Научная статья на тему 'Проблемы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия)'

Проблемы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ТРАНСПОРТ / ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Т.П., Ефремова Л.А.

Реализация инвестиционных проектов «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», «Комплексного развития Южной Якутии» сопряжена с перевозками большого объёма грузов для строительных нужд, материально-технических ресурсов для производства и вывоза произведённой продукции. Данная статья выявляет проблемы в провозной и пропускной способности, определяет перечень мероприятий, повышающих пропускную способность линии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егорова Т.П., Ефремова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инфраструктуры железнодорожного транспорта Республики Саха (Якутия)»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Т. П. ЕГОРОВА, кандидат экономических наук, заведующая отделом Институт региональной экономики Севера

Л. А. ЕФРЕМОВА, начальник отдела маркетинга и договорной работы ОАО АК «Железные дороги Якутии»

Реализация инвестиционных проектов «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», «Комплексного развития Южной Якутии» сопряжена с перевозками большого объема грузов для строительных нужд, материально-технических ресурсов для производства и вывоза произведенной продукции. Данная статья выявляет проблемы в провозной и пропускной способности, определяет перечень мероприятий, повышающих пропускную способность линии.

Ключевые слова: инфраструктура, железная дорога, транспорт, пропускная способность, объем перевозок.

Кризисные явления, происходящие сегодня в мире, не могут не сказываться и на внутренней региональной экономике. Текущие экономические проблемы не отменяют стратегического курса, стержнем которого является модернизация. Развитие инфраструктуры — транспортной, энергетической, информационной — создает основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики. В условиях мирового кризиса финансовое обеспечение проектов и программ развития становится проблемным вследствие сокращения банками кредитования.

Завершение строительства железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск, несомненно, является одним из самых капиталоемких проектов Республики Саха (Якутия) по развитию транспортной инфраструктуры. Вместе с тем формирование круглогодичных наземных транспортных сообщений создаст условия для появления новых эффективных секторов экономики, новых проектов. Район тяготения железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск обладает богатейшим природно-ре-

сурсным потенциалом. Начало реализации масштабного проекта «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», а также проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» (КРЮЯ) дает основание для расчета прогноза возможного объема грузопотока.

В перспективе до 2020 г. проектом КРЮЯ предполагается формирование в республике нового диверсифицированного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств. При этом речь идет как о добыче полезных ископаемых, так и о развитии перерабатывающих производств: Эльконский горнометаллургический комбинат (ГМК), Таежнинский горно-обогатительный комбинат (ГОК), Инаглинс-кий угольный комплекс (УДК), Канкунская ГЭС, Се-лигдарский горно-химический комбинат, Алданский завод синтетических моторных топлив (СМТ).

Реализация каждого из данных инвестиционных проектов сопряжена с перевозками большого объема грузов для строительных нужд, материально-технических ресурсов для производства и произведенной продукции. Экономический подъем в регионе, в свою очередь, вызовет увеличение объемов перевозок потребительских грузов и пассажиров. Во внимание также принимается переориентация многих грузоотправителей с речного транспорта на железную дорогу. То есть железная дорога Беркакит— Томмот—Якутск становится одним из инфраструктурных гарантов реализации данных проектов.

Годом начала коммерческих перевозок по участку Томмот — Н. Бестях (Якутск) принят 2014 г. На перевозки решающее влияние будут оказывать

предприятия

Перспективная схема грузопотоков в зоне тяготения железной дороги Беркакит — Томмот

темпы развития производственного комплекса Южной Якутии. Исходя из планов реализации производственных проектов следует, что наиболее напряженными являются 2013—2017 гг., так как в этот период планируется разворот строительства всех объектов, а по ряду из них — этап отгрузки продукции. Взяв за основу планируемые сроки строительства и мощности объектов, можно просчитать прогнозируемый объем перевозок до 2020 г. По различным предварительным оценкам, их объем варьирует от 14,4 до 95 млн т.

Учитывая важность предстоящей работы, недостаточность финансовых ресурсов и прогнозируемый значительный рост объемов перевозок с 2014 г., возникает необходимость уточнения параметров развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, выделения проблемных вопросов в отдельную программу с выработкой единого механизма привлечения инвестиций. В этих целях ОАО АК «Железные дороги Якутии», осуществляющим перевозки грузов на участке Нерюнгри—Томмот, разрабатывает «Инвестиционную программу на 2009—2013 гг. и основные направления инвестиций до 2020 года». Данная программа выявляет «узкие» места в провозной и пропускной способности, позволяет определить перечень объектов инфраструктуры (производственные здания, сооружения, техника, программное обеспечение), создающих условия для увеличения провозной способности.

Согласно планируемым срокам строительства и мощности объектов проекта КРЮЯ прогнозируется относительно равномерный рост объемов перевозок (без учета перевозки строительных ма-

териалов) с существующих 2 до 14,4 млн т к 2020 г., при этом существенный (свыше 30 %) прирост прогнозируется в следующих периодах:

• 2010 г. — ввод Инаглинского УДК;

• 2011 г. — начало активной фазы строительства большинства объектов (ГЭС, ГМК);

• 2012 г. — начало отгрузки с Таежнинского ГОКа.

В остальные годы прогнозируется прирост объемов от 8 до 15 %. С учетом перевозки возможных объемов строительных материалов на участке Ко-саревский—Томмот совокупный объем перевозок может возрасти от 12 (2013 г.) до 35 млн т (2017 г.).

Реализация проектов КРЮЯ и ввод в эксплуатацию участка Томмот — Н. Бестях (Якутск) окажут существенное влияние на изменение грузопотоков по направлениям (см. рисунок):

• уже в 2010 г. прогнозируется 3-кратное превышение объемов вывоза груза над объемами ввоза за счет ввода Инаглинского УДК;

• в 2013 г. это соотношение может составить 4,3 раза (Таежнинский ГОК);

• к 2020 г. объемы вывоза в 5,6 раза превысят объемы ввоза груза (все проекты).

На основе прогноза объемов грузоперевозок разработана производственная программа ОАО АК «Железные дороги Якутии», представляющая собой долгосрочный план-прогноз, направленный на обеспечение возрастающих потребностей в железнодорожных перевозках. В качестве основных производственных показателей рассчитываются:

• прогноз объемов погрузки (выгрузки) по станциям (млн т);

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

33

• прогноз грузовой работы станций (тыс. ваг.);

• план формирования грузовых поездов (в парах поездов);

• среднесуточные показатели грузовой работы станций (в вагонах);

• среднесуточный показатель отправления поездов по участкам (в парах поездов);

• эксплуатационный грузооборот (в т-км) и грузовая работа брутто (т-кмб).

На основании прогнозного графика объемов перевозок по проектам произведен постанционный расчет прогнозных показателей погрузки (выгрузки), который показывает, что наибольший объем погрузки ожидается к 2020 г. (до 12,28 млн т), выгрузки — 2,12 млн т. По станциям наиболее существенное увеличение объемов погрузки (в вагонах в сутки) ожидается на станциях Чульбасс, Таежная, Косаревский:

Станция 2013 г. 2020 г.

ст. Чульбасс........................... 79 79

ст. Тенистый.......................... 42 51

ст. Таежная............................ 105 170

ст. Косаревский ................... — 196

Итого погрузка 226 496

Прирост объемов выгрузки ожидается относительно равномерным по всем раздельным пунктам за исключением новой станции Якутск с прогнозными объемами выгрузки от 0,8 до 1 млн т. С учетом внут-ридорожной перевозки строительных материалов показатели погрузки и выгрузки могут увеличиться в 2013—2019 гг. в 2,5—3 раза. В пассажирском движении, начиная с 2014 г., планируется ежедневное отправление пассажирского поезда Якутск—Нерюнгри в составе 10 вагонов (2 пары поездов в сутки).

Расчет прогноза поездной работы на участке Нерюнгри-Томмот произведен исходя из средней массы грузового поезда 2 050 т:

• 2008 г. — 4 пары поездов в сутки (максимально возможный — 8 пар поездов);

• 2013 г. — 12 пар поездов в сутки;

• 2020 г. — 23 пары поездов в сутки. Существенно возрастают среднесуточные

объемы приемо-сдаточных операций по стыковой станции Нерюнгри-грузовая — от 657 вагонов в 2013 г. и до 1 229 вагонов в 2020 г. На основании прогнозного плана погрузки (выгрузки) произведен расчет грузовой работы станций, план формирования грузовых поездов, а также среднесуточные показатели грузовой работы станций и отправления грузовых поездов по участкам.

Анализ данных расчетов показывает, что пропускная способность существующих объектов

инфраструктуры и технических средств на участке Нерюнгри-Томмот для перевозок предстоящего объема грузов недостаточна. Среди мероприятий, повышающих пропускную способность линии, можно выделить следующие:

• увеличение длины и массы поездов (с 1 800 до 2 050 т, в перспективе — до 4 000 т);

• повышение мощности локомотивов (модернизация);

• повышение скорости движения поездов;

• совершенствование системы сигнализации и связи;

• увеличение количества раздельных пунктов (10 дополнительных);

• путевое развитие (удлинение путей раздельных пунктов, реконструкция и строительство дополнительных путей).

Каждый цикл мероприятий включает участие специалистов всех железнодорожных служб, в том числе путевой, локомотивной, вагонной, сигнализации и связи, безопасности движения и эксплуатационной.

Расчет необходимого парка тепловозов также показывает дефицит тяговых мощностей. Учитывая данные обстоятельства, а также большой износ парка тепловозов, ОАО АК «Железные дороги Якутии» начата программа модернизации локомотивного парка, а также приобретения б/у секций и их модернизации с использованием механизма лизинга, рассчитанная на 6 лет (до 2016 г.). В связи с ожидаемым ростом локомотивного парка и увеличением протяженности железной дороги более чем в 2 раза (ввод участка Томмот—Якутск в 2014 г.) возникает потребность в создании собственной системы ремонта инфраструктуры (локомотивного депо), приобретении технических средств обслуживания инфраструктуры (путевая техника, спец. автотранспорт и т. д.).

По другим направлениям капитальных вложений в инфраструктуру в ближайшие три года запланированы ввод систем электрической централизации стрелок станций Нерюнгри-грузовая и Денисовский, усиление эпюры шпал на участке Васильевка—Алдан, прокладка оптико-волоконной линии связи между станциями Нерюнгри-грузо-вая и Томмот, создание поездной диспетчерской радиосвязи.

Реализация программы усиления и развития инфраструктуры железнодорожного транспорта на участке Нерюнгри-Томмот позволит увеличить провозную и пропускную способность, что обеспечит улучшение качественных показателей работы компании, сокращение расходов на ремонт, сни-

жение транспортных издержек, а также создание благоприятных условий для развития экономики региона, повышение доходности и привлекательности компании как объекта для дальнейших инвестиций.

Общий объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта составляет ориентировочно 26 млрд руб., в том числе:

• инфраструктурные объекты — 17,2 млрд руб.,

• локомотивный парк — 7,4 млрд руб.,

• средства обслуживания инфраструктуры — 0,6 млрд руб.,

• программно-технический комплекс — 0,3 млрд руб.,

• прочие мероприятия — 0,64 млрд руб.

Из общей суммы финансирования капитальных вложений собственные средства предприятия составляют 45 %, остальные источники пока не определены. Финансирование таких масштабных проектов наиболее целесообразно из средств государственного инвестиционного фонда, так как реконструкция и усиление железной дороги Беркакит — Томмот является инфраструктурным проектом, обеспечивающим реализацию КРЮЯ.

Для долгосрочного развития железнодорожного транспорта региона ключевое значение имеет формирование инвестиционных механизмов, обеспечивающих согласование интересов самой компании, ОАО «РЖД», частных инвесторов и государства. Масштабное развитие железнодорож-

ной отрасли возможно только за счет объединения усилий всех заинтересованных в развитии железнодорожного транспорта сторон: государства, региона, частного бизнеса и, конечно, ОАО «РЖД» — в соответствии с тем эффектом, который каждая из этих сторон получит от строительства конкретных линий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инвестиционная программа ОАО АК «Железные дороги Якутии» на период 2009—2013 годы и основные направления до 2020 года. Проект.

2. Концепция инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Подготовлена Институтом региональной политики, одобрена инвестиционной комиссией МЭРТ РФ. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 № 302-р.

3. Схема комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 и Правительством РФ 08.02.2007 (протокол от 08.02.2007 № 5).

4. Шимохин В. В. Основные направления модернизации локомотивного парка ОАО АК «Железные дороги Якутии». /Модернизация тепловозов. Пути решения. Сборник докладов. М.: А-принт. 2007. С. 8-14, 182 с.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721-85-75

http:\\www.fin-izdat.ru Е-таН: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.