Научная статья на тему 'Сознательно-позитивное отношение обучающихся к интеграции физического воспитания и безопасности жизнедеятельности на внеурочных занятиях'

Сознательно-позитивное отношение обучающихся к интеграции физического воспитания и безопасности жизнедеятельности на внеурочных занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ / СПОРТИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломенников Дмитрий Викторович

В статье представлены результаты исследования по выявлению отношения обучающихся школьного возраста к интегрированным занятиям физического воспитания и безопасности жизнедеятельности во время пребывания в летнем оздоровительном лагере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article includes the results of researches in detection of schoolchildren`s attitude to the studies of physical education and life safety during the rest in summer camping.

Текст научной работы на тему «Сознательно-позитивное отношение обучающихся к интеграции физического воспитания и безопасности жизнедеятельности на внеурочных занятиях»

лерическому типу темперамента). Так, W.H. Sheldon, [2] получил высокий коэффициент корреляции (КК=0,8) между соматотонией и мезоморфией. При этом автор подчеркнул признаки соматотонии: уверенность в осанке и движении; склонность к физической деятельности; энергичность; потребность в движениях и удовольствия от них; склонность к риску и игре случая; решительные манеры, храбрость; любовь к приключениям; сильная агрессивность; шумное поведение; с трудом приглушаемый голос; эмоциональная черствость; отсутствие сострадания (эмпатии); выносливость к боли; объективное и широкое мышление, направленное вовне; экстраверсия в поступках и чувствах; самоуверенность, агрессивность, настойчивость при опьянении; тяга к действию в тяжелую минуту; боязнь замкнутого пространства (клаустрофобия).

Отмечая связь конституции с типом нервной деятельности и устойчивости в экстремальных условиях. Е.Н. Хрисанфова [1] подчеркнула, что у женщин «вспыльчивого типа» (агрессивные), также как у мужчин с агрессией поведения, выявлены повышенные концентрации тестостерона в крови. Помимо морфологических предпосылок к перенесению интенсивных и экстремальных нагрузок, испытываемых в спорте, девушкам и женщинам мышечного соматотипа свойственны и более высокие функциональные показатели, максимально обеспечивающие двигательную деятельность.

ВЫВОДЫ

1. Мышечный или мужской соматотип у девочек, девушек и женщин формируется при повышенном содержании мужских половых гормонов (гиперандрогении)

2. Гиперандрогения у женщин-спортсменок - причина морфологической маскулинизации, т. е. формирования мужского соматотипа.

3. Мышечный имеет все морфофункциональные и психоэмоциональные предпосылки для развития гиперкинезии под воздействием ежедневных тяжелых физических нагрузок в течение многих лет тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хрисанфова, Е.Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е.Н. Хрисанфова ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 160 с.

2. Sheldon, W.H. The varieties of human physique / W.H. Sheldon, S.S. Stevens. - New York : Merck, 1940. - 347 p.

REFERENCES

1. Khrisanfova, E.N. (1990), Constitution and biochemical individuality of the person, publishing house Moscow State University, Moscow.

2. Sheldon, W.H. and Stevens, S.S. (1940), The varieties of human physique, Merck, New York.

Контактная информация: tanjasob@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2016

УДК 371.217.3

СОЗНАТЕЛЬНО-ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К

ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Дмитрий Викторович Соломенников, аспирант, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

г. Чайковский

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по выявлению отношения обучающихся школьного возраста к интегрированным занятиям физического воспитания и безопасности жизне-

деятельности во время пребывания в летнем оздоровительном лагере.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, интеграция, спортизированное физическое воспитание, элементы прикладных видов спорта, школьники.

CONSCIOUSLY POSITIVE ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN TO

INTEGRATION OF PHYSICAL EDUCATION AND LIFE SAFETY INTO EXTRACURRICULAR OCCUPATIONS

Dmitry Viktorovich Solomennikov, the post-graduate student, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky

Annotation

The article includes the results of researches in detection of schoolchildren's attitude to the studies of physical education and life safety during the rest in summer camping.

Keywords: systemically-active approach, integration, sport physical education, applied sports' elements, schoolchildren.

ВВЕДЕНИЕ

По официальным сведениям МЧС о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2015 года погибло 323 человека и пострадало 9630 человек, за тот же период 2014 года число погибших составило 271 человек, пострадавших 110643 человека [3].

Одной из причин большого числа пострадавших является низкий уровень культуры безопасного поведения, которое формируется в процессе семейного и общего образования. Низкий уровень ответственности у педагогов и родителей за развитие культуры безопасного поведения у подрастающего поколения приводит к печальной статистике несчастных случаев и их последствий.

Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) практически не поменяло ситуацию в сфере формирования культуры безопасного поведения [4]. Это объясняется рядом причин:

1) недостаточностью современных разработок педагогических технологий и методик на основе системно-деятельностного подхода в курсе ОБЖ;

2) по учебному плану общеобразовательного учреждения предусмотрено всего одно занятие по курсу ОБЖ в неделю;

3) школьный курс ОБЖ сводится в основном к изучению фундаментальных теоретических знаний, а практические навыки и умения действовать в экстремальных ситуациях фактически не отрабатываются.

Одним из возможных путей решения проблемы является более широкое использование внеурочных форм занятий: соревнования, военно-спортивные игры, кружки и секции, по направлениям безопасности жизнедеятельности. Это позволит увеличить объем занятий и обеспечит практическое закрепление теоретических знаний.

Другим возможным вариантом решения указанной проблемы является использование межпредметных связей школьного курса физической культуры и основы безопасности жизнедеятельности через проведение интегрированных уроков [5].

Применение отмеченных выше межпредметных связей возможно по двум направлениям, а именно:

1) во внеурочной деятельности обучающихся школьного возраста в период их нахождения в летнем оздоровительном лагере, дополнив в программу физического воспитания и в культурно-спортивные лагерные мероприятия прикладные физические упражнения;

2) в интеграции учебных планов по физической культуре и школьному курсу ОБЖ, дополнив третий учебный час физической культуры прикладными физическими упражнениями.

Данные направления по формированию практических действий опираются на комплексные формирования двигательных способностей и развитие умений и навыков действий в экстремальных ситуациях.

Одной из современных педагогических технологий, позволяющей освоить обучающимися предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС ООО, является спортизация физического воспитания в школе. По мнению Е.А. Черепова, именно спортивно ориентированное физическое воспитание моделирует различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются как в спортивной, так и в повседневной жизни [6].

Среди общепринятых видов спорта, применяемых при спортизации физического воспитания в школе, могут использоваться и прикладные виды. Прикладные виды спорта включают в себя физические упражнения, которые отрабатывают противодействие негативным влияниям окружающей среды, и не только совершенствуют двигательные умения и навыки, но и развивают психическую готовность к действиям в нестандартных условиях и экстремальных ситуациях.

Прикладные виды спорта также как и другие виды спорта способны погрузить обучающегося в определенное социокультурное пространство, позволяющее получить определенный опыт взаимодействия с окружающей средой, тем самым ускоряя процесс адаптации к экстремальной ситуации [2].

Цель исследования - выявление уровня сознательно-позитивного отношения обучающихся школьного возраста к интегрированным занятиям физического воспитания и ОБЖ с использованием элементов прикладных видов спорта в летнем оздоровительном лагере.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в Пермском крае Чайковском муниципальном районе на протяжении двух летних периодов 2014-2015 годов. В 2014 году на базе летнего оздоровительного лагеря «Огонек» в исследовании приняло участие 58 обучающихся. В 2015 году на базе санатория профилактория «Изумруд» приняло участие 52 обучающихся. В оздоровительных лагерях проводились занятия по формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях обучающихся 12-15 лет с использованием элементов прикладных видов спорта.

Особенность программы заключается в том, что программа физического воспитания в период нахождения обучающихся в летнем оздоровительном лагере дополняется элементами прикладных видов спорта таких как, пожарно-прикладной спорт, прикладное плавание, спортивно-оздоровительный туризм, военно-спортивные игры.

В программе применялись широко методы, используемые на занятиях физического воспитания: игровой и соревновательный.

Игровой метод основывается на систематизации игровой двигательной деятельности в соответствии с образным или условным сюжетом, в котором предусматривается достижение определенной цели различными дозволенными способами, в условиях возможного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся и эмоциональностью.

Соревновательный метод стимулирует интерес и активизацию деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. Фактор соперничества в процессе соревнований содействует мобилизации всех сил обучающегося, и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий [1].

По окончанию пребывания в летнем оздоровительном лагере проводилось анкетирование с целью определения сознательно-позитивного отношения обучающихся школь-

ного возраста к занятиям физического воспитания с элементами прикладных видов спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе анкетирования было выявлено, что обучающимся на 76% понравились интегрированные занятия физического воспитания и ОБЖ в период летнего пребывания в лагере. 84% - обучающихся считают, что в период летнего отдыха в лагере стоит заниматься прикладными видами спорта. Результаты исследования показывают, что спорти-зированное физическое воспитание с использованием элементов прикладных видов спорта влияет на положительное эмоциональное состояние обучающихся, что в свою очередь способствует полноценному формированию личности.

ВЫВОДЫ

Уровень сознательно-позитивного отношения обучающихся во время проведения интегрированных занятий по физической подготовке с применением элементов прикладных видов спорта в летний период, показал эмоциональную желательность подрастающего поколения заниматься «новыми» для них, тематическими физическим упражнениями. Особое значение при этом имеет то, что прикладные физические упражнения способствуют формированию метапредметных результатов физической культуры и курса ОБЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухамитянов, Ф.Д. Воспитательное пространство урока физической культуры / Ф.Д. Мухамитянов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. -С. 22-24.

2. Мухамитянов, Ф.Д. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала социокультурного пространства вида спорта / Ф.Д. Мухамитянов // Молодежь и молодежная политика третьего тысячелетия: стратегии и инновации : материалы Всероссийской научно-практической конференции. г. Казань, 21-22 ноября 2007 г. / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан ; под ред. М.М. Бариева. - Казань, 2008. - С. 82-84.

3. Статистика МЧС России. Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации за 6 месяцев 2015 г. [Электронный ресурс] // URL : http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/2015_god. - Дата обращения 01.12. 2015.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Ц^±йр://минобрнауки.рф. - Дата обращения 01.12. 2015.

5. Фонарев, Д. В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания / Д.В. Фонарев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 60-64.

6. Черепов, Е.А. Повышение эффективности третьего урока физической культуры на основе внедрения модульной учебной программы спортивной направленности / Е.А. Черепов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 6. - С. 6-8.

REFERENCES

1. Mukhamityanov, F.D. (2007), "Upbringing space of lesson culture physical", Physical Culture: upbringing, education, workout, No.1, pp. 22-24.

2. Mukhamityanov, F.D. (2008), "Pedagogical conditions of realization of upbringing potential of sociocultural space of sport", Youth and youth policy of the third millennium: strategy and innovations: Materials of the All-Russian scientific and practical conference, Kazan, on November 21-22, 2007, Ministry of affairs of youth, sport and tourism R.T., pp. 82 - 84.

3. Statistics of Emercom of Russia. The Comparative characteristic of the emergency situations which have happened on the territory of the Russian Federation in 6 months 2014/2015, available at: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii/2015_god (accessed 01.12.2015).

4. The federal state educational standard of the main general education, available at: http:// минобрнауки.рф. (accessed 01.12.2015).

5. Fonarev, D.V. (2014), "Introduction of the federal state educational standard of the main general education in practice of physical training", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 60-64.

6. Cherepov, E.A. (2014), "Increase in efficiency of the third physical education class on the basis of introduction of the modular training program of sports orientation", Physical Culture: upbringing, education, workout, No.6, pp. 6-8.

Контактная информация: dmitriy.solomennikoff@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2016

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СРЕДСТВАМ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗАЦИИ

Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Иванович Бабич, старший преподаватель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования военно-профессиональных компетенций на занятиях по средствам связи и автоматизации, определены педагогические условия их формирования. Рассмотрены особенности компетентностного подхода при подготовке специалистов для войск Национальной гвардии РФ.

Ключевые слова: военно-профессиональные компетенции; педагогические условия; ком-петентностный подход; подготовка специалистов для войск Национальной гвардии РФ.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE

FORMATION OF CADETS AT MILITARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION DURING COMMUNICATION AND AUTOMATION CLASSES

Michael Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Igor Ivanovich Babich, the senior teacher, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article regarded the features of formation of military-professional competencies during the classes on the communication and automation; the pedagogical conditions of their formation have been determined. The features of the competence approach in training the troops of the Russian Federation of the National Guard have been analyzed.

Keywords: military and professional competence, pedagogical conditions, competence-based approach, and training of the troops of the Russian Federation of the National Guard.

Одним из направлений совершенствования обеспечения национальной безопасности является подготовка высококвалифицированных военных кадров. В связи с принятием и вступлением в силу федеральных образовательных стандартов третьего поколения в деятельности организаций высшего образования акцент сместился на компетенцию выпускников как основной результат деятельности вуза. В военных организациях высшего образования выпускник должен обладать сформированными военно-профессиональными компетенциями. В современных условиях возрастает роль информационной сферы, которая представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.