Научная статья на тему 'Создание устойчивого конкурентного преимущества малого торгового предприятия на основе формирования инновационного потенциала'

Создание устойчивого конкурентного преимущества малого торгового предприятия на основе формирования инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УСТОЙЧИВОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / МАЛЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / БЕНЧМАРКИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГ / БРЕНД-СТРАТЕГИЯ / КАЙДЗЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халезов Виктор Николаевич

В настоящее время ключевым направлением развития экономики является инновационная деятельность. Ведущую роль в генерации и распространении инноваций играют малые предприятия. В России традиционно в малом бизнесе велика доля торговой отрасли. Однако научных трудов по инновационной деятельности малых торговых предприятий практически нет. Данная статья посвящена вопросам создания устойчивого конкурентного преимущества малого торгового предприятия на основе формирования инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание устойчивого конкурентного преимущества малого торгового предприятия на основе формирования инновационного потенциала»

Создание устойчивого конкурентного преимущества малого торгового предприятия на основе формирования инновационного потенциала Sustainable competitive advantage of small trade business by forming of

innovational potential

Халезов Виктор Николаевич

Аспирант

Санкт-Петербургский Государственный Торгово-экономический университет

viktor-khalezov@mail.ru

Аннотация: В настоящее время ключевым направлением развития экономики является инновационная деятельность. Ведущую роль в генерации и распространении инноваций играют малые предприятия. В России традиционно в малом бизнесе велика доля торговой отрасли. Однако научных трудов по инновационной деятельности малых торговых предприятий практически нет. Данная статья посвящена вопросам создания устойчивого конкурентного преимущества малого торгового предприятия на основе формирования инновационного потенциала.

Abstract: In our time the key direction of economic development is innovational activity. It is very important for successful innovational activity to support small business. In Russia a big number of small businesses are trade enterprises. However there are not enough scientific works devoted to innovational activity of small trade businesses. This article is dedicated to creation of small trade business sustainable competitive advantage by forming of innovational potential.

Ключевые слова: инновационный потенциал; устойчивое

конкурентное преимущество; малые торговые предприятия; бенчмаркинг; франчайзинг; бренд-стратегия; кайдзен.

Keywords: innovational potential; sustainable competitive advantage; small trade business; benchmarking; franchising; brand strategy; kaizen.

Одними из ключевых черт российской экономики в начале XXfe. являются: ориентация на экспорт природных ресурсов и отставание от уровня ведущих мировых экономик в развитии материально-технической базы и интеллектуального потенциала большинства отечественных предприятий. В современных условиях повышение конкурентоспособности экономики страны может быть обеспечено путем модернизации и инновационного развития всех ее отраслей. Важная роль в построении новой экономической системы отводится малым предприятиям, которые за счет своей быстрой реакции на изменения рыночной среды в большей степени по сравнению со средними и крупными компаниями расположены к внедрению и распространению инноваций.

Большинство малых российских предприятий сосредоточено в торговой сфере. По состоянию на начало 2012г. 38,2% малых предприятий и 60,3% индивидуальных предпринимателей РФ функционирует в торговле. На торговую отрасль приходится 54,7% оборота малых предприятий РФ, а 31,0% товарооборота страны обеспечивается малым бизнесом.

Российское малое торговое предпринимательство на современном этапе столкнулось с рядом серьезных проблем, препятствующих успешному развитию: несовершенство законодательства, дефицит инвестиционных и кадровых ресурсов, низкое качество менеджмента, отсталость материальнотехнической базы и применяемых методов ведения деятельности. Статистика показывает, что в последние годы малые торговые предприятия почти перестали вырастать в средний и крупный бизнес. Данный факт свидетельствует об отсутствии у малого торгового бизнеса потенциала для формирования устойчивого конкурентного преимущества. На начало 2012г. количество малых торговых предприятий (МТП), включая микропредприятия, на 1000 жителей составляло 4,34 предприятия, что

является очень низким значением, не позволяющим обеспечить качественное обслуживание и удовлетворение спроса населения на торговые услуги.

Как и модернизация всей экономики страны, модернизация малого торгового бизнеса должна базироваться на эффективном внедрении и распространении нововведений. Возможности внедрения инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов определяются уровнем развития их инновационного потенциала (ИП) [2;292].

Инновационный потенциал - это совокупность ресурсов предприятия (материальных, финансовых, интеллектуальных и др.), обеспечивающих систематическую генерацию и/или экономически эффективное внедрение инноваций и таким образом формирующих устойчивое конкурентное преимущество [4;26].

Инновационный потенциал формируется из двух основных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов и

интеллектуальный потенциал. Структура инновационного потенциала торгового предприятия представлена на рис. 1.

Концепция бизнеса

Идея бизнеса Миссия предприятия Цели

Общая стратегия

Стратегии по направлениям деятельности

Рис. 1. Структура инновационного потенциала торгового предприятия

(Источник: рисунок разработан автором)

Важно отметить, что именно интеллектуальный потенциал предприятия имеет ключевое значение в процессе инициации инноваций, а материальные активы выполняют вспомогательную функцию, способствуя качественному и быстрому внедрению инноваций. Инновационный потенциал российских малых торговых предприятий обычно характеризуется низким уровнем развития интеллектуальной составляющей.

Маркетинговые ресурсы

Маркетинговая стратегия

Комплекс маркетинга

Торговая марка

Лояльность клиентов

Маркетинговая информация

Бизнес-процессы

Торговые процессы

Т ехнологические процессы

Прочие бизнес-процессы

Формирование инновационного потенциала, внедрение и распространение инноваций происходит посредством применения технологий, методов и приемов инновационной деятельности [1;197]. Технология инновационной деятельности является более широким понятием, чем метод инновационного менеджмента. Под технологией инновационной деятельности понимается совокупность методов и приемов инновационного менеджмента.

Классификация технологий инновационной деятельности торгового предприятия представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Классификация технологий инновационной деятельности

торгового предприятия

(Источник: рисунок разработан автором)

Технологии инновационной деятельности, воздействующие на внедрение, реализацию и распространение инноваций, в сущности, являются технологиями формирования инновационного потенциала, так как позволяют создать базу для систематического внедрения и распространения нововведений.

Из пяти технологий формирования инновационного потенциала, рекомендуемых для использования торговыми предприятиями, малые торговые фирмы не могут применять только реинжиниринг, так как данная

технология предполагает радикальное перепроектирование существующих процессов, а малые предприятия обычно не располагают значительными инвестиционными и трудовыми ресурсами для осуществления фундаментальных преобразований.

Характеристика ключевых технологий формирования инновационного потенциала МТП представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика ключевых технологий инновационной деятельности

МТП

Технология формирован ия инновационн ого потенциала Общепринятое определение Определение с точки зрения повышения конкурентоспособност и Определение с точки зрения формирования инновационного потенциала

1 2 3 4

Бенчмаркинг Процесс постоянного изучения и внедрения на предприятии передового опыта ближайших конкурентов и лидеров отрасли (Кернс Д., компания Хегох) Механизм повышения конкурентоспособност и за счет систематического изучения и внедрения на предприятии элементов деятельности конкурентов, а также передового опыта лучших компаний отрасли или других отраслей Технология формирования инновационного потенциала за счет внедрения инноваций, инициируемых на основе систематического анализа и внедрения на предприятии элементов деятельности конкурентов, а также передового опыта лучших компаний отрасли или других отраслей

Франчайзинг Вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения (Спинелли С., Розенберг Р.М., Берли С., «Франчайзинг - путь к богатсву») Технология повышения конкурентоспособност и предприятия, при котором одна сторона (франчайзи) приобретает у другой стороны (франчайзера) готовую модель ведения бизнеса, обеспечивающую устойчивое конкурентное преимущество Технология формирования инновационного потенциала предприятия, при котором предприниматель (франчайзи) приобретает у другого предпринимателя (франчайзера) комплекс (систему) инноваций, обеспечивающую устойчивое конкурентное преимущество

Бренд- стратегия Разработка и продвижение бренда как целостного маркетингового комплекса по созданию конкурентных преимуществ (Аакер Д., «Создание сильных брендов») Технология повышения конкурентоспособност и за счет системной разработки и/или продвижения бренда (брендов) предприятия Технология формирования инновационного потенциала за счет разработки или приобретения комплекса (системы) инноваций в форме бренда (брендов)

Окончание табл. 1

1 2 3 4

Кайдзен Концепция непрерывного совершенствования качества процессов (Масааки И., «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний») Технология повышения конкурентоспособности за счет постоянного совершенствования качества всех процессов и элементов предприятия Технология формирования инновационного потенциала за счет перманентного улучшения качества и переориентации персонала, организационной структуры и системы управления на постоянное совершенствование

Источник: таблица составлена автором

Основной целью формирования инновационного потенциала любого предприятия (в том числе МТП) является обеспечение устойчивого конкурентного преимущества. Методологически обеспечение устойчивого конкурентного преимущества МТП за счет формирования инновационного потенциала должно базироваться на законах организации систем, научных принципах, приоритетах и подходах.

В качестве основных законов организации систем, определяющих порядок формирования и развития ИП МТП, автор выделяет следующие:

- закон синергии, который утверждает, что сумма свойств системы не равна сумме свойств ее компонентов [3;81]. Таким образом, взаимодействие компонентов ИП МТП будет давать больший (или меньший) результат, чем простая сумма действий этих компонентов, то есть при совместном действии компонентов ИП будет возникать положительный или отрицательный синергетический эффект;

- закон развития: каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех или части этапов своего жизненного цикла [3;86];

- закон самосохранения гласит, что любая система стремится к сохранению своей целостности. Для обеспечения своего существования система должна своевременно и адекватно реагировать на воздействие внешней среды.

- закон композиции: все элементы системы органично

взаимодействуют между собой в направлении достижения основной цели функционирования системы;

- закон пропорциональности отражает необходимость определенного соотношения между элементами системы, а также их соразмерность, соответствие и зависимость [3;78];

- закон наименьших гласит, что устойчивость системы определяется устойчивостью наименьших ее элементов;

- закон упорядоченности. Упорядоченность - характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей, обеспечивающих порядок, организованность и устойчивость функционирования системы [3; 83].

Обеспечение устойчивого конкурентного преимущества МТП на основе формирования ИП должно следовать следующим принципам:

- принцип адаптивности: ИП должен являться эффективным

инструментом адаптации МТП к постоянно изменяющимся условиям внешней среды;

- принцип дифференциации: формирование ИП должно обеспечить выгодное отличие МТП от конкурентов в сознании потребителей;

- принцип интеграции: формирование ИП МТП должно базироваться на внутренней (интеграция подразделений, процессов и функций) и внешней (интеграция с партнерами и потребителями) интеграции;

- принцип инноваций: формирование ИП должно происходить не за счет использования традиционных методов управленческого воздействия, а за счет внедрения нововведений в процессы обеспечения формирования и развития материальных и нематериальных ресурсов МТП;

- принцип оптимизации: ключевой целью формирования ИП является оптимизация результата деятельности МТП при возможной минимизации издержек;

- принцип ориентации на потребителя: определяющим фактором в формировании ИП должны являться предпочтения и потребности целевых клиентов МТП.

Обеспечение устойчивого конкурентного преимущества МТП на основе ИП имеет следующие приоритеты:

- максимизация удовлетворения потребностей населения;

- обеспечение благополучия собственников и персонала МТП;

- повышение конкурентоспособности МТП и торговой отрасли;

- продление жизненного цикла МТП;

- расширение деятельности, превращение в среднее или крупное предприятие.

Формирование ИП МТП необходимо производить с применением следующих подходов (для достижения оптимального результата должен применяться весь комплекс предлагаемых подходов):

- системный подход: МТП является сложной системой. Формирование ИП МТП - это комплекс мероприятий по модернизации сложной системы. При формировании ИП МТП необходимо учитывать свойства МТП как системы: целостность, иерархичность, эмерджентность и др.;

- инновационный подход означает применение инновационных инструментов, приемов и методов в процессе формирования ИП МТП;

- стратегический подход: формирование ИП является частью стратегии МТП и должно органично вписываться в комплекс мероприятий по реализации стратегии и быть направлено на реализацию стратегических целей деятельности;

- интеграционный подход подразумевает, что формирование и оптимальное использование ИП МТП должно базироваться на эффективной интеграции компонентов потенциала;

- стандартизированный подход: разработка стандартизированных

процедур и процессов формирования ИП МТП позволит сократить издержки и достичь оптимального результата;

- маркетинговый подход: формирование и развитие ИП должно соответствовать маркетинговой стратегии МТП, то есть ориентироваться на удовлетворение потребностей целевых клиентов;

- логистический подход: одной из ключевых составляющих ИП должна стать логистическая система МТП. Применение логистического подхода, выражающееся во внедрении современных логистических мощностей (складское, транспортное оборудование, автоматизированные системы управления закупками и запасами) и технологий организации материального и сопутствующих финансового и информационного потока позволят МТП обеспечить удовлетворение потребностей клиентов при оптимальном уровне логистических издержек;

- процессный подход: обладающие высокой конкурентоспособностью компоненты ИП не будут давать значительного результата при отсутствии должной организации процессов их взаимодействия;

- ситуационный подход: структура и состав ИП должны позволять МТП быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к текущей рыночной ситуации;

- оптимизационный подход: формирование и развитие ИП МТП должно обеспечивать оптимальное соотношение параметров «результат» и «затраты»;

- поведенческий подход: персонал является тем ресурсом, через который происходит использование всех остальных ресурсов. Мероприятия по формированию и развитию ИП должны учитывать поведенческие, мотивационные, психометрические характеристики персонала МТП.

Автором была разработана концепция обеспечения устойчивого конкурентного преимущества МТП на основе формирования ИП (рис. 3).

Базовый уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества

Законы: Принципы: Приоритеты: Подходы:

- основополагающие: синергии, - принцип адаптивности; - максимизация удовлетворения - системный;

развития, самосохранения; - принцип дифференциации; потребностей населения; - инновационный;

- фоновые: композиции, - принцип интеграции; - обеспечение благополучия собственников и - стратегический;

пропорциональности, наименьших, - принцип инноваций; персонала МТП; - интеграционный;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упорядоченности - принцип оптимизации; - повышение конкурентоспособности МТП и - стандартизационный;

- принцип ориентации на торговой отрасли; - маркетинговый;

потребителя - продление жизненного цикла МТП; - логистический;

- повышение качества обслуживания в - процессный;

регионе и стране; - ситуационный;

- расширение деятельности, превращение в - оптимизационный;

среднее или крупное предприятие - поведенческий

Стратегический уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества

Идея бизнеса Миссия Стратегические цели: - повышение качества обслуживания; - оптимизация затрат; - увеличение объема продаж на существующем рынке; - освоение новых рынков и/или рыночных сегментов Стратегии: - по Портеру: фокусирование, дифференцирование, лидерство по издержкам; - по Ансоффу: глубокого проникновения на рынок, развития рынка, развития товара, диверсификации Технологии: - франчайзинг; - бренд-стратегия; - бенчмаркинг; - кайдзен Стратегические КФУ: - предпринимательская идея: новизна, перспективность видения бизнеса и др.; - миссия: новизна, актуальность, соответствие идее бизнеса; - цели: достижимость, конкретность, сбалансированность целей и др.; - стратегии: соответствие целям, сбалансированность, адаптивность, ориентация на изменения во внешней среде и др.; - основные средства: выгодное расположение предприятия; современные здание, помещения и оборудование

Тактический уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества

Тактические КФУ: - управленческие ресурсы: эффективная организационная структура, развитая организационная культура, эффективное соотношение централизации и децентрализации в управлении; - трудовые ресурсы: квалифицированный, опытный персонал; эффективная система обучения; - оборотные средства: гармоничный сбалансированный эксклюзивный ассортимент; современные методы управления запасами; - маркетинговые ресурсы: эффективный комплекс маркетинга, передовые методы маркетинговых исследований и конкурентного мониторинга; - бизнес-процессы: структурированная, сбалансированная и стандартизированная система организации бизнес-процессов Ресурсы и средства: - основные средства; - оборотные средства; - управленческие ресурсы; - трудовые ресурсы; - маркетинговые ресурсы; - бизнес-процессы Инструменты: - аутсорсинг бизнес-процессов; - интегрированный маркетинг; - интегрированная логистика; - маркетинговые исследования; - HR-менеджмент; - организационная культура; - система менеджмента качества (СМК); - система управления цепями поставок (ЭСМ); - логистические системы «канбан» и «точно в срок»; - система ФОССТИС и др. Методы: - методы анализа внешней среды: ЭМОТ-анализ, PEST-анализ и др.; - методы анализа внутренней среды: комплексный анализ хозяйственной деятельности, оценка инновационного потенциала, Р1МЭ-анализ и др.; - методы управления персоналом: административные, экономические, социально- психологические; - методы управления товарными запасами: АВС-анализ, XYZ-анализ, EOQ-модель и др.; - методы структуризации бизнес-процессов: описание в функциональном аспекте (стандарт IDEF0), описание потоков работ (стандарт IDEF3 и WFD), описание потоков данных (DFD) и др.; - методы управления маркетинговыми ресурсами: методы управления ассортиментом, методы ценообразования, методы продвижения, методы управления распределением и др.

Рис. 3. Концепция обеспечения устойчивого конкурентного преимущества МТП на основе формирования ИП

(Источник: рисунок разработан автором)

По мнению автора, обеспечение устойчивого конкурентного преимущества МТП на основе формирования ИП определяется воздействием внешней среды и реализуется на трех уровнях.

Базовый уровень обеспечения устойчивого конкурентного

преимущества включает в себя законы, принципы, приоритеты и подходы. Данный уровень определяет порядок и правила формирования ИП и обеспечения устойчивого конкурентного преимущества. На данном уровне происходит осознание необходимости обеспечения устойчивого

конкурентного преимущества и определяются направления будущих преобразований.

На стратегическом уровне происходит формулирование (или

переформулирование) идеи и стратегического видения бизнеса, а также

миссии предприятия. Стратегический уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества включает в себя: постановку стратегических целей, выбор и разработку стратегий деятельности, определение технологий инновационной деятельности (в качестве базовых технологий автор рекомендует использовать франчайзинг или бренд-стратегию, а бенчмаркинг и кайдзен следует применять в качестве дополнения к базовым технологиям для повышения эффективности деятельности). Также на данном уровне происходит формулирование фактических и потенциальных стратегических КФУ (КФУ концепции бизнеса и основных средств). Стратегический уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества - это период стратегического планирования деятельности МТП. Стратегический уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества включает в себя формирование (или модернизацию) потенциала предприятия (в первую очередь, инновационного потенциала).

Тактический уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества - это период фактической деятельности МТП. На данном уровне происходит формулирование и реализация тактических КФУ МТП (КФУ оборотных средств, управленческих, маркетинговых, кадровых

ресурсов и бизнес-процессов). Тактический уровень обеспечения устойчивого конкурентного преимущества включает в себя выбор и использование инструментов и методов деятельности. На тактическом уровне обеспечения происходит реализация сформированного (модернизированного) на стратегическом уровне потенциала МТП.

Часто на практике выбор технологии инновационной деятельности формирует применяемый в дальнейшем набор инструментов и методов деятельности, однако автор все же рекомендует ряд инструментов и методов для применения в деятельности МТП. Практическая реализация инструментов и методов, рекомендуемых автором для применения на МТП, происходит главным образом за счет совершенствования организационной структуры, управленческого воздействия, повышения квалификации и изменения профессионального мышления персонала и не требует значительных финансовых вложений, что обосновывает целесообразность использования данных инструментов и методов на МТП.

В качестве инструментов деятельности МТП автор предлагает применять следующие: инструменты управленческого воздействия

(аутсорсинг бизнес-процессов, НЯ-менеджмент, организационная культура, система менеджмента качества (СМК) и др.), логистические инструменты (интегрированная логистика, система управления цепями поставок ^СМ), системы «канбан» и «точно в срок» и др.), маркетинговые инструменты (интегрированный маркетинг, маркетинговые исследования, система ФОССТИС и др.), а также др. инструменты.

Выбор современных методов ведения предпринимательской и торговой деятельности очень обширен. Автор дает неполный перечень методов деятельности, которые могут применять МТП:

- методы анализа внешней среды: SWOT-анализ, PEST-анализ и др.;

- методы анализа внутренней среды: комплексный анализ

хозяйственной деятельности, оценка инновационного потенциала, РГМЗ-анализ и др.;

- методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические;

- методы управления товарными запасами: АВС-анализ, XYZ-анализ, EOQ-модель и др.;

- методы структуризации бизнес-процессов: описание в

функциональном аспекте (стандарт IDEF0), описание потоков работ (стандарт IDEF3 и WFD), описание потоков данных (стандарт DFD) и др.;

- методы управления маркетинговыми ресурсами: методы управления ассортиментом, методы ценообразования, методы продвижения, методы управления распределением и др.

Применение авторской концепции обеспечения устойчивого конкурентного преимущества МТП на основе формирования ИП позволит предпринимателям и руководителям МТП понять законы и принципы обеспечения конкурентных преимуществ на основе ИП, выработать подходы и стратегию формирования ИП, определить стратегические и тактические КФУ своей деятельности, а также выбрать оптимальные технологии, инструменты и методы для реализации разработанных стратегий.

Библиографический список:

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: ИД «Питер», 2007г. - 480с.

2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов.

- М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008г. - 624с.

3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2008. -544с.

4. Юдникова Е.С., Халезов В.Н. Обеспечение направлений формирования инновационного потенциала торговой предпринимательской структуры: Научное издание / Е.С. Юдникова, В.Н. Халезов; СПбТЭИ. -СПб.: ТЭИ, 2010. - 104с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.