Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ АРМЕНИИ'

СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
տեխնոպարկ / գիտելիքահենք տնտեսություն / ազգային ինովացիոն համակարգ / պետական ինովացիոն քաղաքականություն / TECHNOPARK / KNOWLEDGE ECONOMY / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / STATE INNOVATION POLICY / ТЕХНОПАРК / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базиян Жанна

Целью данной статьи является исследование предпосылок и обоснование необходимости формирования в Республике Армения экономики знаний, а также выявление роли и потенциала технопарков в данном процессе. Для достижения названных целей автором были решены следующие задачи: исследование зарубежного и армянского опыта создания и развития технопарков; определение наиболее оптимального пути развития будущих армянских технопарков. При проведении исследования использовались такие методы, как мониторинг, описание, сравнительный анализ, системный анализ. В результате исследования выявлено, что в истории «технопаркового движения» условно выделяются четыре модели создания и развития технопарков: американская, европейская, азиатская и российская. Каждая модель складывалась под влиянием различных национальных, исторических и социально-экономических факторов. Автором сделан вывод о том, что в сегодняшних армянских реалиях наиболее оптимальным вариантом является следование российскому пути развития технопарков, потому как Россию и Армению объединяют многие особенности и проблемы социально-экономического развития постсоветских государств. Но это станет возможным лишь при условии применения системного подхода к разработке государственной политики в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TECHNOPARKS AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF THE KNOWLEDGE ECONOMY: FOREIGN EXPERIENCE AND LESSONS FOR ARMENIA

The main purpose of the article is to examine the prerequisites and to justify the need for forming a knowledge economy in the Republic of Armenia, as well as to reveal the role and potential of technoparks in this process. To achieve the mentioned purpose the following tasks were tackled: studying the foreign and Armenian experience of creating and developing technoparks and revealing the most optimal way of the development of future Armenian technoparks.During the research the following methods were used: monitoring, comparative method, comparative analysis and systematic analysis. As a result of the research, it is revealed that in the history of “technopark movement” four models of creation and development of technoparks are conventionally highlighted: American, European, Asian and Russian. Each model has been formed under the influence of various national, historic and socio-economic factors. The author concluded that in today's Armenian realities the most optimal way is to follow the Russian path of development of technoparks, as Russia and Armenia share many characteristics and problems of socio-economic development of the post-Soviet states. However, this will become possible only in case of applying a systematic approach towards the development of state policy in this sphere.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ АРМЕНИИ»

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ

SCIENTIFIC ARTSAKH

научный арцах № 2(3), 2019

СОЗДАНИЕ ТЕХНОПАРКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И УРОКИ ДЛЯ АРМЕНИИ*

ЖАННА БАЗИЯН

Ведущий специалист в Главном информационном управлении аппарата Президента Республики Арцах, член ОМУСА (Республика Арцах, г. Степанакерт), аспирант кафедры теории управления Государственного университета управления,

(Российская Федерация, г. Москва), jaka-199407@mail. ru

Целью данной статьи является исследование предпосылок и обоснование необходимости формирования в Республике Армения экономики знаний, а также выявление роли и потенциала технопарков в данном процессе. Для достижения названных целей автором были решены следующие задачи: исследование зарубежного и армянского опыта создания и развития технопарков; определение наиболее оптимального пути развития будущих армянских технопарков. При проведении исследования использовались такие методы, как мониторинг, описание, сравнительный анализ, системный анализ.

В результате исследования выявлено, что в истории «технопаркового движения» условно выделяются четыре модели создания и развития технопарков: американская, европейская, азиатская и российская. Каждая модель складывалась под влиянием различных национальных, исторических и социально-экономических факторов.

Автором сделан вывод о том, что в сегодняшних армянских реалиях наиболее оптимальным вариантом является следование российскому пути развития технопарков, потому как Россию и Армению объединяют многие особенности и проблемы социально-экономического развития постсоветских государств. Но это станет возможным лишь при условии применения системного подхода к разработке государственной политики в данной сфере.

Ключевые слова: технопарк, экономика знаний, национальная инновационная система, государственная инновационная политика.

Современный мир переживает процессы смены существующего технологического уклада. Развитые страны уже давно осознали необходимость отказа от традиционной модели экономики, базирующейся на добыче и переработке природных ресурсов, в пользу экономики знаний. Впервые термин «экономика знаний» («knowledge economy») ввел в научный оборот американский экономист Ф. Махлуп в 1962 году в своей работе «Производство и распространение знаний в США». Под экономикой знаний Махлуп понимал тип экономики, в которой доминирующую роль играют знания, а источником

~325

экономического роста является производство знаний .

Армения, в свою очередь, также стремится соответствовать мировым трендам. О необходимости развития экономики знаний, как способа достижения * 325

* Հոդվածը ներկայացվել է 07.10.2019թ., գրախոսվել' 30.10.2019թ., տպագրության ընդունվել' 12.12.2019թ.:

325 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1966. - 462 с.

184

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

конкурентоспособности национальной экономики, здесь говорится на протяжении нескольких лет как на государственном уровне, так и в экспертных сообществах. В «Программе устойчивого развития», утвержденной в 2008 году, в качестве одного из приоритетов государственной экономической политики закреплялось улучшение качества экономического роста путем развития ключевых организаций экономики знаний. Последнее должно было стимулировать интенсивное развитие информационно -коммуникационных технологий, научно-исследовательской деятельности и системы профессионального образования326. Кроме того, в 2010 году Правительством РА было утверждено два важных документа: «Программа развития сферы информационных технологий»327 и «Концепция формирования электронного общества в Республике Армения на период с 2010 по 2012 гг.»328.

Но для успешного перехода к экономике знаний, помимо всего прочего, необходимо иметь развитую науку, систему высшего образования и бизнес-среду. Тесная интеграция этих трех элементов является фундаментальным для экономики знаний, ведь именно она обеспечивает осуществление инновационного процесса посредством трансфера знаний (knowledge transfer) между наукой, образованием и бизнесом. Отметим, что инновационный процесс представляет собой процесс преобразования научного знания в инновацию, в ходе которого инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании329. В общем виде инновационный процесс представляет собой цепочку следующих стадий: фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, опытно -конструкторские работы, внедрение результатов в производство.

Одной из самых эффективных и развитых форм интеграции науки, образования и бизнеса является технопарк. Технопарк призван обеспечивать осуществление всех стадий инновационного процесса на одной территории посредством трансфера знаний между научно-исследовательскими организациями, вузами и компаниями330. Отметим, что в силу несущественности терминологических различий, понятия «технопарк», «научный парк» и «исследовательский парк» в данной статье используются как тождественные.

Так, согласно определению Международной ассоциации научных парков и зон инновационного развития (International Association of Science Parks and Areas of Innovation) научный парк – это организация, управляемая профессионалами, главной целью которой является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также конкурентоспособности предприятий и научно-образовательных учреждений. Для достижения названных целей научные парки активизируют и управляют движением потоков знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками; содействуют созданию и росту инновационных компаний посредством бизнес-

326 Կայուն Զարգացման Ծրագիր (Հավելված ՀՀ կառավարության 2008 թվականի հոկտեմբերի 30-ի N 1207-Ն որոշման), https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=51206:

3 7 Տեղեկատվական Տեխնոլոգիաների Ոլորտի Զարգացման Պետական Աջակցության 2008 թ. ծրագիր (Հավելված N 1 ՀՀ կառավարության 2008 թվականիմարտի 13-ի N 293-Ն որոշման) https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=43344:

328 «Հայաստանի Հանրապետությունում էլեկտրոնային հասարակության ձևավորման հայեցակարգ (2010-2012ԹԹ.)» (Հավելված ՀՀ կառավարության 2010 թ.-ի նիստի N – արձանագրայինորոշման) https://www.gov.am/files/meetings/2010/4655.pdf

329 Степанова И.П. Инновационный менеджмент / Саратовский социально-экономический институт ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 124 с.

330 Базиян Ж.К., Смирнова В.Г. Технопарк как инновационная экосистема Цифровой экономики // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. Материалы II Международного научного форума. Выпуск 2 - 2018. C 127-132.

185

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

инкубирования и формированию спин-оффов (выведения новых организаций из уже существующих), а также предоставляют комплекс услуг, включающий аренду высококлассных помещений и оборудования331. Ключевым моментом в данном определении представляется «управление движением потоков знаний и технологий (трансфер знаний) между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками».

Страны с развитой экономикой еще в прошлом веке осознали существенный потенциал и роль технопарков (исследовательских и научных парков) в формировании экономики знаний, что послужило причиной для их бурного развития. Так называемое «технопарковое движение» началось в США, когда декан инженерного факультета Стэнфордского университета профессор Фредерик Терман предложил основать индустриальный парк на территории обширных угодий, доставшихся университету в наследство от Леланда Стэнфорда. Идея Фредерика Термана заключалась в том, чтобы разрешить две существующие на тот момент проблемы Стэнфордского университета: привлечение дополнительных финансовых ресурсов и обеспечение студентов и выпускников вуза работой по специальности332.

Первые компании начали размещаться в Стэнфордском индустриальном парке (впоследствии Стэнфордский исследовательский парк) уже в 1951 году, и вскоре многие крупнейшие и известные корпорации США (Eastman Kodak, General Electric и другие) начали открывать здесь свои офисы и производства. В результате, Стэнфордский университет начал получать доходы от сдачи в аренду своих земельных участков; студенты и выпускники получили возможность трудоустройства в крупных компаниях или создания собственных стартапов; а компании-резиденты получили доступ к высококвалифицированным кадрам.

Стэнфордский исследовательский парк стал «сердцем» Кремниевой Долины США (также известной как Силиконовая Долина). Сегодня Кремниевая Долина является самым известным технологическим центром в мире и оказывает существенное влияние на передовое технологическое развитие США. Здесь размещаются университеты и их подразделения; различные инвестиционные и венчурные фонды; штаб-квартиры, представительства и подразделения НИОКР крупнейших мировых технологических компаний, преимущественно специализирующихся на ИТ-отрасли.

Положительный опыт Стэнфорда по созданию университетского технопарка послужил примером для других национальных университетов. Так, в конце 50-х годов сформировался крупнейший технопарк в США – Исследовательский треугольник Северной Каролины, специализирующийся на высоких технологиях. Географическими вершинами парка выступают три ведущих университета штата: Университет Северной Каролины в Роли, Университет Северной Каролины в Чэпел Хилл и Университет Дьюка в Дареме. Кроме того, в конце 80-х годов высокотехнологичный университетский парк был образован на базе одного из самых престижных вузов страны – Массачусетского технологического университета.

К началу 1990-х годов технопарки уже существовали во многих странах Европы и Азии. Так, в число самых известных технопарков того времени, которые успешно функционируют и по сей день, входят Научный парк Турку в Финляндии, София Антиполис во Франции, Адлерсхоф в Германии, Кембриджский научный парк и Научноисследовательский парк Суррея в Великобритании, Технополис Цукуба в Японии, Чжаньцзянский парк высоких технологий и Научно-технологический центр

331 Официальный сайт Международной ассоциации научных парков // https://www.iasp.ws/.

332 Официальный сайт Стэнфордского исследовательского парка (StanfordResearchPark) // https://stanfordresearchpark.com/.

186

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

Чжунгуаньцунь в Китае и многие другие333 334. Данные технопарки являются ведущими научно-технологическими центрами стран и регионов своего размещения, более того, они выступают своеобразными точками притяжения для технологических компаний из-за высокой концентрации «мозгов».

На формирование технопарков в названных странах, безусловно, оказали влияние национальные, исторические и социально-экономические особенности. Так, можно сказать, что в США инициатива по созданию технопарков исходила от университетов с мощной научно-исследовательской и имущественной базой, а не «насаждалась сверху» государством, что можно считать одним из ключевых факторов их успеха.

В передовых странах Азии создание технопарков преимущественно осуществлялось в рамках государственных целевых программ по развитию отдельных территорий страны и наукоемких отраслей экономики. Здесь сильная и тщательно проработанная государственная политика стала источником стремительного технологического развития, которое в недалеком будущем способно поколебать многолетнее технологическое превосходство США.

Что касается европейских стран, то в большинстве из них сформировалась комбинированная модель развития технопарков. Здесь данные организации создавались благодаря органичному взаимодействию государства, бизнес-сектора и ведущих

334

университетов и научно-исследовательских институтов .

В контексте развития технопарков в Армении представляется разумным уделить особое внимание российской практике, потому как Россию и Армению связывает многолетняя история, и им присущи многие особенности и проблемы социально -экономического развития постсоветских государств.

Первые российские технопарки начали создаваться в начале 1990-х годов. Но данный процесс во многом носил стихийный характер и был обусловлен растущей популярностью технопарков в США и Европе. Изначально технопарки создавались в качестве структурных подразделений вузов; на базе государственных научных центров (ГНЦ); на территориях бывших академических городов, наукоградов и закрытых поселений. Наиболее известные парки того времени –Технопарк Томского государственного университета систем управления и радиотехники; Зеленоградский научно-технологический парк; Научный парк МГУ; Технопарк в Москворечье с базовым техническим университетом – МИФИ; технопарки в подмосковных наукоградах Пущино, Черноголовка, Троицк и Дубна335.

Несмотря на стремительно растущее число технопарков, в России на тот момент отсутствовала государственная стратегия по их формированию и развитию, не было четкого видения роли и места технопарков в социально-экономическом и научно -технологическом развитии российского государства, отсутствовала какая-либо законодательная база в данной сфере и сильно ощущалась нехватка финансовой базы вузов и научно-исследовательских организаций. Это послужило причиной закрытия большей части технопарков.

Позитивная тенденция наметилась в 2006 году с принятием Комплексной программы «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий». Целью программы было обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации и

333 Базиян Ж. К. Зарубежный опыт создания и функционирования технопарков // Муниципальная академия. – 2016. – №. 4. – С. 25-29.

334 Базиян Ж.К. Зарубежный опыт создания и функционирования технопарков // Муниципальная академия, научный информационно-аналитический журнал, №4, 2016 С. 25-29.

335 Базиян Ж.К. Смирнова В.Г. Развитие технопарков в России и за рубежом // Материалы 22-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2017». Выпуск 4 С.37-41.

187

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

превращения их в одну из основных движущих сил экономического роста страны336. В рамках комплексной программы было создано 12 технопарков в сфере высоких технологий в десяти субъектах РФ общей площадью свыше 480 тысяч квадратных метров337. В основу разработки комплексной программы были положены научнопроизводственный потенциал и ключевые компетенции регионов, в которых планировалось учредить технопарки.

Далее последовало несколько ключевых событий, которые способствовали более устойчивому развитию технопарков: создание российской Ассоциации кластеров и технопарков; разработка государственного стандарта, в котором закрепляются требования к их физической инфраструктуре; принятие ряда мер федеральной поддержки технопарков и их резидентов, а также регионов, реализующих проекты по созданию новых подобных организаций; внесение поправок в федеральное законодательство, конкретизирующих определение промышленного технопарка; выработка субъектами Российской Федерации регионального законодательства в данной сфере.

В настоящее время, по данным Ассоциации кластеров и технопарков, в России функционирует около 157 организаций, именующих себя «технопарк»338. Безусловно, многие из них не соответствуют технопаркам по своим целям, структуре, видам деятельности и другим характеристикам. Но, так или иначе, видна заинтересованность государства в развитии технопарков и растущее понимание их потенциала для продвижения наукоемких и высокотехнологичных отраслей, отказа от сырьевой экономики в пользу экономики знаний и инноваций.

Далее рассмотрим опыт Армении. Первым в стране технопарком, который успешно функционирует и по сей день, является Viasphere, созданный в 2000 году одноименной американской компанией. Компания Viasphere была основана в 1998 году в центре Кремниевой Долины США и изначально осуществляла функции бизнес-инкубатора и акселератора стартапов339.

Технопарк Viasphere, расположенный в Ереване, сегодня занимается предоставлением инфраструктуры и специализированных услуг на различных этапах развития технологических компаний со стратегической целью возродить научноисследовательский потенциал Армении как «Кремниевой Долины» Советского Союза. Что очень важно, технопарк создает «мост» между армянскими компаниями-резидентами и Кремниевой Долиной США, а также взаимодействует с ведущими техническими вузами и институтами США и Европы в области коммерциализации технологий. Таким образом, технопарк Viasphere играет важнейшую роль в развитии ИТ-отрасли Армении и способствует развитию экспортного потенциала в данной сфере.

В Армении был и неудачный опыт по созданию и развитию технопарков. Так, в 2004 году на базе комплексного электротехнического научно-исследовательского института при кураторстве Министерства торговли и экономического развития РА был учрежден технопарк «Андрон». Но через три года технопарк прекратил свое существование, так как после смерти его директора начались проблемы с финансированием, в результате чего высококвалифицированные кадры и

336 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об одобрении комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» от 10.03.2006 N 328-р (ред. от 29.11.2014)

337 Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/445/.

338 Данилов Л.В., Валеева А.Р., Голубкин И.В. Четвертый ежегодный обзор «Технопарки России - 2018» // Ассоциация кластеров и технопарков России. - М.: АКИТ РФ, 2018 - 52с.: ил. -1500 экз. http://akitrf.ru/upload/ot2018.pdf.

339 Официальный сайт компании «Viasphere International», https://www.viasphere.com/.

188

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

производственные мощности технопарка были утрачены340. Одной из причин подобного расклада можно назвать отсутствие государственной стратегии по развитию технопарков вплоть до 2005 года.

В 2005 году Правительство РА одобрило Программу формирования инновационной системы в Республике Армения на 2005-2010 годы. Целью Программы являлось содействие повышению уровня технологической оснащенности экономики страны, достижение конкурентоспособности инновационной продукции на внутренних и внешних рынках и на этой основе переход к этапу устойчивого экономического развития341. Для этого предполагалось создание и развитие ряда организаций научно -технической и производственно-технологической сферы, в число которых входят технопарки и бизнес-инкубаторы.

Кроме того, немаловажным событием стало законодательное закрепление определения технопарка. Так, согласно Закону Республики Армения от 2006 года «О государственном содействии инновационной деятельности», технопарк – это «юридическое лицо или созданный на основе договора о совместной деятельности союз юридических лиц (участников), главной задачей которого является формирование инновационной среды, то есть реализация инвестиционных и инновационных программ посредством создания соответствующей материально-технической и финансовой базы; деятельность, направленная на внедрение наукоемких разработок и высоких технологий и на производство товара, конкурентоспособного на мировом рынке»342. В законе также отмечается, что одним из основных направлений государственного содействия инновационной деятельности является содействие созданию и развитию инновационных инфраструктур: научно-инновационных центров, фондов, технопарков, бизнес-

инкубаторов.

Растущее внимание властей Республики к технопаркам и осознание их важности в процессе построения национальной инновационной системы привело к тому, что в 2008 году Правительством была инициирована программа по созданию Технологического центра Гюмри при участии Фонда бизнес-инкубирования, Правительства РА и Всемирного банка343. Центр призван превратить город Гюмри, который все еще переживает последствия разрушительного землетрясения 1988 года, в региональный и международный центр высоких технологий. Целью технологического центра является развитие технических и предпринимательских навыков, стимулирование технологического предпринимательства, коммерциализация результатов научноисследовательских работ в ИТ и других высокотехнологичных отраслях, формирование новых технологических бизнесов и привлечение иностранных инвестиций.

Важнейшей особенностью Технологического центра Гюмри является осуществление различных образовательных программ, в том числе программ обмена с международными образовательными учреждениями по таким направлениям, как ИТ, архитектура, мультимедия и «зеленые» технологии.

Положительный опыт Технологического центра Гюмри послужил импульсом для инициирования похожего проекта в третьем по величине городе Армении после Еревана и

340 Оганесян В. Г. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в Армении // Известия СПбГЭУ. 2010. №2. // URL: https://cyberlemnka.ra/artide/n/infrastruktura-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-armenii.

341 2005-2010 թթ. Ծրագիր Հայաստանի Հանրապետությունում Ինովացիոն Համակարգի Ձևավորման (Հավելված N 1 ՀՀ կառավարության 2005 թվականի սեպտեմբերի 28-ի N 1729-Ն որոշման), https://www.arlis.am/documentview.aspx?Docid=21361:

342 ՀՀ Օրենքը Ինովացիոն Գործունեությանը Պետական Աջակցության Մասին (ընդունված 2006 թվականի մայիսի 23-ին),

https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=79627

343 Официальный сайт Фонда бизнес-инкубирования, https://www.eif.am/arm/projects/gtc/.

189

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

Гюмри - Ванадзоре. Сегодня Ванадзорский технологический центр оказывает различные виды поддержки технологическим компаниям, такие как бизнес-консультирование; менторинг, маркетинг и продвижение продукции; помощь в установлении полезных бизнес-связей и т.д. Примечательно, что Ванадзорский технологический центр взаимодействует с международной школой программирования Yandex в области осуществления совместных образовательных программ в ИТ-сфере344.

Исследование зарубежного опытасоздания и развития технопарков позволяет сделать вывод о том, что данные организации являются эффективным инструментом в процессе построения национальной инновационной системы страны и ее перехода к экономике знаний. Как уже было выяснено, о необходимости развивать технопарки в Республике Армения говорится уже более пятнадцати лет. Осуществление за эти годы ряда инициатив по принятию государственных программ и нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что государство уделяет внимание вопросу развития технопарков, и видно стремление властей интегрировать данные организации в инструментарий государственной инновационной политики. Данное предположение подтверждается тем, что в «Стратегической программе долгосрочного развития Республики Армения на 2014 – 2025 годы» в число особых инструментов и мер государственной политики по стимулированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ входят (НИОКР)345:

• создание технопарков и индустриальных парков;

• выделение грантов на совместные НИОКР компаний и вузов;

• создание венчурных фондов.

Несмотря на это, для успешного формирования технопарков на сегодняшний день в Республике Армения отсутствуют некоторые базовые условия. Среди них: нехватка материально-технических и финансовых ресурсов науки (сюда также входит проблема диверсификации источников финансирования науки); отсутствие сильных технических вузов с развитой научно-исследовательской и финансовой базой (в отличие от американских и европейских, армянские вузы не обладают финансовой самостоятельностью и функционируют преимущественно за счет бюджетных средств); слабое развитие технологического предпринимательства.

Но вышеназванные проблемы присущи многим постсоветским государствам, и на их решение требуются годы и даже десятилетия. На наш взгляд, здесь нужен системный подход, подразумевающий выявление перспективных отраслей, которые обеспечат Армении технологический прорыв и конкурентные преимущества. И в соответствии с выбранными перспективными отраслями необходимо разработать комплексную государственную программу по созданию и развитию в них технопарков. Такой подход уже доказал свою эффективность в России и некоторых азиатских странах и может быть применен в Армении.

Некоторые шаги в данном направлении уже предприняты. Уже взят курс на интенсивное развитие сферы информационных технологий. Но технологический потенциал Армении на этом не исчерпывается. На наш взгляд, учитывая индустриальный потенциал Армении при Советском Союзе, с точки зрения отраслевой специализации будущих технопарков могут представлять интерес фармацевтическая промышленность, альтернативная энергетика, приборостроение и нанотехнологии.

344 Официальный сайт Фонда бизнес-инкубирования https://www.eif.am/arm/projects/ vanadzor-technology-center-vtc/.

345 Հայաստանի Հանրապետության 2014-2025 թթ. Հեռանկարային զարգացման ռազմավարական ծրագիր (Հավելված ՀՀ կառավարության 2014 թվականի մարտի 27-ի N 442 -Ն որոշման), https://www.gov.am/files/docs/1322.pdf:

190

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

Только при системном подходе Армения сможет встать на инновационный путь развития и сформировать экономику знаний, не говоря уже о том, что грамотное развитие технопарков позволит решить иные социально-экономические задачи, в числе которых создание новых рабочих мест и повышение инвестиционной привлекательности страны и ее отдельных регионов.

ՏԵԽՆՈՊԱՐԿԵՐԻ ՍՏԵՂԾՈՒՄԸ' ՈՐՊԵՍ ԳԻՏԵԼԻՔԱՀԵՆՔ ՏՆՏԵՍՈՒԹՅԱՆ ԶԱՐԳԱՑՄԱՆ ԳՈՐԾԻՔ. ՕՏԱՐԵՐԿՐՅԱ ՓՈՐՁԸ ԵՎ

ԴԱՍԵՐ ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՀԱՄԱՐ

ԺԱՆՆԱ ԲԱՁԻՅԱՆ

Արցախի Հանրապետության Նախագահի աշխատակազմի տեղեկատվության գլխավոր վարչության առաջատար մասնագետ,

ԱԵԳՄՄ անդամ,

(ք.Ստեփանակերտ, Արցախի Հանրապետություն)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Կառավարման պետական համալսարանի Կառավարման տեսության ամբիոնի ասպիրանտ (ք. Մոսկվա, Ռուսաստանի Դաշնություն)

Հոդվածի նպատակն է Հայաստանի Հանրապետությունում գիտելիքահենք տնտեսության ստեղծման նախադրյալների հետազոտումն ու դրա անհրաժեշտության հիմնավորումը, ինչպես նաև այս պրոցեսում տեխնոպարկերի դերի ու ներուժի բացահայտումը: Նշված նպատակի իրականացման համար լուծվել են հետևյալ խնդիրները. ուսումնասիրել տեխնոպարկերի ստեղծման և զարգացման գործում օտարերկրյա և հայկական փորձը, գտնել ապագա հայկական տեխնոպարկերի զարգացման լավագույն ուղին: Հետազոտման ընթացքում օգտագործվել են

մոնիթորինգի, նկարագրման, համեմատական վերլուծության և համակարգային անալիզի մեթոդները:

Ուսումնասիրության արդյունքում պարզվել է, որ «տեխնոպարկերի շարժման» պատմության մեջ պայմանականորեն առանձնացվում է տեխնոպարկերի ստեղծման և զարգացման չորս մոդել՝ ամերիկյան, եվրոպական, ասիական և ռուսական:

Հեղինակի եզրահանգմամբ՝ այսօրվա հայ իրականության մեջ լավագույն եղանակը տեխնոպարկերի զարգացման ռուսական ուղուն հետևելն է, քանի որ Ռուսաստանին ու Հայաստանին միավորում են հետխորհրդային պետությունների սոցիալ-տնտեսական զարգացման բազմաթիվ առանձնահատկություններ և խնդիրներ: Բայց դա հնարավոր կլինի միայն այն դեպքում, եթե համակարգային մոտեցում կիրառվի այս ոլորտում պետական քաղաքականության մշակման ուղղությամբ:

Հիմնաբառեր' տեխնոպարկ, գիտելիքահենք տնտեսություն, ազգայինինովացիոն համակարգ, պետական ինովացիոն քաղաքականություն:

191

ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019

FORMATION OF TECHNOPARKS AS AN INSTRUMENT OF

DEVELOPMENT OF THE KNOWLEDGE ECONOMY: FOREIGN EXPERIENCE AND LESSONS FOR ARMENIA

ZHANNA BAZIYAN

Leading Specialist at Central Information Department Of the Office of the Artsakh Republic Rresident, Member of UYSSA (Artsakh Republic, Stepanakert)

PhD student at the Department of Management Theory of State University of Management (Russian Federation, Moscow)

The main purpose of the article is to examine the prerequisites and to justify the need for forming a knowledge economy in the Republic of Armenia, as well as to reveal the role and potential of technoparks in this process. To achieve the mentioned purpose the following tasks were tackled: studying the foreign and Armenian experience of creating and developing technoparks and revealing the most optimal way of the development of future Armenian technoparks.During the research the following methods were used: monitoring, comparative method, comparative analysis and systematic analysis.

As a result of the research, it is revealed that in the history of “technopark movement” four models of creation and development of technoparks are conventionally highlighted: American, European, Asian and Russian. Each model has been formed under the influence of various national, historic and socio-economic factors.

The author concluded that in today's Armenian realities the most optimal way is to follow the Russian path of development of technoparks, as Russia and Armenia share many characteristics and problems of socio-economic development of the post-Soviet states. However, this will become possible only in case of applying a systematic approach towards the development of state policy in this sphere.

Key words: Technopark, knowledge economy, national innovation system, state innovation policy.

192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.