Научная статья на тему 'Тенденции развития некоммерческого сектора в РФ в условиях региональной дифференциации'

Тенденции развития некоммерческого сектора в РФ в условиях региональной дифференциации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
829
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / НКО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Н.В., Фролова Е.В.

В статье анализируются ключевые тенденции развития некоммерческого сектора в РФ. Особое внимание уделяется вопросам функционирования НКО в условиях региональной дифференциации. На основе статистических и аналитических исследований выделяются закономерности развития некоммерческого сектора в РФ. Статья публикуется при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1265.2017.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития некоммерческого сектора в РФ в условиях региональной дифференциации»

Н.В. Медведева,

канд.соц.наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет, Москва.

Е.В.Фролова, доктор соц. наук, профессор кафедры менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный

университет, Москва

N. V.Medvedeva,

candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of management and administration, Russian state social University, Moscow.

Email:nmedvedeva1984@mail. ru.

E. V.Frolova,

doctor of social sciences, Professor of the Department of management and administration, Russian state social University, Moscow.

Email: efrolova06@mail. ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В

РФ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ1

Аннотация. В статье анализируются ключевые тенденции развития некоммерческого сектора в РФ. Особое внимание уделяется вопросам функционирования НКО в условиях региональной дифференциации. На основе статистических и аналитических исследований выделяются закономерности развития некоммерческого сектора в РФ. Статья публикуется при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1265.2017.6

Ключевые слова: Некоммерческий сектор, НКО, гражданское общество, региональная дифференциация.

Abstract. The article analyzes key trends in the development of the nonprofit sector in the Russian Federation. Particular attention is paid to the functioning of NPOs in the context of regional differentiation. On the basis of statistical and analytical studies, the patterns of development of the non-profit sector in the Russian Federation are highlighted.

Keywords: Non-profit sector, civil society, regional differentiation

Некоммерческий сектор в России еще находится в стадии становления, в отличие от большинства западных стран. Тем не менее, в последние годы наблюдается рост некоммерческих организаций. Рост числа НКО напрямую связан с развитием гражданского общества, с защитой и совершенствованием демократических институтов [1]. Чем больше будет в России «взрослых»

1 опубликовано при поддержке гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МК-1265.2017.6

некоммерческих организаций, тем эффективнее будет третий сектор и тем устойчивее развитие самой страны [10].

По материалам Росстата, количество некоммерческих организаций по сравнению с 2012 годом в 2016 году возросло на 4,3 тыс. и составило около 91 тыс. организаций. Существенный прирост данных организаций наблюдается в следующих направлениях деятельности: производство и распространение социальной рекламы (на 23%); физическая культура и спорт (на 17%); поддержка молодежных инициатив и молодежного движения (на 14%). На 5 % возросло количество организаций, действующих в сферах добровольчества и благотворительной деятельности. В первую очередь увеличение произошло за счет создания новых фондов, автономных некоммерческих организаций, объединений юридический лиц и казачьих обществ [3].

Увеличение представительства некоммерческих общественных организаций в системе социального обслуживания населения связывается с принятием ряда законодательных актов в Российской Федерации. Наиболее позитивным моментом стало возможность участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг гражданам. Данный аспект регламентируется нормами федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятого в 2013 году. В 2016 году были приняты поправки в законодательство РФ, согласно которым было введено новое понятие «некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг», в результате усилились позиции НКО, работающих в сфере социальной политики. Это «НКО, которые на протяжении одного года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества, не являются некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, и не имеют задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам».

Однако механизмы получения такой господдержки некоммерческими организациями оказались слишком забюрократизированы и непонятны большинству негосударственных поставщиков социальных услуг. Это осложнило возможность НКО в полной мере проявить себя и войти в реестр поставщиков социальных услуг в регионах РФ. Согласно опросу, проведенному ОНФ в 2016 году, всего 42% некоммерческих организаций получают бюджетное финансирование в том или ином виде, в то время как на него рассчитывают почти 60% организаций, принявших участие в опросе

[9].

В соответствии с данными Министерства труда и социальной защиты РФ, субъектами Российской Федерации, в реестр поставщиков социальных услуг по состоянию на второй квартал 2016 года включено 547 негосударственных поставщиков социальных услуг. Из них 170 коммерческих организаций, 377 некоммерческих организаций (на начало

года наблюдалось 300 подобных организаций), в том числе 253 социально ориентированных организаций [2].

Результаты статистических исследований иллюстрируют высокий уровень территориальной дифференциации в развитии некоммерческого сектора в РФ. Большинство НКО сосредоточено в Центральном федеральном округе (34,25%) для которого характерен наиболее высокий уровень социально-экономического развития по ряду интегрированных показателей. На территории округа расположен политический и экономический центр России - крупнейший мегаполис, Москва. Именно для столицы характерен самый высокий уровень концентрации некоммерческих организаций - 15,2%.

Для сравнения: в Московской области - 14,8 тыс. (6,4%), Санкт-Петербурге - 12,1 тыс. (5,3%), Краснодарском крае - 6,5 тыс. (3%) (рис.1)

Липецкая область Курская область Белгородская область Воронежская область Башкирия Татарстан Краснодарский край Свердловская область Санкт-Петербург Московская область Москва

5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000

Рис. 1 Количество зарегистрированных НКО в субъектах РФ (2016 г).

Около 20% НКО зарегистрировано в Приволжском федеральном округе. Среди субъектов данного округа лидером по количеству НКО является Татарстан. Наиболее тревожные тенденции сужения некоммерческого сектора характерны для таких территорий РФ, как Дальний Восток и Северный Кавказ.

Доминирующей тенденцией развития современной России является формирование биполярных условий развития некоммерческого сектора. С одной стороны, концентрация некоммерческих организаций в крупных центрах, экономически привлекательных регионах, а с другой стороны -сужение их представительства в малых городах, отдаленных регионах. Данные тенденции характерны не только для Российской Федерации.

Различные исследования подтверждают закономерность неравномерного развития рынка НКО: в тех регионах, где система поддержки функционирует в организованной и структурированной внешней среде, количество некоммерческих организаций растет [7].

Наиболее популярной формой поддержки НКО является финансовая. В настоящее время в РФ предусмотрено несколько видов источников финансирования НКО: федеральные гранты (гранты Министерства экономического развития, президентские гранты), региональные гранты (субсидии министерств экономического развития субъектов РФ, гранты глав регионов), донорские средства (средства крупных НКО, фондов), частные пожертвования (меценатство, система привлечения частных средств, электронная благотворительность).

По данным Минэкономразвития РФ, наибольший объем финансирования НКО приходится на региональные конкурсы (74,95%) и конкурсы Министерства экономического развития РФ (24,98%). Менее 1% составляют конкурсы грантодателей.

Таблица 1. Объемы финансирования конкурсов НКО

Тип конкурса Общий объём финансирования

Региональные конкурсы (74,95%) 10 734 337 952,50 рублей

Федеральные конкурсы (0%) 0,00 рублей

Конкурсы грантодателей (0,07%) 9 838 149,29 рублей

Конкурсы Минэкономразвития России (24,98%) 3 576 900 000,00 рублей

Основной формой государственной поддержки СО НКО сегодня выступают субсидии (гранты) из федерального бюджета. Общие ассигнования на поддержку СО НКО увеличены с 8 млрд в 2015 году до 11,2 млрд рублей в 2016 году. В 2017 году только по программе президентских грантов на поддержку НКО направлено 7 млрд рублей.[4]

Анализ государственных органов, оказывающих финансовую поддержку СО НКО в 2015-2016гг, позволяет сделать вывод, что наибольший объем государственной финансовой поддержки было предоставлено Управлением делами Администрации Президента РФ, Министерством культуры и Министерством труда РФ. Наибольшее количество СО НКО получило финансовую поддержку от Управления делами Президента РФ и Министерства экономического развития России [6].

Таблица 2. Источники и объем финансирования СО НКО

Государственный орган Российской Федерации, оказывающий финансовую поддержку СО НКО Объем государственной финансовой поддержки, представленной СО НКО (тыс. рублей) Количество СО НКО, получивших финансовую поддержку

2015 2016 2015 2016

Управление делами Администрации Президента Российский Федерации 4 228 200 4 589 900 1 377 1 579

Минэкономразвития России 859 000 - 3 964 -

Минкультуры России 2 077 372 4 136 443 199 227

Минтруд России 765 598 2 320 439 17 30

Минобрнауки России - 86 373 - 16

Росмолодежь 74 000 103 200 44 100

ФСКН России 10 200 8

МЧС России 100 000 90 000 7 19

ИТОГО 8 114 390 11 326 355 5 616 1 971

В 2017 году несколько изменилась система государственной поддержки НКО, в связи с тем, что был учрежден Фонд президентских грантов. Согласно официальной статистике более 80 % обладателей грантов - представители регионов, в то время как ранее большинство грантов получали представительно НКО столичного региона.

Ряд исследований общественного сектора в различных регионах России позволяют выявить следующую закономерность: в регионах с низким развитием гражданского общества доля НКО, работающих исключительно на средства своих руководителей и активистов, существенно выше, чем в регионах, где гражданское общество считается традиционно более развитым (как в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске). Кроме того, согласно данным Росстата, наименьший средний годовой доход НКО составляет 217 тыс. руб. в Республике Алтай, а наивысший, превышающий эту сумму в 76 раз, - 16641 тыс. руб. в Чукотском автономном округе. По всей стране средний объем денежных поступлений одной НКО за год - 1879 тыс. руб. [5]

Таким образом, высокий уровень территориальной дифференциации представительства некоммерческого сектора порождает неравенство в условиях доступа к социальным услугам, возможностях удовлетворения социальных потребностей населения, развития гражданского общества, вовлечения социальных групп в процессы разработки и реализации управленческих решений в социальной сфере.

В современных условиях необходим комплекс мер по модернизации механизмов поддержки НКО в отдаленных регионах, что обеспечит удовлетворение социальных потребностей населения, создание условий для развития гражданского общества.

Список литературы:

1. Белякин А. М., Байдамин Р. А. Управление региональной некоммерческой организацией: преодоление вызовов. Вестник государственного и муниципального управления. 2015. №3, 41-46.

2. Данные Министерства Труда и социальной защиты РФ. Информация о представлении услуг социально ориентированными организациями,

включая общественно полезные услуги (в том числе услуг для детей и взрослых с инвалидностью) от 14.04.2017. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/393

3. Данные Росстат. Государство, общественные организации URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/

4. Доклад Министерства экономического развития РФ о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 г. URL: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/ef54d172-13a8-43a2-ae4b-a7fe7becade7.pdf

5. Доклад о состоянии гражданского общества в ЕС и России 2016

6. Доклад о состоянии гражданского общества в РФ за 2017 год

7. Рудакова О.Ю. Государственная политика в области поддержки некоммерческих организаций и пути ее усовершенствования. [электронный ресурс]. URL: http://www.jurnal.org/articles/2016/sociol1.html

8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ

9. Эксперты ОНФ: Господдержка социально ориентированных НКО на оказание услуг остается труднодоступной и неравномерной. URL: http://onf.ru/2016/12/09/eksperty-onf-gospodderzhka-socialno-orientirovannyh-nko-na-okazanie-uslug-ostaetsya/

10. Якимец В.Н. Некоммерческие организации России. Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/

References

1. Belyakin A. M., Bajdamin R. A. Upravlenie regional'noj nekommercheskoj organizaciej: preodolenie vyzovov. Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2015. №3, 41-46.

2. Dannye Ministerstva Truda i social'noj zashchity RF. Informaciya o predstavlenii uslug social'no orientirovannymi organizaciyami, vklyuchaya obshchestvenno poleznye uslugi (v tom chisle uslug dlya detej i vzroslyh s invalidnost'yu) ot 14.04.2017. URL: https://rosm intrud. ru/docs/m intrud/protection/393

3. Dannye Rosstat. Gosudarstvo, obshchestvennye organizacii. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/

4. Doklad Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya RF o deyatel'nosti i razvitii social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij za 2016 g. URL: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/ef54d172-13a8-43a2-ae4b-a7fe7becade7.pdf

5. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v ES i Rossii 2016

6. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v RF za 2017 god

7. Rudakova O.YU. Gosudarstvennaya politika v oblasti podderzhki nekommercheskih organizacij i puti ee usovershenstvovaniya. [ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.jurnal.org/articles/2016/sociol1.html

8. Federal'nyj zakon «Ob osnovah social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Rossijskoj Federacii» ot 28 dekabrya 2013 goda N 442-FZ

9. EHksperty ONF: Gospodderzhka social'no orientirovannyh NKO na okazanie uslug ostaetsya trudnodostupnoj i neravnomernoj. URL: http://onf.ru/2016/12/09/eksperty-onf-gospodderzhka-socialno-orientirovannyh-nko-na-okazanie-uslug-ostaetsya/

10. YAkimec V.N. Nekommercheskie organizacii Rossii. EHlektronnaya biblioteka «Grazhdanskoe obshchestvo». URL: http://www.civisbook.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.