Геворгян Арсен Генрикович
СОЗДАНИЕ ЗЕМСКОЙ АГРОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. В
ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ
В статье анализируется становление земской агрономической организации в Воронежской губернии. Автор выделяет типологию, рассматривает трудности создания, позицию различных органов местного самоуправления в вопросах учреждения должности агронома, анализирует количественные изменения, полномочия агрономического персонала. Отмечается, что активизация деятельности земств в преобразовании архаичного сельского хозяйства происходит в годы столыпинской реформы. По мнению автора, в Воронежской губернии земским самоуправлением была создана эффективная система институтов земской низовой агрономии, имевшая тенденцию к самосовершенствованию.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-5713.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 53-55. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 94:338(470.324)«19» Исторические науки и археология
В статье анализируется становление земской агрономической организации в Воронежской губернии. Автор выделяет типологию, рассматривает трудности создания, позицию различных органов местного самоуправления в вопросах учреждения должности агронома, анализирует количественные изменения, полномочия агрономического персонала. Отмечается, что активизация деятельности земств в преобразовании архаичного сельского хозяйства происходит в годы столыпинской реформы. По мнению автора, в Воронежской губернии земским самоуправлением была создана эффективная система институтов земской низовой агрономии, имевшая тенденцию к самосовершенствованию.
Ключевые слова и фразы: земство; Воронежская губерния; сельское хозяйство; агрономический персонал; столыпинская аграрная реформа.
Геворгян Арсен Генрикович
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I Arsen.gevorgyan8 7@mail. т
СОЗДАНИЕ ЗЕМСКОЙ АГРОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ
В ряде губерний Российской империи, где были учреждены земства, к началу столыпинской аграрной реформы сложилась система как государственных, так и земских агрономических учреждений.
В начале ХХ века географ, почвовед В. В. Морачевский (1873-1919) предложил следующую типологию земских агрономических организаций:
1. «Централизованный тип», в котором руководство принадлежало губернскому земству.
2. «Промежуточный», с большей или меньшей степенью объединяющего участия губернских и уездных земств в отношении части мероприятий в области сельского хозяйства.
3. «Обособленный», или «децентрализованный», где агрономические мероприятия в уездах осуществлялись по собственной инициативе, а губернские земства ограничивались только небольшим финансированием [1, с. 144-145, 151].
В большинстве земских губерний сложился промежуточный тип организации. Однако надо учитывать, что триадная типология земской агрономии отличалась еще большим многообразием. Как отмечал Б. Веселов-ский, даже в рамках одной губернии можно было выделить несколько моделей [2, с. 567].
Промежуточная модель сложилась и в Воронежской губернии. Она стала формироваться с конца XIX века. Впервые вопрос о создании агрономической организации был поднят Воронежским губернским земством в 1892 г. Однако его разрешение перекладывалось на рассмотрение уездным органам местного самоуправления [8, с. 130].
Первыми откликнулись на создание местной агрономии в Валуйках, пригласив в 1894 г. на работу уездного агронома. Однако он проработал только до конца года [6, с. 169].
В 1898 г. Бобровское земское собрание учредило должность агрономического смотрителя [Там же]. В 1901 г. учреждаются должности агрономов в Богучарском и Воронежском уездах [Там же]. Жалование им было установлено в губернии в размере 1200 руб. в год, но Богучарское земство, посчитав, что «при таком размере гарантия приглашения соответствующего агронома будет больше, что весьма существенно для начинающей организации», увеличило оклад агроному до 1500 руб. [5, с. 94].
Следует отметить, что в Воронежском уезде в 1906 г. за «неимением средств» должность упразднили [6, с. 169].
2 октября 1904 г. Нижнедевицкое земское собрание приняло решение о приглашении агронома. Управа, обосновывая необходимость организации общеземской агрономической организации, исходила из необходимости объединения земств. По их мнению, подобный тип организации был «наиболее желательным», так как это позволяло экономить финансовые средства и предупреждало различные ошибки и увлечения [7, с. 195].
В 1905 г. агрономическая организация была создана и в Коротоякском уезде, но в нем агрономическая помощь просуществовала всего лишь 9 месяцев [6, с. 169]. В пяти уездах Воронежской губернии - Бирючен-ском, Задонском, Землянском, Новохоперском и Павловском - не предпринимались попытки создания уездной агрономии за счет средств местного самоуправления [3, д. 10, л. 2]. Губернским земством в 1904 г. принималось решение о выдаче пособий на учреждение должности агрономов. С учетом данных обстоятельств гласные трех уездов приняли постановления об учреждении уездной агрономии, но под влиянием свертывания сельскохозяйственной деятельности в рамках губернии эти постановления не реализовали [6, с. 169].
В начале ХХ в. агрономическая организация Воронежской губернии отличалась полным отсутствием коммуникаций между губернскими и уездными земствами. Земские деятели осуществили целый ряд результативных шагов по созданию агрономической организации.
Воронежским губернским собранием была создана агрономическая организация, подобие своеобразного «союза уездных земств» [1, с. 147]. Она выполняла роль координатора агрономических мероприятий в уездах.
54
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
К их числу относились: учреждение местных районных опытных полей, научные исследования природно-климатических, этнографических особенностей территории, объединение деятельности уездных земств в агрономической помощи населению, устройство губернских и районных выставок, развитие кооперативного движения, содействие возникновению деятельности центрального сельскохозяйственного общества и др. Воронежское губернское земство с разницей в несколько лет приняло два положения о Воронежской общегубернской агрономической организации: 9-10 марта 1905 г. и 17 января 1909 г. [3, д. 10, л. 3].
Первой инстанцией признавалось губернское агрономическое совещание, состоявшее из агрономов уездных земств, агрономического персонала губернского земства, уполномоченного по сельскохозяйственной части Главного управления землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) и правительственных специалистов. Руководил работой совещания председатель губернской управы.
На губернского агронома возлагалась основная задача: изучение всех сельскохозяйственных условий Воронежской губернии. Также именно он должен был выработать конкретный проект практических мероприятий по улучшению сельского хозяйства в губернии. Он же являлся консультантом по экономическим и сельскохозяйственным вопросам губернской управы. На агронома возлагались и обязанности по устройству сельскохозяйственных курсов для учителей, конкурсов машин и орудий, сельскохозяйственных выставок и т.п. [Там же, л. 4].
При уездных управах создавались экономические совещания, на которые возлагались обязанности по исследованию сельскохозяйственных нужд уезда и координации всей агрономической деятельности. Советы разрабатывали перспективные планы агрономических мероприятий. В состав совета входили председатель и выборные члены уездных управ, уполномоченные и специалисты министерства земледелия, агрономы уездного земства, ветеринарные и санитарные врачи, заведующие укреплением песков и оврагов. Также по усмотрению уездных управ в состав совещания могли быть включены представители крестьянства по одному из каждой волости [6, с. 25].
Воронежское агрономическое совещание 7-9 июля 1907 года приняло положение об уездных агрономах [3, д. 10, л. 3].
Миссией уездных агрономов провозглашалось:
1) изучение хозяйственных условий уезда;
2) разработка мероприятий, направленных на улучшение условий промыслов местного населения и их реализация;
3) технический надзор за деятельностью складов машин и орудий;
4) консультативная деятельность и распространение сельскохозяйственных знаний путей чтений и бесед;
5) организация демонстративных участков по полеводству и травосеянию и испытание машин и орудий;
6) борьба с вредителями сельского хозяйства;
7) общее заведывание экономической деятельностью земства и выполнение поручений управы по сельскохозяйственной части;
8) составление докладов экономическому совету и отчетов о деятельности по плану, установленному губернским агрономическим совещанием [Там же, л. 4].
Унифицировав должностные обязанности уездных агрономов, положение устанавливало и единый денежный оклад.
Однако не все земства Воронежской губернии пошли по пути создания агрономических совещаний.
1 октября 1909 г. Землянское уездное очередное собрание при обсуждении вопроса об агрономических совещаниях согласилось с мнением председателя управы В. И. Алехина и гласных А. А. Станкевича и А. Н. Безрукова, что «1) все сельскохозяйственные вопросы, которые предлагаются обсуждению этого, вновь учреждаемого, органа, могут быть еще с большим успехом рассмотрены в уездном Экономическом Совете, так как он состоит из тех же лиц, которые должны войти в состав уездного агрономического совещания и иметь в числе своих членов еще несколько гласных; 2) эти совещания лишь усложнят канцелярскую сторону, вводя лишнюю переписку, а агроном необходим не для кабинетных работ и докладов, а для живого дела; ежемесячные же агрономические совещания отвлекут его от прямых его обязанностей» [6, с. 25].
Исходя из данных соображений, Землянское уездное земство посчитало ненужным создание уездных агрономических совещаний.
Богучарское земство, обсуждая вопрос об организации агрономической службы в уезде, 4 октября 1909 г. поддержало Полтавский вариант. Он представлял так называемый централизованный тип. В нем уездный агроном подчинялся в своей деятельности исключительно исполнительным органам местного самоуправления, в отличие от воронежской агрономической организации, предусматривавшей, что поручения агрономам будет выдавать наряду с уездными управами и губернская. Программа деятельности агрономов уездных земств проводилась через губернские агрономические совещания. Агрономы уездных земств предоставляли отчеты о своей деятельности одновременно и в уездную, и губернскую управы [5, с. 449].
В. В. Морачевский признавал воронежскую модель «промежуточной», но по значительности круга мероприятий, находящихся в ведении губернского земства, приближенной к централизованному типу [1, с. 148].
Столыпинская аграрная реформа внесла кардинальные изменения в аграрную политику земств, что, безусловно, повлияло на модификацию земских агрономических организаций. Как отмечал современник реформ Б. Б. Веселовский, земства до П. А. Столыпина были более ориентированы на политический сегмент в своей деятельности и «занимались агрономической деятельностью лишь эпизодически, однако реформа мотивировала их на более активные действия» [2, с. 117].
В ходе столыпинской реформы был создан как правительственный, так и земский агрономический персонал, который стал активным актором сельскохозяйственных преобразований. К 1914 г. на агрономической службе в Воронежской губернии состояло 174 человека, из них - 129 содержались на средства земских учреждений [9, с. 512]. В Воронеже в 1912 г. был учрежден сельскохозяйственный институт, на который возлагалась научная подготовка агрономического персонала.
Итак, в начале ХХ в. в Воронежской губернии земским самоуправлением была создана система институтов земской низовой агрономии. Процессы ее институционализации прошли в короткие сроки, при этом на них влияли как объективные, так и субъективные факторы. Возникновение агрономической организации в ряде мест происходило спонтанно, продиктованное соображениями отдельных представителей местного самоуправления, понимающих необходимость модернизации архаичного сельского хозяйства. В годы столыпинской реформы агрономическая помощь превратилась в одну из главных функций земств, что обусловило количественный и качественный рост агрономического персонала. Он осуществлял на селе кропотливую работу: чтения, беседы, курсы, выставки, показательные мероприятия, организация библиотек, распространение бесплатного инвентаря, книг, семян, повышение образовательного уровня сельского населения, работа по внедрению травосеяния, правильных севооборотов, устройство опытных и показательных полей, организация ветеринарной, агрономической службы, племенной работы.
За всеми этими результатами стояла напряженная работа губернского агронома К. К. Фохта, его помощника Ю. Е. Макаренко, члена управы и заведующего экономическим отделом губернского земства В. И. Раевского, инспектора сельского хозяйства по Воронежской губернии Н. Н. Марфина, заведующего опытным полем С. К. Чаянова и других специалистов.
Воронежская земская агрономическая организация являлась своеобразным союзом практических, а с учреждением Воронежского сельскохозяйственного института - и научных работников, сумевшим не только определить наиболее стратегически важные цели модернизации губернии, но и выявить пути решения поставленных задач. Заслугой земства явилось и то, что оно верно определило приоритеты в своих действиях, осознавая, что для решения задач преобразования сельского хозяйства потребуется сильная, сплоченная, коллегиально организованная структура.
Список источников
1. Агрономическая помощь в России / под ред. В. В. Морачевского. Петроград: Деп. земледелия, 1914. 653 с
2. Веселовский Б. Б. История земства за 40 лет. СПб.: Издательство О. Н. Поповой, 1911. Т. 4. 696+104+29 с.
3. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). Ф. И-20. Оп. 5.
4. Журналы Богучарского уездного земского собрания очередного созыва со 2-го по 7-е октября 1909 года. Павловск: Тип. П. И. Васильева, 1910. 312 с.
5. Журналы Богучарского уездного земского собрания очередной сессии 1903 года. Богучар: Тип. И. И. Иванова, 1904. 786 с.
6. Журналы Землянского уездного земского собрания [и доклады Управы очередной сессии 1909 года]: с прил. Землянск: Тип. И. И. Иванова, 1910. 812 с.
7. Журналы Нижнедевицкого уездного земского собрания [очередной сессии 1904 года] с докладами Управы, сметами и другими приложениями. Полтава: Тип. Д. Н. Подземского, 1905. 591 с.
8. Краткий очерк экономических мероприятий земств 23 губерний России (1865-1892 гг.). Полтава: Издание Полтавской губернской земской управы; Тип. Л. Фришберга, 1894. 246 с.
9. Местный агрономический персонал, состоявший на правительственной и общественной службе 1 января 1914 г.: [5-й г. изд.]: справ. / МЗ; Деп. земледелия; сост. Н. А. Александровским, М. М. Глуховым и Н. Ф. Щербаковым; под общ. ред. В. Н. Штейна. Петроград: Тип. В. Ф. Киршбаума 1914. 576 с.
THE CREATION OF ZEMSTVO AGRONOMIC ORGANIZATION AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY IN THE VORONEZH PROVINCE
Gevorgyan Arsen Genrikovich
Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great Arsen.gevorgyan87@mail. ru
The article considers the formation of the zemstvo agronomic organization in the Voronezh province. The author singles out the typology, examines the difficulties of creation, the attitude of various local governments in establishing the position of an agronomist, and analyzes the quantitative changes, the powers of the agronomic staff. It is noted that the activation of zemstvo councils in the transformation of archaic agriculture takes place during the Stolypin reform. In the author's opinion, in the Voronezh province the zemstvo self-government established an effective system of institutions of zemstvo grass-roots agronomy, which had a tendency to self-improvement.
Key words and phrases: zemstvo; Voronezh province; agriculture; agronomic staff; Stolypin agrarian reform.