Научная статья на тему 'Создание условий для проектной деятельности учителя и ученика'

Создание условий для проектной деятельности учителя и ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ДИСКУССИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячкова Тамара Юрьевна

Кратко изложено содержание деятельности по освоению учителями и школьниками проектной логики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий для проектной деятельности учителя и ученика»

школой. А также программам "Дети-сироты", "Одаренные дети", программам, направленным на обновление содержания образования и развитие личности, таким педагогическим технологиям, получившим развитие в образовании Якутии, как проблемное обучение, развивающее обучение. адаптивное обучение, дифференцированное обучение и др.

Таким образом, задачами регионализации образования являются:

- установление взаимосвязи регионализации образования с социально-психологической, управленческой, экономической и образовательной концепциями развития региона ради социокультурного обновления региона;

- развитие социокультурной основы образования, возрождение первоначального контекста социокультурных категорий и ценностей;

- устранение разрывов между всеми формами образования: детский сад - школа, между общеобразовательной, профессиональной и высшей школой;

- становление педагогических технологий развития, в наибольшей степени развивающих ресурсы личности (ребенка, родителей, педагогов)

и формирующих мотивацию на социокультурное обновление региона;

- выход на новое понимание качества образования, включающего в себя не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления региона:

- усиление открытости региональной образовательной системы для общественности при одновременном выполнении ею роли важнейшего фактора оздоровления социокультурной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Истоковедепне. Тома 3 - 4. - М.: Издательский лом "Истоки". - 320 с.

2. Лянцевич В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов по географии (на примере Республики Коми). / В.М. Лянцевич // Лвтореф. дисс. на соис. уч. ст. по спец. 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования. - М.. 1999. - С. 8.

УДК 37.013.75

Создание условий для проектной деятельности учителя и ученика

Т.Ю. Дьячкова

Кратко изложено содержание деятельности по освоению учителями и школьниками проектной логики. ¡Стчевые сюва: учебный проект, дискуссия, информационные технологии.

In this article the acriviti maintenance on development by teachers and schoolboys of design logic is short slated.

Применение информационно-коммуникационных технологий в освоении школьниками содержания образования - одно из положительных изменений, которые происходят в школе. Наша задача - накапливать подобные изменения, оценивать их результативность, создавать условия для учителей и учеников, чтобы каждый мог убедиться в реальной пользе от применения информационно-коммуникационных технологий на уроках.

ДЬЯЧКОВА Тамара Юрьевна, зам. директора по учебной работе муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа К?1" г. Ленска Республики Саха (Якутия).

Для мотивации педагога на участие в проектной деятельности, самостоятельного поиска информации в интернете, совершенствования владением проектной логикой и демонстрации успехов учеников в программе опытной работы была определена как технология модернизации управления учебной работой школьная конференция "Открытые дискуссии". Цель такой конференции для школьников: формирование у обучающихся способности использовать приобретенные предметные знания и знания по информационно-коммуникационным технологиям для решения задач реальной жизни; для педагогов - совершенствование первоначальных навыков по компьютерным технологиям и владения проектной логи-

кой в совместной деятельности с учащимися. Под учебным проектом мы понимаем совместную целенаправленную учебно-исследовательскую деятельность ученика и учителя по разрешению сформулированной значимой проблемы, имеющую согласованные методы, способы деятельности и направленную на достижение результата по решению выделенной проблемы. Для достижения поставленных целей организуются занятия проектной деятельностью, тематика которой определяется на методическом совете школы.

По правилам проведения конференции, школьники совместно с преподавателями учатся составлять учебную модель будущей работы, которая представляет собой алгоритмическую схему деятельности, предстоящих действий, операций. По сути дела составляется алгоритм будущей деятельности - какие действия нужно произвести, чтобы изучить какой-либо объект, явление, процесс. Учителя, готовясь к защите проекта, учатся вместе с учениками искать информацию в интернете, правильно формулировать задачи, соотносить их с полученной информацией, анализировать и структурировать её, делать выводы. Учитель в ходе работы нал проектом совершенствует собственные знания в применении информационно-коммуникационных технологий, а затем имеет возможность применить эти знания на других своих уроках.

К проектантам выдвигаются следующие требования. Оцениваются умение логично и понятно изложить суть проблемы, актуальность темы; применять на практике свои знания; вести диалог с оппонентом; убеждать; задавать вопросы; отвечать на вопросы. Допускаются исследовательские, реферативные, прикладные, творческие работы; интернет может быть использован только как инструмент самостоятельного исследования; реферативная работа имеет аналитический характер и содержит собственные выводы по теме; учитывается графическая грамотность выполнения схем, иллюстраций.

Ученики и учитель выбирают тему проекта и сообщают её заместителю директора по учебной работе в заявке. Темы утверждаются методическим советом школы и оформляются на специальном стенде, чтобы все учителя, ученики и родители могли ознакомиться с направлениями выбранных проектов. В течение учебного гола преподаватели вместе с учениками работают над своими темами, продумывают следующий проектный шаг.

Конференция проводится в два этапа, её готовит и ведёт заместитель директора по учебной работе. Первый этап в работе конференции назы-

вается "Дискуссии". От творческой группы, подавшей заявку на участие, выбирается один ученик, который будет участвовать в дискуссиях. Группе отобранных ушников предлагаются последовательно две-три темы. Каждый из школьников старается высказать свою точку зрения на предлагаемую тему, вступить в диалог с другим участником конференции. Главное условие первого этапа - умение не только высказать свои умозаключения по теме, но и вести диалог с оппонентом, организовать дискуссию. Элементы диспута позволяют каждому определить своё отношение к теме обсуждения.

Экспертная группа, в состав которой входят руководители методических объединений, учителя, оценивает способность участников вести дискуссию, точно и ясно высказывать свои мысли, задавать вопросы по предложенной теме. У каждого эксперта есть специальный лист экспертной оценки с критериями оценивания.

На втором этапе, который называется "Практическая работа", школьники представляют суть своего проекта. На защиту работы отводится 8-10 минут, при наличии большого количества участников возможно деление на секции. На этом этапе оценивается способность ученика кратко изложить цель и суть работы, умение обработать полученную информацию, лаконично и аргументированно отвечать на вопросы. Ответы учащихся демонстрируют не просто знания по теме проекта, но и эмоциональный настрой. Эксперты также оценивают оформление проекта но соответствующим критериям.

Считаем нужным уточнить, что перед зашитой проектных работ мы обязательно организуем предварительное прослушивание учеников. В конференцзале устанавливаем проектор, ноутбуки. чтобы максимально приблизить ситуацию к предстоящей конференции. Это необходимо делать по следующим причинам:

- у школьников снижается чувство напряжённости, тревоги и беспокойства, нередко возникающие в условиях подготовки к конференции;

- после предварительной защиты у учителя и школьников имеется возможность исправить недочёты и неточности в своих работах.

Наше наблюдение за результатами проведения конференций позволяет сделать вывод, что происходит качественно иное осмысление собственной деятельности и учителя, и ученика, возникает ощущение сопричастности к общему делу, ощущение радости от совместных результатов. Это повышает инте.ъчектуалыгую активность и учителя, и ученика. Важно то, что и у преподавателя, и у школьника формируется способность использовать знания и опыт информационно-

технологической деятельности для решения проблемных вопросов. Сверхзадача учителя при работе в проекте - дать учащимся увидеть и ощутить эффект синергизма, позволяющий в ходе совместной работы получить результат выше, нежели сумма усилий отдельных участников групп. Всё это можно дополнить точкой зрения A.M. Лобка, который отмечает, что формирование собственной деятельности в различных образовательных областях и есть главная задача образования. Автор констатирует, что только там и тогда, тле и когда возникает феномен собственной инициативы - учителя, управленца или ученика, - возникает феномен деятельности как таковой [1, с. 321.

Первая опытная конференция проводилась в один этап. Анализируя ход первой конференции, мы пришли к выводу, что у школьников нет сформированных навыков делового общения, не все ученики могут ясно выражать суть работы, недостаточно аргументированно отвечают на вопросы. Поэтому мы разработали технологию проведения конференции в два этапа: первый этап показывает, насколько сформированы у школьника навыки эффективного общения, культуры общения, умение слушать друг друга,

умение вести дискуссию; второй этап показывает умение школьника выделять главное в работе, умение применить полученные предметные знания и собственный опыт информационно-гех-нологической деятельности в решении практической задачи.

Проектная деятельность в школе с применением информационно-коммуникационных технологий позволила учителям применять информационные технологии на уроке, планировать уроки, ориентированные на проектную деятельность и строить внеклассную работу по предмету в формате проектной деятельности. Следует отметить, что некоторые педагоги стали выбирать тему проекта на два года, это позволяет сделать вывод, что появилась устойчивая мотивация преподавателей к проектной деятельности и что в школе созданы условия для проектной работы и совершенствования знаний учителя и ученика по информационным технологиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лобок A.M. Содержание образования: конфликт парадигм / A.M. Лобок // Перемены. - 2000. - №3. - С. 23 - 34.

УДК 37.013

Модель эффективной организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях модернизации системы образования

А. К. Винокуров

В статье рассматривается один из путей организации учебного процесса в сельской малокоммектной школе путем реализации разновозрастных профильных групп. При этом автор предлагает использовать интегральную технологию.

The article shows one of the ways to organizing school process in country's small-complect school by means of profile groups in different ages. The author proposes to use the integral technology.

Рассматривая и анализируя стратегии введения профильного обучения в малокомплектных школах, можно предложить иной вариант организации профильного обучения. Данная модель, как показывает опыт, заключается в создании внутри одной школы разновозрастных профильных групп с индивидуальным учебным планом.

ВИНОКУРОВ Александр Кимович. заместитель директора по НМР МОУ "Техтюрская COLU" Хангаласскою улуса.

удовлетворяющим потребности и возможности каждой личности. Комплектование профильных фупп осуществляется из числа учащихся 10 и 11 классов, на основе психолого-педагогического обследования интересов, способностей и возможностей каждого ученика. Учащиеся выбирают профильные предметы - не менее 2-3 учебных предметов, а по остальным обучаются на базовом уровне. Для обеспечения базового уровня учащиеся обучаются "со своими классами", а для реализации профильного уровня создаются разно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.