Научная статья на тему 'Сознание и геном: на пороге «Золотого века»'

Сознание и геном: на пороге «Золотого века» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭГОИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Квитко Олег

В статье автор указывает, что глобальный кризис доказывает, что историческое время эгоистической конкурентоспособности закончилось. Она заменена альтруистическим сотрудничеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consciousness and genome: at the turn of the Golden Age

In the article the author points out that the global crisis proves that historical time of egoistic competitiveness as a force for progress is over. It’s replaced with altruistic cooperation.

Текст научной работы на тему «Сознание и геном: на пороге «Золотого века»»

Сознание и геном: на пороге «золотого века»

Олег Квитко,

ведущий

научный сотрудник Института генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат

биологических наук, доцент

Возникшее в биологической эволюции высокоразвитое сознание человека стало необходимым условием появления и прогресса цивилизации. Вся история, казалось бы, демонстрирует неограниченные возможности человеческого разума в накоплении новых знаний и их практическом применении. Несмотря на биологически ограниченный срок индивидуальной жизни, люди успевали освоить достаточный объем знаний и находить решения задач, особенно актуальных в данное историческое время. Поэтому кризисы развития общества носили преходящий характер.

В то же время имеются основания полагать, что современный глобальный кризис - особый в том отношении, что он обусловлен накопившимися и приобретшими остроту сложными проблемами, решение которых в предыдущей истории приходилось откладывать на будущие времена.

Цивилизационный кризис конца ХХ - начала XXI в. проявляется во многих областях человеческой деятельности. Одним из главных его компонентов представляется информационная перегрузка: возрастающий объем накапливаемой в поколениях разнообразной жизненно важной информации опережает способность людей, групп и человечества в целом эту информацию усваивать и использовать [1]. Это порождает фрагментарность восприятия мира, кризис самоидентификации личности и социальных групп, напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, отношениях человека и природы, культуры естественно-научной и гуманитарной и т.д.

Ситуация напоминает библейский сюжет о смешении языков.

Положение дел в образовании и науке во многом определяется узким прагматизмом, углубляющейся специализацией и слабыми горизонтальными связями, жестким разграничением гуманитарного и естественно-научного знания. Можно сказать, что происходит глобальная сегментация индивидуального и группового сознания. В то же время современные проблемы все больше требуют комплексного, междисциплинарного подхода. Обостряется экологическая проблема, которая является следствием «техногенного хулиганства» [2], то есть чрезмерной антропогенной нагрузки на природные экосистемы. Не удается создать новые, экономически эффективные и «экологически дружелюбные» технологии производства энергии,

практически остановился прогресс в освоении космоса. Наконец, не решаются ключевые медико-биологические проблемы, которые представляются наиболее важными, поскольку именно их решение может оказаться подходом к другим проблемам, включая указанные выше. Речь идет о познании природы человеческого сознания и практическом освоении методов его развития, а также о постижении причин биологического старения и создании технологий радикального продления жизни человека. Эти две задачи (наряду с созданием искусственного интеллекта) во многом совпадают с основными целями трансгуманизма - мировоззрения, к основоположникам которого причисляются такие выдающиеся личности, как создатель «Божественной комедии» Данте Алигьери и религиозный философ Николай Федоров - автор «Философии общего дела» -корпуса сочинений, объединенных идеей преодоления смерти.

Основным способом решения проблемы освоения накопленной информации начиная с древних времен и до наших дней является передача знаний и навыков от прошлых поколений к будущим. Этому во многом способствовало изобретение письменности, а затем - компьютерных информационных систем. Однако практическая эффективность совершенствования системы передачи информации принципиально лимитирована биологически ограниченным темпом ее усвоения, когда интеллект как бы говорит компьютеру «нет» [1], и сроком человеческой жизни. Возможности решения проблем возрастающей сложности посредством «мозгового штурма», осуществляемого специалистами в различных областях, также не беспредельны вследствие препятствий взаимопонимания. Дефицит или отсутствие людей, сочетающих широту и глубину компетенции, по-видимому, и является главной причиной современного глобального кризиса, который в исторической перспективе угрожает не только остановкой научно-технического прогресса, но и самому выживанию человеческой цивилизации.

Одним из путей преодоления информационной перегрузки может быть такое направление развития компьютерных технологий, как создание искусственного интеллекта, который бы превзошел человеческий разум не только по отдельным параметрам, но и по способности решения сложных проблем. Безусловно, это чрезвычайно перспективное, многоаспектное направление, несмотря на то, что высказываются некоторые аргументы о принципиальной невозможности «машинного разума».

Альтернативное или дополнительное (к созданию искусственного интеллекта) решение проблемы информационного кризиса может быть найдено посредством изучения естественного разума и разработки технологий его развития. В области исследования сознания преобладает мнение о том, что долговременная память имеет неограниченную емкость (unlimited capacity) [3]. Это дает основания полагать, что потенциал развития человеческого сознания вообще не имеет

ТЕМА НОМЕРА

принципиального предела, и только ограниченный срок человеческой жизни не позволяет этим воспользоваться. Следовательно, решение проблемы развития сознания может быть непосредственно связано с другой фундаментальной целью человечества - продлением продолжительности жизни людей. С другой стороны, как будет аргументировано далее, поиск новых методов совершенствования сознания может быть средством замедления процессов биологического старения и продления жизни.

Имеющиеся в распоряжении медицины средства продления жизни и поддержания ее качества основаны преимущественно на борьбе с болезнями, вызываемыми старением, а не на вмешательстве в сам процесс старения. Однако без существенных успехов в замедлении старения даже полное устранение смертности, связанной с зависимыми от возраста болезнями, может продлить среднюю продолжительность жизни лишь в относительно небольших пределах [4]. Следовательно, по мере увеличения средней долговечности, но без увеличения ее максимального видового лимита (120-130 лет) все в большей степени обесценивается внедрение новых медицинских технологий, направленных на лечение частных болезней. Таким образом, без теоретического понимания старения и нахождения средств радикального продления жизни весь комплекс медико-биологических наук с точки зрения практики может оказаться в тупике.

Клеточная трансплантология на основе стволовых клеток, безусловно, внесет свою уникальную лепту в лечение ряда заболеваний [5], но данный подход сам по себе, без дополнительных средств, вряд ли позволит преодолеть видовой предел продолжительности жизни человека. При старении нарушаются функции различных элементов организма. Поэтому для увеличения максимальной долговечности потребовалась бы глобальная замена практически всех органов и систем. Кроме того, такая массированная трансплантация должна быть многократной, поскольку трансплантируемые органы, даже если они состоят из молодых клеток, снова будут стареть.

Перспективное направление поиска способов замедления старения связано с изучением естественных механизмов поддержания функционирования клеток в организме. Эти механизмы, в частности, могут быть опосредованы межклеточной регуляцией, осуществляемой вырабатываемыми клетками сигнальными молекулами, такими как разнообразные факторы роста. В соответствии с предложенной мной развитийной теорией омоложения уменьшение продукции сигнальных молекул после завершения физического развития и роста организма может быть основной причиной старения [6]. Пока организм развивается и растет, особые (называемые морфогенетическими) сигнальные белки, управляющие данными процессами, одновременно включают программу омоложения клеток, которое заключается в устранении происходящих при старении нарушений структуры и экспрессии генов. К структурным нарушениям относится предсказанное Оловниковым сокращение ДНК теломер (концевых участков хромосом), а к нарушениям экспрессии генов ведут процессы аномальной модификации ДНК и хромосомных гистоновых белков. Каскад молекулярных событий, запускаемый межклеточными омолаживающими сигналами, должен завершаться регуляцией работы фермента теломеразы, восстанавливающего длину теломер, а также ДНК-метилтрансфераз и ферментов, модифицирующих гистоны.

Этот связанный с развитием и ростом механизм молекулярного омоложения объясняет причины огромной вариации продолжительности жизни видов, включая феномен нестареющих (потенциально бессмертных) организмов, в частности некоторых рыб и моллюсков, у которых не прекращается рост и которые гибнут не от старения, а от случайных причин и чрезмерных размеров тела. По-видимому, в геноме различных организмов, включая человека, «записана» программа потенциального бессмертия, но она функционирует только в период развития и роста. Отсюда следует идея о поиске методов включения, мобилизации «молчащей» генетической программы клеточного омоложения в тканях взрослого организма.

Особый интерес вызывает возможность психологической стимуляции механизмов омоложения клеток в организме человека. В работе молекулярных генетиков и психологов, среди которых была Элизабет Блэкбурн, получившая в 2009 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине за открытие сокращения теломерной ДНК, изучали влияние медитации на длину теломер в лимфоцитов крови. Одна из форм медитативной техники, а именно «mindfulness meditation», или «медитация текущего момента», снижала психологический стресс, активизировала теломеразу и способствовала сохранению длины теломерной ДНК [7]. По мнению авторов, омолаживающие эффекты измененных состояний сознания на теломеры опосредованы изменениями нейроэндо-кринной регуляции, включая повышение активности вагусного нерва, усиление продукции андрогенов, а также снижение уровней инсулина и гормона стресса кортизола. С позиций развитийной теории омоложения благоприятные нейроэндокринные изменения могут повышать продукцию морфогенетических белков в тканях организма и тем самым стимулировать восстановление нарушений генома, то есть восстанавливать длину теломер и нормализовать модификации ДНК и гистонов хроматина.

Возможно ли найти новые, более эффективные способы управления сознанием, способствующие омоложению клеток организма? В соответствии с развитийной теорией омоложения для генерации омолаживающих нервных импульсов мозг должен достичь состояния, названного мной развитийной доминантой [6]. В этой концепции наряду с данными в области биологии старения использованы идеи разработанного известным российским и советским физиологом, академиком АН СССР Алексеем Алексеевичем Ухтомским учения о доминанте как о принципе работы центральной нервной системы [8]. Доминанта - это временное господство одних нервных центров над другими, необходимое для координированного выполнения определенной функции. Важнейшая ее особенность - так называемое сопряженное торможение. Оно вызывается нервными импульсами, генерируемыми доминирующими (возбужденными) центрами, и обеспечивает торможение тех центров, возбуждение которых препятствует выполнению организмом основной задачи. Соответственно, в состоянии развитийной доминанты мозг генерирует омолаживающие нервные импульсы, которые по принципу сопряженного торможения блокируют процессы старения, препятствующие реализации главной задачи - продолжению интеллектуального, духовного развития.

Потенциал продления активной жизни, связанный с интеллектуальным, духовным развитием, в отличие от развития физического, не ограничен генетической программой. Однако для реализации

12 НАУКА И ИННОВАЦИИ №12(118) Декабрь 2012

этого потенциала может потребоваться формирование в мозге особых доминантных состояний, обеспечивающих сопряженное с развитием духовной сферы торможение процессов старения как в центральной нервной системе, так и в организме в целом.

Состояние развитийной доминанты, одновременно обеспечивающее совершенствование информационного процессинга в мозге и генерацию омолаживающих сигналов, может быть достигнуто новым способом медитативной техники. Известные светские и религиозные варианты медитации (включая «медитацию текущего момента») основаны на достижении необычных состояний сознания с помощью концентрации внимания на некоторых мыслях. Предлагаемая развитийная медитация, напротив, не ограничивает, а расширяет фокус сознания (включая как «обыденные», так и «трансцендентные» компоненты), что тренирует способность мозга оперировать одновременно возрастающим объемом разнообразной информации и тем самым все в большей степени реализовы-вать неограниченный потенциал развития сознания. Эту психологическую технику можно охарактеризовать девизом «думай сразу обо всем» - «think of everything simultaneously» [9].

В пользу целесообразности разработки новых подходов к управлению сознанием на основе интеграции известных психологических методик высказывается американский психотерапевт Дэвид Николь. В его работе «Буддизм и психоанализ» [10] сопоставлены сильные и слабые стороны известных восточных медитативных техник и, с другой стороны, методик психоанализа, берущих начало в учении Фрейда. Идея состоит в таком объединении разных подходов, при котором происходит взаимная аннигиляция их слабостей и объединение преимуществ. Психоанализ уделяет особое внимание «переводу» разнообразных неосознаваемых аспектов психики в сознание для решения конкретных жизненных проблем и приведения сознания в соответствие с реальностью (что также способствует психотерапии психических нарушений). Медитация, напротив, основана на своего рода психологическом эскапизме (уходе от действительности), но это позволяет не «зацикливаться» на многообразных аспектах жизни, включая негативные, стрессирующие моменты. В результате стабилизируется душевное состояние, нормализуется эндокринная регуляция и улучшается ряд показателей здоровья человека. Кроме того, в противоположность психоанализу, при медитации (а также в процессе религиозной молитвы) сознание «разгружается» от повседневных забот и переживаний, «освобождая место» для глубинных духовных аспектов, которые также важны для индивидуального существования и человеческой культуры в целом.

Для совершенствования духовной сферы человека могут быть важны не только собственно новые психологические методики, но и позитивные тенденции в условиях существования людей, что иллюстрируется такими известными формулами, как «бытие определяет сознание» или «вера без дел мертва». Возможно, для формирования развитийной доминаты, одновременно совершенствующей духовную сферу и продлевающей жизнь, наряду с эффективными методами управления сознанием понадобятся также прогрессивные новации в организации общества. В этом плане представляет интерес соответствующая известному в эволюционной генетике явлению преадап-тации «телео-логическая» идея о том, что сам по себе процесс биологического старения возник в эволюции как «заготовка на будущее» как

бы в соответствии с неким исходным планом, задолго до появления человека. Старение может быть средством сдерживания неуправляемого, угрожающего самому существованию человека научно-технологического прогресса - по крайней мере, до той поры, пока цивилизация не достигнет моральной зрелости и не станет подчинять всю свою деятельность этическим нормативам, исключающим злоупотребления новыми технологиями в эгоистических интересах отдельных людей и различных общественных групп, наций, государств и религий. Ведь ядерная бомба может оказаться игрушкой в сравнении с оружием, изобретенным злонамеренным бессмертным гением.

Без высокого уровня индивидуальной и общественной нравственности и организации общественной жизни бессмертие из средства устремленного в вечность процветания человечества может превратиться в источник его безвременной гибели. Иными словами, старение выполняет предусмотренную природой роль ментора человеческой цивилизации. И тогда нельзя исключить, что только на пути нравственных исканий и научного поиска в соединении с разумным преобразованием общества человеку будет дано раскрыть тайну старения и овладеть средствами его замедления вплоть до потенциального бессмертия. Если эта идея станет господствующей, она откроет путь к совершенствованию человечества хотя бы «под страхом смерти», под влиянием инстинкта выживания.

Современный глобальный кризис свидетельствует о том, что историческое время эгоистической конкуренции как двигателя прогресса истекло, на смену ему приходит альтруистическая кооперация. Цивилизация в исторической перспективе должна стремиться к идеалу «золотого века» - высокому уровню единства, демонстрируемому биологическим организмом. Для этого могут понадобиться радикальные социальные перемены, такие как политическое объединение всех стран и уничтожение границ и армий, объединение ресурсов планеты для решения фундаментальных проблем. Разумное преобразование общества одновременно крайне важно для мобилизации неограниченного духовного, интеллектуального потенциала людей, что в конечном счете и определяет прогресс и само существование человечества. Впрочем, и в настоящее время в каждой стране следует стремиться к такой социальной организации, при которой разум человека не репрессирован, а открыт для развития, когда сняты психологические препятствия для формирования в сознании развитийной доминанты ради улучшения и продления человеческой жизни. ■

Литература

1. Информационная перегрузка // http://shkolazhizni.nj/archivero/n-1771/.

2. Пропуск в золотой век // http://naturalwor1d.ru/article_propusk-v-zolotoy-vek.htm.

3. Cowan N. What are the differences between long-term, short-term, and working memory? // Prog. Brain Res. 2008, 169, 323-338.

4. Hayflick L. The future of ageing // Nature 2000. Vol. 408, N. 6809. P. 267-269.

5. Берсенев А.В. Клеточная трансплантология - история, современное состояние и перспективы // Клеточная трансплантология и тканевая инженерия. 2005, № 1. С. 49-56.

6. Квитко О.В. Развитийная доминанта как механизм антистарения // Альманах геронтологии и гериатрии. 2005, Вып. 4. С. 73-77.

7. Epel E., Daubenmier J., Moskowitz J., Folkman S., Blackburn E. Can meditation slow rate of cellular aging? Cognitive stress, mindfulness, and telomeres // Ann. N. Y. Acad. Sci. 2009. Vol. 1172. P. 34-53.

8. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров // Русск. физиол. журн. 1923 г. VI (1-3). С. 41-45.

9. Kvitko O. Signalling pathways and rejuvenation: risks and opportunities // Materials of the 11th Scientific Symposium of LVMH Recherche. 2011. P. 30-33.

10. Nichol D. Buddhism and psychoanalysis: a personal reflection // Am. J. Psychoanal. 2006. Vol. 66. P. 157-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.