Научная статья на тему 'Конструирование социального отношения к здоровью в позднем возрасте: ретроспективный анализ'

Конструирование социального отношения к здоровью в позднем возрасте: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТАРОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / OLD AGE / ATTITUDE TO HEALTH / HEALTH PRESERVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышкова Е. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историческими особенностями формирования социальных представлений и отношения к здоровью в позднем возрасте. Ретроспективный анализ поиска средств поддержания здоровья и продления жизни дает возможность научных знаний о социальных механизмах пролонгирования активности в старости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of social attitude to health at an old age: retrospective analysis

The article deals with problems of historical peculiarities of social attitude and ideas of health at an old age. Retrospective analysis of ways to keep health and prolong person's age makes possible to form scientific knowledge of social mechanisms of prolongation of active life period at old age.

Текст научной работы на тему «Конструирование социального отношения к здоровью в позднем возрасте: ретроспективный анализ»

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Е.В. Чернышкова

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историческими особенностями формирования социальных представлений и отношения к здоровью в позднем возрасте. Ретроспективный анализ поиска средств поддержания здоровья и продления жизни дает возможность научных знаний о социальных механизмах пролонгирования активности в старости.

Ключевые слова: здоровье, старость, отношение к здоровью, сохранение здоровья.

Культура и традиции каждого общества в ходе его исторического развития определенным образом сказываются на конструировании отношения к здоровью, являющемуся одной из фундаментальных характеристик человеческого существования. Ретроспективный анализ социального отношения к здоровью в старости, а также моделей его сохранения, дает возможность поэтапного формирования современных знаний о продлении активности в позднем возрасте.

И. Журавлева различает отношение как к индивидуальному здоровью, история которого насчитывает почти 2 тыс. лет и берет начало в медицине Древней Греции и Древнего Рима, так и к общественному здоровью [1]. Целью данной статьи является ретроспективный анализ конструирования социального отношения к индивидуальному здоровью в контексте возрастных изменений. Исследователи процесса изменения здоровья и сохранения активности в позднем возрасте отмечают, что жесткие условия существования людей эпохи мезолита и неолита не позволяли человеку перешагнуть рубеж от зрелости к старости. Анализируя процессы старения, В. Фролькис указывает, что «...раскопки древних поселений человека дают исследователю возможность изучить остатки скелетов... Первобытное общество - по существу общество без стариков» [2]. Однако существуют и другие свидетельства, согласно которым уже в среднем палеолите в некоторых обществах отчетливо обнаруживаются признаки биологически бессмысленной, но длительной и весьма эффективной заботы о сородичах, потерявших естественную жизнеспособность. Например, в Шанидаре и Ла Шапелли археологи находят останки палеоантропов, которые продолжали жить, оставаясь беспомощными калеками, в отдельных

случаях - не будучи даже способными самостоятельно питаться [3]. Результаты этих исследований, по мнению ученых, послужили отправной точкой социального интереса к процессам поддержания здоровья в старости.

Описания изменений в здоровье, которые происходят с человеком в старости, и рекомендации по продлению активной жизни можно найти уже в древнем Китае, Индии, Греции, Египте, у народов великих цивилизаций Центральной и Южной Америки. Первые целенаправленные и систематические попытки продления активной жизни сделали китайские даосы. В основе даосизма как ре-лигиозно-философской системы лежало представление о том, что человек, стареющий из-за несовершенства своей природы, может с помощью собственных усилий превратиться в совершенное, богоподобное, бессмертное существо. К достижению этого ведут спокойная и размеренная жизнь, медитация, дыхательная и сексуальная техники, низкокалорийная диета, специальные гимнастические упражнения.

В Древней Греции практически одновременно с возникновением даосизма формируется направление в философии и медицине (герокомия или герокомика), основной целью которого стал поиск путей достижения здоровой активной старости. Его сторонники считали, что можно помочь каждому человеку прожить жизнь без тяжелых болезней. Так как процесс старения объяснялся потерей внутреннего тепла и влаги, то для их сохранения рекомендовались диета, умеренные физические упражнения, массаж и водные процедуры [4]. Мировоззрение древних греков предполагало творческую активность человека, а категория умеренности была центром формирования представлений о гармоничном образе жизни в любом возрасте. В

том числе и активная старость - результат правильного образа жизни, основанного на благоразумии, умеренности и уравновешенности. Привычку к соразмерности, физической, социально-психологической и духовнонравственной активности древние греки воспитывали с самого раннего возраста, и она являлась основой системы воспитания в Древней Греции [5]. Отличительной чертой эллинской культуры является большое внимание к личной гигиене, физическим упражнениям, закаливанию. Идеи гармоничности физического и духовного начал человека высказывали Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и другие мыслители.

Страх человека перед болезнями, немощью и беспомощностью, а также стремление к сохранению здоровья и продлению жизни порождали противоречивые чувства в восприятии этого феномена. В античной философии здоровье человека понималось как равновесие жизненных сил. Платон писал, что в организме человека все подчинено закону, который определяет единство организма и среды, всеобщую гармонию. Аристотель и Гиппократ считали, что в основе возрастных изменений здоровья находятся естественные процессы потери общей жизнеспособности организма. Цицерон обратил внимание не только на физические, но и на социальные изменения, свойственные людям в процессе старения, а также указывал на изменения умственных способностей в почтенном возрасте. Способности не убывают с возрастом, а проявляются с полной силой лишь в старости, но для этого надо их «тренировать» в течение всей жизни. Часть утраченных физических сил в старости помогут восполнить упражнения, но «...при этом надо поддерживать не только тело, но и в гораздо большей степени, ум и дух; ведь и они, если в них, как в светильник, не подливать масла, гаснут от старости; тело наше, переутомленное упражнениями, становится более тяжелым, но ум от упражнений, становится более гибок» [6].

Античная культура среди многообразия мировоззренческих вопросов о человеке подчеркнула проблему сохранения здоровья и продления жизни, освещенную в трудах отца медицины Гиппократа. В I в. н. э. известный римский философ, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека утвер-

ждал, что кратковременность жизни мы не получаем, а создаем сами. Одним из основных условий долгожительства, несмотря на наследственные генетические особенности организма, является создание для человека благоприятных условий существования. Сенека рекомендует заниматься в старости разнообразной деятельностью, чередуя занятия книгами с прогулками пешком, физическими упражнениями, творчеством или осмыслением опыта [7].

В эпоху средневековья нарушения в здоровье объяснялись греховностью человека, за что он нес ответственность перед Богом. Жизнь человека имела символическое значение, являясь своего рода связующей нитью между земным и небесным, между миром и Богом. Поэтому старость, утрата здоровья и смерть рассматривались как завершающие этапы человеческой жизни, приближающие человека к суду божьему. Как отмечает А.Я. Гуревич [8], в средневековом мировоззрении идея старения в перспективе человеческой жизни усиливалась идеей заката истории. Эсхатологические мотивы и осознание приближающегося конца в индивидуальной и универсальной перспективах порождали установку в средневековом сознании жить, постоянно помня о смерти (Memento morif). Надежда на спасение и страх перед смертью задавали прямо противоположные ценностные координаты отношения к здоровью в старости, способствовали поискам практического противодействия процессу старения, которые осуществлялись, прежде всего, в сфере мистики и алхимии.

Описания средств омоложения и бессмертия отражены в рукописях средневековых алхимиков, занимавшихся поисками вещества, способного превращать в золото не только серебро, но и неблагородные металлы (свинец, ртуть и т. п.). Этому средству, названному «панацеей» или «эликсиром жизни», предписывалась могучая сила. Оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Считалось, что при употреблении в малых дозах оно должно было исцелять все болезни, омолаживать старое тело и делать жизнь более продолжительной. Другие алхимики утверждали, что минеральные, растительные и животные составные части обладают целебной силой против болезней. С

этой точки зрения курс лечения с помощью квинтэссенции самых сильных лекарств значительно омолаживает организм и является универсальным лекарством от всех болезней.

Философ эпохи Возрождения Мишель Монтень в своих трудах, наряду с размышлениями о процессе старения, отводит важное место проблемам потери здоровья в старости, выделяя три периода человеческой жизни: пора «первых побегов», затем цветов и плодов, и, наконец, увядания. Он называет старость «могущественной болезнью», которая награждает человека многими изъянами в виде болтливости, несносных и непостижимых причуд, суеверий, смехотворной жажды богатств. Чтобы продлить активность в старости, Монтень советует приобретать знания, будить мысль, загружать ум, расширять кругозор посредством чтения и размышлений, а также призывает радоваться каждому дню, дарующему жизнь. Человек независимо от возраста должен пользоваться всеми физическими и духовными наслаждениями, данными природой, - таково одно из основных положений жизнелюбивой философии Монтеня, такова сверхзадача современной геронтополитики. Бороться с физической слабостью Монтень призывает средствами духовными, поддержкой интеллекта. Освобождение от изъянов, которыми старость награждает человека, замедление процесса старения мыслитель видит в обладании большим запасом знаний. Процесс развития человека осуществляется всю его жизнь, надо учиться тому, как упорядочить жизнь, должным образом прожить, стойко перенося все жизненные невзгоды в пытливой «погоне за знаниями... нет конца: конец на том свете» [9].

Период Реформации охарактеризован деловой агрессивностью, ориентированностью на сильное и деятельное поколение. Но, как указывает М. Вебер [10], протестантская этика не отрицает тотальную заботу о стариках, а, следовательно, подтверждает необходимость поддержания здоровья в позднем возрасте.

Эпоха Нового времени ознаменована техническими достижениями, которые в значительной степени обеспечили улучшение условий жизни людей. Соответственно, увеличилась ее продолжительность, 60-летние стали активными участниками жизни своих социальных групп, однако гарантией соци-

ального статуса пожилых людей начинает выступать материальное процветание.

С середины XVIII в. начинают появляться научные разработки вопроса о продлении человеческой активности. Первые изыскания в этой области ограничивались лишь советами о применении общих гигиенических мер, включающих поддержание чистоты тела, занятия гимнастикой, ведение умеренного образа жизни. Внимание стало обращаться на физическое воспитание детей, разумную диету, воздержание от алкоголя, курения и т. п. С этого момента можно говорить о начале медикализации проблемы старости.

В работах представителей немецкой классической философии господствовали идеалистические взгляды на поддержание активности в старости. Согласно И. Канту, для этого периода человеческой жизни характерен рост духовной активности. Возраст человека делает его предопределенным к оперированию суждениями опыта, рассудка или разума. Наряду с физическим увяданием И. Кант признавал за старостью мудрость, а философствование, как и любая другая деятельность, обладает способностью омолаживать человека, приносить удовлетворение и давать силы [11].

Большой вклад в формирование научного подхода к проблеме старости и пожилым людям вообще внесли русские ученые. Выдающийся русский терапевт С.П. Боткин, интересуясь проблемой долголетия, уделял серьезное внимание изучению глубинных процессов старения организма. Он положил начало изучению естественного и преждевременного старения организма. В работах Боткина и его учеников особенно подчеркивалось влияние внешней среды на старение организма. Он полагал, что процесс старения организма может ускориться при неблагоприятных условиях, и, следовательно, у людей есть возможность продлить жизнь, устраняя внешние причины, пагубно действующие на организм человека.

И.И. Мечников большую часть своей научной деятельности посвятил исследованию проблем человеческого долголетия и считается основоположником геронтологии. Размышляя о природе старения организма, он называл старость болезнью, которую нужно лечить как всякую другую, «чтобы люди будущего... могли бы достигнуть нормального

предела жизни, значительно более продолжительного, чем теперь». В книге «Этюды оптимизма» Мечников выделил одну из основных социально-психологических причин негативного отношения к старости, с его точки зрения это осознание неизбежности смерти. Анализируя причины смерти, ученый пытается разработать естественно научные методы продления человеческой активности [12].

Исторические источники свидетельствуют, что вера в возможность человека перешагнуть далеко за пределы существующих сроков жизни существовала параллельно развитию человеческого общества. Как указывает М. Батин [4], ярчайшим примером долгожительства можно считать возраст 185 лет (основатель аббатства в Глазго Кэнгигер умер в 600 г.), 147 и 172 года (данные венгерских летописцев XVII в.), 142 года (Норвежский гражданин Дракенберг). Хотя достоверность данных сведений неоднозначна, их наличие доказывает бессознательное стремление человека к продлению жизни. В связи с этим ученые на протяжении многих веков пытались найти средства продления жизни. В средние века омолаживающий эффект приписывали процедуре переливания крови, но отсутствие достаточных знаний о совместимости групп крови не давало положительного результата, а в большинстве случаев эксперименты имели летальный исход.

В конце XVIII в. английский философ и писатель Уильям Годвин и французский философ, писатель и политик Жан Антуан Кон-дорсе выявили взаимосвязь продления жизни с социальным прогрессом. С их точки зрения в совершенном обществе наука познает законы материи, следствием которых является старение, и может управлять ими, поддерживая человека в состоянии вечной молодости.

С точки зрения К. Маркса важную роль в отношении к здоровью, продлении человеческой активности и позитивном отношении к старости во все времена играла трудовая деятельность. Так как человек в процессе труда не только воздействует с помощью своих рук, ног, головы и пальцев на внешнюю природу и тем самым изменяет ее, но в то же время он «...изменяет свою собственную природу» [13].

Вторая половина XIX в. считается началом биомедикализации процесса старения,

делая его объектом исследований в медицине. Биологические и физиологические причины утраты здоровья, а также самого процесса старения превалируют над психологическими и социальными. Таким образом, разрешение этих проблем виделось исключительно с помощью медицинских технологий.

В конце XIX в. известный французский физиолог Шарль Броун-Секар выдвинул теорию об омолаживающем действии вытяжек из половых желез. А в первой половине XX в. швейцарский врач Поль Ниханс использовал клеточную терапию для омоложения людей [4]. Однако позитивные результаты таких попыток омоложения производили кратковременный эффект.

До XVIII в. была распространена точка зрения, что достижение хорошего физического состояния полностью зависело от самого человека, его возраста, пола, принадлежности к определенному социальному слою, т. к. немногие могли позволить себе роскошь здоровой и организованной жизни, а врач не рассматривался ключевой фигурой контроля за образом жизни.

Французская революция, как отмечает Д. Фишер [14], изменила отношение к роли государства и личности, смещая акцент с индивидуальной ответственности на деятельность государства, направленную на достижение общественного благосостояния. Несмотря на провозглашенную идею равенства (в том числе и равенства поколений), существовавшая система межпоколенного взаимодействия была элиминирована. Это способствовало увеличению враждебности по отношению к старикам как к социальной группе, минимально влияющей на рост общественного благосостояния. По утверждению Д. Фишера, к 1820 г. антипатия по отношению к старым, их потребностям и способностям становилась все более очевидной.

Развивающемуся капитализму нужна была здоровая рабочая сила и постоянный активный прирост населения. Таким образом, позитивным результатом социально-политических изменений этого исторического периода считается рассмотрение вопросов здоровья населения в государственных программных документах. Хотя проблема здоровья населения изучалась прогрессивными мыслителями и врачами еще в эпоху Возрождения, значимость здоровья как социально-

го явления не поднималась до государственных масштабов, как это произошло в XIX в., когда в Англии был создан законодательный устав «Охрана народного здоровья» [15].

Значительную роль в изменении восприятия здоровья в старости сыграло распространение нового научного взгляда на человеческое тело. Под влиянием философии Декарта распространившийся в это время механицизм подчеркивал необходимость эмпирического наблюдения и выявления причин обусловленности наблюдаемых явлений. Основа этой теории - уподобление мира машине, работа которой связана с последовательностью движения инертных тел, безразличных к существованию разумных существ.

Механистический взгляд на природу привел к возникновению в биологии идеи органического механицизма. Живой организм рассматривался как машина, которая может быть разобрана и собрана снова, при условии, что его структура и функции изучены полностью. В медицине данное представление привело к формированию убежденности в том, что понимание процессов болезни и реакций организма на них позволит управлять ими посредством физических (например, хирургических), химических или электрических методов.

Для медицинских исследований начала XIX в. характерна основная установка на поиск причин болезней и объективное исследование физического тела. В частности, «положения анатомии и физиологии подавались таким образом, чтобы продемонстрировать власть эмпирических методов исследования и механического объяснения, часто противореча нормам, установленным со времен Аристотеля и Галена» [16]. Механистический редукционизм привел к упрощению и сужению представлений о причинах и причинных связях болезней, фокусируя внимание на «ремонте» отдельных частей тела, а не на организме в целом и окружающей его среде.

Таким образом, механистическая модель изучения изменений здоровья в позднем возрасте с точки зрения стареющего тела, используемая врачами, точно соответствовала быстро развивающемуся индустриальному обществу. Результаты многочисленных медицинских исследований, в том числе вскрытия трупов пожилых людей, изменили существовавший долгое время подход к здоровью

в старости. Большая часть врачей сосредоточилась на борьбе с «болезнью» старости и ее последствий.

Как указывает М. Елютина [17], взаимосвязанные между собой понятия «старость» и «болезнь» не являются тождественными. Эти понятия фиксируют формы функциональных нарушений организма, но возрастные изменения не всегда являются болезнью или ее симптомами, не обязательно повышают вероятность смертности.

Несмотря на поливариантность исследования феномена здоровья в разных науках, системный анализ истории конструирования социального отношения к здоровью в старости, представленный в данной статье, позволяет сделать некоторые общие выводы.

В древних цивилизациях возникновение интереса к поддержанию здоровья в позднем возрасте было обусловлено жесткими условиями существования людей, а механизмы продления жизни и активности включали размеренную гармоничную жизнь, медитацию, соблюдение диеты и умеренные физические нагрузки, соблюдение личной гигиены.

Уже древние философы отмечали не только физические, но и социальные изменения в пожилом возрасте, обнаружив взаимосвязь возникновения болезней с генетическими факторами и образом жизни человека. Вопрос омоложения и поиска средств, исцеляющих болезни, рассматривался философами и врачами в эпоху средневековья, однако первые научные разработки продления активности датируются серединой XVIII в. Центральное место в идее поддержания и сохранения здоровья занимают ставшие уже традиционными методы, но значительное внимание уделялось физическому воспитанию детей.

Русские ученые внесли большой вклад в формирование научных подходов к сохранению здоровья и обнаружили взаимосвязь внешней среды и психологических факторов со здоровьем человека. Биомедикализация вопросов здоровья пожилых людей видела решение проблем старения и утраты здоровья исключительно в медицинских технологиях, признавая значительную роль врача в контроле за образом жизни.

Индустриализация общества инициировала смещение акцента с индивидуальной ответственности за здоровье на роль госу-

дарства в поддержании здоровья, т. к. увеличилась социальная необходимость в здоровой рабочей силе. В то время как развитие знаний о старости в рамках медицинского дискурса формировало представление о старости как о болезни, а механистическая модель изучения проблем здоровья в позднем возрасте утверждала власть исключительно медицинских технологий в решении этого вопроса.

Ретроспективный анализ социального отношения к здоровью доказал, что вопросы продолжительности и продления жизни включали комплекс средств поддержания физического и духовного здоровья, актуальных и по сей день. Таким образом, обращение к истории помогает в формировании научных знаний о социальных механизмах пролонгирования активности представителей старшей возрастной группы.

1. Отношение населения к здоровью / отв. ред. И.В. Журавлева. М., 1993.

2. Фролъкис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Д, 1998.

3. Назаретян А.П. Архетип восставшего покойника как фактор социальной самоорганизации //Вопр. философии. 2002. № 11. С. 73-84.

4. Батин М. Лекарства от старости. Кострома, 2007.

5. Марру А.И. История воспитания в Античности (Греция). М., 1998.

6. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / пер. с лат. М., 1993.

7. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 2000.

8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

9. Монтенъ М. Опыты. Избр. произв.: в 3 т. /

пер. с фр. М., 1992. Т. 3.

10. Вебер М. Протестантская этика и дух капита-

лизма//Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

11. Бессудное А., Черноморский П. Старость на все времена (Заметки молодых наблюдателей). Режим доступа: http://www.pchela.ru. Загл. с экрана.

12. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1964.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

14. Fischer D.H. Growing Old in America. N. Y., 1977.

15. Лисицын Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека-социальная ценность. М., 1988.

16. Osherson S., Singham L.A. The Machine Metaphor in Medicine // Social Contexts of Health, Illness and Patient Care. Cambridge, 1981. P. 223-240.

17. Елютина М.Э. Традиции и инновации в методологии исследования старости // Интегрированная старость: практики социального участия / под ред. М.Э. Елютиной. Саратов, 2007. С. 20-30.

Поступила в редакцию 31.03.2008 г.

Chernyshkova E.V. Construction of social attitude to health at an old age: retrospective analysis. The article deals with problems of historical peculiarities of social attitude and ideas of health at an old age. Retrospective analysis of ways to keep health and prolong person’s age makes possible to form scientific knowledge of social mechanisms of prolongation of active life period at old age.

Key words: health, old age, attitude to health, health preservation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.