Научная статья на тему 'Преодоление полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре'

Преодоление полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
405
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / КРЕАЦИОНИЗМ / АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП / СЛЕНТОВЫЕ ТЕОРИИ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / EVOLUTIONISM / CREATIONISM / ANTHROPIC PRINCIPLE / SLENTOVYE THEORY / RUSSIAN COSMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пеньков В. Е.

Преодоление полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре, с. 25 В статье проводится анализ возможностей преодоления полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре. Автор рассматривает основополагающие позиции спорящих сторон, а также выявляет онтологические, философские и методологические основания для преодоления полемики и продуктивного диалога между эволюционистами и креационистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polemics overcoming of evolutionism and creationism in modern culture

This article provides the analysis of possibilities to overcome polemics of evolutionism and creationism in modern culture. The author considers the main positions of controversial sides and also unveils ontological, philosophical and methodological basis for polemics overcoming and efficient dialog between evolutionists and creationists.

Текст научной работы на тему «Преодоление полемики эволюционизма и креационизма в современной культуре»

№ 2 (32) ФЕВРАЛЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

В. Е. Пеньков, доцент,

кафедра культурологии и политологии,

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет,

г. Белгород, Россия,

penkov@bsu.edu.ru

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОЛЕМИКИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА И КРЕАЦИОНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

В настоящее время существует очень много разнообразных подходов к изучению эволюционных процессов, причем не всегда обоснованных научно. С одной стороны, идет критика теории Дарвина, ее противники придумывают множество альтернативных объяснений и толкований биологической эволюции. С другой стороны, идеи эволюции проникают в естественные науки, изучающие неживую материю, что нашло отражение в концепциях самоорганизации материи и глобального эволюционизма.

Однако данные концепции не могут решить ряд существенных проблем. Например: расчет вероятностей образования сложных структур ведет к невероятно малым величинам, попытка применить второе начало термодинамики ко всей Вселенной приводит к «тепловой смерти» в рамках классического подхода. В синергетической парадигме эта проблема решается рассмотрением открытых систем, но в качестве механизма организации определяющую роль играет внешняя среда, что по большому счету все же не решает вопрос глобально, так как в пределе Вселенная должна быть не во «внешней среде». В качестве еще нескольких проблем можно отметить поиски «переходных форм»

Не заботясь о строгости доказательств, креационисты ведут ожесточенную полемику с эволюционистами, которая в основном сводится к тому, чтобы найти слабые стороны эволюционной теории.

как внутри одной формы движения материи, так и при переходе от одной формы к другой, возможность повторяемости явлений в эволюционных процессах и другие.

Другой стороной вопроса является появление альтернативных квазинаучных подходов к объяснению эволюционных процессов. В первую очередь, это касается так называемого «научного креационизма». Это течение появилось во второй четверти ХХ века в США и теперь распространилось по всему миру. Основной его задачей является поиск естественнонаучного обоснования библейского сценария происхождения Вселенной, жизни, человека, а также критика эволюционного развития мира. Не заботясь о строгости доказательств, креационисты ведут ожесточенную полемику с эволюционистами, которая в основном сводится - к тому, чтобы найти слабые стороны эволюционной теории.

Так, в 2010 году было опубликовано открытое письмо Президенту РФ «с настоятельной просьбой рассмотреть вопрос об ошибочности эволюционных учений и прекращении их преподавания в школах в рамках уроков биологии»1. Очень часто критика дарвиновской теории идет за счет спекуляций, связанных с трудностя-

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ми самого Дарвина, которые были обусловлены тем, что он не знал ни строения клетки, ни механизма передачи наследственной информации. При этом совершенно не берутся в расчет современные данные эволюционной биологии. Уже имел место судебный процесс по поводу исключения из школьного курса эволюционной теории. Так, в феврале 2007 года Октябрьский районный суд Петербурга «отказался удовлетворить иск Ма- =

рии Шрайбер к чиновниками от образования. Старшеклассница со средним уровнем оценок хотела добиться запрета на преподавание в школе дарвиновской теории эволюции и требовала извинений за оскорбление чувств верующей растаманки»2.

Как правило, вместо поиска возможностей конструктивного диалога идет ожесточенная полемика: или эволюция, или сотворение. Креационизм противопоставляется эволюционизму, чаще всего их рассматривают как несовместимые, связанные с мировоззрением субъекта. А ведь, как отмечают В.С. Федчин и В.А. Самбуров, «мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания»3, то есть определяет социально-культурную среду, в которой живет человек.

Ситуация мировоззренческой полемики, когда спорящие не желают слушать друг друга, недопустима и может принести большой ущерб обеим сторонам. В связи с этим крайне необходимо выработать фи-лософско-методологические подходы, способные разрешить бессмысленный спор, что позволит вести конструктивный диалог и обогатит как науку, так и религию. Следу-

В 2010 году было опубликовано открытое письмо Президенту РФ «с настоятельной просьбой

рассмотреть вопрос об ошибочности эволюционных учений и прекращении их преподавания в школах в рамках уроков биологии».

ет особо подчеркнуть, что ни та, ни другая концепция не решают главной проблемы — тайны происхождения: будь то происхождение Вселенной или появление новых форм = организации материи. В связи с этим представляется необходимым найти новые подходы, которые смогли бы дать ответ на этот вопрос, а также в какой-то мере не противопоставлять указанные концепции друг другу, а найти точки соприкосновения между ними. На наш взгляд, можно выделить несколько аспектов, обеспечивающих возможность конструктивного диалога эволюционизма и креационизма.

Так, онтологическим основанием диалога может служить антропный принцип, суть которого заключается в том, что физические условия Вселенной являются необходимыми для существования человека. В трактовке Н.О. Лосского человек предстает «как необходимое звено в эволюции мирового целого, осуществляющейся в результате творческой активности субстанциальных деятелей»4. Более того, существование не только человека, но и любых сложных систем возможно лишь при данных условиях. В диссертационном исследовании А.А. Аредакова отмечается, что в настоящее время имеется около тридцати различных формулировок антропного принципа, которые можно вместить в пять стратегий его осмысления: методологическую, космологическую, квантовую, футурологическую и теистическую5. Однако какую бы стратегию осмысления антропного принципа ни выбрали, в конечном итоге мы выходим на онтологические основания бытия, поскольку какую-то изначальную информацию о мироздании необходимо принимать как изначально заданную, которой нет строгого научного объяснения.

Философским основанием диалога эволюционизма и креационизма может служить

№ 2 (32) ФЕВРАЛЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

можно рассматривать как методологическое основание диалога эволюционизма и креационизма.

Итак, можно выделить несколько ос— нований для продук-

Философским основанием тивного диалога и смягчения полемического

диалога эволюционизма

накала между представи-

и креационизма может служить

г ' телями эволюционизма

русский космизм, в котором и креационизма: антроп-

органично сочетаются ный принцип, филосо-

естественнонаучные и религиозно- фию русского космизма философские направления. и СЛЕНТовые теории.

Обращение к данным аспектам позволит и эволюционистам и креационистам более внимательно осмыслить как свои собственные проблемы, так и вдуматься в альтернативные объяснения, а не слепо их отрицать. В конечном итоге это снимет полемическую напряженность в обществе и даст возможность совместными усилиями искать истину

у

русский космизм, в котором органично сочетаются естественнонаучные и религиозно-философские направления. Как отмечает Л.В. Бараусова, «какие бы взгляды и направления ни выражали представители русского космизма, всех их объединяет вера в человека, в безграничность его возможностей, нравственное совершенство и богатство духовного мира как основу дальнейшей эволюции космоса, сопряженной с развитием единого планетарного человечества»6. Представители различных направлений русского космизма, каждый со своей точки зрения рассматривают гармоничное взаимодействие космоса и человека, основанное на развитии и эволюции духовных качеств последнего. Именно это может послужить той основой, которая ослабит конфронтацию между различными мировоззренческими установками.

В процессе построения какой-либо новой теории ученый всегда сталкивается с недоказуемыми гипотезами, предположениями, которые на начальной стадии явно не соответствуют критериям научности. Для повышения научного статуса таких теорий на этапе становления, во второй половине ХХ в. Э.М. Чудинов ввел в науку новый термин «СЛЕНТ», что означает — строительные леса научной теории7. По мнению М.В. Желнова, «согласно этой концепции, в создающихся теориях присутствует СЛЕНТ, который выпадает из окончательной формы теории»8. Речь идет о том, что в процессе разработки какой-либо концепции в нее допускается вводить некие гипотетические данные, которые в будущем должны либо быть экспериментально подтверждены, либо модернизированы, либо предполагаемая теория окажется нежизнеспособной, и от нее придется отказаться. Однако в процессе работы такие «вспомогательные леса» необходимы, поскольку при создании принципиально новых учений просто не от чего будет отталкиваться. Таким образом, на стадии высказывания гипотез СЛЕНТ находится на границе веры и знания, и подобные СЛЕНТовые теории

1. Карпов К.К. Президенту Российской Федерации! Деятелям науки, образования и культуры! [Электронный ресурс] URL: http://www.corpus- bft.org/ news/62.html (дата обращения 27 января 2013).

2. Гончаров М. Теорию Дарвина отстоял Петербургский суд [Электронный ресурс] URL: http:// www.fontanka.ru/2007/02/21/045/ (дата обращения 01.02. 2013).

3. Федчин В.С., Самбуров В.А. Диалектика идеологии и мировоззрения как фактор социальной консолидации // Дискуссия. 2012. № 8. С. 36.

4. Суворова О.С. Человек в эволюции универсума: трактовка Н.О. Лосского // Дискуссия. 2012. № 12. С. 37.

5. Аредаков А.А. Роль антропного принципа в обосновании глобального эволюционизма. Автореф. ... дисс. канд. филос. наук. М., 2007. С. 3-4.

6. Бараусова Л.В. Идея космизма и синергетическая парадигма // Синергетика, философия, культура. — М.: РАГС, 2001. С.78.

7. Чудинов Э.М. Строительные леса научной теории и проблема рациональности // Идеалы и нормы научной рациональности — Мн.: Изд. БГУ, 1981. С. 361-380.

8. Желнов М.В. Чудинов Энгельс Матвеевич [Электронный ресурс] URL: http://az-libr.ru/index. shtml?Persons&0B5/84e77bbb/0001/d637709e. (дата обращения 27.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.