ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ АРМЕНИЯ*
ЭЛЛА НАГАПЕТЯН
Российско-Армянский уиверситет, кафедра управления, бизнеса и туризма, аспирант г.Ереван, Республика Армения enahapet@yandex. ru
Прямые иностранные инвестиции являются важным составляющим экономического развития страны.
Актуальность темы заключается в необходимости обеспечения высокой инвестиционной активности страны.
На сегодняшний день вопрос инвестиционной привлекательности Армении стоит довольно остро, требует постоянного мониторинга и анализа, так как в современной Армении одной из ключевых экономических проблем является привлечение и стимулирование вложений в экономику, и во всем мире происходит острая конкурентная борьба между странами за привлечение иностранных инвестиций.
Целью исследования является изучение инвестиционной среды Республики Армения, а также разработка рекомендаций по увеличению притока иностранных инвестиций.
В исследовании были использованы методы научного анализа, такие как статистический, сравнительный и факторный анализы.
Результаты исследования показывают, что в Республике Армения наряду с многими преимуществами, такими как либеральный торговый режим, потенциал и участие армянской диаспоры, высокообразованная квалифицированная рабочая сила и т.д., имеется также множество проблем, препятствующих привлечению прямых иностранных инвестиций. Однако, учитывая потенциал страны и деятельность правительства РА, можно ожидать увеличения притока прямых иностранных инвестиций в будущем.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционная среда, инвестиции в Армению, инвестиционная политика Армении, привлечение инвестиций, факторы привлечения инвестиций, статистика инвестиций.
Иностранные инвестиции представляют собой один из важнейших элементов инвестиционной составляющей экономики страны.
Они являются одним из ключевых источников экономического развития, так как способствуют росту производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, росту конкурентоспособности на мировом рынке, развитию регионов и т.д. Таким образом, стимулирование роста иностранных инвестиций можно считать одним из основных средств, обеспечивающих повышение темпа и объема экономического развития страны, и на это следует обратить особое внимание.
Согласно официальным документам Международного валютного фонда417, международные инвестиции можно разделить на три группы: портфельные, прямые и
* Հոդվածը ներկայացվել ընդունվել' 12.12.2019թ.:
է 23.09.2019թ., գրախոսվել' 30.10.2019թ., տպագրության
261
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
прочие. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - это прямые инвестиции, вкладываемые с целью получения длительной прибыли в предприятия любой отрасли экономики, но только не в стране инвестора. Задача инвестора также заключается в получении существенного права голоса в управлении иностранным предприятием.
В 2018-м году объем ПИИ в армянскую экономику превысил 254 млн долларов. Таким образом, за прошлый год вложения зарубежных инвесторов в РА увеличились, хотя прирост составил всего около 3%. В целом, динамика потоков иностранных инвестиций достаточно нестабильна и зависит от влияния множества факторов.
График 1. Прямые иностранные инвестиции РА, млн, долларов418
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
0
944
668
467
292
221 247 ■
■ 12210470 111123 ■ I
. - 5.2 In.nll
ՀրւուՕԻտՕՕՕՕՀ-ւքՏրՕՀրւուՕԻ՚տՕՕՕՕ
Qi <Т) <Т) <Т) <Т) <Т) О О О О О О О О О О հ—I т—I т—I т—I т—I т—I т—I т—I т—I
спспспспспспооооооооооооооооооо
HHHHHH(N(NfMfMfM(NfMfM(NfMfMfM(N(NfMfM(NfMfM
Согласно данным Национального статистического комитета, самый значительный объем инвестиций поступил из России. РФ является основным инвестором в Республике Армения с удельным весом около 54%. Значительные потоки также поступили из Джерси, Германии, Ливана и Кипра.
Учитывая важность прямых иностранных инвестиций для экономики Армении, необходимо разработать эффективную инвестиционную политику страны.
Инвестиционная политика Армении, как часть общей экономической политики правительства страны, направлена на формирование благоприятной инвестиционной и деловой среды, улучшение процессов и норм осуществления регулирующих функций, обнаружение и расширение конкурентных преимуществ регионов, развитие рыночной инфраструктуры и, на базе всего этого - решение вопросов экономического развития. Таким образом, в первую очередь необходимо исследовать факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций.
Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций исследовались многими отечественными и зарубежными учеными-экономистами, однако нельзя выделить универсальную модель факторов, которые однозначно влияют на объем прямых иностранных инвестиций. Условно можно выделить “общие” факторы - показатели, которые будут учитываться в обязательном порядке каждым инвестором, и “специфические” факторы - показатели, которые характерны для конкретного региона или важны для конкретного бизнеса. 417 418
417 Официальный сайт Международного валютного фонда www.imf.org.
418 Официальный сайт Всемирного банка www.worldbank.org.
262
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ
SCIENTIFIC ARTSAKH
научный арцах № 2(3), 2019
График 2. Топ 5 стран по прямым инвестициям в Армению в 2018г.419
70000
60000
50000
40000
30000
20000
10000
0
60194,3
Россия
20640
Джерси Германия
4859,8
Ливан
3198,7
Кипр
В “общие” факторы входят в первую очередь составляющие инвестиционного климата страны (законодательство, политика, налоги и т.д.), а также основные макроэкономические и институциональные показатели, характеризующие общее состояние экономики, показывая насколько уверенно можно предполагать получение экономических выгод в будущем, такие как:
• ВВП (в абсолютном выражении, на душу населения, темп прироста);
• инфляция;
• индекс потребительских цен;
• безработица;
• средняя заработная плата;
• уровень образования;
• оборот организаций;
• число организаций с участием иностранного капитала и т.д.
Стоит отметить, что есть также множество международных индексов, показывающих инвестиционную привлекательность страны, такие как:
• индекс экономической свободы;
• рейтинг несостоятельности государства;
• простота ведения бизнеса;
• индекс глобальной конкурентоспособности;
• индекс инвестиционного доверия и т.д.
419 Национальная статистическая служба РА.
263
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
По многим показателям Армения привлекательна для иностранных инвестиций. Среди основных преимуществ инвестирования стоит выделить:
• инвестиционные гарантии и свободная репатриация инвестированного капитала и
прибыли, право на собственность;
• налоговые льготы для иностранных инвесторов;
• соглашения об избежании двойного налогообложения;
• либеральный торговый режим: член ВТО и Всемирной таможенной организации;
• отсутствие квоты и лицензирования для импорта;
• соглашения о свободной торговле со странами СНГ;
• упрощенные процедуры для основания предприятий (АО, ООО и т.п.);
• никаких ограничений для иностранцев по управлению местными компаниями;
• регистрация компании в государственном регистре в самые сжатые сроки;
• высокообразованная квалифицированная рабочая сила, очень скромные зарплаты;
• потенциал и участие армянской диаспоры в развитии независимой Армении.
Однако, несмотря на вышеперечисленные преимущества, а также на некоторое оживление в реформировании инновационной экономики Армении со стороны правительства, в стране есть множество проблем и серьезных препятствий для привлечения вложений.
Основными причинами низкого уровня заинтересованности иностранных инвесторов армянской экономической средой и желания вкладывать свои ресурсы в экономику Армении, являются неблагоприятные условия ведения бизнеса в стране. Согласно одному из самых популярных исследований группы Всемирного банка – ежегодному рейтингу легкости ведения бизнеса Doing business, в 2018 году Армения занимает 47 место среди 130 стран.420 Согласно этому исследованию Армения имеет большой потенциал для привлечения инвестиций, однако существует немало проблем относительно конкурентоспособности страны. Об этом свидетельствует глобальное исследование по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum). По индексу глобальной конкурентоспособности 2018 года (The Global Competitiveness Index) Армения занимает 73 место из 137 стран421.
Индекс был определен на основе 98 показателей и 12 «столпов» конкурентоспособности, а именно:
• качество институтов;
• инфраструктура;
• информационные и коммуникационные технологии;
• макроэкономическая стабильность;
• здоровье населения;
• образование;
• потребительский рынок;
• рынок труда;
• финансовая система;
• размер внутреннего рынка;
• динамика развития бизнеса;
• инновационный потенциал.
420 A World Bank Group Flagship Report “Doing Business 2018.
421 The Global Competitiveness Report 2017-2018.
264
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
Как видно из Графика 3, наиболее проблемными факторами, препятствующими ведению бизнеса в Армении, являются:
• доступ к финансированию;
• налоговые ставки;
• налоговое регулирование;
• коррупция;
• неэффективная правительственная бюрократия;
• валютное регулирование;
• неадекватная квалификация рабочей силы;
• инфраструктура.
График 3. Наиболее проблемные факторы, препятствующие ведению бизнеса.422
Доступ к финансированию Налоговые ставки Налоговое регулирование Коррупция
Неэффективная правительственная. Валютное регулирование Неадекватная квалификация рабочей силы Инфраструктура Недостаточная способность к инновациям
Инфляция Нестабильность политики Плоблемы трудовой этики Ограничительные трудовые нормы Нестабильность правительства / перевороты Плоблема здравоохранения Преступления и кражи
0 2 4 6 8 10 12 14
С целью стимулирования дальнейшего экономического развития и привлечения иностранных инвестиций, правительство страны должно обеспечить благоприятную среду для всех инвесторов, которая обеспечит стабильные и прогнозируемые условия для правовой защиты бизнес-сделок и инвестиций, а также уменьшение риска иностранных и местных инвестиций. Также необходимо учитывать современные тенденции прямых иностранных инвестиций и предпринимать шаги для существенного изменения структуры и развития конкурентных преимуществ страны.
Таким образом, правительству РА следует осуществить несколько первоочередных шагов, а именно:
• ликвидация налоговых и других регулирующих и административных барьеров;
• формирование соответствующей международным стандартам системы страхования;
• осуществление более адресного и активного сотрудничества с диаспорой;
422 Всемирный экономический форум, опрос по обзору мнений 2017 года.
265
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
• развитие коммуникативных и информационных технологий и их широкое применение;
• создание необходимых активов: научно-технических структур, институциональных единиц для подготовки квалифицированных кадров, развитой инфраструктуры и т.д.
Учитывая потенциал страны, деятельность и планы правительства РА относительно развития инвестиционной среды, положительную тенденцию изменений объемов инвестиций и многие факторы, влияющие на привлекательность страны для инвесторов, можно сделать вывод, что объем прямых иностранных инвестиций в Республику Армения в ближайшее время может серьезно увеличиться.
ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՀԱՆՐԱՊԵՏՈՒԹՅՈՒՆ ՕՏԱՐԵՐԿՐՅԱ ՈՒՂՂԱԿԻ ՆԵՐԴՐՈՒՄՆԵՐԻ ՆԵՐԳՐԱՎՄԱՆ ՎԵՐԱԲԵՐՅԱԼ ԱՌԱՋԱՐԿՆԵՐ ԵՎ
ՎԵՐԼՈՒԾՈՒԹՅՈՒՆ
ԷԼԼԱ ՆԱՀԱՊԵՏՅԱՆ
Հայ-Ռուսական Համալսարան,
առավարման, բիզնեսի և զբոսաշրջության ամբիոնի ասպիրանտ, ք. Երևան, Հայաստանի Հանրապետություն
Օտարերկրյա ուղղակի ներդրումները երկրի տնտեսական զարգացման կարևոր բաղադրիչներից են:
Թեմայի արդիականությունը պայմանավորված է երկրի ներդրումային բարձր ակտիվության ապահովման անհրաժեշտությամբ:
Ներկայիս պայմաններում Հայաստանի ներդրումային գրավչության հարցը բավականին սուղ է դրված: Այն պահանջում է շարունակական մոնիթորինգի և հետազոտությունների իրականացում, քանի որ ժամանակակից Հայաստանում ներդրումների ներգրավումը հանդիսանում է տնտեսությունում առկա հիմնական խնդիրներից մեկը, և դրան զուգահեռ ամբողջ աշխարհում օտարերկրյա ներդրումների ներգրավման համար տարբեր պետությունների միջև սուր մրցակցային պայքար է ընթանում:
Հետազոտության նպատակը Հայաստանի Հանրապետության ներդրումային միջավայրի ուսումնասիրությունն է, ինչպես նաև օտարերկրյա ներդրումների ներհոսքի խթանմանն ուղղված գործնական առաջարկների մշակումը:
Հետազոտության իրականացման համար կիրառվել են գիտական
վերլուծության մի շարք մեթոդներ, որոնց թվում՝ վիճակագրական, փաստերի համեմատական-համադրական, գրաֆիկական, գործոնային վերլուծությունների մեթոդներ:
Հետազոտության արդյունքները փաստում են, որ Հայաստանի
Հանրապետությունում բազմաթիվ առավելությունների հետ մեկտեղ (ինպիսիք են ազատ առևտրի ռեժիմը, սփյուռքի ներուժը, կրթված և որակյալ աշխատուժը) առկա են նաև բազմաթիվ խնդիրներ, որոնք խոչընդոտ են հանդիսանում օտարերկրյա ուղղակի ներդրումների ներգրավման համար: Այնուամենայնիվ, հաշվի առնելով երկի ներուժը և կառավարության գործունեությունը՝ ապագայում կարող ենք ակնկալել օտարերկրյա ուղղակի ներդրումների աճ:
Հիմնաբառեր' Օտարերկրյա ուղղակի ներդրումներ, ներդրումային միջավայր, ներդրումներ Հայաստան, Հայաստանի ներդրումային քաղաքականություն,
ներդրումների ներգրավում, ներդրումների ներգրավման գործոններ, ներդրումների վիճակագրություն:
266
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2(3), 2019
ANALYSIS AND RECOMMENDATIONS ON ATTRACTING FOREIGN DIRECT INVESTMENTS IN THE REPUBLIC OF ARMENIA
Ella Nahapetyan
Russian-Armenian University,
Department of management, business and tourism, graduate student.
Yerevan, Republic of Armenia
Foreign direct investments are an important component of the country’s economic development.
The relevance of the topic is the need to ensure high investment activity of the country.
Today, the issue of investment attractiveness of Armenia is quite acute, it requires constant monitoring and analysis, as one of the key economic problems in modern Armenia is attracting and stimulating investments in the economy and throughout the world there is a tough competition between countries for attracting foreign investment.
The aim of the article is to study the investment environment of the Republic of Armenia, as well as develop recommendations to increase the inflow of foreign investments.
The study used methods of scientific analysis, such as statistical, comparative and factor analysis.
The research results of the research show that in the Republic of Armenia, along with many advantages, such as the liberal trade regime, the potential and participation of the Armenian Diaspora, a highly educated skilled workforce, etc., there are also many problems preventing foreign direct investments, but given the country’s potential and the activities of the RA government, we can expect an increase in foreign direct investments in flows in the future.
Keywords: foreign direct investments, investment environment, investments in Armenia, investment policy of Armenia, investment attraction, investment attraction factors, investment statistics.
267