Научная статья на тему 'Создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся'

Создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1337
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPING EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY EDUCATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беззуб Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются концептуальные проблемы развития образования, его современное состояние, связь теории и практики развивающего обучения в условиях реализации образовательных стандартов в школах ДНР. Освещены результаты последних психологических исследований развития личности ребенка в условиях системы развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the conceptual problems of the development of education, its current state, the connection between the theory and practice of developing education in the context of the implementation of educational standards at schools in the Donetsk People's Republic. The results of the latest psychological studies on the development of the child's personality in the context of the system of developmental education are also covered.

Текст научной работы на тему «Создание условий для полноценного развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся»

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

CREATING CONDITIONS FOR THE FULL DEVELOPMENT, PRESERVING AND STRENGTHENING THE MENTAL HEALTH OF

YOUNGER STUDENTS

В статье рассматриваются концептуальные проблемы развития образования, его современное состояние, связь теории и практики развивающего обучения в условиях реализации образовательных стандартов в школах ДНР. Освещены результаты последних психологических исследований развития личности ребенка в условиях системы развивающего обучения.

Ключевые слова: развивающее обучение, начальное образование, личность, психологическое здоровье.

The article deals with the conceptual problems of the development of education, its current state, the connection between the theory and practice of developing education in the context of the implementation of educational standards at schools in the Donetsk People's Republic. The results of the latest psychological studies on the development of the child's personality in the context of the system of developmental education are also covered.

Key words: Developing education, primary education, personality, psychological health

Школьное образование крепко заняло ведущее место в процессах социализации и культурного развития подрастающего поколения. Не уменьшая роль родителей и другие социальные инструкции, нужно признать, что школа, особенно на начальном этапе учебы, является основным социальным фактором жизни современного ребенка. Сначала давайте погрузимся в историю и дадим исторический анализ понятию «детство», то есть попробуем дать оценку периода развитию ребенка, который предшествует вступлению его в школу. Ведь сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое «детство», ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и учебы. Но в действительности это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Б. Штерн, Ж. Пиаже, И. Соколнянский. Д.Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученым еще нужно разгадать.

Следовательно, детство - период, который продолжается от новорожденности к полной социальной психологической зрелости, это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Нужно при этом заметить, что этапы детства человека - продукт истории. Поэтому длительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. А потому идеальной формой, как считал Л.С. Выготский, есть та часть объективной действительности, с которой ребенок вступает в непосредственное взаимодействие. В дошкольном

189

возрасте такой идеальной формой становится мир взрослых. Как же осуществляется связь ребенка с миром? Нужно смоделировать отношения через сюжетно-ролевую игру. Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра принадлежит к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально техническая сторона минимальная, сокращенные операции, условные предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем мире, который никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской казной - настоящим творческим потенциалом будущего человека» [5].

В современном индустриальном обществе игра не является единственным типом деятельности детей. Другим типом деятельности в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность. Она издавна привлекает внимание художников, педагогов и психологов. Рисунки детей изучаются из разных точек зрения, но до сих пор изучены недостаточно.

Какая же роль принадлежит изобразительной деятельности, а какая общему психологическому развитию ребенка? По этому поводу Л.С. Выготский всегда цитировал Б. Спинозу: «Никакое большое дело не делается без большого чувства». Поэтому ценность художественного воспитания не в том, что оно создает знание или формирует навыки, а в том, что оно создает, по словам Л. С. Выготского «фон жизни, фон жизнедеятельности!... оно расширяет, углубляет и изучает эмоциональную жизнь ребенка, который просыпается и настраивается на серьезный лад». В статье «Предисловие развития письменного вещания» он рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку.

Кроме игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Какое влияние сказка предоставляет развитию ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», в которой обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического влияния на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и позитивное влияние на развитие ребенка. Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл жизни. Он пришел к выводу, что такое произведение должно увлечь внимание малышей, возбуждать любознательность, обогащать жизнь, стимулировать их воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Одним словом, это произведение должно прикасаться со всех сторон к душе ребенка, а еще - такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем

будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет лишь народная сказка. Почему именно она?

Сказка - произведение искусства. И потому как почти каждый вид искусства, сказка становится своеобразным видом психотерапии, потому что каждый человек открывает в ней личное решение жизненных проблем. Особенно важной является именно народная сказка, потому что она - сгусток человеческой мудрости, опыта, результат работы человеческого сознания.

Сказка слишком близка ребенку эмоционально по мироощущениям, потому что она ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Знакомясь с содержанием сказки, ребенок входит в определенную роль, которая побуждает его сопереживать героям, касается потайных уголков души. Психологи утверждают, чем больше таких позитивных эмоций, тем более развитой становится личность человека, она добывает тот неоценимый опыт познания, который является базой в его дальнейшей жизни.

Следовательно, игра, изобразительное искусство, народная сказка - это три кита, на которых основывается развивающая деятельность в младшем и старшем дошкольном возрасте. Это обязательная предпосылка, классическая подготовка ребенка к школе. Именно в начальных классах школы ребенок впервые сталкивается с особым миром знаний. От того, насколько успешно будут складываться процессы усвоения и формироваться соответствующие психологические функции, будет зависеть вся дальнейшая жизнь в школе и за ее пределами. Однако в современных условиях школа не может ограничиваться только обеспечением интеллектуального развития детей. Многолетние психолого-педагогические исследования показали наличие больших ресурсов в современной системе образования. Среди них надо отметить: теорию деятельностного опосредования личностного развития; концепцию гуманизации образования; систему дифференцированного обучения; концепцию новых информационных технологий обучения; исследования роли непроизвольного запоминания в обучении; концепцию развития личности в учебной деятельности; систему психологической экспертизы педагогических инноваций; систему оценки социального развития школьников.

Серьезного внимания заслуживает теория развивающего обучения. Как показала практика, эта система позволяет сформировать у ребенка уже в младшем школьном возрасте основы научного мышления, устойчивый интерес к знаниям, ценности сотрудничества и другие важные качества личности. Эти и многие другие разработки должны активно включаться в процесс и содержание образования [4].

В последнее время особую актуальность приобретают проблемы, связанные с социальным и личностным развитием детей. Социальное развитие является тем фактором, учет которого необходим для правильного понимания и оценки перспектив развития личности школьника и сохранения его физического и психического здоровья [6]. Начальная школа закладывает фундамент того типа социальных отношений и взаимодействий, которые

определят особенности в процессе социализации и персонализации в подростковом и юношеском возрасте. Более того, именно в начальных классах формируется общий стиль взаимодействия ребенка и школы, то есть там создается «лицо» школы и нравственно-психологический климат. В связи с этим достаточно очевидным становится необходимость оценки характера социального развития и уровня сформированности у ребенка коммутативных способностей и возможностей индивидуальной адаптации к тому типу социального взаимодействия, который диктует школа.

Общую социальную ситуацию развития ребенка в начальных классах определяют:

- школа (Учебное заведение) с присущей ей системой правил и требований;

- конкретные учителя с присущими им педагогическими взглядами, индивидуальными особенностями и уровнем мастерства;

- коллектив класса, который в совокупности характеризуется социокультурным и интеллектуальным уровнем развития детей [1].

Поступление ребенка в школу означает для него не только изменение содержания деятельности, но и вхождения в принципиально новый, отличный от семейного, тип взаимодействия с другими людьми. Любая школа, какой бы либеральной она ни была, всегда остается особым социальным институтом, существующим по законам организации. Жизнь организации и, соответственно, тех людей, которые в нее включены, регламентируется и регулируется системой норм и правил.

Принятие этих норм и подчинения правилам признают адекватность статусно-ролевого поведения ребенка требованиям школы и социальным ожиданиям учителей, одноклассников, родителей и др. Социальное поведение ребенка является одним из мощных факторов его школьной успеваемости. Однако принятие норм - не одномоментный акт, а длительный процесс, наполненный внутренними противоречиями, что имеет свои закономерности и стадии развертывания.

В самом широком смысле социальное развитие - это процесс присвоения исторического опыта человеческого взаимодействия и, соответственно, установление личности как носителя культуры и члена общества. В более узком смысле социальное развитие может быть представлено как способность ребенка к усвоению норм и правил, принятых в той или иной социальной организованности, и к построению своего поведения на их основе. Такая способность выражается в системе поведенчески-коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих эффективное включение ребенка в различные социально-психологические группы и ситуации общения.

Во многих семьях у детей уже к моменту поступления в школу формируются тенденции поведения, устоявшиеся, основанные на таких нормах, не соответствующих правилам и требованиям, принятым в самой

школе. Такое столкновение может приводить к конфликтному типу социального развития ребенка и глубокому кризису в его школьной жизни.

Мера отклонения поведения от нормы может быть достаточно существенной, но она значительно колеблется в зависимости от экономических, культурных, социальных условий жизни самого ребенка. Приведем несколько примеров. Проведенные исследования показали, что у детей, проживающих в сельской местности, меньше развита интерактивная сфера (сфера межличностного взаимодействия) вследствие трудностей, связанных с выделением и получением в сознании позиции партнера по взаимодействию. Однако при правильной организации учебно-воспитательного процесса этот недостаток компенсируется уже в течение трех лет обучения. У большинства городских школьников, особенно у тех, кто проживает в центральных районах, нарушена система ценностных отношений. Оценивая себя очень высоко (я хороший или очень хороший), что нормально для шестилетнего ребенка, оценка других людей оказывается значительно ниже (другие дети не плохие, но и не очень хорошие). Очевидно, что такая система будет создавать специфические трудности для учителя на начальном этапе обучения. Однако, их преодоление при рациональной организации контрольно-оценочных действий и отношений оказывается достаточно простым.

Таким образом, отклонение от нормы может носить как индивидуальный, так и устойчиво-групповой и даже массово-подобный характер. На основе выявленных отклонений должны разрабатываться программы психолого-педагогической коррекции данной сферы психического развития. В некоторых случаях опытные учителя пытаются справиться самостоятельно за счет ресурсов собственного опыта и чисто педагогическими средствами. В других - необходимо преобразовывать сам учебный процесс или привлекать специалистов по коррекции психического развития детей.

Следовательно, необходимо четко различать процессы социального развития ребенка, особенности функционирования социальных норм, устанавливающих правила и образцы общественно желаемого, должного поведения, и частные, групповые нормы, которые складываются в той или иной социально-психологической группе и регулируют поведение ребенка в ней.

Социальное развитие может оцениваться по различным показателям, в зависимости от конкретных задач, стоящих перед педагогом или психологом. Но наиболее общими и, следовательно, такими, которые позволяют решать максимально широкий круг практических задач, являются следующие пять параметров.

1. Социальные знания, которые показывают меру ориентированности ребенка в окружающем мире (социальное окружение, среда обитания, временное ориентирования, географическая, политическая, экономическая ориентация и т.п.).

Мера ориентированности ребенка в окружающем мире включает в себя те знания, которыми он должна обладать в определенный период жизни. Этими знаниями ребенок овладевает самыми разнообразными путями: в любой деятельности существует познавательная сторона, с помощью которого он и получает сведения об этой деятельности, о предметах и явлениях, с которыми он сталкивается. Познавательные интересы возникают у детей довольно рано, удовлетворяются самыми разными средствами, благодаря этому ребенок и приходит в школу с широким набором разнообразных сведений, которые приобретаются ним по ходу встреч с теми или иными явлениями действительности. Надо отметить, что эти знания еще не систематизированы, достаточно отрывочны, поскольку ребенок встречается с ними не в логике науки, а в логике жизни.

2. Вербальная сфера, раскрывающая способность детей к самостоятельной активности в области языкового выражения (владение формами речевого высказывания, умение вступать в диалог, соблюдение этикетных форм общения с людьми и т.п.).

Для детей, поступающих в школу, и младших школьников особое значение приобретает способность к собственным активным речевым действиям. Фактически здесь речь идет о развитии вербальных способностей детей, уровень развития которых во многом определяет успешность овладения детьми различными знаниями, выраженными в форме учебных текстов. Кроме того, сама структура современного обучения предполагает наличие у ребенка развитой способности к различного рода речевым высказываниям и способности коммуникации [3]. Эти способности характеризуются словарным запасом, владением необходимыми формами речевого высказывания, богатством языка, умением понимать смысл высказывания других людей, вступать в диалог, свободой речевого высказывания, знанием этикетных форм общения и тому подобное.

3. Интерактивная сфера, раскрывается через умение самостоятельно организовать взаимодействие с другими людьми и подчиняться требованиям в групповых действиях (умение принять групповую задачу, осуществлять совместные действия, подчиняться групповым нормам, соблюдать иерархичность отношений и т.п.).

Интерактивная сфера - это сфера общения и взаимодействия. Общение имеет огромное значение для общего психического развития детей. Как известно, развитие психики у ребенка происходит, в общем, путем социального наследования, присвоения общественного опыта. Под общением понимается взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение - это не просто действие, а взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является не только носителем активности, но и предполагает ее в своих партнерах.

Для глубокого понимания психологических особенностей детей того или иного возраста необходимо рассматривать основное отношение ситуации развития, а именно: отношение требований и ожиданий, идущие со стороны социальной среды, в которой ребенок занимает определенное место (социальная ситуация), к тем возможностям, потребностям и мотивам, которыми располагает школьник (внутренняя позиция). Из этого соотношения рождаются новые потребности, мотивы, интересы ребенка.

4. Сфера оценочных и самооценочной отношений, которые определяют специфику отношения к себе и к другим людям (глобальная оценка себя и самооценка по своим показателям, глобальная оценка сверстников, умение сравнить себя и сверстников, себя и персонажа и т.п.).

Самооценка представляет собой особый уровень в развитии самосознания, сущность которого - осознание человеком самого себя, своих поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и самому себе. Оценочное отношение к себе как умение оценить свои силы и возможности, умение отнестись к себе критически, «примерки» своих сил к задаче требований окружающей среды, наконец, как умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную задачу, играет важную роль в формировании личности ребенка. Самооценка будто аккумулирует в себе опыт предыдущей деятельности ребенка и оценки окружающих его людей.

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регуляторную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между владением учебной деятельностью и развитием личности. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, то есть проект будущего.

Для нормального, безболезненного вхождения в школьную жизнь ребенку нужна новая самооценка и новое самосознание [2]. Только в том случае, если ребенок умеет сравнивать себя с другими детьми в аналогичных ситуациях, он может дать правильную самооценку. Становление адекватности оценочных и самооценочных отношений является важнейшей составляющей личностного роста. Сама школьная ситуация и, особенно, оценочная деятельность учителя оказываются ведущим фактором в этом процессе.

Таким образом, появление более адекватной и объективной самооценки свидетельствует о серьезных изменениях в самосознании ребенка и может быть показателем не только готовности к школьному обучению, но и к школьному образу жизни в целом.

5. Мотивационная сфера, раскрывает осознание желания ребенка идти в школу, находиться в новой для него роли, осуществлять новую деятельность в специфических формах общения и взаимодействия с людьми

(привлекательность школы, ученической атрибутики, предпочтение учителю перед родителями, наличие внутренней позиции школьника и т.п.).

В широком толковании мотивы - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она осуществляется. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность личности.

В качестве мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Мотивация - это совокупность мотивов поведения и деятельности.

На поведение младших школьников влияют существенным образом социальные мотивы:

- связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них («быть как взрослый»);

- связанные по установке и сохранению положительных взаимоотношений, со взрослыми в семье, школе;

- самоутверждения, личные достижения;

- соревновательные (выиграть, победить, быть лучше всех), различные процессуальные.

Почти все названные мотивы являются проявлением потребности детей в признании и одобрении, в общении. Именно эти потребности и мотивы делают ребенка чувствительным к оценкам педагогов и родителей, вызывают желание выполнять их требования. Мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений является одним из ведущих, определяющих социальное развитие ребенка. Значимость этого мотива для положительного хода развития личности огромна - он ориентирует детей на усвоение того, что является наиболее важным в культуре, к которой принадлежит личность.

Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте имеют большое значение. Детский сад и семья создают у ребенка определенную социальную установку.

Он понимает, что должен хорошо учиться и окончить школу, что знания нужны ему для будущего. Он хочет быть культурным и развитым, стремиться выполнять требования учителей и родителей. Такая социальная установка очень важна для успешного начала обучения. Однако эти мотивы для ребенка пока не реальны. Ведь многие из них могут быть реализованы только в будущем. Это создает определенные трудности и снижают побудительную силу широких социальных мотивов.

Обеспечение социального развития детей по этим параметрам позволит школе выйти на новый уровень удовлетворения общественных потребностей в формировании гражданина Республики.

Уже в начальных классах необходимо начинать коррекцию неблагоприятных вариантов социального развития. Особенную значимость в этом отношении приобретает возможность построения прогноза особенностей социального развития при переходе детей от начальной в среднюю школу.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бондаренко З. П. Формирование имиджа педагогов условиях новой образовательной парадигмы / З.П. Бондаренко // Вестник Запорожского государственного университета. -№1. - 2002.

2. Дусавицкий А. К. Система развивающего обучения в зеркале школьной практики /

A.К. Дусавицкий // Вестник ХНУ. - № 493. - 2000. - С. 16-21.

3. Машбиц Е. И. Определение учебной задачи как психологический механизм обучения / Е.И. Машбиц // Вестник ХНУ. - № 493. - 2000. - С. 21-25.

4. Репкин В. В. Предпосылки системы развивающего обучения и этапы ее становления /

B.В. Репкин // Вестник ХНУ. - № 493. - 2000. - С. 13-16.

5. Репкина Н. В. Сравнительный психологический анализ развития младших школьников, обучающихся по разным программам / Н.В. Репкина // Вестник ХНУ. - № 493. - 2000. -

C.32-38.

6. Швалб Ю. М. Формирование высших психологических функций в системе развивающего обучения / Ю.М. Швалб // Вестник ХНУ. - № 493. - 2000. - С. 25-29.

Гордеева Алла Валериановна

кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.922+ 372.815.99

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНТУИТИВНО-ЧУВСТВЕННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

INTERACTIV TEACHING METHODS AS A METHOD OF DEVELOPMENT OF THE FUNCTIONAL SYSTEM OF INTUITIVE-SENSITIVE REFLECTION OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS

В статье рассматривается проблема развития функциональной системы интуитивно-чувственного отражения у будущих психологов как необходимого условия их профессионального становления (концепция В.Д Потаповой). Одним из способов этого развития является использование в обучении интерактивных методов.

Ключевые слова: подготовка психологов, интерактивные методы, интуиция и чувственное отражение.

The article deals with the problem of developing a functional system of intuitive-sensitive reflection in future psychologists as a necessary condition for their professional development(the concept of V.D. Potapova). One of the ways of this development is the use of interactive methods in teaching.

Key words: training of psychologists, interactive methods, intuition and sensitive reflection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.