Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала торгового предприятия'

Оценка инновационного потенциала торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1118
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIONAL POTENTIAL / TRADE BUSINESS / INTELLECTUAL POTENTIAL / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халезов В. Н.

Инновационной деятельности производственных предприятий посвящено большое количество научных работ. Однако исследователями остаются незатронутыми вопросы инновационной деятельности торговых организаций, играющих важную роль в экономике России. Данная статья посвящена оценке инновационного потенциала торгового предприятия. Анализ инновационного потенциала является первым шагом реализации инновационных преобразований в торговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: There are a lot of scientific publications about innovational activity of production business. But scientists dont study innovational activity of trade business at all in spite of trade business is very important sector of Russian economy. This article is devoted to analysis of innovational potential of trade business. This analysis is the first step of innovational activity of trade business.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала торгового предприятия»

Оценка инновационного потенциала торгового предприятия Estimate of an innovational potential of trade business

Халезов В.Н.

Аспирант

Санкт-Петербургский Торгово-Экономический Институт

viktor-khalezov@mail. ru

Аннотация: Инновационной деятельности производственных

предприятий посвящено большое количество научных работ. Однако исследователями остаются незатронутыми вопросы инновационной деятельности торговых организаций, играющих важную роль в экономике России. Данная статья посвящена оценке инновационного потенциала торгового предприятия. Анализ инновационного потенциала является первым шагом реализации инновационных преобразований в торговой деятельности.

Abstract: There are a lot of scientific publications about innovational activity of production business. But scientists don’t study innovational activity of trade business at all in spite of trade business is very important sector of Russian economy. This article is devoted to analysis of innovational potential of trade business. This analysis is the first step of innovational activity of trade business.

Ключевые слова: инновационный потенциал торгового предприятия, конкурентоспособность, интеллектуальный потенциал.

Keywords: innovational potential, trade business, intellectual potential, competitiveness

В условиях экономической нестабильности особое значение имеет поиск путей повышения конкурентоспособности предпринимательских структур. В соответствии с теорией экономических циклов Н.Д. Кондратьева после кризисного этапа экономические показатели снова начнут расти. Однако преодолеть кризисный период и продолжить успешное развитие смогут лишь те компании, которые первыми приспособятся к изменившейся экономической конъюнктуре и создадут устойчивые конкурентные

преимущества. Иными словами первыми выйдут из кризиса компании, успешно внедряющие нововведения или инновации [3].

В России одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики является торговля, которая обеспечивает более 20% ВВП страны, а 37,7% всех предприятий в стране являются торговыми. Указанные показатели свидетельствуют о том, что развитие торговли оказывает значительное воздействие на экономику страны. Поэтому внедрение инноваций в торговле может оказать положительное влияние не только на развитие отрасли, но и будет способствовать скорейшему преодолению последствий экономического кризиса и обеспечению устойчивого развития российской экономики.

Способность предприятия к генерации и внедрению инноваций характеризуется его инновационным потенциалом. Инновационный потенциал - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности (т.е. деятельности по выработке инноваций) [1]. Другими словами, инновационный потенциал - это мера готовности предприятия выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели, то есть мера готовности предприятия к инициации и внедрению инноваций [2].

Инновационный потенциал предприятия любой отрасли включает в себя два блока: инновационный потенциал материальных активов

предприятия и инновационный потенциал нематериальных активов (интеллектуальный потенциал) [4].

Структура инновационного потенциала предприятия представлена на

рис.1.

Инновационный потенциал торгового предприятия

Инновационный потенциал материальных ресурсов

Интеллектуальный

потенциал

ей

О

X

со

К

ю

«

к

х

с

и

х

X

о

Л

и

о

и

X

к

н

и

и

Л

ей

Л

о

Л

о

и

Л

и

к

и

о

и

р

к

и

-4 §

к

и

н

Л

о

о

и

я

о

Л

я

и

к

и

Л

2

3

X

Л _,

Й ю

Л н <Р и

I—т ^ ^

Н й

то 2 и X

Рис. 1. Структура инновационного потенциала предприятия (Источник: разработан автором)

Важно отметить, что именно интеллектуальный потенциал предприятия имеет ключевое значение в процессе инициации инноваций, а материальные активы выполняют вспомогательную функцию, способствуя качественному и быстрому внедрению инновации.

Традиционная схема оценки инновационного потенциала торгового предприятия представлена на рисунке 2.

Ресурс

Функция

Проект

Рис. 2. Схема оценки инновационного потенциала предприятия

(Источник: Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е

изд. - СПб.: Питер, 2008г. - 448с.)

При оценке потенциала торгового предприятия под проектом понимается процесс внедрения инновации.

В современной практике существуют две схемы анализа и оценки инновационного потенциала предприятия: детальный и диагностический анализ.

Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки ее к реализации. Классическая схема детального анализа инновационного потенциала включает в себя следующие этапы:

- создается идеализированная модель состояния инновационного потенциала предприятия, устанавливаются критерии и требования к состоянию инновационного потенциала по всем компонентам;

- устанавливается фактическое состояние инновационного потенциала предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анализируются отклонения результатов исследования от параметров идеализированной модели инновационного потенциала;

- разрабатывается перечень работ по совершенствованию инновационного потенциала [2].

Диагностический подход используется при анализе по ограниченному кругу параметров, что обуславливает установление следующих обязательных условий при проведении данного вида анализа:

- должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;

- необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими параметрами системы, чтобы по состоянию одного диагностического параметра оценить состояние всей системы;

- информация о значениях обработанных диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении количества параметров анализа возникает риск неточной диагностики состояния системы.

Если в качестве диагностируемого блока системы выступает элемент «кадровые ресурсы», то по его состоянию можно диагностировать состояние всего инновационного потенциала предприятия [2].

Оценка инновационного потенциала также может быть перспективной и ретроспективной. Перспективная оценка основывается на прогнозах реализации конкретного инновационного проекта (например, введение в ассортимент торгового предприятия новой группы товаров), а ретроспективная оценка базируется на информации об уже реализованных проектах (например, торговая компания уже имеет большой опыт успешного введения в ассортимент различных товарных групп, и по данному показателю инновационный потенциал компании может оцениваться как высокий).

В соответствии с представленной на рис. 1 структурой инновационного потенциала автор предлагает методику оценки инновационного потенциала, включающую в себя две составляющие: оценку инновационности

материальных ресурсов и оценку интеллектуального потенциала.

Для оценки инновационного потенциала материальных ресурсов предприятия можно использовать показатели эффективности деятельности предприятия по ключевым элементам потенциала: основным фондам, оборотным активам, торгово-технологическим процессам, маркетинговым, управленческим и трудовым ресурсам.

Э

^ОС

рто х рто Э

х или ЭОС

РТО РТО РТО

х------х

ОФ Smз КВ

ОФ S А

тз ^

(1)

где ЭОС - эффективность использования основных средств

предприятия;

3

РТО - сумма товарооборота предприятия;

ОФ - стоимость основных фондов предприятия;

Smз - торговая площадь предприятия;

КВ - сумма капитальных вложений.

Э = з

^ОА 3

РТО РТО РТО

х^^ х-------- (2)

ТЗ ДЗ КФВ к }

где ЭОА - эффективность использования оборотных активов предприятия;

ТЗ - средний товарный запас;

ДЗ - средняя дебиторская задолженность сроком до 12 мес.;

КФВ - сумма краткосрочных финансовых вложений.

РТО РТО РТО

------X-------X--------- (3)

Зм Чм ФЗПм

1 м м м

где Эмр - эффективность использования маркетинговых ресурсов; Зм - сумма маркетинговых затрат;

Чм - численность маркетологов;

ФЗПм - фонд заработной платы работников отдела маркетинга.

Э = 3

ттп

РТО РТО РТО

X-------X-

З З З

тр хр п

(4)

где Эптт - эффективность торгово-технологических процессов; Зтр - сумма транспортных расходов;

Зхр - сумма затрат на хранение продукции;

Зпп - сумма затрат на предпродажную подготовку товара.

Э = 3

упр ^

РТО РТО РТО

х х

Ч рук УР ФЗП рук

где Эупр - эффективность использования управленческих ресурсов;

Чрук - численность руководящих работников предприятия;

УР - сумма управленческих расходов предприятия;

ФЗПрук - фонд заработной платы руководящих работников предприятия.

Э = 3

тр -

РТО РТО РТО

------х-------х-------- (6)

Ч ФЗП Зоб (6)

где Этр - эффективность использования трудовых ресурсов;

Ч - численность работников предприятия;

ФЗП - фонд заработной платы предприятия;

Зоб - сумма затрат на обучение персонала.

Шесть вышеперечисленных показателей можно представить в виде одного интегрального показателя эффективности деятельности предприятия:

Э —6ЭОФ х ЭОА х Э х Э х Э х Э (7)

инт у ОФ ОА м ттп упр тр (/)

Соответственно рост показателей эффективности деятельности

предприятия может свидетельствовать о росте материальной составляющий инновационного потенциала.

АЭ„ — I АЭi х di АЭоф х <$оф + АЭОА х dОА АЭм х dм АЭттп х dттп АЭупр х dупр АЭтр х dт i =1

(8)

где АЭИП - показатель роста эффективности использования инновационного потенциала предприятия;

АЭ;. - темп роста эффективности использования компонентов

инновационного потенциала, %;

di - весовой коэффициент, отражающий степень наличия нововведений в компоненте инновационного потенциала. Данный показатель определяется на основе экспертной оценки.

Для оценки интеллектуального потенциала торгового предприятия целесообразно произвести следующую группировку блоков инновационного потенциала компании: стратегический блок (концепция бизнеса);

маркетинговый блок (марктетинговые ресурсы), кадровый блок (кадровые ресурсы), процессно-технологический блок (торгово-технологические процессы), ресурсный блок (основные и оборотные средства предприятия), организационно-управленческий блок (управленческие ресурсы).

В процессе анализа каждый блок разбивается на ряд элементов, инновационный потенциал которых оценивается отдельно. Каждому элементу блока выставляется оценка от 1 до 6 в зависимости от конкурентоспособности элемента и возможности его улучшения за счет внедрения нововведений:

1 - низкая конкурентоспособность, нет возможностей для улучшения за счет нововведений;

2 - низкая конкурентоспособность, но есть возможности улучшения;

3 - средняя конкурентоспособность, но нет возможностей улучшения;

4 - средняя конкурентоспособность, есть возможности улучшения;

5 - высокая конкурентоспособность, но нет возможностей для улучшения;

6 - высокая конкурентоспособность и есть возможности для улучшения за счет нововведений.

В зависимости от выставляемых оценок инновационный потенциал компонентов каждого блока может быть оценен как высокий (5-6 баллов), средний (3-4 балла) или низкий (1-2 балла).

Методика экспертной оценки интеллектуального потенциала торгового предприятия представлена в Приложении 1.

Значение инновационного потенциала при использовании данной методики определяется по формуле:

п

1Р = Е В Х di = Всб Х асб + Вмб Х Лмб + Вкб Х Лкб + Вптб Х ^птб + Врб Х ^рб + Воуб Х ^оуб 1=1

(9)

где 1Р - показатель инновационного потенциала предприятия;

Bi - оценка инновационного конкретного блока; di - весовой коэффициент соответствующего блока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутри каждого блока происходит аналогичная оценка инновационного потенциала:

т

в, =ЕК Х к (10)

,=1

где К, - инновационный потенциал конкретного компонента по

отдельному блоку;

к, - весовой коэффициент конкретного компонента.

Обычно такую оценку производит группа экспертов. В этом случае инновационный потенциал конкретного компонента рассчитывается как сумма оценок экспертов, деленная на их количество:

_ Еэо

к, = (11)

где ЭО - экспертная оценка конкретного компонента; f - количество экспертов.

Разработанная автором методика оценки инновационного потенциала торгового предприятия имеет две особенности, отличающие ее от ранее предложенных методик оценки инновационного потенциала предприятия. Во-первых, методика оценки, предложенная автором, предполагает анализ двух ключевых составляющих инновационного потенциала: инновационности потенциала материальных ресурсов и интеллектуального потенциала. Ключевую роль в данном случае играет оценка интеллектуального потенциала, которая построена на рассмотрении

компонентов интеллектуального потенциала по двум критериям: уровень конкурентоспособности и оценка возможности улучшения компонента потенциала. Оценка интеллектуального потенциала на основе двух критериев оценки является второй особенностью авторской методики.

Нужно отметить, что оценка инновационного потенциала предприятия является лишь первым этапом реализации стратегии преобразований, которая также включает в себя оценку внешней среды предприятия, постановку целей внедрения нововведений, разработку и реализацию стратегии преобразований. Однако оценка инновационного потенциала является одним из важнейших этапов реализации инновационной стратегии фирмы, так как она определяет направления и масштабы будущих преобразований.

Библиографический список:

1. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 343.

2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2008г. - 448с.

3. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982г. - 401с.

4. Юдникова Е.С., Халезов В.Н. Обеспечение направлений формирования инновационного потенциала торговой предпринимательской структуры: Научное издание / Е.С. Юдникова, В.Н. Халезов; СПбТЭИ. -СПб.: ТЭИ, 2010. - 104с.

Приложение 1

Оценка состояния инновационного потенциала торгового предприятия

Номер Компоненты блоков Оценка состояния инновационного потенциала

1 2 З 4 5 б 7 в

Низкий Средний Высокий

1. Стратегический блок Итоговая оценка по стратегическому блоку

1.1. Предпринимательская идея 1 2 З 4 5 б

1.2. Миссия предприятия 1 2 З 4 5 б

1.З. Цели предприятия 1 2 З 4 5 б

Рыночные цели 1 2 З 4 5 б

Финансовые цели 1 2 З 4 5 б

Маркетинговые цели 1 2 З 4 5 б

Кадровые цели 1 2 З 4 5 б

Цели инновационного развития 1 2 З 4 5 б

1.4. Стратегии деятельности 1 2 З 4 5 б

Рыночная стратегия 1 2 З 4 5 б

Финансовая стратегия 1 2 З 4 5 б

Маркетинговая стратегия 1 2 З 4 5 б

Кадровая стратегия 1 2 З 4 5 б

Стратегия инновационного развития 1 2 З 4 5 б

1.5. Инструменты реализации стратегий предприятия 1 2 З 4 5 б

Маркетинговые инструменты 1 2 З 4 5 б

Финансовые инструменты 1 2 З 4 5 б

Кадровые инструменты 1 2 З 4 5 б

Т оргово-технологические процессы 1 2 З 4 5 б

1 2 З 4 5 б 7 в

2. Маркетинговый блок Итоговая оценка по маркетинговому блоку

2.1. Ассортимент продукции (Product) 1 2 З 4 5 б

Ширина 1 2 З 4 5 б

Г лубина 1 2 З 4 5 б

Г армоничность 1 2 З 4 5 б

Насыщенность (полнота) 1 2 З 4 5 б

Новизна 1 2 З 4 5 б

2.2. Ценообразование (Price) 1 2 З 4 5 б

Ценообразующие факторы (издержки обращения) 1 2 З 4 5 б

Ценовая политика (методы ценообразования) 1 2 З 4 5 б

2.З. Продвижение (Promotion) 1 2 З 4 5 б

Стимулирование сбыта 1 2 3 4 5 б

Реклама 1 2 3 4 5 б

PR 1 2 3 4 5 б

2.4. Распределение (Place) 1 2 3 4 5 б

Местоположение предприятия 1 2 3 4 5 б

Каналы распределения 1 2 3 4 5 б

2.5. Служба маркетинга 1 2 3 4 5 б

Структура маркетингового отдела 1 2 3 4 5 б

Количество работников отдела 1 2 3 4 5 б

Квалификация и опыт маркетологов 1 2 3 4 5 б

Маркетинговые возможности сбытового и управленческого персонала 1 2 3 4 5 б

2.б. Маркетинговая стратегия 1 2 3 4 5 б

Цели маркетинга 1 2 3 4 5 б

Стратегии по отдельным элементам комплекса маркетинга (ассортимент, цена, распределение, продвижение) 1 2 3 4 5 б

Инструменты реализации маркетинговой стратегии 1 2 3 4 5 б

1 2 3 4 5 б 7 в

2.7. Маркетинговая информация 1 2 3 4 5 б

Методы получения маркетинговой информации 1 2 3 4 5 б

Методы обработки и систематизации маркетинговой информации 1 2 3 4 5 б

Направления использования маркетинговой информации 1 2 3 4 5 б

3. Кадровый блок Итоговая оценка по кадровому блоку

3.1. Руководители: состав, опыт квалификация 1 2 3 4 5 б

3.2. Количество, опыт, квалификация работников по направлениям деятельности компании: 1 2 3 4 5 б

Специалисты по закупке 1 2 3 4 5 6

Специалисты, организующие транспортировку и хранение продукции 1 2 3 4 5 6

Специалисты финансовой службы и бухгалтерии 1 2 3 4 5 6

Прочие специалисты (юристы, специалисты в области информационных технологий и т.д.) 1 2 3 4 5 6

3.3. Сбытовой персонал 1 2 3 4 5 6

Численность 1 2 3 4 5 6

Опыт и квалификация 1 2 3 4 5 6

Мотивация 1 2 3 4 5 6

3.4. Отдел персонала: опыт, квалификация, мотивация кадровых работников 1 2 3 4 5 6

3.5. Система обучения персонала 1 2 3 4 5 6

Первичное обучение 1 2 3 4 5 6

Система повышения квалификации 1 2 3 4 5 6

Система аттестации 1 2 3 4 5 6

4. Процессно-технологический блок Итоговая оценка по процессно-технологическому блоку

4.1. Закупка продукции 1 2 3 4 5 6

4.2. Транспортировка (доставка) продукции 1 2 3 4 5 6

4.3. Хранение продукции (площадь склада, складское оборудование, состав складских рабочих, объем товарных запасов) 1 2 3 4 5 6

1 2 3 4 5 6 7 8

4.4. Подготовка товара к продаже (упаковка, фасовка, маркировка) 1 2 3 4 5 6

4.5. Обслуживание покупателей 1 2 3 4 5 6

5. Ресурсный блок И тоговая оценка по ресурсному блоку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.1. Материально-техническая база 1 2 3 4 5 6

Здания, помещения, торговая площадь, площадь склада 1 2 3 4 5 6

Торговое оборудование и инвентарь 1 2 3 4 5 6

5.2. Оборотные средства 1 2 3 4 5 6

Запасы 1 2 3 4 5 6

Дебиторская задолженность (до 12 месяцев) 1 2 3 4 5 6

Краткосрочные финансовые вложения 1 2 3 4 5 6

5.3. Финансовые ресурсы 1 2 3 4 5 6

Объем собственных средств 1 2 3 4 5 6

Объем инвестиций 1 2 3 4 5 6

5.4. Информационные ресурсы 1 2 3 4 5 6

Информационная система предприятия 1 2 3 4 5 6

Экономическая и коммерческая информация 1 2 3 4 5 6

Информация для обучения персонала 1 2 3 4 5 6

6. Организационноуправленческий блок Итоговая оценка по организационноуправленческому блоку

6.1. Организационная структура 1 2 3 4 5 6

Уровни управления и звенья организационной структуры 1 2 3 4 5 6

Связи в организационной структуре 1 2 3 4 5 6

Разделение полномочий и ответственности 1 2 3 4 5 6

6.2. Организационная культура 1 2 3 4 5 6

Система ценностей организации

Традиции, опыт, лояльность персонала 1 2 3 4 5 6

Трудовая этика 1 2 3 4 5 6

6.3. Коммуникационная система 1 2 3 4 5 6

6.4. Система мотивации, стимулирования и заработной платы 1 2 3 4 5 6

6.5. Система управления: планирование, организация, координация, контроль 1 2 3 4 5 6

6.6. Стиль управления (соотношение централизации и децентрализации) 1 2 3 4 5 6

Итоговая оценка состояния инновационного потенциала по пяти блокам

Источник: разработана автором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.