Научная статья на тему 'Созвездие талантов - ключевой фактор формирования университетов мирового класса: Российский и зарубежный опыт'

Созвездие талантов - ключевой фактор формирования университетов мирового класса: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА / WORLD-CLASS UNIVERSITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / COMPETITIVE UNIVERSITIES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / АСПИРАНТЫ / ПРОФЕССОРА / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ ПРОФЕССОРА / ACADEMIC CONTRACTS PROFESSORS / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA / УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ / UNIVERSITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Халин Владимир Георгиевич, Фокина Вероника Викторовна

Материал в статье рассматривается с точки зрения стратегических целей, которые были изложены в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Особое внимание уделено описанию систем управления в ведущих университетах США и России в контексте обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Халин Владимир Георгиевич, Фокина Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constellation of Talents - a Key Factor of Formation of Universities of a World Class: Russian and Foreign Experience

In article materials are analyzed in respect of strategic aims which are contained in the Presidential Decree of Russian Federation number 599 of May 7, 2012 «On measures to realize state policy in the field of education and science». Special attention is paid to description of systems of management in leading universities of USA and Russian Federation in the context of guarantee of their competitiveness on the global education market.

Текст научной работы на тему «Созвездие талантов - ключевой фактор формирования университетов мирового класса: Российский и зарубежный опыт»

^ Косов Ю. В., Халин В. Г., Фокина В. В.

§ Созвездие талантов — ключевой фактор " формирования университетов мирового класса:

о российский и зарубежный опыт

о

- Косов Юрий Васильевич

ш Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) О Заместитель директора

Член Академии политической науки

Профессор кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Доктор философских наук, профессор [email protected]

Халин Владимир Георгиевич

Санкт-Петербургский государственный университет Заведующий кафедрой информационных систем в экономике Доктор экономических наук, профессор [email protected]

Фокина Вероника Викторовна

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Доцент кафедры социально-политических технологий Кандидат политических наук wf.spb@mail .ш

РЕФЕРАТ

Материал в статье рассматривается с точки зрения стратегических целей, которые были изложены в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Особое внимание уделено описанию систем управления в ведущих университетах США и России в контексте обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

университет мирового класса, конкурентоспособность университетов, учебный процесс, научная работа, студенты, аспиранты, профессора, исследователи, академический контракт профессора, модернизация высшей школы, управление университетом

Kosov Yu. V., Halin V. G., Fokina V. V.

Constellation of Talents — a Key Factor of Formation of Universities of a World Class: Russian and Foreign Experience

Kosov Yury Vasilyevich

North West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Vice-director

The member of Academy of Political Science

Professor of the Chair of American researches of the International Relations Faculty of the Saint-Petersburg State University

Doctor of Science (Philosophy), Professor [email protected]

* Продолжение. Начало см. в журнале «Управленческое консультирование», 2014. № 5. С. 60-72.

Halin Vladimir Georgievich -o

Saint-Petersburg State University (Saint-Petersburg, Russian Federation) q_

Faculty of Economy O

Head of the Chair of Information Systems in Economy ô

Doctor of Science (Economic), Professor cl

[email protected] x

Fokina Veronica Viktorovna o

Saint-Petersburg State Polytechnical University (Saint-Petersburg, Russian Federation) ^

Associate Professor of the Chair of Social and Political Technologies ^

PhD in Political Science O [email protected]

ABSTRACT

In article materials are analyzed in respect of strategic aims which are contained in the Presidential Decree of Russian Federation number 599 of May 7, 2012 «On measures to realize state policy in the field of education and science». Special attention is paid to description of systems of management in leading universities of USA and Russian Federation in the context of guarantee of their competitiveness on the global education market.

KEYWORDS

World-Class University, competitive universities, Academic contracts professors, modernization of higher education in Russia, university management

Лучшие профессора и исследователи хотят работать в лучших университетах с благоприятной системой управления, которая способствует созданию творческой атмосферы и эффективной профессиональной среды для научного роста и полного раскрытия таланта и человеческого потенциала. Основной штат профессоров в UCLA (профессора, доценты и ассистенты профессора, т. е. Regular Professor Series: Professor, Associate Professor, Assistant Professor) состоит из около 4000 чел.1. Все они имеют степень PhD, работают на полной ставке, читают лекции и ведут научные исследования. При этом профессора и доценты работают в университете на постоянной основе (т. е. принимаются на неограниченный срок работы), а ассистенты профессора принимаются в штат на срок не более восьми лет. Все остальные категории преподавателей работают в UCLA на временной основе и могут не заниматься научными исследованиями.

В UCLA действует благоприятная система управления, которая позволяет эффективно привлекать и удерживать лучших преподавателей и исследователей, реализуя следующие методы обеспечения конкурентоспособности университета на мировом рынке образовательных услуг.

• Механизмы международного рекрутинга в UCLA позволяют привлечь в основной штат университета «глобально конкурентоспособных» профессоров и исследователей, которые принимаются на работу на постоянной основе и имеют конкурентоспособную заработную плату (уровень заработной платы профессора обычно составляет от 105 до 250 тыс. долл. в год; доцента — от 90 до 120 тыс. долл. в год, а ассистента — от 60 до 90 тыс. долл. в год)2. Для сравнения заметим, что в СПбГУ пока отсутствует практика «пожизненного» академического контракта с профессором, а гарантированный размер ежемесячной заработной платы в настоящее время в университете составляет, на 1,0 ставку профессора, — 40 294 руб., на 1,0 ставку доцента — 24 879 руб., на 1,0 став-

1 UCLA. Academic Personnel Office [Электронный ресурс]. URL: https://www.apo.ucla.edu/ policies/the-call/professorial-series (дата обращения 23.01.2014).

2 UCLA. Academic Personnel Office. [Электронный ресурс]. URL: https://www.apo.ucla.edu/ policies/the-call/professorial-series (дата обращения 23.01.2014).

з ку ассистента — 16 021 руб.1. В НИУ ВШЭ средний размер заработной платы сотрудников на полной ставке в 2012 г. составил около 54,8 тыс. руб. в месяц 0 (61,9 тыс. руб. в Москве). При этом средняя зарплата профессора составила £ 133,6 тыс. руб. (142 тыс. руб. в Москве), доцента — 65,5 тыс. руб. (74 тыс. s руб. в Москве), преподавателя — 42,6 тыс. руб. (46,5 тыс. руб. в Москве). ° •В 2013 г. в НИУ ВШЭ 12 профессоров впервые приняты на работу по бессроч-о ному трудовому договору, причем, согласно показателям «дорожной карты», в 2020 г. численность профессоров, нанятых по процедуре международного ш рекрутинга с возможностью перехода на бессрочный трудовой контракт, составит 150 чел. При этом средний уровень заработной платы не менее чем 25% ученых НИУ ВШЭ будет соответствовать международному уровню (до 400 тыс. руб. в месяц)2.

• Обязательства по выполнению учебной работы у всех штатных профессоров едины и составляют четыре-пять классов (лекционных курсов) за учебный год. При переводе в лекционные часы это означает, что преподаватель должен провести 120 (или 150) ч лекций и 120 (или 150) ч консультаций за весь учебный год; т. е. его аудиторная нагрузка за учебный год составляет, как правило, 240 или 300 ч. Для сравнения заметим, что объем учебной работы у штатного преподавателя СПбГУ и НИУ ВШЭ обычно составляет 450-900 ч учебной работы в год, что в два-три раза больше, чем у профессора в UCLA.

• Информационная открытость, достоверность и общедоступность информации в Интернете о UCLA. Так, например, объем учебной нагрузки, длительность контракта и уровень заработной платы сразу же оговариваются при приеме преподавателя на работу. Более того: эти данные указываются в тексте объявления о конкурсе на конкретную должность. (Пример текста объявления о конкурсе на сайте UCLA: «Assistant Professor. Salary is $63,000 and appointments are for three years. The teaching load is four one-quarter courses per year».) Условиям рыночной конкуренции, а также отбору лучших претендентов в Калифорнийский университет способствует и тот факт, что сведения о реальной заработной плате всех профессоров, исследователей, администраторов и других работников UCLA размещены в Интернете и общедоступны. Так, например, в 2012 г. заработная плата составила у Professor Andrew Atkeson, Professor of Economies — 395,7 тыс. долл.; Professor Adnan Darwiche, Professor of Computer Science — 188,7 тыс. долл.; Professor Tao Terence (Filds Medal, 2006) — 434 тыс. долл.; Professor Gene Block (Chancellor, ректор UCLA) — 425 тыс. долл.3. Для сравнения: в СПбГУ и НИУ ВШЭ пока отсутствует подобная практика открытости и общедоступности информации о реальной заработной плате и доходах всех профессоров, исследователей, администраторов и других работников университета4.

1 Санкт-Петербургский государственный университет. [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://spbu.ru/about/vacancies/9-vacancies/19812-ekonomika-30-12-13 (дата обращения 23.01.2014).

2 ROAD MAP TO WORLD-CLASS UNIVERSITY, Yaroslav Kouzminov, Rector October 25.2013 [Электронный ресурс]. URL: ЬЛ1:р://минобрнауки.рф/новости/3726 (дата обращения 24.02.2014).

3 The Sacramento Bee. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sacbee.com/statepay/ (дата обращения 23.01.2014).

4 Предоставление должностными лицами СПбГУ деклараций о доходах регламентируется распоряжением ректора от 27.02.2014 «Об организации представления в 2014 году отдельными работниками СПбГУ сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и расходах», которое было издано во исполнение постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 613. [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/news-spsu/20132-kratkij-otchet-o-dekanskom-soveshchanii-3-marta (дата обращения 06.03.2014).

• Система доплат, премирования и карьерного роста академического персонала уни- з верситета. Так, например, заработная плата профессоров и исследователей в UCLA cl регламентируется соответствующими университетскими положениями, которые носят § рекомендательный характер. При этом в университете не применяется система пре- £ мирования (за публикационную активность, качество лекций, превышение учебной s нагрузки и т. п.), а увеличение денежного вознаграждения преподавателям осущест- ° вляется в результате изменения базовой заработной платы через процедуру карьер- о ного роста: т. е. через переход на следующий уровень, который может осуществлять- g ся по инициативе как администрации, так и самого преподавателя. Для сравнения ш отметим, что в СПбГУ в 2013 г. доля дополнительных выплат к базовому окладу для должностей ППС, в среднем, составила по должности профессора — 49%, доцента —

36, старшего преподавателя — 35, ассистента — 54%1.

• Регламент выполнения работ по научным грантам в UCLA. Выполнение научных исследований у штатных профессоров предусмотрено с самого начала и выполняется в рамках получаемой ими базовой заработной платы. Вместе с тем, в UCLA около 1/3 профессоров имеют научные гранты National Science Foundation (NSF). В смете Калифорнийского университета на 2012/2013 уч. год доходы от правительственных научных фондов (прежде всего от NSF) составили 18% (Government Contracts and Grants2). Как правило, такие гранты даются конкретному профессору на три-пять лет. Ученый может привлекать для его выполнения аспирантов в качестве соисполнителей. В UCLA и в других университетах США, как правило, профессор, являющийся руководителем гранта, имеет право получать заработную плату за его выполнение (не более 20% от его объема), только находясь в официальном отпуске. Для сравнения заметим, что в СПбГУ доходы от внешних научных грантов (РФФИ, РГНФ и др.) в 2012 г. составили около 250 млн руб.: т. е. около 1,7% от объема всех доходов университета. При этом у штатных профессоров нет никаких ограничений на получение денежного вознаграждения за работу по научным грантам во время учебного года3.

• Эффективная система академических контрактов и специальная система социальной поддержки профессоров и сотрудников университета. Так, например, в UCLA действуют: университетская система пенсионного, медицинского и социального обеспечений, объем средств которой (Employee and Retiree Benefits), составляет около 14% от объема фонда основных средств бюджета Калифорнийского университета; система повышения квалификации преподавателей с полным освобождением от учебной нагрузки (Academic-sabbaticals4); отсутствие ограничений на возраст преподавателя, даже если он «заработал» 100% пенсии; особый статус профессора-пенсионера (Professor Emeritus) и др. Подробное описание особенностей академических контрактов профессоров UCLA сделано в [1]. Анализ условий работы и особенностей академических контрактов штатных профессоров в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе позволяет сделать

следующие выводы.

1 Санкт-Петербургский государственный университет // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/structure/dekanskie/18931-dekanskoe-soveshchanie-ot-17-06-2013 (дата обращения 06.03.2014).

2 University of California. [Электронный ресурс]. URL: http://budget.universityofcalifornia.edu/ files/2011/11/2012-13_budget.pdf (дата обращения 23.01.2014).

3 Доклад ректора СПбГУ на заседании Ученого совета университета 24 декабря 2012 г. «Путь в конкуренцию. О задачах Программы развития СПбГУ». [Электронный ресурс]. URL: http://spbu.ru/news-spsu/18034-itogi-zasedaniya-uchenogo-soveta-spbgu-24-dekabrya-2012g (дата обращения: 10.01.2013).

4 Электронный ресурс. URL: http://www.payroll.ucla.edu/edb/edb-c07-academic-sabbaticals. asp (дата обращения 23.01.2014).

з 1. Существенной отличительной чертой профессорско-преподавательского соста-о_ ва UCLA является то, что подавляющее большинство штатных преподавателей 0 университета активно занимается научно-исследовательской работой, что по-£ зволяет рассматривать университет не только как успешное образовательное ^ учреждение, но и как престижный научный центр, имеющий высокую междуна-2 родную репутацию в области как научных исследований, так и подготовки вы-о сококвалифицированных специалистов. Конкурентным преимуществом Калифорнийского университета при поиске и привлечении в университет преподавателей ш и исследователей высокого класса является эффективная система найма на работу штатных сотрудников, при которой профессора и доценты принимаются на работу на неограниченный срок, а ассистенты профессоров — на срок не более восьми лет.

2. В UCLA сформирована благоприятная по отношению к академическому персоналу система управления, которая опирается на мнение профессионального сообщества и позволяет эффективно осуществлять поиск, привлечение и удержание в UCLA преподавателей и исследователей высокого класса. При этом данная система поиска и отбора квалифицированных кадров нацелена на отбор эффективных преподавателей и исследователей не только среди граждан США, но и среди граждан других стран. Уместно отметить тот факт, что среди преподавателей UCLA более трети являются иностранными гражданами или лицами иностранного происхождения, что наглядно демонстрирует фактор интернационализации при формировании академического персонала университета.

3. Основным источником денежного вознаграждения профессора в UCLA является его базовая заработная плата, которая и является ключевым индикатором для привлечения в университет преподавателей и исследователей высокого класса. Именно через механизм повышения базовой заработной платы (переход на другой уровень) происходит учет всех успехов, которых достигает профессор в учебной работе и научных исследованиях.

4. В Калифорнийском университете сформированы и эффективно действуют все необходимые компоненты университета мирового класса: концентрация талантов, благоприятная система управления и достойное финансирование. При этом взаимодействие этих составляющих происходит в условиях полной информационной открытости и доверия к общественному мнению.

Создание в UCLA достойных условий работы для академического персонала за счет благоприятной системы управления университетом не только формирует созвездие талантов профессоров и исследователей, но и обеспечивает обучение и подготовку талантливых студентов, магистрантов и аспирантов, а также способствует, в их лице, становлению профессионалов и людей, востребованных обществом.

Заключение

Существенным направлением обеспечения конкурентоспособности любого университета в мире является формирование на его уровне созвездия талантов — профессоров, исследователей, обучающихся и управленцев. Проведенный выше анализ этого направления обеспечения конкурентоспособности ведущих университетов США и России показал, что во всех программах повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов — победителей конкурса, проводимого в рамках постановления Правительства РФ от 16.03.2013 № 211, крайне мало уделено внимания такому ключевому фактору, как формирование благоприятной системы управления университетом. Это обстоятельство представляет собой серьезную как теоретическую, так и практическую проблему для российской системы высшего образования,

без решения которой невозможно построение в России университетов мирового класса и выполнение задач, сформулированных в Указе Президента России от 07.05.2012 № 599.

Литература

1. Халин В. Г. Системы вознаграждения и академических контрактов профессоров Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Санкт-Петербургского государственного университета // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2013. Вып. 3. С. 95-109.

о ö

о

ш

ш

О

References

1. Halin V. G. Systems of remuneration and the academic contracts of Professors of the Californian University of Los Angeles and St. Petersburg State University [Sistemy voznagrazhdeniya i aka-demicheskikh kontraktov professorov Kaliforniiskogo universiteta v Los-Andzhelese i Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta] // Messenger of the St. Petersburg University [Vestnik S.-Peterb. un-ta]. Ser. 5: Economy. 2013. V. 3. P. 95-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.