Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / СЕНСОРИКА / СРЕДА / ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмушарифова Л.В.

Описан опыт, где созданы условия для сенсорного развития в группе детей с умеренной умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Эта статья будет интересна в первую очередь специалистам и воспитателям, которые работают с детьми с умственной отсталостью, студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Р а з д е л III

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ И В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

УДК 376-058

Гильмушарифова Л.В.

Создание условий для сенсорного развития детей с умеренной умственной отсталостью

Описан опыт, где созданы условия для сенсорного развития в группе детей с умеренной умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Эта статья будет интересна в первую очередь специалистам и воспитателям, которые работают с детьми с умственной отсталостью, студентам.

Ключевые слова: условия, сенсорика, среда, дети с умственной отсталостью.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. С помощью ощущения ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств.

Сенсорное развитие является основной базой, главным кирпичиком всех психических процессов. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире будет полученная ребенком информация об окружающем мире [1].

В нашем дошкольном учреждении наряду с типично развивающимися детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Все это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Учитель-дефектолог в своей работе ведет активный поиск инновационных подходов к созданию условий в сенсорном развитии дошкольников с умственной отсталостью. Вся работа специалистов и педагогов в группе проводится дифференцированно.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо создать условия развития сенсорного восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности [2].

Первое условие - создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога.

В группах для детей с умственной отсталостью выделяется специальное занятие по сенсорному развитию, так как основная задача учителя-дефектолога - обучающая. Занятия направлены на накопление сенсорного опыта, который позволит использовать полученные знания в разнообразных ситуациях. Самое главное, ребенка следует научить рассматривать, ощупывать, вслушиваться, т. е. сформировать у него перцептивные действия. Это будет являться первой ступенью его чувственного опыта, основой познания мира. Обучение проводится по этапам:

- совместная деятельность со взрослыми;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по словесной инструкции.

Е.Н. Тихеева считала, что дидактический

материал - одно из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка [1].

Второе условие - подбор дидактического материала в коррекционной работе с детьми.

В кабинете дефектолога дидактический материал и игры используются для под-групповых и индивидуальных занятий. Это демонстрационный и раздаточный материал, используемый в процессе сенсорного развития: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового, слухового. Пособия подбираются с учетом особенностей детей с умственной отсталостью и отвечают требованиям ФГОС дошкольного образования.

Пермский педагогический журнал (№ 10/2019)

Для рассматривания предметов на первый план выступают натуральные предметы и объекты природы: овощи, фрукты, посуда; игрушки, приближенные к реальным предметам окружающей действительности: животные, мебель, транспорт. Весь материал должен быть крупным, ярким, не иметь мелких деталей. Правильно подобранные предметы и создают большой обучающий и эмоциональный эффект. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. После знакомства с натуральными предметами, свойствами и качествами предъявляются иллюстрации.

Таким образом, подбор дидактических игр, материалов, пособий учитывает особенности развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Третье условие - использование технологий в работе с умственно отсталыми детьми.

Разработана технология интеграции -объединение нескольких образовательных областей во время проведения игровых занятий по сенсорному воспитанию: знакомство с цветом и конструирование.

В работе по сенсорному развитию используются игровые технологии, так как игра для дошкольника - ведущий вид деятельности. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и игровых образовательных ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Это могут быть игры с дидактической игрушкой, путешествие в гости, адаптированные сказки для умственно отсталых детей о геометрических фигурах, о цвете. Широко используем в этих целях коврограф В.В. Воскобовича.

Четвертое условие - создание сенсорного центра в группе.

Накопление сенсорных представлений у ребенка возможно под руководством взрослого и при создании взрослым предметно-развивающей среды. Работа по сенсорному развитию детей продолжается в группе воспитателями.

Ребенок с умственной отсталостью испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами -главное назначение сенсомоторного центра. Известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в коррекционной работе с ребенком, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем компьютеризация современной жизни создает недостачу сенсорного опыта детей, подменяя его визуальными и виртуальными изображениями.

Мы создаем в группе сенсорные мини-центры. Цель: сформировать полноту восприятия через взаимодействие с реальными предметами. Содержание центров зависит от изучаемой темы. После занятий дефек-толога весь стимульный материал переносится в группу. В совместной деятельности с ребенком воспитатель закрепляет пройденный на занятии материал.

Кроме того, воспитатели вносят аналогичный материал в другие развивающие центры: сюжетные игры, изобразительный уголок, игры со строительным материалом, центр практической деятельности и т. д. Содержание наполнения центров сенсорным материалом зависит от года обучения и уровня развития ребенка. Самое главное, материал должен быть направлен на формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами.

Для развития тактильных ощущений в центрах подобраны пособия из материалов разной фактуры (кусочки меха, шелка, шнурки, бархатная бумага); выпуклые фигуры, буквы, цифры. Дети очень любят играть с разными мелкими игрушками: они сформированы по цвету, и дети раскладывают их по коробочкам,сортерам.

Используем сенсорные коробки с кинетическим песком, фасолью, горохом, перловкой, манной крупой. Дети с большим удовольствием применяют в своих играх сенсорные коробки, познавая форму, цвет, величину предметов и развивая тактильные ощущения. Игры: «Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Спрячь игрушку».

Раздел III. Инновационные процессы в инклюзивном образовании и в работе с детьми С ЗПР

Разработано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра: цветная ширма, цветные мешочки, цветовые скатерти, цветовые квадраты, цветные лабиринты-дорожки. Упражнения с детьми проводятся с целью выделения цвета в окружающем пространстве.

Сенсорный центр используется в кор-рекционной работе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и экспериментальной деятельности детей. Постоянное и поэтапное усложнение игр («по спирали») дает возможность поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимального поиска. Развитию ребенка способ-ствовует и предметно-практическая деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Пятое условие - активные участники образовательного процесса [3].

Важная роль в формировании образовательной среды принадлежит родителям, которые создают атмосферу сопричастности к тому, чем живет наш детский сад. Работа с ними осуществляется в рамках семейной гостиной «Рука в руке». Ее основные направления: изучение, информирование, просвещение, обучение и сотрудничество. Интегрированные занятия с родителями и детьми - одна из форм клуба. Цель

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

таких занятий заключается в том, чтобы включить родителей в совместную работу с детьми, показать им технологии взаимодействия с ребенком.

В рамках клуба действует мастерская родителей. Они изготавливают пособия для занятий с детьми. С помощью родителей в группе сделаны многофункциональные пособия «сенсорный куб», модули-шнуровки, бизиборды. Многофункциональность пособий содействует тому, что с помощью одной игры можно решать большое количество коррекционных задач. Незаметно для себя ребенок узнает и запоминает цвет, форму, размер, развивает мелкую моторику.

Проводим обучающие игры - занятия «Поиграйте с ребенком дома», даем индивидуальные рекомендации по сенсорному развитию каждому из родителей в зависимости от уровня развития его ребенка.

Сенсорное развитие является фундаментом для развития умственных способностей, а у детей с ограниченными возможностями уровень сенсорного развития повышается намного медленнее, чем у типично развивающихся детей. Таким образом, важно создавать специальные коррекционные условия для детей с умственной отсталостью, начиная с ранних лет [4].

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Т., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. -М., 1988.

2. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб., 2005. - 304 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М., 2003. - С. 272.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.