Научная статья на тему 'Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе'

Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1327
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН «ЗДОРОВЬЕ» / БОЛЕЗНЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / THE PHENOMENON OF "HEALTH" / A DISEASE / A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папченко Е. В., Петухова М. И.

Посвящена философскому осмыслению проблемы здоровья в историческом и современном контекстах развития знания, рассмотрению вопросов сохранения и поддержания здоровья как одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. Представлен сравнительный анализ обоснования здоровья в различных эволюционноисторических, культурных и философских интерпретациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL UNDERSTANDING OF THE HEALTH PROBLEMS IN THE PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE

The article is devoted to the philosophical understanding of health issues in historical and contemporary contexts of knowledge, consideration of the conservation and maintenance of health as a fundamental value of human life. This paper presents a comparative analysis of the study of health in a variety of evolutionary and historical, cultural and philosophical interpretations.

Текст научной работы на тему «Теоретическое осмысление проблемы здоровья в философской и психолого-педагогической литературе»

Key words: professional competence of a bachelor in “Pedagogical Education”, the types and structure of professional competences, competent model of professional readiness of a bachelor, developing teaching of younger children, foreign language.

Obraztsov Pavel Ivanovich, the doctor of pedagogical sciences, professor, dean, head lecturer, kind a orel.ru, Russia, Orel, Orel State University.

Smagina Tatiana Ivanovna, head teacher, smagina.tat a.mail.ru, Russia, Orel, Orel State University

УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ В

ФИЛОСОФСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ

Е.В. Папченко, М.И. Петухова

Посвящена философскому осмыслению проблемы здоровья в историческом и современном контекстах развития знания, рассмотрению вопросов сохранения и поддержания здоровья как одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. Представлен сравнительный анализ обоснования здоровья в различных эволюционноисторических, культурных и философских интерпретациях.

Ключевые слова: феномен «здоровье», болезнь, здоровый образ жизни.

Во все времена одними из самых главных человеческих благ считались здоровье и долголетие, во все века всегда и везде человек стремился сохранить здоровье. Здоровье является одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни. Проблема сохранения и поддержания здоровья уходит своими корнями в глубинные пласты философских, культурных, религиозных традиций, и ее решение

значительно разнится в зависимости от различий всех названных оснований.

Анализ философской, научной, специальной литературы

показывает, что вопросы осмысления феномена здоровья и его сохранения всегда находились в центре внимания всех философских, научных, религиозных и эзотерических школ, в поле научных интересов

выдающихся ученых и мыслителей всех времен и народов, таких, как Сократ, Аристотель, Платон, Пифагор, Гален, Протагор, Конфуций, Я.А.Коменский, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс, Д.Юм, С.Ганеман, П.Флоренский, М.Я.Мудров (1776-1831), Б.Вышеславцев П.Ф.Каптерев,

В.М.Бехтерев и др.

В зависимости от основных мировоззренческих принципов, выраженных в развитии историко-философского знания, понимание здоровья и пути его достижения в разных культурах и в разные исторические периоды весьма разнятся, однако общими являются

представления о том, что здоровье человека напрямую связано с его образом жизни и его собственным отношением к своему здоровью.

Наука, призванная заботиться о здоровье человека, возникла в далекой древности и примечательно, что называлась она искусством врачевания, а древние врачеватели были прежде всего философами и музыкантами.

Известно, что впервые целенаправленные исследования в области здоровья стали проводиться в Древнем Египте. До наших дней дошел обширный архив научных трудов: истории болезней пациентов, рецепты и предписания, анатомические и врачебные справочники и трактаты. В египетских храмах находились грандиозные архивы и библиотеки, где хранились тысячи папирусов, в том числе и медицинского содержания.

После завоевания Александром Македонским Египта греки приобщились к знаниям египтян в области медицины и многое позаимствовали у древнеегипетских врачевателей.

Как известно, врачебное искусство Античности достигло своей вершины в деятельности древнегреческого врача Гиппократа, которого справедливо называют отцом медицины. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в «Гиппократовом сборнике», который является энциклопедией древнегреческой медицины. Выдающиеся философы и врачи Античности Пифагор Самосский, Демокрит, Платон, Г иппократ, Аристотель рассматривали организм человека в тесной связи с окружающей природой и образом жизни, разрабатывая принцип наблюдения и лечения у

постели больного.

Лечение больного в Г реции обеспечивалось сочетанием правильного режима, тишины, питания. Значительную роль играл психологический настрой: подготавливали больного постом, молитвами, музыкой, жертвоприношениями, воскурениями. Особое внимание в древнегреческой культуре уделялось физическим упражнениям, закаливанию и личной гигиене. Культ здоровья и красоты тела древнегреческие скульпторы отразили в своих многочисленных произведениях.

Под влиянием передовых философских учений врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и тому подобное. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний, которые нашли свое продолжение и развитие в научных трудах и практической деятельности выдающихся ученых современности, таких, как

Н.И.Пирогов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и др.

В русле нашего исследования особый интерес представляет тот факт, что в Древней Греции было несколько медицинских школ, и в каждой из них преобладали собственные методы диагностики и лечения, а главное - собственная философия; другими словами, без философского осмысления проблемы здоровья - болезнь лечение больного не осуществлялось.

Важность духовной составляющей здоровья была аксиомой уже для авторов античной древности. Еще античные философы пришли к выводу, что нравственное здоровье человека, его убежденность в праведности своего поведения, в справедливости своих поступков, подкрепленная уважением сограждан, является необходимым условием не только счастливой, но и здоровой жизни. И наоборот, неправедность жизни (например, тирана) обрекает человека на муки совести, которые разрушают его здоровье и, в конце концов, влекут к гибели.

Так, например, Платон придавал духовным факторам решающее значение и связывал состояние здоровья не с действием лекарств, а с правильной, духовной жизнью и работой человека, направленной на самого себя. Объясняя природу болезней и способ их исцеления, в “Тимее” Платон пишет, что первое и самое важное целительное средство — жить сообразно с божественным исцеляющим разумом и сообразно природе поддерживать равновесие между внутренними и внешними движениями. Также Платон видел в нарушении гармонии между добродетелями — нравственными и физическими — источник всех бед, в том числе болезней душевных и телесных.

Рассматривая культуру Древнего Израиля, можно заметить, что изложенные в Библии принципы здоровья Древнего Израиля опережают уровень знаний самой цивилизованной в Древнем мире страны — Египта и соответствуют представлениям современной медицинской науки. Интересно также, что в книге «Исход» излагаются не только законы здоровья, переданные Богом через Моисея, но и последствия нарушения этих законов: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх, 15:26). Принципы здоровья, данные Богом пророку Моисею, детально описаны, и в них прослеживается взаимосвязь между послушанием воле Бога и здоровьем человека.

Таким образом, как и у древних греков в культуре Древнего Израиля прослеживается взаимообусловленность здоровья и образа жизни, взаимосвязь между здоровьем физическим и духовным.

Если далее обратиться к Новому Завету, то вновь можно проследить идею ценности здоровья, увидеть, что ответственное отношение к своему здоровью — религиозная обязанность человека, долг перед самим

Творцом. Так, в Новом Завете апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Если говорить о философских основах медицины Древнего Рима, то следует отметить, что развитие философских и различных научных представлений в Древнем Риме проходило под влиянием Древней Греции и многие виднейшие римские врачи: Асклепиад, Гален, Цельс и др. - были учениками греческих школ и продолжали их традиции. Гален (II в. н. э.) был крупнейшим римским врачом, который кроме практической врачебной деятельности занимался философией, анатомией и физиологией и в своих медицинских взглядах во многом следовал учению Аристотеля о всеобщей связи всего совершающегося в природе, о неразрывной связи человека с внешней средой.

Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма -философа и поэта Тита Лукреция Кара в поэме "О природе вещей”. В популярной форме автор говорит о сложном строении живых организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Также он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы.

Интересные сведения о тибетской медицине предоставляет один из главнейших источников — труд Джу-Джи (в переводе означает четыре доклада), который был переведен с санскрита в IX в. В Древнем Тибете в задачи врача входило умение больного «видеть, слышать и исследовать». Кроме того, объектом внимания врача был не только больной, но и окружающая его природа, а также его жизнь во всех ее проявлениях.

В тибетской медицинской литературе много внимания уделялось одному из важнейших факторов здоровья — образу жизни. В древних тибетских лечебниках дается много советов для поддержания здоровья. Так, в частности, отмечается, что самый полезный сон бывает ночью, когда он протекает в спокойствии; желудку лучше голодать, чем быть наполненным до отказа; не следует садиться на землю, предварительно не осмотрев ее во избежание укусов змей, ядовитых пауков, клещей. И, что чрезвычайно важно — чтобы прожить весь век в здоровье, следует отбросить вредные привычки, порочное поведение, так как они старят тело, притупляют чувства.

Рассматривая проблему здоровья в культуре Древней Азии, следует обратить внимание на следующее. Первые медицинские документы, найденные на территории Двуречья, свидетельствуют о том, что к середине II тысячелетия в Месопотамии сложились две формы медицинской деятельности, представленные врачевателями-эмпириками

асу и заклинателями ашипу. Различные методы лечения гармонично сосуществовали более 12 веков.

Причину недуга представители обеих данных групп видели в неправильном образе жизни, но, если врачеватели-асу акцентировали внимание на внешних, физических факторах, то, по мнению ашипу, причина болезни возникает прежде всего на духовном плане: человек заболевал, вследствие нарушения социальных предписаний; например, прервав пост, коснувшись замужней женщины или жрицы и т.д. В число факторов нездоровья входило также безделье.

В Древней Руси сложилась своя система медицинских представлений, свое искусство врачевания, получившее название «Славянская Здрава». Считается, что «славянская здрава» это комплекс упражнений (гимнастик), который позволял русским воинам самосовершенствоваться и лечить себя. Славянская гимнастика была направлена не только на укрепление тела, но и на конечное самосовершенствование личности.

Примечательно, что Русская Здрава основывается на правильном -Природном и Родовом - мировоззрении, а не на своде каких-либо писаных правил. Естественный, Природный Путь основывается прежде всего на Ладе в Сердце, а уж затем на заповедях предков и установленных Родовым Исконом положениях. Речено: «Ходи стезёй Прави - и пребудешь в Здраве».

В древних культурах, основанных на центральном мировоззренческом принципе — космоцентризме, человек мыслился как единица космической жизни, дух не отделялся принципиально от материи. В этих условиях здоровье мыслилось как состояние гармонии с окружающим природным и космическим миром, болезнь — как нарушение этой гармонии, а пути излечения от болезней и восстановление здоровья — как восстановление изначального нарушенного единства.

Средневековое христианское мировоззрение строится на совершенно иных философских принципах, его основа — теоцентризм. В соответствии с новым мировоззренческим принципом совершенно иначе рассматривается понятие здоровья и пути его достижения, соотношение души и тела. Трансцендентный дух рассматривается как источник совершенства и здоровья во всех аспектах, а вера заменяет собой все психофизические методики достижения истины и здоровья.

Ренессанс, обращаясь к идеалам Античности, стал рассматривать человеческую жизнь как самозначащую ценность — независимо от загробного воздаяния, признав правомерность всех земных радостей. Гуманисты эпохи Возрождения (Петрарка, Бруно, Монтень, Эразм и др.) возродили идею древних мыслителей (Протагор, Демокрит, Эпикур, Лукреций и др.) о том, что человек с помощью наук и “искусств” способен

достичь благополучия и счастья на земле, физического и духовного здоровья.

Ф.Бэкон (1561-1626), основоположник философии Нового Времени, один из наиболее видных мыслителей позднего английского Ренессанса, систематизировал все знания своего времени в обобщающем труде “О достоинстве и приумножении наук”. Здесь наукам о здоровье человека он отвел одно из важнейших мест. Согласно Бэкону, цель наук не может быть иной, чем “наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами”, а здоровье — это одно из основных благ, которым человек обладает от рождения. Бэкон обращает внимание на связь христианских заповедей с учениями античных моралистов (Сократ, Платон, Аристотель и др.) о добродетели. Бэкон также считал необходимым поддерживать гармонию между благом души и благом тела, а для поддержания этой гармонии — особенно важно следовать христианской заповеди “возлюби ближнего, как самого себя”. Игнорирование этого требования, согласно Бэкону, ведет к нежелательным последствиям как для характера человека, так и для его здоровья.

Таким образом, Бэкон впервые ставит вопрос зависимости здоровья человека от его нравственного воспитания, рассматривая проблему здоровья как психолого-педагогическую.

Обобщая вопрос “О поддержании здоровья” (в “Опытах”), Бэкон подчеркивает значение душевной радости как основного фактора укрепления здоровья: один из лучших рецептов долгой жизни —

пребывать “в свободном и жизнерадостном расположении духа”. Ради собственного здоровья следует держать под контролем свои страсти: “...избегай зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа”. “Питай надежды: испытывай, скорее, спокойное веселье, чем буйную радость... переживай удивление и восхищение от знакомства с новшествами; занимайся блестящими и прославленными предметами, как история, предания и размышления о природе”.

Когда психология стала уделом профессионалов и проблемы психологии стали изучаться на основе систематических клинических наблюдений и экспериментов (В.Вундт, И.Павлов, З.Фрейд и др.), перед психологией встала перспективная задача, по мысли Бэкона, в целях заботы о здоровье человека, всесторонне изучать взаимодействие между душой и телом, учитывая не только то, каким образом физическое состояние организма воздействует на душу, но и то, “каким образом страсти и восприятия души изменяют тело и влияют на него”.

В XVIII веке многие русские ученые начинают выдвигать и рассматривать как насущные задачи - предупреждение болезней и гармоничное развитие подрастающего поколения. Так, в 1764 г. академик А. П. Протасов на торжественном заседании Российской академии наук выступил с двумя весьма смелыми глубоко научными докладами «О

необходимости движения для сохранения здоровья» и «О физическом воспитании детей». Подобных докладов на высоком научном уровне отечественная история до этого не знала.

А. П. Протасов, М. Я. Мудров, С.Г.Зыбелин говорят о прямой зависимости здоровья человека от образа жизни. Глава русской терапевтической школы М. Я. Мудров писал: «Для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения нормальных болезней нет ничего лучше упражнений телесных или движений», лучшим лекарством он считал «избранную диету, полезное питье, чистый воздух, движения». Бездеятельным и богатым пациентам М. Я. Мудров рекомендовал: «Первый рецепт для здоровья роду человеческому в поте лица снести хлеб свой».

Вслед за Бэконом как одно из условий здоровья человека многие из русский ученых и мыслителей, отмечают должное воспитание и прежде всего - воспитание в вере.

Русский философ Б.Вышеславцев писал, что “вера в Бога необходима, так как только она, как абсолютная, может дать направляющую деятельность. А иначе непременно будут разболтанность, душевные заболевания — в расстройстве функций”. П.А.Флоренский отмечал, что «духовное здоровье — в духовном равновесии. Должна быть внутренняя координировка, чтобы отдельные элементы не болтались, чтобы все было соотносительно». Отечественный психиатр Д.Е.Мелехов (1889-1979) подчеркивал, что “религиозная установка сознания требует трезвенности, бодрствования, пламенности и света духовного и отстранения всякой субъективной “прелести” и всяких субъективных измышлений”. “Поэтому истинная религиозная жизнь противоположна всякому неврозу и психозу и святые суть самые здоровые люди”.

Сегодня проблема здоровья выходит на одно из центральных мест в повестке дня современного человечества. Проблема здоровья является междисциплинарной и занимает значительное место в работах отечественных и зарубежных исследователей.

Следует отметить, что употребление понятия “здоровье” в научном языке не всегда является однозначным, так как используется в самых разных научных дисциплинах, причем в каждом конкретном случае с его помощью решаются специфические задачи, так что это ведет не столько к унификации его понимания, сколько к расширению спектра его значений. Таким образом, содержание категории «здоровье» задается различными дисциплинарными и смысловыми перспективами.

Учеными различных областей знания предпринимаются попытки проанализировать проблему здоровья в контексте различных традиций и дисциплин. При этом следует обратить внимание на то, что разнятся не только трактовки понимания здоровья в разных исторических и

современных подходах, но и точки зрения на обозначенную проблему у авторов научных исследований.

По нашему мнению, широкий спектр различных взглядов и представлений о проблеме здоровья помогает понять насколько глобальной и всеобъемлющей является данная категория, какое великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков заключено в ней; категория, которая не может быть полностью охвачена никакой из существующих областей знания.

Сегодня здоровье рассматривается исследователями как философская, социально-психологическая и гуманитарная проблема; проблема познания, самопознания и самоорганизации. Особое внимание уделяется обоснованию необходимости построения общей теории здоровья.

Глубокий анализ особенностей формирования мировоззренческих подходов к феномену здоровья в различных типах культур (античной, средневековой и Нового Времени) представлен в исследованиях

С.А.Нижникова, Ю.П.Михаленко и др. Значительное место в данных работах отводится анализу проблемы здоровья в западной и восточной культурах.

Общая характеристика здоровья, проблем его сохранения и укрепления, факторов риска его нарушений, основанных на изучении публикаций, имеющих общетеоретическое и методологическое значение, представлена в работах таких исследователей, как П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, И.И. Брехман, А.А. Дубровский, В.М. Заенчик, Э.М. Казин, Г.А. Кураев, А.Е. Личко, Ф.Ф. Харисов, А.В. Яблоков и др.

Анализу феномена здоровья с позиций аксиологии и праксиологии посвящены труды Е.С.Демиденко, Ю.В.Хен, И.А.Бесковой, Т.Б.Любимовой.

В исследованиях А.Д. Ботулу, О. С. Васильевой, О.И. Даниленко, Ю.А. Лукина, С.И. Троицкой, Ф. Р. Филатова, Е.В. Шестун и др. убедительно показано существование социокультурных эталонов здоровья в их культурно-историческом контексте, которые как концептуальные схемы описания жизнедеятельности человека возникли в условиях конкретных социальных практик. По мнению В.Науменко, в целом эти исследования позволяют осмыслить сущность здоровья как универсального феномена человеческой культуры, отражающего ценностные основания определенной социокультурной общности людей.

В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, Л.С. Нагавкина, А. Г. Щедрина и др. в своих работах отмечают ограниченность существующих определений социокультурного феномена «здоровье». Основной недостаток большинства подходов к определению, в частности, понятия «здоровый образ жизни» заключается в их односторонности, и по существу они сводятся только к гигиенической программе существования человека.

Термин «здоровье» как целостная характеристика состояния человека, по мнению исследователей, должен не только включать в себя совокупность характеристик и признаков индивидуального психосоматического здоровья индивида, но и интегрировать социально-культурные характеристики, делающие его жизненно необходимой частью того социального организма, каким является общество. Исследователи полагают, что ограниченность медико-биологических представлений о здоровом образе жизни, условиях его формирования и развития можно избежать, если в анализ понятия «здоровье» включить социальнофилософский аспект.

Анализируя с этой точки зрения знаменитое ВОЗовское определение здоровья как “состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или физических дефектов”, Д. фон Энгельгардт справедливо замечает: “Это определение, взятое в общем виде, ограничено, поскольку оно резко противопоставляет здоровье и болезнь и преувеличенно оценивает здоровье. Существуют разумные основания считать, что здоровье может рассматриваться и как способность переносить травмы, физические недостатки и приближение смерти и успешно интегрировать все это в свою жизнь”.

По мнению Д.И.Дубровского, здоровье и болезнь — это проблемы самопознания и самоорганизации. Исследователь отмечает, что уже начальная стадия информационного общества создала небывалые ресурсы самопознания и самопреобразования человечества, связанные с производством, переработкой и использованием информации и это обязывает во многом по-новому осмыслить столь значимые для каждого из нас вопросы здоровья и болезни.

Таким образом, можно сделать вывод, что только медицинское знание не позволяет объяснить феномены и механизмы, связанные с практикой здорового поведения, адаптацией к стрессу, изменениями проблемного поведения и адаптацией к болезни. Не только люди, страдающие хроническими заболеваниями, вырабатывают различного рода представления о причинах своего заболевания, но и здоровые люди строят модели, объясняющие этиологию болезни, нормы поведения в связи со здоровьем и болезнью, а также по отношению к самим больным.

Одной из важных задач, требующих социально-психологического анализа, является не только излечение от болезни, но и ее профилактика, т.е. ключевыми становятся программы в области здоровья, позволяющие усвоить ценность, знания, навыки здорового образа жизни.

Список литературы

1. Григорьева Н.И. Парадоксы платоновского «Тимея». Диалог и гимн // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

2. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.: Детство-Пресс, 2006.

3. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М., 1975.

4. Розин В.М. Здоровье как философская и социальнопсихологическая проблема // Философия здоровья. М.: ИФ РАН , 2001.

5. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1./авт.-сост. А.В. Лебедев. М.: Наука, 1989.

6. Юдин Б.Г. Здоровье человека как проблема гуманитарного знания // Философия здоровья. М.: ИФ РАН, 2001.

Папченко Е.В., д-р филос. наук, проф., уатЬепко-73@va.ndex.ги, Россия, Таганрог, Южный Федеральный университет, технологический институт.

Петухова М.И., канд. пед. наук, доц., тагхо1е\Чи1а'а,\andex.ги, Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого

THEORETICAL UNDERSTANDING OF THE HEALTH PROBLEMS IN THE PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL LITERATURE

E.V.Papchenko, M.I.Petuhova

The article is devoted to the philosophical understanding of health issues in historical and contemporary contexts of knowledge, consideration of the conservation and maintenance of health as a fundamental value of human life. This paper presents a comparative analysis of the study of health in a variety of evolutionary and historical, cultural and philosophical interpretations.

Key words: the phenomenon of "health", a disease, a healthy lifestyle.

Papchenko E.V., PhD, Professor, papshenko-73@yandex.ru, Russia, Taganrog, Southern Federal University, Institute of Technology.

Petuhova M.I., Ph.D., docent of chair of practical psychology and pedagogy, margolev-tula@yandex.ru, Russia, Tula, Tomsk State Pedagogical University named. Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.