Научная статья на тему 'Создание транспортно-логистического комплекса в Центральной Якутии: проблемы и перспективы'

Создание транспортно-логистического комплекса в Центральной Якутии: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОМЫШЛЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Уртминцев Ю. Н., Железнов С. В., Ситнов А. Н.

Статья посвящена проблеме создания крупного транспортно-логистического комплекса (ТЛК) в районе г. Якутска. Обозначены причины, обуславливающие необходимость его создания. Рассмотрены два концептуальных варианта комплекса. Приведена экономическая оценка этих вариантов. Обоснованы предложения по созданию на базе ТЛК промышленно-логистического кластера, который будет стимулировать экономическое развитие Центральной Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Уртминцев Ю. Н., Железнов С. В., Ситнов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of transport and logistic complex of the Central Yakutia: problems and prospects

The article covers the problem of creating a major transport and logistics complex (TLC) in the area, Yakutsk. Marked reasons for its creation. We considered two of the conceptual version of the complex. See economic assessment of these options. Proposals on creation on the basis of TLC industrial logistics cluster, which will stimulate economic development of the Central Yakutia.

Текст научной работы на тему «Создание транспортно-логистического комплекса в Центральной Якутии: проблемы и перспективы»

А.И. Телегин, В.Н. Шабров, А. О. Ничипорук

Опыт применения дистанционных осадкомеров на морских грузовых судах...

должны определяться «Техническим заданием на проектирование типовой системы дистанционного замера осадок и уровни жидкости в судовых цистернах самоходных грузовых систем» - в соответствии с действующими Правилами постройки судов внутреннего плавания Речного Регистра РФ.

Список литературы:

[1] Денисов Н.И. Исследование и совершенствование методов определения массы навалочных грузов на речном транспорте. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. - Горький: ГИИВТ, 1980, - 220 с.

[2] Качество и эффективность перевозок сухогрузов. Методы и результаты исследований за 1970-2000 годы. Монография. Под ред. А.И. Телегина. Н. Новгород: ВГАВТ, 2002. - 299 с.

[3] Телегин А.И. Проблема определения массы навалочных грузов по осадке судна / А.И. Телегин, А.О. Ничипорук, В.Н. Шабров. - Речной транспорт (XXI век). - №4 (63). 2013. - С. 83-86.

EXPERIENCE OF APPLICATION OF REMOTE DRAUGHTMETERS ON MARINE CARGO SHIPS, FEASIBILITY AND COMMERCIAL REQUIREMENTS OF THEIR APPLICATION ON THE RIVER CARGO SHIPS

A.I. Telegin, V.N. Shabrov, A.O. Nichiporouk

The experience of cargo transportation and to determine precipitation using draughtmeters on Maritime transport. The main requirements for equipment and application of river cargo ships draughtmeters for a more precise definition to-volume of cargo in the ship.

Keywords: river transport, draughtmeters, definition to-volume of cargo.

УДК 519.673+658.26.004.182

Ю.Н. Уртминцев, зав. каф., профессор ФБОУВПО «ВГАВТ» С.В. Железное, профессор ФБОУ ВПО «ВГАВТ» А.Н. Ситное, зав. каф., профессор ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена проблеме создания крупного транспортно-логистического комплекса (ТЛК) в районе г. Якутска. Обозначены причины, обуславливающие необходимость его создания. Рассмотрены два концептуальных варианта комплекса. Приведена экономическая оценка этих вариантов. Обоснованы предложения по созданию на базе ТЛК промышленно-логистического кластера, который будет стимулировать экономическое развитие Центральной Якутии.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), транспортно-логистический комплекс, государственно-частное партнерство, промышленно-логистический кластер.

Роль транспорта в экономике каждой страны велика. Он существенно влияет на работу всех отраслей экономики и на стоимость конечной продукции. Транспорт является системообразующим фактором при размещении и развитии промышленных,

добывающих, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий и фирм, оказывает влияние на создание и развитие населенных пунктов, во многом определяет хозяйственные связи между предприятиями, способствует развитию межрегиональных и международных экономических связей. Это подтверждает мировая и отечественная история - экономически развитые населенные пункты возникали, практически всегда, на пересечении транспортных путей.

Понимая важность транспорта, в большинстве стран мира государство участвует в его развитии, вкладывает крупные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры транспорта, оказывает те или иные преференции предприятиям отрасли.

Правительство нашей страны также, в последние годы, уделяет внимание развитию транспорта и формированию сбалансированной единой транспортной системы страны. На правительственном уровне разработаны и приняты программы развития транспорта. Одной из основных является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства в 2008 г.). В её аналитической части отмечается, что из-за недостаточной развитости транспорта сдерживаются комплексное освоение новых территорий и разработка месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.

Предлагается во всех субъектах Российской Федерации осуществить мероприятия по созданию сети транспортно-логистических центров (комплексов) для продаж грузовых перевозок и оказания широкого спектра транспортно-экспедиторских и логистических услуг. Создание подобных центров позволит повысить скорость движения материальных потоков, оптимизировать транспортные потоки, улучшить координацию работы всех участников транспортно-логистического процесса и, следовательно, снизить транспортную составляющую в цене товара.

Вместе с тем очевидно, что создание транспортно-логистического комплекса (ТЛК) требует значительных затрат. Большая часть из них приходится на объекты инфрастуктуры. К ним относятся строительство новых причальных сооружений, подготовка территории, обустройство подъездных железнодорожных и автомобильных путей, прокладка инженерных коммуникаций, строительство объектов тепло и энергоснабжения и т.д.

В реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов регионального значения участвует, в той или иной форме, государство (как правило, через механизм государственно-частного партнерства - ГЧП). Выделение государственной помощи идет, чаще всего, через национальные институты развития. Основными институтами развития в нашей стране являются Инвестиционный фонд РФ (ИФ РФ) и Банк развития и внешнеэкономической деятельности РФ (Внешэкономбанк). Формы участия институтов развития в инвестпроектах могут быть разные (бюджетные ассигнования, кредиты, займы, гарантии, участие в уставном капитале, лизинг и др.).

При рассмотрении институтами развития заявок на государственную поддержку инвестиционных проектов требуется наличие развернутого и хорошо проработанного бизнес-плана, включающего, в том числе, финансовую модель проекта с расчетом его финансово-экономических показателей и оценкой общественной эффективности.

Проведенный авторами настоящей статьи экономический анализ проектов транс-портно-логистических комплексов, выполненный на основе дисконтирования денежных потоков, показал, что создание ТЛК под существующие товарно-грузовые потоки, во многих случаях, оказывается экономически не эффективным, и срок окупаемости инвестиций уходит далеко за разумные пределы (вследствие значительных первоначальных затрат на строительство объектов инфраструктуры).

Поэтому очень важно в рамках инвестиционного проекта определить возможные изменения объемов грузопотоков, обслуживаемых ТЛК. При этом следует ответить на вопросы:

- как изменится схема движения товарно-материальных потоков при создании ТЛК;

Ю.Н. Уртминцев, С.В. Железное, А.Н. Ситное

Создание транспортно-логистического комплекса в Центральной Якутии: проблемы ...

- какие потенциальные грузопотоки пойдут через ТЛК;

- какие действия нужно предпринять региональным властям и частным инициаторам проекта для увеличения товаро- и грузооборота, создаваемого ТЛК;

- какие новые грузопотоки может генерировать сам ТЛК.

Государственные программы последних лет предполагают интенсивное вовлечение природных ресурсов и производительных сил республики в народное хозяйство страны. Для реализации этих решений предусмотрено создание опорной транспортной сети Якутии, одним из важнейших элементов которой должна стать железнодорожная линия Беркакит - Томмот - Якутск (Н. Бестях).

В 2004 г. был пущен в эксплуатацию участок Беркакит - Томмот, а в 2012 г. железная дорога доведена до пос. Нижний Бестях, который является конечным пунктом для данной магистрали.

Вместе с тем, существуют значительные проблемы, препятствующие превращению построенной железнодорожной магистрали в полноценный и экономически эффективный элемент опорной транспортной сети Якутии. К их числу относятся следующие.

Ж/д станция Н. Бестях является тупиковой станцией железнодорожной магистрали, т.к. не имеет терминального комплекса, обеспечивающего передачу (прием) грузов на смежные виды транспорта.

Без создания крупных транспортно-логистических узлов, обеспечивающих эффективное взаимодействие видов транспорта, не может быть решена задача формирования единого транспортного пространства на территории региона.

Без создания терминального комплекса в п. Н. Бестях не может быть достигнута загрузка железнодорожной магистрали, обеспечивающая ее безубыточность.

В ближайшие 10-20 лет основным видом транспорта, обеспечивающим завоз грузов в труднодоступные внутренние и северные районы республики и соседних регионов, будет внутренний водный транспорт. Соответственно, в п. Н. Бестях должна быть обеспечена технологическая железнодорожного с водным видом транспорта.

Организационно-технологической основой для решения названных выше проблем является строительство транспортно-логистического терминала в п. Н. Бестях.

Строительство терминала позволит:

- использовать экономически рациональные схемы завоза грузов в Якутии и соседние регионы на основе прямых смешанных перевозок с участием железнодорожного, водного и автомобильного видов транспорта;

- снизить совокупные транспортные издержки на доставку грузов (на верхней Лене малые глубины и большая себестоимость речных перевозок);

- повысить надежность и качество транспортного обслуживания центральных и северных районов Якутии, в т.ч. за счет снижения влияния сезонного фактора;

- обеспечить возможность для поставок продукции центрального и северных районов Якутии на внутренний и внешний товарные рынки;

- обеспечить экономически рациональную загрузку железнодорожной магистрали Беркакит - Томмот - Якутск (Н. Бестях), в т.ч. за счет обратной загрузки в южном направлении;

- обеспечить рост объемов речных перевозок за счет возникновения новых грузопотоков;

- вынести за пределы столицы Якутии крупную торгово-промышленную зону, обеспечивающую широкий комплекс транспорно-логистических, коммерческих и производственно-технических операций по обслуживанию товаропотоков (купля-продажа, хранение, консолидация, распределение, технический сервис и т.д.);

- обеспечить технологические условия для работы транзитного транспортного коридора, соединяющего районы Азиатско-Тихоокеанского региона с Северным морским путем.

Необходимость создания ТЛК диктуется также, кроме транспортных, следующими объективными экономическими проблемами Центрального района Республики

Саха (Якутия):

1) неразвитость обрабатывающих отраслей промышленности;

2) несоответствие существующих транспортных технологий и схем товародвижения новым возможностям, возникшим с приходом в регион железной дороги;

3) неудовлетворенный спрос инвесторов на земельные участки со всеми элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры;

4) отсутствие привлекательных условий для инвестиций в обрабатывающие производства, обеспечивающих приемлемую эффективность инвестиций;

5) дефицит пространства для развития экономики и инфраструктуры города Якутска.

Авторами проведены предварительные исследования по проектированию ТЛК в

пункте Нижний Бестях Республики Саха (Якутия). В процессе исследования было рассмотрено два варианта проектов ТЛК:

Первый вариант состоит в создании терминального комплекса как самостоятельного объекта, принадлежащего частному инвестору и ориентированного, в основном, на обслуживание существующих материальных потоков.

В качестве источника инвестиционных ресурсов в данном случае рассматривались заемные средства (кредит Внешэкономбанка). Грузовая база терминального комплекса при этом ограничена производственно-сбытовыми возможностями и потребностями действующих предприятий Центральной Якутии.

Экономические расчеты по данному варианту показали: реализация такого проекта не окажет существенного влияния на показатели социально-экономического развития региона (проект - локальный); коммерческая эффективность - отрицательная (срок окупаемости инвестиций выходит далеко за приемлемые для инвесторов сроки, превышает 30 лет); оценка общественной эффективности - также отрицательная. Полученные результаты позволяют заключить, что проект создания ТЛК, ориентированного на обслуживание наличных потребностей действующих предприятий региона не эффективен.

Второй вариант заключается в создании крупного инфраструктурного комплекса, являющегося основой будущего промышленно-логистического кластера, генерирующего в дополнение к существующим новые мощные грузовые потоки.

Суть создания кластера состоит в следующем:

- создать мощную производственную и транспортно-логистическую инфраструктуру, которая будет привлекательна для бизнеса (транспортные терминалы, готовые производственные площадки, подъездные пути, инженерные сети, объекты тепло, водо и энергоснабжения, административные здания, объекты коммунального и социального сервиса и т.д.). Эта инфраструктура должна быть создана за счет государственных и частных инвестиций (ГЧП);

- создание организационно-экономических условий для привлечения бизнеса для работы на этой инфраструктуре.

Преимущество кластера состоит, прежде всего, в том, что позволяет использовать синергетический эффект при размещении производственных предприятий и сервисных компаний на единой производственно-логистической площадке.

К таким взаимосвязанным и взаимодополняющим предприятиям относятся следующие:

- тепловая угольная электростанция;

- предприятия по обогащению угля (необогащенный уголь перевозить на расстояние свыше 600-800 км экономически невыгодно);

- углебрикетное; углехимическое;

- газоперерабатывающее;

- цементное; кирпичное;

- металлургическое;

- деревообрабатывающее;

- по производству сухих строительных смесей;

Ю.Н. Уртминцев, С.В. Железное, А.Н. Ситнов

Создание транспортно-логистического комплекса в Центральной Якутии: проблемы ...

- по производству ЖБИ;

- асфальтобетонное и т.д.

Результаты исследования показали, что второй вариант проекта способен придать существенный импульс социально-экономическому развитию региона (улучшение индикаторов СЭР в среднем на 15-20%), достигается высокая экономическая эффективность проекта, как коммерческая, так и общественная. Срок окупаемости проекта 8-10лет. За рассмотренный период жизненного цикла проекта (до 2030 г.) может быть получен чистый дисконтированный поток порядка 90 млрд.руб., внутренняя норма доходности - 30-35%, дисконтированный бюджетный поток только за 10 лет - около 40 млрд. руб.

Развертывание промышленного кластера позволит сгенерировать порядка 1012 млн. т грузов, обслуживаемых терминальным комплексом. Для переработки такого грузооборота потребуется строительства примерно 20 причалов.

Наличие больших складских емкостей позволит накапливать межнавигационные запасы грузов и обеспечит их круглогодовую переработку.

Создание промышленно-логистического комплекса в п. Н. Бестях принесет выгоду и речным предприятиям.

В частности, крупнейший в регионе перевозчик ОАО ЛОРП получает возможность:

- укрепить свою конкурентную позицию на сегменте транспортного рынка, обеспечивающего обслуживание районов центральной и северной Якутии;

- нарастить объемы транспортной работы за счет привлечения новых грузопотоков, осваиваемых в водно-железнодорожном сообщении;

- стать оператором причалов и получать доходы от погрузо-разгрузочных операций и других логистических услуг, оказываемых терминальным комплексом (хранение, консолидация и распределение груза, транспортно-экспедиционное обслуживание грузопотоков, технический сервис транспортных средств, информационные, финансовые, социально-бытовые и другие услуги).

Таким образом, создание промышленно-логистического кластера не только позволит увеличить спрос на транспортные услуги в регионе, но и сделать качественный скачок в развитии перерабатывающей промышленности в Республике Саха (Якутия) и избавит её от закрепившегося за ней статуса сырьевого придатка России.

Список литературы:

[1] Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. Утверждена Постановлением Правительства РФ 22 ноября 2008г. [№ 1734-3].

[2] Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики САХА (Якутия) до 2020 года. Утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) [№ 411] от 6.09.2006 года.

[3] Транспортная стратегия республики Саха (Якутия). Утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. [№ 258].

CREATION OF TRANSPORT AND LOGISTIC COMPLEX OF THE CENTRAL YAKUTIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Y.N. Urtmintsev, S. V. Zheleznov, A.N. Sitnov

The article covers the problem of creating a major transport and logistics complex (TLC) in the area, Yakutsk. Marked reasons for its creation. We considered two of the conceptual version of the complex. See economic assessment of these options. Proposals on creation on the basis of TLC industrial logistics cluster, which will stimulate economic development of the Central Yakutia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.