. История географических идей. М.: Прогресс, 1988.
Саушкин Ю.Г. География в американских университетах. Статья первая // Вест. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1961. № 6. С. 66-73.
Саушкин Ю.Г. География в американских университетах. Статья вторая // Вест. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1962. № 1. С. 71-75.
AAG Guide to Geography Programs in the Americas, 20112012. - URL: www.aag.org/galleries/publications-files/Guide.pdf (дата обращения: 21.03.2017).
Bednarz R.S. The quantity and quality of geography education in the United States: The last 20 years // International Research in Geographical and Environmental Education. 2002. Т. 11. № 2. С. 160-170.
De Blij H. Why geography matters: More than ever. Oxford University Press, 2012.
Boyle M., Foote K. E., Gilmartin M. Rethinking the PhD in geography: overview and introduction // GeoJournal. 2015. Т. 80. № 2. С. 159-168.
Brubacher J.S., Rudy W. Higher education in transition: A history of American colleges and universities, 1636-1968. New York: Harper & Row, 1968.
Dawson J., Hebden R. Beyond 1984: The Image of Geography // Area. 1984. Т. 16. № 3. С. 254-256.
Downs R.M. Being and becoming a geographer: An agenda for geography education // Annals of the Association of American Geographers. 1994. Т. 84. № 2. С. 175-191.
Dunbar G.S. The History of Geography: Collected Essays. New York : GS Dunbar, 1996.
Fink L.D. The changing location of academic geographers in the United States // The Professional Geographer. 1979. Т. 31. №. 2. Р. 217-226.
Frazier A.E., Wikle T.A. Renaming and Rebranding within US and Canadian Geography Departments, 1990-2014 // The Professional Geographer. 2016. С. 1-10.
R.A. Dokhov1
Hill A.D., La Prairie L.A. Geography in American education // Geography in America. 1989. С. 1-26.
Justin Holman. 2013 Geography Graduate Program Rankings. URL: http://www.justinholman.com/2013/03/18/2013-top-20-graduate-geography-programs-in-the-us/ (дата обращения: 21.03.2017).
Marcus M.G. Coming full circle: Physical geography in the twentieth century // Annals of the Association of American Geographers. 1979. Т. 69. № 4. С. 521-532.
Murphy A.B. Geography's place in higher education in the United States // J. Geography in Higher Education. 2007. Т. 31. № 1. С. 121-141.
National Center for Education Statistics (NCES) URL: http:// nces.ed.gov/ (дата обращения: 21.03.2017).
National Research Council. Committee on Strategic Directions for the Geographical Sciences in the Next Decade. Understanding the changing planet: Strategic directions for the geographical sciences. - Washington, DC: National Academies Press, 2010.
QS World University Rankings by Subject 2014 - Geography & Area Studies. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2014/geography (дата обращения: 19.04.2016).
Schulten S. The geographical imagination in America, 18801950. University of Chicago Press. 2001.
Smith N. «Academic War Over the Field of Geography»: The Elimination of Geography at Harvard, 1947-1951 // Annals of the Association of American Geographers. 1987. Т. 77. № 2. С. 155-172.
Smith N. American empire: Roosevelt's geographer and the prelude to globalization. University of California Press, 2003. Т. 9.
UCLA Campuswide GE Requirements Overview. URL: http:// www.registrar.ucla.edu/Academics/GE-Requirement/Campuswide-GE-Requirements-Overview (дата обращения: 21.03.2017).
UCLA Geography Major Requirements Academic Year 2015 -2016. URL: http://www.geog.ucla.edu/sites/default/files/users/nayla/ geog_major_15f.pdf (дата обращения: 21.03.2017).
UCLA Department of Geography Graduate Manual Academic Year 2016-2017. URL: http://www.geog.ucla.edu/sites/default/files/ assets/academics/geog_grad_manual_16-17.pdf (дата обращения: 21.03.2017).
United States Census Bureau. URL: https://www.census.gov/ (дата обращения: 21.03.2017).
Wright R., Natalie K. Geography in the Ivy League. 2008. www.dartmouth.edu/~geog/docs/ivy_geog.pdf (дата обращения: 21.03.2017).
Поступила в редакцию 09.06.2016 Принята к публикации 31.03.2017
HIGHER GEOGRAPHICAL EDUCATION IN THE USA: ORGANIZATION AND SPATIAL STRUCTURE
The history and the current state of higher geographical education in the United States are discussed, as well as its internal spatial and organizational structure and current place in the world education system. The main stages of the institutional history of geographical education in American universities are summarized, and the main factors leading to the current growth of its popularity are demonstrated. The composition of geographic education programs is analyzed for all US universities; the dominance of human-geographical disciplines is shown. The main features of spatial organization of different levels of geographical education are revealed, and the leading centers of geographic education are identified.
Key words: higher education in geography, education in the USA, US universities, geography of education, geography of services.
Acknowledgements. The study was financially supported by the Russian Geographical Society (grant № 21/2013-H3). The author would like to express his gratitude to Prof. L.V. Smirnyagin for the expert consultations in the process of working on the paper.
1 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Geography, Department of Social-Economic Geography of Foreign Countries, postgraduate student; e-mail: [email protected]
REFERENCES
AAG Guide to Geography Programs in the Americas, 20112012. - URL: www.aag.org/galleries/publications-files/Guide.pdf (Accessed on 21.03.2017).
Alekseeva N.N., Klimanova O.A., Naumov A.S. Sravnitel'nyj analiz vysshego geograficheskogo i ekologo-geograficheskogo obrazovaniya v Rossii i stranah Zarubezhnoj Evropy [Comparative analysis of higher geographical and environmental-geographical education in Russia and the countries of foreign Europe] // Moscow University Vestnk. Series 5.Geography. 2015. № 1. C. 3-11 (in Russian)
Bednarz R.S. The quantity and quality of geography education in the United States: The last 20 years // International Research in Geographical and Environmental Education. 2002. T. 11. № 2. C. 160-170.
Boyle M., Foote K.E., Gilmartin M. Rethinking the PhD in geography: overview and introduction // GeoJournal. 2015. T. 80. № 2. P. 159-168.
Dawson J., Hebden R. Beyond 1984: The Image of Geography // Area. 1984. T. 16. № 3. C. 254-256.
De Blij H. Why geography matters: More than ever. Oxford University Press, 2012.
Dokhov R.A., Smirnyagin L.V., Naumov A.S. SShA [USA] / Universitetskaya geografiya v sovremennom mire. Moscow, BukiVedi, 2016 (in Russian).
Downs R.M. Being and becoming a geographer: An agenda for geography education // Annals of the Association of American Geographers. 1994. T. 84. № 2. C. 175-191.
Dunbar G.S. The History of Geography: Collected Essays. New York : GS Dunbar, 1996.
Fink L.D. The changing location of academic geographers in the United States // The Professional Geographer. 1979. T. 31. № 2. C. 217-226.
Frazier A.E., Wikle T.A. Renaming and Rebranding within US and Canadian Geography Departments, 1 990-201 4 //The Professional Geographer. 2016. C. 1-10.
Higher education in transition: A history of American colleges and universities, 1636-1968. New York: Harper & Row, 1968.
Hill A.D., La Prairie L.A. Geography in American education // Geography in America. 1989. C. 1-26.
James P., Martin G. Vsevozmozhnye miry. Istoriya geograficheskih idej [All possible worlds: A history of geographical ideas]. M.: Progress, 1988 (in Russian).
Justin Holman. 2013 Geography Graduate Program Rankings. URL: http://www.justinholman.com/2013/03/18/2013-top-20-graduate-geography-programs-in-the us/ (Accessed on 21.03.2017).
Marcus M.G. Coming full circle: Physical geography in the twentieth century //Annals of the Association of American Geographers. 1979. T. 69. № 4. C. 521-532.
Murphy A. B. Geography's place in higher education in the United States // J. Geography in Higher Education. 2007. T. 31. № 1. C. 121-141.
National Center for Education Statistics (NCES) URL: http:// nces.ed.gov/ (Accessed on 21.03.2017).
National Research Council. Committee on Strategic Directions for the Geographical Sciences in the Next Decade. Understanding the changing planet: Strategic directions for the geographical sciences. Washington, DC: National Academies Press, 2010.
QS World University Rankings by Subject 2014 - Geography & Area Studies. URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2014/geography (Accessed on
19.04.2016).
Saushkin Y.G. Geografiya v amerikanskih universitetah. Stat'ya pervaya [Geography in the American universities. Part 1] //Moscow University Vestnik. Series 5.Geography. 1961. № 6. C. 66-73 (in Russian).
Saushkin Y.G. Geografiya v amerikanskih universitetah .Stat'ya vtoraya [Geography in the American universities. Part 2] // Moscow University Vestnik. Series 5.Geography. 1962. № 1. C. 71-75 (in Russian).
Schulten S. The geographical imagination in America, 18801950. University of Chicago Press. 2001.
Smith N. «Academic War Over the Field of Geography»: The Elimination of Geography at Harvard, 1947-1951 // Annals of the Association of American Geographers. 1987. T. 77. № 2. C. 155-172.
Smith N. American empire: Roosevelt's geographer and the prelude to globalization. University of California Press, 2003. T. 9.
UCLA Campuswide GE Requirements Overview. URL: http:// www.registrar.ucla.edu/Academics/GE-Requirement/Campuswide-GE-Requirements-Overview (Accessed on 21.03.2017).
UCLA Department of Geography Graduate Manual Academic Year 2016 - 2017. URL: http://www.geog.ucla.edu/sites/default/files/ assets/academics/geog_grad_manual_16-17.pdf (Accessed on
21.03.2017).
UCLA Geography Major Requirements Academic Year 2015 -2016. URL: http://www.geog.ucla.edu/sites/default/files/users/nayla/ geog_major_15f.pdf (Accessed on 21.03.2017).
United States Census Bureau. URL: https://www.census.gov/ (Accessed on 21.03.2017).
Wright R., Natalie K. Geography in the Ivy League. 2008. www.dartmouth.edu/~geog/docs/ivy_geog.pdf (Accessed on 21.03.2017).
Received 09.06.2016 Accepted 31.03.2017