Научная статья на тему 'Сознание человека в свете исследовательской программы эволюционизма'

Сознание человека в свете исследовательской программы эволюционизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / RESEARCH PROGRAM / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иллензеер Д.Н.

В статье проводится анализ методологических подходов к изучению сознания. Показано, что наиболее адекватной концепцией для анализа современной психологической науки является концепция исследовательских программ, позволяющая объединять различные парадигмы психологии в единый методологический каркас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human’s creation in the light of research program of evolutionism

This paper provides an analysis of methodological approaches to mind’s investigation. It is shown that the most adequate concept for the modern psychological science analysis is the concept of research program which allow unification of different paradigms of psychology in the one methodological framework.

Текст научной работы на тему «Сознание человека в свете исследовательской программы эволюционизма»

дискуссия

журнал научных публикаций

Д. Н. Иллензеер, ассистент,

кафедра культурологии и политологии,

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет,

г. Белгород, Россия,

illenzeer@bsu.edu.ru

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА

Тема сознания волновала учёных во все времена, поскольку конечная цель исследования и изучения мира — осмысление человека как органической части бытия и создание для него комфортных условий проживания.

Очевидно, что решение данной задачи невозможно без понимания природы человеческого сознания. Однако парадокс заключается в том, что, познавая различные фрагменты окружающего мира, человек в наименьшей степени изучил самого себя, своё сознание, и до сих пор не находит ответа на многие вопросы. Сократовское «Познай самого себя» по-прежнему остается актуальной рекомендацией, которой следуют ученые до настоящего момента. Так, например, более полувека проблема «сознание и мозг» остается в центре внимания аналитической философии, порождая постоянные дискуссии, все новые «мысленные эксперименты» и обилие публикаций в научных журналах.

Следует отметить, что изучение сознания человека всегда велось различными науками, каждая из которых более детально обращала внимание на отдельные его аспекты, поскольку проблема «сознание и мозг» имеет явно вы- =

раженный междисциплинарный характер. XIX век ознаменовался оформлением в науку психологии, которая стала претендовать на монопольное изучение сознания. Тесные

Сегодня не существует отдельной науки, которая занималась бы конкретно сознанием во всех аспектах его проявления в окружающей действительности.

связи «молодой» науки с философией, впрочем, были очевидны не только философам. Один из тех, кто стоял у истока советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой»1.

Развитие советской психологической науки (как и философии) было связано с господствовавшей долгие годы материалистической концепцией сознания, объяснявшей природу сознания через теорию отражения, но, как оказалось, однозначно идентифицировать процессы, происходящие в мозге человека, с психическими реакциями и процессами таким образом не удается. Во второй половине 20 века данную проблему стали пытаться решить различные естественнонаучные теории и философские концепции, в которых сознание описывалось как некое физическое поле. Определенный итог этих исследований — порождение весьма сомни-

№ 10 (40) НОЯБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

тельной и во многом полемическом энергоинформационной концепции сознания, которую в настоящее время некоторые ученые пытаются обосновать с точки зрения современных физических = теорий. Однако ни одна из этих теорий не находит экспериментального подтверждения и не может рассматриваться как научная, в связи с чем проблема объективного описания сознания

остается открытой и тре- -

бует дальнейших разработок и уточнений.

В настоящее время методологические сложности изучения сознания, в первую очередь, заключаются в том, что оно «исследуется различными научными дисциплинами, понятие сознания входит в состав важнейших религиозных и политических уче-ний»2. Такой широкий спектр не позволяет выработать единую методологию в понимании одного и того же феномена различными науками и другими компонентами духовной культуры. Причем каждый компонент духовной культуры, каждая наука рассматривает отдельные аспекты сознания, которые наиболее приближены к её методам и предмету исследования. Вместе с тем целостное представление о сознании отсутствует. Сегодня не существует отдельной науки, которая занималась бы конкретно сознанием во всех аспектах его проявления в окружающей действительности.

Наука имеет дело с конкретными эмпирическими фактами. Однако достаточно часто мы не можем наблюдать тот или иной процесс непосредственно, тогда приходится прибегать к косвенным -

экспериментам и объяснять изучаемый феномен через его воздействие на окружающее. «Применительно к психологическому познанию мы прежде всего сталкиваемся с усилиями объяснить, каково место психических (душевных) явлений в материальном мире, как они соотносятся с процессами в организме, каким образом посредством них приобретается знание об окружающих вещах,

Философия сознания, не ограниченная рамками строгих частнонаучных методологий, находится в более выгодном положении, поскольку в ее контексте сознание можно рассматривать наиболее широко.

В процессе построения какой-либо новой теории ученый всегда сталкивается с недоказуемыми гипотезами, предположениями, которые на начальной стадии явно не соответствуют критериям научности.

от чего зависит позиция человека среди других людей и т.д.»3. Эти основные вопросы показывают, что сознание человека как предмет научного изучения проявляется многопла-ново, и его можно опосредованно изучать через различные проявления и взаимодействия с окружающим миром.

В результате получается следующая методологическая ситуация. Мы имеем множество - различных моделей, описывающих один и тот же предмет, но построить из него целостную картину не можем. По сути, сегодня эта проблема остаётся нерешенной, поскольку нет, так сказать, «красной линии», с помощью которой возможно было бы изучать сознание во всех формах его проявления с единых методологических позиций. Естественно, сознание связывается с личностью, но и в исследовании личности единая парадигма также отсутствует.

При этом работает принцип дополнительности, высказанный Н. Бором в рамках квантовой механики, но уже нашедший применение как общеметодологический, в том числе и в гуманитарных науках. Его суть применительно к рассматриваемой проблеме заключается в том, что анализируются самые разнообразные проявления сознания, и на основании подобного рассмотрения и синтеза всех полученных данных в единой целое строится модель сознания человека. Исследование сознания, — отмечает Ж.К. Кениспаев, — требует междисциплинарного подхода, привлечения методологий практически всех известных наук о человеке. Философский подход позволяет рассмотреть эту задачу в адекватной для общественного сознания форме, представить в качестве мировоззренческой установки человека.

Действительно, именно философия способна охватить столь многообразный объект наиболее глубоко. В этом отношении философия сознания, не ограниченная рам-

дискуссия

журнал научных публикаций

ками строгих частнонаучных методологий, находится в более выгодном положении, поскольку в ее контексте сознание можно рассматривать наиболее широко. Но это оборачивается другой отрицательной стороной: философские концепции не всегда находят конкретное воплощение на уровне частных наук, что не позволяет строить модели сознания, доступные математической обработке, снижает их предсказательную силу и не дает возможности ввести в ранг строгих научных теорий.

Таким образом, необходимо найти «золотую середину», которая позволила бы, с одной стороны, сохранить научность, но с другой, несколько смягчить критерии научности, чтобы новые подходы не отбрасывались сразу, а анализировались и уточнялись. Данное требование возможно осуществить, используя научно-исследовательскую программу (НИП) эволюционизма, разработанную в монографии В. Е. Пенькова4. Она дает возможность в едином методологическом ключе рассмотреть самые различные подходы современной психологии.

На этапе становления новых теорий такая ситуация вполне приемлема, и методология НИП дает возможность более лояльно относиться к тем гипотезам, которые без понятия научно-исследовательской программы, не выдерживали бы критериев научности и никогда не переходили в ранг научных теорий. «В процессе построения какой-либо новой теории ученый всегда сталкивается с недоказуемыми гипотезами, предположениями, которые на начальной стадии явно не соответствуют критериям научности»5, — отмечает В. Е. Пеньков. Исследовательская программа в таком случае дает возможность более полно понять силу и преимущества той или иной теории. Кроме всего прочего, концепция НИП «позволяет объединять в себе несколько теорий и предположений, не вытекающих друг из друга»6, что весьма актуально для современной психологической науки.

Жестким ядром исследовательской программы эволюционизма выступает утверждение о том, что вся Вселенная развивается как

Появление сознания рассматривается как одно из таких качественных преобразований, и человек является не венцом творения, а лишь определенным этапом эволюции Вселенной, который соответствует данному времени.

единое целое и на определенном этапе происходят качественные скачки, приводящие к появлению принципиально новых состояний материи. В этом случае появление сознания рассматривается как одно из таких качественных преобразований, и человек является не венцом творения, а лишь определенным этапом эволюции Вселенной, который соответствует данному вре-= мени. А различные теории и парадигмы современной психологии в свете исследовательской программы эволюционизма могут рассматриваться как пояс защитных гипотез, направленных на сохранение жесткого ядра исследовательской программы.

Итак, использование НИП эволюционизма при описании сознания позволяет рассматривать данным феномен с единых методологических позиций, что дает возможность объединить в единое целое различные парадигмы современной психологии и философии сознания. При этом научно-исследовательская программа эволюционизма становится своего рода «мостиком», соединяющим философские и научные подходы к исследованию сознания человека.

V

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 37.

2. Кемеров В. Е. Сознание // Современный философский словарь / По общей ред. В.Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкурт-на-майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. С. 829.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии [Электронный ресурс] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский http://psylib. org. ua/books/petya01/index.htm (21 октября 2001).

4. Пеньков В. Е. Научно-исследовательская программа эволюционизма в современной философии науки. — Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2012. - 221 с.

5. Пеньков В. Е. Преодоление полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре // Дискуссия. 2013. № 2 (32). С. 27.

6. Пеньков В. Е. Реконструкция космологического знания в свете исследовательской программы эволюционизма // Дискуссия. 2013. № 7 (37). С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.