10 Органы внутренних дел России: история и современность IX-XXI вв. Учебное пособие. Хабаровск, Дальневосточный юридический институт, 2008.
11 Органы внутренних дел России: история и современность IX-XXI вв. Учебное пособие. Хабаровск, Дальневосточный юридический институт, 2008.
12 Меняйло Д.В. История органов внутренних дел в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. / Д.В. Меняйло. Белгород: БЮИ МВД России, 2009. С. 20.
13 Энциклопедия оружия. // URL: http://weaponland.ru/faq/2-1 (дата обращения 20.06.2010).
14 Федоров В. Г. История винтовки. М. Воениздат НКО СССР, 1940. 128 с. // URL: http://www.amyat.narod.ru/theory/ fedorov_istoria_vintovki/fedorov_istoria_vintovki.txt (дата обращения 20.06.2010).
15 Мулукаев Р.С. К вопросу о реформах в истории Министерства внутренних дел России. / / Труды Академии управления МВД России. № 1, 2006.
16 Министерство внуренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. Т. 2 / под общей редакцией В.П. Сальникова СПб.: «Университет», 2002. С. 214.
17 Органы внутренних дел России: история и современность IX-XXI вв. Учебное пособие. Хабаровск, Дальневосточный юридический институт, 2008.
18 ПСЗ. Собр. 3-е.Т. XXV. Отд. I. № 27045,27046, 7047.
19 Приложение к всеподданнейшему отчету по с.-петербургскому градоначальству за 1906 год. СПб., 1907. С. 13.
20 Глушаченко С.Б., Гриб В.В., Гутман М.Ю. и др. История органов внутренних дел. Учебное пособие / под общей ред. В.П. Сальникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. С. 31.
21 МВД: страницы истории (1802-2002 гг.). СПб университет МВД России. / под общей ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2001. С. 107.
УДК 947 М.Ю. Гутман*
К вопросу о политических бюро
при начальниках уездных управлений милиции (1919-1922 гг.)
Высшее политическое руководство России в послереволюционный период должно было иметь объективную информацию о политической обстановке в деревне. Уездные чрезвычайные комиссии, сыгравшие свою роль, были заменены политические бюро при уездных начальниках милиции. В статье анализируется деятельность этих структур.
Ключевые слова: история советской милиции, Всероссийская чрезвычайная комиссия, деревня, уездное управление милиции, политическое бюро.
M.Y.Gutman*. To a question on political bureaus at chiefs of district managements of militia (1919-1922). The higher political management of Russia in the postrevolutionary period should have the objective information on political conditions in village. The district extreme commissions which have served its purpose, have been replaced political bureaus at district chiefs of militia. In article activity of these structures is analyzed.
Keywords: history of the Soviet militia, the All-Russia extreme commission, village, district management of militia, political bureau.
Изменение социально-политической и экономической ситуации в любом государстве, его положения на мировой арене всегда сопровождалось достаточно глубокими реорганизациями органов власти и управления. В условиях войны эти изменения осуществлялись быстро, охватывали практически все сферы общественной жизни, нередко ущемляли права и свободы граждан, т.к. вопрос стоял о судьбах страны. Вспомним ленинский декрет-воззвание «Социалистическое Отечество в опасности!» (1918 г.), переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике, мероприятия ЦК ВКП(б) и СНК СССР в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.
Однако обстановка нередко, даже в периоды войн, изменялась в лучшую сторону, а созданные чрезвычайные органы управления, силовые структуры, в т.ч. и органы охраны правопорядка, выполнявшие свои задачи в сложной обстановке, могли быть реорганизованы или несколько смягчать карательную направленность своей деятельности. Так, 2 декабря 1919 г., выступая с политическим докладом ЦК РКП(б) на 8-й Всероссийской конференции РКП(б), в котором шла речь о навязанном Советской власти терроре, Ленин заявил, что «мы первые сделаем шаги, чтобы ограничить его минимальнейшим минимумом, как только мы покончим с основным источником терроризма, с нашествием мирового империализма, с военными заговорами и военным давлением мирового империализма на нашу страну»1.
17 декабря 1919 г. Ф.Э. Дзержинский подписал приказ Президиума ВЧК № 208, который ограничивал полномочия чрезвычайных комиссий (ЧК). «К аресту вообще, — отмечалось в приказе, — прибегать лишь в том случае, когда серьёзное преступление налицо и когда оставление на свободе виновного может повлиять на ход следствия или уклонению от ответственности»2 .
* Гутман, Матвей Юрьевич, профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-93.
* Gutman, Matvej Yurevich, the professor of chair of sociology and political science of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of jurisprudence, the candidate of the historical sciences, the deserved worker of the higher school of the Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 21 января 2011 года.
17 января 1920 г. ВЦИК и Совнарком отменили применение расстрелов по решениям ВЧК, её местных органов, а также по приговорам революционных трибуналов. Вопрос о перестройке работы ЧК в связи с изменениями на внутреннем и внешнем фронтах был поднят на 4-й конференции губернских ЧК. Ф.Э. Дзержинский говорил о том, что необходимо «изыскать такие методы, при помощи которых нам не нужно было бы производить массовых обысков, не пользоваться террором, однако всё время вести наблюдение, пресекать корни козней и злонамерений врагов»3. Таким образом, изменившаяся обстановка позволяла не только по-новому подходить к решению стоявших задач, к формированию иных структур, но и, что особенно важно, другого подхода к подбору и расстановке кадров. К таким структурам, реорганизованным в 1919-1920 гг., на наш взгляд, относятся уездные чрезвычайные комиссии ВЧК.
Как известно, 1918 г. в России характеризовался активной политической и вооруженной борьбой различных внутренних сил и организаций против Советской власти, которая привела к усилению гражданской войны в стране, обострённой иностранной интервенцией. В этих условиях были созданы необходимые органы власти и управления, различные силовые структуры, в т.ч. рабоче-крестьянская Красная Армия, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, Советская рабоче-крестьянская милиция и другие, которые в основном достаточно эффективно выполняли возложенные на них задачи. В апреле-мае 1919 г. обстановка в стране несколько изменилась в лучшую сторону, количество контрреволюционных выступлений значительно сократилось, особенно в сельской местности. Однако это не означало, что противники Советской власти сложили оружие, прекратили антисоветскую деятельность. Поэтому высшее политическое руководство страны для принятия необходимых решений и мер должно было иметь объективную информацию о политической обстановке в деревне, а подобными сведениями его должны были обеспечивать органы ВЧК. Ранее такие сведения в губернские ЧК и местные партийные органы поступали из уездных чрезвычайных комиссий. В изменившейся обстановке острая необходимость в них отпала, и они оказались излишними звеньями в системе ВЧК, содержание которых было весьма обременительным для государства, отвлекавшим немалые людские и материальные ресурсы, в которых в период гражданской войны страна особенно нуждалась.
Однако уездные чрезвычайные комиссии нельзя было просто ликвидировать. Их необходимо было заменить другими, менее обременительными для государства, возложив на них определённые задачи, ранее выполнявшиеся уездными чрезвычайными комиссиями. Такими органами явились политические бюро при уездных начальниках милиции (далее — политбюро при НУМ).
Созданию этих структур при начальниках уездной милиции способствовало то, что Ф.Э. Дзержинский одновременно являлся главой двух силовых структур: Народным комиссаром внутренних дел РСФСР и Председателем Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности. Он считал, что ВЧК и Советская рабоче-крестьянская милиция должны тесно взаимодействовать. 21 мая 1919 г. им был подписан приказ «Об организации политических бюро при уездных начальниках милиции». Издание приказа было обусловлено необходимостью усиления контактов между чрезвычайными комиссиями по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и милицией, способствовать прекращению дублирования в их деятельности, привести к сокращению численности местных органов ЧК.
На сущность проведённой реорганизации в системе силовых структур нет единства взглядов. Так в ряде работ о милиции утверждается, что в первой половине 1919 г. произошло «слияние уездных ЧК с уездными управлениями милиции»4. Нам представляется этот вывод неубедительным.
Во-первых, в самом приказе указывается, что политические бюро создаются «ввиду упразднения уездных ЧК», а не в связи с их слиянием с милицией5. Во-вторых, при слиянии обязательно были бы внесены изменения (дополнения) в Инструкцию о рабоче-крестьянской милиции, некоторые функции, выполняемые ранее уездными ЧК, были бы распространены на всех сотрудников милиции. Безусловно, в условиях острой нехватки кадров определялось бы, как использовать оставшихся не у дел сотрудников уездных ЧК. Однако об этом в документе не упоминалось.
Нельзя полностью согласиться и с позицией В.П. Портнова, который утверждает, что «при уездной милиции создавались специальные политические отделения, организационно входившие в систему милиции, выполнявшие функции ВЧК, которые вели борьбу с контрреволюцией под руководством губернских чрезвычайных комиссий»6. Во-первых, они не занимались борьбой с контрреволюцией в полном смысле этого слова. Их основная обязанность — вести наблюдательно-предупредительную работу, информировать губернские ЧК о политическом состоянии уездов. Во-вторых, если исходить из логики В.П. Портного, то не было нужды в упразднении уездных ЧК, т.к. их функции возлагались на политические отделения. В-третьих, столь малая численность политических бюро не позволила бы им выполнять указанные функции в полном объёме.
Конечно, функции политических бюро не ограничивались лишь наблюдением за политическим состоянием в уездах. Инструкция для политических бюро предоставляла им право при необходимости производить аресты и обыски, а в исключительных случаях—вести расследование по делам лиц, задержанных за контрреволюционные действия, антисоветскую агитацию, распространение ложных провокационных слухов, уличённых в крупной спекуляции и вредящих работе продовольственных органов7 .
И не только это. Следует согласиться с Е.Г. Гимпельсоном, считавшим одной из причин ликвидации уездных чрезвычайных комиссий их «внесудебные расправы, злоупотребления служебным положением, беззаконие»8. Об этом свидетельствовали многочисленные жалобы на незаконные действия сотрудников ЧК.
Как же выполнялся этот приказ в Петроградской губернии? Дело в том, что ко времени выхода приказа в свет Петроградской губернии угрожала опасность быть захваченной войсками Юденича. Поэтому все силы и средства были мобилизованы на отпор врагу. Когда же ряд уездов Петроградской губернии был захвачен белогвардейцами, сотрудники уездных управлений милиции и уездных чрезвычайных комиссий были направлены в действующую армию. Лишь после разгрома войск Юденича в первые месяцы 1920 г. началась перестройка Петроградской ЧК в соответствии с приказом по ВЧК от 21 мая 1919 г. «Об организации политических бюро при уездных начальниках милиции».
Реорганизация началась с упразднения уездных чрезвычайных комиссий, воссозданных после начала весенне-летнего наступления белогвардейцев на Петроград, с одной стороны, а с другой, — с укрепления губернского чекистского аппарата новым пополнением коммунистов9. 3 февраля 1920 г. в Петроградской губернии была упразднена последняя уездная чрезвычайная комиссия — Детскосельская.
В связи с тем, что Всероссийская чрезвычайная комиссия выполняла политические функции, создание политических бюро при уездных начальниках милиции осуществлялось под непосредственным руководством Петроградского губернского комитета РКП(б). 14 марта ПК РКП(б) направил в уездные и районные комитеты партии циркуляр, в котором потребовал срочно прислать (нарочными) «точные политические характеристики уездных и районных начальников милиции и их помощников». Одновременно секретари партийных комитетов извещались, что «на днях будет проведено совещание по вопросу об организации политбюро»10. В циркуляре разъяснялись принципы формирования политических бюро и требования, предъявляемые к их руководителям. Указывалось что губернская чрезвычайная комиссия (Губчека) осуществляет руководство уездными политбюро через начальников уездной милиции. Во главе политбюро должен стоять уездный начальник милиции
— обязательно надёжный коммунист, «не менее чем с 2-годичным партийным стажем». Непосредственно «заведовать политическим бюро должен особый помощник, тоже испытанный коммунист». Руководителей, не соответствующих этому требованию, предписывалось при содействии комитетов партии заменить подходящими товарищами. Если же на эти должности будут представлены кандидатуры со стажем менее двух лет, они должны утверждаться Главным управлением милиции НКВД РСФСР по заключению местного комитета партии и Губчека11.
20 марта 1920 г. на совещании секретарей и организаторов уездных и районных комитетов РКП(б) был заслушан доклад Н.П. Комарова «Об организации политбюро вместо уездных ЧК». После ответов на вопросы и краткого обсуждения возникших проблем на заседании было принято решение «создать политбюро уездов из четырёх штатных единиц: заведующего политбюро, секретаря, информатора и уполномоченного. Уездным комитетам наметить кандидатуры». Циркуляром предусматривалось и создание сети осведомителей и информаторов, не входящих в штаты политбюро, которые также должны быть коммунистами. Их численность в каждом из уездных политических бюро не должна была превышать десяти человек12.
В течение марта 1920 г. на заседаниях уездных комитетов партии были рассмотрены кандидатуры на должности начальников уездных управлений милиции и заведующих политбюро. Так, на заседании Петербургского уездного комитета РКП(б) начальником милиции был утверждён Семёнов, а заведующим политбюро Иконников. Аналогичные собрания были проведены во всех уездных комитетах партии. К апрелю 1920 г. начальниками восьми уездов милиции Петроградской губернии были утверждены М.Т Алексеев, П.М. Пашкевич, Ф.Андреев, И.И. Грязнов, К. Мельников, Н.В. Рубцов, А.И. Семенков, А. Крустейн. Все они имели партийный стаж около двух лет. Заведующими политбюро были назначены: в Ямбургском уезде — М. Кузмицкий, в Лужском — А.И. Кузнецов, в Гдовском — Н.С. Романов, в Детскосельском — П.М. Третьяков, в Новоладожском — А.А. Шилков, в Шлиссельбургском
— Н.С. Мелешин, в Петербургском — А.А. Такушевич, в Петергофском — Ф.В. Григорьев.
В Петроградский губернский комитет РКП(б) на утверждение в Губком были направлены списки 76 кандидатов в члены политбюро уездов. Однако утверждены были только по четыре человека на каждое политбюро13. Видимо, это было обусловлено тем, что, во-первых, штатными сотрудниками политбюро являлись лишь помощник начальника милиции — заведующий политбюро, секретарь, уполномоченный и информатор, которые содержались на средства уездной милиции. Во-вторых, в соответствии с положением о политбюро начальники милиции для осведомления о политическом положении в уездах могли использовать весь аппарат уездной, районной и волостной милиции.
Таким образом, в органах милиции Петроградской губернии были сформированы политические бюро при начальниках уездной милиции, которые информировали Губернскую чрезвычайную комиссию и Губернский обком коммунистической партии (большевиков) о политическом состоянии уездов.
Мы пытались найти материалы о практической деятельности политических бюро. К сожалению, не нашли. Обнаружены лишь краткие сообщения об их неудовлетворительной деятельности. Так, начальник отдела уездно-городской милиции ГУМ РСФСР в конце октября 1920 г. писал, что «работа политбюро по губерниям ведётся разрозненно, а положение о политбюро мало прививается в жизнь»14.
Неудовлетворительная деятельность политических бюро, на наш взгляд, объясняется прежде всего тем, что продолжавшаяся продразвёрстка вызывала недовольство основной массы крестьянства, особенно среднего и зажиточного. Во всех документах того времени сопротивлявшиеся большевистской политике «военного коммунизма» (её главного звена — продразвёрстке) крестьяне назывались не иначе как «бандиты», «кулаки», «враги революции». В такой ситуации иметь надёжную информацию от населения было трудно. В этой связи сотрудники уездных ЧК, имевшие большой опыт агентурно-оперативной работы, писали, что получение правдивой информации о политической обстановке в уездах является «серьёзной
проблемой», т.к. «сеть осведомителей, особенно в деревне, сколько-нибудь заметную роль не играет»15. Это, во-первых. Во-вторых, что, на наш взгляд, является главным, заключается в том, что выяснять действительное политическое настроение в деревне можно было только негласными методами, что связано с конкретными людьми, и не только носителями «чуждых» проводившейся политике «военного коммунизма» идеологии и действий, но и теми, кто эти сведения собирал — осведомителями и информаторами, которые были носителями конкретных имён и фамилий, но далеко не всегда были бескорыстны. Полученные от них сведения носили конфиденциальный характер и не могли быть открыты. Вполне возможно, что эти сообщения и сейчас находятся в архивах наших спецслужб, но не могут быть рассекречены, т.к. в этих документах имеются сведения, которые в той или иной степени могут быть использованы в целях компрометации их вполне добропорядочных потомков.
Поэтому сотрудники губернских чрезвычайных комиссий, которые анализировали и обобщали материалы о политическом состоянии губерний и, основываясь на этих материалах, информировали высшее руководство страны, настойчиво рекомендовали «иметь связь с политбюро, дабы работа протекала в тесном контакте и согласованности»16.
Действительно, можно ли было получить правдивую информацию от осведомителей? Кто они были? Можно ли было им верить? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что в конце 1920 г. и особенно в начале 1921 г., когда в основном завершилась гражданская война и лишь на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье продолжалась ликвидация последних очагов противников нового строя, продолжала действовать политика «военного коммунизма». Она вызывала резкое противодействие со стороны крестьянства, особенно среднего и зажиточного, так называемых «кулаков», основных производителей сельскохозяйственных продуктов в России того времени. Поэтому повсеместно проявлялось недовольство этой политикой, которое сопровождалось не просто её осуждением, но и открытым сопротивлением, отказом от выполнения её требований, нередко перераставших в вооружённые выступления. Достаточно вспомнить Тамбовский (1920-1921 гг.) и Кронштадский (1921 г.) мятежи, подавленные с особой жестокостью, но показавшие необходимость отказа от политики «военного коммунизма» — вынужденной меры в условиях ограниченности ресурсов, гражданской войны и интервенции.
Таким образом, политические бюро при начальниках уездной милиции, несмотря на тщательный подбор кадров, заметной роли в борьбе с «контрреволюцией в деревне» не сыграли и были ликвидированы в период реформирования ВЧК в ОГПУ в 1922 г. Однако собранная ими политическая информация о настроениях в сельской местности, контрреволюционные мятежи, порождённые продолжавшейся уже в новой обстановке политикой «военного коммунизма», позволили политическому руководству страны сделать окончательный вывод о необходимости отказа от политики «военного коммунизма», в определённой мере оправдавшей себя в той конкретной обстановке, о замене её новой экономической политикой, которая была призвана стабилизировать социально-политическую и экономическую ситуацию в стране, способствовать восстановлению разрушенного в годы Первой мировой и Гражданской войн народного хозяйства, ускорить её выход из тяжелейшего кризиса.
Список литературы
1. Тимпельсон,, ЕТ. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. — М.: Наука, 1995.
2. Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии. 1917-1921 : сб. документов. — М., 1958.
3. История советской милиции. В 2-х т. — М., 1977.
4. Кутузов, В. Л., Лепетюхин, В. Ф. Седов, В. Ф., Степанов, О. Н. Чекисты Петрограда на страже революции. — Лениздат, 1987.
5. Ленин, В. И. Полн. собр. соч. — Т. 39.
6. Мулукаев Р. С., СкилягинЛ. Т. История Советской милиции : хронологический справочник. - Л., 1976.
7. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД (1918-1939 гг. Документы и материалы). — В 4 т. — Т. 1. 1818-1922 гг. / Под ред. А.Береловича, В.Данилова. — М.: РОССПЭН, 1998.
8. Советская милиция: история и современность. 1917-1987 гг. — М., 1987.
Literatur e
1. Gimpelson, E. G. Formation of the Soviet political system: 1917-1923 — Moscow, 1995.
2. From history of the All-Russia extreme commission. 1917-1921: Documents. — Moscow, 1958.
3. History of the Soviet militia. In 2 vol. — Moscow, 1977.
4. Kutuzov V. A, Lepetjukhin V. F., Sedov V. F., Stepanov O. N. Security officers of Petrograd on the guard of revolution. — Leningrad, 1987.
5. Lenin, V. I. Complete works. Т. 39.
6. Mulukaev, R. S, Skiljagn, A. T. History of the Soviet militia. A chronological directory. — Leningrad, 1976.
7. The Soviet village eyes VCHK-OGPU-NKVD (1918-1939) Documents and matenals. In 4 vol. V 1. 1818-1922 / Ed. A. Berelovich, V Danilov. — Moscow, 1998.
8. The Soviet militia: history and the present. 1917-1987/ — Moscow, 1987.
1987. С. 54.
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 355.
2 Из истории Всероссийской чрезвычайной комиссии. 1917-1921. Сб. документов. М., 1958. С. 347.
3 Там же.
4 4 См.: История советской милиции. В 2-х т. М., 1977. С. 94; Советская милиция: история и современность. 1917-1987 гг. М.,
5 Кутузов В.А., Лепетюхин В.Ф. Седов В.Ф., Степанов О.Н. Чекисты Петрограда на страже революции. Лениздат, 1987. С. 420.
6 Мулукаев Р.С., Скилягин А.Т. История Советской милиции. Хронологический справочник. Л., 1976. С.8.
7 Кутузов В.А., Лепетюхин В.Ф. Седов В.Ф., Степанов О.Н. Чекисты Петрограда на страже революции. Лениздат, 1987. С. 420.
8 Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы: 1917-1923 гг. М.: Наука, 1995. С. 133-134
9 Там же.
10 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (далее ЦГА СПб.). Ф. О-284. Оп. 1. Д. 29. Л. 60
11 Следует обратить внимание на то, что в различных регионах страны к формированию политических бюро подходили исходя из местных особенностей с учётом сложившейся обстановки. Так, составители сборника Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД (1918-1939 гг. Документы и материалы. В 4 т. Т. 1. 1818-1922 гг. / Под ред. А.Береловича, В.Данилова. М.: РОССПЭН, 1998) пишут, что «политические бюро были созданы в 1920 г. при уездных исполкомах вместо ранее действовавших в уездах уполномоченных Губчека. В его состав входили секретарь парткома, председатель ЧК и председатель исполкома Совета». Это противоречило приказу ВЧК от 21 мая 1919 г. «Об организации политических бюро при уездных начальниках милиции», в соответствии с которым названые лица в состав политбюро не могли входить. К этому времени в большинстве регионов страны уездные ЧК были упразднены, председатели исполкомов Советов и секретари парткомов получали информацию о политическом состоянии уездов непосредственно от «особого помощника начальника милиции». Однако подобные особенности в формировании политбюро при уездных исполкомах могли иметь место.
12 Государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (далее ГАИПД СПб.) Ф. 1561. Оп. 1. Д. 163. Л. 13.
13 ГАИПД СПб. Ф. 16. Оп. 1. Д. 36. Л. 21-22, 44.
14 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 393. Оп. 31. Д. 31. Л. 199.
15 Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918-1939 гг. Документы и материалы. В 4-х т. Т. 1. 1818-1922 гг. / Под ред. А.Береловича, В.Данилова. М.: РОССПЭН, 1998. С. 9.
16 Там же. С. 10.
УДК 351.741 С.В. Ремнева*
Об исследовании обстоятельств, даты гибели и места захоронения генерала Волкова Ивана Дмитриевича
Автор очерка рассказывает о поиске архивных документов, которые позволили бы уточнить дату и обстоятельства смерти, а также место захоронения бывшего начальника Петроградского губернского жандармского управления генерал-лейтенанта Ивана Дмитриевича Волкова, трагически погибшего в результате солдатского самосуда в период февральской революции 1917 г.
Ключевые слова: жандармское управление, февральская революция, солдатский самосуд.
S.V. Remneva*. About circumstance and date of death, place of" grave general Volkov Ivan Dmitrievich. The article relate about search archives documents, which define more precisely date and circumstance of death and the place of grave the chief of Petrograd gendarme government lieutenant-general Volkov Ivan Dmitrievich, had died in a result of soldiers lynch-law in period of February revolution of 1917.
Keywords: February revolution, gendarme government, soldiers lynch-law
Это исследование началось после того, как в Санкт-Петербургский государственный университет МВД России поступил запрос Правового департамента МВД России о выяснении обстоятельства гибели полицейских во время февральской революции 1917 г., а также бывшего начальника Петроградского жандармского управления генерал-лейтенанта Ивана Дмитриевича Волкова.
В группу по исполнению данного задания вошли три сотрудника кафедры истории государства и права: профессор И.В. Говоров, доцент П.Д. Николаенко и преподаватель С.В. Ремнева.
Были определены возможные места поиска документов. Такие сведения могли храниться в Российском государственном историческом архиве (РГИА Санкт-Петербурга), в Центральном государственном историческом архиве (ЦГИА СПб), в Центральном государственном архиве (ЦГА СПб), в Центральном государственном архиве историко-партийных документов (ЦГАИПД СПб). Однако это вариант отпал сразу, т.к. и перечисленные архивы, и Музей политической истории Санкт-Петербурга, и Музей милиции Санкт-Петербурга еще до начала нашего поиска дали на этот запрос отрицательные ответы. Все же от нас потребовали провести более тщательное изучение описей документов того периода.
Приступая к работе, с самого начала мы понимали, что шансы найти интересующие сведения ничтожно малы, т.к. многие ведомственные документы в ходе революции 1917 г. были уничтожены.
Та небольшая их часть, что сохранилась в архивах, была нами просмотрена. Это фонды канцелярии Петербургского губернатора, Петроградского губернского правления, канцелярии Петербургского градоначальника, Петроградского губернского жандармского правления, отделения по охранению общественной безопасности и порядка в столице (охранное отделение), Петроградской сыскной полиции, полицейского резерва Петроградской столичной полиции, полицейских участков Петрограда, прокурора Петроградской судебной палаты, прокурорского надзора и др.
* Ремнева, Светлана Владимировна, преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Remneva, Svetlana Vladimirovna, lecture Reader of Historu and Law Department of Saint— Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 года.