Научная статья на тему 'Создание центра помощи для лиц, освободившихся из мест лишения свободы'

Создание центра помощи для лиц, освободившихся из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попович М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание центра помощи для лиц, освободившихся из мест лишения свободы»

D0l:10.24412/2076-1503-2021-4-430-437 ПОПОВИЧ Марина Михайловна,

доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) Московского государственного юридического университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент, e-mail marih13@mail.ru;

ORCID 0000-0002-2421-1748

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЛЯ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы создания организации, оказывающей помощь лицам, освободившимся из мест лишения свободы. Делается вывод, что основными организационно-правовыми формами таких юридических лиц являются: государственные или муниципальные бюджетные или казенные учреждения, автономные учреждение, общественные организации, автономные некоммерческая организации, фонды. Анализируется порядок формирования имущественной базы НКО. Для большинства организационно-правовых форм некоммерческих организаций законом не конкретизирована имущественная база деятельности и не установлено обязательное требование наличия в ней недвижимого имущества или прав на него в отличие от коммерческих организаций. При этом местом нахождения постоянно действующего исполнительного или иного органа НКО может быть не в любой объект недвижимости, а именно здание. В этом плане частные некоммерческие организации оказываются в неравном положении с государственными и муниципальными организациями социального обслуживания. На практике, основным источником формирования имущества НКО, как правило, являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Способом формирования имущества является поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций. Законодательство Российской Федерации не содержит указаний на перечень документов, подтверждающих соответствие деятельности условиям признания некоммерческих организаций социально ориентированными, а также на порядок признания некоммерческих организаций социально ориентированными. Проанализирована судебная практика, когда некоммерческие организации сталкиваются с дискриминацией в порядке формирования реестра поставщиков социальных услуг.

Ключевые слова: некоммерческая организация, организационно-правовая форма, имущественная база деятельности, социально-ориентированные организации.

POPOVICH Marina Mikhailovna,

associate Professo r of the Department of civil law and civil procedure of the North-Western Institute (branch) Kutafin Moscow state law University (MSLA), PhD, associate Professor

CREATION OF A HELP CENTER FOR PERSONS RELEASED

FROM PRISON

Annotation. The article examines topical issues of creating a non-profit organization that provides assistance to persons released from places of imprisonment. It is concluded that the main organizational and legal forms of such legal entities are: state or municipal budgetary or treasury institutions, autonomous institutions, public organizations, autonomous non-profit organizations, foundations. The procedure for the formation of the property base of NCOs is analyzed. For most organizational and legal forms of non-profit organizations, the law does not specify the property base of activities and does not establish a mandatory requirement for the presence of real estate in it or rights to it, in contrast to commercial organizations. At the same time, the location of a permanent executive

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

or other body of an NCO may not be in any real estate object, but in a building. In this regard, private non-profit organizations find themselves in an unequal position with state and municipal social service organizations. In practice, the main source of the formation of the assets of NPOs, as a rule, are regular and one-time receipts from the founders (participants, members). The method of forming property is the support of socially oriented non-profit organizations by state authorities and local self-government bodies. The legislation of the Russian Federation does not contain instructions on the list of documents confirming the compliance of activities with the conditions for recognizing non-profit organizations as socially oriented, as well as on the procedure for recognizing non-profit organizations as socially oriented. Analyzed the judicial practice when non-profit organizations face discrimination in the formation of the register of social service providers.

Key words: non-profit organization, organizational and legal form, property base of activity, socially oriented organizations.

Оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы и твердо решившим туда больше не возвращаться, осуществляется через создаваемые государственные и муниципальные учреждения социальной поддержки, специализированные реабилитационные центры, некоммерческие организации, а также реализацию проектов, в том числе на средства от выигранных грантов и частных благотворителей. Такие центры помощи, организованные волонтёрами или местными властями, сегодня есть практически в каждом крупном городе РФ.

Для создания центра помощи для лиц, освободившихся из мест лишения свободы на негосударственных началах требуются огромные людские, административные и имущественные ресурсы. Но главная цель - это помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации.

С правовой точки зрения осуществление деятельности такого центра помощи возможно через создание юридического лица, как самостоятельного участника гражданского оборота. Так в г. Вологде в октябре 2018 года на базе Вологодского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» был создан Социально-реабилитационный центр для оказания комплексной преемственной помощи осуждённым, освободившимся из мест лишения свободы.

Созданию любой организации предшествует этап, в ходе которого оцениваются наличие и необходимость квалифицированных кадров, степень их привлечения (штатные, партнерство, сотрудничество), выясняются и сопоставляются финансовые затраты на создание организации и организацию деятельности, определяются источники финансирования. Осмысляется иерархия, порядок управления и лидерство в создаваемой организации.

Так созданию социально-реабилитационного центра в г. Вологде предшествовала работа, включившая в себя проведение научного исследования по теме «Ресоциализации осужденных к

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

длительным срокам лишения свободы на постпенитенциарном этапе», собственно разработку проекта, заключение соглашений с партнерами проекта, решение вопросов ресурсного и кадрового обеспечения, в т.ч. - выделение помещения, способного удовлетворить потребности проекта, создание волонтерского корпуса проекта, проведение ремонтных работ, поиск потенциальных работодателей и т.д.

Важным моментом на подготовительном этапе является выбор организационно-правовой формы создаваемого юридического лица. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [3]. Юридические лица реализуют свою правоспособность исходя из цели деятельности, в соответствии с которыми оно создано, что отражено в учредительном документе юридического лица (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). В этой же статье содержится закрытый перечень организационно-правовых форм юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации.

Центры помощи могут создаваться как некоммерческая организация. Эта организационно-правовая форма используется при создании юридического лица, деятельность которого направлена на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав,

законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются федеральным законом «О некоммерческих организациях» (далее закон о НКО) [17]. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 закона о НКО). Некоммерческие организации могут создаваться в организационно-правовой форме прямо предусмотренной законом и этот перечень является закрытым.

На основе анализа Реестра центров социальной адаптации граждан в субъектах РФ (всего 175 центров) [15] можно сделать вывод, что основными организационно-правовыми формами юридических лиц, которые специализируются на оказании помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы являются: государственные или муниципальные бюджетные или казенные учреждения, автономные учреждение, общественные организации, автономные некоммерческая организации, фонды.

Например, Отделение социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы при Государственном бюджетном учреждении Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства (г. Уфа), Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Ачинский центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Красноярский центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», Автономная некоммерческая организация по реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Назорей» (г. Воронеж), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», Мурманский областной благотворительный фонд содействия уголовно-исполнительной системе и социальной реабилитации бывших осужденных «В новую жизнь», Некоммерческая организация «Фонд поддержки бывших осужденных» (г. Нижний Тагил), Свердловский областной благотворительный обще-

ственный фонд защиты прав и реабилитации заключенных (г. Екатеринбург), Автономная некоммерческая организация по оказанию реабилитационной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы «Центр социальной и трудовой адаптации «Свобода» (г. Ульяновск).

Учредителями некоммерческой организации, создаваемые на базе частной собственности (т.е. негосударственные и немуниципальные) в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Законом предусмотрены требования, предъявляемые к учредителям (участникам, членам НКО) (п.1.2 ст. 15 закона о НКО) [18; 20].

Для большинства организационно-правовых форм некоммерческих организаций законом не конкретизирована имущественная база деятельности и не установлено обязательное требование наличия в ней недвижимого имущества или прав на него. В отличие от коммерческих юридических лиц, для которых в зависимости от организационно-правовой формы законом предусмотрено создание уставного капитала, складочного капитала, паевого фонда и т.д.

Наличие имущества необходимо для последующей государственной регистрации юридического лица, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа -иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ) , [п. 2 ст. 8, 19].

То есть организация должна озаботиться местом нахождения своего постоянно действующего исполнительного или иного органа.

Находиться юридическое лицо может не в любом объекте недвижимости, а именно в здании, причем это не может быть разрушенный объект недвижимости, объект незавершенного строительства, в нем не могут быть одновременно размещены органы государственной власти, воинские части и т.п. [12] Пленум ВАС РФ подчеркнул, что адрес юридического лица и адрес, по которому осуществляется непосредственная деятельность организации, могут не совпадать. Таким

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

образом, наличие юридического адреса в квартире учредителя или генерального директора не лишает организацию права арендовать помещения (или пользоваться ими на иных договорных основаниях) в других местах и вести там свою деятельность. С 1 января 2016 г. орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, получил право проверять достоверность сведений, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ.

Наличие недвижимого имущества обеспечивает, как правило, юридическое лицо местом нахождения (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Оно является одним из средств индивидуализации, служит для определения места исполнения ряда обязательств (ст. 316 ГК РФ), направления юридически значимых сообщений (п. 3 ст. 54, ст. 165.1 ГК РФ), установления территориальной подсудности споров (ст. 35 АПК РФ) и т.п.

В ряде случаев наличие недвижимого имущества имеет значение для осуществления заявленных в законе или предусмотренных в договоре видов деятельности. Как показывает практика в собственности жилые или нежилые помещения у создаваемых некоммерческих организаций бывают крайне редко. В этом плане частные некоммерческие организации оказываются в неравном положении с государственными и муниципальными организациями социального обслуживания.

В связи с недостаточностью собственной имущественной базы НКО обращаются за финансовой и имущественной поддержкой к государству и муниципальным образованиям.

Так, Социально-реабилитационному центру Красного Креста для осуждённых, освободившихся из мест лишения свободы Администрацией г. Вологды безвозмездно на праве оперативного управления выделено помещение по адресу: г. Вологда, Некрасовский пер. д. 3. площадью 867 кв.м.

В нашей стране государство оказывает имущественную поддержку в форме передачи во владение и (или) пользование нежилых помещений социально-ориентированным некоммерческим организациям (ст. 31.1 закона о НКО) в соответствии с правилами предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе [8]. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом формирует перечень федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией),

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе. В него входят только нежилые помещения.

В то же время реестры, за которые отвечают региональные органы, почти нигде не ведутся или не находятся в публичном доступе. Число помещений, которые могут быть включены в такие перечни, сокращается.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий) [21].

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 федерального закона о НКО).

Так суд признал деятельность, приносящей доход от сдачи в аренду помещений, принадлежащих Ассоциации общественных объединений нарушением законодательства Российской Федерации и не соответствующей указанным в Уставе целям. Доводы Ассоциации о том, что вырученные от сдачи в аренду денежные средства впоследствии использовались в соответствии с уставными целями и задачами, судом были признаны необоснованными, поскольку предпринимательская деятельность должна непосредственно служить достижению уставных целей, ради которых создана некоммерческая организация. Такая деятельность Ассоциации была признана грубым нарушением законодательства, что в свою очередь повлекло ликвидацию некоммерческой организации [1].

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предприниматель-

скую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Без необходимых финансовых источников формирования имущества деятельность НКО будет просто парализована, поскольку основная цель их деятельности - достижение общественных благ, а потому их деятельность может быть просто бесприбыльной или даже убыточной. В ст. 26 закона о НКО перечисляются источники формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах при этом перечень является открытым.

На практике, основным источником формирования имущества НКО, как правило, являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Безвозмездная передача имущества между коммерческой (жертвователь) и некоммерческой (одаряемый) организациями не противоречит действующему законодательству.

Как установлено ст. 582 ГК РФ, а также ст. 5 федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [16], благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

В соответствии с п. 3 ст. 582 ГК РФ пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Согласно ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей.

Одним из способов формирования имущества является поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций. Правовое регулирование такое поддержки закреплено в ст. 31.1 закона о НКО, иных нормативно правовых актах в том числе региональных [14; 7; 8; 9; 3; 10; 11].

Для того, чтобы некоммерческая организация была признана социально ориентированной и могла получить субсидию она должна соответ-

ствовать определенным условиям. В настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации ведет работу по формированию реестра социально ориентированных некоммерческих организаций [13]. Реестр СОНКО можно посмотреть на сайте Минэкономразвития РФ.

Надо сказать, что практике известны случаи, когда некоммерческие организации сталкиваются с дискриминацией в порядке формирования реестра поставщиков социальных услуг, так в некоторых субъектах при определении порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг устанавливается условие о наличии опыта работы по предоставлению социальных услуг не менее пяти лет [4]. Также некоммерческие организации сталкиваются с отказами прямого заключения договоров по передаче во владение и пользование публичных объектов по мотиву недоказанности социальной ориентации их деятельности. Такие отказы обжалуются в судебном порядке [5; 6].

В заключении отметим, что в условиях рыночных отношений ключевая хозяйственная проблема НКО сводится к обеспечению финансовых ресурсов для реализации основных целей деятельности и стабильного развития организации. Поэтому деятельность НКО может быть ориентирована и на изыскание различных источников финансирования, в том числе на получение доходов от приносящей их деятельности. Осуществление НКО приносящей доход деятельности необходимо для обеспечения их дополнительными средствами и финансами, которые зачастую являются единственным существующим источником финансирования. Если доход необходим и без его получения основная цель деятельности НКО не может быть достигнута, то нет оснований для запрещения ведения приносящей доход деятельности и, соответственно, извлечения прибыли и (или) дохода.

Список литературы:

[1] Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20.09.2017 № АПЛ17-367 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.03.2021).

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) [Электронный ресурс] URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения 09.03.2021).

[3] Закон Вологодской области от 18.10.2013 № 3184-ОЗ (ред. от 03.04.2018) «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Вологодской области» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd. ru/document/460191791(дата обращения 19.03.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

[4] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2020 № Ф07-17776/2019 по делу N А56-152818/2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2021).

[5] Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2015 г. N Ф10-4336/2014 по делу N А14-1818/2014[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2021).

[6] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2018 г. N Ф07-10046/2018 по делу N А56-74420/2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.03.2021).

[7] Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1135 (ред. от 26.01.2021) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций») [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 19.03.2021).

[8] Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» (вместе с «Правилами формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе», «Правилами предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе») // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 2. -Ст. 85.

[9] Постановлением Правительства РФ от 23.06.2020 N 906 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций» (вместе с «Положением о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций») [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 29.03.2021).

[10] Постановлением Правительства Вологодской области от 10.06.2011 N 666 (ред. от 05.10.2020) «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления во владение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

и (или) пользование имущества области, включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование социально ориентированным некоммерческим организациям» [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/460303558 (дата обращения 17.03.2021).

[11] Постановление Правительства Вологодской области от 19.01.2015 № 32 (ред. от

21.12.2020) «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям» [Электронный ресурс] URL: https://docs. cntd.ru/document/423909410 (дата обращения

17.03.2021).

[12] Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - 2013. - № 32.

[13] Приказ Минэкономразвития России от 02.07.2020 № 386 «О формировании реестра социально ориентированных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения 19.03.2021).

[14] Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 № 2705-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 09.03.2021).

[15] Реестра центров социальной адаптации граждан в субъектах РФ [Электронный ресурс] URL: http://54.fsin.gov.ru/reestr-tsentrov-sotsialnoy-adaptatsii-grazhdan/ (дата обращения: 15.04.2021).

[16] Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3340.

[17] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения 19.04.2021).

[18] Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] URL: http://pravo. gov.ru (дата обращения 19.04.2021).

[19] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 19.04.2021).

[20] Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии

экстремистской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.04.2021) [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 19.04.2021).

[21] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения 11.04.2021).

Spisok literatury:

[1] Apelljacionnoe opredelenie Apelljacionnoj kollegii Verhovnogo Suda RF ot 20.09.2017 № APL17-367 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashhenija: 02.03.2021).

[2] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 09.03.2021) [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo. gov.ru (data obrashhenija 09.03.2021).

[3] Zakon Vologodskoj oblasti ot 18.10.2013 № 3184-OZ (red. ot 03.04.2018) «O gosudarstvennoj podderzhke social'no orientirovannyh nekom-mercheskih organizacij v Vologodskoj oblasti» [Jelektronnyj resurs] URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/460191791 (data obrashhenija 19.03.2021).

[4] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Seve-ro-Zapadnogo okruga ot 19.02.2020 № F07-17776/2019 po delu N A56-152818/2018) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 12.03.2021).

[5] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Cen-tral'nogo okruga ot 24 dekabrja 2015 g. N F10-4336/2014 po delu N A14-1818/2014[Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 12.03.2021).

[6] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Seve-ro-Zapadnogo okruga ot 9 avgusta 2018 g. N F07-10046/2018 po delu N A56-74420/2017) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashhenija: 12.03.2021).

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2010 № 1135 (red. ot 26.01.2021) «O predostavlenii sub-sidij iz federal'nogo bjudzheta na gosudarstvennuju podderzhku otdel'nyh obshhestvennyh i inyh nekom-mercheskih organizacij» (vmeste s «Pravilami pre-dostavlenija subsidij iz federal'nogo bjudzheta na gosudarstvennuju podderzhku otdel'nyh obshhestvennyh i inyh nekommercheskih organizacij») [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 19.03.2021).

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2012 № 1478 «Ob imushhestvennoj podderzhke social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij» (vmeste s «Pravilami formirovanija, vedenija i objaza-tel'nogo opublikovanija perechnja federal'nogo imushhestva, svobodnogo ot prav tret'ih lic (za iskl-

jucheniem imushhestvennyh prav nekommercheskih organizacij, ne javljajushhihsja gosudarstvennymi i municipal'nymi uchrezhdenijami i nekommercheskimi organizacijami, uchrezhdennymi Rossijskoj Federa-ciej), kotoroe mozhet byt' predostavleno social'no ori-entirovannym nekommercheskim organizacijam vo vladenie i (ili) v pol'zovanie na dolgosrochnoj osnove», «Pravilami predostavlenija federal'nogo imushhestva social'no orientirovannym nekommercheskim organizacijam vo vladenie i (ili) v pol'zovanie na dolgosrochnoj osnove») // Sobranie zakonodatel'stva RF. -2013. - № 2. - St. 85.

[9] Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 23.06.2020 N 906 «O reestre social'no orientirovan-nyh nekommercheskih organizacij» (vmeste s «Polozheniem o reestre social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij») [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 29.03.2021).

[10] Postanovleniem Pravitel'stva Vologodskoj oblasti ot 10.06.2011 N 666 (red. ot 05.10.2020) «Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke i uslovijah predostavlenija vo vladenie i (ili) pol'zovanie imushhestva oblasti, vkljuchennogo v perechen' imushhestva oblasti, prednaznachennogo dlja peredachi vo vladenie i (ili) pol'zovanie social'no orientirovannym nekommercheskim organizacijam» [Jelektronnyj resurs] URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/460303558 (data obrashhenija 17.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Vologodskoj oblasti ot 19.01.2015 № 32 (red. ot 21.12.2020) «Ob utverzhdenii Porjadka opredelenija ob#ema i predostavlenija subsidij social'no orientirovannym nekommercheskim organizacijam» [Jelektronnyj resurs] URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/423909410 (data obrashhenija 17.03.2021).

[12] Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 30.07.2013 № 61 «O nekotoryh voprosah praktiki rassmotrenija sporov, svjazannyh s dostovernost'ju adresa juridicheskogo lica» // Jekonomika i zhizn' (Buhgalterskoe prilozhenie). - 2013. - № 32.

[13] Prikaz Minjekonomrazvitija Rossii ot 02.07.2020 № 386 «O formirovanii reestra social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij» [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 19.03.2021).

[14] Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 15.11.2019 № 2705-r «O Koncepcii sodejstvija razvit-iju blagotvoritel'noj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 09.03.2021).

[15] Reestra centrov social'noj adaptacii grazh-dan v sub#ektah RF [Jelektronnyj resurs] URL: http://54.fsin.gov.ru/reestr-tsentrov-sotsialnoy-adap-tatsii-grazhdan/ (data obrashhenija: 15.04.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

[16] Federal'nyj zakon ot 11.08.1995 № 135-FZ (red. ot 08.12.2020) «O blagotvoritel'noj dejatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve)» // Sobranie zakono-datel'stva RF. - 1995. - № 33. - St. 3340.

[17] Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ (red. ot 30.12.2020) «O nekommercheskih organ-izacijah» [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov. ru (data obrashhenija 19.04.2021).

[18] Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 № 115-FZ (red. ot 30.12.2020) «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniju) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniju terrorizma» [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 19.04.2021).

[19] Federal'nyj zakon ot 08.08.2001 № 129-FZ (red. ot 31.07.2020) «O gosudarstvennoj registracii juridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej» [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 19.04.2021).

[20] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 114-FZ (red. ot 08.12.2020) «O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti» (s izm. i dop., vstup. v silu s 14.04.2021) [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashhenija 19.04.2021).

[21] Federal'nyj zakon ot 04.05.2011 № 99-FZ (red. ot 31.07.2020) «O licenzirovanii otdel'nyh vidov dejatel'nosti» [Jelektronnyj resurs] URL: http://pravo. gov.ru (data obrashhenija 11.04.2021).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.