Кобелева Екатерина Аркадьевна
СОЗДАНИЕ УЕЗДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ БЮРО НА ЗАПАДНОМ УРАЛЕ (НАЧАЛО 1920 Г.)
В статье речь идет о реализации второй реформы органов ВЧК на Западном Урале. Структурной составляющей этой реформы было создание политических бюро при уездных управлениях милиции. Данная проблема недостаточно рассмотрена в историографии на региональном уровне. Новые уездные структуры безопасности получили двойное подчинение - милиции и губернским ЧК, что в большей степени было выгодно НКВД. В целом, к 1921 г. органы безопасности приобрели достаточно четкую и единообразную структуру. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/6-1/20.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 74-76. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Принятие протестантизма этническими татарами, рассматриваемыми этнологической наукой как носители ислама, на наш взгляд, можно объяснить утерей этноконфессиональных традиций, связанных с получением высшего, незаконченного высшего и среднего специального образования и проживанием в городе, и, как следствие, открытостью к иным мировоззренческим системам, а также интеллектуализмом протестантизма, удовлетворяющим экзистенциальные поиски национальных интеллигенций.
Список источников
1. Архив Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук. Ф. 79. Оп. 6.
2. Всероссийская перепись населения 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.03.2017).
3. Синелина Ю. Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 89-97.
4. Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 183 с.
ETHNO-CONFESSIONAL GROUP OF TATAR PROTESTANTS (BY THE MATERIAL OF FIELD RESEARCHES IN SOUTH, MIDDLE AND POLAR URAL REGIONS)
Klyashev Aleksandr Nikolaevich, Ph. D. in History R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
ak1168@mail. ru
The paper analyzes socio-demographic peculiarities of ethnic Tatars - members of Protestant religious associations of the Ural region. The author tries to answer the question: would it be relevant to distinguish among the Ural region Protestants ethnic Tatars as representatives of the ethno-confessional group with the high educational level and a large amount of youth? The study is based on field materials gathered by the methods of field ethnography and sociology in the South, Middle and Polar Ural regions.
Key words and phrases: Protestant religious associations; Tatar Protestants; ethno-confessional groups; transformation of religiousness; Ural region.
УДК 94(47).084+351.811 Исторические науки и археология
В статье речь идет о реализации второй реформы органов ВЧК на Западном Урале. Структурной составляющей этой реформы было создание политических бюро при уездных управлениях милиции. Данная проблема недостаточно рассмотрена в историографии на региональном уровне. Новые уездные структуры безопасности получили двойное подчинение - милиции и губернским ЧК, что в большей степени было выгодно НКВД. В целом, к 1921 г. органы безопасности приобрели достаточно четкую и единообразную структуру.
Ключевые слова и фразы: государственная безопасность; Гражданская война; ЧК; Западный Урал; советские органы государственной безопасности.
Кобелева Екатерина Аркадьевна, к.и.н., доцент
Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова kobelewa. ek@yandex. т
СОЗДАНИЕ УЕЗДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ БЮРО НА ЗАПАДНОМ УРАЛЕ (НАЧАЛО 1920 Г.)
Происходящие в России значительные социально-политические изменения приводят к переосмыслению оценок и концепций важнейших моментов в историческом развитии. Одним из таких переломных событий является Гражданская война. Несмотря на почти век, прошедший с тех пор, до сегодняшнего дня споры идут не только между исследователями, но и публицистами, политиками, обычными гражданами. Их интересуют деятельность и исторические личности «красных» и «белых», предлагаемые ими пути развития России. Важной проблемой является и формирование органов безопасности как необходимой подсистемы советской государственности. Структурное становление этих органов прошло сложный и длительный путь.
В начале 1920 г. была проведена вторая реформа органов ВЧК. Важной структурной составляющей реформы было изменение уездного уровня органов безопасности. В историографии же значительно более известна первая реформа - упразднение уездных ЧК в начале 1919 г.
Для руководителей милиции и ЧК была ясной необходимость более тесного взаимодействия для решения аналогичных задач. 16 января 1919 г. президиум ВЧК утвердил проект распоряжения об организации политических бюро при уездных управлениях милиции. Подобные структуры стали учреждаться в Московской
ISSN 1997-292X
№ 6 (80) 2017, часть 1
75
губернии уже с апреля 1919 г. [7, с. 45; 8, с. 146]. В дальнейшем полезный опыт был распространен на всю страну, в том числе и на Западный Урал.
В резолюции 3-й Всероссийской конференции ЧК (1-3 июня 1919 г., Москва) предлагалось включать руководящих сотрудников ЧК в коллегии региональных отделов управления, а начальников управлений милиции - в коллегии структур безопасности. На следующий день после окончания конференции резолюция получила одобрение Коллегии НКВД [6, с. 293-295]. Ф. Э. Дзержинский 7 июня подписал циркуляр Главного управления Советской Рабоче-крестьянской милиции, где нашли подтверждение данные предложения [9, д. 49, л. 88, 90; 14, с. 192]. Ф. Э. Дзержинский являлся одновременно председателем ВЧК и наркомом внутренних дел, что способствовало реализации изменений. Назначение Дзержинского помогло смягчить противодействие со стороны руководства НКВД, что проявлялось ранее.
Секретное «Положение об организации уездных политбюро» было подписано председателем ВЧК не ранее 6 февраля 1920 г. В нем были даны указания по порядку формирования этих структур. Губернские управления милиции должны были руководить уездными политбюро в организационном отношении. Губернская же ЧК осуществляла связь с политбюро через начальника уездной милиции. Во главе новой структуры стоял начальник милиции. Важным критерием была партийность со стажем не менее двух лет. Коллегия губЧК могла предложить свою кандидатуру на этот пост, Главное управление Советской Рабоче-крестьянской милиции НКВД - окончательно утверждало. Собственно работой политбюро должен был заведовать помощник начальника милиции, также «испытанный коммунист». Основной задачей политбюро стал сбор информации о политическом положении уезда и ее передача губернским милиции и ЧК. Следственные дела по обвинению в контрреволюционных преступлениях уполномоченный политбюро должен был пересылать в губернскую ЧК. Права применять внесудебные репрессии уездные органы безопасности утратили [4, д. 24, л. 82, 88 - 88 об.; 13, с. 164-165]. Политбюро, по сравнению с уездными ЧК, гораздо более зависели от милиции, что стало выгодно НКВД.
Несмотря на ликвидацию уездных ЧК в начале 1919 г., местные органы власти желали сохранения ЧК. Практически через год после этих событий Осинский уездный исполком (16 января 1920 г.) высказался за временную организацию ЧК в уезде и постановил просить об этом губернский исполком [2, д. 185, л. 1, 2].
Председатель Пермской губернской ЧК М. Д. Соловьев возвратился в Пермь 14 февраля 1920 г. Он являлся делегатом 4-й Всероссийской конференции ЧК, проходившей с 4 по 6 февраля. 22 февраля состоялось объединенное заседание коллегии губЧК вместе с представителями губернских органов власти и охранительно-карательных ведомств. Начальниками уездных милиций были поставлены «вполне заслуживающие доверия... свои люди» из губЧК. Было принято решение об организации уездных политбюро, назначены заведующие. Во главе Чердынского политбюро встал М. Ф. Третьяков, Кунгурского - К. Д. Елькин, Осинско-го - П. Ф. Гагарин, Оханского - Юрганов, Пермского - Иванченко, Усольского - Югов [4, д. 24, л. 82, 88 - 88 об.; 5, д. 22, л. 4; 9, д. 52, л. 71]. Местные органы власти и управления практически, с активным участием чекистов, сразу же попытались подчинить деятельность милиции ЧК, усилить ее работу, а не подчинить политбюро милицейской структуре, как предполагалось в центре.
Формирование политбюро на Западном Урале в основном произошло в течение следующего месяца. ЧК в Чердынском уезде действовала, как минимум, до 18 февраля 1920 г. Это дата документа за подписью председателя Чердынской уездной ЧК Загуменных, обнаруженная в архиве. Организация политбюро произошла в марте, телеграмма, в которой сообщалось об этом событии, не датирована. Важным источником по данной проблеме является сводка «Б» Пермской губернской ЧК за март 1920 г. [4, д. 23, л. 160; 9, д. 52, л. 79, д. 81, л. 8-9]. Осинское политбюро было создано 1 марта 1920 г., Оханское - 15 марта [4, д. 22, л. 12, д. 45, л. 12 об.]. Политбюро при Пермской уездной милиции первую информацию о своей работе направило Пермской губЧК 3 апреля [Там же, д. 23, л. 15]. Однако уже в октябре Пермское политбюро было упразднено. В связи с близостью к губернскому городу руководство губЧК сочло нужным вернуться к ранее существовавшим структурам - уездному и районным уполномоченным. В уезде работу возглавил Балязин [9, д. 53, л. 52]. Точная дата организации Кунгурского политбюро нами не установлена.
В Усольском уезде создание политбюро шло сложно. Начальник уездной милиции Бояршинов совершил преступления по должности и был снят со своего поста. Уполномоченный губЧК Н. Ф. Балязин производил следственные действия. Из Перми на замену Бояршинову губернская ЧК направила Вшивцева, он же в Усолье не приехал. Обязанности начальника милиции временно исполнял Пермяков. Он, не разбираясь в работе милиции, в марте несколько раз (15, 21 и 26 марта) посылал телеграммы в Пермь с просьбой прислать в Усолье более компетентного работника. Несмотря на такие сложности, уездное политбюро было организовано, его начальником стал Пермяков. Н. Ф. Балязин фактически расследовал и контрреволюционные преступления, и занимался работой милиции. Назначение руководителя политбюро было осуществлено «задним числом». 21 апреля 1920 г. был издан приказ № 71 по Усольской уездной милиции. Н. Ф. Балязин назначался заведующим политбюро с 16 марта [4, д. 23, л. 3, 4, 9, д. 47, л. 20, 33; 12, д. 7, л. 29 об., 33 об., 39]. Именно эту дату мы считаем временем организации Усольского политического бюро.
Двойное подчинение уездных политбюро приводило к сложностям во взаимодействии с милицией. Начальник Пермской губернской милиции в докладе от 19 июня 1920 г. отметил, что открытых конфликтов с губЧК не было, но отношения оставались неудовлетворительными. Начальник губернской милиции формально был членом коллегии губЧК, «через некоторое настойчивое требование на бумаге был занесен в список» членов коллегии. Но на заседании был всего один раз. На его неоднократные запросы о времени
заседаний «чека осталось глухо...». Чекисты не рассматривали милиционеров как компетентных работников и игнорировали их попытки контроля. Обособленность уездных политбюро проявлялась в самостоятельном производстве обысков, отсутствии информирования об арестах милиционеров и о работе в целом, неисполнении приказов милиции. Меры для исправления ситуации принимались в Усольском, Чердынском и Кун-гурском уездах. Пермский губернский съезд начальников уездных милиций (1-4 октября 1920 г.) принял решение просить губЧК объяснить политическим бюро, что они подчинены начальникам управлений милиции [4, д. 58, л. 25, 34, 38, 75-76].
Неоднозначной продолжала оставаться ситуация и в следующем году. В январе 1921 г. начальник Усоль-ской уездной милиции доложил губернскому управлению милиции о «рабочих» отношениях с политбюро. 20 января состоялся съезд начальников районных управлений милиции и старших милиционеров Осинского уезда. Съезд отметил, что политбюро не сообразовывало свою деятельность с задачами милиции. Местным чекистам было рекомендовано самостоятельно проводить дознание, не привлекая милицию, давать непротиворечивые распоряжения. 26 февраля руководство Чердынской милиции отдало приказ милиционерам выполнять распоряжения политбюро. 27 апреля начальник Кунгурской уездной милиции доложил губернскому руководству о самостоятельности и независимости политбюро [4, д. 60, л. 13, д. 105, л. 48 об.; 10, д. 151, л. 9].
Отсутствие положительных результатов двойного подчинения политических бюро привело к изданию 12 июля 1921 г. приказа ВЧК № 206. Политбюро переходили в подчинение губЧК, одновременно являлись отделом уездного исполкома. Важнейшей задачей политбюро становилась борьба с государственными преступлениями в уезде, следственные дела направлялись в губЧК. В приказе предусматривалось взаимное информирование милиции, уголовного розыска и политбюро о ситуации в уезде. Милиция должна была производить аресты, обыски, дознание и др. Основные положения этого приказа нашли подтверждение в циркуляре Управления милиции РСФСР № 304 от 28 сентября 1921 г. [1, с. 335; 4, д. 80, л. 18 - 18 об.]. Произошло повышение статуса уездных политбюро.
В Западном Урале эти требования выполнялись. Так, Осинское политбюро стало отделом уездного исполкома, доказательством чего можно считать резолюцию уездного комитета РКП(б) от 30 октября 1921 г. о назначении работников в исполком, в том числе двоих в уездное политбюро [11, д. 12, л. 87].
Создание уездных политбюро стало отражением борьбы НКВД за подчинение ему ВЧК и местных комиссий, которая началась уже в 1918 г. В результате борьбы ведомств был найден компромиссный вариант двойного подчинения ЧК. Тем не менее, политбюро не поддерживали контакта с милицией, оставались автономными в своей деятельности. В целом, можно отметить, что формирование органов ВЧК, в том числе и структурное, происходило на фоне непрерывных противоречий с различными ведомствами.
Список источников
1. ВЧК. 1917-1922: энциклопедия / авт.-сост. А. М. Плеханов, А. А. Плеханов. М.: Вече, 2013. 512 с.
2. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. Р-19. Оп. 1.
3. ГАПК. Ф. Р-59. Оп. 1.
4. ГАПК. Ф. Р-78. Оп. 1.
5. ГАПК. Ф. Р-436. Оп. 1.
6. Из истории Всероссийской Чрезвычайной комиссии. 1917-1921 гг.: сб. документов. М.: Госполитиздат, 1958. 511 с.
7. Мозохин О. ВЧК - ОГПУ. Карающий меч диктатуры пролетариата. М.: Яуза; Эксмо, 2004. 448 с.
8. МЧК: из истории Московской Чрезвычайной комиссии. 1918-1921: сб. документов. М.: Московский рабочий, 1978. 284 с.
9. Пермский государственный архив новейшей истории (ПермГАНИ). Ф. 557. Оп. 1.
10. ПермГАНИ. Ф. 557. Оп. 2.
11. ПермГАНИ. Ф. 754. Оп. 1.
12. ПермГАНИ. Ф. 820. Оп. 1.
13. Ф. Э. Дзержинский - председатель ВЧК - ОГПУ. 1917-1926 / сост. А. А. Плеханов, А. М. Плеханов. М.: МФД; Материк, 2007. 872 с.
14. Феликс Эдмундович Дзержинский: биография. М.: Политиздат, 1977. 494 с.
FORMATION OF DISTRICT POLITICAL BUREAUS IN THE WEST URAL REGION (BEGINNING OF 1920)
Kobeleva Ekaterina Arkad'evna, Ph. D. in History, Associate Professor Perm State Agricultural Academy named after academician D. N. Prianishnikov kobelewa. ek@yandex. ru
The article is devoted to implementation of the second reform of the All-Russian Extraordinary Commission in the Western Ural region. The structural component of this reform was formation of political bureaus at district militia departments. This problem is not sufficiently considered in historiography at the regional level. The new district security structures received double subordination - to the militia and provincial extraordinary commissions, which was more profitable for the People's Commissariat of Internal Affairs. In general, by 1921 security agencies acquired a sufficiently clear and uniform structure.
Key words and phrases: state security; The Civil War; Extraordinary Commission; Western Ural region; Soviet state security agencies.